Николай гриценко
Содержание:
Любовные похождения
Денис Кмит лишь спустя годы узнал правду о биологическом отцеЛичная жизнь Николая Гриценко была не только бурной, но и весьма запутанной. Даже близкие друзья затруднялись ответить, с кем из пассий актер расписался, а с кем жил гражданским браком. По словам биографов, со своей первой любовью Зинаидой Николай провел почти четверть века. А потом супруга оставила Гриценко, что для него оказалось огромным потрясением. «Всю оставшуюся жизнь Николай Олимпиевич искал замену Зинаиде, но, к сожалению, так и не смог найти», — заключила писатель Елена Семенова.В непростой период актера спасла работа: на экраны как раз вышла лента «Хождение по мукам», после которой он стал всесоюзной звездой. Но было очевидно, что даже самые блестящие роли не подарят артисту тех эмоций, что приносила любовь. И он окунулся в романы с женщинами, надеясь отыскать ту, с которой почувствует себя счастливым.Серьезные отношения связывали актера с фотографом Галиной Кмит. Гриценко сделал пассии предложение, но она уже была несвободна, а законный супруг не желал давать развод, хотя прекрасно знал об изменах. Галина родила от Николая сына Дениса, однако артист отказался признать отпрыска, так что отцом в свидетельстве записали мужа женщины Леонида. Лишь спустя годы Денису Кмиту, уже учившемуся в театральном вузе, открылась правда о биологическом отце. Они так и не встретились, и внебрачный ребенок видел папу только на экране.«Меня ограничивали. Я с ним не общался никогда, к сожалению. Если меня к нему не подпускали, значит, существовала какая-то обида, но кто из них виноват — не знаю», — делился Денис.
Ирина Бунина была младше Гриценко на 27 летОфициально у актера была лишь дочка КатяПочему актер не признал сына: не поверил, что ребенок действительно от него, или же не хотел платить алименты? Это так и осталось тайной артиста, не любившего выставлять личную жизнь напоказ. Официально у него была лишь дочка Катя, рожденная сотрудницей Москонцерта Инной Малиновской. Здесь-то и начинается путаница — в Интернете распространилась информация, что еще до Малиновской Гриценко женился на Ирине Буниной, младше него на 27 лет. Однако наследница Буниной от последующих отношений Анастасия Сердюк слышала от родительницы иную историю: ради Ирины Николай ушел от супруги Инны.«Оставил Малиновской квартиру, — поясняла Настя. — Жили они с мамой в общежитии на окраине Москвы. Николай Олимпиевич сильно пил, любил погулять, и мама не выдержала. После разрыва стало ясно, что им тяжело вместе служить в одном театре. Мама в отчаянии пошла к Олегу Ефремову во МХАТ и попросила найти ей работу. Тот велел подождать год. Тогда мои бабушка с дедушкой, тоже актеры, забрали маму в Киев в Театр русской национальной драмы имени Леси Украинки. Мама никогда мне о браке не говорила. Уверена, женаты они с Николаем Гриценко не были. Но для нее расставание с Гриценко стало тяжелым ударом. Все-таки он был ее первой настоящей любовью».
Об актере ходили противоречивые слухи: что он скуповат, но при этом любит щеголять в дорогих костюмах, якобы много пьет, однако нетрезвым на сцене его не видели. И конечно, вся Москва говорила о том, как женщины сходят с ума по Гриценко, а тот, будучи человеком спонтанным и эмоциональным, изменяет им и рушит одни отношения за другими.
Смерть
Финальная страница в биографии Николая Гриценко оказалась трагичной. Актер серьезно болел, из-за рассеянного склероза не мог вспомнить простых вещей. Кроме того, Николай Олимпиевич пристрастился к алкоголю, который только усугублял ситуацию. В конце концов актер оказался в психиатрической больнице, куда его (опять же — по слухам) отправила вторая супруга.
Могила Николая Гриценко
Однажды Гриценко, страдавший из-за провалов в памяти, взял из общественного холодильника чужую еду, за что был избит соседями по палате. Организм актера, подточенный болезнью и алкоголизмом, не выдержал побоев, которые, по сути, и стали причиной его смерти. 8 декабря 1979 года Николай Олимпиевич умер. Могила Николая Гриценко находится на московском Новодевичьем кладбище.
Театр
Одной из самых ярких театральных работ Николая Гриценко критики называли образ Степана в комедийной постановке «Приезжайте в Звонковое». Также зрителям полюбились шахтер Гаврила (спектакль «Макар Дубрава») и Молоков («На золотом дне» по произведению Дмитрия Мамина-Сибиряка).
Николай Гриценко в роли князя Мышкина
Немного позднее, в 1958-м, Николаю Олимпиевичу досталась довольно сложная роль князя Мышкина (по роману Федора Достоевского «Идиот»). Образ добродетельного и мягкосердечного Льва Мышкина оказался оживлен на сцене театра.
Театральные критики и зрители пленялись мастерством внутреннего перевоплощения, которым Николай Гриценко владел в совершенстве. Актер проживал жизни своих героев, а не играл их. Возможно, поэтому лицедею удалось покорить сердца тысяч поклонников.
Михаил Ульянов, Николай Гриценко, Юрий Яковлев и Владимир Шлезингер в спектакле «Принцесса Турандот»
Даже актеры других театров нередко приходили «на Гриценко» вместе с режиссерами, чтобы перенять опыт и посмотреть на живую легенду, коей постепенно становился Николай Олимпиевич.
В копилке театральных ролей Николая Гриценко Дон Гуан (сыгранный по мотивам «Маленьких трагедий» Александра Пушкина), Федор Протасов (спектакль «Живой труп» по одноименному произведению Льва Толстого), Мамаев из пьесы Николая Островского и другие не менее яркие и запоминающиеся образы.
Последние годы и уход из жизни
Конечно, поначалу артист не терял надежду, что сможет начать ходить и вернётся в профессию. Стал посещать кинофестивали и ждать новых предложений от режиссёров. Но с возрастом эта надежда таяла, пока наконец Денис Алексеевич не осознал, что инвалидность с ним до конца и в кино его больше не позовут.
Он старался вдохновлять самого себя на жизнь и работу. Не бросал живопись, писал сценарии. Не выносил слова «неудачник», ведь это тот, кто сдался. А Кмит принял свою жизнь со всеми её проблемами.
Рядом всегда была любимая мама, которая ухаживала за сыном и во всём поддерживала его.
После пятидесяти у актёра обострилось заболевание почек, он несколько дней провёл в реанимации.
Но по-настоящему подкосила актёра внезапная смерть матери. Она скончалась в апреле 2019 года в возрасте 89 лет. Сын пережил мать всего на несколько месяцев. Точная причина смерти осталась неизвестна. Ему было 59 лет.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
«План Б»
После расставания Гриценко решил серьезно заняться восхождением по карьерной лестнице, снялся в музыкальном видео Евы Лепс. Не забывал про Ольгу Бузову, решился стать участником шоу «План Б», которое певица организовала совместно с Тимуром Батрутдиновым. Суть проекта – найти пары для ведущих, если не выйдет, они обязаны будут пожениться.
Юноша не боится рисковать, ошибиться, утверждает, что стал гораздо взрослее и умнее. Свои действия объясняет привязанностью к девушке, заявляет, что не встречал никого, кто вызывал бы в нем такие сильные чувства.
В заключительных эпизодах проекта «План Б» Гриценко покинул шоу
Фильмы
Дебют Николая Гриценко в кино состоялся в 1942 году. Это была картина под названием «Машенька», снятая Юлием Райзманом. Роль Николаю Олимпиевичу досталась столь незначительная, что имя актера даже не появилось в финальных титрах. Однако эта работа стала знаковой для Гриценко, подарив первый и очень важный опыт работы перед камерой.
Николай Гриценко в фильме «Места тут тихие»
После первых же съемок Николая Олимпиевича буквально засыпали предложениями. Актер постоянно снимался, не отказываясь ни от главных ролей, ни от второстепенных и эпизодических.
При этом, даже входя в образ незначительного персонажа, выкладывался так, как будто играл главную роль. Удивительно: Николаю Гриценко удавались и комедийные сюжеты, и трагические характеры. Актер с легкостью перевоплощался, заставляя зрителей поверить в то, что происходит на экране.
Николай Гриценко в фильме «Анна Каренина»
Критики и киноманы отмечают роль Александра Каренина в фильме режиссера Александра Зархи «Анна Каренина» по одноименному роману Льва Толстого. Актер и внешне, и по темпераменту идеально вжился в этот образ. Анну сыграла актриса Татьяна Самойлова. Также коллегами Николая Гриценко стали Василий Лановой (сыгравший Вронского), Анастасия Вертинская, Юрий Яковлев.
Удалась Николаю Гриценко и роль в картине для детей «Два капитана» по произведению Вениамина Каверина. Здесь актер сыграл Николая Антоновича Татарина, директора школы. Эту трогательную приключенческую эпопею в шести сериях снял режиссер Евгений Карелов.
Николай Гриценко в фильме «Два капитана»
Вместе с Николаем Гриценко на съемочной площадке работали актеры Борис Токарев, Елена Прудникова, Зинаида Кириенко. Эта картина о чести и честности, смелости и героизме актуальна до сих пор, равно как и одноименный роман.
Также фильмографию Николая Гриценко украшает роль в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны», где актеру достался образ немецкого генерала. И вновь внешность и драматический талант Николая Олимпиевича позволили ему идеально влиться в героя, оживить его.
Николай Гриценко в фильме «Семнадцать мгновений весны»
В этой военной драме Татьяны Лиозновой (по произведению Юлиана Семенова) также сыграли Леонид Броневой, Юрий Визбор, Вячеслав Тихонов, Леонид Куравлев.
Роль Гриценко была довольно короткой, однако и с ней актеру было трудно справиться: в то время Николай Олимпиевич уже был серьезно болен, с трудом запоминал слова роли. Поэтому по всему вагону, в котором происходило действие эпизода, были развешаны подсказки. И даже несмотря на это, Гриценко мастерски сыграл роль, а эпизод этот считается одним из самых сильных в фильме.
Детство и юность
Будущий актер родился 24 июля 1912 года на станции Ясиноватая (сейчас это город Ясиноватая на территории Донецкой области). У Николая Гриценко была младшая сестра Лилия. Путь Николая Олимпиевича к славе не был быстрым и прямым: сразу после школы Гриценко поступил в днепропетровский транспортный политехникум, после которого устроился на работу на железную дорогу. Сначала молодой человек освоил профессию техника-смотрителя путей и зданий, затем некоторое время работал конструктором на заводе.
Актер Николай Гриценко
Там же, на заводе, Николай Гриценко впервые сыграл в любительском спектакле и попал под очарование магии сцены. Спустя некоторое время Николай Олимпиевич поступил на рабфак, чтобы профессионально изучить драматическое искусство.
В 1934-м, окончив рабочий факультет, Гриценко продолжил совершенствоваться как актер в киевском драматическом техникуме. Спустя год Николай Олимпиевич понял, что всерьез хочет связать жизнь с театром и кино, и переехал в Москву, справедливо рассудив, что там у него будет гораздо больше шансов реализоваться творчески.
Николай Гриценко в молодости
В 1935-м Гриценко стал студентом театрального училища при МХАТе втором (этот художественный театр, получивший порядковый номер, существовал до 1936 года).
Затем Николай Олимпиевич год провел в театральной школе при Театре Красной армии и в 1937 поступил в легендарную «Щуку» (тогда это было училище при театре имени Евгения Вахтангова). Талантливого студента заметили, и сразу после окончания училища (в 1940-м) Николай Гриценко присоединился к официальной труппе вахтанговского театра.
Личная жизнь
Со своим мужем — режиссером Борисом Равенских — артистка познакомилась незадолго до образования театра имени Константина Станиславского. Девушка сыграла главную роль в спектакле будущего избранника и вскоре получила статус его музы, а затем и жены.
Борис позаботился о том, чтобы карьера Лилии пошла в гору, сделал ее звездой своих постановок и фильмов. Но взамен актриса должна была терпеть непростой характер супруга, который мог накричать на нее при коллегах и даже поднимал руку.
По воспоминаниям современников, Гриценко боготворила Бориса. Она следовала за ним словно тень и готова была часами тихонько ждать в уголке, пока он общается с поклонниками. Но Равенских не ценил преданность супруги и вскоре увлекся молодой актрисой Верой Васильевой. К тому же Лилия была бесплодной и не могла подарить мужу наследника.
Лилия Гриценко и Александр Шворин (кадры из фильмов «Парад планет» и «Законный брак»)
Из-за измен Бориса чувства женщины начали угасать, и в этот тяжелый период ее биографии в труппу пришел работать Александр Шворин, который легко покорил сердце артистки. Их не смутил даже тот факт, что Гриценко была на 14 лет старше молодого возлюбленного. Ради него она подала на развод с Равенских и ушла из театра Станиславского.
Следующие годы женщина прожила в гражданском браке с Александром. Но счастье оказалось недолгим, и совместная жизнь закончилась предательством избранника. В этот период Лилия осталась одна — брошенная и забытая, без детей и родных.
Но неожиданно ей протянул руку помощи Равенских, пригласивший работать в театр имени Александра Пушкина. Это словно вернуло звезде смысл существования, а вот наладить личную жизнь артистка так и не смогла, хоть у нее и был непродолжительный роман с пианистом Максимом Кузнецом.
Телевидение
Летом 2017-го Гриценко попал на проект «Дом-2». Харизматичный молодой человек сразу заявил, что пришел на шоу за сердцем Лизы Триандафилиди. К тому времени на лобном месту уже была сестра Романа Марина Африкантова. О Лизе Гриценко быстро поменял свое мнение, узнав что девушка спала со священником.
На шоу «Дом-2» Роман часто находился в центре любовных треугольников. В борьбе за дамское сердце он оказывался больнице после драк. Настоящей сенсацией стало поведение участника на островах. Он решил, что способен добиться расположения ведущей Ольги Бузовой. Пара даже была замечена целующейся на съемочной площадке.
Так и не добившись взаимности от певицы, Роман переключился на Елену Хроминову. После этого Ольга, неожиданно для всех устроила истерику, назвав Гриценко легкомысленным. Через некоторое время молодой человек решил добровольно покинуть проект.
Спустя полгода Роман вновь появился на лобном месте. Однако, долго на телепередаче не пробыл. К тому времени он стал активно развивать личный блог в «Инстаграме».
Несмотря ни на что Гриценко не оставил попыток покорить сердце Бузовой. Он принял участие в проекте «План Б», где вместе с другими претендентами боролся за признание певицы. Блогер не боится совершать ошибок. Он зарекомендовал себя как сильного и целеустремленного мужчину. К сожалению, очередная попытка завести отношения со звездой не увенчалась успехом.
Несчастье и возвращение в кино
Комедия «Спортлото-82» могла бы стать отличным стартом в карьере молодого Дениса Кмита. Но еще до её выхода на экраны, артист упал со второго этажа и получил серьёзную травму позвоночника, навсегда приковавшую его к инвалидному креслу. И это всего в 22 года!
Другой бы опустил руки, но Кмит принял волевое решение жить дальше и переключился на другой вид деятельности. Он неплохо писал картины. Было у артиста всё отлично и со стихосложением. Так актёр переквалифицировался в творца на долгие десять лет.
А потом о нём узнал Сергей Сергеевич Гурзо, сын знаменитого режиссёра, решивший пойти по стопам отца. Он написал сценарий специально для Дениса Алексеевича. Его герой инвалид-афганец, ставший в последствии главарём банды. Фильм назывался «Какаду».
Спустя некоторое время актёра снова пригласили на съёмки фильма «Поворот ключа». И снова его героем был человек в инвалидном кресле. Только на этот раз образ был положительным. Кмиту посчастливилось поработать в тандеме с такими замечательными артистами как Г. Мартиросян и В. Этуш.
Биография[править | править код]
Родился на станции Ясиноватой Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Российской империи.
В 1926 году окончил семь классов начальной школы в Ясиноватой, в 1927—1931 годах учился на строительном отделении Днепропетровского политехникума железнодорожного транспорта (ныне Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта). В 1931—1932 годах работал техником по зданиям 2-й дистанции НКПС на железнодорожной станции Мушкетово. В 1932—1934 году учился в музыкально-драматическом рабфаке и одновременно работал конструктором технического отдела металлургического завода «Сталь» (ныне Макеевский металлургический комбинат) НКТП в Макеевке.
В 1934—1935 годах учился в Киевском драматическом техникуме при Музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого), в 1935—1936 годах — в училище при МХАТе 2-м, в 1936—1937 годах — в театральной школе при Центральном театре Красной Армии, в 1937—1940 годах — в театральном училище имени Б. В. Щукина при Театре имени Е. Вахтангова (ныне — Театральный институт имени Бориса Щукина) в Москве.
В 1937—1941 годах и 1942—1979 годах — актёр Театра имени Е. Вахтангова, где стал одним из ведущих мастеров сцены.
В 1941—1942 годах служил в РККА, учился на командирских курсах в Архангельске, демобилизован по болезни.
В конце жизни страдал от старческого слабоумия, по просьбе жены был госпитализирован в психиатрическую клинику. Был задушен пациентами этой клиники 8 декабря 1979 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Семья и личная жизнь
- Сестра — Лилия Олимпиевна Гриценко (1917—1989), актриса, оперная певица, народная артистка РСФСР (1957)
- Первая жена — Ирина Бунина
- Вторая жена — Инна Малиновская, артистка Москонцерта
- Внебрачный сын — Денис Алексеевич Кмит (1959—2019), актёр, (мать — Галина Васильевна Кмит (1931—2019), фотограф, фотохудожник, фотокорреспондент, заслуженный деятель искусств РФ (2003), приёмный отец Д. А. Кмита — актёр, Народный артист РСФСР Леонид (Алексей) Александрович Кмит). Николай Гриценко с сыном никогда не встречался.
Детство и юность
Биография Романа началась в апреле 1995 года в Омске. У родителей он самый старший. Брат Мирон уже засветился на съемках скандального шоу в качестве гостя. Младшему Богдану пока не по возрасту такие передачи. Зимой Гриценко с друзьями отдавал предпочтение хоккейным баталиям, а в теплое время года играл в казаков-разбойников, футбол. Eго отец в молодости гонял мяч на любительском уровне, состоял в команде и участвовал в турнирах.
Роман Гриценко и его брат Мирон
В 13 лет Рома уехал в Москву учиться в спортивном интернате, но футболистом так и не стал — замучили травмы. Да и клубы не спешили с приглашениями. Непростое решение прекратить тренировки далось тяжело. Однако карьера спортсмена плавно перетекла в карьеру модели. Высокий (рост 185 см), с рельефной мускулатурой, улыбчивый парень снимается для глянцевых изданий, участвует в рекламных кампаниях.
Высшее образование звезда реалити получил в университете имени Достоевского. Сейчас, по информации ряда сайтов, учится в магистратуре РЭУ имени Плеханова. С родным городом у Романа связаны воспоминания о первых любовных увлечениях. Oн признается, что знакомства и свидания проходили на местной набережной. Отсюда открывается невероятный вид на закаты.
Из техников — в лицедеи
Николая приняли в театр имени Вахтангова с распростертыми объятьямиНиколай появился на свет в Донецкой области на станции Ясиноватая в 1912 году.
Детство мальчика выпало на страшный период гражданской войны, самые ожесточенные бои шли как раз на Донбассе. Неслучайно незадолго до рождения сестры Гриценко Лили семья переехала в Горловку, чтобы сбежать от кровавого кошмара.
В те непростые времена будущее виделось исключительно рабочим. После школы Николай окончил транспортный техникум и устроился на железную дорогу. Но на этом юноша не остановился, смело можно сказать, что поговорка «Век живи — век учись» в точности отражала его позицию. Парень постоянно шутил, балагурил и веселил коллег, так что мало кто удивился, когда он поступил на музыкально-драматический рабфак, а затем и в театральный институт Киева.Можно было бы предположить, что талантливый юноша и его не менее одаренная младшая сестра перебрались в Москву в надежде на творческие перспективы, но имелась и более веская причина для смены места жительства: отца Гриценко, который работал директором завода, репрессировали и расстреляли в 1937-м. В отчаянии мама собрала самые необходимые вещи и вместе с родными сбежала в новую жизнь. К тому моменту 23-летний Николай уже успел жениться на девушке по имени Зинаида, так что в столицу отправилась и она.Совместной картиной для Николая и Лилии Гриценко стала «Прощай, Америка!»С распростертыми объятьями Николая приняли в театр имени Вахтангова, а его сестру, которая обладала сильным поставленным голосом — в оперно-драматическую студию. В дальнейшем актер получил образование в «Щуке», что еще больше повысило его авторитет среди коллег.
«Гриценко — лучший лицедей Вахтанговского театра. Лицедей делает лица. Некоторые актеры обижаются: «Какой я тебе лицедей? Я заслуженный артист!» Я говорю: «Дурак ты. Актеры, чем они разнообразнее в характерах, которые они выносят на суд народа, на сцену, тем они талантливее, гениальнее». Гриценко Николай Олимпиевич, мы его звали Грицук, — это была фантастика», — делился Василий Лановой в документальном фильме «Николай и Лилия Гриценко. Отверженные звезды» на ТВЦ.Николаю даже не нужен был костюм и грим, чтобы зритель разгадал и принял созданный им образ. Даже крохотные роли он играл по-разному, что одновременно восхищало и пугало режиссера Рубена Симонова: другие артисты предлагали пару вариантов перевоплощения в одного литературного героя, а Гриценко — 10. Актера все чаще называли гением.В картине «Анна Каренина» актер блестяще отразил характер Алексея КаренинаПервый опыт работы перед камерой артист получил благодаря приглашению на второстепенную роль в ленту «Машенька». Кинорежиссеры сразу поняли, что из актера выйдет толк, предложения стали поступать одно за другим. Совместной картиной для Николая и Лилии Гриценко оказалась «Прощай, Америка!», правда, фильм не завершили, а пленка с ним пролежала на полке до 90-х.
Свои звездные роли Николай сыграл позднее. Так, в конце 60-х вышла «Анна Каренина», где он блестяще отразил характер супруга главной героини. После премьеры критики писали, что благодаря таланту Николая Олимпиевича получилась история не об Анне, а о трагедии Алексея Каренина. В 70-х актер перевоплотился в Перфильева в «Земле Санникова», немецкого генерала из «17 мгновений весны» и в Николая Татаринова в «Двух капитанах».Одинаково удачно артисту удавались комедийные и драматические персонажи, но лучше всего — герои потерянные, сломленные, забытые миром. Ведь лицедей не понаслышке знал, что такое быть брошенным…
Театр и фильмы
На сцене театра имени Станиславского, с которого началась актерская карьера Гриценко, она успела сыграть яркие роли в пьесах «Маскарад», «Отцы и дети», «Грибоедов», «Чайка», поражая зрителей проникновенностью, искренностью и чистотой исполнения.
Лилия Гриценко в фильме «Верные друзья»
Дебют артистки в кино начался с главной роли. В картине «Черевички» она воплотила образ красавицы Оксаны. После этого фильмография Лилии пополнилась такими проектами, как «Белинский», «Прощай, Америка!» и «Римский-Корсаков», но звездную славу ей принес образ Натальи Калининой в фильме «Верные друзья».
После перехода в театр Пушкина Гриценко тоже не осталась без внимания. Хоть музой главного режиссера на тот момент и была Тамара Лякина, Равенских не оставил бывшую супругу без ролей. Женщина блистала в постановках «Романьола», «Консул Берник» и «Метель», срывая овации публики.
В кино исполнительница тоже долго сохраняла статус любимицы зрителей и режиссеров. Поклонников восхищало ее умение вжиться в образ, эмоциональность, трогательность и женственность, которая заставляла сопереживать всем ее героиням. Актриса играла центральных персонажей в фильмах «Шофер поневоле», «Веселые Жабокричи» и «Фантазии Фарятьева».
Лилия Гриценко и брат Николай Гриценко (кадры из фильмов «Адрес вашего дома» и «Память сердца»)
Но в старости популярность исполнительницы пошла на спад. Если в кино ей еще удавалось играть главные роли, то в театре Лилии оставалось довольствоваться эпизодическими появлениями в спектаклях. А в 1988 году ее и вовсе отправили на пенсию.
Звания и награды[править | править код]
- Заслуженный артист РСФСР (1951)
- Народный артист РСФСР (1957)
- Народный артист СССР (1964)
- Сталинская премия первой степени (1952 — за исполнение роли Артамашова в фильме «Кавалер Золотой звезды» (1950))
- Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1970) — за исполнение роли Мамаева в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского
- Орден Трудового Красного Знамени
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948).