Валентина серова: слава, блеск и забвение одной из самых красивых советских актрис

Предательство матери и смерть сына

В одном из своих писем Константин Симонов писал жене: «Мы жили часто трудно, но приемлемо для человеческой жизни. Потом ты стала пить… Я постарел за эти годы на много лет и устал, кажется, на всю жизнь вперед«.

В 1957 году Симонов ушел от своей Музы и подал на развод. Чуть позже он завел себе другую семью, а дочь Машу забрала к себе бабушка – мать Валентины, – актриса Клавдия Половикова. Она всегда слыла женщиной с суровым характером и сыграла не последнюю роль в падении своей дочери. Половикова, например, просто не разрешала Валентине видеться с дочерью и всеми силами пыталась лишить ее родительских прав. Каждому свиданию двух родных людей предшествовала череда унижений бывшей звезды перед собственной мамашей. Причем Серова во всеуслышанье обвиняла Половикову в том, что та все творила ради богатых алиментов от Симонова. 

Сын Анатолий, если можно так сказать, пошел по стопам своей матери – пил нещадно и все время обвинял мать в своей дурной судьбе. Говорят, что скандалили они регулярно, а в 1975 году, немного не дожив до своего 36-летия, Анатолий Серов скончался. Вот так бесславно закончилась жизнь сына «крылатого комбрига». Валентина даже не поехала на его похороны и пережила своего первенца всего на несколько месяцев.

За два года до смерти Валентина Серова сыграла свою последнюю роль в фильме «Дети Ванюшина» (1973)

Но умерла она, по сути, в тот момент, когда от нее ушел муж. А ведь если подумать, на тот момент ей было всего 40 лет – абсолютно молодая женщина. Те 18 лет, которые Серова прожила после развода, трудно назвать жизнью – это был стремительный спуск в бездну. Она пыталась замедлить это падение, говорят, постоянно испытывала на себе новые методы избавления от алкоголизма, но безуспешно. 

В финале своей личной истории Валентина Васильевна была очень больна, тотально одинока и жила в нужде. В кино с 50-х она практически не снималась. Те пять фильмов, в которых актриса появилась на экране, можно скорее расценивать как подачки бывшей легенде на пропитание от щедрот кинематографа. Под конец она выживала тем, что продавала за бесценок дорогие вещи, оставшиеся у нее от прошлой красивой жизни. Как и в историях других спившихся актрис, у Валентины Серовой под занавес также появился молодой ухажер, который не столько помогал ей, сколько подливал.  

Симонов никак не участвовал в жизни своей экс-супруги, как говорится, отрезал и выбросил. 

В старости

К тому времени она была уже глубоко пьющей женщиной, никуда не выходила, ни с кем не общалась. Ролей тоже не было – последнее ее появление в кино – в картине «Дети Ванюшина» 1973 года. Отец, Василий Васильевич, ушел из жизни еще в 1966-м, и некому было ее поддержать. Хотя поклонники у актрисы по-прежнему были – даже в конце жизни она жила с каким-то молодым человеком…

Похоронена Валентина Серова в Москве на Головинском кладбище рядом с отцом. Симонов на похороны не приехал, но прислал букет из 58 роз. Впоследствии он как-то попросил дочь Машу привезти ему переписку с ее матерью. Письма он прочитал и уничтожил, однако предусмотрительная девушка сняла копии. Константин Константинович признался дочери: «То, что у нас было с твоей матерью – наверное, самое главное в моей жизни»…

Валентина Серова, несомненно, была сильной женщиной – знала, чего хочет от жизни, умела привораживать мужчин, умела любить… Но слишком много горестей выпало на ее долю. Беды подкосили ее, и от былой «девушки с характером» не осталось и следа… Но все еще крутят по телевизору фильмы с ее участием – и буквально через экран чувствуется тот фантастический неуловимый магнетизм личности Серовой. А секрет актрисы очень прост – она никогда не играла, не притворялась, а просто… была собой. Всегда. Может быть, это ее и погубило?

Детство и юность

Мария Эшпай – коренная москвичка, появилась на свет в разгар зимы 1986 года. Оба деда Маши – известные люди. Дед по матери Павел Васильевич Станкевич (Симонов) — психолог и биофизик, изучавший высшую нервную деятельность, автор формулы возникновения и направленности эмоций. Дед по отцу Андрей Яковлевич Эшпай – композитор, перу которого принадлежат многочисленные симфонии и всенародно любимые песни («А снег идет», «Два берега», «Сережка с Малой Бронной»).

Мария Эшпай в детстве / ВКонтакте

Мама пианистки – главная принцесса Советского Союза, актриса Евгения Симонова, проснувшаяся знаменитой после выхода «Обыкновенного чуда». Отец — режиссер Андрей Эшпай, создатель 13 фильмов, самый известный из которых — сериал «Дети Арбата». У Марии есть старшая сестра – дочь Евгении Симоновой от первого брака, артистка Зоя Кайдановская.

Родители и дедушка-композитор быстро почувствовали призвание Маши к музыке и в неполные 5 лет отдали девочку в Центральную музыкальную школу, среди выпускников которой – знаменитые исполнители и композиторы Александра Пахмутова, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев.

Фильмы

Серова дебютировала в картине «Груня Корнакова» (1934), где перевоплотилась в главную героиню в юности. Но зритель так и не увидел девушку на экранах, эпизод с ее участием вырезали. Затем она появилась в драме «Строгий юноша», которую снял в 1936 году Абрам Роом. Ей отвели второстепенную роль Лизы, в титрах еще была прописана как Половикова, а на пленке блистала яркой брюнеткой. Широкой публике лента была представлена лишь к середине 70-х годов, а до этого пылилась на полке с вердиктом «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма».

Валентина Серова в фильме «Девушка с характером»

Восхождение на вершину славы и зрительской любви Валентины Васильевны началось с фильма «Девушка с характером»

Молодой симпатичной актрисе постановщик Константин Юдин преподнес главную роль отважной Кати Ивановой, работницы зверосовхоза. Валентина предстала перед зрителем белокурой миловидной красоткой

У актрисы появилась армия поклонников, мужская половина восхищенно вздыхала, женская – пыталась подражать.

Спустя год Константин Юдин вновь позвал Валентину Серову на съемочную площадку своего нового фильма «Сердца четырех». В легкой, водевильной комедии она разделила пьедестал двух главных героинь с Людмилой Целиковской – девушки играют сестер Мурашовых, строгую Галину и ветреную Шурочку.

Валентина Серова в фильме «Сердца четырех»

Примечательно, что эта художественная работа тоже попала на экраны кинотеатров не сразу после производства, теперь уже по вине разгоревшейся войны с фашистами. Показывать столь легкомысленную ленту в тяжелые для страны времена посчитали кощунством. Премьера состоялась накануне победы, в начале 1945-го, и добавила бонусов в копилку успехов Валентины Васильевны.

Валентина Серова в фильме «Весенний поток»

Серова украсила неподражаемой игрой и обаянием фильм Владимира Юренева «Весенний поток» (1941). Здесь актриса перевоплотилась в воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и ставит на путь истинный самого безнадежного подопечного.

Затем в карьере Валентины Серовой потянулась череда работ на военную тематику. Самой яркой картиной с ее участием, тронувшей зрителей до глубины души, стала постановка Александра Столпера «Жди меня». Режиссер взял за основу одноименную пьесу Константина Симонова. Актриса примерила образ Лизы Ермоловой, вопреки здравому смыслу не желающей верить в гибель мужа на войне и верно дождавшейся его возвращения.

Валентина Серова в фильме «Жди меня»

В 50-х и 60-х годах Серову стали редко приглашать в кино. Список картин пополнялся медленно – звезда экранов не могла справиться с пережитыми трагедиями и пристрастилась к алкоголю. Лента о защитниках Брестской крепости «Бессмертный гарнизон» стала последней серьезной работой. После женщина получила три небольшие роли – в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973).

Роковой вылет

И все же, несмотря ни на что, это была любовь… Анатолий поступил в Академию Генерального штаба, но при этом постоянно совершал испытательные вылеты. В отсутствие мужа Валя каждый раз боялась снимать телефонную трубку – а вдруг страшная весть?

В тот роковой день, 11 мая 1939 года, Анатолий Серов и Полина Осипенко испытывали совершенно новую модель самолета. Внезапно во время полета в кабине раздался страшный гул, машину стало кидать из стороны в сторону. В неравной борьбе летчики проиграли, и самолет на полном ходу врезался вертикально в землю…

Увидев, что за кулисами стоят несколько военных, Валя все поняла. На похоронах она стояла рядом с самим Сталиным – вождь любил подчеркнуть свое сочувственное отношение к женам героев.

Анатолий, казалось, предвидел свою кончину. Съездил к матери – и как бы между делом сказал: «Если со мной что случится, не бросайте моего сына!» Он как чувствовал, что красивая, но легкомысленная супруга не справится с воспитанием ребенка… Поручал он заботиться о своей семье и друзьям.

Валентина Серова на похоронах мужа

Кинозвезда и вдова Героя

Для актрис более типично обратное: уменьшать свой возраст. Однако Серова и в других отношениях была «звездой» нетипичной. Нет ни одной фотографии или кадров кинохроники, где бы она была в вечернем платье. Ни декольте, ни бриллиантов. Всегда строгий, закрытый наряд. Своей внешней привлекательностью она не спекулировала. Не тяготела к роскоши. Хотя, конечно, у неё была квартира в центре Москвы, соответствующая её статусу. И американский автомобиль с открытым верхом, который она водила сама. 

Валентина Серова c первым мужем Анатолием Серовым. Фото: www.globallookpress.com

Фамилией, с которой она вошла в историю отечественного кинематографа, актриса обязана первому мужу: Герою Советского Союза, лётчику-испытателю Анатолию Серову, который был старше её почти на 10 лет. Это была любовь с первого взгляда. Анатолий встретил молодую актрису на праздничном вечере в гостях у своего друга-лётчика и пригласил на танец. Спустя три дня сделал предложение, а ещё через неделю, 11 мая 1938 года, пара официально поженилась. Поселились в большой квартире в самом центре Москвы. Анатолий носил девятнадцатилетнюю жену на руках. Трудно представить, что испытала Валя, у которой под сердцем уже был их ребёнок, когда узнала, что муж разбился во время испытаний. Это случилось в первую годовщину их свадьбы: 11 мая 1939 года. Спустя 11 лет уже в браке с Симоновым у неё в тот же самый день — 11 мая — родится дочь Маша. По рассказам Марии Симоновой, её день рождения всегда начинался с того, что вместе с мамой они шли к Кремлёвской стене, где похоронен прах Анатолия Серова. 

Валентина Серова. Фото: www.globallookpress.com

Сына, который родился в конце 1939 года, она назвала в честь погибшего мужа Анатолием. Его судьба сложится трагически: он умрёт в возрасте 34 лет. 

Роман с Рокоссовским

В театре ее заметил «вождь народов» Иосиф Сталин, и стал приглашать на торжественные приемы в Кремль. При этом генсек оказывал актрисе повышенные знаки внимания и всегда сажал ее за стол рядом с собой. Некоторые исследователи утверждают, что Серова якобы была любовницей диктатора. Но это все только догадки

Перед самой Великой Отечественной войной в жизни актрисы произошло важное событие: она вышла замуж за известного советского писателя и поэта Константина Симонова. Именно ей поэт посвятил свое самое известное и пронзительное стихотворение «Жди меня», которое критики не без оснований считали лучшим образцом фронтовой лирики

Советские офицеры и солдаты в окопах переписывали от руки это стихотворение, читали его вслух. В тылу жены и невесты фронтовиков ждали их «всем смертям назло». Впрочем, у самой Валентины так ждать не получилось.

Валентина Серова с сыном и Константином Симоновым

Во время войны она часто выезжала в составе фронтовой агитбригады в действующую армию. Там она познакомилась с самым молодым и самым красивым советским маршалом
Константином Рокоссовским. Завязался страстный роман. Рокоссовский собирался бросить семью и жениться на Серовой. Но, как говорят, Сталин вызвал маршала на ковер и
приказал вернуться в семью, которая, кстати, много натерпелась во время репрессий. Ослушаться хозяина Кремля маршал Рокоссовский не посмел.

Анатолий Серов — сын Валентины Серовой

Эта любовная история надломила психику актрисы. Отношения с Симоновым зашли в тупик. Даже рождение общей дочери не уберегло брак самого знаменитого поэта и самой красивой актрисы Советского Союза от краха.

Ида Рубинштейн

Ида Рубинштейн. Фотография из журнала. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

Валентин Александрович познакомился с Идой Рубинштейн в 1909 году, работая над созданием театральных афиш для спектаклей и балетов, которые были известны как Русские сезоны в Париже. Ида была задействована в главных ролях этих балетов, а ее выступления имели просто грандиозный успех и вызывали настоящий шквал оваций.

В 1910 году мастер написал ее портрет в довольно странном стиле. Полотно была принято публикой весьма неоднозначно, и в адрес Серова посыпались многочисленные обвинения в отсутствии вкуса и подражании другим художником.

Сам Валентин Александрович (что было для него большой редкостью) своей работой гордился и был вполне доволен. Портрет выполнен в древнеегипетских и ассирийских мотивах, а Ида Рубинштейн изображена на нем в виде Венеры или Дианы, одетой «в костюм Евы».

Сын Валентины Серовой – Анатолий Серов

Сын актрисы, Анатолий Серов, родился в сентябре 1939 года, после того, как в жизни Валентины Васильевны случилась трагедия – во время испытательных полетов погиб его отец, 29-летний комбриг Анатолий Серов.

Летчик Анатолий Серов и Валентина Серова с сыном

Сына девушка назвала Анатолием, в память об отважном летчике, воевавшем в Испании. Анатолий Серов-младший не оправдал надежд мамы на то, что он станет достойным своего героического отца

В подростковом возрасте он был сложным ребенком, не хотел учиться, не отличался послушанием.

Актриса постоянно была занята в театре и на съемках. У Константина Симонова, отчима Толи, отношения с пасынком не сложились, поэт настоял, чтобы ребенка отправили в интернат. В СМИ пишут, что родственники со стороны отца пытались забрать парня в родной город знаменитого летчика, но актриса не отдала сына.

Анатолий, сестра Мария, Алексей (сын Константина Симонова)

Подростком Толя уже пробовал спиртные напитки, а однажды пошел на преступление. Анатолий Серов обокрал чужую дачу и совершил поджег, в результате оказался в исправительно-трудовой колонии Нижнего Тагила.

Валентина Серова и ее сын Анатолий

После освобождения Анатолий жил, где придется, снова нарушал закон и садился в тюрьму. Мать ничем не могла помочь сыну – она сама пристрастилась к спиртному. Сын Валентины Серовой ушел из жизни в возрасте 36 лет.

Юность

В.А. Серов. 1880-е

В 1880 году Валентин успешно сдал экзамены и поступил в художественную Академию, однако спустя пять лет он решил ее покинуть и взял отпуск по причине проблем со здоровьем. Когда Серов поступал в это заведение, его целью являлось попасть в ту группу, которую курировал профессор Павел Чистяков, воспитавший таких признанных гениев, как Врубель, Репин, Поленов, Суриков и многих других.

Манера обучения у Чистякова была достаточно жесткой, и он мог зло насмехаться над малейшими ошибками своих учеников, подвергая каждый неверный штрих нещадной критике.

Чистяков оказал огромное влияние как на манеру рисования Серова, так и на всю его жизнь в целом. Профессор увидел талант в своем ученике, и смог заинтересовать его манеры исполнения великих старинных мастеров, ознакомив его со многими экспонатами Эрмитажа. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. Однако, исходя из его собственного высказывания, по другому писать он не столько не умел, сколько попросту не любил.

Серов на скамейке в Абрамцеве, 1880-е годы.

Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. К тому моменту, как Серов покинул учебное заведение, он являлся постоянным участником культурных мероприятий в Абрамцеве. Там регулярно ставились домашние и любительские спектакли, в которых Валентин принимал самое активное участие и быстро стал любимцем публики. Ему отлично давались не только комические роли, но и сценическое вживание в образ различных зверей вроде игрушечного зайчика иль льва. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения.

Художники, входившие в абрамцевский кружок, увлекались всевозможными разновидностями народных ремесел, и в частности керамики. Знаменитое блюдо, изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Врубель, который был одним из завсегдатаев клуба, организовал гончарную мастерскую, где он в дальнейшем и изваял свои самые известные скульптурные произведения. Валентин Серов успел оставить лишь одну подобную работу, а именно – вазу с изображением черта, вылезающего из корчаги.

Савва Мамонтов, давний друг семьи Серовых, обеспечил Валентина потоком постоянных заказов на портреты. Заказчиками выступали различные оперные знаменитости и другие известные люди того времени. Одна из таких картин была выставлена на одной из выставок, организованных Московским обществом любителей изобразительных искусств, где снискала всеобщее одобрение и была отмечена многими авторитетными критиками.

Война. Рокоссовский

Когда началась война, Симонов сразу же ушел на фронт корреспондентом. Валя провожала возлюбленного на перроне и, наверное, впервые в жизни по-настоящему, а не из жалости, сказала ему: «Люблю»:

В военное время Валентина много ездит с фронтовыми концертами, выступает перед бойцами. Не раз бывала актриса и в госпитале высшего комсостава. Именно там однажды ее попросили почитать что-нибудь больному в отдельной палате. «Кто это?» — спросила Валя. «Генерал Рокоссовский» — ответил врач. Та сразу с готовностью согласилась. Войдя, артистка увидела лежащего бледного, осунувшегося, но все равно поразительно красивого мужчину с огромными синими глазами. Она влюбилась с первого взгляда и на следующий день пришла уже сама. Но Константин Константинович тоже уже ее ждал.

К.К. Рокоссовский в 1941 году

Когда приехал Симонов, Серова честно сказала ему, что полюбила другого. Для любящего сердца это был страшный удар. Но поэт продолжал верить, что Валя к нему вернется, хотя и не простил любимой этого жестокого пренебрежения его чувствами. В нагрудном кармане он хранил ее фотографию, которая поддерживала его в самые тяжелые моменты на войне.

А удачливый соперник тем временем присылал машину с адъютантом прямо в театр к Валентине, и после спектакля она мчалась к нему. Актриса даже познакомила его с сестрой Анатолия, сказав: «Я впервые после Толи влюбилась!» Роман продолжался месяца три, а потом… Константин вернулся к жене и дочери. Все кончилось. Поговаривали, что порочную связь не одобрил сам Сталин, как раз и посоветовавший Рокоссовскому не рвать с семьей. Маршал попрощался с Валей, та подарила ему свои фотографии, а через несколько месяцев получила их обратно с подписью «От Веры Рокоссовской».

Серова была потрясена, раздавлена… Так просто можно забыть все, что между ними было? Константин Симонов проявил удивительное великодушие и сделал Вале предложение. Они поженились летом 1943 года. Тогда же начались съемки картины «Жди меня» по сценарию Симонова, где Серова играла главную роль.

Краткая биография

  • 1933-1934 – учеба в Центральном техникуме театрального искусства.
  • 1933 – приглашена педагогом Ильей Судаковым в ТРАМ – Театр рабочей молодежи (сейчас Ленком).
  • 1934 – первая роль в театре – Франци в пьесе Александры Бруштейн «Продолжение следует».
  • 1935 – первая роль в кино: в фильме М. Ромма «Строгий юноша» сыграла эпизодическую роль комсомолки Лизы. Кинодебют не состоялся, так как фильм был запрещен к показу.

В фильме «Строгий юноша» (1935)

  • 20 марта 1939 – премьера фильма «Девушка с характером». Главная роль молодой задорной девушки Кати Ивановой, не боящейся трудностей жизни, сделала Серову звездой советского киноэкрана, она моментально стала всенародно известной и популярной. Этому немало способствовала привлекательная внешность, тонкие, выразительные черты лица, обаяние женственности.
  • 1940 – закончена работа в комедии «Сердца четырех», где Серова сыграла одну из центральных ролей – математика Галины Мурашовой. По причине начавшейся Великой Отечественной войны фильм вышел на экраны только в 1945.
  • 9 декабря 1941 года в радиоэфире поэт Константин Симонов прочел стихотворение «Жди меня», посвященное Серовой. Вскоре стихотворение было напечатано в газете «Правда» и получило всенародную известность.
  • 1943 – вышел на экраны фильм «Жди меня». Основой сценария послужило стихотворение Симонова. Серова играла в фильме главную роль – жену военного летчика Лизу Ермолову. По сюжету Лиза не верит известию о гибели мужа и продолжает ждать его. И не напрасно. Он остался жив и вернулся к жене после долгой разлуки.

В фильме «Жди меня» (1943)

  • 1944-1946 – на сцене театра Ленком играла в спектаклях по пьесам Симонова «Так и будет», «Русский вопрос», «Под каштанами Праги». К тому времени она была супругой Симонова, и главные роли были написаны специально для нее.
  • 1946 – в фильме «Глинка» исполнила роль жены композитора. Фильм был удостоен Сталинской премии.
  • 1948 – премьера спектакля «Цель жизни», в котором Серова исполнила одну из лучших театральных ролей – математика Софьи Ковалевской.
  • 1950 – перешла в труппу Малого театра. К тому времени актриса злоупотребляла алкоголем и однажды позволила себе не явиться на спектакль. Это стало причиной увольнения.
  • 1951 – поступила в труппу театра Моссовета. За шесть лет работы здесь самой яркой ролью стала Лидия в пьесе М. Горького «Сомов и другие». Причиной ухода из театра стало пристрастие актрисы к алкоголю.
  • 1956 – в фильме о защитниках Брестской крепости по сценарию К. Симонова «Бессмертный гарнизон» сыграла роль жены начальника гарнизона Марии Батуриной.
  • С 1964 года до конца жизни служила в Театре киноактера, играя в течение десяти лет всего одну роль.
  • 1973 – последняя работа в кино – небольшая роль генеральши Кукарниковой в фильме «Дети Ванюшина».
  • 11 декабря 1975 года – умерла в Москве.

В фильме «Дети Ванюшина» (1973)

Первый успех

Серов за работой над портретом О.Ф. Томара. Фотография. 1892

Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. К примеру, творчество Врубеля было фактически не известно широким массам на тот момент, а сам он находился на большом расстоянии от столицы, в Киеве. В кружок, организованный Мамонтовым, Врубеля впервые привел Серов, однако он долгое время не был по достоинству принят и оценен публикой, оставаясь немного непонятным и диковатым.

По свидетельствам современников, Мамонтов весьма жестоко обращался со многими молодыми малоизвестными художниками, в силу которых входили Коровин и Врубель. Несмотря на то, что ему удалось собрать вокруг собственной персоны большое количество талантливых мастеров, обходился он с ними не слишком уважительно, и часто не выполнял обещанного.

Работы Серова, в свою очередь, были высоко оценены не только коллекционерами, но и самими художниками, что вывело его в число однозначных лидеров. Многие ожидали от него полотен со сходными сюжетами, которые так понравились широкой общественности, однако Валентин решил двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом, расширяя новые горизонты в творчестве. В дальнейших картинах отчетливо просматривается тенденция к усложнению технических приемов и задач. Тем не менее повторить успех своих самых популярных творений с изображенными на них девушками, залитыми лучами солнечного света, у них так и не вышло.

M.А. Врубель, В.Д. фон Дервиз, В.А. Серов. Санкт-Петербург. 1883–1884

Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера, и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Отличия тут не только в возрасте модели, ином темпе жизни, иной пластике и прочим нюансам, но и в игре пятен цвета, напоминающей мозаичное оформление. На тот момент Серов находился под впечатлением от полотен Врубеля и пытался реализовать некоторые особенности исполнения в своей картине.

Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Картина создавалась в весьма сходных условиях с теми, при которых писался вышеупомянутый шедевр в Введенском поместье, расположенном неподалеку от Москвы.

Позднее Серов написал портрет Софьи Михайловны Лукомской (Драгомировой) и Серовой Ольги Федоровны. Сама она любила рассказывать историю встречи с Валентином, которая произошла в то время, когда она позировала Репину в народном костюме. Познакомившись с молодым художником, зашедшим в мастерскую к своему учителю, она стала позировать также и для него, а картина, вышедшая из под его пера, находилась на протяжении длительного времени в поместье, принадлежащем генералу Драгомирову, отцу Софьи.

Спустя примерно 10 лет Валентин Серов создал портрет при помощи акварельных красок, на котором была изображена Софья Лукомская. Дама, изображенная на картине, смотрит а зрителя немым отстраненным взглядом, наполненным грустью и печалью. Один невропатолог из Европы смог определить по данному портрету, что девушка в малорусском наряде явно пребывает в тяжелом душевном настроении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector