«вокзал для двоих»: факты, курьезы и ляпы со съемок фильма

Последние статьи

  •   Пост памяти Валерия Гаркалина: О чём жалел талантливый и успешный актёр в конце жизни сегодня, 10:47
  •   5 знаменитостей, семьи которых разрушило появление внебрачных детей сегодня, 10:14
  •   Как у актера Павла Трубинера все началось с кофе: 100 ролей, 2 брака, 3 детей и одно счастье звезды сериалов сегодня, 09:03
  •   6 олигархов всех времен и народов, или Как в наши дни Forbs оценил бы состояние самых богатых исторических личностей 19.11.2021, 22:42
  •   Где в России находится «черная земля», и Как там живётся людям без машин, свежих овощей и Интернета 19.11.2021, 20:41
  •   5 находок, которые нежданно сделали простых людей сказочно богатыми 19.11.2021, 18:09
  •   Ей ставили диагноз бесплодие и называли бездарью, она родила 4 дочерей, открыла школу танцев в Нигерии и счастлива 19.11.2021, 16:40
  •   Как древние европейские неандертальцы завоевали Сибирь 19.11.2021, 15:40
  •   Кто одевает героинь оскароносных фильмов: Чем знамениты 7 лучших художников по костюмам 19.11.2021, 13:40
  •   Как домохозяйка на спор совершила кругосветное путешествие на велосипеде: Одиссея Энни Лондондерри 19.11.2021, 11:54

Все статьи

Начало пути

Вадим Алисов в молодости | Фото: kino-teatr.ru


Нина Алисова в фильме *Испытатели*, 1987 | Фото: kino-teatr.ru

И однажды я понял одну простую вещь: если хочу кем-то стать, то пора браться за ум: во-первых, поступить в институт, а во-вторых, устроиться на нормальную работу, причем самому, без маминой протекции (при любом удобном случае мне говорили: «Мы тебя взяли ради мамы, а ты ее позоришь»), иначе на всю жизнь так и останусь мальчиком для битья. И в 1962 году я пришел на киностудию «Мосфильм». Таскал рельсы, таскал металлические болванки, каждая из которых весила по двадцать килограммов. Все складывалось замечательно: я поступил в институт, работал на «Мосфильме», женился, ездил в экспедиции…

Ляпнина

Как правило, ни одна кинокартина, за редким исключением, не обходится без «киноляпов», которые выявляют внимательные зрители. Не обошлось без накладок и в фильме «Вокзал для двоих».

Во-первых, выделяют малозаметные. Типа изменяющегося от сцены к сцене узора галстука главного героя или периодически исчезающей и появляющейся посуды на заднем плане в ресторане. Подобные нестыковки возможно обнаружить только тщательно просматривая фильм и концентрируясь на деталях – в динамике эти моменты легко проскальзывают.

Во-вторых, более серьезные. Эти оставить без внимания затруднительно, даже если не ставить обнаружение таких накладок целью:

  1. Герой Михалкова в сцене разговора с Верой ставит чемоданы возле колонны, а забирает из угла у самовара.
  2. В сцене на рынке дыни «перемещаются» по прилавку – плоды крупные, сразу бросаются в глаза.
  3. «Путешествуют» также следы от побоев по лицу Рябинина (съемки проводились в разных местах, грим приходилось накладывать заново каждый раз).
  4. За время путешествия по пешеходному мосту героиня Людмилы Гурченко трижды встречает женщину в красной кофте.

Людмила Гурченко и Олег Басилашвили

В третью категорию можно отдельно выделить один большой «ляп», который, как правило, никто не замечает.

Основой сюжетной завязки кинокартины «Вокзал для двоих» становится остановка, когда пассажиров поезда централизованно кормят в вокзальном ресторане. В этом эпизоде происходит знакомство главных героев.

Такая процедура, когда людей выводят из поезда на кормежку, действительно, имела место. Но в 30-40 годах – после появления вагонов ресторанов, еще при Хрущеве, этот элемент логистики исключили. Другими словами, сюжетная канва фильма начинает строиться вокруг несуществующего уже лет 30 на момент съемок процесса.

Стала ли причиной такого курьеза невнимательность режиссера, неизвестно. Возможно, так проявилось его желание художественно приукрасить картину воспоминаниями о молодости. Ведь когда Эльдару Рязанову было лет 20, такая процедура кормления в поездах еще практиковалась.

Может также быть, что успешный советский режиссер просто не представлял, как изменилось к моменту съемок положение дел на железных дорогах, поскольку предпочитал путешествовать самолетом либо автомобилем.

Независимо от истинных причин, «Вокзал для двоих» продолжает оставаться народно любимым фильмом, а перечисленные «ляпы» вовсе не мешают его просмотру.

Музыка

отрывок музыкальной темы фильма «Вокзал для двоих»
Композитор: Андрей Петров
Помощь по воспроизведению

По уже сложившейся традиции, стихи к заглавной песне написал сам Эльдар Рязанов, но, как это бывало ранее, он не рискнул предложить их композитору Андрею Петрову под своим авторством и «подсунул» их как стихи Давида Самойлова. Мелодия, которую напевает Вера, — это песня «Raindrops Keep Fallin’ on My Head», написанная композитором Бертом Бакараком к фильму «Бутч Кэссиди и Санденс Кид». В Советском Союзе была популярна французская версия песни — «Toute la pluie tombe sur moi» в исполнении Саши Дистеля.

«Дядя Миша» демонстрирует видеомагнитофон на записи выступления мозамбикского певца Африка Симона с песней «Hafanana». Затем, на фоне монолога «Дяди Миши», звучит песня группы ABBA «So Long».

Польский плакат

Также в фильме использованы фрагменты песен «Яблони в цвету» Евгения Мартынова, «Прощай» Адриано Челентано, «Старинные часы» Раймонда Паулса, «Москва — Одесса» Владимира Высоцкого с ансамблем «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна и других.

Сюжет

Морозный зимний вечер. В исправительно-трудовой колонии где-то в Сибири проходит вечерняя поверка. После поверки заключённому Платону Сергеевичу Рябинину сообщают, что к нему на свидание приехала жена и сняла комнату в посёлке, расположенном в 10 километрах от колонии, а также ему велят зайти к местному мастеру, забрать аккордеон. Он имеет право отказаться пойти на свидание, но отказаться выполнить поручение начальства — нет. Его отпускают до утренней поверки, предупредив, что опоздание приравнивается к побегу. По пути в посёлок Платон вспоминает то, что произошло с ним незадолго до осуждения.

Платон едет на поезде «Москва — Душанбе» в город Грибоедов. На промежуточной станции Заступинск он заходит пообедать в привокзальный ресторан. Комплексный обед оказывается таким омерзительным, что Платон отказывается это есть и решает уйти. Официантка Вера Нефёдова требует оплаты, Платон отказывается, в ходе перепалки он не замечает, как его поезд уходит. Заместитель начальника станции обещает посадить Платона на следующий поезд вечером этого же дня. Лейтенант милиции Николаша убеждает Платона, что лучше оплатить обед, так как протокол дороже станет, и Платон заплатил Вере за обед, который он не ел.

С проходящим составом к Вере приезжает её любовник, проводник Андрей. Он привозит два чемодана дынь, чтобы Вера их «реализовала» на местном рынке, и уединяется с ней в купе, попросив Платона постеречь дыни и забрав у него в залог паспорт. Стоянку поезда сокращают, и Андрей забывает вернуть паспорт Платону и увозит его с собой. Таким образом, Платон не может сесть на следующий поезд и вынужден остаться в Заступинске на два дня, пока Андрей на обратном пути не вернёт ему паспорт.

В течение дня Платон и Вера несколько раз пересекаются на вокзале и в конце концов мирятся. После свадебного банкета Вера решает устроить Платону ночлег в гостинице «Интурист», но от дежурной Марины получает отказ. Вечером Вера опаздывает на последний автобус и вынуждена ночевать на вокзале вместе с Платоном, разделив с ним участь и «царский» ужин — доставшиеся ей остатки блюд со свадебного банкета. Ночью вор-карманник вытаскивает у спящего Платона бумажник. Чтобы как-то «перебиться», Платон вынужден торговать на рынке дынями Андрея по спекулятивной цене. Вечером он приглашает Веру в привокзальный ресторан. На ужин он зарабатывает, играя на пианино с великодушного разрешения местного «лабуха» Шурика.

Платон показывает Вере свою жену, ведущую прогноза погоды по телевидению, и рассказывает, как она, управляя автомобилем, насмерть сбила человека, а он взял её вину на себя, сказав, что за рулём сидел он. Теперь Платон ждёт суда, дав подписку о невыезде, а в Грибоедов он поехал тайно, чтобы повидать тяжело больного отца, которого боится не застать в живых после освобождения. Вера во второй раз пытается устроить ночлег для Платона в «Интуристе». Дежурная Юля согласилась, но через некоторое время отказывается, так как из-за плохой погоды привезут группу туристов, летевших в Москву. Ночь Платон и Вера проводят в купе отцепленного вагона, стоящего в депо.

На следующий день приезжает Андрей и возвращает Платону паспорт. Вера разрывает отношения с Андреем. Между ним и Платоном происходит потасовка, но Андрей улаживает конфликт с милицией и уезжает. Вера покупает Платону билет на поезд. Затем она сообщает, что связалась по телефону с женой Платона (ранее Платон дал ей свой домашний номер), чтобы убедить её не губить жизнь другого человека. Последняя заявила, что она вообще не умеет водить машину. На перроне Вера и Платон прощаются друг с другом, и Платон уезжает из Заступинска.

Воспоминание обрывается. В этот же момент Платон приходит в посёлок, забирает из мастерской свой аккордеон и нехотя идёт на свидание со своей женой, но обнаруживает, что к нему приехала не жена, а Вера. Утром ни Платон, ни Вера не слышат звонок будильника, а когда они просыпаются, до начала поверки остаётся всего 1 час 20 минут. Платон вынужден бежать до колонии 10 километров с аккордеоном, а Вера бежит с ним. Уже совсем рядом лагерный забор и вышки, но от усталости Платон уже не может идти и не успевает к поверке.

Начальству докладывают об отсутствии заключённого Рябинина, и ему готовы приписать побег. Вера просит Платона играть на аккордеоне; на тюремном дворе слышат игру и засчитывают ему прибытие на утреннюю поверку в назначенное время.

Расписка для Басилашвили

Если Рязанов находил «своих» артистов, они часто начинали кочевать из фильма в фильм. Так было и с Гурченко, и с Олегом Басилашвили. Кстати, именно Олег Валерианович должен был играть Ипполита в «Иронии судьбы», но, когда съемки уже шли, внезапно умер отец актера, а затем – артист Большого Драматического театра Ефим Копелян. В театре начались замены, и от Ипполита пришлось отказаться. В итоге его сыграл Юрий Яковлев. Но уже через два года Басилашвили появился в роли карьериста Самохвалова в картине «Служебный роман». «В «Гараже» я не смог занять Олега Валериановича лишь потому, что он – ленинградец», – признавался режиссер. Затем был фильм «О бедном гусаре замолвите слово…», во время премьеры которого в Доме кино произошла забавная история.

Рязанов сидел рядом с Басилашвили и от полноты чувств начал расхваливать его актерскую работу. «Раз тебе так нравится со мной работать, – ответил Олег Валерианович, – пиши расписку, что будешь занимать меня в каждой своей следующей картине». Эльдар Александрович взял листок бумаги и действительно написал расписку, которую Басилашвили спрятал и сохранил. Через некоторое время родился сценарий «Вокзала для двоих», причем на роль Платона изначально планировался Басилашвили.

Съёмки

  • Первой снималась финальная сцена, где главные герои бегут по полю к колонии. По словам Людмилы Гурченко, съёмки проходили «где-то в Люберцах» при 28-градусном морозе.
  • Кадры с прибытием и отправлением поездов сделаны на Рижском вокзале Москвы, который является тупиковым, хотя по сюжету вокзал транзитный. Ночёвка Платона и Веры в зале ожидания и их разговор перед отъездом Платона были отсняты на Витебском вокзале в Ленинграде. Проход Платона и Веры к стоящему спальному вагону, а также съёмки в нём производились недалеко от Американских мостов и в ремонтно-экипировочном депо Ленинград-Московский (мойка вагона). Многие сцены на перроне, а также проход главной героини по мосту снимались на станции Лосиноостровская. Вагон, в котором главные герои ночевали — вагон фирменного поезда «Экспресс» (в кадре, где идут осмотрщики вагонов, видна надпись «Экспресс»).
  • Сцены на рынке — Тишинский рынок в Москве.[источник не указан 1439 дней]
  • Сцена, где Платон везёт Веру на тележке — Таганская площадь.
  • Роль колонии, где Рябинин отбывает срок, сыграла Икшанская воспитательная колония для несовершеннолетних в селе Новое Гришино Дмитровского района Московской области. В деревне Коверьянки того же района находятся дома, где снималось свидание Платона с Верой (один дом снимали с фасада, а в другом проходили интерьерные съёмки).

«Атомный реактор» в юбке

Обоих Рязанов знал не понаслышке. В 1956 году на весь Советский Союз прогремела «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко в главной роли. На пробах режиссер сначала отдал предпочтение актрисе из самодеятельности, но после первых неудачных съемок потребовал ее заменить. Тут-то и вспомнили о яркой, ритмичной, музыкальной и энергичной, тогда еще никому не известной студентке ВГИКа по фамилии Гурченко, которая тоже проходила пробы. С самого начала отношения между актрисой и режиссером не заладились. После успеха «Карнавальной ночи» Людмила Марковна сыграла небольшую роль в картине «Человек ниоткуда», потом пробовалась на главные роли в «Гусарской балладе» и «Иронии судьбы», но неудачно. Долгое время на вопрос публики: «Почему вы больше не снимаетесь у Эльдара Рязанова?» она отвечала: «А я ему не нравлюсь». Действительно, в своих «Неподведенных итогах» режиссер упоминает о некой истории – возможно, сплетне, которая надолго испортила отношения между ними.

Все изменил один вечер в конце 1980 года, когда Рязанов с женой и Людмила Марковна оказались за одним столиком на вечере «При свечах» в Доме актера. Женщины сразу нашли общий язык, вскоре судьба снова свела Рязановых и Гурченко на отдыхе в Пицунде. Режиссер открыл свою бывшую звезду заново, и уже в 1983 году после долгого перерыва она вновь блистала в его картине, это был «Вокзал для двоих». А вот как объяснял свое прошлое неприятие актрисы сам Эльдар Александрович:

Съемки начались с конца: актеры познакомились за несколько часов до того, как им надо было играть финальную сцену в колонии. Вера и Платон должны были целоваться, но Басилашвили наотрез отказался воспроизводить свою роль в том виде, в каком она была в сценарии. Ситуацию спасла Людмила Гурченко, которая предложила другой вариант сцены, уже без поцелуя. К концу съемок отношения между актерами были теплыми и сердечными. Любопытно, что подобным образом раскрывались и персонажи «Вокзала для двоих» – через взаимную неприязнь и напускную шелуху к любви.

По сюжету, написанному Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским на основе реальных историй, Вера и Платон – люди из совершенно разных социальных групп. Он – представитель интеллигенции, столичный пианист, женатый, привыкший к хорошей еде, личному авто, высокому для советского человека уровню жизни. Она, как часто у Гурченко, эффектная одинокая женщина с непростой судьбой, провинциальная, хамоватая, оборотистая, острая на язык. Как показать этих героев, чтобы не выглядело фальшиво? Режиссер решил привлечь актеров из разных миров – ленинградца и харьковчанку – и черпать правду из их жизненного опыта.

Съемки проходили не в павильонах, а в настоящих, живых локациях: на Витебском вокзале в Ленинграде, на Рижском вокзале и станции Лосиноостровская в Москве, на улицах обоих городов, а сцены жизни в неволе снимали в действующей исправительно-трудовой колонии для несовершеннолетних в Икше. Басилашвили пришлось прожить среди арестантов месяц, причем заключенные были от этого соседства не в восторге, пытались задеть или ударить. Чтобы наладить отношения с массовкой, актер делился с арестантами «пайкой». Для Басилашвили это стало настоящим испытанием. «Что-то изображать рядом с теми, кто подлинно несчастен, кто отбывает наказание, – святотатство!» – говорил он и всеми силами старался не раздражать окружающих своим сытым благополучным видом. Первыми зрителями фильма «Вокзал для двоих» после окончательного монтажа стали заключенные той самой колонии.

По словам Рязанова, если первым камертоном для избежания фальши была жизненная реальность, то вторым камертоном, определяющим человеческую правду характеров и отношений, стала Людмила Гурченко.

Тандем с Эльдаром Рязановым

Вадим Алисов за работой | Фото: vokrug.tv

Фильм «Ирония судьбы…» был первым опытом многокамерной съемки. Главным оператором был Нахабцев. Но поскольку картина одновременно снималась с трех камер, за одной из них я и сидел. Кино – это все-таки обман. И двухкомнатная «квартирка», в которой разворачивается основное действие фильма, занимала 600 квадратных метров павильона на «Мосфильме»: сама квартира, кухня, ванная, лестничная площадка, лифт, да еще оставалось место для маневра камер. После «Иронии» был «Гараж». А потом, когда Нахабцев то ли не смог работать с Рязановым, то ли еще что-то произошло, он ему порекомендовал меня

Оператор, режиссер и актеры на съемках фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: vivatkinorussia.ru


На съемках фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: liveinternet.ru

Заключительную сцену, когда главные герои опаздывают на тюремную поверку, сначала хотели снимать в мрачную, пасмурную погоду. Ведь в тот момент, когда они бегут в лагерь, у зрителя вроде бы должно быть невеселое настроение, потому что, если главный герой не успеет к определенному времени, ему грозит еще больший срок. Но когда мы выехали на съемки, светило солнце, и Рязанов решил снимать сцену при ясной погоде. В результате, как мне кажется, изменился смысл и настроение всего фильма: появилась какая-то надежда, связанная с дальнейшей судьбой героев. Интересно, что актеры бежали тогда по снежной дороге, а я и операторская группа сидели в санках, которые везти надо было очень быстро. В эти санки впрягался даже сам Рязанов

На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com

Вообще это была дружная работа. После съемок Никита Михалков многих увлекал футболом, чтобы не расслаблялись. Однажды уехал на охоту и привез свежей медвежатины. Корабельный кок сделал фантастические котлеты, и вся съемочная группа с удовольствием их лопала. Не помню, чтобы кто-то кого-то доводил. Один раз, правда, был случай: Гузеева никак не могла заплакать в кадре. Ее упрашивали – толку ноль. Ситуацию спасла Алиса Бруновна Фрейндлих, игравшая мать главной героини. Влепила пощечину – у Гузеевой тут же слезы ручьем. Сцену сняли…

Оператор, режиссер и актриса на съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com


На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com


Народный артист РФ, оператор-постановщик Вадим Алисов | Фото: kino-teatr.ru

Почему «Жестокий романс» получил разгромные рецензии

История создания

По одной из версий, история человека, взявшего на себя вину в дорожном происшествии, списана с композитора Микаэла Таривердиева и его возлюбленной, актрисы Людмилы Максаковой. Таривердиев был осуждён на два года, но поскольку следствие, а затем и суд длились два года, композитора освободили по амнистии.

Людмила Максакова излагает свою версию событий, согласно которой за рулём сидел Таривердиев, причём у этого были свидетели.

Но в одном из выпусков передачи «Следствие вели…» была рассказана практически идентичная фильму история, произошедшая в 1972 году в городе Петушки и имевшая куда более криминальный характер, что позволяет утверждать, что именно она послужила основой сюжета.

История с опозданием из увольнения тоже взята из жизни: в 1953 году Ярослава Смелякова, отбывавшего наказание в лагере, отпустили на встречу с друзьями за несколько километров от зоны. Наутро он проспал подъём и не успевал на поверку, так что друзья помогали ему добраться до места.

Фотография покойного мужа «Дяди Миши» на стене — это Вадим Спиридонов в роли Фёдора Савельева из кинофильма «Вечный зов». В фильме использовались один из первых цветных телевизоров фирмы Sony (модель Trinitron KV-1210) и один из первых портативных (переносных) видеомагнитофонов стандарта VHS японской компании JVC (модель HR-4100 EG) с внешним блоком питания AA-P41EG.

В советские времена осуждённый за ДТП со смертельным исходом должен был отбывать срок не в режимной колонии, показанной в фильме, а в колонии-поселении, где ему могли позволить жить с семьёй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector