Три толстяка актеры

Сюжет[править]

Крестьяне, у которых вы отнимаете хлеб, добытый тяжёлым трудом, поднимаются против помещиков. Они сжигают их дворцы, они выгоняют их со своей земли. Рудокопы не хотят добывать уголь для того, чтобы вы завладели им. Рабочие ломают машины, чтобы не работать ради вашего обогащения. Матросы выбрасывают ваши грузы в море. Солдаты отказываются служить вам. Учёные, чиновники, судьи, актёры переходят на сторону народа. Все, кто раньше работал на вас и получал за это гроши, в то время как вы жирели, все несчастные, обездоленные, голодные, исхудалые, сироты, калеки, нищие, — все идут войной против вас, против жирных, богатых, заменивших сердце камнем…
— Политическая обстановка в стране с точки зрения Просперо

Завязка — восстание бедного рабочего люда, во главе которого стоят Просперо и Тибул. Революционеры пытаются взят штурмом дворец Толстяков, однако терпят поражение: гвардейцы арестовывают Просперо, а Тибул с большим трудом бежит и находит убежище в доме Арнери.

Тем временем у Тутти ломается кукла — единственное существо, к которому он испытывает привязанность, так что о покупке новой и слышать не желает. Исправить куклу под страхом смерти Толстяки решают поручить Арнери. По ходу сюжета доктор теряет куклу, однако случайно встречает Суок, которая внешне оказывается точной копией пропавшей игрушки. Этот факт толкает Тибула на разработку плана, как спасти Арнери от казни и освободить Просперо.

Всё закончилось хэппи-эндом — Толстяков посадили, «загнали в ту самую клетку, в которой сидел оружейник Просперо». «Клетка находится здесь, во дворце, в зверинце наследника Тутти». Насчёт остальных богачей неясно. «Богачи были арестованы. Они говорили: — Не трогайте нас! Мы не будем больше принуждать вас работать на нас… — Но народ им не верил, потому что богачи уже не раз обманывали бедняков». Однако для победителей всё действительно кончилось хорошо. В отличие от реальных России и Франции. Правда, кто и как стал править дальше — неизвестно, ибо никто из героев на лидерство не претендует и не стремится к власти.

Адаптации[править]

По мотивам сказки были созданы пьеса, опера Владимира Рубина, балет, диафильм, радиоспектакль и мюзикл, два мультфильма (рисованный сестёр Брумберг — подробнее в статье про режиссёров — 1963 г. и музыкальный кукольный «Разлучённые» 1980 г.), компьютерный мультсериал 2016 г. и игровой фильм.

  • Окрутеть в адаптации — в постановке МХАТа крутизну неожиданно проявил Раздватрис. Вместо метросексуального учителя танцев он теперь гувернёр Тутти и придворный церемониймейстер, даже способный, когда надо «гонять» Бонавентуру. Идеи усыпить Тутти и казнить Суок тиграми принадлежат именно ему.
  • Опера:
    • Да кто вы такие? Откуда взялись? — появились Гофмейстерина (частично выполняющая функции книжного Канцлера), горничная Китти и горбун-отравитель.
    • Два в одном и три в одном — Продавец воздушных шаров совмещён с персонажем Голубоглазого гвардейца.
    • Окрутеть в адаптации — Продавец воздушных шаров не только приобретает заметно большую роль, но и принимает на себя функции Голубоглазого гвардейца: замаскировавшись стражником, он оглушает Раздватриса, отнимает у него куклу и подменяет ею приговорённую к смерти Суок.
  • Выпрыгнуть из торта — в балетной постановке Оранского один из толстяков вонзает в торт нож, и в следующий момент из него от боли выпрыгивает Продавец воздушных шаров. Стража пытается поймать его, и Продавец, защищаясь мечом от доспехов, случайно пронзает куклу Тутти.
  • За мной! — в фильме-кроссовере «Приключения в городе, которого нет» Бонавентура поправился: «…впереди меня!».
  • Пастырь нерадивый — в сценической адаптации книги, написанной самим Олешой, один из толстяков является кардиналом (двое других — купцом и генералом).

Фильмправить

1966 г., реж. Алексей Баталов. Снялись Рина Зелёная (Ганимед), Роман Филиппов (Просперо), Евгений Моргунов (2-й Толстяк), Павел Луспекаев (Караска) и сам режиссёр (Тибул).

  • Вырастут — поумнеют — с прикрученным фитильком, реконструкцией и обоснованием. Наследника Тутти не любят, толком с ним не общаются. Мамы у него нет. С другими детьми — даже, например, сынками и дочками «элиты» — ему играть не позволяют. Зато ему всё время докучают своим занудством учителя, а слуги кудахчут вокруг него как клуши. Именно слуги-мужчины — к нему не допускают женскую прислугу, чтобы не «размяк», чтобы «рос мальчиком с железным сердцем». Тутти от всего этого растёт истеричным, капризным, наигранно-властным представителем сабжа. На самом деле — мальчик страшно скучает по родственному теплу и нормальной дружбе.
    • В конце, после свержения Трёх Толстяков (опекунов мальчика, самопровозглашённых королей), у него такую манеру себя вести как рукой сняло — наверное, как-то повлиял пережитый шок от огнестрельного ранения.
    • Это даже не то чтобы «поумнел»: он не успел вырасти (не прошло и месяца), и он и раньше был, в общем, не глупенький и никаких серьёзных гадостей не творил. Скорее пацан «отмяк», потому что у него появилась самая настоящая старшая сестричка (и вообще приёмная семья), и можно больше не изображать «железносердого принца, поставленного высоко над простецами».
  • Доносчик: продавец воздушных шаров — стукач и агент Толстяков.
  • Злодейство в адаптации 1966 г. В книге продавец воздушных шаров — персонаж в целом нейтральный, да к тому же он помог повстанцам найти вход в замок Трёх Толстяков. В фильме же это стукач и агент Толстяков.
  • Олигархия: Толстяки «легализовались» — официально короновались как три короля-соправителя, хотя по канону происходят из богатых буржуа и являются экономическими монополистами.
  • Да кто вы такие? Откуда взялись? — злобный генерал Караска, полное чудовище, который, судя по всему, и является истинным правителем, стоящим за спинами аморфных толстяков. Жестокий, коварный и беспринципный интриган. Сломал куклу наследника Тутти, после чего свалил вину на одного из своих подчинённых и самолично убил его. Когда доктор Гаспар починил куклу и попросил в качестве обещанной награды освободить повстанцев, обманом завел того в тюрьму. А в конце фильма и вовсе едва не застрелил Суок. Короче говоря, в плане омерзительности обогнал даже главных антагонистов.
  • Палач, сыгранный характерным актёром Германом Лупекиным, впечатляющ, грозен и страшен, пока он в маске. Вот он снимает её — и обнаруживается суетливое ничтожество с забавно-мерзковатой внешностью, не совсем здоровое на голову.
  • Прерванная казнь — Суок и Арнери хотят казнить, но Тибул очень ловко срывает казнь.
  • Спиральные локоны — Суок в исполнении Лины Бракните надела такой парик, чтобы притвориться «куклой наследника Тутти». У самой героини (и юной актрисы) волосы у прямые, безо всяких изысков.

Металл-операправить

В 2021 году Power Tale анонсировали, что их третья опера, «Два железных сердца», будет по мотивам «Трёх Толстяков». Ждём.

Актерский состав

Главные герои сказки — циркачка Суок и наследник Тутти. С этими ролями блестяще справились юные актеры Лина Бракните и Петя Артемьев.

В фильме снимались талантливые артисты:

  • Александр Орлов (дядюшка Август);
  • Алексей Баталов (канатоходец Тибул);
  • Валентин Никулин (доктор Гаспар Арнери);
  • Рина Зеленая (тетушка Ганимед);
  • Павел Луспекаев (генерал Караска);
  • Роман Филиппов (оружейник Просперо);
  • Борис Ардов (капитан Бонавентура);
  • Виктор Сергачев (учитель танцев);
  • Алексей Смирнов (старший кондитер);
  • Николай Корноухов (продавец шаров);
  • Герман Лупекин (палач).

Роли толстяков исполнили Сергей Кулагин, Евгений Моргунов и Борис Христофоров.

Сцена из фильма

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Три Толстяка – жадные и жестокие правители вымышленной страны.
  • Наследник Тутти – двенадцатилетний мальчик, единственный наследник Трех Толстяков.
  • Суок – цирковая артистка, танцовщица, девочка 12 лет.
  • Гаспар Арнери – известный ученый, доктор, который стоит на стороне простого народа.

Другие персонажи:

  • Тибул – гимнаст, цирковой артист, предводитель восстания против власти Трех Толстяков.
  • Просперо – оружейник, один из предводителей революционеров.
  • Август – старый клоун из цирковой труппы «Балаганчик дядюшки Бризака».
  • Тетушка Ганимед – экономка доктора Арнери.
  • Раздватрис – учитель танцев.
  • Туб – ученый, создавший куклу наследника Туттию.

Интересные факты о киноленте

Со съемками фильма связано много занятных моментов:

  1. На роли толстяков были приглашены актеры с фактурными формами, но костюмерам все же пришлось шить одежду с утолщающими накладками.
  2. Циркачку Суок сыграла 13-летняя школьница из Вильнюса — Лина Бракните, уже имевшая опыт работы в кино. Она на год переехала в Ленинград со своей воспитательницей.
  3. Из-за акцента у Лины не все получалось с озвучкой, поэтому в фильме иногда звучит голос А. Фрейндлих.
  4. Несмотря на успех в кино, Бракните не стала поступать в театральный вуз, а стала историком и работала в научной библиотеке.
  5. Наследника Тутти играл 12-летний Петя Артемьев. Актерская профессия его тоже не заинтересовала: Петр закончил филфак ЛГУ, затем работал преподавателем.
  6. В сценарий фильма введен персонаж, которого нет в книге. Это генерал Караска — хладнокровный, безжалостный злодей.
  7. Для эпизода, в котором продавец шаров пролетает над крышами домов, был сделан механический манекен. Когда начались съемки, леска, удерживающая «дублера», оборвалась. Времени на изготовление нового манекена не было, и актер согласился выполнить опасный трюк.

Любопытна и судьба куклы наследника Тутти, сделанной скульптором Валентиной Малахиевой. До 90-х гг. кукла лежала в хранилище «Ленфильма», а потом была продана с аукциона и попала в частный музей. Для трюковых сцен был сделан муляж, но его хранить не стали.

Предыстория фильма

Кинофильм по роману Олеши был задуман еще в 1950-х годах. Экранизацию запланировала советский режиссер Тамара Лисициан. Был написан сценарий, на киностудии «Мосфильм» уже начали готовиться к съемкам. Но в самом начале руководство «Мосфильма» наложило табу на выпуск данной киноленты, посчитав ее карикатурой на революцию 1917 года. Сценарий Лисициан навсегда лег на полку киностудии.

В 1966 году актер и режиссер Алексей Баталов опять задумался о съемках «Трех толстяков». Примечательно, что о первой попытке Тамары Лисициан молодой человек не знал. Поэтому был написан новый сценарий. Съемки начались. На этот раз лента производилась на киностудии «Ленфильм».

Шри-Ланка открывается для иностранцев с 21 января, но с новыми требованиями

В духе времени, в разном стиле: красивые обеденные залы в зеленых оттенках

Теплый, мягкий, невероятно милый — новый домашний робот Мофлин (видео)

Экранизация была приурочена к 50-летию со дня Великой Октябрьской революции. Кроме павильонов на «Ленфильме», картину снимали в Крыму, Таллине и в музее-заповеднике «Петергофе».

Воспоминания актеров

К сожалению, многие артисты, сыгравшие в легендарном фильме, уже умерли. Нет с нами и доктора Гаспара (Валентина Никулина), и канатоходца Тибула (Алексея Баталова), и тетушки Ганимед (Рины Зеленой).

Но исполнители главных ролей (наследника Тутти и куклы Суок) живы и здоровы до сих пор. Они с удовольствием поделились воспоминаниями о съемках.

У MacBook Pro обнаружили проблему с аккумуляторами: резко падает уровень заряда

Персональный помощник Amazon Alexa: машина и бытовая техника под контролем

Эксперты разработали метод определения подлинности кофе

С теплотой Петр Вадимович отзывается об Алексее Баталове и его жене Гитане Леонтенко, которая учила юных актеров танцевать. Сам же Авдеев после окончания съемок о карьере артиста и не помышлял. После окончания школы он поступил в Ленинградский университет на филологический факультет и всю жизнь проработал школьным учителем.

Роль Баталова в фильме

А. В. Баталов в фильме «Три толстяка» выступил в качестве режиссера-постановщика (совместно с И. Шапиро), сценариста (соавтором был М. Ольшевский), а также исполнителя одной из главных ролей.

Баталов как артист уже пользовался популярностью: после съемок в фильме «Девять дней одного года» ему присвоили звание лучшего актера 1962 г. Режиссерский же опыт у него был небольшой.

«Три толстяка» — его вторая постановка (первой была «Шинель» по повести Гоголя). Подготовка к съемкам велась долго и тщательно: выбирая актрису на роль Суок, режиссер пересмотрел сотни кинопроб.

Для Алексея Владимировича в работе не было мелочей ни на съемочной площадке, ни при монтаже фильма, поэтому каждый кадр и весь фильм впечатляют зрителя.

Киносценарий во многом отличается от романа, но сцены, перенесенные из книги, сделаны с максимальной приближенностью. Фильм получился ярким, реалистичным, эмоционально насыщенным. Даже одной такой картины достаточно, чтобы имя Алексея Баталова помнили многие поколения зрителей.

А. Баталов в роли канатоходца Тибула.

Сказка о революции

Юрий Олеша был всего на год старше XX века: родился в 1899-м, вырос в Одессе, дружил с Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом, в 1920-х годах работал в газете «Гудок», где трудились и многие другие писатели того времени. Его роман «Зависть» был опубликован в 1927 году и был восторженно принят критиками и читателями. Через год последовали и «Три толстяка», хотя они были написаны раньше.

В середине 1920-х подобное сказочное осмысление недавних событий было весьма актуально. Алексей Толстой отправлял своего инженера Лося на Марс, где тот делал революцию. Олеша ограничился Землей, но поместил своих героев в некую абстрактную страну, жителей которой жестоко эксплуатируют некие злодеи-капиталисты, выведенные в виде неприятных и прожорливых Трех толстяков. Симпатии Олеши очевидным образом находятся на стороне простого народа, впрочем, у него в сказке почти нет полутонов: хорошие герои симпатичны, умны и вызывают сочувствие, а для плохих писателю черных красок не жалко. Возможно, подобное утрирование и привело к тому, что книгу даже слегка поругали. Но совсем скоро по этой сказке был поставлен спектакль во МХАТе, потом был выпущен балет в Большом театре. В общем, произведение не потерялось.

Краткое описание кинофильма «Три толстяка»

Действие происходит в городе, изнывающем под властью жадных и злобных трех толстяков. Законный наследник Тутти еще мал. Его оградили от общения со сверстниками и внушили, что у него железное сердце. Кроме дворца и лицемерных придворных, он ничего и никого не видит. Самое ценное для мальчика — кукла с диковинным механизмом.

Бедные рудокопы поднимают восстание, но терпят временное поражение. Их предводитель Просперо заключен в темницу.

Во время обстрела, который велся из дворцовых покоев, генерал Караска сбрасывает куклу наследника с подоконника, и механизм ломается.

В город въезжает фургон бродячих циркачей. Старый клоун дядюшка Август, канатоходец Тибул и танцовщица Суок готовятся к выступлению.

Услышав взрывы, Тибул присоединяется к повстанцам. Его преследуют гвардейцы во главе с капитаном Бонавентурой. Случайно циркач попадает в дом ученого Гаспара Арнери, который помогает беглецу скрыться от погони.

Починить куклу может только доктор Гаспар. Его вызывают во дворец, приказывают сделать работу за ночь, а потом отправляют домой вместе с куклой в карете канцлера.

Куклу найти не удалось, но тут выясняется, что Суок как две капли воды похожа на диковинную игрушку. Тибул придумывает, как помочь доктору Арнери, при этом еще и освободить Просперо (ключ от темницы хранится у наследника).

Танцовщицу наряжают куклой и везут во дворец. Суок прекрасно исполняет свою роль, никто не замечает подмены. Ночью проголодавшаяся девочка выбирается из коробки, и Тутти догадывается, что это не кукла. Испуг сменяется живым интересом, и мальчик не выдает циркачку.

Кукла — девочка Суок.

Суок находит ключ и пробирается в тюрьму. Она освобождает предводителя мятежников, но сама попадает в руки стражников.

Кукла наследника случайно попадает в дом учителя танцев. Он привозит ценную игрушку во дворец.

Циркачку бросают в тюремную камеру, куда попал и доктор Гаспар вместе с никому уже не нужной куклой. На следующий день назначена казнь. Чтобы дать Суок шанс спастись, доктор еще раз меняет их с механической игрушкой местами. На эшафот он поднимается с куклой.

Повстанцы во главе с Тибулом пробираются во дворец и освобождают пленников. Мятежников поддерживают горожане. Власть 3 толстяков сметена. Циркачи устраивают представление перед ликующей толпой.

Три толстяка

Сеттинг[править]

Действие происходит в маленькой безымянной европейской стране в несколько амбивалентную историческую эпоху. Толстяки с остальной знатью угнетают бо́льшую часть населения, которая гнёт на них спину и хлебает лаптем щи, попутно получая от господ по делу и просто так (в основном — просто так).

  • Впрочем, имена и названия отчетливо указывают на южную Европу — Италию, Испанию или близкие по культуре страны (прибрежные районы Югославии и т.п.).
  • Капиталисты плохие — от первой советской сказки можно было ожидать ещё какого-то посыла? Все богачи и предприниматели представлены жадными, трусливыми и злобными индивидами, для которых единственные цели в жизни — добыча денег, жратва и пинание щенков.
  • Фэнтези-ономастика:
    • «Тутти» по-итальянски — «всё», «все вместе» (хорошо знакомый музыкантам термин, обозначающий «играем вместе»).
    • Суок получила имя в честь жены писателя, Ольги Густавовны Суок.
    • Имя Гаспар отсылает к одному из волхвов, пришедших к младенцу Иисусу (см. ниже), «Арнери» звучит по-итальянски.
    • Ганимед был виночерпием у Зевса, обеспечивая ему питание, как и экономка — учёному.
    • Имя Просперо взято у волшебника и заодно законного герцога Миланского из «Бури» Шекспира.
    • Тибул и Туб — ???

      Туб- возможная отсылка к «Тубалкаину».

      Случайно ли сходство имён?

    • Август — западное имя (см. фр. Огюст, нем. Августин).
    • Бонавентура по-испански — «добрая/хорошая удача».
    • Цереп — череп, т. е. отсылка к смерти, а также анаграмма от «перец». Также вызывает ассоциации с Цербером.
    • Лапитуп одновременно ассоциируется с тупостью и духовной низостью («лилипут»).
    • Раздватрис — ну, тут понятно: отсылка к размеру вальса, самого известно танца.
  • Франглиспания — СФК Франции и Италии времён европейских революций первой половины XIX века. Специалисты находят также отсылки к Эускади (Стране Басков). При том, что ещё один вероятный прототип куда-а-а-а ближе

    Вот примеры топонимов: улица Тени, переулок Вдовы Лизаветы, Четырнадцатый Рынок и Рынок Бычачьей Печёнки, Площадь Звезды и Площадь Суда.

    .

  • Эклектика — время (и место) действия сказки не указаны, однако описание архитектуры, техники, костюмов и быта составляет довольно разношерстную картину. Наличие у кучеров цилиндров, фабричные машины и косвенная отсылка к Соединённым Штатам указывает на конец XVIII — начало XIX века. При этом описание некоторых образов («знатный старик на расшитых золотом носилках»; «купец с огромным кожаным кошельком на боку»; «бедняки в серых куртках с зелёными обшлагами», богач, за которым ходят слуги с палками, не говоря уже о Гаспаре-Фаусте и Тибуле-Уленшпигеле) напоминает скорее позднее Средневековье. Сюда же можно отнести образ города, обнесённого крепостным валом с огромными воротами, как и историко-легендарный сюжет о борьбе бедных подданных против жестокого феодала.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector