«гардемарины, вперед!»: как проходили съемки знаменитого фильма

Краткое описание серий

Действие фильма происходит в 1742 году. У власти находится императрица Елизавета – дочь Петра 1. Ее советником является Алексей Бестужев. Однако против Елизаветы готовится заговор, целью которого является убрать Бестужева. На всю его семью и приближенных к ней были сделаны доносы, и их хотят арестовать.

Алеша Корсак – один из гардемаринов был близко знаком с семьей Бестужевых, поэтому он тоже находится под угрозой ареста. Молодой человек решает бежать из столицы. Вместе с ним отправляются два его верных друга – Александр Белов и Никита Оленев.

Александр Белов хочет спасти свою возлюбленную Анастасию Ягужинскую, которая была похищена из столицы. В то же время Бестужев обнаруживает, что украдены очень важные документы, и посылает своих людей на их поиски. Перед друзьями встают очень сложные задачи: вернуть похищенные бумаги, а также спасти даму сердца Александра Белова. Три верных товарища отправляются в долгий путь, преодолевая опасности и рискуя своей жизнью.

«Не вешать нос» и другие хиты

Эту знаменитую балладу де Брильи «Голубка» в народе называют просто – «Ланфрен-ланфра». За 30 лет она не устарела ни на одну ноту, и её до сих пор чаще всего заказывают на радио для своих любимых. Но из всех песен, которые были написаны для «Гардемаринов», именно эта почему-то долго не удавалась композитору Виктору Лебедеву. Он хотел написать для своего друга Михаила Боярского нечто особенное.

«У нас с Мишей особые отношения, – говорит Виктор Лебедев. – Он мог приехать ко мне в два часа ночи и сказать: «вот интересно, что я буду петь?» Но бывает такой случай, когда очень хочешь, и вдруг не получается. Вот хоть убей!»

Композитор переживал, что в итоге песня получилась «не очень вокальной». Но Боярский, исполнив «Голубку», доказал совершенно обратное. «Очень многие пытались петь это, но это не получается так, как у него. Вот тут слияние полностью композиторского замысла и исполнения абсолютно стопроцентное», – говорит Лебедев.

С композиторским замыслом «Гардемаринов» поначалу была просто беда. Светлана Дружинина сразу задумывала свой фильм, как музыкальный, и чтобы потом эти песни распевала вся страна. Но композитор Геннадий Гладков, с которым она работала на предыдущих картинах, в этот раз ей отказал. Был занят написанием музыки для другого фильма – «Человек с бульвара Капуцинов». Хотя и долго перед Дружининой извинялся.

«Он говорил: «Света, ну прости, ну там такой сладкий материал! Не волнуйся, мы тебе сейчас дадим, такого композитора, ну, такого композитора!» Я сказала: «Никто тебя не заменит». И долго с ним даже не хотела общаться. Но потом мы познакомились с Лебедевым, подружились. И выяснилось, что нет худа без добра. Потому что музыка совершенно прекрасная!», – вспоминает она.

Тогда Виктор Лебедев принял предложение Дружинной как подарок и приступил к работе с больший воодушевлением. Ему хотелось, чтобы музыка в этом кино и трогала, и будоражила. В конце концов «Гардемарины» были и для него профессиональным вызовом.

«Я отдал все силы и возможности как раз этой картине, – вспоминает композитор. – Потому что перед этим мой друг, тоже нежно любимый, Максим Дунаевский очень успешно написал «Три мушкетёра». И все пели «Пора-пора-порадуемся». Вот, момент состязания такой невольно получился. Момент конкуренции что ли».

Кто выиграл в этом заочном споре – Лебедев или Дунаевский – не так уж важно. Всё равно в выигрыше остались зрители

И «Не вешать нос!» они полюбили ничуть не меньше, чем легендарное мушкетерское «Порадуемся».

Исторические прототипы главных героев

Фанатам всех 3-х сериалов очень хотелось найти в российской истории прототипов смельчаков-гардемаринов. Споры по этому поводу не смолкают до сих пор, но создатели фильма к попыткам провести параллели относятся скептически.

Любознательные поклонники смогли отыскать в исторических летописях упоминания о морском офицере Корсаке, являющемся потомственным офицером. Семейство Корсака в аристократической среде было известно мало, несмотря на то, что весь род далеко не бедствовал. Среди мужчин семьи было несколько морских специалистов, но никакой заметной роли в исторических событиях им сыграть не удалось.

Не сплелась в единое целое с героем последнего сериала и судьба некоего Никиты Оленева, будто бы бывшего членов свиты принцессы Фике. Однофамилец киногероя погиб в молодом возрасте, особыми подвигами и поступками в памяти современников не отметился, все остальное лишь часть обычного совпадения.

Искать прототип Белова так вообще дело неблагодарное. Слишком много людей, в том числе гардемаринов, в то время носили эту фамилию.

Совсем другое дело с известными историческими личностями, фигурирующими в киноверсии приключений гардемаринов. Все они существовали. Императрица Елизавета, София Августа Фредерика Агальт-Цербстская и ее мать, колоритный и мудрый Алексей Петрович Бестужев-Рюмин — канцлер Российской империи и его известный соперник придворный эскулап Лесток. Семейство бунтарей Лопухиных, которых обвинили в заговоре, а также Ягужинские мать и дочь — все они историческая реальность.

Вот только с Анастасией Ягужинской не все понятно, существовала она на самом деле или ее придумали, когда вели дело против ее матери Анны Гавриловны Ягужинской. Но об этом у нас есть отдельный интересный материал здесь.

Романы на экране и в жизни

Фото: кадр из фильма «Гардемарины, вперед!»

В фильме параллельно развивается несколько любовных историй главных героев. Юные артисты играют так искренне, так трепетно, что телезрители уверены, что они сами захвачены чувством. Однако сами артисты это отрицают.

Уже 30 лет прошло с тех пор, как был снят первый поединок гардемарина Белова с французом де Брильи. Фильм вышел аккурат в новогодние каникулы 1988-го года. Но тогда все советские школьницы с первой же серии влюбились в вихрастого юношу, который осмелился скрестить шпаги с самим Боярским.

За виртуозное фехтование, приключенческий дух и песни, которые подхватила вся страна, фильм Светланы Дружининой сразу стали сравнивать с «Мушкетёрами». Но сама Дружинина над этим всегда смеялась: подражать «мушкетёрам» ни у кого и в мыслях не было.

«У нас была своя задача, – говорит Светлана Дружинина. – И потом мы совсем другие. Там про некую французскую страну некая сказка, а мы делаем это всё по историческим материалам».

Владимир Шевельков

Фото: Кадр из фильма

В картине «Гардемарины, вперед!» Владимир Шевельков исполнил роль князя Никиты Оленева. Как признается сам актер, роль в в фильме не принесла ему никакой пользы. Наоборот, артиста перестали звать на разноплановые серьезные роли. Поэтому Владимир Шевельков решил заняться рекламным бизнесом. Он работал арт-директором агентства DA&N, организовал компанию Production Centre, удостоился награды ММФР за ролики Favorite — «Помни о главном», фестиваля рекламы в Лондоне за ролик «Самолётик» и «Бочкарёв», снимал клипы для Татьяны Булановой. До 2018 года актер работал ведущим программы «Петербургские встречи» на канале Россия-Культура. На данный момент Владимир выступает в качестве режиссера в детективном сериале. Съемки проходят на морском круизном девятипалубном теплоходе «Князь Владимир». В личной жизни у Владимира также все сложилось хорошо – он женат уже на протяжении 27-ти лет. Пара имеет сына Андрея и дочь Александру.Фото: Мудрац Александра/ТАСС

Ни дня без происшествий

Всю драму Анны Бестужевой режиссёр Дружинина переживала за кадром. Но на этих съемках Светлане Дружининой пришлось пострадать не только за своих героев. Как потом любила она пошутить, «Гардемарины» были сняты на двух костылях. Просто обладательница третьего разряда по конному спорту не смогла себе отказать в том, чтобы в самый разгар съемок самой не вскочить на лошадь. «И скакала, и всё было нормально, – рассказывает она. – Просто это было боронённое поле, заросшее травой, и когда я соскакивала, нога попала в щель в земле, которая была закрыта высокой травой, и всё».

Так вышло, что список пострадавших на съёмках «Гардемаринов» на Дружининой не закончился. Вот в этом эпизоде, где шевалье де Брильи стреляет в гардемарина Белова, едва не погиб каскадёр. Во время падения с лошади его придушило завязками плаща. Эту ситуацию потом удачно вплели в историю – использовали, чтобы придать персонажу еще один штрих. Выживший после падения Белов почти до конца фильма мучается с травмированной шеей.

Эпизод с погоней в поле был для съёмочной группы отдельным приключением. Снимался он сложно – частями. Подводила погода. Солнце то выходило, то заходило. И пока оператор ждал нужного света, артисты скучали в служебном «газике». К вечеру в компании появилась и закуска, и коньяк.

«Мы понимали, что всё, смена не состоится, ну, без шансов, – вспоминает Татьяна Лютаева. – И кто-то что-то принёс, и мы всей компанией начали греться. Поначалу мы грелись аккуратно, а под конец смены уже грелись-грелись. И вдруг прибегает ассистентка и говорит: «всё, у нас есть 10 минут! Оператор сказал, что через 10 минут будет солнце на 10 минут, и мы успеваем снять сцену».

Нужно было снять, как де Брильи, бросив карету, бежит за Корсаком в лес. А красавица Ягужинская остаётся в одиночестве страдать. Но когда по команде «мотор!» Боярский побежал за Харатьяном, Татьяна Лютаева неожиданно для всех с криком «Серёжа!» бросилась за ними. Остановил её окрик режиссёра:«Стоп! Какой Серёжа? Ты что? Ты куда побежала? Ты просто стоишь и страдаешь у кареты. Мы снимаем твой крупный план», – вспоминает Татьяна Лютаева. – Камера! Мотор! Начали! Опять выбегает Дима, за ним Михаил Сергеевич, а я стою у кареты и кричу: «Серёжа! Серёжа!» Светлана Сергеевна говорит очень зло: «Умер Серёжа!» А я ей: «А, очень жалко». У всех после этого была просто истерика, все хохотали. А она на меня накричала, но потом тоже хохотала до слёз. Зато я никогда больше во время работы не употребляю. Не греюсь, будем говорить так».

Сталкиваться с жесткими методами режиссёра Дружининой Татьяне потом пришлось ещё не раз. Например, на съемках эпизода, в котором Ягужинская и де Брильи бурно выясняют отношения. Не получался апогей сцены – пощечина. Боярский Таню жалел. «Светлане Сергеевне нужно было обязательно, чтоб у меня мгновенно включилась эмоция. И она сказала Боярскому тихонько: Миша, давай серьезную оплеуху!», – вспоминает Лютаева.

Фото: кадр из фильма «Гардемарины, вперед!»

На пальце у Боярского было массивное кольцо. От боли у Татьяны мгновенно брызнули слёзы. Но это было именно то, чего ждала режиссёр – неподдельная острая реакция. «Ну, я способен на всё для Светланы Сергеевны, – говорит Михаил Боярский. – Я единственный в фильме у неё раздевался догола. Она попросила это очень изысканным образом: объяснила мне ситуацию, при которой это происходит. Сказала, что в этом нет ничего пошлого, это такой жанр картины, где… И не беспокойтесь, всё это будет ню. Но и похихикивала надо мной».

Трое из навигацкой школы

Курсанты навигацкой школы – гардемарины – действительно существовали в России с 1716 года и до Октябрьской революции. Придумал это офицерское звание Петр I. Гардемаринами становились в Академии Морской гвардии. Туда принимались в основном дворяне, значительно реже – разночинцы. Позже её преобразовали в Морской кадетский корпус.

Самое главное, гардемарины – это будущие офицеры флота («гардемарин» дословно с французского – «морская стража»), но герои кинофильма почему-то всегда скачут на конях.

Алеша Корсак. Историки не нашли такого гардемарина в архивах Морского кадетского корпуса. Зато известно о дворянском роде Корсаковых. Правда, в нем несколько Алексеев, а один из них – Алексей Корсаков – носил звание генерала и управлял Артиллерийским корпусом. Все Корсаковы были влиятельными людьми, в отличие от киногероя. В свое время представители рода сопровождали в Литву дочь великого князя Ивана III, великую княжну Елену, были митрополитами и начальниками военных объектов.

Александр Белов. Выдуманный персонаж. Историки не нашли такой фамилии в архивах навигацкой школы.

Никита Оленев. В исторических записях нашлись сведения, что Никита Оленев был незаконнорожденным сыном князя Олега Оленева. У Бестужева он служил адъютантом, будущую императрицу Екатерину Великую – Софию Августу Фредерику с матерью сопровождал из Пруссии в Россию. Участвовал в заговоре против Елизаветы, был отправлен в ссылку. Живым он оттуда не вернулся.

Придворная свита российской императрицы

Императрица Елизавета. В существовании этой личности историки точно не сомневаются. Она дочь Петра I. Елизавета правила Российской империей ровно 20 лет. Взошла на престол благодаря дворцовому перевороту. Первой в истории Российского государства отменила смертную казнь. Императрица старалась продолжать вести политику своего отца. При ней в Петербурге появились европейские ученые, высококвалифицированные инженеры, музыканты, художники и военные профессионалы. Любопытно, что Елизавета была очень набожной. Она постоянно переживала за престиж православной церкви и щедро жертвовала на храмы. Но больше всего государыня любила придворные развлечения и красиво одеваться. Ей хотелось быть самой красивой, поэтому нередко поступала жестоко по отношению к тем, кто выглядел лучше нее, например, могла прилюдно вырезать из прически все украшения.

Правление императрицы шло спокойно: Российская империя более 14 лет не воевала – такого не было за всю историю государства Российского.

Вице-канцлер Бестужев. Он действительно существовал и принял участие в дворцовом перевороте, тем самым привел Елизавету Петровну на трон. Императрица ему сразу пожаловала должность вице-канцлера, а затем и канцлера. Заручившись поддержкой Елизаветы, руководил внешней политикой России: пытался укрепить союз с Англией, Голландией и Австрией. Выступал против Франции, Пруссии и Турции. Болезнь Елизаветы Петровны дала возможность противникам Бестужева-Рюмина обвинить его в поддержке политических планов будущей императрицы Екатерины II. Дипломата арестовали и приговорили к смертной казни, но Елизавета помиловала его и отправила в ссылку. Во время правления Екатерины Великой все звания Бестужева были восстановлены, но вопросы политики он уже не решал.

Принцесса Фике. Принцесса Анхальт-Цербстская София Августа Фредерика, которая известна всем как Екатерина Великая, и вправду начала свой путь в Россию с долгого путешествия. Путь к русскому престолу состоялся благодаря её рано умершему дяде, Карлу Августу Гольштейн-Готторпскому. Русская императрица Екатерина I планировала выдать за него замуж свою дочь Елизавету Петровну. Однако жених внезапно заразился оспой и умер. Елизавета Петровна, взошедшая на российский престол, не забывала о несостоявшейся супруге. Поэтому, когда нужно было женить наследника престола Петра Фёдоровича, императрица Елизавета остановила свой выбор на Фике. В феврале 1744 года Софья Августа Фредерика с матерью прибыли в Петербург.

Мать принцессы Фике, Иоганна-Елизавета, действительно была шпионкой прусского короля, пыталась плести интриги в пользу Фридриха II. Сразу после свадьбы дочери она была выслана из Российской империи без права возвращения.

Иоганн Лесток. Был реальным врачом Елизаветы Петровны. Начинал службу у Петра I. После смерти императора принимал участие в перевороте в пользу Елизаветы. Как первому придворному доктору, Лестоку была предоставлена привилегия «пускать кровь» императрице, за что он каждый раз получал дополнительное вознаграждение.

В свое время был первым Главным директором медицинской канцелярии, в современном значении министром здравоохранения.

Посол Маркиз де Шетарди. Действительно был посланником в Россию и очень близким другом императрицы Елизаветы. Шетарди всегда с энтузиазмом пытался вмешиваться в русскую политику. В эпоху дворцовых переворотов при русском дворе большое влияние приобрела партия союза с Австрией и Англией. Ее лидером был Бестужев. Это не устраивало Шетарди и он всячески пытался убрать канцлера. Но Бестужев перехватил французского гонца с важными бумагами и показал их императрице, указав Елизавете на интриги, направленные против нее. Шетарди был выслан сразу же за границу. Больше он в России не появлялся.

Кардинал де Флери. Андре-Эркюль де Флери был духовным наставником короля Франции Людовика XIV. Приближенность к королевской семье дала кардиналу возможность завести влиятельных друзей и получить епископство. Спустя несколько лет он отказался от этой должности и попросил новую. Людовик XIV назначил его воспитателем своего правнука, который позже станет королем Франции – Людовиком XV. В 13 лет Людовик XV был официально объявлен совершеннолетним и приступил к правлению страной. Но фактически королевством почти два десятка лет управлял Кардинал де Флери, совмещая посты первого министра правительства и главы католической церкви Франции.

Сага о гардемаринах на киноэкране

Появлению на свет многосерийного фильма о гардемаринах киноиндустрия обязана писательнице Нине Соротокиной и режиссеру Светлане Дружининой. Творческий дуэт 2-х мастеров своего дела позволил быстро снискать известность всем проектам трилогии: «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!» и «Гардемарины – ΙΙΙ».

Яркие приключения героев, вехи российской истории, настоящая дружба и трогательная любовь сделали телевизионную версию книг безусловным бестселлером. Книга Соротокиной «Трое из навигацкой школы», написанная после многодневных бдений в исторических архивах, была дополнена элементами фантазии в сценарии. Авторский взгляд на события, происходящие в России в 17-18 веках, был пропущен сквозь призму личных впечатлений и взглядов на характер и поступки главных действующих лиц. Отныне всем мальчишкам большой страны очень хотелось быть похожими на Алешу Корсака, Александра Белова и Никиту Оленева.

Морская романтика приключений главных героев всем казалась немного волшебной, сотканной из подвигов и добрых дел. Истинным российским гардемаринам приходилось куда туже. Первый год они проходили обязательную практику на судах, где впоследствии получали звание мичмана. Ежедневный труд на палубах мало отличался от участи рядового матроса, практическая школа была суровой и беспощадной.

Сергей Жигунов

Фото: Кадр из фильма

Роль Александра Белова принесла молодому Сергею Жигунову всесоюзную славу. В то время, когда Сергей проходил пробы к фильму «Гардемарины, вперед!», его призвали на военную службу. Для того, чтобы актер остался на съемках, его зачислили на службу в кавалерийский полк в Алабино в Московской области. После участия в картине «Гардемарины, вперед!» карьера Сергея Жигунова пошла в гору, он принял участие в фильмах «Сердца трех», «Игра на выбывание», «Однажды в Ростове, а также сериале «Моя прекрасная няня».

Сергей Жигунов сыграл в 69 фильмах и выступил продюсером в 36 кинокартинах. Активно принимал участие в различных телевизионных шоу. В 2013 году актер совершил режиссерский дебют с фильмом «Три мушкетера». с 1985 года по сегодняшний день актер дважды женат на актрисе Вере Новиковой. Причиной развода с 2007 по 2009 год стал роман с коллегой по сериалу «Моя прекрасная няня» Анастасией Заворотнюк. Вера и Сергей имеют двух дочерей – Марию и Анастасию, и 11-летнюю внучку Юлию. На данный момент актер испытывает некоторые финансовые трудности – он задолжал банку 38 миллионов рублей, в связи с чем одна из квартир Сергея Жигунова была арестована.

Фото: Смитюк Юрий/ТАСС

Крым наш

В свои 85 Светлана Дружинина полна энергии. Фото: Инстаграм

Продолжение трехчастной приключенческой мелодрамы про молодых и красивых выпускников навигацкой школы, которую Светлана Дружинина начала выпускать в 1987 году, задумывалось еще в 2012-м. С тех пор многое менялось, у прославленного советского режиссера (и звезды «Девчат»!) были проблемы с финансированием. Съемки замораживали и переносили. Но все же досняли в одном из самых живописных уголков страны — Крыму.

Теперь сюжет фильма «Гардемарины-1787. Мир» максимально злободневный и аллегоричный. Действие происходит спустя 30 лет после событий предыдущей части картины. После Русско-турецкой войны Екатерина II (Кристина Орбакайте) подписывает Кючук-Кайнарджийский мирный договор, оставляя Крым за Российской империей.

Что, конечно, никак не дает покоя иностранным агентам — супостаты всех видов норовят впиться в плоть России-матушки, навредить и уколоть. А тут еще как назло внебрачный сын государыни от графа Орлова Алексей Бобринский (Никита Пресняков) отправляется на обучение в Европу. Там его и берут в оборот враги. Спасать ситуацию отправляют гардемаринов — им по 60 лет, ну и что? Зато сколько военного опыта и смекалки!

Несгоревшая рукопись

Книгу, основанную на исторических документах, Дружининой предложила экранизировать Нина Соротокина – тогда ещё начинающий литератор. За неё, как за свою ученицу, очень хлопотал писатель Юрий Нагибин. Поэтому встретиться с Соротокиной Дружинина легко согласилась. Писательница приехала прямо к ней домой.

«Начиналось вот как, – говорит Светлана Дружинина. – Сидела женщина с большой-большой сумкой, из неё тянулась коричневая шерстяная нитка. И она, не глядя на дверь, потрясающе быстро вязала. Но когда она достала из этой кошёлки огромную папку для бумаг, я вдруг вспомнила потрясающий рассказ Чехова, в исполнении Раневской. Когда главный герой долго слушал чтение графоманки, которую играла Раневская, а потом не выдержал, взял книжку и бахнул её по башке».

Светлана Дружинина тоже решила, что имеет дело с графоманкой. Рукопись она из вежливости взяла, но читать не стала. А потом в квартире у неё случился пожар, и она была уверена, что произведение Нины Соротокиной погибло в огне вместе с другими бумагами. И нужно было как-то сообщить писательнице эту неприятную новость. «Когда она позвонила, мама моя сказала: да, я сейчас посмотрю, – вспоминает Светлана Дружинина. – Потом вытащила эту папку: она оказалась у Анатолия Михайловича, там – в его кабинетике. И мама мне сказала сакраментальную фразу, которую мы все знаем, помним и всегда повторяем. Это как сигнал: рукописи не горят!».

Оказалось, что Анатолий Мукасей, в чьём кабинете отыскалась рукопись, с увлечением её прочитал. Это он убедил жену, что у неё в руках отличный материал для кино. После того, как Мосфильм и телеобъединение «Экран» поддержали идею сделать картину о гардемаринах, Светлана Дружинина и Нина Соротокина прихватили печатные машинки и отправились в Дом творчества в Пицунду. Сценарий о гардемаринах они писали, как того и требовала тема, на море.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector