Факты о фаине раневской, которые не принято афишировать

Королева цитат

Как это ни печально, многие старые фильмы со временем все больше стираются из памяти – другие времена диктуют более актуальные сюжеты и повестку. Но афоризмы Фаины Георгиевны – и это общепризнанный факт – не устареют никогда.

Раневская любила и умела материться, искренне полагая, что «лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью». И вообще прогибаться было не в ее правилах.

И поводов для отвращения и в те времена было достаточно. «Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли жить без мозгов?», «Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!» – переживала Фаина Георгиевна.

Фото: ТАСС

Несмотря на довольно пафосное воспитание, сама Раневская не любила напускное величие. «Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа», – призывала актриса. И неоднократно иллюстрировала этот тезис личным примером. В частности, как-то раз она курила в своей грим-уборной совершенно голая, а к ней без стука вошел директор, распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. Фаина Георгиевна спокойно спросила ошарашенного посетителя: «Вас не шокирует, что я курю?»

Про женские хитрости тоже высказывалась с присущей ей прямолинейностью. «Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет», – утверждала она. Вообще от женщин, по мнению Раневской, требуется немного: «быть достаточно умной, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупой, чтобы нравиться мужчинам умным». Еще один бесценный совет «слабому полу»: «Милочка, если хотите похудеть – ешьте голой и перед зеркалом!» Хотя определение «слабый пол» Фаина Георгиевна не признавала, считая, что слабый пол – «это гнилые доски».

«Почему скучаешь, красавчик?»

или Как правильно соблазнять мужчин

Естественно, не обходилось и без вдумчивого анализа семейных ценностей. «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья», «Сказка – это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной, а быль – это когда наоборот», «Вот женишься, Алешенька, тогда поймешь, что такое счастье, но поздно будет», – говорила Раневская.

Фото: Морковкин Анатолий/ТАСС

Конечно, Фаину Георгиевну сложно заподозрить в чрезмерном человеколюбии, но это не помешало ей прожить до 87 лет. Причем так, как хотелось – «чтобы тебя запомнили даже сволочи».

Но главное при этом не забывать: «жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение».

О жизни и одиночестве

«Запомните: за всё, что вы совершаете недоброе, придётся расплачиваться той же монетой… Не знаю, кто уж следит за этим, но следит, и очень внимательно». Это один из афоризмов Раневской, который не назовешь веселым или остроумным. Это «просто» мудрое наблюдение человека, который много пережил, перечувствовал.

Ее обижали, иногда абсолютно сознательно. Как это бывает не только в театральной среде, но в творческих коллективах травля обычно более изощренная. Она научилась отстраняться от неприятных людей, но неизбежным следствием этого было глубокое одиночество.

Грустной жопой радостно не пукнешь.

Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь…

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.

Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.

На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый — не может.

Жизнь — это небольшая прогулка перед вечным сном.

Одиночество — это состояние, о котором некому рассказать.

И что только ни делает с человеком природа!

Мысли тянутся к началу жизни — значит, жизнь подходит к концу.

Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.

Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.

Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

(Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета)
— Потому что белый цвет полнит.

— Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

Спутник славы — одиночество.

Одиночество как состояние не поддается лечению.

— Это медленное, но прогрессивное превращение головы в жопу. Сначала по форме, а потом по содержанию.

Мечты сбываются… Стоит только расхотеть.

«Погуляйте, милочка!»: первая любовь как удар судьбы

В Москве она так и не поступила в театральную школу и попыталась брать частные уроки театрального мастерства, а также играла в массовке Малаховского летнего театра. Тогда же ее посетила и первая любовь, которая обернулась тяжкой оплеухой ее самолюбию.

Играя в массовке, юная Раневская до беспамятства влюбилась в одного актера. Статный красавец, покоритель женских сердец – о нем девушка могла только мечтать да вздыхать. И вдруг он сам недвусмысленно напросился к ней в гости. Молоденькая актриса была так неопытна, что не догадалась о готовящейся насмешке: не смея верить в свое счастье, она спустила последние деньги на вино и закуски, накрыла стол, надела самое эффектное платье и стала ждать, замирая от страха. И он действительно пришел, но не один, а с красоткой, которую прижимал к себе. Остолбеневшую девушку он похвалил за накрытый стол и – попросил пару часов погулять. «А я вас здесь подожду», – заявил наглец и выпроводил хозяйку за порог…

В своих воспоминаниях Раневская писала, что это была ее первая и последняя любовь в жизни. Хотя, конечно, это не так: она влюблялась, и не единожды.

В те годы судьба свела ее с будущей примой Большого театра Екатериной Гельцер, которая танцевала в антрепризе Сергея Дягилева. Собственно, именно балерина и устроила девушку на работу в ее первый театр, она уже тогда разглядела в юной актрисе зачатки большого, настоящего таланта.

Гельцер приютила Фаину Раневскую в своем доме и ввела ее в круг людей, о знакомстве с которыми многие могли только мечтать. В то время в Москве было что-то вроде закрытого клуба, куда приходили артисты, поэты, музыканты. Они приводили своих друзей, но для всех остальных попасть в этот закрытый клуб было очень непросто. Балерина познакомила юную Раневскую с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом и актером Василием Качаловым, в которого Фаина Раневская позже была тайно влюблена долгие годы. Началось все с того, что начинающая актриса решилась написать ему письмо.

Об этом Раневская вспоминала так: «Интересно, сколько мешков писем от таких ненормальных получал Качалов? Сколько бы ни получал, он ответил, и достаточно быстро. На мое имя у администратора театра были оставлены билеты! А подпись «Ваш Качалов»?! Боже, ради одной этой подписи стоило становиться актрисой и ехать в Москву! Я понимала, что он не мой и это просто вежливость короля, но зацеловала письмо до дыр».

С тех пор у них началась дружба, которая продолжалась долгие годы. Дружба, но – не больше.

В целом, у Раневской всю жизнь не складывались близкие отношения с мужчинами. Она бывала влюблена, и не раз, но ни об одном успешном романе актрисы ничего не известно.

Зато свои нерастраченные чувства, всю страсть натуры она воплотила в своих ролях. Театр был главной любовью всей ее жизни!

Истории об актрисе

Как-то Раневская стояла в своей грим-уборной совершенно голая. И курила. Вдруг к ней без стука вошел директор, распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. И ошарашенно замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила: «Вас не шокирует, что я курю?» (Раневская «Неволшебная Лягушка: литературный дневник»)

Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила: «Потому что белый цвет полнит». (Фаина Раневская «Случаи. Шутки. Афоризмы»/ Издательство: Захаров И. В.)

Раневскую спросили: «Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности брюнетки или блондинки?» Не задумываясь она ответила: «Седые!» (А.Щеглов «Раневская: Вся жизнь», 1998г. /Издательство: Захаров И.В.)

Однажды в театре молодая капризная актриса заявила: «Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим». «Всё будет настоящим», — успокаивает ее Раневская, — «Всё: и жемчуг в первом действии, и яд — в последнем». (Д.Щеглов «Фаина Раневская. Монолог», 1998г. /Издательства: Олимп, Русич)

Киноэкран

Ф. Г. Раневская в фильме «Пышка»

В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году в кинокартине начинающего режиссера Михаила Ромма «Пышка», где блистательно исполнила небольшую роль госпожи Луазо. Раневская не любила сниматься в кино, она была беззаветно влюблена в театр. К счастью, Фаина Георгиевна продолжила сниматься, хотя после своего дебюта обещала больше никогда «не возвращаться в этот ад». 

Раневская была королевой эпизода, она сама «создавала» роли, ее экспромты на площадке входили в финальные версии фильмов.

Ф. Г. Раневская в фильме «Дума про казака Голоту»

Так, на съемках картины «Дума про казака Голоту» роли для Раневской изначально не было совсем. Режиссер Игорь Савченко предложил сделать из сценарного попа- попадью. Раневская согласилась при условии, что ее героиня не будет бессловесной, текст для своего персонажа она выдумала прямо на площадке во время проб. Кинопробы Фаины Георгиевны в этом фильме стали единичным случаем в истории кинематографа, когда кинопроба вошла в фильм без изменений. 

Ф. Г. Раневская в фильме «Весна»

Искрометный ум и юмор Раневской украшали любую кинокартину и делали ее запоминающейся.«-Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной! Лев Маргаритович. Маргарит Львович…» — этот искрометный диалог домработницы в фильме «Весна» тоже был придуман Фаиной Раневской, как говорится, на ходу. 

Ф. Г. Раневская и Я. Б. Жеймо в фильме «Золушка»

Даже известный своим, не терпящим изменений, нравом драматург Евгений Шварц позволил Раневской привнести в сценарий «Золушки» что-то свое. Так родилась запоминающаяся сценка — «Я работаю, как лошадь. Бегаю (прикладывает перо), хлопочу (снова перо), требую (перо), добываю и добиваюсь (перо), очаровываю (куцее павлинье перо)».

Ф. Раневская, П. Репнин и В. Лебедева в фильме «Подкидыш»

Даже всем известная фраза «Муля, не нервируй меня!» из кинофильма «Подкидыш» также принадлежала авторству Фаины Георгиевны. После выхода фильма Раневская буквально возненавидела роль, принесшую ей всесоюзную известность. Люди на улицах бежали за ней, крича «Муля, не нервируй меня!» или встречали фразами: «Наша Муля». Даже Леонид Ильич Брежнев однажды, поприветствовав Раневскую, сказал: «А вот идет наша Муля, не нервируй меня!». 

Ф. Г. Раневская в фильме «Мечта»

Роль Розы Скороход была одной из немногих драматических ролей актрисы в кино. в фильме «Мечта» Михаила Ромма Фаина Георгиевна предстала перед зрителем скупой и властной, утопающей в любви к своему сыну-неудачнику хозяйкой мебелированных комнат. 

Раневская говорила: «Я не учу слова роли. Я запоминаю роль, когда уже живу жизнью человека, которого буду играть, и знаю о нем все, что может знать один человек о другом».

Прошли десятилетия, сменился век, а уникальный, яркий талант Фаины Раневской продолжает восхищать зрителей. Созданные ею роли продолжают жить, все также берут за душу, заставляют плакать и смеяться. Мы ценим ее острый ум, в обыденной речи пользуемся придуманными ею афоризмами. Благодаря симбиозу гротеска, буффонады и драмы исполнение Фаины Георгиевны остается вне времени.

При написании статьи использовались материалы из книг:

«О Раневской» составитель Л.Ф.Лосев , Москва, «Искусство», 1988«Раневская Фаина Георгиевна. Байки и перлы», редактор-составитель К.Винокуров, Москва, «Зебра Е», 2013«Фаина Раневская. Меньше пафоса, господа!», Москва, «Центрполиграф», 2018«Фаина Раневская. Дневник на клочках. Переписка», Санкт-Петербург, 1999

Дарья Бутина
Поделиться статьей:

Память сердца

Фаина Георгиевна в быту была неприхотлива. У нее не было ни машины, ни дачи. Мало кто знает, что она увлекалась живописью. Раздаривала коллегам свои картины, которые были довольно талантливо написаны.

Напоследок напомню еще несколько афоризмов Фаины Раневской на разные темы, которые записали гости ее хлебосольного дома.

(О Ленине) Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.

Понятна мысль моя неглубокая?

Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

Сейчас, когда человек стесняется сказать, что ему не хочется умирать, он говорит так: очень хочется выжить, чтобы посмотреть, что будет потом. Как будто если бы не это, он немедленно был бы готов лечь в гроб.

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.

Очень тяжело быть гением среди козявок.

Цинизм ненавижу за его общедоступность.

Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было… Лучше бы память навсегда убить.

Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Дорогие друзья! Память сердца и впрямь не всегда бывает безоблачной. Но она оставляет нам и радостные, и тревожные минуты нашей жизни, все, что дорого и что собственно и составляет эту жизнь. Сегодня мы прикоснулись к неисчерпаемому источнику — к одной из граней таланта Фаины Георгиевны Раневской. Что-то осталось за рамками этого материала, но многое мы вспомнили, пережили вместе с вами. Надеюсь, это общение было светлым и небесполезным.

Я благодарю читателя моего блога Любовь Миронову за помощь в подготовке материала для этой статьи.

В качестве иллюстраций к статье использованы фотографии известного советского фотографа Дмитрия Бальтерманца. Он много лет проработал в журнале «Огонек», почти полвека страна смотрела на мир его глазами. Многие годы Бальтерманц считался главным советским фотографом, еще при жизни получившим признание коллег за рубежом. Спасибо Анне Блинцовой, дизайнеру блога, за чудесную работу.

И также приглашаю почитать мою статью на блоге Фаина Раневская великая и ранимая.

И для души и настроения я предлагаю посмотреть еще видео материал с лучшими цитатами и афоризмами Фаины Раневской.

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть

Лучшие смешные цитаты Фаины Раневской

***

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.

***

Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

***

Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.

***

Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.

***

Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…», — у меня ничего не получается.

***

Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

***

Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.

***

Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!».

***

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.

***

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

***

Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

***

Облысение – это медленное, но прогрессивное превращение головы в ж…пу. Сначала по форме, а потом и по содержанию.

***

Многие жалуются на свою внешность, и никто – на мозги.

***

Как я завидую безмозглым.

***

Вторая половинка есть у мозга, ж…пы и таблетки, а я изначально целая.

***

Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой – морда становится, меньше. Но грустнее.

***

Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться.

***

Очень тяжело быть гением среди козявок.

***

85 лет при диабете — не сахар.

***

В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.

Еще несколько фактов из жизни Раневской

· Много сплетен ходило о нежной дружбе между Любовью Орловой и Раневской. Даже высказывались предположения и нетрадиционной сексуальной ориентации Фаины Георгиевны. Слухи подогревали и близкие взаимоотношения с приятельницей Павлой Вульф. В ее доме Раневская прожила несколько лет.

· Фаина Георгиевна сыграла определенную роль в судьбе Владимира Высоцкого. Познакомились они в 1960 г. в театре имени Пушкина. Именно там начиналась карьера будущего барда. Случилось так, что молодой артист ушел в длительный запой. Раневская встала на его защиту, помогла избежать увольнения, убедив руководство дать ему еще один шанс.

Как-то раз актрисе поступило предложение о сотрудничестве с КГБ. Посоветовавшись с близким другом, она смогла от него отказаться, не навлекая на себя гнева всесильного комитета госбезопасности. С невинным видом заявила, что не может быть агентом, поскольку разговаривает во сне и может выдать врагам государственные секреты. После этого актрису оставили в покое. Эта же отговорка помогла ей в щекотливой ситуации, когда руководство настоятельно советовало вступить в ряды Коммунистической партии.

Умерла Раневская через год после ухода из театра. Причиной смерти стала пневмония, развившаяся на фоне инфаркта. Похоронили гениальную актрису на Новом Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой.

Фамильный сарказм, или Сила слова вместо хорошенького личика

Жизнь этой женщины – целая эпоха. Рожденная в царской России, она играла на сцене при Ленине, Сталине, Хрущеве, Брежневе. А ведь актрисы Фаины Раневской могло бы не быть. Во всяком случае ее родители прочили девушке совсем другое будущее.

«Я родилась в семье небогатого нефтепромышленника», – написала она в своей анкете. Ее настоящее имя – Фанни Фельдман. Будущая великая актриса родилась 27 августа 1896 года в городе Таганроге, в очень состоятельной еврейской семье. Ее отец Гирш Хаимович Фельдман, промышленник и коммерсант, купец 1-й гильдии владел несколькими доходными домами, мельницей и пароходом «Святой Николай». Он занимался торговлей черным металлом, азотистыми удобрениями, имел фабрику масляных и сухих красок, а также цех для выделки шерсти. Кроме этого, ему принадлежал магазин строительных материалов и обширные склады. Об отце Раневской известно, что и он был весьма остер на язык, так что язвительность и меткость высказываний – фамильная черта, которую будущая актриса унаследовала от отца.

Как, впрочем, и чувство долга, ведь глава семейства не просто делал деньги, но и занимался благотворительностью. Он основал в Таганроге приют для престарелых евреев, а также приобрел на собственные средства орган и установил его в таганрогской хоральной синагоге, где был старостой.

Возможно, именно семейное воспитание привело к тому, что и Раневская, будучи уже знаменитой актрисой, спонсировала Дом ветеранов сцены, оставляя себе лишь небольшую часть денег – ровно столько, сколько хватало на питание и коммунальные услуги.

Мама будущей актрисы Милка Рафаиловна вела домашнее хозяйство, содержала в образцовом порядке семейный дом и была безупречной еврейской мамой. Именно она тайком от всего семейства несколько лет подряд поддерживала младшую дочку, когда та вдруг решила пойти наперекор всему и стать актрисой.

Фото: Википедия (мать Фаины Раневской)

Непростой характер Фанни Фельдман демонстрировала с самого раннего детства. Она была пятым ребенком в семье и считалась почти дурнушкой. Трое старших братьев насмехались над ее заиканием, за что всегда получали от девочки яростный отпор. А с сестрой Изабеллой, которая была на четыре года старше ее самой, Фанни очень хотела дружить, но ничего не получалось. Еще бы ­– та была очень хороша собой, и маленькая Фанни, завидуя до слез, все время задирала ее, расстраивалась, просила прощения и – снова язвила.

Еще тогда, в детстве, начала появляться знаменитая манера отвешивать время от времени острые точные шуточки, которыми впоследствии так славилась «великая и ужасная» актриса Раневская.

Цитаты Фаины Раневской

  1. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй. (Щеглов А.В. Дневник «Фаина Раневская: Судьба-шлюха)
  2. Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского! (Из воспоминаний актера Сергея Юрского)
  3. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь. (Ф.Г.Раневская «Дневники на клочках», 1999 г.)
  4. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа. (Скороходов Г. «Разговоры с Раневской», 1999)
  5. Я как яйца: участвую, но не вхожу. (Щеглов Д. «Фаина Раневская. Монолог», 1998)
  6. Каждый волен распоряжаться своей жопой, как ему хочется. Поэтому я свою поднимаю и уёбываю. (На партсобрании в театре Моссовета, на котором обсуждалось немарксистское поведение одного именитого актера, обвиняющегося в гомосексуализме)
  7. Почему все дуры такие женщины? (Фаина Раневская «Случаи. Шутки. Афоризмы»/ Издательство: Захаров И. В.)
  8. Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию. (Шахов Г. А. Фаина Раневская, 1985)
  9. Жизнь — это затяжной прыжок из п…зды в могилу. (Щеглов А. «Раневская: Вся жизнь», 2005)
  10. Для актрисы не существует никаких нeyдoбcтв, если это нyжно для рoли. (Воспоминания актрисы Елены Юнгер, съемки фильма «Золушка»)
  11. Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…», — у меня ничего не получается. (Фаина Раневская «Случаи. Шутки. Афоризмы»/ Издательство: Захаров И. В.)
  12. Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть. (Шляхов А. Л. «Фаина Раневская: Любовь одинокой насмешницы», 2012.)
  13. Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду. (Щеглов Д. «Фаина Раневская. Монолог», 1998)
  14. Красивые люди тоже срут. (Фаина Раневская «Случаи. Шутки. Афоризмы»/ Издательство: Захаров И. В.)
  15. Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление.(На высказанное мнение «На меня Сикстинская Мадонна впечатления не производит»)
  16. Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно. (Театр им. Моссовета, 1955)
  17. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.(из письма А.Щеглову в Кабул, 1983)
  18. Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это Муля, не нервируй меня, идёт» (Из разговора с Агнией Барто)
  19. Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!» (Щеглов А.В. Дневник «Фаина Раневская: Судьба-шлюха)
  20. Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги? (Фаина Раневская «Случаи. Шутки. Афоризмы»/ Издательство: Захаров И. В.)
  21. Пи-пи в трамвае — все, что он сделал в искусстве. (Раневская о режиссере Юрии Завадском)
  22. Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности. (Щеглов А.В. Дневник «Фаина Раневская: Судьба-шлюха)
  23. Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать,что сегодня актеры играли как никогда. (Пересматривая фильм «Жизнь Прекрасна»)
  24. Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью. (Ф. Г. Раневская «Дневники на клочках», 1999 г. / Издательство Фонда русской поэзии при участии альманаха «Петрополь»)

10 цитат о кино и театре

Среди всех фраз, когда-то озвученных Фаиной Раневской, 30 пользуются наибольшей популярностью. Часть из них посвящена творческой стороне ее жизни:

  • «Куцые мысли, одноклеточные слова — и после этого мы должны играть Островского?!»
  • «По-вашему, сниматься в кино — просто? Тогда представьте, что пока вы моетесь в бане, на вас приходит поглазеть экскурсия.»
  • «Актриса забывает о том, что такое «неудобства», когда вживается в роль.»
  • «Признание вы, скорее всего, получите только после смерти.»
  • «Ненавижу поклонников. Из-за них в любом месте меня называют «Муля-не-нервируй-меня», но никак не по имени.»
  • «Посмотрела этот фильм в четвертый раз и признаю, что сегодня актеры выложились как никогда.»
  • «Меня часто просят: «Помогите стать актером». Никто, кроме Бога, вам не поможет!»
  • «Для некоторых «пи-пи» в трамвае — уже главное достижение в искусстве.»
  • «Талант — вовсе не гордость, а мучительная борьба с недовольством собой, своими недостатками и посредственностью.»
  • «Я категорически не приемлю слово «играть». Если выходишь на сцену – живи! А играть будешь в шашки или в карты.»

«Натур и морды»: почему будущая звезда сбежала из родительского дома?

Девочкой она страдала от того, что не так красива, как ровесницы. Она получила неплохое семейное образование, как и все купеческие дети: музыка, иностранные языки, литература, живопись. Она пела и играла на фортепиано, писала пейзажи и натюрморты, которые сама называла «натур и морды». Но настоящей ее страстью было чтение. Отец мечтал выдать ее замуж за состоятельного фабриканта и надеялся, что острый язык она со временем сумеет попридержать, и тогда из нее получится благопристойная еврейская жена, которая будет рожать детей одного за другим.

Подросшая Фанни заявила родителям, что хочет стать актрисой, и решение это – окончательное. Мечта о театре появилась у девочки после того, как в 13 лет она посмотрела постановку «Вишневого сада» на сцене таганрогского театра. Именно в память о том спектакле актриса и взяла себе позже звучный псевдоним Раневская. Решимость стать актрисой (и непременно великой!) еще больше окрепла после просмотра американского немого фильма «Ромео и Джульетта».

17-летняя Фанни экстерном сдала экзамены в гимназии и поступила на актерские курсы. А вскоре девушка заявила родителям, что поедет в Москву, чтобы учиться в театральной школе. Отец сперва попытался вразумить и уговорить дочь, но потом устал от ее упрямства и просто заявил, что на эту затею она не получит ни гроша.

Фото: Википедия (отец Фаины Раневской)

Однако останавливаться будущая звезда сцены не собиралась и сбежала в Москву практически без денег. Просто выждала, пока семейные страсти улягутся, и уехала, не попрощавшись ни с кем, кроме мамы. Та потихоньку от отца дала упрямой дочке небольшую сумму на первое время, да и потом поддерживала ее переводами.

На эти деньги Фаина сняла в Москве крохотную комнатку и больше в родительский дом не вернулась. Впрочем, откуда ей было знать, что всего через пять лет грянет революция, а вслед за этим ее семья будет вынуждена эмигрировать из Таганрога. Они переправятся на собственном пароходе через Румынию и Турцию за границу и осядут в Праге. Родителей Фаина Раневская больше так и не увидела.

Высказывания Раневской на разные темы

*** 

Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке.

*** 

***

Красивые люди тоже срут.

*** 

Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.

*** 

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

*** 

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

*** 

Оптимизм — это недостаток информации.

*** 

Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

*** 

*** 

Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.

*** 

Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.

*** 

Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это ее муж.

*** 

Мне всегда было непонятно — люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.

*** 

Понятна мысль моя неглубокая?

*** 

Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.

*** 

Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было… Лучше бы память навсегда убить.

*** 

Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности. (О Ленине)

***

Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.

*** 

«Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха».
— «Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?»

*** 

Сотрудница Радиокомитета N постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем, которого звали Симой: то она рыдала из-за очередной ссоры, то он ее бросал, то она делала от него аборт Раневская называла ее «жертва ХераСимы».

*** 

Однажды Раневскую спросили: Почему красивые женщины пользуются большим успехом, чем умные?
— Это же очевидно ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди.

*** 

Сколько раз краснеет в жизни женщина?
— Четыре раза: в первую брачную ночь, когда в первый раз изменяет мужу, когда в первый раз берет деньги, когда в первый раз дает деньги.
А мужчина?
— Два раза: первый раз когда не может второй, второй когда не может первый.

*** 

Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.
— Жалко, что мы не захватили пианино, — говорит Фаина Георгиевна.
— Неостроумно, — замечает кто-то из сопровождавших.
— Действительно неостроумно, — вздыхает Раневская. — Дело в том, что
на пианино я оставила все билеты.

*** 

Однажды Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где работала
Фаина Георгиевна Раневская (и с которым у нее были далеко не
безоблачные отношения), крикнул в запале актрисе: «Фаина Георгиевна,
вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!» «То-то у меня
ощущение, что я наелась дерьма!» — парировала Раневская.

*** 

— Сегодня я убила 5 мух: двух самцов и трех самок.
— Как вы это определили?
— Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале, — объяснила Фаина Георгиевна.

***

Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему:
— В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.

*** 

— Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу потому еще, что у меня его никогда не было, — заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста.
— Так что же, не отстает журналист, значит у вас, совсем нет никаких недостатков?
— В общем, нет, — скромно, но с достоинством ответила Раневская.
И после небольшой паузы добавила:
— Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю!

***

Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector