Ричард бертон

Карьера и творчество

Первые взрослые роли Тейлор исполнила в 1949 году в фильме «Заговорщик», в 1950 в фильме «Отец невесты» и в 1951 в «Место под солнцем». Критики и зрители заметили невероятно красивую и талантливую молодую актрису. Наделенная природой редкой мутацией — двойным рядом ресниц и необыкновенным цветом глаз, она производила неизгладимое впечатление.

Элизабет Тейлор верхом на лошади, примерно 1945 г.

Настоящее признание пришло к Элизабет с ролями в драме по произведению Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» в 1958 году и «Однажды прошлым летом» в 1959 году. За последнюю Тейлор удостоилась «Золотого глобуса» за лучшую женскую роль.

Элизабет Тейлор кормит голубей на Трафальгарской площади в Лондоне, ноябрь 1948 г.Роберт Тейлор и Элизабет Тейлор на мероприятии Royal Command Film Show, 7 декабря 1948 г.

В том же 1959 году, удивив многих, Тейлор на торжественной церемонии в голливудской синагоге приняла иудаизм и взяла еврейское имя Элишева Рахель. Она прокомментировала это событие так:

Маргарет О’Брайен, Элизабет Тейлор, Джун Эллисон, Джанет Ли и Питер Лоуфорд в фильме «Маленькие женщины», 1949 г.

Вскоре Элизабет получила свой первый, заслуженный «Оскар» за талантливо исполненную роль в картине «Баттерфилд, 8», ставшей последней в истории её сотрудничества с MGM.

Монтгомери Клифт и Элизабет Тейлор отдыхают на съемочной площадке мелодрамы «Место под солнцем», 1951 г.Элизабет Тейлор и Джина Лоллобриджида во время приема на II Московском международном кинофестивале со смехом обсуждают одинаковые платья, в которых появились перед публикой, 1961 г.

Поворотным для Тейлор был 1963 год. На большой экран вышла «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли. Блистательная красавица, получившая беспрецедентный гонорар в миллион долларов, стала мировой знаменитостью.

Ричард Бертон со своей партнершей по фильму и будущей женой Элизабет Тейлор в эпической драме «Клеопатра», 1962 г.Сцена из фильма Джозефа Л. Манкевича «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1962 г.Кристофер Эдвард Уайлдинг наблюдает за матерью американской актрисой Элизабет Тейлор, которая делает макияж для роли Клеопатры. Лорис Лодди, который играет сына Клеопатры, — справа, 1962 г.

Ради потрясающей роли Марты в фильме «Кто боится Вирджинии Вульф», актриса согласилась набрать вес. Тейлор удостоилась второго «Оскара».

Актеры и супруги Ричард Бертон и Элизабет Тейлор беседуют на съемках фильма «Клеопатра», Рим, май 1962 г.

Актриса продолжила работу в кино и на телевидении, но самые заметные роли остались в прошлом. Элизабет занялась общественной деятельностью. Основала Американский фонд исследований ВИЧ, открыла фонд своего имени.

В фильме «Синяя птица», снятом в СССР, 1976 г.

В 1976 году легенда кинематографа, будучи уже в зрелом возрасте, предложила себя лично послу Израиля в качестве заложницы в обмен на освобождение заложников-евреев захваченного террористами в Уганде самолёта Air France. Посол не принял эту жертву, однако сказал: «Еврейский народ этого никогда не забудет».

В восьмидесятых Тейлор, первой в Голливуде, выпустила парфюмерную линию под своим именем.

White Diamonds Elizabeth Taylor — аромат для женщин

В 1994 году Элизабет удостоилась почетного «Оскара» за выдающийся индивидуальный вклад в дело гуманизма. В 2000 году Тейлор получила звание Дамы Британской империи. В 2001 году актриса была награждена медалью президента США за неустанную благотворительную деятельность.

Любовь бывает не только к людям

Наверное, неудача в личной жизни преследовала его потому, что единственной истинной и безоговорочной любовью Ричарда была сцена. Ведь в то сложное время, когда он был маленьким мальчиком из многодетной семьи, которого некому было воспитывать, потому что родители изо всех сил пытались заработать на жизнь, его единственным утешением стала игра. Когда некому было дать ему жизненное напутствие, в руки ему попался томик Шекспира, который и определил его дальнейшую судьбу. А учитель, который взялся за его воспитание с усердием отца, окончательно привил Бартону любовь к актерскому мастерству.

Внуки Элизабет Тейлор: как они сейчас выглядят и досталась ли им красота бабушки

Элизабет Тейлор осталась в нашей памяти как одна из самых красивых актрис Голливуда.

Ее не стало в 2011 году в возрасте 79 лет, но свое умение играть со стилем и следовать моде она успела передать внукам.

А всего их у Элизабет 10! Кем они стали? Как выглядят сейчас и похожи ли они на звездную бабушку?

Наоми Тейлор

По словам Наоми именно Элизабет привила ей любовь к аксессуарам и смелым экспериментам с одеждой.

Сейчас 46-летняя внучка актрисы работает стилистом, а о своем детстве вспоминает с благодарностью и трепетом.

«Несколько раз в год мы отправлялись в гости к бабушке. Это было лучшее время для меня! Я часами пропадала в ее гардеробной. Там вперемешку хранились платья от известных дизайнеров и скромная одежда с рынка. А когда она открывала шкатулку с драгоценностями, начиналась настоящая сказка. У каждого украшения была своя история. Элизабет считала, что они ей не принадлежат, а являются частью путешествия

», – с вдохновением рассказывает Наоми о счастливых днях, проведенных вместе с бабушкой.

И добавляет: «Элизабет Тейлор была настоящим филантропом и старалась преобразить каждую женщину. Если кому-то нравилась вещь из ее гардероба, то она с легкостью дарила ее

Лаела Уилдинг

Первая внучка Элизабет проводила с бабушкой много времени.

Лаела вспоминает, что ей доставалось больше всего внимания от звездной родственницы. Но все же Элизабет не выделяла кого-то одного из внуков и со всеми поддерживала теплые отношения.

Лаела и Наоми

Благодаря бабушке Лаела научилась управляться с косметикой и делать макияж. Также Элизабет помогала освоить ей сложные прически.

Сейчас внучка актрисы реализует чувство прекрасного в творческой профессии. Она работает графическим дизайнером в США.

Куинн Тивей

Многие отмечают, что 35-летний внук Тейлор единственный из потомков, кто унаследовал яркую внешность бабушки. Он также является творческой личностью – занимается фотографией и живописью.

Куинн тепло отзывается об актрисе, называя ее «замечательной, умной, чувственной и невероятно отзывчивой». Внук Элизабет продолжает ее благотворительные начинания. Он активно занят в фонде по борьбе со СПИДом, организованным еще при жизни Тейлор.

Элизабет Карсон

Мама Элизабет Карсон была удочерена актрисой в трехлетнем возрасте. И хотя внучка была для Тейлор неродной по крови, она уделяла ей так же много времени, как и остальным потомкам.

Элизабет Карсон вспоминает, что в детстве не хотела расставаться с бабушкой. Но от знаменитой актрисы она переняла вовсе не любовь к гламуру.

Девочке запомнилось ее обострённое чувство справедливости и гуманизма. Сейчас Карсон трудится в Департаменте защиты детей в США и активно сотрудничает с благотворительными фондами Тейлор.

Эндрю Уилдинг

В отличие от остальных потомков, у Эндрю было непростое детство. Когда мальчику было полгода, его мать узнала о своем ВИЧ-диагнозе.

Она забрала детей и сбежала с ними в Нью-Йорк. Там женщина начала употреблять наркотические препараты.

Несмотря на дурной пример, Эндрю не имеет вредных привычек и вырос достойным человеком. Он пошел по стопам бабушки, устроившись кинооператором в Голливуде.

Тарквин Уилдинг

Как и Эндрю, Тарквин также решил связать свою карьеру с кинематографом. Он работает режиссером, в его активе есть несколько удачных работ.

О бабушке Тарквин вспоминает с любовью. В интервью он часто повторяет: «Мы все восхищаемся ее щедростью, с которой она помогала людям, больными СПИДом. Проявляя к ней уважение, мы будем продолжать и дальше чтить ее наследие».

Источник

Тейлор говорит, что Бертон написал ей любовное письмо перед своей смертью

В 1983 году Тейлор и Бертон появились вместе в возрождении пьесы Ноэля Кауарда «частная жизнь«, о разведенной паре, которая воссоединяется во время медового месяца с новыми партнерами. Общественное увлечение Тейлор и Бертоном продолжалось, поэтому билеты продавались хорошо. Однако отзывы были ужасными, и Тейлор пропустила несколько выступлений из-за физических недомоганий. Во время одного из ее отлучек Бертон женился на своей четвертой жене, Салли Хэй.

5 августа 1984 года кровоизлияние в мозг унесло жизнь 58-летнего Бертона, когда он спал в своем швейцарском доме. Тейлор не присутствовал на его похоронах или поминальной службе в Уэльсе, поскольку его вдова опасалась создавать спектакль

Тейлор была на службе в лондонской церкви, где все внимание было сосредоточено на ней. В год его смерти она также положила розы на его могилу на Рождество

Тейлор сказала, что Бертон послал ей последнее письмо незадолго до своей смерти (хотя его вдова отрицала, что это было возможно). По словам Тейлор, Бертон выразил желание вернуться домой к ней. Она разделяла его чувства. Как она сказала в интервью журналу Vogue: «я все еще была безумно влюблена в него в тот день, когда он умер. Я думаю, что он все еще любил меня тоже.»Письмо, как сообщается, было похоронено вместе с Тейлор после ее смерти в 2011 году.

(Visited 161 times, 1 visits today)

Примечания

  1. 12Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  2. 12 Encyclopædia Britannica (англ.)
  3. 12 Internet Broadway Database (англ.) — 2000.
  4. https://www.biographyonline.net/actors/richard-burton.html
  5. Бёртон // Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол. Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 47. — 640 с. — 100 000 экз.
  6. 1234 Бертон Ричард // Энциклопедия кино. 2010
  7. 12 Бартон Ричард. Биографическая справка(неопр.) . РИА Новости (10 ноября 2010). Дата обращения: 15 июля 2015.

ВСЕ КАК У ШЕКСПИРА

Экранизация Шекспира «Укрощение строптивой» (для студии «Коламбия Пикчерз») должна была стать первым совместным производством Бартонов. Но, по словам Ричарда, стала вторым. «Первым было наше бракосочетание», — заявил он в интервью журналу «Лайф». Выбор пал на кинорежиссера Франко Дзеффирелли, прославившегося грандиозными постановками роскошных опер, например, «Травиаты» и «Богемы».

Как-то биограф Зигмунда Фрейда уэльсец Эрнст Джонс назвал уэльсцев «евреями Британии», имея в виду их восприятие самих себя как парий и аутсайдеров в Великобритании. «В таком случае, — пошутил по этому поводу один из биографов актрисы, — Бартона можно считать третьим еврейским мужем Тейлор».

Элизабет приняла иудаизм перед свадьбой с Майком Тоддом, но истоки этой веры коренились в ее детстве. «Ребенком во время войны, — вспоминала она, — я строила героические планы: представляла себя еврейкой… мечтала об этом… Когда я вышла замуж за Майка, то сказала ему, что хочу стать иудейкой». После внезапной гибели Тодда Тейлор нашла утешение в иудаизме. «В своих верованиях и чувствах я теперь совершенная еврейка», — напишет она позднее, когда возьмет еврейское имя Элишеба Рахель. Для Элизабет, по сути, гражданки мира, еврейство давало возможность оставаться самой собой, а не просто актрисой, неверной женой и матерью

Для нее это было так же важно, как для Бартона его уэльское происхождение. Это помогало, несмотря на кочевой образ жизни, сохранять свои корни

Но Бартон посмеивался над ее тягой к еврейству, порой они даже по-настоящему сцеплялись на этой почве. «Мой прадедушка, — рассказывал Бартон журналистам, — был польским евреем по имени Ян Исар, и это была наша фамилия, пока мы не сменили ее на Дженкинс. Правда. Во мне одна восьмая еврейской крови. А вот в Элизабет ее нет ни капли. Я ей так и сказал. Она просто взбесилась». Ранее, во время съемок «Ночи игуаны», в баре Пуэрто-Вальярта Бартон, напившись, объявил: «Я родился евреем. Возможно, я самый старый из истинно древних евреев».

— Никакая ты не еврейка, — заявил Ричард Элизабет во время одной из их прилюдных стычек. — Уж если кто и еврей в нашей семье, так это я!

— Нет, я еврейка, — ответила она. — А ты не примазывайся!

Но через пару лет, когда Ричард начнет изливать ей душу в интимных письмах, он иногда будет называть ее в шутку «дорогая Шеба» (вариант еврейского имени Тейлор) и Шебес. Как, например, в одном недатированном письме: «Вся моя любовь. Ни о ком не думаю столько, сколько о тебе. Я обожаю тебя, Шебес. Рич».

Taylor says Burton wrote her a love letter before his death

In 1983, Taylor and Burton appeared together in a revival of the Noel Coward play Private Lives, about a divorced couple who reconnect while honeymooning with new partners. Public fascination with Taylor and Burton was ongoing, so tickets sold well. However, the reviews were terrible and Taylor missed several performances due to physical ailments. During one of her absences, Burton married his fourth wife, Sally Hay.

On August 5, 1984, a cerebral hemorrhage claimed 58-year-old Burton’s life while he was sleeping in his Swiss home. Taylor didn’t attend his funeral or memorial service in Wales, as his widow was wary of creating a spectacle. Taylor was at a service at a London church, where attention focused on her. The year of his death she also placed roses on his grave at Christmas.

Taylor said Burton sent her one last letter shortly before his death (though his widow has denied this was possible). According to Taylor, Burton expressed his desire to come home to her. She shared his sentiments. As she said in an interview with Vogue, «I was still madly in love with him the day he died. I think he still loved me, too.» The letter was reportedly buried with Taylor after she died in 2011.

Личная жизнь

Личная жизнь талантливого и привлекательного актера была такой же богатой, как его фильмография. Пять раз Ричард связывал себя узами брака: с Сибил Уильямс, Сьюзан Хант, Салли Хэй и Элизабет Тейлор (дважды).

Ричард Бертон и вторая жена Элизабет Тейлор

Сибил Уильямс родила Бертону двоих дочерей (Кейт и Джессику). Самым громким и обсуждаемым стал роман Ричарда с Элизабет Тейлор. Весь мир наблюдал за историей звездной пары, которая и не скрывала подробностей личной жизни.

Ричард Бертон и его четвертая жена Сьюзан Хант

Партнерша по фильму «Клеопатра» (а также более десятка других работ) стала для Бертона большой любовью. На съемки картины Ричард приехал с семьей, а у Элизабет уже был муж Эдди Фишер. Это не помешало роману стремительно развиваться. Актеры поженились в марте 1964 года. На тот момент Ричард был самым высокооплачиваемым артистом Голливуда, а Элизабет – королевой кинематографа.

Ричард Бертон и его пятая жена Салли Хэй

Их жизнь была похожа на сказку: дорогие яхты, антиквариат, недвижимость. Актеры делали друг другу дорогие подарки, на протяжении 10 лет поклонники наблюдали за экспрессивной эмоциональной парой. А потом случился развод. Хотя спустя некоторое время Элизабет и Ричард снова поженились, но во втором браке прожили меньше года. В интервью звезды признавались, что любят друг друга, но ужиться друг с другом не смогут.

Творческая карьера Ричарда Бёртона

Впервые Бёртон появился на экране в 1949 году в драме «Последние дни Долвин», после выхода которой он заключил контракт с киностудией Фокс. В 1952 актер снялся в мелодраме «Моя кузина Рэйчел». За свою великолепную игру и успешный кинодебют в этом фильме Ричард Бёртон получил свой первый «Золотой глобус».

После вручения почетной награды актеру посыпались предложения для участия в разных кинолентах с высокими гонорарами.

Ричард Бёртон снялся в исторических фильмах «Александр Великий», «Тысяча дней Анны» и самой знаменитой кинокартине 1960-х «Клеопатра», драмах «Оглянись во гневе», «Очень важные персоны», «Ночь игуаны», «Кто боится Вирджинии Вульф?» и «Поздняя любовь», триллерах «Шпион, пришедший с холода», «Бум» и «Прикосновение медузы», боевике «Там, где гнездятся орлы» с Клинтом Иствудом, комедии «Лестница», ужасах «Изгоняющий дьявола II: Еретик».

Последним творческим участием Ричарда Бёртона стала фантастическая кинокартина «1984», где он исполнил роль второго плана.

На протяжении всей кинокарьеры, Ричард Бёртон одновременно играл в Британских театральных постановках.

Другие женщины Ричарда Бартона

Актер, которого сама Марлен Дитрих называла «мужчиной, заставляющим биться сердце женщины сильнее», имел несчетное количество мимолетных романов со многими признанными красотками Голливуда своего времени и был женат 5 раз (дважды на Элизабет Тейлор). Кроме Лиз и Сибил Уильямс, о которой уже упоминалось, женами Бартона были модель Сюзан Хант и гример Сали Хэй. Первая жена Ричарда Бартона не только целый год терпела разворачивающийся на ее глазах роман с Лиз Тейлор, но и задолго до этого делала вид, что не замечает отношений супруга с английской актрисой Клэр Блум. В дуэте с ней в 1958 году актер снялся в картине «Оглянись во гневе», которую критики признали одной из лучших его работ.

Совместные работы

Элизабет Тейлор и Ричард Бартон, фильмы с участием которых практически всегда имели успех, снялись вместе в 11 картинах. Первой из них стала знаменитая «Клеопатра». На момент начала работы над картиной Элизабет была замужем за Эдди Фишером, а Бартон женат на Сибил Уильямс, от которой имел двух дочерей. Через несколько месяцев после съемок они поженились и прожили вместе более десяти лет. Самой известной совместной картиной пары стал фильм «Кто боится Вирджинию Вульф?», за который Элизабет получила второго «Оскара», а Бартон — очередную номинацию на эту награду, которую ему так и не удалось никогда подержать в руках. Сам Ричард считал, что участие в этом фильме было его ошибкой, так как именно эта работа сформировала его имидж подкаблучника, от которого он тщетно старался избавиться.

В то же время под конец жизни он однажды признался журналистам, что его главной ролью в жизни оказалась роль супруга Элизабет Тейлор.

История жизни Ричарда Бартона

Но через некоторое время прекрасная любовь (о ней много писали в самых восторженных тонах — «о такой любви каждый из нас может только мечтать») постепенно приобрела черты навязчивого кошмара. Страстная натура Бартона, его гневные вспышки, в свою очередь, выводили из себя Элизабет. Было очень много работы — они снимались в четырех фильмах за год. Именно тогда, во второй половине шестидесятых, были сняты их знаменитые картины — «Укрощение строптивой» (где Ричард наконец-то сыграл шекспировского героя в кино), «Комедианты», «Бум», «Кто боится Вирджинии Вульф?» Последний фильм был вершиной в их совместной карьере. «Я не должен был соглашаться на эту роль, — говорил Бартон. — Именно после нее мне приклеили ярлык типа, который пресмыкается перед своей женушкой». 

По вечерам он ежедневно был занят на Бродвее. Играл роль Гамлета, покоряя театральный мир Америки. Когда подписывали с ним договор по настоянию Элизабет Тейлор, никто не был уверен в успехе неизвестного актера. Но благодаря его драматическому таланту дебют Ричарда Бартона превратился в его триумф. Выходя на авансцену, актер с такой эмоциональной силой произносил в затаивший дыхание зрительный зал знаменитый монолог «Быть или не быть? Вот в чем вопрос!», что разражалась буря восторга. Зрители утверждали: «Быть!» 

Ричард творил сам, побуждая творить и Тейлор. Только он смог убедить Элизабет в том, что она не просто звезда, которую можно использовать лишь в целях наживы, а потом, выжав, выбросить, как грязную тряпку, и забыть.

«Ты настоящая драматическая актриса, — говорил он, — и не должна забывать об этом. У тебя талант, который нужно ценить и которым обладают единицы… Ты больше чем звезда!» 

«Самая дорогая мне роль — Вирджиния. И не только потому, что за нее я получила второго «Оскара». Она из тех редких ролей, которые будоражат фантазию и интеллект. Тогда мне было тридцать два года…» — рассказывала Тейлор. 

Однажды Элизабет Тейлор спросили, что сделает она, если неожиданно узнает о том, что Ричард влюбился в другую женщину. Подумав, она спокойно и уверенно, с достоинством ответила:

«В наши дни мужчины средних лет любят ухаживать за совсем молоденькими девушками. Однако пока у Ричарда я этого не наблюдала. Думаю, ему нет надобности сдерживать свою неуемную страсть. Я ведь нахожусь рядом! Женщина я настолько любящая и темпераментная, что нашла в себе силы не только выйти за него замуж, но и продолжать жить с ним…» 

Благодаря Ричарду Бартону и киностудии «XX век — Фокс» Тейлор зарабатывала по миллиону долларов за каждый фильм и владела бриллиантом Круппа ( «33 карата с одной третью. Не забудьте треть…»), жемчужиной «Перегрина», подаренной Марии Тюдор аж в 1554 году; жилыми домами в Мексике и Гстааде; фешенебельной квартирой в лондонском небоскребе, а также яхтой. «Ричард был щедр, — говорила она. — и просто чудесен». 

К сожалению, оба пристрастились к алкоголю, хотя старались пить раздельно. И в июле 1973 года Лиз вдруг заявила: «Ричард и я на некоторое время расстаемся. Может быть, мы слишком любим друг друга… Молитесь за нас!» Развод состоялся в июне 1974 года. Тейлор еще долго звонила Бартону. Каждый день. Каждый вечер. В 1975 году они снова поженились, однако второй брак длился всего лишь год. 

Свое 50-летие Лиз отмечала в Лондоне. На день рождения пришел и Бартон. Выглядел он ужасно для своих пятидесяти шести лет — годы пьянства, тяжелых потрясений, причиной которых часто была сама Лиз, сделали свое дело. Тем не менее Тейлор весь вечер протанцевала с Ричардом. «Вечер удался на славу, и Ричард был таким замечательным. Мне было так хорошо, что я захотела остаться 50-летней навсегда». 

Воссоединение продолжалось два дня, после чего Бартон заявил репортерам:

«Элизабет хочет ко мне вернуться. Она постоянно уговаривает меня жениться на ней снова, но я больше этого не выдержу. Моя жизнь связана с ней, как с бывшей женой, и как с легендой». 

Бартон незадолго до смерти сказал: «Я буду пить, чтобы от этого умереть. Но Лиз переживет меня. У нее есть свой мир. А мой мир — это только театр». Лиз до сих пор вспоминает его:

Начало карьеры

В 1943 году актер Ричард Бартон дебютировал на профессиональной сцене. Однако вскоре его призвали в армию, и вплоть до 1947 года он служил в американских ВВС. Демобилизовавшись, молодой человек поступил в один из лондонских театров. Уже через год Ричард успешно дебютировал в кино в картине «Последние дни Долвина», в которой сыграл одну из главных ролей. Параллельно с этим он много работал на радио, а чуть позже ему дали роль в знаменитом Мемориальном Шекспировском театре в Стратфорде-на-Эйвоне. Став знаменитым на родине, Ричард Бартон отправился покорять Голливуд. Там он дебютировал в кинокартине «Моя кузина Рейчел», в которой сыграл главную мужскую роль.

Ричард Бартон. Роковая встреча

На момент встречи с Лиз актер Ричард Бартон слыл отчаянным ловеласом и гулякой. Страсть между ними разгорелась не сразу. Поначалу Бартон высмеивал актрису перед своими друзьями, смешно копируя ее матерный жаргон и манеры. В первый же день съемок он сообщил Лиз, что «хотя она немного толстовата, но он не против заняться с ней сексом». Очевидцы заявляют, что Лиз ответила на это пощечиной и гневным заявлением, что она не женщина на час.

Друзья Бартона предупреждали, что Лиз – та еще штучка и как легко попасться на ее крючок, но Ричард только ухмылялся в ответ. Все расставили на свои места дикие поцелуи Элизабет с актером, которые не закончились даже после команды «Снято»! Бурные сцены продолжились в гримерке, и всем сразу стало понятно, что Клеопатра и Марк Антоний не играют страсть, они ею полностью поглощены.

ДЕТИ И БРАК

Заключительная сцена примирения «Укрощения строптивой», в которой Петруччо представляет всем свою укрощенную жену, была поставлена самим Бартоном, потому что Дзеффирелли отправился в Нью-Йорк готовить спектакль в «Метрополитен-опера». Под руководством Ричарда Элизабет в роли Кэт произнесла речь, восхваляя женскую покорность:

Подобные настроения не слишком совпадают с представлениями современных женщин, но Тейлор искренне верила в правоту этих слов. Дзеффирелли отмечал, что большинство актрис, произнося этот монолог, словно подмигивают публике, а Элизабет «играла, глядя прямо в глаза». Хотя ее собственное поведение и спровоцировало в какой-то мере сексуальную революцию, хотя она сама всегда оставалась более знаменитой, богатой и влиятельной, чем ее мужья, она продолжала мечтать о таком браке, который расхваливала Катарина в финальной сцене «Укрощения строптивой».

После того как монолог был произнесен н камеры отключили, Элизабет оглядела актеров, игравших многочисленных гостей, потом посмотрела на Ричарда. Тот был «глубоко потрясен» тем, как она произнесла текст Шекспира, и сказал: «Хорошо, моя девочка, надеюсь теперь ты воплотишь это все на практике».

«Может, слова это и не мои, но сердцем я с ними согласна», — отвечала Тейлор. В сцене преображения Кэт — Элизабет сопровождает произносимые ею строки нежными взглядами, которые она бросает на детей, играющих с собакой под обеденным столом, потом она многозначительно переводит взгляд на Петруччо, как бы давая ему понять: именно дети делают брак настоящим. Словно хочет сказать: и мы с тобой приведем детей в этот мир. После этого монолога герои наконец-то дарят друг другу долгий проникновенный поцелуй, а потом Петруччо произносит: «Кэт, милая, в постель нам не пора ли?» Словно весь фильм был прелюдией к этому моменту.

Однако в реальной жизни Элизабет и Ричард заключили брак, сознавая, что не смогут зачать четвертого ребенка. В глубине души Тейлор мечтала иметь детей от Ричарда, но ее мечта так и останется неосуществленной. Именно поэтому они так стремились удочерить и воспитать Марию Бартон. Но им хотелось, чтобы у Марии был еще один брат или сестра. Через какое-то время они попытаются усыновить еще одного ребенка. Подруга Тейлор заметила: «Элизабет хотела бы стать такой, как Джозефина Бейкер с ее «радужным племенем». (Известная актриса кабаре усыновила двенадцать сирот разных национальностей.) Любящий взгляд, который она переводит в фильме с разыгравшихся детей на Ричарда, отражает ее истинные чувства и в тот момент — надежды на будущее.

После того как сцена была снята, у Элизабет случился приступ. 6 апреля Бартон записывает в дневнике: «Элизабет было очень плохо из-за этого проклятого кровотечения. Пришлось послать за доктором из Лондона. Я лег спать в отчаянии, и всю ночь мне снились кошмары, будто она умирает». Он не указывает в этом опубликованном дневнике причину кровотечения, но, возможно, это было геморроидальное кровотечение — болезнь, которая еще будет давать о себе знать в последующие годы и потребует нескольких госпитализаций. Размеры потери крови приводили Ричарда в ужас.

8 апреля он записал: «У Э. очень низкое давление — 90, очевидно, из-за потери крови». И четыре дня спустя: «Э. завтра поедет в больницу на выскабливание. Обедала со мной, такая бледная и слабенькая. По возвращении домой снова началось кровотечение. Доктор Прайс прилетает из Лондона, чтобы поставить ее на ноги. Бедняжка. Я кричал на нее и ругался, что она «хворая» из-за того, что не соблюдает дисциплину, что слишком много пьет. На самом деле я говорил о самом себе, но из страха за нее».

13 апреля. «Зазвонил телефон, и — о радость, радость! — Элизабет сама была на другом конце провода. Операция закончилась, ей еще больно, но она жива и будет жить, чтобы я мог на нее кричать и в дальнейшем».

В тот вечер Бартон закончил работу, смыл грим и принял душ, смешал себе водку с тоником и поехал в больницу. По дороге домой он попросил своего шофера Марио остановиться у собора Святого Петра. Глядя на «эту громаду», Бартон произносил шепотом благодарственную молитву… До первого развода им оставалось семь лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector