Фаина раневская
Содержание:
Фаина Раневская — биография
Фаина Раневская — крупная представительница советской актерской школы. За всю свою профессиональную карьеру женщина сыграла не так много крупных ролей. В основном ее задействовали в эпизодах.
Парадоксально, что именно небольшие второстепенные образы сделали ее поистине великой артисткой своего времени, которую помнят до сих пор.
Раневская стала легендарной еще при жизни. Она была знакома со многими деятелями искусства. В том числе с Любовью Орловой, которая стала актрисой чуть позже. Также с Мандельштамом, Цветаевой и много с кем еще.
Раневская имела не только кинематографический, но и театральный опыт. В свои годы играла во множестве творческих объединений. Период ее деятельности на поприще высокого искусства стал еще одной крупной страницей биографии артистки. Интересно, что и сама актриса предпочитала театр.
Женщина отличалась большим остроумием и хорошим чувством юмора, что делало ее интересным собеседником. Многие высказывания артистки стали крылатыми и ушли в народ.
Несмотря на множество ярких качеств, личная жизнь актрисы так и не сложилась. К исходу карьеры, у нее не было ни детей, не супруга. Что породило множество слухов и домыслов.
Фильмы
Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Михаила Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.
В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали ее узнаваемой. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах. В картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» — супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемое и теперь уже крылатое выражение «Муля, не нервируй меня». Аришу в этом фильме сыграла Рина Зеленая, в жизни женщины не были подругами, скорее, их называли приятельницами.
Любовь Орлова и Фаина Раневская
В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Исидора Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Михаилом Пуговкиным и другими узнаваемыми актёрами. А в 1945-м она появилась в военной музыкальной комедии «Небесный тихоход», где исполнила роль врача, профессора медицины.
В 1947 году фильмография артистки пополнилась знаменитой комедией «Весна», в которой Раневская сыграла Маргариту Львовну. Орлова и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.
В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке». Сценарист картины Евгений Шварц обожал Раневскую. Он позволил артистке вставлять бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей в карьере Фаины Георгиевны.
Фаина Раневская и Татьяна Лазарева
Не меньше положительных отзывов имел советский фильм «Александр Пархоменко», снятый Леонидом Луковым. В 1962 году вышла новая режиссерская редакция картины, в ней Фаина Георгиевна сыграла тапершу в ресторане, исполнив романс «Пусть летят и кружат пожелтевшие листья…», при этом сидела за роялем, аккомпанируя себе.
В 1964-м она появилась в комедии «Легкая жизнь» вместе с Юрием Яковлевым. Сатирическую ленту снимал режиссер Вениамин Дорман. В ней Раневской удалось феноменально изобразить спекулянтку Маргариту Ивановну, которую называли «Королева Марго». В итоге фильм занял 17-е место в списке самых кассовых картин того года.
Последняя роль Раневской в кино — лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в фильм.
Фаина Раневская получила звание народной артистки СССР и три Сталинские премии.
Фильмография
Фильмы с участием Фаины Раневской и роли в них:
1934 — Пышка — госпожа Луазо
1937 — Дума про казака Голоту — попадья
1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного
1939 — Подкидыш — Ляля
1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии
1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
1941 — Мечта — Роза Скороход
1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
1942 — Александр Пархоменко — тапёрша
1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тётушка Адель
1943 — Родные берега (новелла «Три гвардейца») — Софья Ивановна, директор музея
1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна Жигалова, мать невесты
1945 — Небесный тихоход — профессор медицины
1945 — Слон и верёвочка — бабушка
1947 — Весна — Маргарита Львовна, экономка
1947 — Золушка — мачеха Золушки
1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
1949 — У них есть Родина — фрау Вурст
1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна, жена Свиристинского
1960 — Осторожно, бабушка! — Елена Тимофеевна, бабушка Лены
1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина, писательница
1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, она же «королева Марго», спекулянтка
1965 — Первый посетитель — старая дама
1966 — Сегодня — новый аттракцион — Ада Константиновна Брандт, директор цирка
Календарь «Сплетника»: неповторимая Фаина Раневская
27 августа 1896 года в Таганроге родилась Фаина Гиршевна Фельдман. Она же – Фаина Георгиевна Раневская, одна из величайших актрис своего времени.
Маленькая Фаина
Раневская говорила, что не она решила быть актрисой, а профессия всегда таилась внутри нее. Наружу она прорвалась в 1915 году – тогда молодая Фаина уехала из Таганрога в Москву. Но в лучшие театральные училища ей не удалось поступить. Зато ее взяли в Малаховский театр в Подмосковье. Приехав в Москву, Раневская познакомилась с Цветаевой, Мандельштамом, Маяковским. Однако надолго в на тот момент будущей столице она не задержалась – на протяжении 15-ти лет актриса играла в разных театрах, гастролировала по всей стране.
Раневская так и не сумела, как многие другие актеры, найти свой театр. На каждом «рабочем месте» случались какие-то проблемы. Она играла и в Камерном театре (позже – театре им. Пушкина), и в театре Красной Армии, и в театре им. Моссовета. С последним чаще всего ассоциируют имя Фаины Георгиевны. Ее эпизодические герои там зачастую были ярче ключевых персонажей пьес. Например, так случилось со спектаклем «Шторм». В нем Раневская не просто великолепно играла – она даже переписала и переработала слова для своего эпизода. Говорят, что худрук Юрий Завадский снял Раневскую с этого спектакля именно из-за того, что она затмевала остальных актеров. Вообще, у Фаины Георгиевны были непростые отношения с Завадским. В итоге из театра Моссовета ей пришлось уйти в 1955-м. Правда, в 1960-х она вернулась в театр к Завадскому и играла там вплоть до ухода со сцены (Фаина Георгиевна перестала играть примерно за год до смерти).
В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934-м году – в фильме Михаила Ромма «Пышка». На съемочной площадке с гениальным Роммом Раневская встречалась и позже, в 1940-м. Она сыграла в его знаменитой драме «Мечта». Ромма Раневская очень уважала, отзывалась о нем с исключительной теплотой.
«Пышка»
В 1939-м Фаина Георгиевна сыграла одну из своих известнейших ролей – в картине «Подкидыш». Знаменитая фраза «Муля, не нервируй меня!» – придумана Фаиной Георгиевной. Впоследствии она о ней даже жалела, в чем признавалась подруге Анне Ахматовой. Раневская сокрушалась, что все ассоциируют ее с «Мулей». Ахматова, кстати, отвечала:
«Сжала руки под темной вуалью» – это мои «Мули»…
Даже Леонид Ильич Брежнев на вручении Ордена Ленина Раневской сказал:
А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!
Фаина Георгиевна парировала:
Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!
Генсек оправдался тем, что просто очень любит актрису.
Кадр из фильма «Подкидыш»
Каждая роль Раневской вписана в историю кинематографа – и ее мачеха в «Золушке», и Маргарита Львовна в «Весне», и Елена Тимофеевна в «Осторожно, бабушка!», и другие. Однако при упоминании Фаины Георгиевны в голову приходит, в первую очередь, злополучное высказывание про несчастного Мулю
«Золушка»
«Весна»
«Свадьба»
«Небесный тихоход»
«Легкая жизнь»
«Осторожно, бабушка!»
Фрекен Бок — тоже отчасти детище Раневской. Она озвучивала эту героиню
О Раневской написано множество книг. Особенно много изданий, в которых собраны афоризмы великой актрисы. Один из самых известных – про кино:
Сняться в плохом фильме – все равно, что плюнуть в вечность!
Личная жизнь у Фаины Георгиевны не задалась. Сама она рассказывала, что любила всего один раз. В юности влюбилась в красавца-актера, и как-то раз он сказал, что заглянет к ней вечером. Молоденькая Раневская принарядилась и стала ждать своего «принца». «Принц» явился пьяным и в компании неизвестной дамы. Фаине он сказал:
Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков.
Вот так закончилась первая и последняя любовь Раневской.
Фаина Георгиевна сама признавала, что была очень одинока. Разве что, в начале 1960-х ей было проще – с ней жила ее сестра Изабелла. Однако в 1964-м Белла скончалась от рака.
От одиночества Раневская спасалась работой. Тем не менее, под конец жизни она признала, что не сделала 99 процентов того, что могла. Но даже при этом английская энциклопедия «Кто есть кто» внесла ее в десятку величайших актрис ХХ-го века.
Рост, вес, возраст. Сколько лет Фаине Раневской
По настоятельным просьбам миллионной армии поклонников, спешим сообщить такие физические параметры легендарной актрисы, как ее рост, вес, возраст. Сколько лет Фаине Раневской – несложно узнать, если будет известна дата ее появления на свет.
Фаина Раневская: фото в молодости и сейчас – доказывают то, что актриса является поистине женщиной без возраста, поскольку ее настоящий возраст выдают только морщинки и потухающие искорки в глазах. Будущая актриса появилась на свет в 1896 году, а скоропостижно скончалась она в 1984 году, поэтому актрисе на момент смерти исполнилось ровно восемьдесят семь лет.
Стоит отметить, что Фаина скончалась от инфаркта, который стал осложнением воспаления легких, похоронена она на московском Новом Донском кладбище, а на ее могиле красуется статуя любимой дворняжки Мальчика.
При этом рост актрисы при жизни составил не более, чем метр и восемьдесят сантиметров, а вот вес ее на месте не стоял, поскольку Фаина старалась подстраиваться под требования конкретной роли.
Театр
Далее начался период скитаний и поиска признания среди членов профессионального сообщества. Какое-то время, с 15 по 16-й годы артистка работала в труппе Лавровской.
Фаина Раневская в начале карьеры
Затем в антрепризе П.Л. Вульф. Пока, наконец, не нашла свое место в 1-м Советском театре в Крыму. Здесь перспективная актриса проработала больше 5-и лет.
В течение последующего периода Фаина Раневская трудилась в постановках по классике. В основном, в спектаклях по А.П. Чехову. В том числе «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Иванов» и прочим.
Именно с них началась профессиональная и серьезная карьера женщины, которая все еще зарабатывала репутацию среди коллег и зрителей.
Примечательно, что свой псевдоним артистка взяла после того, как ее сравнили с героиней чеховской пьесы Раневской. Когда она случайно выронила все деньги, которые получила от матери в качестве материальной помощи, и те унес ветер.
Были в послужном списке женщины роли в постановках по мотивам произведений А. Островского, Н. Гоголя, а также Толстого.
Крупной работой того времени и первой действительно серьезной ролью стал образ Маргариты Каваллини в пьесе Эдварда Шелдона «Роман».
Работы артистки в основном были второстепенными, но очень яркими. А талант актрисы делал их еще более запоминающимися.
Спустя несколько лет после начала творческой карьеры, Раневская больше не чувствовала прежней неуверенности. Она набралась опыта и могла двигаться дальше.
В 1917 году после событий революции вся семья Фельдманов отправилась в эмиграцию в Прагу. Контакты с родственниками были окончательно прерваны. Раневская осталась одна. Однако она спокойно переживала это время, отдаваясь работе.
В следующие годы артистка снова стала искать себя. Она успела послужить в театрах самых разных городов: от Баку до Архангельска. Пока, наконец, не вернулась в Москву.
После нескольких лет скитаний, женщина поступила на службу Камерного театра. В 1931 году состоялась премьера постановки «Патетическая соната», где Раневской досталась роль проститутки.
Фаина Раневская в спектакле «Патетическая соната»
Женщина отыграла ее столь убедительно, что поразила публику. Работа артистки оказалась предметом многочисленных обсуждений. В один момент женщина стала невероятно популярной.
С 1935 года Раневская была членом труппы театра Красной армии. Как только началась война, женщина по мере сил старалась поддержать моральный дух военных. Фаина Георгиевна ездила по фронтам, играла в постановках.
Ее бесстрашие не прошло незамеченным, и было вознаграждено медалью «За доблестный труд».
К концу 40-х годов артистка начала служить в театре имени Моссовета. Из-за огромного таланта и профессионального опыта, у нее неоднократно возникали конфликты с режиссерами.
Фаина Раневская на сцене театра
Камнем преткновения стала роль Маньки-спекулянтки в постановке «Шторм». По задумке руководителя это была блеклая и мало чем примечательная роль. Раневская переписала ее под себя, а затем блестяще отыграла.
Образ получился настолько ярким, что зрители приходили только чтобы посмотреть на персонажа. А потом, не дожидаясь окончания спектакля, покидали зал. Режиссер был в ярости. В результате героиню Раневской вырезали из постановки.
Шторм (1962)
Несмотря на все конфликты и проблемы, женщина отдала этому творческому объединению более 20 лет своей жизни. С небольшим перерывом в середине 50-х.
За годы трудов в родном театре она отыграла 10 блестящих ролей, которые надолго запомнились зрителям.
А.Чехов. Драма. Ф.Раневская и Б.Тенин (1960)
Последним местом работы Фаины Раневской стал театр имени А.С. Пушкина, где она успела сыграть еще несколько ролей.
Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин
Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин неоднократно издавались отдельными книгами и приводились в разных статьях. При этом женщина умудрялась постоянно извергать перлы, даже не задумываясь, что может оскорбить того, о ком они сложены.
Из-за этих цитат и афоризмов многие считали женщину городской сумасшедшей, поскольку она часто говорила невпопад. Она давала точные характеристики мужчинам и женщинам, к примеру, «распевается, как в таз писает», «мужчина с уксусным голосом», «не задница, а игрунья». При этом многие люди просто говорили о том, что знаменитая актриса просто не умеет себя нормально вести.
О женщинах Раневская говорила примерно так: «брать незаслуженные деньги от мужчин, все равно, что подаяния на паперти просить», «если женщина говорит, что ее мужчина самый умный, то второго дурака она просто не найдет», «больше всего к верности склонны седые женщины», «нет толстых женщин, а есть тесная одежда».
Мужчина тоже получали свои афоризмы о том, что «мужики от начала до конца своей жизни за грудью тянутся», «идеальный мужчина – тот, который помнит день рождения своей дамы, но не знает, сколько ей исполнилось лет», «когда я увидела лысого (Ленина) на броневике, то поняла, что нас ждут огромные неприятности».
Театр
Фаина Раневская получила классическое для девушки дореволюционной России домашнее образование. Дополнительно занималась в частной театральной студии. Отец воспринял ее увлечение как блажь: таланта актрисы в младшей дочери он не видел. Робкая и застенчивая, девочка к тому же часто заикалась. Однако любовь к театральным подмосткам заставила 19-летнюю Фаину впервые в жизни проявить твердость и даже непокорность. Словно чеховская героиня, Фаина бредила столицей, театральным вузом, жизнью московской богемы. Отец пришел от ее идеи в ярость, и тогда на собственные средства Раневская купила билет на поезд — в один конец. На вокзале тайком от отца мать успела сунуть дочери несколько смятых купюр.
Увы, столица в биографии Раневской не ждала Фаину с распростертыми объятиями, а приговор комиссии в театральном вузе был ужасен: «Некрасивая и неспособная». Но отходных путей не было, и девушка устроилась в Малаховский дачный театр.
Фаина сняла комнатку на Большой Никитской, куда частенько заглядывали ее новые знакомые: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Макс Волошин, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский.
Раневская поступила в частную театральную студию и параллельно играла в массовке, колеся с театром по захолустьям. Но деньги быстро закончились, и из студии пришлось уйти. Актриса, занесенная ныне в десятку лучших в мире, так и не получила театрального образования… Мать тайком от отца посылала Фаине деньги. А потом грянула революция, и вся семья Фельдман на собственном пароходе «Святой Николай» покинула Россию. Навсегда. Больше своих близких Фаина не видела никогда.
Нет средств, нет крыши над головой. Кругом все рушится, бунтует, разваливается… Как выжить в такой обстановке? Раневская смирила гордость и обратилась к старинному другу отца, столичному еврею-ростовщику, за финансовой помощью. Но тот отказал: «Дать дочери Фельдмана мало я не могу, много у меня уже нет…» Униженная, Фаина больше никогда и ни у кого ничего не просила. В этот сложный период руку помощи замерзающей и умирающей от голода девушке протянула ее педагог, актриса Павла Вульф. Актриса долгое время жила в ее квартире, и они стали настоящими подругами.
В быту Фаине существовать всегда было трудно. Она не умела считать деньги и экономить, хотя была непритязательна в своих требованиях: скромно питалась, занашивала платья до дыр и всю жизнь спала на узкой тахте. Говорят, единственной слабостью Раневской были ароматные ванны, отдыхая в которых, она непременно пила чай из любимой фарфоровой чашки.
Раневская еле сводила концы с концами, но была вынуждена нанять помощницу по дому: готовить и убирать она так и не научилась. Домработницы постоянно ее обкрадывали, а Фаина Георгиевна делала вид, что не замечает этого. Она всегда относилась к вещам не по-женски мудро: «Ну вот, пальто украли, я зря купила к нему новые сапоги…»
За всю свою жизнь Фаина Раневская не отложила никакой суммы. Если получала большой гонорар, могла тут же раздать его друзьям, которые просили в долг. Дарить подарки знакомым и даже малознакомым людям было любимым хобби актрисы. Гости, выходившие из ее квартиры, проверяли карманы: хозяйка норовила засунуть в них духи, безделушки, купюры — порой последние.
Но как бы ни было трудно, своему актерскому предназначению Раневская ни разу не изменила. Долгое время она не могла найти «свою» сцену. «Я переспала со многими театрами, но так и не получила удовольствия», -скажет Фаина годы спустя. На смену провинциальным театрам пришли московские: Камерный театр, Центральный театр Красной армии, Театр драмы им. Пушкина, Театр Моссовета. В последнем актриса прослужила почти 30 лет. Несмотря на это у нее часто случались конфликты с главным режиссером Юрием Завадским, ставшие основой для анекдотов.
Театр
В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.
Фаина Раневская в молодости
К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.
Фаина Раневская в театре
Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектаклея «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».
Фаина Раневская в молодости
Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.
В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад.
Фаина Раневская в спектакле “Шторм”
При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина».
Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.
Муж Фаины Раневской
Муж Фаины Раневской никогда в ее жизни не появился, но сама актриса постоянно повторяла, что познала настоящую дружбу с мужчинами. В ее жизни были километры трогательных и душевных переписок с актерами, режиссерами и даже маршалом СССР. Раневская сказала, что могла бы без раздумий отправиться на край света, если бы ее дорогим мужчинам потребовалась бы дружеская помощь.
Дело в том, что женщина долгое время общалась с Василием Качаловым, который был известным актером и учителем молодой актрисы. Он обучал красавицу не играть, а жить жизнью своих персонажей, а женщина часто вспоминала, как впервые встретила метра и рухнула в обморок.
Потом она написала Василию письмо, где попросила от имени девушки, которая упала в обморок, пригласить ее на театральное представление. Мужчина пригласил ее в театр, а потом стал общаться чаще.
Раневская утверждала, что большое удовольствие им доставляли разговоры и совместные прогулки с собакой Качалова Джимом. Влюбленная Фаина долго ждала предложения руки и сердца, а когда мужчина скончался, она долго страдала и держала на столе фото любимого.