Майя плисецкая прожила 89 лет: к каким выводам о жизни она пришла с возрастом

Главный мужчина

Избавиться от ярлыка шпионки Плисецкой помог ее второй супруг, композитор Родион Щедрин. Знакомство с ним изменило буквально все. Известно, что их первая встреча состоялась в доме Лилии Брик в 1955 году. На тот момент Щедрину было 22 года, Плисецкой — 29 лет. Однако отношения между будущими супругами начались только в 1958 году, когда Большой театр заказал Щедрину музыку к балету «Конек-горбунок». В поисках вдохновения перед масштабной работой композитор решил прийти в балетный класс, чтобы понаблюдать за танцовщицами. Там, у станка, она снова увидел Плисецкую — в черном облегающем боди — и влюбился. Так начался, как впоследствии описала балерина, «их роман и всплеск счастья».

Родион Щедрин стал главным мужчиной в жизни Майи Плисецкой

«Мы обрадовались появлению в нашем доме Щедрина. Приняли его как третьего брата. Ему удалось невозможное — укротить стихию по имени Майя, за что к нему сразу очень прониклась наша мама. Щедрин с самого начала уверенной рукой взялся за эти вожжи и всю их с Майей совместную жизнь мастерски справлялся с ее неконтролируемым и спонтанным характером», — написал в своей книге Азарий Плисецкий. Спустя примерно полгода после начала отношений балерина и композитор поженились — во многом ради того, чтобы власти перестали терзать Майю Михайловну. В ЗАГСе им пожелали «состариться вместе на одной подушке». Плисецкая и Щедрин прожили вместе 57 лет, вплоть до смерти артистки в 2015 году. 

За Майей Михайловной безуспешно ухаживал Роберт Кеннеди

Впрочем, новый семейный статус Плисецкой не мешал влиятельным мужчинам ею восхищаться. В 1962 году, во время своего второго американского тура, балерина случайно познакомилась с Робертом Кеннеди. Дружбу с американским политиком она откровенно описала в своих мемуарах, подчеркивая, что ни разу не пересекла с ним черту. «Со мной Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист. Никаких притязаний, никакой фривольности. И я ему оснований на то ни разу ни дала», — писала Майя Михайловна, хотя, конечно, без сплетен не обошлось. Теория о том, что Плисецкая и Кеннеди были любовниками, жива до сих пор. Согласно некоторым источникам, Роберт не раз дарил Майе Михайловне довольно дорогие подарки и всегда удивлялся их необычному сходству — оба, как выяснилось почти сразу, родились в один день, 20 ноября 1925 года.

Щедрин и Плисецкая прожили вместе почти 60 лет

Столь двусмысленная дружба с Кеннеди не пошатнула брак Плисецкой — со своим мужем она прожила душа в душу несколько десятилетий. Майя Михайловна любила повторять, что вместо бриллиантов и букетов Родион Константинович дарил ей выступления — композитор писал музыку к балетам, а артистка в них танцевала. По словам Плисецкой, никакого секрета у ее счастья не было — они с мужем просто «совпали». Впрочем, по некоторым данным, Щедрину все же пришлось пойти на жертвы ради счастья и карьеры жены. Так, супруги не стали родителями — знаменитая балерина не пожелала бросать сцену. Она боялась потерять форму из-за беременности и родов, а впоследствии быть забытой во время декрета.

Балерина завещала, чтобы ее прах был соединен с прахом супруга после его смерти

После ухода из Большого театра Плисецкая переехала вместе с мужем в Мюнхен, где умерла три года назад от обширного инфаркта. В своем завещании балерина попросила соединить ее прах с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеять их вместе над Россией. После кончины любимой жены Родион Константинович несколько раз давал интервью и в разговоре с сетевым изданием Sobaka.ru назвал Майю Михайловну великой женщиной, с которой был безмерно счастлив все прожитые совместно годы.  

Награды Майи Плисецкой

У Майи Плисецкой несчетное количество разнообразных наград. В 1959 году ей было присвоено звание народной артистки СССР. Она также Заслуженная артистка и Народная артистка РСФСР. В 1985 году ее удостоили звания Героя Социалистического труда.

Майя Плисецкая до последних своих дней жила балетом Балерина — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Командор ордена Искусств и литературы (Франция), Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса, имеет Орден Ленина, Орден Почётного легиона (Франция), Ленинскую премию, Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой», Орден Восходящего солнца III степени (Япония), Орден Изабеллы Католички.

Родион Щедрин сейчас

В конце 2021 года к юбилею композитора выпустили документальный фильм «Страсти по Щедрину». В Москве и городах России прошли фестивали. На сценических площадках выступали Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, прочие известные коллективы и музыканты.

Родион Константинович по-прежнему активен, он профессиональный долгожитель. К собственному дню рождения Щедрин преподнес новинку — «Сочинение для хора. А капелла».

Весной 2018-го маэстро, с 90-х годов постоянно проживающий в Германии, участвовал в голосовании по выбору президента России. Вместе с балетмейстером Игорем Зеленским Родион Щедрин проголосовал на участке в Генеральном консульстве РФ.

Новых контрактов композитор не заключает, но признается, что количество предложений превосходит его физические возможности.

Плисецкая: самая продолжительная балетная карьера.

4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль в Большом театре – «Даму с собачкой». Давние разногласия с художественным руководством балетной труппы привели к тому, что она ушла из Большого театра. К 1991 году основные творческие интересы семейной пары Щедрин-Плисецкая сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они обосновались в этом городе. Теперь Плисецкая и Щедрин живут на три дома – большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве.

В 1992 году Майя Плисецкая выступила инициатором создания нового балета — «Безумной из Шайо» на музыку Р. Щедрина. Сама она станцевала центральную партию «безумной» Орели — стареющей актрисы с эксцентрическими чудачествами. Этот балет был представлен в канун 50-летия творческой деятельности Майи Михайловны — уникальный случай для профессии балерины.

Но она продолжала работать и в 1995 году выпустила новый балет «Курозука»(на оранжированную традиционную японскую музыку). Она станцевала его в Москве в честь своего 70-летия.

А в 1996 году балерина впервые выступила в постановке «Послеполуденный отдых фавна». В 2000-ом участвовала в новом балете Мориса Бежара «Крылья кимоно», а том же году в честь своего 75-летия на юбилейном концерте в Москве Плисецкая исполнила новый номер Ave Майя».

Майе Плисецкой присвоены звания народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, она является кавалером трех орденов Ленина, орденов Франции «За заслуги в литературе и искусстве» и Почетного легиона, орденов «За заслуги перед Отечеством» III и II степени. В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высшую награду Испании – орден Изабеллы Католической.

У Майи Плисецкой нет детей. «Балет предусматривает помимо всего прочего замечательное телосложение и отличную физическую форму, – оправдывает ее сегодня Родион Щедрин. – После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…» Сама же Плисецкая на этот счет заявляет: «Семей с детьми много. Майя Плисецкая – одна». В 1999 году на Западе, а затем и в России наделала шуму история с самозваной дочерью Майи Плисецкой. В итоге балерина подала на газету в суд, чтобы опровергнуть эту информацию.

Личная жизнь и совместное творчество с Родионом Щедриным

Майя Плисецкая и Марис Лиепа на репетиции. 1970-е. Москва. Фотография: lenta.ru

Майя Плисецкая и Родион Щедрин. 1974. Москва. Фотография: Борис Косарев / семейный архив Марии Косаревой / russiainphoto.ru

Майя Плисецкая и Родион Щедрин. 1963. Москва. Фотография: multiurok.ru

Майя Плисецкая дважды выходила замуж. Первый раз — за латышского артиста балета Мариса Лиепу, который был младше ее на 11 лет. А во второй — за композитора Родиона Щедрина. Они познакомились еще в 1955 году на вечере у Лили Брик, но близко общаться начали только через три года, когда Щедрин побывал на премьере балета «Спартак» в Большом театре. После спектакля композитор несколько раз приезжал на репетиции Плисецкой и вскоре пригласил ее прогуляться по Москве. Позже балерина вспоминала: «Я без раздумий согласилась. Кончилось все тем, что, когда я пишу эти строки, — мы не расстаемся уже тридцать четыре года».

Это было то время, когда Плисецкая считалась «невыездной». Позже она писала, что знакомство с Родионом Щедриным и его поддержка помогали ей пережить этот трудный жизненный период. В октябре 1958 года они поженились.

Многие свои произведения Щедрин посвящал жене: «Музыка к балету «Конек-горбунок» — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой «поймал» я в свои музыкантские руки неземную жар-птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена». Вместе супруги работали над балетами «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», «Кармен-сюита».

Талантливый сорванец

В детские годы Родион Щедрин, несмотря на музыкальную среду обитания, особого рвения к музыке не проявлял. Как и у местной детворы, круг его интересов ограничивался лазанием по деревьям, дворовыми играми, воровством яблок из соседского сада. Однако у мальчика наблюдались исключительные музыкальные способности. К десяти годам Родион Щедрин обладал феноменальной музыкальной памятью и абсолютным слухом, его способность запоминать музыку поражала гостей семьи Щедриных, которые часто бывали у Константина Михайловича. Примечателен один случай из детства композитора.

В 1943 году вместе с товарищем Родион отправляется на фронт. Всеми правдами и неправдами друзья благополучно добираются до Кронштадта. После долгих поисков отцу Родиона удаётся найти мальчиков и вернуть их обратно в Самару. Встал вопрос о будущем подростка. В желание Родиона поступить в нахимовское училище или стать музыкантом вмешался случай. В то время частым гостем семьи Щедриных была актриса Вера Николаевна Пашенная. Именно она, зная уникальные музыкальные способности мальчика, предложила за свой счёт отправить его на обучение в Московскую консерваторию. Однако жизнь диктовала свои правила.

Смерть

Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти балерины — 2 мая 2020 года. Она умерла в одной из ведущих мюнхенских клиник, на девяностом году жизни. Официальная причина смерти – сердечный приступ.

Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре минувшего года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя. Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.

70-е

В новом десятилетии Щедрин Родион Константинович стал работать над оперой «Евгений Онегин», которая была предназначена для Большого театра. Затем в творчестве Р.К.Щедрина приходит полоса сатиры и юмора. Именно к этому периоду «Озорные частушки» и «Бюрократиада». В академических кругах “Частушки” не особо были приняты, зато их очень полюбил народ. Это произведение пришлось ко вкусу американскому дирижеру композитору Л. Бернстайну. Среди известных произведений, написанных им в 70-х, были либретто для сценических произведений: опер — «Мертвые души», «Лолита», балетов — “Дама с собачкой”, «Чайка», “Анна Каренина”, которые он посвящает своей супруге.

Карьера в Большом театре

Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Вскоре талантливой балерине стали доверять центральные роли, ко многим заглавным партиям она продвигалась постепенно, от одного женского персонажа к другому.

В первом же сезоне Плисецкая станцевала Машу в «Щелкунчике», затем Мирту в «Жизели», она была первой феей Осени в «Золушке», Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» Майя сначала исполняла роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Вскоре Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив великую Галину Уланову.

Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах:

  • «Легенда о любви»;
  • «Кармен-сюита»;
  • «Каменном цветок»;
  • «Раймонда»;
  • «Конек-Горбунок»;
  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Бахчисарайский фонтан» и другие.

Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что Майя Плисецкая не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили великой балерине, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет.

Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В том числе немало спектаклей она поставила на сцене Большого театра, исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

Мировая звезда

После хрущевской оттепели и реабилитации ее отца с Майи наконец-то сняли официально все обвинения, и только тогда мир смог насладиться танцем великой балерины. Она начала активно гастролировать и прославила на весь мир школу советского балета. Великой исполнительнице аплодировали лучшие театры Европы, а стиль ее танца стал каноном балетного искусства.

С 1972 года она начала самостоятельно ставить спектакли и тесном сотрудничестве со вторым мужем, композитором Родионом Щедриным. Естественно, все главные партии она оставляла себе. Так родились ставшие классикой «Чайка», «Дама с собачкой» и «Анна Каренина».

К танцующим у нее балеринам Плисецкая предъявляла очень высокие требования, повторяя, что музыку надо чувствовать всем телом, а не просто двигаться под нее. Благодаря этому поставленные ею спектакли просто завораживали зрителя.

Начиная с 1983 года она активно сотрудничает с лучшими европейскими театрами: ставит спектакли в Риме и Мадриде, одновременно представляя там свои постановки. А ее знаменитый «Умирающий лебедь», исполненный под голосовой аккомпанемент оперной звезды Монсерат Кабалье, покорил всю Европу.

Свой последний спектакль в статусе примы Большого Майя Плисецкая дала в 1990, станцевав «Даму с собачкой». На тот момент великой балерине уже исполнилось 65, тем не менее каждое ее движение было таким же выверенным и грациозным как в юности. Причиной ухода стал не столько возраст, сколько вновь обострившиеся противоречия с руководством.

Тем не менее, Плисецкая продолжает выходить на сцену и начинает активно заниматься преподаванием: проводит мастер-классы, преподает в балетном. Свой 70-й день рождения она тоже отметила на сцене, танцуя созданный для нее моноспектакль «Аве Майя».

А с 1994 года является основательницей международного конкурса для юный балетных дарований «Майя». Также она ведет активную общественную деятельность.

Она является обладательницей огромного количества престижных советских и международных наград и народной артисткой СССР, доктором Сорбонского университета и почетным гражданином Испании. К 90-й годовщине великой балерине был водружен памятник в московском сквере ее имени .

Личная жизнь

Естественно, имевшая с юных лет множество поклонников девушка не раз была в романтических отношениях. Но, полностью погруженная в мир балета, именно там она выбирала мужчин. Среди ее партнеров были известные и не очень танцовщики. Но эти романы не продолжались долго. Даже первый брак Плисецкой с солистом Большого Марисом Лиепой продлился всего три месяца.

С Марисом Лиепой

Так продолжалось, пока балерина не встретила свою настоящую судьбу в лице начинающего тогда композитора Родиона Щедрина. Они познакомились на домашней вечеринке у Лили Брик и поначалу не слишком впечатлили друг друга. Майя была на 8 лет старше юноши и держалась слегка заносчиво, как подобало ее звездному статусу.

Но, познакомившись ближе, они поняли, что оба влюблены в балет, и это их объединило. На это сближение ушло долгих три года. И лишь в 1958 они решились провести вместе отпуск. Вскоре после возвращения из Карелии они приняли решение пожениться, которое изменило всю судьбу великой балерины.

С Родионом Щедриным

В творческом тандеме начали рождаться спектакли, ставшие балетной классикой. Они сознательно отказались от возможности иметь детей, решив без остатка посвятить себя искусству. Вместе они оставались до самой смерти певицы в мае 2015 года, причиной которой стал сердечный приступ.

Проблемы со здоровьем у великой артистки начались еще в 1990-х, но она мужественно боролась с ними. Болезнь заставила супругов перебраться в Мюнхен, где Майя находилась под постоянным присмотром врачей.

Она продлили ей жизнь на много лет. Похорон не было. Тело Плисецкой кремировали, а в завещании написано, что прах должен быть развеян вместе с прахом любимого супруга над просторами России.

Балет с суфлером: как великий Морис Бежар помог балерине вырваться за пределы классики

Майя Плисецкая всегда стремилась расширить свои рамки в балете. Классического репертуара ей было мало, она искала возможности вырваться за пределы классики. В1967 году знаменитый кубинский балетмейстер Альберто Алонсо специально для нее поставил на сцене Большого театра «Кармен-сюиту». Роль Кармен, исполненная балериной, стала сенсацией в мире балета и навсегда вошла в историю мировой хореографии.

Неоднократно Майя Плисецкая работала и с выдающимся французским балетмейстером Морисом Бежаром. В 1975 году она танцевала в его балете «Болеро» на музыку Мориса Равеля. В этот момент ей было уже 50 лет! Вот что рассказывала сама балерина об этой работе:

В результате она хотела отказаться: боялась забыть последовательность эпизодов, каждый из которых имел условное название : «Кошка», «Краб», «Венгерка», «Живот», «Солнце» и так далее. Но Бежар сказал: «Я встану в проходе, в конце зала, в белом свитере. Меня подсветят карманным фонариком. Я буду вам подсказывать».

Брат балерины хореограф Азарий Плисецкий писал: «Бежар боготворил Майю. Он был готов простить ей все, даже вольную интерпретацию своей хореографии, сочиненных им движений, чего не позволял больше никому». Для Майи Плисецкой Бежар создал в 70-е годы балеты «Айседора» и «Леда», а также несколько сольных концертных номеров для ее выступлений.

В 1983 году Плисецкая получила предложение стать руководителем Римского театра оперы и балета, а после этого возглавила Испанский национальный балет.

Советская артистка балета, Герой Социалистического Труда, Народная артистка СССР Майя Плисецкая во время выступления на фестивале «Красная площадь приглашает». Фото: Малышев Николай/ТАСС

В январе 1990 года она танцевала свой последний балет на сцене Большого театра – «Даму с собачкой». После этого из-за разногласий с руководством театра она ушла из него. Но продолжала сотрудничество со многими выдающимися хореографами мира, Майя Плисецкая сотрудничала с Рудольфом Нуриевым, Роланом Пети и Михаилом Барышниковым.

Помимо балета, Плисецкая снялась в 12 художественных фильмах, а также во множестве документальных кинолент для отечественного и зарубежного телевидения. Также она написала две книги и возглавила множество конкурсных балетных проектов. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий – отечественных и зарубежных.

Свои последние десять лет великая балерина вместе с мужем жила в Германии. Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни, прожив длинную, невероятно насыщенную жизнь, оставив яркий след в истории балета. Однако ее могилы не найти ни в Германии, ни в России. Ее нет нигде! Звезда балета завещала развеять свой прах над Россией, смешав его с прахом мужа. Так что ей еще предстоит посмертное возвращение на родину.

Балерина и хореограф Майя Плисецкая, удостоенная знака отличия офицера ордена Почетного легиона, на церемонии награждения в посольстве Франции. Фото: Александра Мудрац/ТАСС

Первые выступления

Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.

Майя Плисецкая в юности | Понедельник

В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.

Личная жизнь

Эффектная внешность наряду с недюжинным талантом и остроумием королевы русского балета притягивали мужчин. Одним из первых известных романов влюбчивой Майи знакомые называют ее отношения с партнером по многим концертам Вячеславом Голубиным.

Закончилась эта связь после неудачной репетиции, приведшей к вызову скорой помощи из-за травмы носа, полученной поклонником от неудачно вписавшейся в поворот балерины.

Также недолго продлился ее первый брак с Марисом Лиепой, супругов развели через три месяца.

Очевидцы приписывают Майе Плисецкой роман с Робертом Кеннеди, родившимся с примой в один день и год. Неизвестно, чем бы закончилась их романтическая дружба, если бы покушение не отняло жизнь видного дипломата.

Следует отметить, что по-настоящему счастливой личная жизнь Майи Михайловны стала лишь после ее знакомства у Лили Брик с Родионом Щедриным. Разница в возрасте в семь лет не остановила талантливого композитора, и в 1958 году он стал вторым мужем примы.

К сожалению, дети никак не совмещались с балетной карьерой Плисецкой, и супругу пришлось смириться с выбором жены. Его беззаветная любовь прощала многочисленные романы королевы русского балета.

Творческий путь

Буквально за день до начала страшной войны в филиале Большого театра был выпускной концерт студентов хореографического училища, в котором училась Майя. До окончания учёбы было ещё два года, но на этот концерт отбирали, кроме выпускников, самых лучших старшеклассников. Выступление на этом вечере стало для Плисецкой значимым событием, это был первый её успех.

На следующий день началась война. Майя с мамой и братьями уехала в эвакуацию в город Свердловск. По недостоверной информации, училище и Большой театр тоже должны были быть эвакуированы сюда. Но ни те, ни другие не приехали в Свердловск, и Майя на целый год потеряла возможность заниматься балетом профессионально. Девушку постепенно охватывала паника, она жизни своей уже не могла представить без балета.

До Свердловска дошли слухи, что часть труппы Большого театра и училище, в котором занималась Плисецкая, были в Москве и никуда оттуда не уезжали. Майя сбежала из Свердловска и отправилась в столицу. Как только приехала, приступила к занятиям немедленно. Её приняли сразу в выпускной класс.

В 1943 году на выпускном экзамене Плисецкая получила «отлично» и тут же её зачислили в труппу Большого театра (к этому времени в филиале Большого театра она уже исполняла несколько сольных партий).

То, что эта личность весьма индивидуальная, было понятно с её первых шагов на сцене Большого театра. Она была невероятно динамичной, страстной и выразительной. Майе не пришлось долго ждать успеха. Первое зрительское признание пришло к ней после балета «Шопениана», где она танцевала мазурку. Любой её прыжок и приземление на сцену взрывали зал бурей аплодисментов.

К вершине своего успеха Майя шла так, как поднимаются по лестнице вверх, с каждым шагом всё выше и выше. Балет «Спящая красавица» начался для неё с роли феи Сирени, потом была фея Виолант, и, в конце концов, кроме неё никто не мог так исполнять Аврору.

Точно так же получилось и с балетом «Дон Кихот». Майя исполнила в нём почти все имеющиеся женские партии, прежде чем подошла к главной героине Китри.

Ей стали подвластными любые балетные партии, будь это мятущаяся острохарактерная героиня либо тонкая и лирическая.

Год премьеры Балет Роль
1945 «Золушка» Фея Осень
1960 «Конёк-горбунок» Царь девица
1960 «Каменный цветок» Хозяйка медной горы
1964 «Жар-птица» Жар-птица
1965 «Легенда о любви» Мехменэ Бану
1967 «Кармен-сюита» Кармен
1972 «Анна Каренина» Анна Каренина
1980 «Чайка» Нина Заречная
1985 «Дама с собачкой» Анна Сергеевна

Меньше чем за 10 лет Майя Плисецкая была удостоена сразу трёх званий:

  • 1951 – заслуженная артистка РСФСР;
  • 1956 – Народная артистка РСФСР;
  • 1959 – Народная артистка СССР.

В 1967 году у Александра Зархи Майя снялась в кинокартине «Анна Каренина», где блестяще исполнила роль Бетси Тверской.

Решающим в жизни Майи Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она не знает, сколько раз играла его. Если бы представилась возможность посчитать, эта цифра наверняка вошла бы в книгу рекордов Гиннеса. Она танцевала его 30 лет, больше 800 раз.

Наград в своей стране и за рубежом Майя получала столько, что, как и с «Лебединым озером», их трудно сосчитать.

Она написала мемуары «Я, Майя Плисецкая». Там, со слов самой балерины, можно узнать всю её жизнь, с радостями и успехами, горестями, разочарованиям и победами.

Творчество

Являясь представителем поколения шестидесятых, Щедрин выступал за индивидуальность в творчестве. Он смело уходил от устоявшихся норм и не делал чего-то в угоду критикам. Композитор считал, что музыка всегда должна оставаться музыкой.

Даже если рецензии оказывались нелестными, он не спешил перерабатывать свое произведение. Более того, по утверждениям самого Щедрина, он уже около 20 лет не читает отзывы о своих работах.

Русская классика – это результат колоссального труда выдающихся поэтов и писателей. Родион Константинович предпочитает работать именно по мотивам классических произведений, написанных на «великом и могучем» языке.

Перед ним никогда не стояла проблема выбора национальности ни в жизни, ни в творчестве. Все русское он считает своим – своими истоками, своей культурой, своей ментальностью и языком. Опера, по мнению композитора, это жанр искусства, который был, есть и будет всегда.

Щедрин создавал музыкальные произведения и писал либретто. «Не только любовь» — его первая опера. Помощь в работе над ней оказывал В. Катанян, супруг Л. Брик.

Премьера состоялась в Большом театре. Главную женскую партию исполнила великая оперная певица И. Архипова, дирижировал Е. Светланов. За постановку оперы также брались Б. Покровский и Ю. Александров.

Следующими работами композитора стали оперы «Боярыня Морозова», «Левша» и «Рождественская сказка». «Левшу» Щедрин писал именно для В. Гергиева и легендарной Мариинки.

«Очарованный странник», одна из следующих работ композитора, была посвящена американскому дирижеру и блистательному скрипачу Лорину Маазелю, который имеет в своем арсенале три премии «Грэмми». Большой честью для Щедрина был тот факт, что на премьере «Лолиты» за дирижерским пультом стоял великий М. Ростропович.

Среди вокальных произведений Родиона Константиновича стоит отметить: хоры из «Евгения Онегина», написанного по мотивам произведения А.С. Пушкина, а также сочинения на стихи А. Твардовского и А. Вознесенского, исполняемые акапельно.

Композитора влекло все новое, поэтому он стремился работать в разных направлениях, а не замыкаться только на академической музыке. В его творческой копилке есть прекрасная музыка, написанная к кинокартинам знаменитого советского режиссера А. Зархи: «Анна Каренина» с участием Т. Самойловой и В. Ланового, «Люди на мосту» с В. Меркурьевым. А знаменитую песню из кинофильма «Высота» знали все, от мала до велика.

Советские режиссеры Ю. Райзман и С. Юткевич не раз обращались к творчеству знаменитого композитора. Не обошлись без его талантливых творений и советские мультипликаторы. Кто не помнит музыку Щедрина в «Колобке» и «Петушке-золотом гребешке»?

Детство

Девочка была первенцем в семье советского управленца и актрисы. Когда Майе было всего шесть, а ее младшему брату едва исполнился годик, Михаил Плисецкий получил назначение на должность руководителя добывающей компании «Арктикуголь» и перевез семью за полярный круг на один из островов архипелага Шпицберген.

В суровом северном климате семья провела почти четыре года. Затем Плисецкий снова возвращается в Москву на должность генерального консула. Она стоила ему жизни. В 1937, когда в высшем эшелоне власти начались массовые аресты, он попал на решетку одним из первых. В январе 1938 его расстреляли, хотя в хрущевские времена его имя было полностью реабилитировано.

Пострадала и его жена Рахиль. Как родственница изменника родины, она тоже была арестована, а после выслана с грудным младенцем (вторым братом Майи, родившемся в трагичном для семьи 1937) в Акмолинск (Казахстан), где пробыла до 1941 года. Лагерь для жен изменников сильно подорвал здоровье Рахиль, к тому же она постоянно думала о судьбе оставшихся в Москве старших детей.

Но с ними все складывалось хорошо. Майю удочерила родная сестра матери, Суламирь Мессерер, знаменитая балерина и солистка Большого театра. А ее братишку забрал к себе дядя Асаф, выдающийся балетмейстер. Они и познакомили Майю с миром большого балета. И началось это знакомство с детского спектакля «Красная шапочка».

Когда Майя с тетей вернулись домой после спектакля, девочка начала воображать себя героями сказки и повторять те движения, которые видела на сцене. Суламирь заметила ту природную легкость, с которой ей удавалось это сделать, и дала малышке первые уроки. Майя влюбилась в балет и часто просилась на другие спектакли.

В восьмилетнем возрасте она поступила учиться, не без протекции знаменитой тети, в балетный класс хореографического училища. Там она очень быстро стала одной их лучших учениц. Девочке предсказывали большое будущее, но начавшаяся война чуть было не разрушила его. Семью эвакуировали в Свердловск, где продолжать учиться балету не было никакой возможности.

Тем не менее именно там состоялось первое сольное выступление Майи. Знаменитый танец умирающего лебедя поставила ее тетя. Именно она впервые использовала прием, когда балерина танцует спиной к публике. Так ничего не отвлекает зрителя от грациозных движений рук танцовщицы. Зал аплодировал девочке стоя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector