Вера марецкая — биография, новости, личная жизнь

Роман с Ростиславом Пляттом

Ростислав Плятт учился актёрскому мастерству на курсе Завадского. Они подружились, насколько это было возможно в отношениях наставник — ученик. Плятт крепко влюбился в молодую жену Завадского — Веру Марецкую. Рабочие и дружеские отношения не перевесили: любовь актёра к жене Мастера оказалась сильнее.

Удивительно то, что их отношения считаются едва ли не единственным актёрским романом, о котором знало только ближайшее окружение, слухи не вышли на просторы страны. Несмотря на то, что оба вели двойную жизнь, коллеги их не осуждали — настолько велик был масштаб и репутация обоих.

После смерти Завадского в 1977 году Плятт всё-таки ушёл из семьи, решив сделать предложение своей возлюбленной. Однако Вера Петровна отказала ему, сославшись на то, что уже стара да и тяжело больна для семейных отношений. Плятт сказал у гроба: «Ты всегда была сильнее меня, а уходишь первая».

До конца своей жизни, а это произошло в 1989 году, Плятт сохранил в своём сердце тёплое чувство к Марецкой, то и дело возвращаясь воспоминаниями к её ролям в театре и главной роли в его собственной жизни.

Вера Марецкая

Актриса театра и кино Вера Марецкая была ни на кого не похожей — ни в момент поступления в училище, ни потом, когда играла на сцене и в кино. Талант ее — яркий, самобытный — не умещался в рамки одного амплуа или принятой в определенную эпоху манеры игры.

На вступительных экзаменах в Школе-студии Вахтангова абитуриентка Марецкая вызвала недоумение. «Нас смущало то, что она была ни на кого не похожей, — вспоминал позже режиссер Юрий Завадский. — Толстенькая, смешная, растрепанная девчонка… И вдруг она выдала!»

Вера Марецкая действительно была ни на кого не похожей. По сей день созданные ею кинообразы не стареют. «Роковая» Змеюкина в «Свадьбе», кокетливая девчонка Катя в картине «Закройщик из Торжка», неловкая домработница Параша из «Дома на Трубной». И даже монументальные роли в этапных для советского кино 30–40-х годов фильмах Марецкая очеловечила. «Простая русская баба» Александра Соколова («Член правительства»), партизанка Прасковья Лукьянова («Она защищает Родину»), самоотверженная учительница Варвара Мартынова («Сельская учительница») — возможно, именно работы Марецкой сегодня примиряют зрителя с этими фильмами-раритетами.

Кадр из фильма «Закройщик из Торжка» (1925)

Кадр из фильма «Дом на Трубной» (1928)

Кадр из фильма «Свадьба» (1944)

Актерская судьба Веры Марецкой сложилась счастливо, она до конца жизни была востребована в театре, сыграла значительные роли в кино. Народная артистка СССР, лауреатка четырех Сталинских премий, Марецкая не сломалась под тяжестью семейных драм — хотя кто знает, чего ей стоило держать удары. В 1937-м расстреляли двух ее братьев — видных журналистов, соратников Бухарина. В начале войны арестовали младшую сестру. Вера Петровна забрала в свою семью племянника и запретила своему собственному сыну расспрашивать брата об исчезнувшей матери.

В годы войны Марецкая вместе с Театром им. Моссовета находилась в Алма-Ате — продолжала играть в спектаклях и снималась в кино, ведь в столице Казахстана действовала тогда главная объединенная киностудия страны (ЦОКС). Коллектив Завадского перед войной не успел еще толком обжиться в столице — с 1936-го по 1940-й студия молодых вахтанговцев работала в Ростове-на-Дону, в стенах огромного Театра драмы им. Горького. Актерам невероятно тяжело было освоить гигантский зал с плохой акустикой, там начались первые проблемы Марецкой с голосовыми связками, которые потом, увы, развились в хронический процесс. Но актриса даже не могла помыслить о пути, отдельном от коллектива Завадского.

С этим театром оказалась связана вся ее жизнь. Вместе они начинали — в нищете, но с верой в свою миссию — развивать учение Вахтангова так, как им казалось нужным. Перспективную молодую актрису Марецкую приглашали в свои театры Станиславский и Мейерхольд, но она оставалась верна Завадскому. И не только потому, что какое-то время он был ее мужем. Марецкая и Завадский недолго прожили вместе, но как актриса и режиссер работали около полувека, относились друг к другу с огромным уважением и нежностью.

Из бедной студии театр Завадского превратился со временем в один из главных и самых успешных театров Москвы — Театр им. Моссовета. И Вера Петровна Марецкая заняла в коллективе подобающее ей место. В звездной труппе состояли такие любимцы публики, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, но Марецкая была по-особому дорога публике театра. В последние годы актрису мучил тяжелый недуг, но она не сдавалась, не подавала виду, что плохо себя чувствует. Играла главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж», которую исполняли до того Раневская и Орлова.

Кадр из фильма «Мать» (1955)

Кадр из фильма «Странная миссис Сэвидж» (1975)

Кадр из фильма «Полюшко-поле» (1956)

В памяти коллег Вера Марецкая осталась энергичной, озорной и преданной своему театру. Хорошо, что сохранились документальные материалы, где Вера Петровна сама рассказывает о себе (например, такие использованы авторами документального фильма «Острова. Вера Марецкая»). Из них и мы можем сложить образ этой актрисы — личности яркой, независимой, но очень организованной и собранной.

Национальность

К этому времени Вера Марецкая была знаменитой, любимой, титулованной актрисой. Ее творческая судьба была гораздо удачливее личной. Артистка огромного таланта, которой под силу были любые роли, которая одинаково прекрасно, выше всяких похвал сыграла партизанку в фильме «Она сражалась за Родину» и акушерку Змеюкину в «Свадьбе», в театре переиграла все характерные роли, и всегда с неизменным успехом (еще до войны ходили на Марецкую).

Ей по плечу были роли всех амплуа, она просто и естественно играла женщин любого сословия, любой национальности. Вера Марецкая по национальности была русской. А Ростиславу Яновичу Плятту, умнейшему и интеллигентнейшему человеку, который долгие годы любил Веру Петровну, принадлежит фраза о том, что в мире существует только одна национальность – хороший, порядочный человек. Да и потом, фраза Александры Соколовой («Член правительства»), известная абсолютно всем – «Вот стою я перед вами, простая русская баба…» — ведь именно Марецкая произнесла ее, и вполне обоснованно.

Личная жизнь прославленной актрисы

У нее было все: благосклонное отношение официальных властей, народная любовь. И все же практически никто не знал, что за всей этой феерией остается огромная трагедия. Оба ее брата были партийными деятелями, почти правыми руками Бухарина, что и послужило причиной их гибели — их расстреляли в 30-е годы.

Ее младшая сестра пропала через сутки после начала войны. Сначала Вера Павловна обзванивала знакомых, потом больницы и морги. Потом сообразила обратиться в соответствующие органы… Никакая популярность не помогла ей вытащить сестру из тюрьмы: Таня вышла оттуда только через два года, до 60-х ей запрещали жить в столице.

Личная жизнь Веры Марецкой оказалась полосатой: то случались счастливые взлеты, то грустные падения. После развода с Завадским она снова создала семью — с актером Георгием Троицким. У них родилась дочь Маша. Троша в основном занимался домашними делами и дочкой. А все творческие вопросы Марецкая, как и прежде, решала в тандеме с Завадским.

Дети Марецкой Веры Петровны всегда были вместе с ней и не только в детстве. Много позже, когда она долгие недели лежала в больнице, они были рядом, сын даже записывал на магнитофон стихи, которые она читала.

Любовь всей жизни

С 1940-го Завадский возглавлял театр им. Моссовета, куда перешла и Марецкая. Удивительное дело, здесь работали три гениальные актрисы, которые каким-то образом умудрялись уживаться и делить сцену: Раневская, Орлова и Марецкая. Вера Петровна еще в эвакуации стала отличать Ростислава Плятта, который оставался в Москве и работал на радио. Она с удовольствием слушала его голос, который привносил в ее жизнь спокойствие и уверенность. Ученик Завадского, он сразу влюбился в его молоденькую жену, но отношения между ними возникли не сразу.

По возвращении из эвакуации между Марецкой и Пляттом завязался роман. Об этом знали в театре абсолютно все — у актеров была общая гримерка, но даже острая на язык Раневская ни разу не сделала отношения коллег предметом сплетен. Плятт был женат, его супруга играла в том же театре, поэтому все знала. 20 лет актеров связывали теплые чувства, но когда Ростислав Янович решился соединить свою судьбу с Марецкой, та заявила, что слишком поздно. Последние годы она страдала от тяжелого заболевания, поэтому семейная жизнь не входила в ее планы.

Фильмы

Как это часто бывает, путь молодой актрисы на экран начался с театральных подмостков. В 1924-м году Юрий Завадский, актер театра Вахтангова, основал собственную театральную студию. Вера Марецкая, в этом же году окончив театральную студию, приняла приглашение Завадского стать актрисой его проекта. Актерская биография Веры Марецкой началась со сложных возрастных ролей. Юной лицедейке с легкостью удавалось изображать комедийных старух и степенных матрон, умудренных жизненным опытом.

Вера Марецкая в театре

Актрису начали узнавать, заядлые театралы стали приходить в театр «на Марецкую», а поклонники пытались достать фото Веры Марецкой для своих коллекций. Однако это было лишь начало. Впервые Вера Петровна снялась в кино в 19 лет, в 1925-м. Ей досталась скромная роль в фильме «Его призыв», драме Якова Протазанова. В этом же году Протазанов пригласил Марецкую на роль в картине «Закройщик из Торжка». Наивная девушка Катя, сыгранная Верой Петровной, покорила зрителей своей простотой и открытостью. С тех пор приглашения режиссеров стали постоянными.

Вера Марецкая в фильме «Закройщик из Торжка»

Фильмография Веры Марецкой постепенно пополнялась: за три года девушка поработала на съемочной площадке фильмов «Стыдно сказать», «Земля в плену», «Живой труп», а также в сатире «Дом на Трубной» режиссера Бориса Барнета. Следующая яркая роль досталась Вере Марецкой в 1935-м.

В картине «Любовь и ненависть», которая освещала события 1919 года, Вера Петровна сыграла энергичную и яркую шахтерку Веру, которая сподвигла женщин вступить в бой против белогвардейцев. В этом фильме детально рассмотрена тема становления женской силы воли и характера, которую Марецкой прекрасно удалось раскрыть. С тех пор этот мотив станет явно прослеживаться в ее киноработах.

Вера Марецкая в фильме «Любовь и ненависть»

Несмотря на то, что реалии времени в буквальном смысле слова заставляли режиссеров снимать фильмы, пропитанные коммунистической пропагандой, актрисе удавалось «оживлять» своих героинь, искренне передавать чувства и образы обычных женщин той эпохи, с их скромными радостями и горестями. Особенно полюбились зрителям картины «Поколение победителей» и «Член правительства». Параллельно со съемками Марецкая продолжала работать на театральной сцене. Ее таланта хватало на все.

Вера Марецкая в фильме «Член правительства»

В 1942 году актрису наградили Сталинской премией за главную роль в спектакле «Надежда Дурова». Вторая Сталинская премия была вручена Вере Петровне за роль Прасковьи Лукьяновой в кинокартине «Она защищает Родину». Помимо главных ролей, доставались Марецкой и эпизоды, однако и они запоминались зрителям яркой актерской игрой Веры Петровны — чего только стоит появление актрисы в комедийной картине «Свадьба».

Вера Марецкая в фильме «Она защищает Родину»

Драма Марка Донского под названием «Сельская учительница» стала настоящим кинотриумфом Марецкой. Этот послевоенный фильм, рассказывающий о судьбе скромной учительницы, не оставил равнодушными ни поклонников актрисы, ни именитых критиков.

Вера Марецкая в фильме «Сельская учительница»

Сама актриса будет потом вспоминать:

Эта роль Веры Петровны также отмечена Сталинской премией. Среди поздних работ актрисы стоит отметить главные роли в фильмах «Мать», «Ночной звонок» и «Легкая жизнь». Это были последние роли Марецкой. В дальнейшем Вера Петровна служила в театре Моссовета, выходя на сцену даже будучи смертельно больной.

Треть столетия — целая эпоха

Сороковые годы были лучшими как для Марецкой — театральной актрисы, так и для Марецкой — актрисы кино. Именно в это время были сняты ее лучшие фильмы («Свадьба», «Сельская учительница») и поставлены лучшие спектакли («Трактирщица», «Машенька», «Любовью не шутят»). Омрачало эти годы только одно известие: в самом начале войны погиб ее второй муж, ушедший на фронт добровольцем. Больше Вера Марецкая замуж не выходила.

В 50-60-е годы съемок в кино было намного меньше. Интересные работы были в фильмах «Мать», «Легкая жизнь». В Театре Моссовета спектаклей и ролей было намного больше — «Враги», «Кража» и другие. Она очень любила театр и всегда работала с особой самоотверженностью.

До конца своей жизни Марецкая была для своего первого мужа актрисой номер один. Но ему приходилось аккуратно лавировать еще и между Орловой и Раневской, разделявшими ту же сцену. А это было непросто.

Марецкая продолжала играть. Ее дочь Маша вышла замуж, но спустя несколько лет ее муж повесился. Актриса поддерживала дочь всеми силами, несмотря на мучившую ее почти постоянно головную боль. Ростислав Плятт и Юрий Завадский чуть ли не силой заставили ее пройти обследование, результат которого был неутешителен: рак головного мозга.

После озвучивания диагноза Завадский решил отдать ей роль миссис Сэвидж, которую до этого играла Раневская, а потом — Орлова. Но случилось так, что и Орлова тогда тоже болела, поэтому она сражалась за эту роль.

Марецкая теперь часть времени проводила в театре, а часть в больнице — лечение, операции… Вскоре там же оказалась и Орлова. Вера Петровна писала ей маленькие записки в другую палату, но Орлова, все еще обижаясь на нее из-за роли миссис Сэвидж, отвечала молчанием.

Она умерла первая, в январе 75-го. Марецкая была на панихиде. После, будучи уже почти без сил от болезни, она продолжала работать и в больнице. Вскоре в этих же стенах оказался и Завадский. Как и прежде, они с бывшей женой обменивались записками, приветами и рисунками. Он умер в 1977 году. Марецкой сообщили об этом первой. Она пережила его всего на год, уйдя из жизни 17 августа 1978 года.

Все будет хорошо?

Дверь в палату снова открылась. На большом подносе медсестра внесла завтрак — манную кашу, белый хлеб («Сколько раз можно повторять, что мучное она не ест?»), масло и кофе.

— Вера Петровна, приятного аппетита! Вы непременно должны позавтракать. Вот увидите, все будет хорошо. Вы обязательно поправитесь.

Советская российская актриса театра и кино Вера Петровна Марецкая с дочкой въезжают в новую квартиру. 1947 год. Фото: РИА Новости

Ага, поправится. Первый раз ей об этом сказали в 69-м, когда она попала в больницу с диагнозом «мастопатия». Опухоль была злокачественной. Но после пятичасовой операции врачи успокоили, что все будет нормально. Успели. И первое время действительно все вроде бы было хорошо. Но в 73-м, садясь в машину, она сильно ударилась головой. Появилась шишка, которая стала расти. И страшно болела! Во время одной из репетиций боль стала такой невыносимой, что она потеряла сознание и упала в обморок. Это был, пожалуй, второй случай, когда Юрочка видел ее беспомощной. «Теперь у тебя в театре есть падшая женщина», — придя в себя, улыбнулась она, глядя ему в глаза.

Врачи и тогда пообещали, что ничего страшного больше не произойдет. Пообещали и… фактически поселили в больнице — месяц разрешали выходить на сцену, а потом месяц держали в палате. Потом снова на месяц отпускали играть и вновь клали в больницу. И при этом все время говорили, что она поправляется, поправляется, поправляется…

Юрочку тоже успокаивали, и он тоже поначалу верил. И она вместе с ним верила. Пока… Пока, почти как сегодня, не скрипнула дверь палаты и профессор, старась не смотреть ей в глаза, сообщил, что Юрий Александрович Завадский скончался. Первой о его смерти почему-то сообщили ей, хотя мужем и женой они не были уже больше сорока лет. Хотя что за глупое «почему-то»?! Разве могло быть как-то иначе?

Статья по теме

Фаина Раневская: «В жизни мне больше всего помешала душа»

Вся ее жизнь была связана с Завадским, его именем, его спектаклями, его радостями и его проблемами. Он требовал ее к себе (где бы она ни была) даже тогда, когда у него просто болела голова. Ей потом передавали, что Раневская, приходя в театр, передразнивает «Ве-Пе»: «Ребенку требуется мамочка!»

Странная вещь — судьба. Странная и страшная. Первый раз она подумала об этом в 37-м, когда стало известно об аресте и расстреле двух ее братьев — Мити и Гриши. Первый работал в «Правде», второй — в «Комсомолке», оба — ученики Бухарина. Как она умоляла лубянских начальников дать ей хотя бы возможность повидать братьев! Куда там! Единственное, что позволили, — усыновить Шурку, племянника. Сын с дочерью нормально приняли нового брата.

Другой раз свою несправедливость судьба продемонстрировала ей в сорок первом. Только-только закончились съемки фильма «Она защищает Родину». После первого показа, на котором были все свои, ни один человек не сказал ей ни одного доброго слова. Все почему-то смотрели мимо. «Неужели я завалила роль?» — терзалась всю ночь Марецкая. Все выяснилось утром следующего дня: за час до премьеры на студию пришла похоронка. Погиб ее второй муж — Георгий Троицкий, Троша.

Кадр из фильма «Мать». Фото: РИА Новости

Детские годы великой актрисы

Одна из лучших актрис Советского Союза появилась на свет в Барвихе у родителей, не имевших никакого отношения к миру кино. Возможно, только очень тонкой нитью идет такая связь. Ее папа, Петр Григорьевич, спустя шесть лет после рождения дочери начал арендовать в цирке Никитиных буфет. А после окончания революции он решил остаться там работать продавцом. Все дети — Вера, ее два брата и сестра — постоянно помогали папе.

Вере очень нравилось бывать в цирке, ее пленял мир искусства. Она часто стояла за кулисами, внимательно наблюдая за представлением. А закрыв глаза, девочка представляла себя то воздушной гимнасткой, то смелой наездницей…

Родителям хотелось для своей дочки совсем иного будущего, они не были уверены, что мечты девочки сделают ее счастливой. Родители хотели, чтобы их дети получили серьезное образование, поэтому, подчинившись их настоятельным уговорам, юная Вера Марецкая, фото которой вскоре были почти в каждом советском журнале, начала сдавать экзамены на философский факультет в Московском университете. Но мир искусства не оставил ее, пленяя и восхищая. Поэтому, ничего не сказав родителям, девушка подает документы одновременно в три театральных студии. Поступить удалось в две, из которых она выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова из-за того, что он был учеником самого Станиславского. Философия была забыта навсегда.

Главное детище

Близкий знакомый Веры Петровны, ведущий ее спектаклей Георгий Бахтаров так охарактеризовал актрису: «Страшно одинокий человек». На первый взгляд, определение странное: ну как может быть одинокой признанная легенда сцены, снискавшая общенародную славу, окруженная толпами поклонников и обожанием достойнейших мужчин? Однако доля истины в этом есть: сама Марецкая своей единственной любовью называла театр — и, в сущности, ничуть не преувеличивала. По крайней мере Театр Моссовета, где она прослужила всю жизнь, действительно стал для нее не просто настоящим домом, но и главным детищем: в свое время он «вырос» из студии режиссера Юрия Завадского, которую тот основал еще в 20-х годах вместе с компанией единомышленников-энтузиастов — в их числе оказалась и Вера.

Время было голодное, но веселое: о зарплатах в студии и речи не шло — наоборот, артисты, перебивавшиеся кто чем мог «на стороне», заботливо тащили все заработанное в свои новые «хоромы». Сами мыли полы, сами ставили декорации и шили костюмы, принимали пальто в гардеробе или становились за буфетную стойку. И все это — с теми же азартом и увлеченностью, с какими репетировали и играли. Марецкая стала одним из самых стойких «строителей» театрального дома, верность которому хранила до конца. И впоследствии, когда к звезде «Моссовета» приклеилось прозвище «Хозяйка театра», даже недоброжелатели в один голос соглашались, что это звание ею заслужено и выстрадано.

Своей единственной любовью и настоящим домом называла театр. Фото: Commons.wikimedia.org

Отдельная глава

После смерти Троицкого Марецкая больше не вышла замуж и окончательно погрузилась с головой в работу. Особенно большим успехом пользовался ее творческий дуэт с Ростиславом Пляттом, в котором она нашла идеального партнера — с такой же страстью к лицедейству, жаждой импровизации, с таким же чувством смешного и прекрасного. Сам Плятт был безумно в нее влюблен, причем о его чувстве знала вся труппа театра, но все без исключения коллеги относились к нему с почтением. Более того, никто и не думал Ростислава Яновича осуждать — помалкивала даже острая на язык Фаина Раневская. Да и сам Плятт в мемуарах ни словом на этот счет не обмолвился, хотя Вере Петровне посвятил целую главу — там он восхищался ее талантом и утверждал, что не знал актрисы блистательнее.

Марецкая скончалась в августе 1978 года. Ни Завадский, ни Плятт на похоронах не сдерживали рыданий. И потом Ростислав Янович никогда не забывал актрису. Когда по телевизору показывали фильм с ее участием, зазывал в свою гримерку знакомых: «Видели вчера «Член правительства»? Правда, Вера Петровна хороша?»

«Я одной ногой в могиле, а меня учат жить». Какой была настоящая Раневская
Подробнее

Биография и карьера

Вера Марецкая родилась в 1906 году в обеспеченной и дружной семье. Детство в подмосковной Барвихе было вполне счастливым. Отец заведовал цирковым буфетом, мать занималась хозяйством и воспитывала четырех детей. С юных лет Вера мечтала об артистической карьере, однако родители не одобряли подобные стремления, предполагая, что умная и хорошо подготовленная девушка должна поступить в университет. Однако дочь проявила характер, самостоятельно подав документы в студию Вахтангова.

Выбор Марецкой оказался удачным. После окончания учебного заведения она быстро начала театральную карьеру в студии Юрия Завадского, причем специализировалась не на героинях, а на степенных матронах и комических старухах. Первую небольшую кинороль в картине «Его призыв» Вера получила уже в 19 лет. Известность юной актрисе принес второй фильм – «Закройщик из Торжка». Роль милой простушки не превратилась в амплуа – Марецкая смело экспериментировала с типажами, предпочитая изображать сильных, ярких, нестандартных женщин. За три.года она сыграла в четырех кинокартинах, не прекращая активной работы в театре.

Успешная карьера принесла актрисе признание публики и коллег, влияние в театральных и кинематографических кругах, приличный доход. Однако политические катаклизмы 30-х годов не обошли ее стороной – в 1937 были арестованы оба брата актрисы. Ее заступничество не помогло – из заключения братья не вернулись. Вскоре в опалу попал и муж актрисы, вместе с сыном ей пришлось покинуть столицу и выступать в Киеве и Ростове. В Москву Марецкая возвращалась только для киносъемок. Самым заметным фильмом этого периода стал «Член правительства» сделавший Веру Петровну любимой актрисой Сталина. Несмотря на успех политически выверенной роли, Марецкая не прекращала творческие искания и не отказывалась от эпизодов и ролей второго плана. Зрителям она особенно запомнилась по комедии «Свадьба». Славу и поистине всенародную любовь принесла главная роль в фильме «Сельская учительница».

За время кинокарьеры Марецкая получила три ордена, четыре Сталинских премии, звания Героя Социалистического труда и Народной артистки СССР. В конце жизни Вера Петровна почти не снималась, но много играла в театре Моссовета. Последней ролью стала «Странная мисс Сэвидж», каждый спектакль заканчивался зрительской овацией. Считается, что именно из-за этой роли Марецкая поссорилась с Любовью Орловой.

Ее довоенные работы в театре

После окончания Школы-студии в 1924 году Вера Марецкая, поддержав Юрия Завадского, решившего создать свою театральную студию, стала одной из первых его актрис. Она, несмотря на свою молодость, начинала с характерных ролей. Ей удавалось (и очень талантливо) перевоплощаться в странных и смешных старушек — фрау Шнютхен, мадам Соковитину и других.

На выбор дальнейшего репертуара актрисы значительное влияние оказали ее удивительное чувство юмора и неуемная фантазия. Ей доводилось играть лицемерку Глафиру, беспризорницу Степку, проститутку Бетти Дорданж (одна из лучших ее ролей). Завадский писал о Марецкой, что она очень умна, всегда знает, что она делает, зачем и почему, но главное — как.

Их отношения были непростыми. Именно Завадский стал для Марецкой истинным учителем, открывшим ее как актрису. Постепенно рабочие отношения стали личными. Они поженились, у них родился сын Женечка. Все было хорошо, но потом Завадский испытал чувство всепоглощающей любви к Галине Улановой и ушел из семьи. Другая женщина в знак протеста ушла бы из театра. Другая, но не Вера Петровна. Она, несмотря на то, что ее приглашали многие режиссеры, не оставила своего теперь уже бывшего мужа и проработала в этих стенах всю жизнь, оставаясь ведущей актрисой его театра.

Примечания

  1. ↑ Каталог Немецкой национальной библиотеки (нем.)
  2. ↑ Большая Советская Энциклопедия. — 2-е изд.. — Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1954. — Т. 26. — С. 270.
  3. Леонид Филатов. Чтобы помнили. Вера Марецкая. РЕН ТВ (2003)
  4. Ягункова Л. Д. Вера Марецкая. — М.: Эксмо, 2006. — С. 10, 88, 138, 160—167, 258, 500. — 512 с. — ISBN 5-699-17113-4.
  5. Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. —254. — 832 с.
  6. ↑ Кино: Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 253-254.
  7. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 1. Немые фильмы (1918—1935). — М.: Государственное издательство «Искусство», 1961. — С. 90-91.
  8. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 1. Немые фильмы (1918—1935). — М.: Государственное издательство «Искусство», 1961. — С. 90, 92.
  9. Асеев Н. О покрое „Закройщика“ // Газета Кино. — 3 ноября 1925. — № 33 (113). — С. 5.
  10. Шкловский Виктор. „Закройщик из Торжка“ // Советский экран. — 17 ноября 1925. — № 34. — С. 4.
  11. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 1. Немые фильмы (1918—1935). — М.: Государственное издательство «Искусство», 1961. — С. 138, 197.
  12. . Открытый список.
  13. . Открытый список.
  14. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. — С. 16.
  15. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. — С. 16—17.
  16. В первую очередь быть гражданином // Огонёк. — М., 1983. — № 9. — С. 28.
  17. Юренев Р. Книга фильмов. Статьи и рецензии разных лет. — М.: Искусство, 1981. — С. 58.
  18. Член правительства // Советский экран. — М., 1957. — № 19. — С. 12.
  19. Большаков И. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. — 2-е изд.. — Госкиноиздат, 1950. — С. 50.
  20. ↑ Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. — С. 321.
  21. Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материн, 2005. — С. 335.
  22. Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материн, 2005. — С. 232.
  23. Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материн, 2005. — С. 352.
  24. Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материн, 2005. — С. 335—336.
  25. Шерель А. Что Вы знаете о Марецкой? // Газета «Ангарские огни». — 1972. — № 31. — С. 4.
  26. Большаков И. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. — 2-е изд.. — Госкиноиздат, 1950. — С. 52.
  27. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. — С. 396.
  28. Большаков И. Г. Советское киноискусство в послевоенные годы. — М.: Изд-во „Знание“, 1952. — С. 20.
  29. ↑ Сельская учительница // Журнал «Новые фильмы». — март 1982 г.. — С. 9—10.
  30. Большаков И. Г. Советское киноискусство в послевоенные годы. — М.: Изд-во „Знание“, 1952. — С. 21.
  31. О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области литературы и кинематографии за 1947 год // Газета «Большевик». — Советск, 7 апреля 1948. — № 41 (65). — С. 2.
  32. ↑ . damaglamura.com. Дата обращения: 9 июля 2020.
  33. . Могилы знаменитостей.
  34. . Память народа.
  35. admin. . Дата обращения: 12 июля 2020.
  36. . nvrsk-kostomarovo.ru. Дата обращения: 12 июля 2020.
  37. Мемориальные доски Москвы: справочное издание / Департамент культурного наследия города Москвы. ― М., 2018. ― С. 176. — 512 с.: ил.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector