«кабачок 13 стульев»
Содержание:
«Подпишу любые ходатайства»
— Что вы думаете по поводу ситуации, случившейся с Михаилом Ефремовым?
— Ему намного тяжелей. Мне, когда я сел, было 28 лет. Мише уже 50 с лишним. Я помню, что для меня 55-летние люди там были стариками. Я был здоровый, холёный, у меня была энергетика. Он с подорванным здоровьем. И по-разному там к людям знаковым относятся. Я тоже был тогда известный человек. И кто-то ко мне очень хорошо из-за этого относился, даже из лагерного начальства, мог принести мне и шоколадку, и чайку. А кто-то, наоборот, начинал «прессовать». Как к нему там отнесутся? Какие будут установки? Это же очень много значит. Но я уверен, что он столько не отсидит. Я разговаривал с Настей, с его сестрой, и сказал, что если надо, я с огромным удовольствием поеду, дам концерт там в зоне, подпишу любые ходатайства. Конечно, он виноват, но это непреднамеренное убийство. Если бы не было этих двух адвокатов, которые ему так подпортили дело, не было бы такого ажиотажа, и будь он не Ефремов, ему дали бы в лучшем случае три года поселения. А могли и условно дать. Я думаю, когда вся колготня закончится, он по половине выйдет.
— Как вы думаете, возможна ли творческая реализация Михаила Ефремова в заключении: тюремный театр, постановка пьесы?
— Я не думаю, что возможен театр, чтобы он сделал «Гамлета», как это делал когда-то Параджанов. Но, конечно, к какому-нибудь празднику он может подобрать 15 человек, которые любят этим заниматься, и сделать монтаж или спектакль.
— У вас был такой опыт?
— Я помню, что я сделал выступление по военной теме. Нас было человек 15. Я нашёл последние письма солдат с фронта и сделал по ним монтаж с песнями, с чтением стихов. А на поселении я был завбиблиотекой. Чтобы заинтересовать контингент в чтении, я придумал писать аннотации к книгам на полублатном языке. Я сделал такое краткое содержание на 100—150 книг. И начали читать.
СПАСИБО МАНИКЮРУ!
Как-то раз на планерке у руководства Гостелерадио было принято решение создать некую развлекательную передачу. Первым делом надо было продумать концепцию и написать сценарии пилотных выпусков. Но деятели ЦТ просто нашли добрейшей души режиссера – Георгия Зелинского. И взвалили все на него. Зелинский вместе с женой Зоей как раз и стоял у самых истоков «Кабачка». Но об этом нигде не рассказывается.
– Существует версия, будто бы передачу придумал Александр Белявский – очень мною любимый, – говорит Зоя Николаевна. – Но он никакого отношения к этому не имел. Нам потребовался человек, который бы своими комментариями скреплял между собой разрозненные миниатюры. Пан Ведущий. Им и стал Саша Белявский. Никакого другого участия в создании передачи он не принимал.
– А почему «Кабачок» на советском телевидении отличался таким польским колоритом?
– Изначально передача вообще называлась «Добрый вечер». И у нас было очень мало задумок. А персонажей – раз, два и обчелся. Я там была певицей. Спартак Мишулин делал пантомиму в стиле Чарли Чаплина. Ольге Аросевой мы предложили монолог «Женщина с сумкой»… Все – больше никаких идей. А с чего все закрутилось? Я ходила на маникюр в гостиницу «Метрополь». Там на первом этаже был киоск, в котором продавали журналы из соцстран – Румынии, Польши, Югославии, Венгрии, Болгарии, ГДР. Все – на русском языке. И на последней странице каждого журнала была рубрика – «Юмор наших друзей». Там печатались миниатюры, героями которых были директор гостиницы, бухгалтер, регулировщик, официант… Я скупила все эти журналы, отнесла их в «Литдраму» (главная редакция литературно-драматических программ ЦТ. – Ред.). Там полистали журналы, вдохновились. И так у нас стали появляться сценарии к передачам. И яркие персонажи!
«ПОВТОРИТЕ, МЫ ПЛАТЬЕ НЕ РАССМОТРЕЛИ!»
Актрисы из «Кабачка» стали настоящими законодательницами мод. На них были такие наряды, какие в советских магазинах не продавались.
– Костюмы для съемок мы добывали кто как мог, – признается «пани Тереза». – Из зарубежных гастролей привозили. Мой второй супруг был журналистом-международником, часто ездил за границу – и я просила его купить для съемок какие-то платья, шляпы. Нам надо было хорошо одеваться. Потому что мы были примером для женщин в СССР. Мне приходили такие послания: «Наденьте, пожалуйста, еще раз платье, которое было на вас в прошлом выпуске. Хочу сшить такое же на свадьбу, но не успела рассмотреть крой».
Руководство ЦТ, к слову, пыталось приструнить модниц из «Кабачка». Скажем, одно время запрещено было надевать шляпки – мол, чуждый пролетарскому вкусу буржуазный элемент одежды! А Наталью Селезневу однажды наказали рублем за то, что появилась в кадре в слишком короткой юбке: актрисе просто не заплатили гонорар за съемку!
Меню сайта
7 Дней 9 студия 12 этаж 50 х 50600 секунд 90 минут (Доброе утро) А ну-ка, девушки! А ну-ка парни! АБВГДейка Адрес песен молодость Академия детских наук Алло, мы ищем талантыАншлаг Антология советской песни Арена Артлото Аукцион Бенефис Брейн-ринг БудильникБудка гласности Больше хороших товаров В. И. Ленин. Страницы жизни В гостях у сказки В мире животных В объективе-животные В субботу вечеромВесёлые нотки Весёлые ребята Вечер Весёлых Вопросов (ВВВ) Взгляд Вокруг смехаВремя Все клоуны Встреча в концертной студии «Останкино» Выставка Буратино Годы, поколения, песни Голубой огонёк Города Советского Союза Давайте познакомимся. Телекурс русского языка Декабрьские вечера Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас! Державы вечная любовь Детский час Джазовая панорама ДИПП (Детский видеоканал) До 16 и старшеДо и после полуночи Ералаш За рубежом Звуковая дорожка МК Здоровье Зеленая лампа Зима и весна сорок пятого Игра в детектив Играй гармонь любимая! Институт человека Кабачок 13 стульев Камера смотрит в мир КинопанорамаКВН Когда поют солдаты (Виктория) Клуб путешественниковКонтрольная для взрослых Кружатся диски Ленинский университет миллионов Лестница Якоба Литературные чтения Любовь с первого взгляда Марафон-15 Мастера искусств Матадор Международная панорама Мелодии и ритмы зарубежной эстрады Минута молчания Мир и молодёжь Мир встречает Новый год Музыкальный киоскМузыкальный лифтМузыкальный рингМузыка телеэкранаМуз Обоз Наш сад Наша биография Новогодний аттракцион Оба-На! Олимпиада 80От всей души Отчего и почему? Очевидное невероятное Парады Победы (Юбилейные) Педагогика для всех Песня года Песня далекая и близкая Песня остается с человеком Пестрый котел (ГДР) Пионерия (киножурнал) По следам великих открытий Победители (Клуб фронтовых друзей) Под знаком Пи Пресс-клуб Приключения медвежонка Ниды Программа «А» Прожектор перестройкиПрограмма передач Программа мультфильмов Путешествие к Чехову Пятое колесо Радуга (Международный фестиваль телевизионных программ о народном творчестве) Ребята с нашего двора Ритмическая гимнастикаСегодня в мире Сельский час Слово Андроникова Служу Советскому СоюзуСоветский воин Содружество СССР-КАНАДА 72 Споемте, друзья Спокойной ночи, малыши! Спортлото Страницы советского искусства Ступень к Парнасу Счастливый случай Твои Ордена Комсомол Творчество народов мира Театральные встречи Телевизионное знакомство Телекурьер Телемост СССР-США У театральной афиши Умелые руки Утренняя гимнастика Утренняя звездаУтренняя почтаФитильФутбольное обозрение Хочу всё знатьЧеловек. Земля. Вселенная Человек и закон ЧМ 1986 Четыре встречи с Владимиром Высоцким Что? Где? Когда? Чуден град Москов Чудесная лесенка Шахматная школа Шире круг Это Вы МожетеЭтот фантастический мир Я сама KultnachtMusikladen Ki mit tud?
«Уставать я начал»
— Что ждать зрителям в ближайшее время в исполнении Владимира Долинского?
— Как ни странно, в эту пандемию я сыграл четыре очень хорошие роли. В фильме Empire V режиссёра Виктора Гинзбурга, который экранизирует Пелевина, у меня там роль главного вампира России. Очень жду выхода фильма «Красная шапочка» — это красивая сказка для взрослых. Снялся в сериале «Анна Николаевна». У режиссёра Александра Мохова снялся на Украине. Тоже симпатичная роль такого изувера врача-психиатра.
- На съёмках фильма Empire V
У меня много антрепризных спектаклей, но сейчас мы их почти не играем. Хотя не так давно давали в Калининграде «Следствие ведут дураки». Это весёлый комедийный детектив, который нравится публике. Ещё я очень люблю свою роль в спектакле «За двумя зайцами», который идёт в музыкальном театре Надежды Бабкиной. Но много и далеко уже не буду ездить. Уставать я начал. Хотя на интересные предложения от телевидения, кино или театра я, конечно, с удовольствием откликнусь. Есть ещё порох в пороховницах!
Кабачок 13 стульев актеры:
Александр Белявский -ведущий
Андрей Миронов — ведущий
Михаил Державин — ведущий
Даниил Каданов — директор
Спартак Мишулин — директор
Виктор Байков — пан Вотруба (счетовод)
Валентина Шарыкина — пани Зося (первая официантка кабачка)
Ёла Санько — пани Ванда (вторая официантка кабачка)
Евгений Кузнецов — пан Юзеф (первый бармен кабачка)
Владимир Козел — пан Беспальчик (второй бармен кабачка)
Ольга Аросева — пани Моника
Борис Рунге — пан Профессор (старый знакомый пани Моники)
Ольга Викландт — пани Птушек (заклятая подруга пани Моники)
Елена Облеухова — пани Ева (племянница пани Моники)
Зоя Зелинская — пани Тереза
Роман Ткачук — пан Владек (муж пани Терезы, экономист треста)
Наталья Селезнёва — пани Катарина (дочь пана Вотрубы)
Юрий Волынцев — пан Спортсмен (жених пани Катарины)
Виктория Лепко — пани Каролинка (дочь пани Птушек)
Виктор Зозулин — пан Анджей (муж пани Каролинки)
Ирина Азер пани — Ольгица (дочь пани Моники)
Зиновий Высоковский — пан Зюзя (прозаик)
Рудольф Рудин — пан Гималайский (руководитель трестовского театра)
Владимир Долинский — пан Пепичек
Владимир Кулик — пан Регулировщик
Юрий Соковнин — пан Юрек (таксист)
Георгий Вицин — пан Одиссей Цыпа (критик)
Юрий Авшаров — пан Кошон
Вячеслав Шалевич — пан Поэт
Нина Корниенко — пани Муза
Татьяна Пельтцер пани Ирена
Наталья Богунова — пани Гелена
Виктор Рухманов — пан Изобретатель
Борис Новиков — пан Специалист
Георгий Тусузов — пан Пепусевич (руководитель оркестра)
Георгий Менглет пан Мамонт Маломальский (директор кинообъединения)
Антонина Жмакова — пани Беата (актриса из театра пана Гималайского)
Олег Солюс — пан Пузик (владелец гостиницы в тресте)
Юрий Сагьянц — пан Трепыхальский (страховой агент)
Лилия Юдина — пани Люцина (невеста пана Директора, бывшая цирковая артистка)
Лидия Савченко — пани Марыля (невеста пана Директора)
Екатерина Васильева — пани Эльжбета (жена пана Директора)
Татьяна Жукова-Киртбая — пани Ядвига (сестра пани Эльжбеты)
Георгий Шахет — пан Марек (муж пани Ядвиги)
Готлиб Ронинсон — пан Станислав (дядюшка пани Эльжбеты)
Олег Вавилов — пан Збышек (племянник пана Станислава)
Александр Галевский — пан Войцех (кузен пани Эльжбеты)
Татьяна Горностаева — пани Ева (секретарша пана Директора)
Екатерина Богунова — пани Кристина
Эдда Урусова — пани Данута
Инна Ульянова пани Крапидловская
Всё-таки 13?
Генеральный секретарь не знал, что своими словами он спас любимую всеми телепрограмму от закрытия. Простые телезрители этот весёлый сериал любили, а теленачальство и критики люто ненавидели.
«Мой муж Георгий Зелинский был режиссёром и завтруппой Театра сатиры, — рассказала «АиФ» актриса Зоя ЗЕЛИНСКАЯ, «пани Тереза». — Ему приносили всё новые идеи, которые предлагались театру. Однажды принесли какие-то разрозненные сценки — неплохие, смешные, в основном из польского журнала «Шпильки». Такие остроты по-польски называются «мигавки». Я с большим трудом уговорила мужа взяться за этот материал.
Пан Ведущий: — Трёх вещей нельзя прощать женщине. Но, к сожалению, никто не знает, каких именно!
В этих сценах в основном были диалоги и единственный монолог, который назывался «Женщина с сумкой». Прочитав его, я решила, что лучше, чем актриса Театра cатиры Ольга Аросева, его никто не сыграет. Она в это время не работала, у неё был серьёзный конфликт с главным режиссёром театра, 10 лет она сидела без ролей, рыдала… Наблюдать за этим было тяжело всем нам — неприятно, когда человека унижают, изничтожают на твоих глазах. И я ей дала этот монолог. На этом маленьком материале мы сделали передачу, назвали её «Добрый вечер».
«Добрый вечер» после двух выпусков прикрыли. Но тут же со всего Советского Союза на Шаболовку слетелись сотни писем с просьбой продолжить этот «весёлый банкет». Банкет продолжили, но программу немного модернизировали.
Ольга Аросева в роли пани Моники, 1969 год. Фото: РИА Новости/ Галина Кмит
«Георгий Васильевич взялся штудировать журналы — польские, чешские, венгерские, французские, — продолжает Зоя Зелинская. — Мы пригласили Сашу Белявского в качестве ведущего. Он идеально подходил на эту роль со своим абсолютно западным, европейским благородным лицом».
Польские шутки из журнала «Шпильки» очень понравились создателям «Доброго вечера», их они и решили использовать в своём «прозападном» проекте. Перевели, раздали тексты актёрам, достали записи песен французских, польских, чешских и венгерских исполнителей, которыми разбавили польский юмор, и приготовились запускать программу в эфир. Но как её назвать? «Добрый вечер» уже не подходил. Тогда-то и родилось название «Кабачок «13 стульев».
Пани Тереза и пан Ведущий.Пани Тереза: — До свидания, я ухожу. Иду позировать художнику. Пан Ведущий: — А для какой картины?П. Т.: — «Клеопатра и змея». П. В.: — Да? А с кого же он пишет Клеопатру?
https://youtube.com/watch?v=NxL7zltcRhM
«Но потом я устроился в тюрьму»
— Как случилось, что на пике своей актёрской карьеры вы сели в тюрьму?
— Две трети года мы бывали на гастролях. А у меня был приятель Лёнька Слон, который научил меня собирать старину, иконы. Мы их привозили в Москву. В комиссионный сдали — денежки получили. А ещё, оказывается, этим интересуются иностранцы. Продали иностранцам. Получил валюту. В результате через год за нарушение правил валютных операций я «загремел» на пять лет.
— Вы считаете, вас справедливо наказали?
— Конечно, справедливо. Потому что был такой закон. Статья 88-я часть первая. Валютные операции больше $25. Преступление, за которое можно было получить «пятёрочку». Но я был рисковый парень. Конечно, мне обидно, что я сел. Вроде никого не убил, не изнасиловал, не обманул. Но я же знал, что нарушаю закон.
— Как к вам относились в тюрьме?
— Моё дело вёл Комитет госбезопасности. Поэтому тюрьма была интеллигентная — Лефортово. Со мной в камере сидел прокурор Красногвардейского района города Москвы, тоже Владимир. Милейший был человек. У него взятка была — телевизор — за замену одному армянину заключения на подписку о невыезде. А тот его и сдал. И телевизор изъяли. Сидел майор КГБ, и тоже Владимир, который был барменом на теплоходе. Его взяли за контрабанду золотых итальянских цепочек. Ой, как они собачились друг с другом! А потом горевали. А потом мы придумали в домино как в преферанс играть. И играли в долг под выход на свободу. Высокоинтеллектуальная игра.
— А кличка какая была?
— Артист. Ну а как ещё? «Артист!» — «Что?» — «У тебя покурить есть?» — «Есть». «Артист!» — «Что?» — «Чайку попьём?» — «Попьём». — «На, у меня конфетки есть». — «Какие?» — «Подушечки».
— Где отбывали наказание?
— Кировская область, город Кирово-Чепецк. 25 километров от Кирова, на реке Вятка. Зона усиленного режима. Потом по двум третям, так как нарушений у меня не было, я пошёл на поселение — деревня Калачиги Верхошижемского района Кировской области.
Я сам написал ходатайство о помиловании. И мой товарищ, замечательный актёр Боря Кумаритов организовал сбор подписей в мою поддержку. Его поддержали и Театр сатиры, и Театр миниатюр. За меня подписались Державин, Ширвиндт, Высоковский, Миронов, Менглет, Папанов… Много было актёров, которые ходатайствовали о моём помиловании. Я отсидел не пять лет, которые мне дали, а четыре года.
— Кто поддерживал вас в заключении?
— Очень помогали друзья, которые писали мне письма туда. Мама, которая приезжала ко мне. Однажды Татьяна Ивановна Пельтцер, они дружили с мамой, спрашивает у неё: «Ну, Зинк, была у нашего засранца-то?» Мама говорит: «Была. Таня, ты не представляешь, какой он стал! Я приехала к нему на свидание, смотрю в окно. Его ведут ко мне. И в свете фонаря я вижу, что он стройный, на нём распахнутая телогрейка, широкие плечи, талия узкая. На длинные ресницы падают снежинки. Он пострижен наголо. И какая же у него потрясающая форма черепа!» «Ну, Зинк, ты даёшь! Прям Бестужев-Рюмин», — посмеялась Пельтцер.
- На отдыхе с мамой Зинаидой Долинской. Рига, 1948 год
— Как отразилась судимость на вашей жизни?
— Хорошо. Такая одиозная биография многих зрителей заинтересовала. Я вынес оттуда очень много. Написал там книгу. У меня много интереснейших историй, баек из той жизни. И смешных, и драматичных, каких угодно. И всё это пошло в зачёт. Ну и статья была «благородная».
Когда я узнал, что Марку Захарову, который меня очень любил, дали свой театр, и там мои товарищи, а я здесь машу ломом на площадке или обтачиваю болванки для насосов, то плакал от обиды. От того, что так бездарно проходит время, а я столько могу, я такую потенцию в себе чувствовал как актёр!
«Я хотел быть только артистом»
— Как и почему вы выбрали профессию актёра?
— Когда к нам приходили гости, мне было лет пять, я говорил: «Папа с мамой вам кушать не дадут, пока вы мои стихи не послушаете». Все хотели быть пожарными, милиционерами, учёными. А я не мыслил себя никем другим, только артистом. У меня ещё тетушка была — секретарь дирекции Театра Вахтангова. И мама меня брала ещё в пелёнках, они клали меня на кожаный диван к директору театра Абрикосову, а сами шли смотреть спектакль. В антракте приходили, перепелёнывали, и поскольку я там везде писал, то говорили потом, что у меня первая прописка — в Театре Вахтангова.
Я занимался в драматической студии при Театре Станиславского. И в седьмом или в восьмом классе школы я сыграл там одну из первых ролей — какую-то обезьяну в «Таинственном острове». После школы поступил в театральный институт.
- 1966 год. Выпуск театрального училища имени Щукина
— Ваш первый профессиональный опыт в театре?
— Это был спектакль «Интервенция» Льва Славина в Театре сатиры к 50-летию советской власти. До сих пор есть в золотом фонде на радио. Это был 1967 год, и я на тот момент был полгода в театре. Мне дали одну из главных ролей — Женю Ксидиаса. Мою маму играла Пельтцер, партнёрами были Менглет, Папанов, Миронов, Мишулин, Селезнёва. И это был мой триумф. Актёрское становление.
— Как случилось, что у вас не сложилось в Ленкоме у Захарова как у театрального режиссёра, но сложилось как у режиссёра кино?
— В театре не сложилось только по моей вине, потому что я был хулиган и драчун. Вернувшийся из лагеря, с подорванной психикой и лагерной закваской. Я несколько раз набедокурил, и мне пришлось уйти из театра. Хотя Марк меня очень ценил. Ну, так случилось. О чём я многие годы жалел. А потом понял, что у каждого свой путь. Я должен был вылететь из Сатиры, я должен был сесть, я должен был вылететь из Ленкома. Я должен был пройти нелёгкий путь в 1990-е референтом у бизнесмена. Вернуться в театр к Марку Розовскому, чтобы оттуда уйти в антрепризу.
За 20 лет я сыграл в антрепризе 40—50 ролей, дал не меньше 500 спектаклей, не один раз объездил всю Россию, много гастролировал за границей. И я очень счастлив и ни о чём не жалею.
Я знаю, что чему-то научился за эту жизнь. Но я всё ещё не могу относиться к себе серьёзно. Жизни не хватит, чтобы научиться быть таким актёром, какими были Смоктуновский, Евстигнеев, Яковлев.
- Сцена из спектакля Театра сатиры «Баня». Олег Солюс и Владимир Долинский
«Продюсер антрепризы, подобно сапёру, лишен права на ошибку: совершил просчёт — пошёл по миру. Можно сменить режиссёра, расстаться с гениальной, но строптивой актрисой, которая мутит воду, создаёт в труппе разлад, можно долго возиться с музыкой, которая тебя не устраивает, колдовать с художником над декорациями, но довести проект до конца, выпустить спектакль, показать его людям ты обязан. Иначе тебя ждёт не только творческий, но и финансовый крах, иначе грош тебе цена».
Фрагмент из книги Владимира Долинского «Записки непутёвого актёра»
— В сериале «Красная площадь» вы сыграли Брежнева. Как вы считаете, удалась ли вам эта роль? И какова ваша оценка его личности?
— Мне нравится, как получилось. Я взял его речевую характерность и, по-моему, верно сыграл уставшего, разочарованного жизнью человека в тренировочном костюме. По-моему, это человек, который много понял перед уходом. От оценок я далёк. Понимаете, для меня это были и счастливые, и несчастные годы. И триумф у меня был при Брежневе, и падение моё, тюрьма тоже была при Брежневе. Это была моя молодость. Было равенство — то, чего сейчас нет. Сейчас разделение от миллионных яхт до продуктовой корзины, которую не может себе позволить человек, — такого не было тогда. Нас легко можно было удивить и сделать счастливыми. Пусть ненадолго, но счастливыми. Жизнь состоит из мелочей, из маленьких житейских радостей. И этих мелочей было очень много.
— В интернете есть один очень популярный ролик, где вы читаете стихотворение Михаила Фельдмана «Громоотвод». Расскажите, как он появился.
— Я снимался в украинском фильме «Мир вашему дому!» о Тевье, молочнике. Они его даже на «Оскар» представляли. А я выучил это стихотворение и рассказал его нашему режиссёру. И он говорит: «Можно я вас сниму?» А я был в гриме. Потом он это выложил — и пошло, там были миллионы просмотров.
- На съёмках фильма «Мир вашему дому!»
Не тяни одеяло!
В истории «Кабачка» было три пана Ведущих: Александр Белявский, Андрей Миронов и Михаил Державин.
Александр Белявский в роли пана Ведущего, 1966 год. Кадр youtube.com
«Белявский ушёл из «Кабачка» и тут же ушёл из театра. Это была ошибка, — считает Зоя Зелинская. — Он думал, что из-за «Кабачка» его перестанут снимать в кино. И оказался прав. Белявский был очень хорош собой, но к нему тоже приклеился этот образ, и больших работ у него уже не было. Как сказал один наш коллега: «Эх, Саня-Саня, тебе с таким лицом надо быть в Голливуде, а не на «Мосфильме». Но не повезло ему ни с Голливудом, ни с «Мосфильмом».
А вот Андрея Миронова в «Кабачке» не приняли зрители. Он сам очень хотел у нас сниматься. Но ему была присуща манера премьера: «Я в центре, а вы все — вокруг». А в «Кабачке» это недопустимо — ведущий, наоборот, должен всех объединять, а не тянуть одеяло на себя. Поэтому, когда передача с Мироновым вышла в эфир, на телевидение полетели письма и телеграммы от зрителей: «Уберите! Он никого не слушает!»
Андрей Миронов в роли пана Ведущего, 1967 год. Кадр из фильма
«Я был третьим ведущим после Саши Белявского и Андрюши Миронова, — рассказывает актёр Михаил Державин. — Белявский ушёл пробоваться к Гайдаю в «12 стульев» на роль Остапа Бендера. Вместо него на роль ведущего позвали Миронова. Но он провёл всего два выпуска. Пригласили попробоваться на эту роль и меня. Так я там и остался. 14 лет я вёл «Кабачок», работал вместе со всеми ночами, спал в гримёрных «Останкино». Нам выделяли какие-то диванчики, давали одеяльца, разрешали чуть-чуть поспать, а потом отправляли на площадку. Часто несколько ночей подряд так работали, потому что у всех была в театрах большая занятость и пропускать спектакли было нельзя. Плучек сердился на нас, ревновал. Особенно ему не нравилось, когда мы выходили на сцену, а зрители начинали показывать на нас пальцем и громко шептать: «О! Пан Ведущий! А это пан Директор!» Но что делать, если мы были популярны во всём Союзе именно как участники «Кабачка»?!»
Михаил Державин в роли пана Ведущего, 1968 год. Кадр youtube.com
Руководитель Театра сатиры Валентин Плучек и правда ненавидел «13 стульев». Говорят, что одной из актрис-участниц он прямо заявил: «Если будешь там сниматься — задавлю». По слухам, Плучек не раз ходил на приём к тогдашнему председателю Гостелерадио Лапину с просьбой закрыть это «посмешище». Теленачальник был солидарен с режиссёром, но пойти против высшего руководства не мог после того, как выяснилось, что «Кабачок «13 стульев» — одна из любимых передач руководителя СССР Леонида Брежнева.
Пани Катарина и пани Зося.Пани Зося: — Пани Катарина, я слышала, вы выходите замуж? Какое прелестное колечко! Но я слышала, что жених обещал подарить вам автомобиль. Почему же он подарил вам вместо него колечко с бриллиантом?П. К.: — Потому что он не смог найти фальшивого автомобиля!
«Плучека бесило, что зрители бегают по фойе, показывают пальцем на висящие фотографии со словами: «Ой, пан Вотруба, а это пани Моника!» — говорит Зоя Зелинская. — Он кричал: «Вы маски!» Но когда надо было что-то получить для нашего театра, мы все шли и добывали это, вплоть до кирпича. А Лапину Брежнев лично сказал: «Делай что хочешь, но оставь мне «Кабачок» и футбол».
15 лет в эфире, 133 программы, 1300 бутербродов, съеденных в кадре, 38 230 писем от телезрителей. Программе и дальше бы жить. Но вдруг актёрам, которые в ноябре 1980 г. репетировали сценки для нового выпуска программы, сообщили, что съёмки «Кабачка» приостановлены из-за политических волнений в Польше.
«Кабачок «13 стульев», или Почему с экранов в Союзе шутили паны и пани
Подробнее
«Теленачальство очень обрадовалось, что закрыли «Кабачок», потому что мы им очень надоели, — говорит Зоя Зелинская. — По нормам мы должны были снимать 4 выпуска в месяц, а Зелинский снимал 12. Это было нарушение графика, традиций. Несколько лет спустя Аросева предприняла попытку возродить «Кабачок», но ничего не вышло.
Несмотря на то что «Кабачок» давно не появляется на экранах, зрители его помнят. Два года назад были такие же снегопады, как в этом году. Я подъезжала ночью к своему дому. На дороге в машину грузили снег. Я никак не могла объехать этот грузовик, открыла окно, говорю: «Ребята, можно проехать?» Вдруг один рабочий подходит, смотрит на меня и говорит: «Ой, пани Тереза! Вы играете лучше, чем машину водите».
https://youtube.com/watch?v=gfgly8I6FRg
«Я состоялся в браке с Наташей»
— У вас было пять браков, и при этом с вашей женой вы вместе уже больше тридцати лет. Как это возможно?
— Нет, не пять браков, а четыре. Потому что один фиктивный. У меня был товарищ, которому надо было из Питера переехать в Москву. Четыре брака у меня были трёхлетние и последний — 33-летний с моей женой Наташей.
— Как вы познакомились?
— Она — Волкова Наталья Владимировна, русская от корней волос до пяток, работала в еврейском театре, где мы и познакомились. Меня туда на короткое время забросила судьба. Там она меня и приглядела. А я что? Я слабый. Но это, конечно, шутка. Я увидел её и влюбился с первого взгляда. И хорошо живём. Знаете, как в том анекдоте: «Сколько лет вы живёте?» — «50 лет». — «И вам никогда не хотелось развестись?» — «Убить — да, а развестись — нет». Так и у нас.
- Владимир Долинский, Наталья Волкова-Долинская (жена), Полина Долинская (дочь), Дмитрий Марин (зять)
В общем-то, по-настоящему я состоялся в эти 33 года с Наташей. Особенно когда она подарила мне дочь Полину, которая абсолютно перевернула мою жизнь. Как это ни странно, я оказался хорошим отцом — «хитрым еврейским папой и сумасшедшей еврейской мамой одновременно».
— Чем сейчас занимается дочь?
— Полина — одна из ведущих актрис в Малом театре. Там же играет её муж, прекрасный актёр Дима Марин. Они творческие люди, много и плодотворно работают. И очень хорошо живут уже восьмой год.
«БЕЛЯВСКИЙ ВЫБРАЛ КИНО»
– Первым Паном Ведущим, как вы помните, был Саша Белявский, – рассказывает Зелинская. – Он был хорош необыкновенно! Такое европейское, западное лицо… Саша сразу полюбился зрителям! Но задержался у нас ненадолго, решил уйти. Ему хотелось сниматься в кино, а это было бы невозможно, если бы он остался в «Кабачке». Передача выходила в эфир каждую пятницу. Какое уж тут кино!
Надо было срочно искать другого ведущего. И однажды знакомая мне сказала: «В Театре Ленинского комсомола есть такой красивый актер… Ну вылитый Роберт Тейлор!» Я схватила Жорика Зелинского, и мы помчались в Ленком. Увидели там этого русского «Тейлора» – Мишу Державина. Конечно, сразу начали с ним переговоры. И он согласился. Кстати, в одном из юбилейных выпусков у нас было два ведущих. Мы попросили Сашу Белявского сняться разочек на пару с Мишей Державиным. Получилось замечательно!
Тут Зоя Николаевна умолчала, что несколько выпусков «Кабачка» провел также Андрей Миронов. Но он, как ни странно, был отвергнут зрителями. Они писали письма с просьбой убрать Миронова.