Екатерина райкина: муж и дети. личная жизнь

Театральные работы

Театральный институт имени Бориса Щукина

Дипломные спектакли:

  • «Горе от ума» А.С. Грибоедов — Лиза, реж. М. Борисов
  • «Зелёная птичка» К. Гоцци — Смеральдина, реж. Н. Шейко

Московский драматический театр им. К. С. Станиславского

  • «Евграф, искатель приключений» А. Файко — Тамара, реж. Т. Ахрамкова
  • «Мужчина и женщины» А. Рейно-Фуртон — Белоснежка, реж. А. Офенгейм
  • «Царевна-лягушка» Г. Соколова— Марфа, реж. А. Товстоногов, О. Великанова
  • «Я пришёл» Н. Халезин — Дочь, реж. А. Галибин, Г. Катаев
  • «Бабьи сплетни» К. Гольдони — Кеккина, реж. А. Галибин
  • «7 дней до Потопа»Братья Пресняковы — жена Йона, реж. В. Петров

Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина

  • «Синее чудовище» К. Гоцци — Смеральдина
  • «Тополя и ветер» Ж. Сиблерайс — Статуя, реж. К.Райкин
  • «Доходное место» А. Островский — Юлинька, реж. К.Райкин
  • «Чайка» А. П. Чехов — Ирина Николаевна Аркадина, реж. Ю. Бутусов
  • «Маленькие трагедии Пушкина» А. С. Пушкин — Луиза, реж. В.Рыжаков
  • «Ромео и Джульетта» У. Шекспир — хор , реж. К.Райкин
  • «Однажды в деревне»(по пьесе Ю. Клавдиев, А. Москаленко « Карасенок и Поросенок») — Кошка, Цыпленок, Девочка, реж. Е. Бутенко-Райкина
  • «Закликухи» С. Свирко — Баба в черном, реж. С. Свирко
  • « Отелло» У. Шекспир — реж. Ю. Бутусов
  • «Game over» (по пьесе А.Арбузова «Жестокие игры) — Маша, реж. Е. Бутенко-Райкина
  • «Однорукий из Спокана» М. МакДонаха — Мэрилин — реж. К. Райкин

Последние годы жизни

В 70-х здоровье мэтра сильно ухудшилось. Сатирик начал прибегать к помощи народной медицины и экстрасенсов. Первой целительницей стала Джуна. Лечение помогало, и ему стало лучше, но через полгода все вернулось на круги своя.

Родные говорили бросить выступления, но он отвечал, что без сцены ему станет еще хуже.

В конце жизни Леонид Исаакович решает переехать в Москву, питерский климат становится очень тяжелым для артиста. Но переехать вместе с театром. Власти Ленинграда отказывают ему. Первый раз он просит помощи у своего старого друга Леонида Ильича Брежнева.

В 1981 году театру Райкина разрешено переехать в Москву, выделяется специальное помещение — кинотеатр «Таджикистан». В апреле 1987 он получает название театр «Сатирикон». В том же году Райкин решил посетить с гастролями Америку.

Врачи отговаривали артиста от такого рискованного мероприятия по состоянию его здоровья. Планировался насыщенный тур по 7 городам и плюс сам перелет через океан был тяжелым испытанием. Его Сын Константин и дочь Екатерина были вместе с ним и подписали бумагу, где обещали заботиться о своем отце во время выступлений.

Могила великого сатирика, режиссера, сценариста Аркадия Райкина

Половина концертов могла не состояться, у Аркадия Исааковича появился нарыв в ухе из-за гостиничного кондиционера, но благодаря стараниям врачей, он вышел к зрителям. В то время, при его появлении на сцене, присутствующие в зале вставали и аплодировали плача. Многие понимали, что, возможно, в последний раз видят знаменитого и любимого артиста.

‘В войну я чудом осталась жива’

— ЕКАТЕРИНА Аркадьевна, вы помните свои первые впечатления об отце?

— Мне шел четвертый год, когда началась война, поэтому страшные перипетии, происходившие со мною, перебили все былые светлые воспоминания. Родители обслуживали фронт, ездили по всей стране, естественно, они не могли тащить за собой маленькую девочку. А бабушка с дедушкой остались в блокадном Ленинграде. Мама отдала меня чужой тетке в Ташкенте. Родители присылали ей продукты, но мне ничего не доставалось. Одна, маленькая, без родителей, вся больная, голодная, в экземе, с дизентерией — удивляюсь, как я вообще тогда осталась жива. Если бы бабушка приехала за мной на два месяца позже, я бы недотянула…

А первое мое счастливое воспоминание связано с 1945 годом. Родители взяли меня с собой на гастроли в Сочи, а потом мы остались там на два месяца отдохнуть, я даже в 1-й класс опоздала. Мы вместе с папой бегали, плавали, играли в мяч, прыгали, как козлики, на гигантских шагах — это такая карусель. Я была счастлива, что находилась рядом с родителями, и панически боялась от них оторваться.

— С Костей вы в детстве дружно жили или мутузили друг друга?

— У нас же с ним разница в 12 лет — я уже на сцену вышла, когда он родился. В 17 лет уехала в Москву учиться, в 19 лет вышла замуж, появились своя семья, свои заботы. Я всегда обожала Котю и до сих пор им восхищаюсь. Он вырос в Мастера. Когда смотрю сейчас на него, каждый раз думаю: ‘Господи, какое было бы счастье, если бы родители видели его. Как бы они им гордились’.

— А были моменты, когда вы расстраивали родителей?

— Однажды был очень смешной случай. Когда приходили гости, я обычно встречала их, вытаскивала на стол какую-нибудь бутылочку, расставляла рюмочки, сама немного выпивала… Помню, прибегает как-то ко мне Костька, глаза вытаращены.

— Что случилось? — спрашиваю.

— Мама сказала, ты спиваешься.

— Ты что, с ума сошел? — говорю ему.

Мама мне потом объяснила свою тревогу: ‘Катенька, ну я же вижу, что у вас в доме существует эта привычка и у нас дома ты иногда выпиваешь рюмочку’. ‘Мама, да я никогда не сопьюсь, у нас же в генах этого нет’, — успокаивала я ее. А Костя потом еще долго смеясь спрашивал у меня при встрече: ‘Ну как, ты еще не спилась?’

— А Аркадий Исаакович тоже не употреблял?

— Никогда. Мог весь вечер просидеть с одной рюмкой коньяка. И в театре не терпел ника

ких алкоголических проявлений. Помню, был у них в оркестре пьющий человек. Заметив это, папа решил его проучить. Пришел как-то в ресторан поужинать и видит этого музыканта на пару с полным стаканом. Папа встал, подошел к нему: ‘Что это у тебя?’ — ‘Вода’. — ‘Я так хочу пить!’ — сказал он и выпил этот стакан залпом. Мама потом рассказывала, что он пришел в номер и просто ‘умер’ до утра. Непьющий же человек! Зато тот артист понял это жесткое предупреждение и больше не пил.

— Как Аркадий Исаакович относился к так называемой ненормативной лексике? Мог ввернуть какое-нибудь словечко?

— Я даже представить себе не могла, что папа мог что-то такое сказать. Иногда мама, рассказывая анекдот, предупреждала: ‘Тут есть слово, которое из песни не выкинешь, вы уж меня простите’. ‘Ромочка, ну не надо, пожалуйста’, — просил он ее. И даже когда слышал что-то типа ‘жопа’, начинал морщиться. Вот такое у него было воспитание.

‘Папе открыто угрожали’

— РАЙКИНЫ всегда были долгожителями. Папин дедушка в 90 лет еще на столе танцевал. Слава богу, живы две папины сестры (одной сейчас 89 лет, другой — 86). Мне кажется, и папа мог бы прожить гораздо больше, если бы не его жанр. И безответственно говорить, что у Райкина была счастливая, безоблачная жизнь. Так считают те, кто не знает, каких нервов стоил ему выпуск каждой программы! Ему же открыто угрожали на очень высоком уровне. А сколько пускали всевозможных сплетен, чтобы снизить его невероятный авторитет у народа!

— Каких?

— Не хочу даже вспоминать об этом. Настолько все они были грязными и мерзкими. Большинство ленинградских начальников боялись его и мешали как могли, заставляли выбрасывать целые монологи. Как-то журналист ‘Ленинградской правды’ посмел написать, что ‘Райкин всегда актуален’. Тут же приехал в редакцию Захаров, зам. первого секретаря Ленинградского обкома, и потребовал, чтобы в редакции забыли фамилию Райкина, поскольку он ‘нанес ущерб идеологической работе в Ленинграде и его надо гнать отсюда’.

— В конце концов они добились этого.

— Очень показательна история переезда папы в Москву. Еще со времен войны у него сложились добрые отношения с Брежневым, но он всегда чувствовал дистанцию и не пытался напомнить о себе. В начале 60-х годов, когда Брежнев был еще председателем Президиума Верховного Совета, они встретились на приеме после концерта.

— Ну, как ты живешь? — поинтересовался Брежнев.

— Хорошо.

— Как же хорошо? Ты ведь до сих пор живешь в гостинице. Тебе нужна квартира в Москве?

— Было бы неплохо…

Прошло 5 лет, они снова встретились, вспоминали войну, а напоследок Брежнев сказал, что распоряжение о квартире уже дано. Но опять все замерло. И тут добрый человек из Моссовета намекнул отцу, что надо поговорить с ленинградским начальством. Папа позвонил тогдашнему первому секретарю обкома Толстикову, сказал, что необходимо его ‘добро’, и добавил, что речь идет только о квартире, а театр остается в Ленинграде.

— Я понимаю, театр вам недорог, вы у нас не бывали, впрочем, как и в других театрах тоже.

— И почему меня так не любит интеллигенция?

— А вы издайте приказ, чтобы вас с 1 мая начали любить.

Прощаясь, отец обронил:

— Мне жаль, что у вас разное мнение с генсеком.

— А что, есть такое мнение? — удивился тот и тут же добавил: — А вы думаете, Толстиков дурак? Я вам и в Ленинграде оставлю квартиру.

Родители получили квартиру в Москве, перевезли туда все вещи. В Ленинграде не были больше года, потом позвонили, чтобы заказать номер в гостинице, а им сообщили, что их бывшее жилье действительно не тронуто. Первое время жили в пустой квартире, обедали на подоконнике. Но Толстиков так это дело не оставил. Приехал в Ленинград Косыгин, пошел на спектакль в БДТ, и Толстиков ему стал петь: ‘А Райкин-то наш каков! Мало того что в Москве, он и в Ленинграде имеет квартиру…’ Говорят, продолжить донос ему помешал сидевший рядом Товстоногов. Потом Толстикова назначили послом в Китае, а его место занял Григорий Романов. Тот вообще никогда не хотел видеть Райкина. Папа много раз пытался пробиться к нему — напрасно.

Свой среди чужих

Разрыв с первой женой Константин пережил гораздо легче, чем дни, когда ставил жирную точку в предыдущих отношениях с известной спортсменкой Ириной Родниной. Или с другой возлюбленной – Мариной Нееловой.

Едва в 74-м та перебралась из Ленинграда в Москву и устроилась в Театр им. Моссовета, сразу же стала мечтать о работе в «Современнике» у Галины Волчек. Однажды Нееловой передали, что ее разыскивает Райкин-младший, чтобы пригласить туда на работу. Кокетка выдержала для приличия небольшую паузу и вскоре согласилась уделить ему время.

На 60-летии театра «Современник» ??на Триумфальной площади в Москве в 2016 году Райкин и Неелова не отходили от Галины Волчек. Фото Ларисы Кудрявцевой

Райкин предусмотрительно назначил встречу у себя дома. Правда, в лицо сына советского комика начинающая артистка не знала. Была уверена, что он похож на красавца отца в молодости.  Но не показала изумления, когда ее поприветствовал зубастый чудак в парике, который он уже через пару мгновений скинул, обнажив лысую башку.

Костя взахлеб принялся рассказывать, что сейчас снимается у Никиты Михалкова в фильме «Свой среди чужих…», побрился ради роли, а парик носит по просьбе худрука Галины Борисовны, чтобы не пугать окружающих.

У молодых людей закрутился бешеный роман. Марину взяли в «Современник». Со своим Костиком она играла в спектакле «Валентин и Валентина» и радовалась, что им достались роли любовников.

Неелова быстро освоилась не только в театре, но и в целом стала вести себя как королева. Домработница Райкиных делилась с родителями Кости наблюдениями, что Неелова очень надменна и высокомерна, командует их сыном и держит в ежовых рукавицах. Находиться под каблуком у красавицы быстро разонравилось Райкину-младшему. Он все чаще цапался с Мариной, а когда объявил, что порвал с ней, вся его семья вздохнула с облегчением. Хотя Костя долго переживал по поводу разрыва.

В паре с Александром Зайцевым Ирина Роднина дважды становилась олимпийской чемпионкой. Позже тот стал ее мужем и отцом сына Александра. Супруги прожили в браке 10 лет. Фото: РИА «Новости»

В 1979 году Райкин встретил свою давнюю любовь – Алагез Салахову. Подзабытые чувства вспыхнули с новой силой. Правда, дочь знаменитого художника Таира Салахова была замужем.

– На тот момент мои отношения с мужем дали трещину, – делилась Салахова в интервью «Экспресс газете». – У него появилась другая женщина, и я ушла. Мы стали с Костей общаться, позже решили пожениться. Во время свадьбы на мне был наряд малинового цвета, а Костя щеголял в белом костюме.

По словам Алагез, как и большинство творческих людей, домашними делами Райкин не занимался, все тянула она сама. Зато наследник Аркадия Исааковича для любимой не жалел ничего.

– Мог последнее отдать, – продолжала она. – В то время он начал собирать духи – тогда в продаже ничего не было, один одеколон на всю Москву… Мы с Костей никогда не скандалили, не ругались. Бывало, повышали тон, расходились по разным комнатам, но не более того. Когда расстались, то не сразу сказали об этом родителям. Его мама только что перенесла инсульт, и Аркадий Исаакович тоже болел.  Мы же развелись из-за другой женщины. Она и сегодня довольно известная, иногда я ее встречаю, но не хочу о ней даже думать.

Диктор Татьяна Веденеева разрушила второй брак Константина. Фото: РИА «Новости»

Из осведомленных источников нам стало известно, что разлучницей стала диктор Татьяна Веденеева.

– Многие дамы были в Костю влюблены, – вздыхала Салахова. – Помню такой случай. Он пошел провожать женщину, одну из гостей. А я одна поехала домой. Лежала в постели и думала: если вернется через час – хорошо, если придет ночью – слава богу, а что делать, если не вернется до утра? Поверить в сказку, что встретил по дороге друга? Собрать его вещи и выгнать либо самой уйти? Я предпочитала верить во все, что он мне говорил.

Сам Константин, по словам его друзей, хвастался перед ними:

– Я любую мог уговорить. Мне только Ирка Муравьева отказала!

Однажды на гастролях цыганка нагадала Райкину, что его новой избранницей станет украинская девушка. Так и вышло. Третий брак с актрисой Еленой Бутенко для Константина оказался счастливым. Как говорится, он встретил свою судьбу. У них родилась дочь Полина, которая продолжила актерскую династию.

Константин с нынешней, третьей, женой Еленой Бутенко и их дочкой Полиной, которая тоже стала актрисой (в круге). Фото: личный архив и satirikon.ru

Детские годы

Детство актрисы нельзя назвать счастливым. Первые годы жизни Екатерины Райкиной были омрачены войной. Несколько лет она вынуждена была провести в эвакуации в Ташкенте, где находилась на попечении женщины, которую наняли родители. Воспоминания об этом времени у Кати остались ужасные, так как нянька плохо кормила ее и совсем ею не занималась.

После войны присмотр за девочкой был поручен бабушке. Родителей, вечно пропадавших на гастролях, Екатерина видела в лучшем случае три месяца в году. Это не мешало ей иметь с ними прекрасные отношения. Мать и отец уважали в дочери личность, никогда не читали ей нотаций, не наказывали.

ekaterina_Raikina.jpg

Екатерина Райкина Екатерина Райкина

Екатерина Райкина, Заслуженная артистка РФ. Окончила Театральное училище им. Щукина в 1959 г. В том же году принята в труппу театра им. Евг. Вахтангова. Роли в театре: Фани (“Ангела”), Катя (“Много ли человеку надо?!”), Майя (“Иркутская история”), Катя (“Двенадцатый час”), Софья (“Дамы и гусары”), Зелима (“Принцесса Турандот”), Полли (“Миллионерша”), Паша, Катя (“Идиот”), Поводырка (“Виринея”), Люсиль (“Мещанин во дворянстве”), Ира (“Антоний и Клеопатра”), Ниночка (“Из жизни деловой женщины”), 3-й критик (“Театральная фантазия”), Татти (“Неоконченный диалог”), Ксения (“Чем люди живы”), Жонка (“Степан Разин”) и др. Роли в кино: “Западня”, 1962 г., “Свадебное путешествие”, 1962 г., “Мой белый город”, 1962 г., “Юность отцов”, 1962 г., “Три тетради”, 1963 г.

— Начнем, Катя, с сегодняшнего дня. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, почему вы оказались в Монреале?

— Мой приятель, замечательный артист Александр Дик уже играл в нескольких спектаклях театра имени Варпаховского, который базируется в Монреале. Видимо, он и рассказал обо мне создателям и руководителям театра — Григорию Зискину и Анне Варпаховской. И однажды, будучи в Москве, Анечка позвонила мне и предложила поработать с ними. А я не то, что хотела, я просто мечтала, жаждала работы, страдая без нее…

Мне прислали пьесу “Бабье лето”, я влюбилась в нее, в свою роль, прилетела в Монреаль, где и начались репетиции. У нас прекрасный небольшой коллектив, мы интенсивно работаем, поскольку за месяц должны приготовить спектакль. Мы в России к этому не привыкли, наши государственные театры так не работают: мы над каждой пьесой трудимся с прохладцей, месяца три-четыре, а то и полгода. Есть режиссеры, которые вообще превращают театр в лабораторию, такие, как Анатолий Васильев, например. Он года три работал над двумя спектаклями: “Серсо” и “Взрослая дочь молодого человека”. Словом, так быстро, как на Западе, в России не работают. Я впервые попала в такую экстремальную ситуацию (смеется).

— А что все-таки происходит сейчас в вашей альма-матер — театре имени Вахтангова? Я читал, что художественный руководитель театра, Михаил Александрович Ульянов, болен. Это сказывается на делах театра? Или не только это?

— Мне очень повезло, что когда-то я вошла в здоровый, живой театр, в прекрасную труппу. Я видела и партнерствовала с такими великими актерами, как Николай Гриценко, Михаил Астангов, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев… К сожалению, Михаил Александрович уже не может работать в театре. Я очень его люблю — и как актера, и как человека, мы много играли с ним, партнерствовали, а теперь я смотрю на него просто со слезами. У него, художественного руководителя театра, не осталось сил. Поэтому в театре, несмотря на наличие прекрасных актеров, полный разброд. Театр принимает молодых актеров, но растут они, как грибы: сами по себе, без руководителя, который бы воспитывал в них вкус, прививал вахтанговские традиции. Я считаю, что режиссура Романа Виктюка, при всем ее своеобразии, все-таки вне вахтанговской эстетики. Еще один режиссер — Владимир Мирзоев — тоже совершенно не наш. В общем, повторяю, в театре — полный разброд. Спектакли, в которых я играла, сняты, а нового для меня ничего нет. То есть выходить на сцену в тех спектаклях, которые идут сейчас в Вахтанговском театре, мне не хочется.

— Вы родились в театральной семье. Ну, об Аркадии Исааковиче знают миллионы, несколько слов о маме, которая была женщиной выдающейся, правильно?

Биография

Екатерина Аркадьевна Райкина – советская и российская актриса театра и кино, дочь Аркадия Райкина. В копилке работ актрисы значатся роли в кинокартинах «Софья Перовская», «Благочестивая Марта», «Клуб женщин».

Екатерина появилась на свет в апреле 1938 года в Ленинграде. Ее родители, актеры Руфь Марковна Иоффе и Аркадий Исаакович Райкин, обожали дочь. Но времени, чтобы постоянно находиться с ней рядом, у артистов не было.

Екатерина Райкина с родителями и братом

А когда дочери исполнилось 3 года, грянула война. Но и это обстоятельство не привело к тому, чтобы Катя стала чаще видеться с родителями: Райкины ездили по стране еще больше, давая концерты по всей линии фронта. А крошечную дочь отправили подальше от блокадного Ленинграда, в глубь страны, в жаркий Ташкент. Там мама нашла женщину, которая согласилась взять маленькую Катю в свой дом. За это Руфь Марковна регулярно высылала ей продукты и деньги.

Екатерина Райкина вспоминает, что едва не умерла от голода у ташкентской «няньки». Как оказалось, женщина прятала дома от мобилизации мужа и двух взрослых сыновей, которых нужно было кормить. Поэтому Кате попадали только крошки со стола.

Екатерина Райкина в молодости

После окончания войны семья, наконец, воссоединилась, но ненадолго. Уже через год родители снова зачастили на гастроли, оставив дочь на попечение любимой бабушки. Наверное, чувствуя вину за то, что так мало внимания уделяют подрастающей Кате, родители взяли ее в Сочи, куда отправились работать в 1945-ом. Опять девочка купалась в любви папы и мамы целый год. Но ей нужно было идти в школу, и Екатерину отправили в Ленинград, где она жила в коммуналке с бабушкой и ходила в школу.

Самое большее – это три месяца в году: столько дочь видела папу и маму, которых гастрольная судьба бросала по всей стране. Зато каждая встреча была невероятным праздником.

Актер Екатерина Райкина

Творческая биография Екатерины Райкиной началась, когда ей исполнилось 12 лет. Девочка вышла на сцену вместе с актерами знаменитого Вахтанговского театра. Этот «случайный дебют» состоялся по причине болезни актрисы, которая играла Козетту в постановке «Отверженные». Режиссер Николай Акимов, ехавший со своей труппой на гастроли в Ленинград, спросил своих попутчиков Райкиных, не смогла бы их дочь сыграть Козетту.

Когда родители по приезде домой спросили об этом Катю, она за секунду собралась и помчалась на репетицию. С тех пор театр плотно и навсегда вошел в ее жизнь.

Екатерина Райкина в театре

Спустя 2 года Рубен Симонов, на то время худрук Вахтанговского театра, прибыл с гастролями в Ленинград. По иронии судьбы, он привез «Отверженных». И снова Екатерине Райкиной повезло выйти на подмостки в роли Козетты. Ее игра так понравилась Симонову, что он посоветовал девушке учиться в Москве, пообещав, что после окончания вуза непременно заберет актрису в Вахтанговский театр.

Вскоре Райкины перебрались в Москву. Екатерине на тот момент исполнилось 17. Она без труда поступила в Щукинское училище и после его окончания действительно попала в труппу Театра имени Е. Вахтангова. На тот момент Райкина уже была состоявшейся актрисой, ведь играть начала еще со 2 курса «Щуки». К концу учебы у нее уже имелись две главные роли в спектаклях.

«Папа называл маму Ромочка или Ромашка»: как Райкин женился

В 1934 году, во время учебы в институте, Аркадий Райкин встретил и свою будущую жену – Руфину Иоффе (Рому). Вот как об этом знакомстве вспоминал позднее сам Райкин: «Еще мальчиком, занимаясь в самодеятельности, я был приглашен выступать в соседней 41-й школе

Не помню, что я играл, но ясно помню, что обратил внимание на девочку в красном берете, в котором было проделано отверстие и сквозь него пропущена прядь черных волос. Это было оригинально и осталось в памяти

Через несколько месяцев я встретил ее на улице, узнал и вдруг увидел ее живые, выразительные, умные глаза. Она была очень хороша собой, мимо такой девушки не пройдешь. Тем не менее, я прошел мимо, не остановился, стесняясь заговорить с незнакомой особой на улице. Прошло несколько лет, я стал студентом Ленинградского театрального института. На последнем курсе я как-то пришел в студенческую столовую и встал в очередь. Обернувшись, увидел, что за мной стоит она. Она заговорила первая, и этот разговор я помню дословно. «Вы здесь учитесь? Как это прекрасно!» – «Да, учусь… А что вы делаете сегодня вечером?» – «Ничего…» – «Пойдемте в кино?» Когда мы вошли в зал кинотеатра, заняли свои места и погас свет, я тут же сказал ей: «Выходите за меня замуж!»

Со своей женой Райкин прожил всю жизнь. Их брак был долгим: без малого 50 лет. Дочь Екатерина рассказывала: «Папа называл маму Ромочка или Ромашка. Мы с Костей говорили «мамочка» или «мамулька», а я еще звала ее «мамулявка».

Я говорила: «Мама, ты – как коза на веревочке. Нельзя же так, надо делать перерывы». Я ненавидела телефон и до сих пор смотрю на него, как на врага, потому что он всю жизнь отнимал у меня маму. Она была очень мудрой женщиной. Случались критические периоды, которые стоили ей большого здоровья, но приходилось терпеть и переживать. Она очень любила папу, поэтому бросила ему под ноги всю свою жизнь, все свои таланты. Она понимала, кто такой Райкин. Безусловно, папа был благодарен ей. Особенно это проявилось, когда мама заболела. Папа был с ней очень нежен и внимателен».

Фото: ТАСС (1978 год. Москва. Выступает Аркадий Райкин.)

katya i kostya.jpg

Екатерина Райкина с братом Константином Катя Райкина с братом Костей

Меня привезли в Москву, стали думать, что со мной делать — не брать же трехлетнего ребенка на фронт! В гостинице “Москва” к родителям подошла какая-то женщина и говорит: “Оставьте мне Катеньку, я из Ташкента, у меня там дом, сад, фрукты, вы будете что-то присылать дочке, все будет в порядке”. И папа с мамой со спокойной душой молодых людей отправили меня с этой теткой в Ташкент. Что же оказалось на самом деле? Выяснилось, что эта женщина в подполе прячет трех дезертиров: мужа и двух взрослых сыновей. Ей нужны были деньги, пайки, которые и присылали родители! А я жила в свинарнике вместе с поросенком Борькой. Меня почти не кормили, я ходила вдоль арыков, собирала огрызки и объедки, бродила по трамвайным путям — в трамваях возили зерно на элеватор, я собирала то, что просыпалось на землю. Папе удалось вызволить (когда открылась “Дорога жизни”) из кольца блокады свою маму с двумя младшими детьми, они приехали в Ташкент, увидели меня и ужаснулись. Папина сестра, моя тетка, рассказывала мне: “Когда мы увидели тебя, подумали: ты можешь сегодня — завтра умереть”.

Меня выходили, война окончилась, мы вернулись в Ленинград, я пошла в школу.

— В каком возрасте вы решили, что пойдете по стопам родителей?

— В 12 лет. История такова. В Ленинграде проходили гастроли Вахтанговского театра. Привезли пьесу “Отверженные”, в которой Козетту играла московская девочка и которую родители в Ленинград не отпустили. Меня через Николая Павловича Акимова пригласили на эту роль, я, конечно, помчалась. И полюбила театр, актеров, и меня тоже очень полюбили, приняли в свой коллектив. То есть в театр имени Вахтангова я пришла в 12 лет (смеется)! Рубен Николаевич Симонов по окончании гастролей сказал: “Катя, приходи к нам в училище, потом мы возьмем тебя в театр”. Так оно и получилось.

— Вы мамина или папина дочка, Катя? Что у кого взяли?

— Я очень здорово “помешанная” (смеется). Иногда нахожу в себе яркие мамины черты, иногда замечаю: нет, это папа! В классе 5-м от своих подружек я услышала такую сентенцию: “Катька, а ты ведь приемная дочка — ни на кого из родителей не похожа!” Боже, что со мной было! Я еле дождалась, когда родители приехали с гастролей, в слезах бросилась к ним с упреками: как вам не стыдно, вы меня обманули, вы не мои родители и тому подобное. Мама была в шоке, со слезами стала меня уверять, что я их дочь. Но я действительно не похожа ни на маму, ни на папу, скорее — на свою бабушку, мамину маму.

Фильмы

Узнаваемость пришла к Екатерине Аркадьевне после появления на экране, хотя она сама кино не особо жаловала: всегда считала себя больше театральной артисткой.

Впервые актриса появилась на экранах в 1962 году, сыграв эпизод в картине «Западня». В том же году ее задействовали в фильмах «Мой белый город», «Свадебное путешествие», «Юность отцов», тоже в эпизодических ролях. Через год Райкина появилась в актерском составе музыкальной комедии «Короткие истории», где также сыграли Лилия Трунина, Евгений Леонов, Михаил Пуговкин, Анатолий Папанов. Вскоре последовала еще одна роль в комедии «Коллекция Капы». В фильме актриса перевоплотилась в девушку, влюбленную в музейного работника, которого сыграл Ростислав Плятт.

Екатерина Райкина в фильме «Софья Перовская»

Вскоре репертуар Екатерины пополнился совместной работой с Аркадием Райкиным. Отец и дочь появились на экране в новогоднем музыкальном фильме «На два часа раньше», где также участвовали Леонид Каневский, Марсель Марсо, Валентина Толкунова, Екатерина Шаврина. Екатерине Райкиной довелось исполнить в фильме вокальный номер «Золушка», который был тепло воспринят телезрителями.

Заметная работа в кино пришла к ней в 1967 году: Райкина сыграла Хесю Гельфман в художественном фильме Лео Арнштама «Софья Перовская». В фильме речь пошла о русской революционерке, которая входила в состав подпольной организации «Народная воля». Героиня участвовала в покушении на царя Александра II, после которого была осуждена и казнена. В фильме, помимо Екатерины Райкиной, появились Александра Назарова, Виктор Тарасов, Борис Хмельницкий, Георгий Тараторкин, Александр Лукьянов. Роль Александра II исполнил Владислав Стржельчик.

Екатерина Райкина в фильме «…И снова май!»

Через год с участием Екатерины Райкиной вышла приключенческая картина на революционную тематику «…И снова май!». Фильм стал дебютом для Николая Караченцова. Увлекательный сюжет киноленты был посвящен работе революционной типографии в условиях полицейской слежки.

Потом последовал ряд телеспектаклей театра им. Е. Вахтангова, в которых играла Екатерина Райкина. В комедии «Дамы и гусары» актриса исполнила роль Софьи, в «Принцессе Турандот» перевоплотилась в рабыню Зелиму. В экранизации пьесы Бернарда Шоу «Миллионерша» Райкина сыграла роль мисс Смит, а в социальной драме «Ситуация» появилась в образе героини Зинаиды.

Екатерина Райкина в фильме «Дамы и гусары»

Самые яркие работы актрисы последовали в 80-е годы. Екатерина Райкина появилась в телеспектакле «Антоний и Клеопатра» в роли прислужницы главной героини. Затем снялась в экранизации пьесы Тирсо де Молина «Благочестивая Марта» в роли доньи Инес. Фильм Яна Фрида принес популярность всему актерскому составу, куда вошли Маргарита Терехова, Эммануил Виторган, Николай Караченцов, Светлана Тома, Владислав Стржельчик.

Следующей значимой работой в фильмографии Райкиной стала главная роль в мелодраме Владимира Фокина «Клуб женщин». В фильме речь пошла о подругах, которые недавно вышли на пенсию и решили начать новую жизнь. Супруга героини Екатерины Райкиной сыграл Игорь Кваша.

Екатерина Райкина в фильме «Благочестивая Марта»

В новом веке актрисе удалось появиться на экране только единожды. В 2003 году актриса снялась в эпизоде мелодрамы «Замыслил я побег». Театр по-прежнему оставался приоритетным в ее творчестве.

Знаменитый отец никогда не пользовался своим влиянием, чтобы помочь дочери сделать карьеру. Он всегда стыдился этого. Впрочем, его протекция и не нужна была Екатерине Райкиной. Она прекрасно справлялась сама. Но после смерти родителей, которые в последние годы жизни сильно болели, карьера актрисы начала идти на спад. Ролей было все меньше. В конце концов, актриса покинула подмостки.

Екатерина Райкина в фильме «Клуб женщин»

Опять почувствовать вкус славы и зрительского восхищения Екатерина Аркадьевна смогла в преклонном возрасте. Ее пригласили играть в спектакль «Бабье лето» в Монреальском русском театре имени Леонида Варпаховского. Райкина переехала в Канаду, где репетировала, а потом и гастролировала по городам Канады и Америки, где были большие русские диаспоры. Приезжал театр в Россию и Украину, где постановка пользовалась огромным успехом.

Часто задаваемые вопросы

Театр Райкина был хозрасчетной организацией, часть прибыли руководитель мог оставлять себе. Артист получал несколько зарплат: как актер, режиссер, соавтор миниатюр, плюс процент от сбора. Общая сумма гонорара составляла несколько тысяч рублей, актеры театра на это не роптали.

Понимали — главному художнику положено иметь высокие гонорары. Райкин никогда не обижал своих артистов, вкладывал деньги в театр. Ходили байки о его несметных богатствах, был даже пущен слух, что он пытался вывезти брильянты в Израиль в гробу покойной матери. В реальности он имел машину волгу, квартиру и даже дачу на лето только снимал.

Константин Райкин — сын известного отца

Творческая деятельность

Впервые на телевизионном экране Полина Райкина появилась в эпизоде сериала «Самара-городок». В дальнейшем последовали небольшие роли. Убедительной была игра отечественной актрисы в кинокартине «Ночные ласточки», а также в фильме «Сталинград». В ситкоме «Физрук» она перевоплотилась в Юлю — дочь вице-мэра.

Себя Райкина-младшая считает прежде всего театральной артисткой. Творческая карьера будущей российской актрисы началась в Театре им. Константина Станиславского. Затем Полина Константиновна работала в «Доке», где самой известной ее ролью стала Елена в спектакле «Про мою маму и про меня».

«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой

«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода

Почему французские дети хорошо себя ведут: восемь методов их воспитания

Театральная деятельность и киноработы российской артистки:

  1. «Однорукий из Спокана».
  2. «Я боюсь любви».
  3. «Доходное место».
  4. «Горе от ума».
  5. «Вишневый сад».
  6. «Мужчина и женщины».
  7. «Ваня и Соня и Маша и Гвоздь».
  8. «Горе от ума».
  9. «Про мою маму и про меня».
  10. «Чайка».
  11. «Физрук».
  12. «Всем, кого касается».
  13. Game over.
  14. «Ночные ласточки».
  15. «Самара-городок».
  16. «Дылды».
  17. «Он, она и я».
  18. «Шпион».
  19. «Сталинград».
  20. «Человек, который удивил всех».
  21. «90-е. Весело и громко».

Марина Райкина

Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Картина посвящена созданию новой пластинки Канье Уэста «Jesus Is King».Трейлер сериала «Эпидемия».На старте новой платформы доступны «Утреннее шоу», «Видеть», «Дикинсон» и другие оригинальные сериалы.Владимир Вдовиченков рассказывает роботу о понятиях семьи и любви.Война между двумя боссами сицилийской мафии.

Page 2

Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Картина посвящена созданию новой пластинки Канье Уэста «Jesus Is King».Трейлер сериала «Эпидемия».На старте новой платформы доступны «Утреннее шоу», «Видеть», «Дикинсон» и другие оригинальные сериалы.Владимир Вдовиченков рассказывает роботу о понятиях семьи и любви.Война между двумя боссами сицилийской мафии.

www.kino-teatr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector