Тайны «кабачка «13 стульев»

Хорошие идеи приходят случайно

В середине 60-х годов прошлого столетия кто-то из телевизионщиков принёс польский журнал «Шпилька». Повертели в руках, посмотрели картинки, отправили за переводчиком. Тут началось. Всех буквально привели в восторг забавные пани и паны, рассказывающие курьёзные истории. Хохотали до слёз. Возникла идея экранизировать несколько сюжетов. Начальство на Шаболовке никак не хотело признавать панов, требовало называть их товарищами. Пришлось написать сценарий с товарищами Профессором и Зосей. В январе, в разгар новогоднего счастья, в эфир вышла программа «Добрый вечер». Прошла, и Бог с ней, отправили её в долгий ящик. Праздники закончились, спите спокойно дорогие товарищи. Не запомнят, название слишком безликое.

СПАСИБО МАНИКЮРУ!

Как-то раз на планерке у руководства Гостелерадио было принято решение создать некую развлекательную передачу. Первым делом надо было продумать концепцию и написать сценарии пилотных выпусков. Но деятели ЦТ просто нашли добрейшей души режиссера – Георгия Зелинского. И взвалили все на него. Зелинский вместе с женой Зоей как раз и стоял у самых истоков «Кабачка». Но об этом нигде не рассказывается.

– Существует версия, будто бы передачу придумал Александр Белявский – очень мною любимый, – говорит Зоя Николаевна. – Но он никакого отношения к этому не имел. Нам потребовался человек, который бы своими комментариями скреплял между собой разрозненные миниатюры. Пан Ведущий. Им и стал Саша Белявский. Никакого другого участия в создании передачи он не принимал.

– А почему «Кабачок» на советском телевидении отличался таким польским колоритом?

– Изначально передача вообще называлась «Добрый вечер». И у нас было очень мало задумок. А персонажей – раз, два и обчелся. Я там была певицей. Спартак Мишулин делал пантомиму в стиле Чарли Чаплина. Ольге Аросевой мы предложили монолог «Женщина с сумкой»… Все – больше никаких идей. А с чего все закрутилось? Я ходила на маникюр в гостиницу «Метрополь». Там на первом этаже был киоск, в котором продавали журналы из соцстран – Румынии, Польши, Югославии, Венгрии, Болгарии, ГДР. Все – на русском языке. И на последней странице каждого журнала была рубрика – «Юмор наших друзей». Там печатались миниатюры, героями которых были директор гостиницы, бухгалтер, регулировщик, официант… Я скупила все эти журналы, отнесла их в «Литдраму» (главная редакция литературно-драматических программ ЦТ. – Ред.). Там полистали журналы, вдохновились. И так у нас стали появляться сценарии к передачам. И яркие персонажи!

Виктория Лепко в настоящее время

Сейчас актрисе 79 лет. Она ушла на заслуженный отдых, давно не снимается в кино и практически не играет в театре.

Много времени женщина посвящает своим родным — мужу и внукам. Известно, что она занимается и литературным творчеством. Виктория Владимировна с юности обладала поэтическим даром, выпустила несколько стихотворных сборников. Иногда она читает свои произведения на концертах.

В память о любимом отце, актере Владимире Лепко, актриса написала книгу воспоминаний о его жизни и творчестве. Издать ее женщине помог нынешний супруг.

В последние годы Виктория Владимировна обратилась к вере, несколько раз совершала паломничество в Иерусалим. Она говорит, что именно молитвы дали ей силы пережить удары судьбы и обрести душевный покой.

«БЕЛЯВСКИЙ ВЫБРАЛ КИНО»

– Первым Паном Ведущим, как вы помните, был Саша Белявский, – рассказывает Зелинская. – Он был хорош необыкновенно! Такое европейское, западное лицо… Саша сразу полюбился зрителям! Но задержался у нас ненадолго, решил уйти. Ему хотелось сниматься в кино, а это было бы невозможно, если бы он остался в «Кабачке». Передача выходила в эфир каждую пятницу. Какое уж тут кино!

Надо было срочно искать другого ведущего. И однажды знакомая мне сказала: «В Театре Ленинского комсомола есть такой красивый актер… Ну вылитый Роберт Тейлор!» Я схватила Жорика Зелинского, и мы помчались в Ленком. Увидели там этого русского «Тейлора» – Мишу Державина. Конечно, сразу начали с ним переговоры. И он согласился. Кстати, в одном из юбилейных выпусков у нас было два ведущих. Мы попросили Сашу Белявского сняться разочек на пару с Мишей Державиным. Получилось замечательно!

Тут Зоя Николаевна умолчала, что несколько выпусков «Кабачка» провел также Андрей Миронов. Но он, как ни странно, был отвергнут зрителями. Они писали письма с просьбой убрать Миронова.

Сын и внуки Виктории Лепко

Единственный ребенок Виктории Лепко, сын Антон, родился в первом браке. Творческую династию он продолжать не захотел и занимался дизайном мебели. Молодой человек женился, в его семье родилось четверо детей. С одним из его сыновей, Егором, произошла еще одна трагическая ситуация — внук Виктории Лепко погиб под колесами автомобиля.

Виктория Лепко с мужем

Сына Виктории Лепко сейчас уже тоже нет в живых. Он заболел и скоропостижно скончался в возрасте 52 лет.

Виктория Владимировна долго не могла смириться с такими испытаниями и серьезно подорвала здоровье

Пережить горе ей помогло внимание мужа Владимира и поддержка близких друзей

Личная жизнь Виктории Лепко

Симпатичная и обаятельная девушка всегда пользовалась успехом у мужчин, однако ее личная жизнь не всегда складывалось гладко. В биографии Лепко было немало разочарований и трагических событий.

Кроме того, ей приписывали романы с известными актерами — Виталием Соломиным, Владимиром Высоцким, Олегом Далем.

В одном из фильмов

Первый брак актрисы закончился печально, о двух последующих спутниках жизни Виктории Лепко известно совсем немного. Один из них был гитаристом, исполнителем романсов.

Только с четвертым мужем, Владимиром, женщина почувствовала себя нужной и любимой.

Он был ученым-физиком, а затем стал предпринимателем, занимался полиграфией. Фирма Владимира издавала учебные пособия.

С мужем Владимиром

Около 25 лет пара не решалась оформить отношения и жила в гражданском браке. Не так давно супруги приняли решение вступить в брак официально.

Семья Виктории Лепко. Детские годы и начало творческой биографии

Семейство, в котором родилась будущая актриса, проживало в самом центре столицы, неподалеку от площади Маяковского. Она появилась на свет летом 1941 года.

С детства маленькую Вику окружала творческая атмосфера, ведь большинство ее родственников имели отношение к миру искусства.

Отец девочки был известным в стране актером-комиком, а мама танцевала на сцене музыкального театра.

Были в семье также поэты, переводчики, хореографы и музыканты.

Виктория Лепко в роли Каролинки

Виктория с детства проявляла творческие способности — она училась в музыкальной школе, с выражением декламировала стихи, часто выступала на школьных концертах. Однако мечтала девочка только о балете.

Танцовщицей ей стать не удалось, а вот в кино Лепко начала сниматься еще в детстве. Она попала на съемочную площадку благодаря своему отцу, который был знаком со многими именитыми режиссерами того времени.

Виктория Лепко в молодости

После получения школьного аттестата девушка окончательно определилась с выбором профессии и поступила в театральное училище. Еще будучи студенткой, Виктория получила свою первую серьезную роль в кино — в фильме «Колыбельная».

Виктория в детстве с отцом

Картину посмотрели десятки миллионов зрителей, и это принесло начинающей актрисе огромную популярность. Викторию стали узнавать на улице, появилось множество поклонников ее таланта и необыкновенной красоты.

Детство и юность

Будущая звезда эстрадно-развлекательной передачи советского телевидения родилась 20 июля 1941 года в московской артистической семье. В интервью актриса неоднократно утверждала, что, возможно, выбрала бы себе другую судьбу, но никогда — других родителей.

Отец Виктории Владимир Лепко — премьер Московского театра сатиры, уже после рождения единственной дочери сыгравший эпизодические, но яркие роли в фильмах «Кубанские казаки» Ивана Пырьева, «Верные друзья» Михаила Калатозова и «Дело Румянцева» Иосифа Хейфица. Мать Антонина Крупенина — балерина, служившая в Московском музыкальном театре имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.

Виктория Лепко в молодости

Танцовщица мечтала, чтобы дочь пошла по ее стопам, но перед поступлением в училище при Большом театре Вика с отцом побывали на родине Владимира Алексеевича, в Грузии, где родственники усиленно кормили худенькую москвичку. Вернувшись через месяц в столицу СССР, Виктория обнаружила, что за кавказские «каникулы» потолстела на 5 кг. С мечтой о поступлении в хореографическое училище пришлось расстаться. Но неунывающий Владимир Алексеевич утешил рыдающую девочку шуткой «Не вышло с Большим, получится с Малым!» и предвосхитил биографию дочери.

К этому моменту родители Вики уже были в разводе. Антонина Георгиевна вышла замуж за друга Владимира Алексеевича — балетмейстера Владимира Бурмейстера, работавшего в той же труппе что и она.

Вначале Лепко сошелся с коллегой по Театру сатиры Верой Васильевой, но потом их пути разошлись, и мужчина вернулся в ту же комнату, где бывшая жена жила с новым супругом и Викой. Несколько лет отец и отчим Виктории провели в общем жилище, при этом не ссорились, а дружески общались, шутили и вместе лепили пельмени на Новый год. Будущая пани Каролинка очень подружилась со сводной сестрой — родной дочерью Бурмейстера.

Виктория Лепко в сериале «Кабачок «13 стульев»»

Антонина Георгиевна не отказалась от намерения сделать из Вики балерину и, когда при театре имени Станиславского и Немировича-Данченко открылась хореографическая студия, отдала наследницу туда на учебу. Лепко благодарна матери за хореографическую подготовку, но уже в 8-м классе москвичка решила стать драматической актрисой. Мать держала школьницу в ежовых рукавицах и не отпустила Вику сниматься в фильме «Дом, в котором я живу»: роль, в которой сорежиссер Яков Сегель видел юную Лепко, в итоге досталась Жанне Болотовой.

После школы наследница творческой династии легко поступила в Щукинское училище на курс И. М. Рапопорта и А. И. Борисова. Однокурсниками Виктории были Андрей Миронов, Валентина Шарыкина, Николай Волков, но особенно Лепко подружилась с Юрием Волынцевым, с которым впоследствии снималась в «Кабачке “13 стульев”».

Почему закрылся «Кабачок 13 стульев»?

Главные вопросы, которые интересуют людей в России: «Кто виноват? Что делать? Почему закрылся «Кабачок 13 стульев?». Его бы и раньше закрыли, но дорогой Леонид Ильич Брежнев был страстным поклонником передачи.

Волнения в братской стране обострили восприятие польской темы. «Кабачок» был вне политики, но в программе говорили об одном, зритель слышал другое. Это называется аллюзия, политический контекст рождал двусмысленность. В 1980-м председатель Гостелерадио программу закрыл.

Из 133 программ сохранилось только 11. Их подготовил и разместил на сайте «Старое радио» Юрий Метелкин. Актёры «Кабачка 13 стульев», фото их всех, к счастью, радуют немолодых людей, с благодарностью вспоминающих любимую передачу. Ведь в ней отразилась целая эпоха.

Личная жизнь

Хотя у Виктории Владимировны было 4 брака, роман с Олегом Далем и влюбленности с Андреем Мироновым и Виталием Соломиным, своими любимыми мужчинами актриса называет первого и четвертого мужей. В 18 лет девушка во дворе своего дома познакомилась с ракетостроителем Борисом Рышковским, в которого влюбилась без памяти. Когда Вика забеременела, молодые люди зарегистрировали отношения. Брак, в котором родился сын Антон, распался из-за измен Бориса и ревности Виктории.

Виктория Лепко с первым мужем и сыном / 2 aktera

Уже после развода первый супруг Лепко погиб в авиакатастрофе, произошедшей в окрестностях Харькова в 1972 году. По страшному совпадению именно такая смерть настигла возлюбленного героини Виктории Ричарда в фильме «Иду на грозу», снятом за 7 лет до крушения самолета с Рышковским.

Актрисе довелось пережить и гибель 8-летнего внука Егора (мальчик погиб 31 декабря под колесами автомобиля), и смерть от онкологического заболевания в 52-летнем возрасте единственного сына. Выдержать потрясения Виктории помогли творчество, вера в Бога, любовь четвертого мужа, Владимира Жихарева, и четырех внуков: Ефросинии, Филиппа, Антонины и Надежды.

«ПОВТОРИТЕ, МЫ ПЛАТЬЕ НЕ РАССМОТРЕЛИ!»

Актрисы из «Кабачка» стали настоящими законодательницами мод. На них были такие наряды, какие в советских магазинах не продавались.

– Костюмы для съемок мы добывали кто как мог, – признается «пани Тереза». – Из зарубежных гастролей привозили. Мой второй супруг был журналистом-международником, часто ездил за границу – и я просила его купить для съемок какие-то платья, шляпы. Нам надо было хорошо одеваться. Потому что мы были примером для женщин в СССР. Мне приходили такие послания: «Наденьте, пожалуйста, еще раз платье, которое было на вас в прошлом выпуске. Хочу сшить такое же на свадьбу, но не успела рассмотреть крой».

Руководство ЦТ, к слову, пыталось приструнить модниц из «Кабачка». Скажем, одно время запрещено было надевать шляпки – мол, чуждый пролетарскому вкусу буржуазный элемент одежды! А Наталью Селезневу однажды наказали рублем за то, что появилась в кадре в слишком короткой юбке: актрисе просто не заплатили гонорар за съемку!

«Подпишу любые ходатайства»

— Что вы думаете по поводу ситуации, случившейся с Михаилом Ефремовым?

— Ему намного тяжелей. Мне, когда я сел, было 28 лет. Мише уже 50 с лишним. Я помню, что для меня 55-летние люди там были стариками. Я был здоровый, холёный, у меня была энергетика. Он с подорванным здоровьем. И по-разному там к людям знаковым относятся. Я тоже был тогда известный человек. И кто-то ко мне очень хорошо из-за этого относился, даже из лагерного начальства, мог принести мне и шоколадку, и чайку. А кто-то, наоборот, начинал «прессовать». Как к нему там отнесутся? Какие будут установки? Это же очень много значит. Но я уверен, что он столько не отсидит. Я разговаривал с Настей, с его сестрой, и сказал, что если надо, я с огромным удовольствием поеду, дам концерт там в зоне, подпишу любые ходатайства. Конечно, он виноват, но это непреднамеренное убийство. Если бы не было этих двух адвокатов, которые ему так подпортили дело, не было бы такого ажиотажа, и будь он не Ефремов, ему дали бы в лучшем случае три года поселения. А могли и условно дать. Я думаю, когда вся колготня закончится, он по половине выйдет.

— Как вы думаете, возможна ли творческая реализация Михаила Ефремова в заключении: тюремный театр, постановка пьесы?

— Я не думаю, что возможен театр, чтобы он сделал «Гамлета», как это делал когда-то Параджанов. Но, конечно, к какому-нибудь празднику он может подобрать 15 человек, которые любят этим заниматься, и сделать монтаж или спектакль.

— У вас был такой опыт?

— Я помню, что я сделал выступление по военной теме. Нас было человек 15. Я нашёл последние письма солдат с фронта и сделал по ним монтаж с песнями, с чтением стихов. А на поселении я был завбиблиотекой. Чтобы заинтересовать контингент в чтении, я придумал писать аннотации к книгам на полублатном языке. Я сделал такое краткое содержание на 100—150 книг. И начали читать.

Виктория Лепко сейчас

В декабре 2020 года Виктория Владимировна удостоилась награды Ассоциации писателей Северной Америки — нагрудного знака-ордена «За достижения в культуре и искусстве». В июле 2021-го многолетняя «служительница Дома Островского» отпраздновала юбилей, а в сентябре стала гостьей программы Бориса Корчевникова «Судьба человека», в которой поделилась со зрителями эпизодами личной жизни.

Виктория Лепко с мужем Владимиром Жихаревым / «Кино-Театр»

Поклонники артистки убедились, что Лепко и сейчас стройна, остроумна и элегантна. Виктория Владимировна читала стихи своего сочинения и показывала фото прошлых лет.

«Я хотел быть только артистом»

— Как и почему вы выбрали профессию актёра?

— Когда к нам приходили гости, мне было лет пять, я говорил: «Папа с мамой вам кушать не дадут, пока вы мои стихи не послушаете». Все хотели быть пожарными, милиционерами, учёными. А я не мыслил себя никем другим, только артистом. У меня ещё тетушка была — секретарь дирекции Театра Вахтангова. И мама меня брала ещё в пелёнках, они клали меня на кожаный диван к директору театра Абрикосову, а сами шли смотреть спектакль. В антракте приходили, перепелёнывали, и поскольку я там везде писал, то говорили потом, что у меня первая прописка — в Театре Вахтангова.

Я занимался в драматической студии при Театре Станиславского. И в седьмом или в восьмом классе школы я сыграл там одну из первых ролей — какую-то обезьяну в «Таинственном острове». После школы поступил в театральный институт. 

  • 1966 год. Выпуск театрального училища имени Щукина

— Ваш первый профессиональный опыт в театре?

— Это был спектакль «Интервенция» Льва Славина в Театре сатиры к 50-летию советской власти. До сих пор есть в золотом фонде на радио. Это был 1967 год, и я на тот момент был полгода в театре. Мне дали одну из главных ролей — Женю Ксидиаса. Мою маму играла Пельтцер, партнёрами были Менглет, Папанов, Миронов, Мишулин, Селезнёва. И это был мой триумф. Актёрское становление.

— Как случилось, что у вас не сложилось в Ленкоме у Захарова как у театрального режиссёра, но сложилось как у режиссёра кино?

— В театре не сложилось только по моей вине, потому что я был хулиган и драчун. Вернувшийся из лагеря, с подорванной психикой и лагерной закваской. Я несколько раз набедокурил, и мне пришлось уйти из театра. Хотя Марк меня очень ценил. Ну, так случилось. О чём я многие годы жалел. А потом понял, что у каждого свой путь. Я должен был вылететь из Сатиры, я должен был сесть, я должен был вылететь из Ленкома. Я должен был пройти нелёгкий путь в 1990-е референтом у бизнесмена. Вернуться в театр к Марку Розовскому, чтобы оттуда уйти в антрепризу.

За 20 лет я сыграл в антрепризе 40—50 ролей, дал не меньше 500 спектаклей, не один раз объездил всю Россию, много гастролировал за границей. И я очень счастлив и ни о чём не жалею.

Я знаю, что чему-то научился за эту жизнь. Но я всё ещё не могу относиться к себе серьёзно. Жизни не хватит, чтобы научиться быть таким актёром, какими были Смоктуновский, Евстигнеев, Яковлев.

  • Сцена из спектакля Театра сатиры «Баня». Олег Солюс и Владимир Долинский

«Продюсер антрепризы, подобно сапёру, лишен права на ошибку: совершил просчёт — пошёл по миру. Можно сменить режиссёра, расстаться с гениальной, но строптивой актрисой, которая мутит воду, создаёт в труппе разлад, можно долго возиться с музыкой, которая тебя не устраивает, колдовать с художником над декорациями, но довести проект до конца, выпустить спектакль, показать его людям ты обязан. Иначе тебя ждёт не только творческий, но и финансовый крах, иначе грош тебе цена». 

Фрагмент из книги Владимира Долинского «Записки непутёвого актёра»

— В сериале «Красная площадь» вы сыграли Брежнева. Как вы считаете, удалась ли вам эта роль? И какова ваша оценка его личности?

— Мне нравится, как получилось. Я взял его речевую характерность и, по-моему, верно сыграл уставшего, разочарованного жизнью человека в тренировочном костюме. По-моему, это человек, который много понял перед уходом. От оценок я далёк. Понимаете, для меня это были и счастливые, и несчастные годы. И триумф у меня был при Брежневе, и падение моё, тюрьма тоже была при Брежневе. Это была моя молодость. Было равенство — то, чего сейчас нет. Сейчас разделение от миллионных яхт до продуктовой корзины, которую не может себе позволить человек, — такого не было тогда. Нас легко можно было удивить и сделать счастливыми. Пусть ненадолго, но счастливыми. Жизнь состоит из мелочей, из маленьких житейских радостей. И этих мелочей было очень много.

— В интернете есть один очень популярный ролик, где вы читаете стихотворение Михаила Фельдмана «Громоотвод». Расскажите, как он появился.

— Я снимался в украинском фильме «Мир вашему дому!» о Тевье, молочнике. Они его даже на «Оскар» представляли. А я выучил это стихотворение и рассказал его нашему режиссёру. И он говорит: «Можно я вас сниму?» А я был в гриме. Потом он это выложил — и пошло, там были миллионы просмотров.

  • На съёмках фильма «Мир вашему дому!»

Кабачок 13 стульев актеры:

Александр Белявский -ведущий

Андрей Миронов — ведущий

Михаил Державин — ведущий

Даниил Каданов — директор

Спартак Мишулин — директор

Виктор Байков — пан Вотруба (счетовод)

Валентина Шарыкина — пани Зося (первая официантка кабачка)

Ёла Санько — пани Ванда (вторая официантка кабачка)

Евгений Кузнецов — пан Юзеф (первый бармен кабачка)

Владимир Козел — пан Беспальчик (второй бармен кабачка)

Ольга Аросева — пани Моника

Борис Рунге — пан Профессор (старый знакомый пани Моники)

Ольга Викландт — пани Птушек (заклятая подруга пани Моники)

Елена Облеухова — пани Ева (племянница пани Моники)

Зоя Зелинская — пани Тереза

Роман Ткачук — пан Владек (муж пани Терезы, экономист треста)

Наталья Селезнёва — пани Катарина (дочь пана Вотрубы)

Юрий Волынцев — пан Спортсмен (жених пани Катарины)

Виктория Лепко — пани Каролинка (дочь пани Птушек)

Виктор Зозулин — пан Анджей (муж пани Каролинки)

Ирина Азер пани — Ольгица (дочь пани Моники)

Зиновий Высоковский — пан Зюзя (прозаик)

Рудольф Рудин — пан Гималайский (руководитель трестовского театра)

Владимир Долинский — пан Пепичек

Владимир Кулик — пан Регулировщик

Юрий Соковнин — пан Юрек (таксист)

Георгий Вицин — пан Одиссей Цыпа (критик)

Юрий Авшаров — пан Кошон

Вячеслав Шалевич — пан Поэт

Нина Корниенко  — пани Муза

Татьяна Пельтцер пани Ирена

Наталья Богунова — пани Гелена

Виктор Рухманов — пан Изобретатель

Борис Новиков — пан Специалист

Георгий Тусузов — пан Пепусевич (руководитель оркестра)

Георгий Менглет пан Мамонт Маломальский (директор кинообъединения)

Антонина Жмакова — пани Беата (актриса из театра пана Гималайского)

Олег Солюс — пан Пузик (владелец гостиницы в тресте)

Юрий Сагьянц — пан Трепыхальский (страховой агент)

Лилия Юдина — пани Люцина (невеста пана Директора, бывшая цирковая артистка)

Лидия Савченко — пани Марыля (невеста пана Директора)

Екатерина Васильева — пани Эльжбета (жена пана Директора)

Татьяна Жукова-Киртбая — пани Ядвига (сестра пани Эльжбеты)

Георгий Шахет — пан Марек (муж пани Ядвиги)

Готлиб Ронинсон — пан Станислав (дядюшка пани Эльжбеты)

Олег Вавилов — пан Збышек (племянник пана Станислава)

Александр Галевский — пан Войцех (кузен пани Эльжбеты)

Татьяна Горностаева — пани Ева (секретарша пана Директора)

Екатерина Богунова — пани Кристина

Эдда Урусова — пани Данута

Инна Ульянова пани Крапидловская 

Творчество

Перед поступлением в кузницу артистических кадров Вика сыграла эпизодическую роль подруги невесты центрального персонажа в комедии Ивана Лукинского «Иван Бровкин на целине». На первом курсе «Щуки» девушка создала образ главной героини Аурики в картине Михаила Калика «Колыбельная», за что удостоилась разноса от ректора вуза Бориса Захавы, не разрешавшего студентам сниматься в кино. Тем не менее институт Лепко окончила с красным дипломом.

Однако отличницу и красавицу не приняли в Театр сатиры, в котором служил отец. Виктория не стала рассказывать рыдавшему Владимиру Алексеевичу, что причина провала на «кастинге» — твердое «нет», которое она сказала главному режиссеру театра Валентину Плучеку в ответ на его заигрывания.

С подачи отчима, ставившего танцы в спектаклях Малого театра, выпускницу приняли в труппу «Дома Александра Островского». Лепко сыграла яркие роли в спектаклях «Плутни Скапена» и «Признание». Однако ролей в театре у Виктории было меньше, чем она заслуживала, по причине неумения актрисы интриговать, просчитывать последствия своих слов и нежелания ложиться в постель с режиссерами.

Виктория Лепко в фильме «Иду на грозу»

Отсутствие обширного репертуара в театре артистка компенсировала работой на телевидении. Образ пани Каролинки в «Кабачке “13 стульев”» Лепко создавала на протяжении почти 15 лет. Поляки удостоили артистку звания «Заслуженный деятель искусств Польши».

Еще одна удачная роль Лепко на экране — Женя в картине Сергея Микаэляна «Иду на грозу». В экранизации одноименного романа Даниила Гранина снялись такие звезды, как Ростислав Плятт, Александр Белявский, Анатолий Папанов и Евгений Лебедев. Героиня Виктории металась между персонажами Льва Прыгунова и Василия Ланового.

Вместе с Юрием Непомнящим, с которым у нее был роман, Виктория поставила по сценарию Ингмара Бергмана к фильму «Сцены из супружеской жизни» спектакль «Играем Бергмана, или Я — любовница своего мужа», который стал основой репертуара нового театра «Вернисаж». Наделена Лепко и литературным талантом: актриса — автор сборника стихов «Вчерашние цветы», документальной повести «Во имя отца» и книги воспоминаний «Вне игры».

«Я состоялся в браке с Наташей»

— У вас было пять браков, и при этом с вашей женой вы вместе уже больше тридцати лет. Как это возможно?

— Нет, не пять браков, а четыре. Потому что один фиктивный. У меня был товарищ, которому надо было из Питера переехать в Москву. Четыре брака у меня были трёхлетние и последний — 33-летний с моей женой Наташей. 

— Как вы познакомились?

— Она — Волкова Наталья Владимировна, русская от корней волос до пяток, работала в еврейском театре, где мы и познакомились. Меня туда на короткое время забросила судьба. Там она меня и приглядела. А я что? Я слабый. Но это, конечно, шутка. Я увидел её и влюбился с первого взгляда. И хорошо живём. Знаете, как в том анекдоте: «Сколько лет вы живёте?» — «50 лет». — «И вам никогда не хотелось развестись?» — «Убить — да, а развестись — нет». Так и у нас.

  • Владимир Долинский, Наталья Волкова-Долинская (жена), Полина Долинская (дочь), Дмитрий Марин (зять)

В общем-то, по-настоящему я состоялся в эти 33 года с Наташей. Особенно когда она подарила мне дочь Полину, которая абсолютно перевернула мою жизнь. Как это ни странно, я оказался хорошим отцом — «хитрым еврейским папой и сумасшедшей еврейской мамой одновременно».

— Чем сейчас занимается дочь?

— Полина — одна из ведущих актрис в Малом театре. Там же играет её муж, прекрасный актёр Дима Марин. Они творческие люди, много и плодотворно работают. И очень хорошо живут уже восьмой год.

Первый муж Виктории Лепко

Со своим первым супругом, Борисом, актриса познакомилась в возрасте 22 лет. Она была очарована красивым и обходительным молодым человеком, который за ней настойчиво ухаживал. К несчастью, оказалось, что у избранника девушки есть жена и дети. Родители были очень недовольны ее выбором, однако вскоре Борис развелся с первой супругой и женился на Виктории.

С сыном

Через шесть лет, устав от неверности мужчины, Лепко решила с ним расстаться. Из этой затеи ничего не вышло — даже после расторжения брака супруги продолжали поддерживать близкие отношения. Кроме того, в семье подрастал единственный сын Виктории Лепко — Антон. С другими мужчинами в тот период актриса не встречалась, надеясь, что Борис осознает прошлые ошибки.

С первым мужем и сыном

Но судьба распорядилась иначе. В 1972 году первый муж Виктории Лепко погиб при крушении самолета. Об этой трагедии много писали в прессе. Женщина долго не могла смириться с потерей и впала в депрессию. Позже у нее развилось заикание, от которого Виктория Владимировна не могла избавиться несколько лет. Появился и страх перед авиаперелетами. С тех пор актриса предпочитает путешествовать наземным транспортом. 

Всё-таки 13?

Генеральный секретарь не знал, что своими словами он спас любимую всеми телепрограмму от закрытия. Простые телезрители этот весёлый сериал любили, а теленачальство и критики люто ненавидели.

«Мой муж Георгий Зелинский был режиссёром и завтруппой Театра сатиры, — рассказала «АиФ» актриса Зоя ЗЕЛИНСКАЯ, «пани Тереза». — Ему приносили всё новые идеи, которые предлагались театру. Однажды принесли какие-то разрозненные сценки — неплохие, смешные, в основном из польского журнала «Шпильки». Такие остроты по-польски называются «мигавки». Я с большим трудом уговорила мужа взяться за этот материал.

Пан Ведущий: — Трёх вещей нельзя прощать женщине. Но, к сожалению, никто не знает, каких именно!

В этих сценах в основном были диалоги и единственный монолог, который назывался «Женщина с сумкой». Прочитав его, я решила, что лучше, чем актриса Театра cатиры Ольга Аросева, его никто не сыграет. Она в это время не работала, у неё был серьёзный конфликт с главным режиссёром театра, 10 лет она сидела без ролей, рыдала… Наблюдать за этим было тяжело всем нам — неприятно, когда человека унижают, изничтожают на твоих глазах. И я ей дала этот монолог. На этом маленьком материале мы сделали передачу, назвали её «Добрый вечер».

«Добрый вечер» после двух выпусков прикрыли. Но тут же со всего Советского Союза на Шаболовку слетелись сотни писем с просьбой продолжить этот «весёлый банкет». Банкет продолжили, но программу немного модернизировали. 

Ольга Аросева в роли пани Моники, 1969 год. Фото: РИА Новости/ Галина Кмит

«Георгий Васильевич взялся штудировать журналы — польские, чешские, венгерские, французские, — продолжает Зоя Зелинская. —  Мы пригласили Сашу Белявского в качестве ведущего. Он идеально подходил на эту роль со своим абсолютно западным, европейским благородным лицом». 

Польские шутки из журнала «Шпильки» очень понравились создателям «Доброго вечера», их они и решили использовать в своём «прозападном» проекте. Перевели, раздали тексты актёрам, достали записи песен французских, польских, чеш­ских и венгерских исполнителей, которыми разбавили польский юмор, и приготовились запускать программу в эфир. Но как её назвать? «Добрый вечер» уже не подходил. Тогда-то и родилось название «Кабачок «13 стульев».

Пани Тереза и пан Ведущий.Пани Тереза: — До свидания, я ухожу. Иду позировать художнику. Пан Ведущий: — А для какой картины?П. Т.: — «Клеопатра и змея». П. В.: — Да? А с кого же он пишет Клеопатру?

https://youtube.com/watch?v=NxL7zltcRhM

«Но потом я устроился в тюрьму»

— Как случилось, что на пике своей актёрской карьеры вы сели в тюрьму?

— Две трети года мы бывали на гастролях. А у меня был приятель Лёнька Слон, который научил меня собирать старину, иконы. Мы их привозили в Москву. В комиссионный сдали — денежки получили. А ещё, оказывается, этим интересуются иностранцы. Продали иностранцам. Получил валюту. В результате через год за нарушение правил валютных операций я «загремел» на пять лет.

— Вы считаете, вас справедливо наказали? 

— Конечно, справедливо. Потому что был такой закон. Статья 88-я часть первая. Валютные операции больше $25. Преступление, за которое можно было получить «пятёрочку». Но я был рисковый парень. Конечно, мне обидно, что я сел. Вроде никого не убил, не изнасиловал, не обманул. Но я же знал, что нарушаю закон. 

— Как к вам относились в тюрьме?

— Моё дело вёл Комитет госбезопасности. Поэтому тюрьма была интеллигентная — Лефортово. Со мной в камере сидел прокурор Красногвардейского района города Москвы, тоже Владимир. Милейший был человек. У него взятка была — телевизор — за замену одному армянину заключения на подписку о невыезде. А тот его и сдал. И телевизор изъяли. Сидел майор КГБ, и тоже Владимир, который был барменом на теплоходе. Его взяли за контрабанду золотых итальянских цепочек. Ой, как они собачились друг с другом! А потом горевали. А потом мы придумали в домино как в преферанс играть. И играли в долг под выход на свободу. Высокоинтеллектуальная игра.

— А кличка какая была?

— Артист. Ну а как ещё? «Артист!» — «Что?» — «У тебя покурить есть?» — «Есть». «Артист!» — «Что?» — «Чайку попьём?» — «Попьём». — «На, у меня конфетки есть». — «Какие?» — «Подушечки».

— Где отбывали наказание?

— Кировская область, город Кирово-Чепецк. 25 километров от Кирова, на реке Вятка. Зона усиленного режима. Потом по двум третям, так как нарушений у меня не было, я пошёл на поселение — деревня Калачиги Верхошижемского района Кировской области.

Я сам написал ходатайство о помиловании. И мой товарищ, замечательный актёр Боря Кумаритов организовал сбор подписей в мою поддержку. Его поддержали и Театр сатиры, и Театр миниатюр. За меня подписались Державин, Ширвиндт, Высоковский, Миронов, Менглет, Папанов… Много было актёров, которые ходатайствовали о моём помиловании. Я отсидел не пять лет, которые мне дали, а четыре года. 

— Кто поддерживал вас в заключении?

— Очень помогали друзья, которые писали мне письма туда. Мама, которая приезжала ко мне. Однажды Татьяна Ивановна Пельтцер, они дружили с мамой, спрашивает у неё: «Ну, Зинк, была у нашего засранца-то?» Мама говорит: «Была. Таня, ты не представляешь, какой он стал! Я приехала к нему на свидание, смотрю в окно. Его ведут ко мне. И в свете фонаря я вижу, что он стройный, на нём распахнутая телогрейка, широкие плечи, талия узкая. На длинные ресницы падают снежинки. Он пострижен наголо. И какая же у него потрясающая форма черепа!» «Ну, Зинк, ты даёшь! Прям Бестужев-Рюмин», — посмеялась Пельтцер.

  • На отдыхе с мамой Зинаидой Долинской. Рига, 1948 год

— Как отразилась судимость на вашей жизни?

— Хорошо. Такая одиозная биография многих зрителей заинтересовала. Я вынес оттуда очень много. Написал там книгу. У меня много интереснейших историй, баек из той жизни. И смешных, и драматичных, каких угодно. И всё это пошло в зачёт. Ну и статья была «благородная». 

Когда я узнал, что Марку Захарову, который меня очень любил, дали свой театр, и там мои товарищи, а я здесь машу ломом на площадке или обтачиваю болванки для насосов, то плакал от обиды. От того, что так бездарно проходит время, а я столько могу, я такую ​​потенцию в себе чувствовал как актёр!

Подвальчик, забегаловка или милый кабачок?

Нет названия, нет программы. Это как наличие пресловутой вешалки в театре. Искали долго, даже приз в ящик чешского пива пообещали. Перебрали десятки вариантов, наконец, вспомнили стулья Ильфа и Петрова. Там – 12, тут – 13 и кабачок. На том и сошлись, оказалось удачно.

«Кабачок 13 стульев», актёры, его участники пользовались ошеломляющим успехом. Спартак Мишулин шутил, что если его уволят, работа найдётся, потому что везде он пан Директор. Кстати, бедолаге с трудом давалось пение «под фанеру». Открывать рот надо было на языке оригинала: польском, хорватском. Приходилось учить тексты песен. Он выкручивался: то рот шляпой прикроет, то за спину чью-то спрячется. Первые программы выходили в эфир сразу, это час съёмки.

Советские актёры, снимавшиеся в «Кабачке 13 стульев», были для зрителя отдушиной. Удачные фразы разлетались мгновенно, пожилые дамы старались одеваться, как пани Моника, молодые, как пани Зося и пани Катарина. «Кабачок 13 стульев», актёры, милые элегантные иностранцы из своих, барные стойки, миниатюрные кофейные чашечки… Всё так не похоже на серый быт простого советского человека. И покупались бокалы на высоких стремительных ножках, китайский нежный фарфор для кофепития. Культура повседневного быта постепенно менялась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector