Рудольф нуриев — биография, новости, личная жизнь

Знаменитому танцовщику Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 70 лет.

Сегодня Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 70 лет. Один считался одним из самых известных танцовщиков мира, был звездой советского балета. Правда, в 1961 он советским быть перестал. Во время гастролей Кировского театра в Париже Нуриев бежал и стал знаменитым в изгнании.

Накануне юбилея корреспондент НТВ Павел Рыжков встретился с тем, кто застал гениального артиста еще по эту сторону границы.

В классическом дуэте из балета «Корсар» композитора Дриго  выпускники Ленинградского училища Сизова и Нуриев. Кадры сняты в Москве еще до выхода танцовщика на сцену Кировского театра. Нуриева сразу заметила Наталья Дудинская. Ему 20, ей 49. Но прима-балерина пригласила его танцевать. Из-за этого сорвана репетиция у Григоровича. Алла Осипенко так и не станцевала «Легенду о любви».

С Нуриевым в дуэте они встретились только на «Лебедином» в Парижском Гранд-Опера в июне 61-го. После, за фривольное поведение за границей, Нуриева решили отправить в Москву. По официальной версии, якобы для правительственного концерта. В Ле-Бурже он бежал за труппой, желая продолжать гастроли в Лондоне.

Алла Осипенко, народная артистка России: «На летное поле он выскочил и подбежал к трапу, чтобы войти в самолет. А трап откатили, просто оттолкнули ногами».

Тогда Нуриев совершил свой знаменитый прыжок. Балерина выступала свидетельницей на процессе в Ленинграде и утверждала, что Нуриев не готовил побег. Все свои деньги он потратил на костюмы к балету «Легенда о любви». Когда в СССР Нуриева приговаривали заочно к семи годами лишения свободы, на Западе танцовщик раздавал интервью о превосходстве русской классической школы балета.

Рудольф Нуриев: «Одной техники, даже самой виртуозной, недостаточно. Необходимы выразительность и хорошая пластика. Я смотрю на свои руки во время танца, как учит Вагановская школа. Нужно концентрироваться не на публике, а на себе».

Конечно, после побега о Нуриеве узнал весь западный мир. Но, как утверждают его коллеги по Мариинке, молодой провинциал из Башкирии быстро делал карьеру. Благодаря изнурительной работе за балетным станком даже приобретает другую физическую форму.

Никита Долгушин, народный артист России: «У него здесь были одни ноги, а на Западе появились ноги другие, другого калибра, другие мышцы, другие связки».

Нуриев пользуется связями со звездой английского балета Марго Фонтейн и танцовщиком из Скандинавии Эриком Бруном. Иммигрант танцует на всех знаменитых площадках мира и работает в качестве хореографа. Но на сцене во вращениях танцовщику нет равных. Им восхищаются и приглашают. Правда, фильмы с участием Нуриева лишь прибавляют славы как гениальному танцовщику.

Самый богатый артист балета в это время мечтает лишь ненадолго вернуться к родственникам и в родной театр. Нуриев все-таки исполнил свою мечту: он вернулся на сцену Кировского театра в 89-м, сделал технически сложную партию Джеймса в «Сильфиде» и, несмотря на тяжелый недуг, станцевал. Конечно, публика все понимала. Это был уже не тот Нуриев. Это был вообще последний выход великого танцовщика на сцену.

Габриэла Комлева, народная артистка СССР: «Он прощался со своим творчеством. Но он же знал, что он уже смертельно болен, и это знали многие. Ему трудно было безумно, он на допингах существовал».

После смерти Нуриева от его огромного состояния ничего не осталось. Но он оставил миру свои постановки. Они до сих пор идут во многих странах мира и еще записи с неистовым танцовщиком, которого называли Чингисханом балета.

Биография балетмейстера

Рудольф Нуреев – один из самых известных и без сомнения легендарных танцовщиков балета, на которого равняются и по сегодняшний день. Мужчина с успехом выступал не только на территории Советского Союза, а и за границей. Его танцевальные партии просто завораживали зрителей, заставляя их взрываться овациями. Технику танца Нуреева изучают в балетных школах по всему миру, а его прыжки стали поистине хрестоматийными.

https://youtube.com/watch?v=l_rz-19U0YE

Но, несмотря на огромную популярность, в жизни артиста было много трудностей и проблем. Отчасти виной была нетрадиционная сексуальная ориентация Рудольфа и проблемы с чиновниками Министерства культуры. Все это вынудило мужчину во время зарубежных гастролей во Франции попросить политического убежища, сделав его одним из самых скандально известных беженцев в советской истории.

Мужчины танцора

Личная жизнь легенды балета так и не привела к появлению семьи и детей. Рудольф Нуриев длительное время встречался со знаменитыми мужчинами своего времени: Фредди Меркьюри, Миком Джагером, Элтоном Джоном и другими. Но длительные отношения в жизни танцора были только одни.

Избранником артиста стал Эрик Брун. Нуриев влюбился в коллегу по цеху, лишь единожды увидев его выступление по телевизору.

С Марго Фонтейн

Он смог добиться встречи с европейской знаменитостью и даже попал к нему в класс. Хоть Эрик был спокойной и холодной противоположностью Рудольфа, плодотворный творческий и романтический союз продлился 25 лет.

Несмотря на многочисленные измены с обеих сторон и регулярные ссоры, мужчины оставались вместе до конца. Смерть Эрика Бруна стала серьезным ударом для Нуриева. После трагической любви известны только 2 других избранника артиста: Роберт Треси и Уоллес Поттс.

Единственной женщиной которая была близка Рудольфу Нуриеву является Марго Фонтейн. Парижская прима была парой артиста на сцене 15 лет.

С датским танцовщиком Эриком Бруном

После того, как она смертельно заболела, эгоцентричный танцор проявил невиданное участие. Он регулярно дежурил у ее постели и оплачивал больничные счета подруги до самой смерти.

Интересно: Брендан Фрейзер: что с ним случилось, последние новости

Сам Рудольф скончался 6 января 1993 года. Здоровье Нуриева длительное время подтачивало заболевание, малоизвестное на тот период – СПИД. Танцор редко посещал врачей и не желал обследоваться. Вскоре его организм потерял всякую возможность сопротивляться болезням. На момент смерти легенде балета было 54 года.

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Елена Макаренко
Оставить комментарий Почему вы ещё не оставили комментарий?

Основные факты биографии

  1. 1955 год – Нуриев принят в Ленинградское училище хореографии. Это было неожиданно, поскольку возраст танцовщика был уже не подходящим для начала обучения. Рудольф оказался гораздо старше своих однокурсников. Примечательно также то, что жить молодому человеку пришлось у одного из своих педагогов, потому как в интернате он стал предметом насмешек.
  2. Апрель 1955 года – Нуриев участвовал в популярном тогда Всесоюзном смотре среди училищ хореографии. Танцовщика пригласили сняться в фильме «Души таинственный полет».
  3. В 1958 году Нуриев окончил училище. Его выпускными постановками были партии в балетах «Корсар», «Гаянэ», «Лауренсия». Благодаря помощи известной балерины Наталии Дудинской, Рудольфу удалось стать танцовщиком Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова.
  4. 1959 год ознаменовался для молодого Нуриева получением золотой медали на Венском фестивале.
  5. С 1958 по 1961 годы, когда Рудольф служил в театре Кирова, он исполнял ведущие партии в лучших спектаклях, «Жизель», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и многих других.
  6. Май 1961 года – Нуриев вместе с труппой театра уезжает на гастроли в Париж. Эта поездка оказалась судьбоносной не только для артиста, но и для всего СССР. Во Франции Рудольф попросил политического убежища и стал невозвращенцем.
  7. 23 июня 1961 года танцовщик исполнил партию в балете «Спящая красавица». Это была труппа известного французского балетмейстера Маркиса де Куэваса. С этого момента начался настоящий карьерный взлет Нуриева.
  8. 2 ноября 1961 года танцовщик выступил на лондонской сцене вместе с примой Розеллой Хайтауэр.
  9. Апрель 1962 года – на родине артиста состоялось заседание Ленинградского суда, по решению которого он был приговорен к 7 годам заключения заочно и полной конфискации имущества.
  10. 1964 год – Нуриев решает пробовать себя в качестве балетмейстера в Венской опере. Мир увидел его версию «Лебединого озера» и «Раймонда». Артист стал премьером венской труппы. Ему также удалось получить австрийское гражданство.
  11. 1966 год – Рудольф Нуриев выпустил собственный балет «Танкреди». Музыкальная партия принадлежала Хайнсу Хейцу.
  12. 1977 год – на экраны вышел фильм Кена Рассела «Валентино», где Нуриев сыграл одну из главных ролей.
  13. 1982 год – выходит кинолента Джеймса Тобака «На виду».
  14. С 1983 по 1989 годы Нуриев возглавляет труппу парижской Гранд-опера.
  15. 1987 год – артисту удалось попасть на родину. Он приехал в Уфу, чтобы проститься с матерью, которая тяжело болела и находилась при смерти. Нуриеву было разрешено находиться в СССР не более 72 часов, ему даже не удалось повидаться с теми, кого он когда-то знал.
  16. 1989 год – Нуриев приезжает в СССР со спектаклем. Он выступает на сцене Кировского театра. Рудольф уже болел, эти гастроли оказались мучительными.
  17. С 1991 года танцовщик решает пробовать свои силы как дирижер. Австрийская столица увидела его дебют во дворце Ауершперг. С этого момента начались его гастроли с симфоническими оркестрами. Он объездил Европу и Америку.
  18. Май 1992 года – артист выступил в качестве дирижера в Казани.
  19. 6 января 1993 года Рудольф Нуриев скончался в одной из парижских клиник. Официальным диагнозом был назван сердечный приступ, однако всем было известно, что причиной был ВИЧ, обнаруженный у артиста еще в 1983 году. Похоронили артиста на русском кладбище Парижа.

Незадолго до смерти

Франция

Гастроли в Париже стали поворотной точкой в биографии Рудольфа Нуреева. Советские власти, опасавшиеся, что тщательно взращиваемый в умах образ «прогнившего капитализма» может рассыпаться при соприкосновении людей с культурой и бытом европейских стран, ввели особые правила для нахождения гастролеров за границей. В числе прочих стояло требование не разгуливать по городу в одиночестве: передвигаться можно было лишь впятером. Существовал также список лиц, общение с которыми строго воспрещалось. А чтобы артисты не забылись, за ними вели скрытый надзор сотрудники КГБ.

Нуреев поначалу не был главным объектом слежки. Больший интерес вызывала Алла Осипенка — партнерша Рудольфа Нуреева по «Лебединому озеру». Она и раньше бывала за границей, а в 1956 году ей предложил контракт один западный импресарио. Ее быстро отправили в аэропорт, а оттуда — назад в СССР. Спустя пять лет эту историю все еще помнили, и с балерины не спускали глаз. Сотрудники КГБ так ретиво взялись за свою работу, что каждый вечер в ресторане усаживались за столик к Осипенко и так измучили ее разговорами, что она была вынуждена сказать об этом прямо.

Но вскоре стало ясно, что на Нуреева нужно обратить побольше внимания. Во-первых, он гулял по Парижу в одиночестве. Во-вторых, заводил знакомства без оглядки на список запрещенных лиц. А в-третьих, и это было самым опасным, встречался с мужчинами. Председатель КГБ был вынужден доложить ЦК КПСС, что, несмотря на многие профилактические беседы, Нуреев своего поведения не меняет.

Беседы с сотрудниками КГБ наглядно показали артисту, что после его приключений в Париже возвращаться в страну, где гомосексуализм являлся уголовно наказуемым деянием, не следует. К тому же реакция карательных органов не заставила себя ждать. Когда вся труппа должна была вылетать на продолжение гастролей в Лондон, Нурееву сообщили, что он отправляется в Москву. Это в любом случае означало, что карьера танцовщика окончена. Тогда он принял решение рискнуть. Существует легенда о том, что Нуреев перепрыгнул через заградительный барьер и сбежал, но в многочисленных книгах о Рудольфе Нурееве эта версия оспаривается. Вполне возможно, что ему подсказали, как обмануть особиста. Нуреев попытался догнать самолет, но не успел: трап уже отъезжал. Тогда он обратился к наблюдавшим всю сцену полицейским с просьбой о предоставлении ему политического убежища.

Смерть

Осенью 1984 года Нуриев пожаловался лечащему врачу на плохое самочувствие. Анализы не показали никаких отклонений, однако это вполне объяснимо – всего 3 года прошло с открытия СПИДа, который в то время позиционировался как «рак для геев» (какое-то время считалось, что только гомосексуалы могут заболеть СПИДом). Однако врач заподозрил неладное и отправил Рудольфа к специалистам, занимавшимся исследованиями ВИЧ. Новые анализы показали положительный результат. Причем, как утверждали врачи, Нуриев получил ВИЧ еще в конце 70-х. Последние годы один из самых ярких танцовщиков мира уже не мог выступать, но нашел для себя новый вид творчества – дирижирование, поражая профессионалов своей преданностью театру, трудолюбием и уникальными способностями.

Могила Рудольфа Нуриева

В 1992 на премьере балета «Баядерка», поставленном им же в Парижской опере, Нуриеву была вручена высшая награда страны – орден Почетного легиона. Церемония стала прощанием великого артиста со сценой и с жизнью, что для него было одним и тем же. В январе следующего года его не стало.

Работа на Западе

Европейская жизнь гениального танцовщика в Европе была ознаменована невероятно плодотворной творческой деятельностью. Вначале он примкнул к балетной труппе «Балет маркиза де Куэваса», затем переехал в Данию, где познакомился с влиятельной учительницей танца Королевской датской Балетной школы, эмигранткой Верой Волковой и известным танцовщиком Эриком Бруном, ставшим его близким другом и любовью всей жизни.

Рудольф Нуриев и Эрик Брун

Тогда же в его жизнь вошла Марго Фонтейн. Прославленная английская прима-балерина позвонила Нуриеву и пригласила станцевать на ее бенефисе в Лондоне. Вскоре руководство Королевского театра в Ковент-Гардене предложило им танцевать «Жизель» вместе. Вначале 42-летняя звезда опасалась, что будет выглядеть смешно рядом с 24-летним молодым человеком, но все же согласилась. Выступление имело грандиозный успех – их вызывали на поклоны 23 раза в течение 45 минут. А после того, как Марго вручила партнеру розу из своего букета, а он упал на одно колено, осыпая поцелуями ее руку, публика и вовсе обезумела от невероятных художественных впечатлений.

Нуриев с балериной Марго Фонтейн

В 1962 Рудольф подписал контракт с Королевским театром и вплоть до 1970 года солировал вместе с Фонтейн на всех известных площадках мира, привнеся в выступления чувственный пыл, экспрессию, поражая динамикой, яркостью, сексуальностью, значимостью на сцене – когда он выходил, других танцоров уже не видели. Его притягательность многим казалась просто магической. Чтобы попасть на спектакль с их участием в США, люди по трое суток дежурили у касс «Метрополитен-Опера». Рудольф Нуриев – Пьяное танго В 1963 танцовщик дебютировал в кино, снявшись вместе с незабвенной Марго в Лондоне в ленте «Вечер с Королевским балетом» в роли раба и исполнив па-де-де из балета «Корсар». Спустя год состоялось триумфальное выступление дуэта в «Лебедином озере» в Венской опере. Вскоре он стал ведущим солистом этой труппы и получил австрийское гражданство.

Рудольф Нуриев

1966 поклонники танцора могли увидеть Нуриева в экранизации балета «Юноша и смерть». В тот же период он попробовал себя в качестве хореографа – поставил «Танкред» по мотивам пьесы Шекспира. Впоследствии он ставил спектакли в Шведском Королевском балете, в оперном театре Вены, в «Ла Скала», в «Американ балле тиэтр», создавал свои редакции классической «Жизели», «Раймонды», «Спящей красавицы».

В 1972 Нуриев снялся в главной роли в картине «Я – танцовщик», выступив также её продюсером. В 1973 – представил на суд зрителей фильм-балет «Дон Кихот», где являлся исполнителем партии Басилио, сопродюсером и режиссером. Эта работа была признана одной из наиболее удачных интерпретаций романа Мигеля де Сервантеса.

Рудольф Нуриев в фильме «Валентино»

Через год появился проект «Нуреев и Друзья». В его рамках неукротимый чудо-танцовщик выступал чрезвычайно интенсивно, ежегодно участвуя в неимоверном количестве балетов – до трех сотен. В 1976 в театре «Лондонский Колизей» стартовал «Нуреевский фестиваль». Полтора месяца в ходе мероприятия он выступал каждый вечер с новой программой. В том же году он снялся в драме британского режиссера Кена Расселла «Валентино». В 1977 в его постановке состоялась премьера «Ромео и Джульетты» в лондонском Колизее, спустя два года – «Манфреда» в парижском Дворце спорта.

В 1983 в жизни звезды мирового балета произошло важное событие – он возглавил балетную труппу Гранд-Опера. На этой должности он оставался в течение шести лет

Тогда же у него был диагностирован ВИЧ. В 1987 ему позволили приехать на 72 часа в Уфу, чтобы проститься с матерью. Она умерла через 3 месяца после их встречи.

Несмотря на ухудшение физического состояния, артист продолжал напряженно работать. Свой полувековой юбилей он отметил большим гала-концертом в Нью-Йорке. В 1989 его пригласили в Северную столицу. В свой приезд он дважды выступил на сцене родного театра. Публика рукоплескала, но болезнь уже не позволяла ему блистать, как прежде.

О бандаже и заячьей лапке

На выставке в Музее моды не менее интересным экспонатом будет и костюм Мариса Лиепы. Ведь если Нуреев совершал балетную революцию в Ленинграде, то Москву удивлял именно Марис, первым в столице выйдя на сцену в бандаже под трико.

Для тех, кто заинтересовался темой бандажа, поясним. Так называют специальное белье для танцев на эластичной ленте с плотной коробочкой спереди и веревочкой сзади. Конструкция бандажа такая, что очертаний белья под трико не видно, как ни вглядывайся. Все мужское добро упаковывается вверх для удобства танцующего, а сидеть бандаж должен как влитой. По негласной традиции танцовщиков поправлять конструкцию во время занятий и вообще вне раздевалки и туалета считается дурным тоном.

Понятно, что заставить начинающих танцоров надеть это на себя подчас сложнее, чем разучить новое па. Поэтому некоторые учебные заведения тянут до упора, чтобы мальчик уже прочно подсел на танцы и одежда не сломила его желания танцевать.

Кстати, для того чтобы «достоинство» выглядело более достойно, с давних времен танцоры использовали кроличью лапку. Сейчас, по слухам, для этих целей в ход идет плечико от одежды.

Причина смерти Рудольфа Нуриева

Причина смерти Рудольфа Нуриева неразрывно связана с историей всей его жизни, в которой причудливо переплелись высокое и низменное: чувства и инстинкты, стремления и капризы, взлёты и падения заслуги и слабости…

Один из самых знаменитых «невозвращенцев» СССР попросил политического убежища за границей в 1961 году в Париже, где его балетная труппа давала гастроли. Решение остаться за рубежом было спровоцировано конфликтом Нуриева с органами КГБ: его нетрадиционная сексуальная ориентация и встречи с парижскими геями вызвали негодование «инспектирующих инстанций». После настойчивых внушений и угроз снять его с предстоящего театрального тура в Лондоне, Рудольф решился на разрыв с родиной.

Его дебют во Франции сразу же привлёк к себе внимание профессионалов и публики, но статуса беженца в этой стране он не получил несмотря на талант и был вынужден переехать в Данию, а потом – в Англию. Незаурядные способности Рудольфа Нуриева стали счастливым залогом заключения контракта с «Лондонским королевским балетом» и это сотрудничество продолжалось 15 лет

Он стал постоянным партнёром знаменитой Марго Фонтейн.

Нуриев был талантливейшим продолжателем традиций Вацлава Нежинского, стремящегося донести до зрителя свободу и красоту человеческого тела. Он добился своим творчеством равенства женской и мужской партии в балете, где раньше царствовала женщина. Зрители теперь шли в театр смотреть за звезду Рудольфа Нуриева, чей блестящий танец великолепно передавал тончайшие оттенки драматургии.

Нуриев и Фонтейн стали самой знаменитой танцевальной парой своего времени и их даже связывали личные взаимоотношения, но недолго: он предпочитал мужчин и часто менял партнёров, хотя одна постоянная связь – с датчанином Эриком Бруном продлилась целых 25 лет.

Нуриев отдавал себя балету целиком и много гастролировал по всему миру. Он давал до 200 выступлений в год и исполнил все важнейшие мужские партии классического репертуара. Кроме этого, Рудольф был, как и многие таланты, разносторонне одарён. Он оказался отличным режиссёром и самостоятельно осуществил постановку нескольких балетов, преуспел в дирижёрской деятельности и преподавании, охотно снимался в фильмах и на ТВ. Гражданство ему, в 1982 году предоставило правительство Австрии.

Рудольф Нуриев был страстным и увлекающимся человеком: любил жизнь во всех её проявлениях и умел пользоваться её благами: увлечённо заводил знакомства и романы, азартно тратил деньги на свои прихоти, роскошные сценические костюмы и коллекцию произведений искусства. Он купил остров в Средиземном море с шикарной виллой. Его персона обросла множеством легенд и анекдотов о его жадной ненасытности и эксцентричности.

Весь мир знает, почему умер Рудольф Нуриев – всё, что касалось великого танцора современности, сразу становилось известным. В 1984 году он обратился во французскую клинику, где, после обследования, ему диагностировали СПИД 4-летней давности. Болезнь плохо поддавалась лечению и в 1991 году начала прогрессировать. Смерть наступила в январе 1994 года. Российский «гений танца» нашёл своё успокоение на кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.

Творческий путь

В 1958 Рудольф Нуриев окончил обучение и начал работать в одном из ведущих балетных коллективов страны – театре им. Кирова (ныне Мариинский). Его приглашали и на сцену Большого, но он отказался покидать Северную столицу.

Фото Рудольфа Нуриева

Дебютировал талантливый выпускник в балете «Лауренсия» в партии отважного Фрондосо. За последующие три года он исполнил 14 партий в спектаклях «Баядерка», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и пр., завоевав сердца многочисленных поклонников высоким мастерством – мягким прыжком ночного хищника, стремительным вращением, драматической игрой, емкостью танца, оригинальным прочтением каждой партии

В 1959, несмотря на независимый характер, Нуриева взяли на гастроли в Вену – австрийцы настояли на его прибытии в составе труппы. Спустя два года очередной выезд за границу стал поворотным в судьбе танцовщика. Кировский балет тогда приехал на гастроли в Париж, после чего должен был отправиться в Лондон.

Рудольф с многолетней партнершей, балериной Марго Фонтейн

В столице моды танцор, уже на первом выступлении покоривший парижскую общественность своим талантом и не терпевший ограничений, нарушил советские правила пребывания за границей. Так, взамен покорного проведения вечеров в гостинице под присмотром сотрудников КГБ он позволял себе выходить без их сопровождения в город, общаться с иностранцами, пропадать с новыми знакомыми в кафе. По другой версии, Нуриеву дали понять, что в КГБ знают о его гомосексуальности, а в уголовном кодексе тех лет была статья за мужеложство. Так или иначе, в Париже Рудольф совершил потрясающий по смелости и дерзости прыжок в свободу. Рудольф Нуриев. Па-де-де из балета «Щелкунчик» Нуриев знал, что за проступки его вернут в СССР, а дома вместе с лишением звания солиста и заграничных командировок его ждет крах артистического будущего, и принял решение не возвращаться на родину. Когда под ложным предлогом – концерт в Кремле – Нуриева вызвали в аэропорт и попытались препроводить в самолет, летевший в Советский Союз, его подруга-француженка, вызвавшаяся проводить танцора, шепнула ему на ухо: «Видишь двух полицейских? Подойди к ним и скажи, что хочешь остаться. Они ждут». Сотрудники госбезопасности попытались помешать диалогу Нуриева и полицейских, но гений балета в буквальном смысле выпрыгнул к ногам стражей порядка и прошептал: «Я хочу остаться». Возвращать танцора на самолет силой на глазах у европейской общественности не решились. Контракт со смертью. Рудольф Нуриев | Телеканал «История» В СССР Рудольфа признали изменником родины и заочно приговорили к 7 годам заключения на «строгаче» с конфискацией имущества. Еще долгое время Кремль вставлял танцору палки в колеса, но безуспешно. В следующий раз Нуриев побывал на родине в 1987 году, чтобы навестить умирающую мать. До этого его не пускали в СССР. Отец к тому времени уже давно был мёртв от рака лёгких, болезни, которой всю жизнь боялся и Рудольф.

Детство и юность

Родители будущего гения танца происходили из бедных крестьян. В крови Рудольфа есть татарские и башкирские корни. Мама, Фарида, была родом из Казанской губернии, отец, Хамет, – из Уфимской. Он сумел окончить медресе (мусульманскую церковную школу), вступил в партию, стал политруком и по роду деятельности часто переезжал из одной воинской части в другую.

Рудольф Нуриев в детстве с матерью

В 1938 Хамет служил в Маньчжурии и вызвал беременную супругу с тремя дочерьми к себе. Долгожданный сын появился на свет 17 марта, в пути до нового места жительства, когда поезд проезжал мимо озера Байкал. Через полтора года, в связи с новым назначением главы семейства, Нуреевы (фамилия танцора первоначально писалась именно через Е) перебрались в Москву.

С началом войны отец ушел на фронт, а дети с матерью оказались в эвакуации в пригороде Уфы. Тогда Рудику пришлось узнать, что такое голод, холод и нищета. Они ютились вместе с двумя другими семьями в двенадцатиметровой комнатке.

Рудольф рос серьезным, чувствительным ребенком, любил слушать с сестрами по радио музыку, сидеть на пригорке возле железной дороги и смотреть на стремительно проносящиеся поезда. Летом, чтобы помочь матери, он продавал свежую холодную питьевую воду из бидончика, да старые газеты.

Маленький Рудольф со старшими сестрами

В 5 лет в жизни мальчика произошло знаковое событие, предопределившее его судьбу. Мама сводила его с сестрами в Уфимский оперный театр на балет «Журавлиная песнь». Увиденное стало для ребенка настоящим потрясением. Он пришел в восторг от атмосферы праздника, красивых хрустальных люстр, сверкавших при свете ламп, золотистого занавеса, представших в ярких нарядах артистов. С этого момента у него появилась мечта – танцевать.

Рудольф начал посещать занятия в детском фольклорном ансамбле, с удовольствием осваивать азы хореографического искусства, участвовать в концертах в госпиталях, близлежащих селах, на предприятиях. Все соседи и знакомые наперебой его хвалили и уверяли Фариду в таланте сына. Но вернувшийся с фронта отец считал увлечение танцем недостойным мужчины и хотел, чтобы сын стал инженером или врачом. Посмеивались над Рудиком и одноклассники, особенно когда он приходил на занятия в вещах старших сестер. Но вопреки воле отца и издевкам сверстников он продолжал заниматься балетом.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, его педагогом стала бывшая участница знаменитой труппы Дягилева, Анна Удальцова, обратившая внимание на способности и поразительную целеустремленность молчаливого бедно одетого парнишки. Он не только усиленно занимался танцами, но и много читал (Хемингуэя, Драйзера, Золя), усердно учил французский язык, играл на фортепиано

В 15 лет он уже с успехом выступал на сцене уфимской оперы, а в 17 – отправился в город на Неве, чтобы поступить в хореографическое училище и развивать свой талант. Его приняли, несмотря на не совсем подходящий возраст, заверив, что его ждет либо блестящее будущее, либо большое разочарование.

Рудольф Нуриев в молодости

Почти сразу новоиспеченный ученик оказался на грани отчисления из-за внезапно возникших неприязненных отношений с наставником, задевавшим его творческие побуждения. Тогда Нуриев показал свой характер и решился на достаточно дерзкий поступок – подал заявление о смене педагога. И ему пошли навстречу – перевели в старший класс Александра Ивановича Пушкина. С ним он отлично сработался и впоследствии практически жил в его семье – юноше было сложно ужиться в общежитии с 12-летними сокурсниками, считавшими его деревенщиной и великовозрастным невеждой. Но опытный педагог по достоинству оценил усердие, музыкальность и потенциал нового воспитанника.

Детство и юность

Несмотря на то, что в биографии Рудольфа Нуреева родным городом указан Иркутск, на самом деле он родился в поезде, который следовал во Владивосток, а на железнодорожной станции недалеко от Иркутска было только зафиксировано появление малыша на свет. Рудольф стал младшим ребенком в семье политрука Красной армии Хамета Фазлеевича, татарина по национальности, и его жены Фариды Аглиулловны. У звезды балета было три старшие сестры: Роза, Розида и Лидия.

Рудольф Нуреев в детстве и его мама Фарида Аглиулловна

Военное детство Нуреева прошло в эвакуации в Уфе. Уже с 5 лет мальчик начал проявляться интерес к танцу. Отец, вернувшийся с войны в звании майора, оказался недоволен выбором сына. Хамет поначалу старался привить Рудольфу любовь к мужским увлечениям – рыбалке и охоте, но мальчик проявлял к хобби отца равнодушие.

Тогда Нурееву-старшему приходилось доставать ремень. Наказания не отвадили Рудика от хореографии, и уже с 11 лет он выходил на сцену в числе участников ансамбля народного танца при Доме культуры. В 15 лет юноша уже начал пробовать свои силы в кордебалете Уфимского оперного театра, а через год стал полноправным членом труппы.

Рудольф Нуреев в молодости

В 1955 году, в 17 лет, Рудольф Нуреев отправляется в Ленинград, чтобы продолжить образование в хореографическом училище. Но он не учел, что в это учебное заведение принимают детей с 12 лет, поэтому по возрасту он сильно отставал от своих однокурсников, не находил с другими учениками общего языка и подвергался насмешкам. Из-за подобного отношения Нуреев не смог жить в общежитии, поэтому откликнулся на любезное приглашение своего наставника Александра Пушкина и поселился в его семье.

Хореографическое училище Рудольф окончил в 1958 году и сразу получил приглашение войти в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, которое ему сделали по настоятельной просьбе прима-балерины Наталии Дудинской.

Биография Рудольфа Нуриева

Рудольф Хаметович Нуриев – блистательный артист балета, внесший неоценимый вклад в мировую культуру. Его виртуозные выступления – темперамент, особая пластика, эротизм, экспрессия, динамика, неистовый прыжок – сводили с ума поклонников и становились знаковыми событиями в истории искусства.

На фото: Рудольф Нуриев

Воспитанник ленинградского балета был «невозвращенцем», «изменником родины», обладателем сложного характера, мультимиллионером, владельцем шикарных квартир, островов, предметов старины, объектом любви тысяч женщин, предпочитавшим в постели мужчин.

В 1964 в Венской опере после «Лебединого озера» его вызывали на сцену на бис 89 раз. Рекорд по сей день не побит.

Эрик Брун

Поездка в Данию не только позволила беглому танцору получить политическое убежище. Хотя в биографии Рудольфа Нуреева личная жизнь является одним из самых спорных и сложных вопросов, многочисленные исследователи сходятся на том, что главной любовью его жизни стал Эрик Брун, с которым Рудольф познакомился в Копенгагене.

Их пара стала олицетворением тезиса, что противоположности притягиваются. Нуреев обладал тяжелым характером: был груб, резок, порой истеричен. Брун же во всех ситуациях проявлял спокойствие и сдержанность, отличался врожденным чувством такта. Если Рудольф, несмотря на талант и мастерство, так и не смог до конца избавиться от ошибок, связанных с его поздним поступлением в хореографическое училище, то Эрик славился в первую очередь своим мастерством и техникой.

Впервые об Эрике Нуреев услышал еще в 1960 году, когда тот выступал с гастролями в СССР. Попасть на спектакль ему не удалось, но восторженные отзывы знакомых заставили его отыскать любительские видеозаписи. Мастерство датчанина искренне восхитило Рудольфа.

Очное знакомство двум талантам устроила невеста Бруна — Мария Толчифф. Она знала о восхищении, которое Рудольф испытывал к датчанину, и сама позвонила своему жениху. Первая встреча оказалась немногословной: Нуреев еще плохо говорил по-английски. Однако симпатия между ними возникла сразу же. Какое-то время они встречались на репетициях, а потом Эрик пригласил Рудольфа на обед. Толчифф, осознав, что происходит, устроила истерику, за которой наблюдала вся танцевальная труппа.

Отношения развивались стремительно, несмотря на разность характеров. Нуреев часто срывался, устраивал настоящие погромы в их квартире, Брун сбегал из дома, а Рудольф тогда мчался за ним и уговаривал вернуться. Фото Рудольфа Нуреева и Эрика Бруна демонстрируют настоящую близость между двумя мужчинами. К гомосексуализму в то время общество относилось достаточно настороженно. Это не мешало Нурееву бравировать своей ориентацией. Раскрепощенность сослужила ему недобрую службу. Так, до ушей Эрика постоянно доходили слухи об изменах партнера. В числе его любовников называли Фредди Меркьюри, Энтони Перкинса, а кто-то утверждал, что в постели Нуреева побывал даже Жан Маре. Имела место и профессиональная зависть: на Западе образ Нуреева — беглеца от удручающей советской действительности — был слишком раскручен. Профессионал Брун был весьма этим уязвлен.

Однако конец их отношениям был положен совсем по другой причине. Нуреев прочно определился со своей ориентацией, а Брун был бисексуален. Выяснилось, что он регулярно встречается с женщиной, от которой даже имеет ребенка. После двадцати пяти лет отношений расставание прошло безболезненно. Мужчины сумели сохранить дружеские отношения. В 1986 году Брун тяжело заболел. Поскольку СПИД воспринимался обществом как постыдная болезнь, кара свыше за гомосексуальный образ жизни, официально было заявлено, что Брун умирает от рака. Нуреев немедленно отправился к нему и находился рядом до самого конца. Фото Эрика Бруна Рудольф Нуреев до самой смерти держал на своем столе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector