Скончалась балерина майя плисецкая

Первые выступления

Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.

В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.

РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

Биография Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, художественная деятельность наложила отпечаток даже на личную жизнь балерины. Майя просто не видела себя без искусства и большой сцены. Талантливой балерине стали доверять сложные роли, которые она училась играть на высшем уровне.

Сначала Плисецкая танцевала Машу в «Щелкунчике», далее «Мирту в «Жизели», Китри в «Дон-Кихоте». Особенно зрителям понравилась ее Одилия и Одетта в «Лебедином озере». Прошло немного времени и Плисецкую стали называть прима-балериной Большого театра, она сменила известную Галину Уланову.

Работа балерины очень сложная. Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль. Одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям.

Майя доводила себя до физического истощения постоянными занятиями, сидела на диетах, заставляла себя постоянно держаться в форме. Она танцевала до 70 лет, выходила на сцену и демонстрировала зрителям грациозный танец.

Плисецкую запомнили не только как выдающуюся танцовщицу, она была талантливым балетмейстером и хореографом. Майя Плисецкая поставила десятки спектаклей на сцене Большого театра, во многих из своих постановок она исполняла главные роли. Но в конце 80-х Плисецкой пришлось оставить сцену Большого театра по причине конфликта с руководством. Юрий Григорович уволил приму вместе с Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой.

Плисецкая не могла лебезить и подхалимничать, это и стало причиной увольнения из Большого театра. Григорович всячески способствовал, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли. Ее подозревали в шпионстве, поэтому сделали невыездной. Вместо Лондона и Парижа Плисецкая ездила с гастролями по провинциальным сибирским городкам.

Григорович пристально следил за дочерью врага народа, аристократическое происхождение не давало покоя директору Большого театра. После его доносов Майю часто вызывали на допросы, но уличить ее в чем-либо, кроме происхождения, не удалось.

Личная жизнь Майи Плисецкой

Вспоминая о своих романтических встречах, которые были достаточно редкими в ее личной жизни, Майя Плисецкая признавалась, что не могла заниматься ничем, кроме балета, и большую часть своей жизни провела в театре. Впервые балерина влюбилась в своего партнера по сцене — Славу Голубина, принадлежавшему к знаменитой театральной династии Голубиных. К сожалению, Станилав очень рано пристрастился к алкоголю. Именно пьянство стало причиной того, что личная жизнь Майи Плисецкой и Славы Голубина не сложилась.

Майя Плисецкая в молодости

Героем следующего романа балерины стал коллега Майи по цеху — Эсфендьяр Хусейнович Кашани — солист балета. Эта связь также долго не продлилась. В 1956 знаменитая артистка неожиданно вышла замуж за Мариса Лиепу (1936—1989), который при поддержке своей партнерши оказался в труппе Большого театра. Невзирая на блестящие успехи молодого солиста балета в Москве, ему предстояло возвратиться на родину, в Ригу, так как политика нашей страны предусматривала, чтобы национальные кадры работали на своей родине.

Майя Плисецкая и Марис Лиепа

Однажды, во время Декады латышского искусства в г. Москва, Марис Лиепа с балетной труппой г. Рига представил на суд зрителей балет «Сакта свободы». Это представление посмотрела заслуженная артистка РСФСР (1951) Майя Плисецкая, и пригласила артиста в качестве своего партнера на время проведения Дней культуры Советского Союза в Венгрии. Невозможно было не увлечься красивым, статным, талантливым артистом, отличавшимся невероятным европейским лоском. Весьма независимый Марис Лиепа в Будапешт отправился вместе с Майей, будучи ее законным мужем.

Майя и Марис были замечательными артистами, чего нельзя было сказать о них, как о муже и жене. Они никогда не устраивали сцен, и не били посуду, два культурных человека поняли, что не смогут жить друг с другом вместе. Официально их брак просуществовал три месяца, однако, в действительности, их семейная жизнь продлилась не более двух недель. После чего они расстались

В том же году известная балерина привлекла внимание Секретных служб страны. Ее публичное знакомство со 2-м секретарем Британского посольства Джоном Морганом заинтересовало КГБ, что повлияло на ее творческую биографию

На фото: Майя Плисецкая на сцене

На одном из торжественных раутов, куда известная балерина постоянно получала приглашения, к ней подошел Джон Морган и заговорил с ней на отличном русском языке. Они обсуждали возможность гастролей в Москве английского Королевского балета, который во главе с несравненной Нинет де Валуа, планировал свой приезд в СССР. Как оказалось, Джон Морган хорошо разбирался в балете, и между ним и знаменитой советской балериной завязалась дружеская беседа. Это сразу заметили сотрудники секретных служб.

За посещением Джоном Морганом концерта Майи в московском зале Чайковского, последовали его встречи с балериной. Он дважды побывал у нее дома, после чего за Плесецкой установили слежку. Под ее окнами, в доме на Щепкинском проезде, часто можно было увидеть один и тот же черный автомобиль с государственными знаками. Следили, несомненно, за Джоном Морганом, балерину же могли заподозрить лишь в подготовке побега за границу, так как их встречи происходили накануне гастролей труппы Большого театра в Англию.

Майя Плисецкая в роли Кармен

Посещения светских мероприятий поощрялись органами госбезопасности только в одном случае: после окончании раутов артисты должны были давать подробный отчет… Майя ничего писать не стала, настроив против себя секретные службы, что не могло не отразится на ее биографии и биографии членов ее семьи. Однако все изменилось после ее знакомства с Родионом Щедриным, которое состоялось в доме у Лили Юрьевны Брик. После этого последовал бурный роман, а в 1958 году Майя Михайловна вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Их дальнейшая биография является образцом служения искусству.

Награды Майи Плисецкой

У Майи Плисецкой несчетное количество разнообразных наград. В 1959 году ей было присвоено звание народной артистки СССР. Она также Заслуженная артистка и Народная артистка РСФСР. В 1985 году ее удостоили звания Героя Социалистического труда.

Майя Плисецкая до последних своих дней жила балетом Балерина — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Командор ордена Искусств и литературы (Франция), Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса, имеет Орден Ленина, Орден Почётного легиона (Франция), Ленинскую премию, Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой», Орден Восходящего солнца III степени (Япония), Орден Изабеллы Католички.

Английская шпионка

При Хрущеве начались поездки наших артистов за рубеж. В 1956 году, когда балет Большого театра собрался в Лондон, оказалось, что прима Плисецкая — «невыездная»! В чем дело? Позже узнала: Иван Серов (председатель КГБ в 1954-1958 годах) назвал ее агентом английской контрразведки. Потому, мол, ее выпускать нельзя ни в коем случае.

Дело было в том, что в это время Плисецкая познакомилась и несколько раз встречалась с Джоном Морганом, вторым секретарем английского посольства в Москве. Для чекистов, как отмечала сама Майя Михайловна, это стало сигналом: либо Плисецкая останется в Англии и попросит политического убежища, либо она шпионка, новая Мата Харри. За ней 24 часа в сутки начала следовать машина КГБ.

«Шпионское» досье Плисецкой пополнялось неоднократно. Об этом знала и она сама. Возможно, там были не только доносы завистников и недоброжелателей, но и сообщения ее лучшей подруги Лили Брик, у которой не раз бывала балерина на протяжении многих лет. «Муза Маяковского», долгие жила с размахом, благо, часть наследства поэта досталась и ей, и она его с шиком тратила, пока Хрущев не прикрыл этот непрекращающийся банкет. Лиля содержала модный салон, где собиралась избранная публика — поэты, артисты, художники и …чекисты. Очень многие из них позже попадали на Лубянку и больше не возвращались

Возможно, Лиля, имевшая удостоверение сотрудника КГБ, не обходила особым вниманием и приму-балерину Большого театра. Во всяком случае, отношения пары Плисецкая – Щедрин и Лили Брик внезапно прекратились по неизвестным причинам, а Брик покончила с собой в возрасте 86 лет в 1978 году

Артистка с мировым именем

В 1967 году зрители Большого театра впервые увидели балет «Кармен-сюита». Музыкальное сопровождение создал Родион Щедрин, Плисецкая исполнила главную партию. Однако хореография балетмейстера Альберто Алонсо показалась публике излишне новаторской. Премьера прошла без ажиотажа. 

В следующие десятилетия Плисецкая-хореограф работает с русской классикой. В 1972 году вместе с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым она ставит в Большом театре «Анну Каренину» на музыку Родиона Щедрина, в 1980 году — чеховскую «Чайку». Про постановку по роману Толстого Плисецкая писала: 

Щедринскую «Анну Каренину» ждала долгая сценическая жизнь на сцене Большого — более 100 показов — и телевизионная экранизация в 1974 году. Другие балеты с участием Майи Плисецкой тоже стали фильмами: «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Чайка», «Дама с собачкой», «Айседора». 

Для балерины Плисецкой 1980-е годы становятся еще одним гастрольным этапом. Она много выступает на европейской сцене, а в 1983 году и вовсе становится художественным руководителем театра оперы и балета в Риме на полтора года. С местной труппой Майя Михайловна ставит балеты «Раймонда» и «Щелкунчик». Признание театральных критиков не заставило себя ждать: за свои итальянские постановки Плисецкая получила премию в сфере искусств «Виа Кондотти». 

Балерина становится, без преувеличений, человеком мира. В этот же период, с 1988 по 1990 годы, она работает в Королевском театре Мадрида, занимает должность художественного руководителя Национального балета Испании, а также сотрудничает с Монсеррат Кабалье. Плисецкая уже давно больше, чем прима-балерина: она балетмейстер, большой художник. Хотя сама признавалась, что «по натуре больше исполнительница».

Своему призванию действующей артистки, гениальной танцовщицы Майя Плисецкая была верна до 65 лет. Блистательная долгая сценическая карьера сделала ее живой легендой мирового балета. 

Последней постановкой для Плисецкой стала чеховская «Дама с собачкой»: балерина танцевала на сцене Большого в 1990 году. После этого Майя Михайловна покинула театр, но не балет. 

В 1990-е она сотрудничает с мировыми хореографами, участвует в концертах, дает мастер-классы и ведет активную общественную работу. Например, организует международный конкурс для артистов балета «Майя» и становится в нем председателем жюри. А еще Плисецкая преподает в Московском государственном университете и пишет автобиографические книги. 

Сцена тоже не ушла из ее жизни: в 1995 году 70-летняя балерина в день своего рождения танцевала сольный номер «Аве Майя», написанный для нее французским хореографом Морисом Бежаром.

Плисецкую обожали даже на другой стороне земного шара. В 2000 году она исполнила партию Небесной феи в постановке «Крылья кимоно» в Японии. Три года спустя поставила в Токио номер для мюзикла «Аида» на музыку Верди. 

Последние годы жизни балерина с мужем провела в Мюнхене, появляясь в России лишь изредка. 2 мая 2015 года Майя Михайловна Плисецкая скончалась, не дожив до своего 90-летия несколько месяцев. 

Ее уход абсолютно справедливо сравнивали с концом эпохи. Танцовщик Михаил Барышников назвал Плисецкую «одной из величайших танцовщиц нашего времени, музой Ив Сен-Лорана и Пьера Кардена, прекрасной и грациозной…»

У великой балерины нет могилы: она завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа, Родиона Щедрина, когда его не станет. Три года назад в интервью композитор сказал: 

Майя Михайловна

«Когда я впервые увидела его — ему было 22 года. Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов. А еще он был естественно элегантен. Джентльмен от природы. Он удержал меня на плаву. Родион писал мне балеты. Он дарил идеи. Он вдохновлял. Это уникально. Это редкость. Потому что он редкий. Он уникальный. Я таких людей, как он просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных. Я восхищаюсь мужем всю жизнь. Он меня ни разу ни в чем не разочаровал. Может, именно поэтому наш брак продолжается так долго

Неважно кто по профессии муж и жена. Либо они совпадают как человеческие особи, либо абсолютно чужие, некасаемые друг друга

Тогда они отторгаются, начинают раздражать друг друга, и от этого никуда не деться. Причем это, видимо, чистая биология. Щедрин всегда был в тени прожекторов моего шумного успеха. Но на радость мою, никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгие годы вместе. Мечтаю об одном, чтобы Щедрин побольше пожил.

https://youtube.com/watch?v=VTGXqAATHlQ

Любовные пируэты юности

Первым увлечением Майи Плисецкой стал ее сценический партнер в Большом театре — Вячеслав Голубин. Вместе с ним балерина подрабатывала на концертах в начале 1940-х. Однако первая любовь Плисецкой довольно быстро потухла. В 1947 году во время репетиции «Лебединого озера» перед молодежным фестивалем в Праге Плисецкая случайно ударила Голубина локтем в нос. Артисту пришлось накладывать швы, и после этого он больше не выступал в паре с Майей. Их романтические отношения постепенно сошли на нет. Известно, что после расставания с балериной Вячеслав начал выпивать и очень скоро покинул сцену. Впрочем, в своих мемуарах Плисецкая вспоминала его с теплотой и нежностью: «Слава Голубин был моей первой любовью, и наши ‘’Лебедины’’ таили для нас обоих нечто большее, чем очередные декадные спектакли. Он хорошо начинал, вел несколько балетов. Но стал пить, и это сломало ему карьеру и жизнь». В возрасте 30 лет Голубин совершил самоубийство в собственном доме. 

Впервые балерина влюбилась в танцовщика Вячеслава Голубина

Затем Плисецкая сошлась с Эсфандияром Кашани, танцовщиком из кордебалета, оказавшимся моложе ее на 5 лет

В тренировочном классе балерина обратила внимание на красавца с иранскими корнями и почти сразу окунулась в новые отношения, не делая из них тайны

Майя Плисецкая не скрывала своих отношений с Эсфандияром Кашани, который был младше ее на 5 лет

Балерина сама приезжала к своему возлюбленному в коммуналку на Шаболовку и не смущалась, что такие встречи вызывали множество пересудов. «У Майи был особый талант, и где бы она ни находилась, сразу становилось ясно: она — первая, она — звезда», — вспоминал Кашани в разговоре с журналистами. Отношения Эсфандияра и Майи вскоре приняли серьезный оборот: они постоянно были вместе и подружились с семьями друг друга. Казалось, дело шло к свадьбе. Однако по неизвестной причине Плисецкая решила уйти от возлюбленного, так с ним и не объяснившись.

Откровения Плисецкой

В одном своем интервью Майя Плисецкая, биография и фото которой представлены вашему вниманию в статье, призналась, что на балет ее отдали еще совсем маленькой. Ей тогда было всего 8 лет, но главная причина данного шага заключалась в том, что характер у девочки был несколько хулиганистым. И чтобы устранить негативные его проявления в последующем, Майю решили приобщить к прекрасному уже с раннего детства.

Плисецкая также рассказала и о том, что очень хорошо ощущала ритм музыки, а также интуитивно понимала, какую позу лучше всего подобрать в определенный момент. Данные природные задатки во многом стали определяющими для развития ее таланта в балетной сфере деятельности. Возможно, именно они и стали определяющими при выборе будущей профессии!

Эпизоды жизни

Майя Плисецкая состояла в браке со знаменитым композитором Родионом Щедриным, однако детей у супругов не было. В начале 2000-х гг. газета Московский комсомолец пыталась было опровергнуть данный факт, напечатав сенсационную статью «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой». Однако Московский городской суд опровергнул недостоверную информацию: по мнению суда у Плисецкой действительно не осталось наследников.

Когда Плисецкая стала ведущей солисткой Большого театра, в труппе случился раскол: балерина постепенно вступила в оппозицию к главному балетмейстеру театра, а артисты в свою очередь рассредоточились на «группы поддержки». Так, под негласной эгидой конфронтации, и проходила работа в коллективе, пока Майя, наконец, не была уволена. Правда вот общественность случай увольнения легендарной балерины отнюдь не одобрила, да и Майе «простаивать» не пришлось: за границей ее ждала масса интересных предложений.

Военные годы

Начало Великой Отечественной войны заставил Плисецкую вместе со своей семьей в срочном порядке эвакуироваться в Свердловск. Конечно, те тяжелые годы не могли не отобразиться на деятельности великой балерины. Ей приходилось значительно меньше выделять времени любимому делу, так как посещать балетную школы в те годы она просто не могла. Из-за этого фактически вся карьера балерины у Майи повисла на волоске.

Но спасла ситуацию великолепно сыгранная Плисецкой роль в спектакле «Умирающий лебедь». Тогда она выполняла все «трюки» балерины, стоя к зрителям спиной. Это так сильно поразило зал, что он после завершения представления еще долго громко аплодировал юной балерине! Фактически данный успех помог Майе в послевоенные годы возобновить свою деятельность и с новой силой трудиться на любимом поприще, проявляя большой энтузиазм в творчестве.

Можно сказать смело, что война так и не смогла сломить волю Майи Плисецкой и заставить ее навсегда забыть о балете. Наоборот, маленькие локальные творческие успехи, происходившие с ней в данный период на сцене, укрепляли ее веру в собственный творческий потенциал, который следовало реализовать на практике.

Книги о выдающейся балерине

О таких известных людях, как Майя Плисецкая, пишут книги и снимают документальные и художественные фильмы. Не стала исключением и выдающаяся балерина СССР.

Среди наиболее популярных книг, которые пользуются огромной славой среди читателей, выделяют литературные труды «Я, Майя Плисецкая», а также «Тринадцать лет спустя».

В книге «Я, Майя Плисецкая», написанной самой балериной в 1994 году, повествует о ее широком творческом пути и обо всех творческих достижениях. Также в ней приведены подробные разъяснения, почему всемирная слава Большого театра России постепенно идет к упадку.

Во второй своей книге «Тринадцать лет спустя» Плисецкая затрагивает события, которые произошли за период с 1993 по 2006 год. Фактически это книга с воспоминаниями от легенды балета. Излагает все события Майя в своей работе весьма четко и интересно для читателя. Весь свой профессиональный опыт и знания она решила оставить для будущих поколений в виде этих двух книг, с которыми обязательно стоит ознакомиться всем поклонникам артистки.

Майя Плисецкая в кино

В1952 году биография Плисецкой Майи Михайловны обогатилась еще одним событием — девушка впервые приняла участие в киносъемках. Произошло это при подготовке картины «Большой концерт», которую сняла Вера Строева. И этот дебют во многом способствовал успешным постановкам в других фильмах с ее участием, а их было немало. Можно вспомнить такие произведения, как кинофильмы-балеты «Анна Каренина», «Сказка о Коньке-Горбунке», «Лебединое озеро».

Также Майя Плисецкая была приглашена на экранизированные балеты «Чайка», «Асейдора», «Болеро», «Дама с собачкой».

Роль Бетси Майя мастерски исполнила в экранизации романа «Анна Каренина» 1968 года. А звезда балета в фильме «Фантазия» (снят в 1976 году) настолько великолепно была обыграна Плисецкой, что иногда казалось, будто в данной картине она сыграла саму себя.

Немало было у Майи в фильмах и различных ролей с текстами. На память сразу же приходит балет Бежара. Интересна была и роль Дезирев в картине «Чайковский», с которой отлично справилась Плисецкая.

Биография

Непревзойденная примадонна Большого театра — балерина Майя Плисецкая провела на сцене более 60 лет. Оригинальная танцевальная техника и природная грация позволили Майе Михайловне добиться грандиозных успехов на поприще театрального искусства. Главным образом балерина знаменита как исполнительница ролей Анны Каренины, Кармен, Джульетты, однако действительный послужной список Плисецкой куда более широк. Достаточно заметить, что в одном лишь «Лебедином озере» балерина станцевала более 800 раз.Желание стать балериной преследовало Майю Плисецкую с раннего детства. Впрочем, и трагические развороты судьбы, как ни странно, тому способствовали. Перед началом Второй мировой она фактически лишилась родителей: отец был осужден и расстрелян как политический преступник, мать — сослана в лагерь жен изменников родины в Казахстане. В итоге девочка осталась на попечении своей тети Суламифь Мессерер — солистки Большого театра, которая впоследствии и помогла Майе сделать первые робкие шаги к мечте.

Майя Плисецкая в балете «Лебединое озеро»

Окончив Московское хореографическое училище, Плисецкая без труда поступила в труппу Большого театра и очень вскоре утвердилась там в качестве солистки. Последующие 50 лет в жизни Майи Плисецкой были неразрывно связаны с самым престижным театром столицы. Впрочем, заграничные гастроли тоже не заставляли себя ждать. Более того, иностранные режиссеры всерьез и настойчиво интересовались творчеством Плисецкой. Ее более не приглашали на роли — под нее ставили целые спектакли.После распада СССР Майя Плисецкая большую часть времени проводила за рубежом. Она работала художественным руководителем в театрах Рима и Мадрида, выступала в качестве балетмейстера и режиссера-постановщика, проводила мастер-классы, сотрудничала с корифеями театрального искусства в проведении фестивалей и гала-концертов. Творческий образ великой балерины зафиксирован в работах современных художников и кинорежиссеров. Авторству Плисецкой принадлежат три сборника мемуаров. За беспрецедентный вклад в развитие культуры и искусства балерина была удостоена десятков наград, премий, званий и орденов.

Майя Плисецкая с супругом Родионом Щедриным

Неожиданная смерть Майи Плисецкой наступила 2 мая 2015 г. Артистка скончалась в Германии, в Мюнхене, где проживала вместе с мужем Родионом Щедриным большую часть времени. Причиной смерти Плисецкой стал сердечный приступ. Прощание с Плисецкой состоялось в Германии в кругу родных и близких. Согласно обнародованному завещанию примадонны, после смерти Щедрина их прах будет смешан воедино и развеян над Россией.

Переезд в Шпицберген и первые шаги на сцене

В 1932 году семья Плисецких перебирается жить в Шпицберген. Такой крутой поворот в их жизни произошел из-за того, что для отца появилась новая должность – его сперва назначили директором «Артикугля», а несколько позже он уже становится консулом СССР.

В Шпицбергене юная Майя, которой на тот момент было 11 лет, исполняет свою первую роль в опере. Ей надлежало сыграть в спектакле «Русалка», с чем она весьма прекрасно справилась. Этот успех укрепил веру Плисецкой в свой талант и придал ей стимул совершенствовать свои задатки в балетном искусстве!

Майе на сцене все давалось очень легко, возможно, этому способствовала ее стройная фигура и великолепная пластика тела. Она отлично улавливала ритм музыки и скользила по сцене, словно снежинка, стараясь воплотить в себе все то прекрасное, что дает своим почитателем балет.

Линия жизни

20 ноября 1925 г. Дата рождения Майи Михайловны Плисецкой.1932 г. Переезд на Шпицберген в связи со сменой рода деятельности отца.1941 г. Эвакуация в Свердловск вместе с тетей Суламифь Мессерер.1943 г. Окончание Московского хореографического училища и поступление в труппу Большого театра.1958 г. Брак с композитором Родионом Щедриным.1960 г. Утверждение в статусе прима-балерины Большого театра.1983 г. Назначение на должность художественного руководителя Римской оперы.1988 г. Назначение на должность художественного руководителя Испанского национального балета.1990 г. Увольнение из Большого театра.1994 г. Учреждение ежегодного балетного конкурса «Майя».2 мая 2015 г. Дата смерти Майи Плисецкой.

Кино

В 1952 Майя Плисецкая впервые появилась в кино. Ее можно увидеть в картине «Большой концерт» Веры Строевой. Ну а затем последовали в кинофильмы-балеты: «Лебединое озеро», «Сказка о Коньке-Горбунке» и «Анна Каренина». Приму Большого пригласили в фильм-оперу «Хованщина». Балерина участвовала и в экранизации балетов «Айседора», «Болеро», «Чайка», «Дама с собачкой». В 1974 году ее пригласили вместе с солистом Большого театра Богатыревым для теленомера «Ноктюрн» на музыку Фридриха Шопена из балета «В ночи» хореографа Джерома Роббинса.

В 1968 году балерина сыграла Бетси в экранизации романа «Анна Каренина» Зархи. Также Плисецкая снялась в роли Дезире в ленте «Чайковский» Таланкина. Затем Вайткус позвал танцовщицу на роль музы Чюрлениса в картину «Зодиак». В 1976 году актриса сыграла звезду балета и телефильме «Фантазия» по повести Тургенева «Вешние воды».

Роль Плисецкой в мировой истории балета

Роль Майи Плисецкой в истории мирового балет очень велика, ведь она стала одной из главных фигур в данной сфере деятельности в ХХ веке. Реализовав свой огромный творческий потенциал, она показала, насколько талантливые люди проживали в ту эпоху, и что даже все жизненные неурядицы не способны помешать человеку со временем достичь тех вершин, к которым он стремится.

На балерину Майю Плисецкую будет равняться еще не одно поколение современных балерин, которые также мечтают о подобной славе. О ней даже при жизни артистки слагались целые легенды, которые стали еще больше значимые после ее смерти, которая выпала на 2 мая 2015 года. Легенде балета в тот момент шел уже 90-й год. Плисецкая прожила интересную и неординарную жизнь, о которой есть что рассказать и вспомнить.

Арест родителей

В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли. Почти сразу арестовали и маму. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины .

Из книги балерины «Я, Майя Плисецкая»:

Летом нас свозили в пионерский лагерь, всей кучей. А там — утренняя зарядка, линейка, подъем флага, надсадные горны, бравые вожатые, рапорты, вечерние костры. Словом — мы пионеры. Это как гитлерюгенд. Дисциплину соблюдать, верность Родине множить. Мать, чтобы было на что жить, начала распродавать вещи. Одну за одной. Она была на седьмом месяце беременности, когда отца забрали.

Пока я маршировала под зазывную музыку Дунаевского в летнем пионерском лагере, мать родила в июле моего младшего брата. Молоко у нее пропало. В деньгах постоянно была большая нужда.

В начале марта 1938 года, точную цифру дня не могу вспомнить, Мита танцевала «Спящую». Сейчас я мучительно напрягаюсь, чтобы вспомнить, как получилось, что вечером в театре я внезапно оказалась совсем одна. Без мамы. С большим букетом крымских мимоз. Просто выпадение памяти. Есть у меня в характере и поныне дурацкая способность погрузиться целиком в свои мысли, отрешиться от мира, ничего не замечать кругом. Я не люблю этой своей черты. Так было и в тот мартовский вечер. Спектакль заканчивается, поклоны, аплодисменты. А где мама? Ведь мы были вместе.

Я иду с цветами к Мите домой. С поздравлениями. Она живет рядышком с театром, сзади, в Щепкинском проезде, в доме Большого театра. Там, где потом в большой коммунальной квартире долгие годы буду жить и я. Взяв цветы, Мита внимательно, пристально всматривается в меня серьезными темными глазами. И внезапно предлагает остаться ночевать. При этом она плетет какую-то чепуху, что маму срочно вызвали к отцу и она тут же, прямо из театра, не досмотрев спектакля, вечерним поездом куда-то умчалась. Я ей, естественно, верю. Я и сейчас легковерна. А в 12 лет поверишь в любую несуразицу.

Так я поселилась у Миты. Я не понимала, что мать в тюрьме. Что ее тоже арестовали. Тоже в самый неожиданный, неподходящий час. А разве люди уже придумали подходящий час для арестов?

Именно у тетушки Суламифь нашла приют 12-летняя Майя. Добрая родственница удочерила осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом.

Шпицберген, Москва и первое увлечение танцами

Будущая звезда сцены родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье советского хозяйственного деятеля, дипломата Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Мессерер. Отец в молодости руководил производством первых советских фильмов, тогда и познакомился с юной красавицей Рахиль, выпускницей ВГИКа. До замужества она успела сняться в шести фильмах, а потом целиком посвятила себя семье и отправилась вслед за мужем на остров Шпицберген. Там с 1932 по 1936 год он работал руководителем советской угольной концессии и одновременно был генеральным консулом СССР на этом норвежском острове. Сама же Майя Плисецкая на Шпицбергене училась в школе, каталась на лыжах, занималась в театральном кружке и даже впервые выступила на сцене в самодеятельной постановке оперы Даргомыжского «Русалка».

Актриса, балерина Майя Михайловна Плисецкая в роли Бетси на съемочной площадке фильма «Анна Каренина» режиссера Александра Григорьевича Зархи по одноименному роману Льва Николаевича Толстого. Фото: Валентин Мастюков/ТАСС

В июне 1934-го, когда Плисецкие вернулись в Москву на время отпуска отца, Майя поступила в балетную школу. Это было так естественно: все родственники со стороны матери были так или иначе связаны с балетом, да и сама Майя уже успела проявить склонность к танцам. Ее определили в класс заслуженной артистки РСФСР, балетмейстера и педагога Евгении Долинской. Девочка училась танцевать с упоением. И ей было еще невдомек, что совсем скоро от благополучного мира ее детства не останется и следа.

Известные изречения Плисецкой

Чтобы понять мировоззрение Майи Плисецкой, следует изучить ее взгляды на многие жизненные вещи. В этом плане могут достаточно неплохо помочь цитаты из ее высказываний. Здесь они приведены не точно, но основные мысли, которые хотела донести ими Майя, переданы по сути.

В одном из своих изречений Плисецкая сетовала на то, что никогда не любила изнуряющие тренировки и репетиции. С ее слов, благодаря этому ей удалось продлить свою сценическую деятельность, так как ноги у балерины были не измученные.

Никогда не любила Майя и лишние слова, а желала все доказывать конкретными поступками.

Плисецкая полагала, что самым важным в искусстве является тот момент, который будет трогать душу зрителя. Если его нет, то деятельность балерины или актрисы бессмысленна.

В мировоззрении Майи не существовало разделения людей на расы и народы. Она лишь считала, что человечество разделяется на добрых и злых людей, причем хорошие личности – это своеобразный подарок с Неба.

Благодаря своим долголетним наблюдениям, Майя сделала четкий вывод, что бездеятельность губительна для человеческой фигуры. Если люди будут постоянно лежать на диване и ничего не делать, то они станут ленивыми и потеряют хорошую форму тела.

Плисецкая понимала, что от естественного процесса старения и образования морщин на лице никуда не деться. Но рекомендовала людям до последнего бороться со старостью и оттягивать данный процесс как можно дольше.

Краткая биография Майи Плисецкой, личная жизнь, дети, муж — это все всегда интересовало ее поклонников. Пришло время поговорить и об этом.

Личная жизнь Майи Плисецкой

Как звезду Большого театра Майю окружало множество мужчин. Она писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Балерина дважды была замужем.

Майя Плисецкая и Марис Лиепа

Ее первый муж — Марис Лиепа, тоже был солистом театра и танцовщиком. Они поженились в 1956 году, но через три месяца развелись.

Со своим вторым супругом Родионом Щедриным Майя познакомилась в гостях у Лили Брик. Балерина и композитор, казалось, не очень заинтересовались друг другом. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начали встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились.

Майя Плисецкая и ее муж Родион Щедрин

«Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», – рассказывала Плисецкая о муже. А супруг во всем поддерживал ее и отстаивал ее интересы перед советским правительством. Именно благодаря его стараниям прима получила возможность выезжать за рубеж.

Правда, несмотря на счастливую семейную жизнь, у пары никогда не было детей. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены. Супруг ее оправдывал, говоря, что балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется. Многие балерины, утверждал он, теряли профессию из-за беременности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector