Майя плисецкая

Как Родион Щедрин освободил жену из заточения в стране

В 1958 году 33-летняя Майя Плисецкая стала женой композитора Родиона Щедрина. За два года до этого она уже побывала замужем, но брак с юным солистом балета Марисом Лиепой, который был моложе нее самой на 11 лет, продержался всего три месяца, после пара распалась.

С Щедриным балерина уже была знакома, они несколько раз виделись у общих друзей, но после того, как молодой композитор побывал на ее репетиции, он был покорен, восхищен, и события стали развиваться стремительно. В тот же вечер они гуляли по городу, и начали встречаться. А летом, когда труппа вновь уехала на зарубежные гастроли, Майя Плисецкая тайком отправилась в Карелию, где в Доме отдыха под Сортавалой ее ждал Щедрин.

А осенью они поженились. И всю жизнь до самого преклонного возраста жили душа в душу. Детей у пары не было, поскольку Майя Плисецкая хотела всецело посвятить себя балету. Семья Щедрина и Плисецкой соединила двух талантливейших творцов и стала одной из немногих, в которой оба супруга являлись обладателями почетного звания Народный артист СССР.

Балет Родиона Щедрина «Дама с собачкой» на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР. Майя Плисецкая в роли Анны Сергеевны и Борис Ефимов в роли Гурова. Фото А.Конькова и П.Максимова /ТАСС

И это еще не все: гений Родиона Щедрина, его любовь и самопожертвование помогли балерине прожить невероятно долгую сценическую жизнь. Специально для своей жены композитор написал несколько балетов, которые прославили ее. Вот что рассказывала сама балерина: «Щедрин – профессионал самой высокой пробы, может сделать отменно и оперу, и что угодно. А балеты написал просто-таки мне в помощь. В вызволение от надвигающегося возраста: новый репертуар обязательно выводит на следующую ступень искусства».

Первые выступления

Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.

В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.

РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

Биография Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, художественная деятельность наложила отпечаток даже на личную жизнь балерины. Майя просто не видела себя без искусства и большой сцены. Талантливой балерине стали доверять сложные роли, которые она училась играть на высшем уровне.

Сначала Плисецкая танцевала Машу в «Щелкунчике», далее «Мирту в «Жизели», Китри в «Дон-Кихоте». Особенно зрителям понравилась ее Одилия и Одетта в «Лебедином озере». Прошло немного времени и Плисецкую стали называть прима-балериной Большого театра, она сменила известную Галину Уланову.

Работа балерины очень сложная. Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль. Одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям.

Майя доводила себя до физического истощения постоянными занятиями, сидела на диетах, заставляла себя постоянно держаться в форме. Она танцевала до 70 лет, выходила на сцену и демонстрировала зрителям грациозный танец.

Плисецкую запомнили не только как выдающуюся танцовщицу, она была талантливым балетмейстером и хореографом. Майя Плисецкая поставила десятки спектаклей на сцене Большого театра, во многих из своих постановок она исполняла главные роли. Но в конце 80-х Плисецкой пришлось оставить сцену Большого театра по причине конфликта с руководством. Юрий Григорович уволил приму вместе с Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой.

Плисецкая не могла лебезить и подхалимничать, это и стало причиной увольнения из Большого театра. Григорович всячески способствовал, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли. Ее подозревали в шпионстве, поэтому сделали невыездной. Вместо Лондона и Парижа Плисецкая ездила с гастролями по провинциальным сибирским городкам.

Григорович пристально следил за дочерью врага народа, аристократическое происхождение не давало покоя директору Большого театра. После его доносов Майю часто вызывали на допросы, но уличить ее в чем-либо, кроме происхождения, не удалось.

Дочь «врага народа»

Майя Плисецкая была старшей из трех детей, после нее в семье родились еще два сына – Александр в 1931 году и Азарий 1937 года рождения. Когда Майе Плисецкой было 11 лет – за два месяца до появления на свет младшего из ее братьев – произошла трагедия, разрушившая и разметавшая эту дружную семью: 30 апреля 1937 года по обвинению в шпионаже был арестован отец семейства Михаил Плисецкий. А 8 января 1938 года он был расстрелян.

Народная артистка СССР Майя Михайловна Плисецкая (справа) и Народный артист РСФСР Николай Борисович Фадеечев в балете «Прелюдии и фуги» на музыку Иоганна Себастьяна Баха на сцене Большого театра СССР. Фото: Александр Коньков/ТАСС

Вместе с матерью в тюрьму отправился младший из братьев Майи Плисецкой, которому тогда не было и года. А ее саму и брата Александра спасло от детского дома то, что их разобрали в семьи сестра и брат матери, артисты балета Суламифь и Асаф Мессереры.

С этого времени Майя Плисецкая целиком ушла в занятия балетом. К слову, два ее брата, когда подросли, тоже связали себя с балетом и стали артистами, хореографами и балетмейстерами.

Майя Плисецкая училась в хореографическом училище, когда началась война. Все это время ее родственники, прославленные артисты балета, бились за то, чтобы мать Майи была оправдана и возвращена в Москву. В результате их многочисленных хлопот и прошений из Акмолинского лагеря жен изменников Родины, куда Рахиль Мессерер попала вместе с грудным ребенком, ее перевели в конце лета 1939 года на вольное поселение в Чимкент. Там она в статусе ссыльной работала учителем танцев в одном из клубов. Вернуться в Москву Рахиль Мессерер удалось в 1941 году, за два месяца до начала Великой Отечественной войны.

Прима-балерина Большого театра Союза ССР Майя Михайловна Плисецкая (Кармен) и советский артист балета Николай Борисович Фадеечев (Хозе) в одноактном балете «Кармен-сюита» в постановке кубинского балетмейстера Альберто Алонсо по мотивам новеллы французского писателя Проспера Мериме «Кармен» на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР. Фото: Александр Коньков/ТАСС

Личная жизнь Майи Плисецкой

Вспоминая о своих романтических встречах, которые были достаточно редкими в ее личной жизни, Майя Плисецкая признавалась, что не могла заниматься ничем, кроме балета, и большую часть своей жизни провела в театре. Впервые балерина влюбилась в своего партнера по сцене — Славу Голубина, принадлежавшему к знаменитой театральной династии Голубиных. К сожалению, Станилав очень рано пристрастился к алкоголю. Именно пьянство стало причиной того, что личная жизнь Майи Плисецкой и Славы Голубина не сложилась.

Майя Плисецкая в молодости

Героем следующего романа балерины стал коллега Майи по цеху — Эсфендьяр Хусейнович Кашани — солист балета. Эта связь также долго не продлилась. В 1956 знаменитая артистка неожиданно вышла замуж за Мариса Лиепу (1936—1989), который при поддержке своей партнерши оказался в труппе Большого театра. Невзирая на блестящие успехи молодого солиста балета в Москве, ему предстояло возвратиться на родину, в Ригу, так как политика нашей страны предусматривала, чтобы национальные кадры работали на своей родине.

Майя Плисецкая и Марис Лиепа

Однажды, во время Декады латышского искусства в г. Москва, Марис Лиепа с балетной труппой г. Рига представил на суд зрителей балет «Сакта свободы». Это представление посмотрела заслуженная артистка РСФСР (1951) Майя Плисецкая, и пригласила артиста в качестве своего партнера на время проведения Дней культуры Советского Союза в Венгрии. Невозможно было не увлечься красивым, статным, талантливым артистом, отличавшимся невероятным европейским лоском. Весьма независимый Марис Лиепа в Будапешт отправился вместе с Майей, будучи ее законным мужем.

Майя и Марис были замечательными артистами, чего нельзя было сказать о них, как о муже и жене. Они никогда не устраивали сцен, и не били посуду, два культурных человека поняли, что не смогут жить друг с другом вместе. Официально их брак просуществовал три месяца, однако, в действительности, их семейная жизнь продлилась не более двух недель. После чего они расстались

В том же году известная балерина привлекла внимание Секретных служб страны. Ее публичное знакомство со 2-м секретарем Британского посольства Джоном Морганом заинтересовало КГБ, что повлияло на ее творческую биографию

На фото: Майя Плисецкая на сцене

На одном из торжественных раутов, куда известная балерина постоянно получала приглашения, к ней подошел Джон Морган и заговорил с ней на отличном русском языке. Они обсуждали возможность гастролей в Москве английского Королевского балета, который во главе с несравненной Нинет де Валуа, планировал свой приезд в СССР. Как оказалось, Джон Морган хорошо разбирался в балете, и между ним и знаменитой советской балериной завязалась дружеская беседа. Это сразу заметили сотрудники секретных служб.

За посещением Джоном Морганом концерта Майи в московском зале Чайковского, последовали его встречи с балериной. Он дважды побывал у нее дома, после чего за Плесецкой установили слежку. Под ее окнами, в доме на Щепкинском проезде, часто можно было увидеть один и тот же черный автомобиль с государственными знаками. Следили, несомненно, за Джоном Морганом, балерину же могли заподозрить лишь в подготовке побега за границу, так как их встречи происходили накануне гастролей труппы Большого театра в Англию.

Майя Плисецкая в роли Кармен

Посещения светских мероприятий поощрялись органами госбезопасности только в одном случае: после окончании раутов артисты должны были давать подробный отчет… Майя ничего писать не стала, настроив против себя секретные службы, что не могло не отразится на ее биографии и биографии членов ее семьи. Однако все изменилось после ее знакомства с Родионом Щедриным, которое состоялось в доме у Лили Юрьевны Брик. После этого последовал бурный роман, а в 1958 году Майя Михайловна вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Их дальнейшая биография является образцом служения искусству.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Большой театр:

  • 1943 — Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1943 — Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
  • 1944 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1944 — Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 1944 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 1944 — Жизель, «Жизель» А. Адана
  • 1945 — Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова
  • 1945 — Фея Осени, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров
  • 1947 — Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1948 — Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева
  • 1948 — Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
  • 1949 — Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 1949 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина
  • 1950 — Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского
  • 1950 — Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский
  • 1952 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 1954 — Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский
  • 1955 (на сцене филиала) — Сюимбике, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (Батыр — Ю. Кондратов)
  • 1956 — Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани
  • 1958 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев
  • 1959 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (Данила — Н. Фадеечев)
  • 1960 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (Иванушка — В. Васильев, Царь — А. Радунский)
  • 1961 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
  • 1962 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон
  • 1963 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 1964 — Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину)
  • 1965 — Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (Ферхад — М. Лиепа, Визирь — А. Лавренюк, Ширин — Н. Бессмертнова)
  • 1967 — Солистка, «Прелюдии и фуги» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
  • 1967 — Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (Хозе — Н. Фадеечев, Тореро — С. Радченко, Рок — Н. Касаткина)
  • 1971 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна
  • 1972 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (Вронский — М. Лиепа, Каренин — Н. Фадеечев)
  • 1980 — Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев — А. Богатырёв)
  • 1985 — Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (Гуров — Б. Ефимов)

На других сценах:

  • 1973 — Роза, «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет
  • 1974 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)
  • 1974 — «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
  • 1976 — Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
  • 1978 — «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
  • 1978 — Леда, «Леда» (партнёр — Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»
  • 1983 — Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг)
  • 1984 — Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)
  • 1990 — «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
  • 1991 — «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро
  • 1992 — главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж
  • 1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр — П. Дюпон)

Видео

https://youtube.com/watch?v=VTGXqAATHlQ

Источники

  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-mayya-pliseckaya.htmlhttps://24smi.org/celebrity/363-majya-pliseckaya.htmlhttps://biographe.ru/znamenitosti/maiya-plisetskaya/https://star-magazine.ru/majya-plisetskaya/https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/3372/

     

Английская шпионка

При Хрущеве начались поездки наших артистов за рубеж. В 1956 году, когда балет Большого театра собрался в Лондон, оказалось, что прима Плисецкая — «невыездная»! В чем дело? Позже узнала: Иван Серов (председатель КГБ в 1954-1958 годах) назвал ее агентом английской контрразведки. Потому, мол, ее выпускать нельзя ни в коем случае.

Дело было в том, что в это время Плисецкая познакомилась и несколько раз встречалась с Джоном Морганом, вторым секретарем английского посольства в Москве. Для чекистов, как отмечала сама Майя Михайловна, это стало сигналом: либо Плисецкая останется в Англии и попросит политического убежища, либо она шпионка, новая Мата Харри. За ней 24 часа в сутки начала следовать машина КГБ.

«Шпионское» досье Плисецкой пополнялось неоднократно. Об этом знала и она сама. Возможно, там были не только доносы завистников и недоброжелателей, но и сообщения ее лучшей подруги Лили Брик, у которой не раз бывала балерина на протяжении многих лет. «Муза Маяковского», долгие жила с размахом, благо, часть наследства поэта досталась и ей, и она его с шиком тратила, пока Хрущев не прикрыл этот непрекращающийся банкет. Лиля содержала модный салон, где собиралась избранная публика — поэты, артисты, художники и …чекисты. Очень многие из них позже попадали на Лубянку и больше не возвращались

Возможно, Лиля, имевшая удостоверение сотрудника КГБ, не обходила особым вниманием и приму-балерину Большого театра. Во всяком случае, отношения пары Плисецкая – Щедрин и Лили Брик внезапно прекратились по неизвестным причинам, а Брик покончила с собой в возрасте 86 лет в 1978 году

Обстоятельства смерти

В последние годы Майя Михайловна не выходила на сцену, посвятив себя мемуарам. В 2015 году Большой театр готовился к концерту, посвященному девяностолетию легенды. Но до юбилея она не дожила всего полгода. 2 мая Плисецкая скончалась от инфаркта в Мюнхене. Она завещала соединить ее прах с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеять над Россией.

В 2016 году установили памятник великой балерине в сквере на Большой Дмитровке, носящему теперь ее имя.

Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, кавалер трёх орденов Ленина и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» по праву считается одной из величайших балерин двадцатого века.

Карьера (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Плисецкая обладала редкой пластичностью и музыкальностью. Она создала свой, неповторимый стиль исполнения. В 1960 году из Большого театра ушла другая великая балерина – Уланова. Отныне Плисецкой совершенно заслуженно принадлежали все ведущие роли в спектаклях. Много лет шла борьба Плисецкой с хореографом Григоровичем, в которой победил последний, несмотря на то, что женственная и изящная балерина обладала стальным мужским характером.

«Кармен-сюита», «Гибель розы», «Безумная Шайо» – эти и другие спектакли поставлены специально для Плисецкой. Балерина много лет работала с французским хореографом Морисом Бежаром, который поставил для нее «Айседору». В начале 70-х принимала участие в постановке балета Щедрина «Анна Каренина». Однако Плисецкая себя никогда не считала хореографом. «Я импровизатор» – говорила она.

В 1990 году Григорович уволил Плисецкую. Пришлось покинуть Большой театр также Владимиру Васильеву и Екатерине Максимовой. Плисецкая, конечно, не оставила сцену. Балет для нее был не ремеслом, а жизнью. Она участвовала в концертах и давала мастер-классы. Плисецкая – феноменальная фигура в истории мирового балета. К 70-летнему юбилею она подготовила номер «Аве Майя». Как-то один из коллег артистки сказал ей: «Столько лет сложно не только протанцевать, но и прожить».

С середины 90-х проводится конкурс «Майя», в котором участвуют артисты со всего мира. Плисецкая занимала должность председателя.

Главный мужчина

Избавиться от ярлыка шпионки Плисецкой помог ее второй супруг, композитор Родион Щедрин. Знакомство с ним изменило буквально все. Известно, что их первая встреча состоялась в доме Лилии Брик в 1955 году. На тот момент Щедрину было 22 года, Плисецкой — 29 лет. Однако отношения между будущими супругами начались только в 1958 году, когда Большой театр заказал Щедрину музыку к балету «Конек-горбунок». В поисках вдохновения перед масштабной работой композитор решил прийти в балетный класс, чтобы понаблюдать за танцовщицами. Там, у станка, она снова увидел Плисецкую — в черном облегающем боди — и влюбился. Так начался, как впоследствии описала балерина, «их роман и всплеск счастья».

Родион Щедрин стал главным мужчиной в жизни Майи Плисецкой

«Мы обрадовались появлению в нашем доме Щедрина. Приняли его как третьего брата. Ему удалось невозможное — укротить стихию по имени Майя, за что к нему сразу очень прониклась наша мама. Щедрин с самого начала уверенной рукой взялся за эти вожжи и всю их с Майей совместную жизнь мастерски справлялся с ее неконтролируемым и спонтанным характером», — написал в своей книге Азарий Плисецкий. Спустя примерно полгода после начала отношений балерина и композитор поженились — во многом ради того, чтобы власти перестали терзать Майю Михайловну. В ЗАГСе им пожелали «состариться вместе на одной подушке». Плисецкая и Щедрин прожили вместе 57 лет, вплоть до смерти артистки в 2015 году. 

За Майей Михайловной безуспешно ухаживал Роберт Кеннеди

Впрочем, новый семейный статус Плисецкой не мешал влиятельным мужчинам ею восхищаться. В 1962 году, во время своего второго американского тура, балерина случайно познакомилась с Робертом Кеннеди. Дружбу с американским политиком она откровенно описала в своих мемуарах, подчеркивая, что ни разу не пересекла с ним черту. «Со мной Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист. Никаких притязаний, никакой фривольности. И я ему оснований на то ни разу ни дала», — писала Майя Михайловна, хотя, конечно, без сплетен не обошлось. Теория о том, что Плисецкая и Кеннеди были любовниками, жива до сих пор. Согласно некоторым источникам, Роберт не раз дарил Майе Михайловне довольно дорогие подарки и всегда удивлялся их необычному сходству — оба, как выяснилось почти сразу, родились в один день, 20 ноября 1925 года.

Щедрин и Плисецкая прожили вместе почти 60 лет

Столь двусмысленная дружба с Кеннеди не пошатнула брак Плисецкой — со своим мужем она прожила душа в душу несколько десятилетий. Майя Михайловна любила повторять, что вместо бриллиантов и букетов Родион Константинович дарил ей выступления — композитор писал музыку к балетам, а артистка в них танцевала. По словам Плисецкой, никакого секрета у ее счастья не было — они с мужем просто «совпали». Впрочем, по некоторым данным, Щедрину все же пришлось пойти на жертвы ради счастья и карьеры жены. Так, супруги не стали родителями — знаменитая балерина не пожелала бросать сцену. Она боялась потерять форму из-за беременности и родов, а впоследствии быть забытой во время декрета.

Балерина завещала, чтобы ее прах был соединен с прахом супруга после его смерти

После ухода из Большого театра Плисецкая переехала вместе с мужем в Мюнхен, где умерла три года назад от обширного инфаркта. В своем завещании балерина попросила соединить ее прах с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеять их вместе над Россией. После кончины любимой жены Родион Константинович несколько раз давал интервью и в разговоре с сетевым изданием Sobaka.ru назвал Майю Михайловну великой женщиной, с которой был безмерно счастлив все прожитые совместно годы.  

Большая семья талантов

Майя Плисецкая появилась на свет в Москве 20 ноября 1925 года. Девочка родилась в еврейской семье с многочисленными знаменитыми и талантливыми родственниками.

Её мама, Рахиль Михайловна (девичья фамилия Мессерер), была на тот момент настоящей звездой немого кинематографа. Она имела характерную внешность – черты лица немного походили на восточные, волосы были тёмными. Из-за такого типажа ей часто приходилось играть в кино восточных, особенно узбекских девушек.

Рахиль очень нравилась и режиссёрам, и зрителям, но, выйдя замуж и родив первую дочь, с кинокарьерой она рассталась. Несмотря на законченный институт кинематографии и десяток успешных ролей в немом кино, Рахиль больше никогда не возвращалась к этому виду искусства. Ей приходилось работать в жизни на разных должностях – телефонистки, массовика-затейника, регистраторши в поликлинике.

Папа Майи, Михаил Эммануилович, занимался дипломатической и хозяйственной деятельностью. Долгое время он трудился при исполнительном комитете, потом занимал должности в комиссариатах внешней торговли и иностранных дел. Он также имел косвенное отношение к кино, участвовал в производстве картин, где и произошло его первое знакомство с будущей женой Рахиль.

Тётя и дядя Майи по материнской линии, Асаф и Суламифь Мессерер, были великими танцовщиками. В 30-е – 40-е годы они значились ведущими солистами в Большом театре, а потом замечательно преподавали искусство танца. Сын Асафа Михайловича, Борис Мессерер, в будущем стал театральным художником. Вот такой большой и творческой была семья Плисецких-Мессерер, целая династия театралов, артистов и танцоров.

В 1931 году в семье Плисецких родился второй ребёнок – сын Александр (в будущем он тоже будет балетмейстером). А на следующий год отца назначили заведующим советскими угольными рудниками на острове Шпицберген. Кроме этой, он ещё занимал должность генерального консула СССР в Норвегии. Вся семья переехала с отцом на остров в Северном Ледовитом океане.

Ходатайство, обернувшееся проблемами

Любители балета во всём мире уже знали о том, что в Большом театре в Москве танцует поистине гениальная балерина, тем более, что Никита Хрущёв водил на «Лебединое озеро» всех иностранных гостей, приезжавших в СССР после смерти Сталина. Но труппа Большого театра неизменно отправлялась на гастроли без Майи Плисецкой.
Она бывала на всех правительственных приёмах, была знакома с иностранными дипломатами, но по-прежнему значилась в списке невыездных. Когда же перед гастролями Большого театра в Лондоне на участии Плисецкой настаивал сам британский посол, это обернулось для балерины ещё большими проблемами.
 

В Великобританию её не выпустили, а в Москве за балериной установили круглосуточное наблюдение. За ней всюду следовала машина с тремя представителями КГБ. Когда же Большой театр отправился в Лондон без Плисецкой, в Москве вдруг назначили два внеочередные спектакля «Лебединое озеро». И телефон Плисецкой буквально разрывался от звонков «сверху» с требованием… предотвратить успех этих самых столичных спектаклей.
С балериной лично беседовала министр культуры Екатерина Фурцева, просившая Плисецкую побеседовать с наиболее активными поклонниками, дабы они выражали свой восторг несколько скромнее. Руководство опасалось чрезмерного внимания к отсутствию Плисецкой в Лондоне и одновременном её шумном успехе в Москве.
 

Тогда Майя Михайловна ответила просто: она не умеет работать вполсилы на сцене, а запретить людям выражать свои эмоции она не может. Как и следовало ожидать, успех был феноменальным. Несмотря на то, что в зале было множество сотрудников КГБ в штатском, зрители самый первый выход балерины на сцену встретили нескончаемыми овациями. После силовики пытались выводить из зала всех, кто слишком активно выражал свой восторг, их заставляли замолчать, увозили на допрос. Но всё было тщетно – зал взрывался шквалом аплодисментов каждый раз, когда на сцене появлялась Плисецкая.
 

Лишь в 1959 году, когда руководство КГБ сменилось, с Майи Плисецкой сняли запрет на выезд. Она побывала на гастролях в США, где смогла встретиться со своими родственниками по отцовской линии, устроившими ради неё приём. У неё и в мыслях не было остаться за рубежом. Несмотря ни на что, у неё в Москве была вся жизнь: любимый муж, театр и зрители.
 

Любовные пируэты юности

Первым увлечением Майи Плисецкой стал ее сценический партнер в Большом театре — Вячеслав Голубин. Вместе с ним балерина подрабатывала на концертах в начале 1940-х. Однако первая любовь Плисецкой довольно быстро потухла. В 1947 году во время репетиции «Лебединого озера» перед молодежным фестивалем в Праге Плисецкая случайно ударила Голубина локтем в нос. Артисту пришлось накладывать швы, и после этого он больше не выступал в паре с Майей. Их романтические отношения постепенно сошли на нет. Известно, что после расставания с балериной Вячеслав начал выпивать и очень скоро покинул сцену. Впрочем, в своих мемуарах Плисецкая вспоминала его с теплотой и нежностью: «Слава Голубин был моей первой любовью, и наши ‘’Лебедины’’ таили для нас обоих нечто большее, чем очередные декадные спектакли. Он хорошо начинал, вел несколько балетов. Но стал пить, и это сломало ему карьеру и жизнь». В возрасте 30 лет Голубин совершил самоубийство в собственном доме. 

Впервые балерина влюбилась в танцовщика Вячеслава Голубина

Затем Плисецкая сошлась с Эсфандияром Кашани, танцовщиком из кордебалета, оказавшимся моложе ее на 5 лет

В тренировочном классе балерина обратила внимание на красавца с иранскими корнями и почти сразу окунулась в новые отношения, не делая из них тайны

Майя Плисецкая не скрывала своих отношений с Эсфандияром Кашани, который был младше ее на 5 лет

Балерина сама приезжала к своему возлюбленному в коммуналку на Шаболовку и не смущалась, что такие встречи вызывали множество пересудов. «У Майи был особый талант, и где бы она ни находилась, сразу становилось ясно: она — первая, она — звезда», — вспоминал Кашани в разговоре с журналистами. Отношения Эсфандияра и Майи вскоре приняли серьезный оборот: они постоянно были вместе и подружились с семьями друг друга. Казалось, дело шло к свадьбе. Однако по неизвестной причине Плисецкая решила уйти от возлюбленного, так с ним и не объяснившись.

Биография Майи Плисецкой

Возраст балерины, рост, вес и другие параметры

Майя Плисецкая: сколько лет в году? 

В этом году легенде отечественного балета, великой Майе Плисецкой исполнилось бы . Она родилась в Москве, СССР, 20 ноября 1925 года. По знаку зодиака: Скорпион. Рост: 167 см. Вес: 52 кг

Майя Плисецкая, 1962 г.

Девочка появилась на свет 20 ноября 1925 года в московской творческой семье Михаила Плисецкого и Рахиль Мессерер. Позже родились ее братья Александр и Азарий.

С Галиной Улановой в репитиционном зале Большого Театра

Мама Майи была звездой немого кино. Ее сестра Суламифь и брат Асаф — известными балетными драматическими артистами. Отец — сотрудником Комиссариата иностранных дел и внешней торговли, затем начальником советских угольных рудников на архипелаге Шпицберген.

На репетиции с Галиной Сергеевной Улановой, 1 июня 1969 г.

Майя танцевала с раннего детства. Когда семья жила некоторое время в Баренцбурге, на архипелаге Шпицберген, малышка с блеском исполнила партию Русалочки.

Майя Плисецкая в составе Большого театра в Королевском фестивальном зале в Лондоне, 17 августа 1965 г.

Родион Щедрин

Плисецкая написала несколько книг-воспоминаний. Артистка рассказала о своих романах со звездами балета. В 1956 году она вышла замуж за Мариса Лиепу. Однако этот брак вскоре распался. В 1958 году Плисецкая встретила человека, с которым прожила долгую и счастливую жизнь. Этим человеком был Родион Щедрин – композитор с мировым именем.

У Плисецкой не было детей. Но ей посчастливилось встретить в своей жизни настоящую любовь. Быть может, именно поэтому нет ни в России, ни в Германии места, где похоронена Майя Плисецкая.

Фото знаменитой пары расположено выше. Пожалуй, это был самый крепкий союз в российском артистическом мире.

Щедрин был моложе своей жены на семь лет. Он родился в семье композитора и педагога, музыкой занимался с ранних лет. Окончил Московское хоровое училище, затем учился в МГК им. Чайковского. Вопрос о том, где похоронена Майя Плисецкая, некорректен. Прах супругов должен быть соединен и развеян над Россией. Так сказано в завещании, составленном Майей Плисецкой.

Скорый брак и обвинения в шпионаже

В 1956 году, не предупредив близких, Майя Плисецкая вышла замуж за Мариса Лиепу, с которым тоже познакомилась в Большом театре — во время фестиваля латвийской культуры. Как описал в своей книге брат балерины Азарий Плисецкий, она влюбилась в танцовщика моложе себя на 11 лет, не раздумывая: «Не увлечься Марисом было невозможно. Высокий статный красавец, очень самоуверенный, породистый, по-европейски холеный…». Плисецкая пригласила Лиепу выступить вместе с ней на Днях культуры СССР в Венгрии. В Будапешт они отправились, будучи мужем и женой.

Майя Плисецкая была замужем за Марисом Лиепой всего три месяца — развод не помешал им впоследствии танцевать вместе

Официально брак артистов продлился всего три месяца, а совместная жизнь и того меньше — около двух недель. По словам Азария Плисецкого, супруги быстро поняли, что не подходят друг другу, и разошлись без скандалов и «битья тарелок». Примерно тогда же Майей Михайловной заинтересовался КГБ. Причиной тому стало ее знакомство с Джоном Морганом, вторым секретарем английского посольства. Известно, что мужчина сам подошел к балерине на одном из приемов и заговорил с ней на русском языке, выразив восхищение балетом. 

Балерину подозревали в шпионаже, когда в 1950-х годах она познакомилась с английским дипломатом Джоном Морганом

После этого за Плисецкой была установлена слежка — сотрудники КГБ приняли отношения танцовщицы с английским дипломатом за роман и, по некоторым данным, заподозрили ее в шпионаже. Впрочем, сама Майя Михайловна, конечно, отрицала наличие близкой связи с Джоном. В своих мемуарах она писала, что встречалась с Морганом всего несколько раз и только в присутствии третьих лиц. «Но последствия наших встреч были печально детективными. За мной по пятам стала следовать оперативная машина КГБ. Двадцать четыре часа в сутки», — вспоминала балерина. Несколько лет Плисецкой запрещали выезжать за границу. 

Дочь врагов народа

Будущая балерина появилась на свет в 1925 году в Москве. Отец Плисецкой был известным хозяйственным деятелем. Мать – актрисой немого кино. Когда девочке исполнилось семь лет, она впервые оказалась в Германии. Здесь отец руководил крупным предприятием. В 1936 году Плисецкие вернулись в Россию.

Вскоре по стране прокатилась волна репрессий. Не обошла она стороной и родителей будущей звезды. В 1937 году арестовали отца. Спустя несколько месяцев, тихой мартовской ночью, люди в черных кожаных пальто приехали за матерью. Девочку взяла на воспитание тетя, актриса Большого театра. Суламифь Мессерер спасла Майю от участи дочери изменников Родины, от детского дома, где воспитывались отпрыски жертв сталинизма.

Не забери Мессерер к себе дочку врагов народа, не было бы в истории русского балета яркого имени Майи Плисецкой. Где похоронена представительница знаменитой театральной династии? Знаменитости уровня Плисецкой находят последнее пристанище на Новодевичьем кладбище. Здесь покоятся политики, артисты, художники писателя. Но на вопрос о том, где похоронена Майя Плисецкая, сторож кладбища не даст ответа. Нет здесь ее могилы? Так где похоронена Майя Михайлова Плисецкая, коренная москвичка, артистка, имя которой неразрывно связано с историей русского балета?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector