Валентина сперантова

Быть травести до последних дней

«Век травести до обидного короток. А переход на иные, так называемые «возрастные» роли – что ж, хорошо, если он состоится. А если нет? Да и, честно говоря, так ли уж много случаев каждый из нас припомнит, когда блистательная травести становилась столь же блистательной старухой?… Так вот, Валентине Александровне Сперантовой колоссально повезло: благодаря радио, она смогла работать в амплуа травести, данном ей свыше, целые сорок лет», – вспоминал замечательный актер и режиссер радиопостановок Николай Литвинов, имевший счастье работать с актрисой все эти годы («Какое наслаждение было работать с нею!»).

Радио повезло со Сперантовой – актрисой уникального дарования, но и Сперантовой повезло, что ее творческая жизнь пришлась на время расцвета радио-художественного вещания.

«Клуб знаменитых капитанов»: А.Хованский, Р.Плятт, О.Абдулов, А.Шихматов, М.Названов.

Дик Сенд – А.Сперантова

Радио позволило сыграть Валентине Сперантовой те роли, которые она уже по объективным причинам не могла играть в театре. А ведь почти до конца жизни голос ее оставался молодым. «И в свои 70 лет она еще вполне могла подходить к микрофону с листками роли Дика Сенда в руках – и мы с вами слышали по радио, у себя дома, задорную, полную энергии и силы речь пятнадцатилетнего капитана. Мы видели за этим голосом необыкновенно интересный мальчишеский характер, тянущийся к необычному. Сердце его напряжено жаждой героического – как стрела, натянутая в тетиве. И это сердце обнажалось перед нами искусством актрисы. И своих собственных детей, их каждодневные дела, поступки и шалости мы воспринимали тогда несколько иначе уже: тоньше, прозорливее, свежее…

Разве это не счастье для актрисы – работать до последнего дня по восходящей, все лучше и лучше – энергичнее, радостнее, окрыленнее?» До самых последних дней ее работы на радио приходили в редакцию такие письма: «Москва, всесоюзное радио. Тимуру», «Москва, радио, капитану Дику Сенду»…

Валентина Малявина — фильмография, в каких фильмах снималась

  • 1960 — Первое свидание — Надя Казакова, сестра Мити
  • 1962 — Иваново детство — Маша, фельдшер, лейтенант медслужбы
  • 1963 — Юность (киноальманах) — Уля — главная роль
  • 1963 — Утренние поезда — Ася Богданова
  • 1963 — Улица Ньютона, дом 1 — девушка на вечеринке (нет в титрах)
  • 1963 — Сотрудник ЧК — Маруся Королёва, юная чекистка
  • 1965 — Пробуждение (киноальманах) — Мария
  • 1966 — Туннель (Tunnel, The / Tunelul) — Наташа, радистка, сержант
  • 1967 — Там, где длинная зима — Вера
  • 1967 — Курьер Кремля (фильм-спектакль) — эпизод
  • 1968 — Урок литературы — Нина Вронская, невеста Кости, студентка консерватории
  • 1968 — Портрет Дориана Грея (фильм-спектакль) — Сибила Вэйн
  • 1969 — Ночной звонок — Владя
  • 1969 — Король-олень — Анджела, дочь Панталоне (вокал — Алла Пугачева)
  • 1970 — Красная площадь — Наташа Кутасова, Наталья Владимировна, жена подпоручика
  • 1971 — Цена быстрых секунд — Инна Ромашова
  • 1971 — Тысяча душ (фильм-спектакль) — Настенька Годнева
  • 1971 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) — Машенька
  • 1973 — Это сильнее меня — Таня Сереброва, инструктор по технике безопасности
  • 1974 — Долгота дня — Санда
  • 1974 — Высокое звание — Альбина
  • 1975 — Обретёшь в бою — Дина Лагутина, журналистка
  • 1975 — Мой дом — театр — Любовь Павловна Косицкая, актриса Малого театра
  • 1976 — День семейного торжества — Ирина Петровна Савичева, дочь, учительница
  • 1977 — Ситуация (фильм-спектакль) — Лидия
  • 1977 — Нос — эпизод (нет в титрах)
  • 1977 — Мещанин во дворянстве (фильм-спектакль) — Люсиль
  • 1977 — Когда рядом мужчина — Дина Варга
  • 1978 — Лето в Ноане (фильм-спектакль) — Соланж, дочь Жорж Санд
  • 1988 — Муж и дочь Тамары Александровны — Тамара Александровна
  • 1989 — Отче наш — аптекарша
  • 1989 — Женщины, которым повезло — Ольга Игнатьевна, мать Люси Сизовой
  • 1991 — Женщина для всех — Шура, старшая сестра Марии
  • 1993 — Осенние соблазны — Жанна
  • 1999-2000 — Редакция
  • 2006 — Валентина Малявина. Роман со смертью (документальный)
  • 2011 — Александр Кайдановский. Загадки Сталкера (документальный)

«Всесоюзная бабушка»

Всего снялась в 25 кинолентах Валентина Сперантова. Фильмы с ее участием (даже если они и были посредственными) всегда отличались от других. Иногда зрители приходили в кинотеатр просто для того, чтобы посмотреть на Сперантову, которая играла всего в одном эпизоде.

Несмотря на разнообразность, все персонажи актрисы просто-таки излучали тепло и доброту. Со всей страны Валентине Александровне шли письма от молодых поклонников, которые называли ее «всесоюзной бабушкой». А для старшего поколения артистка стала своеобразным эталоном, к которому нужно стремиться.

Среди наиболее известных кинокартин с участием Сперантовой – «Веселое волшебство» (Акулина Ивановна), «Последний месяц осени» (мама), «Любушка» (экономка), «Письмо из юности» (кузнец) и, конечно же, неподражаемая «Большая перемена», в которой она сыграла тетю Глашу.

Первые роли в кино

Однако работа на «Союзмультфильме» — это был еще не последний подарок судьбы Валентине Сперантовой. В преддверии пятидесятилетнего юбилея стареющую актрису пригласили сняться в кино.

Первая картина с ее участием – комедия «Алеша Птицын вырабатывает характер», в которой она сыграла главную роль — Сашину бабушку Симу

Несмотря на то что кинокартина была довольно посредственной, Сперантова отлично вжилась роль и умудрилась обратить на себя внимание многих советских режиссеров, предложения сниматься посыпались на нее, как из рога изобилия. Теперь на ближайшие 25 лет она превратилась в любимую кинобабушку всего СССР

«Вечный» мальчик

Бойкая молодая актриса благодаря своему росту и звонкому голосу прекрасно подходила на роли детей. Это и стало ее амплуа.

Поначалу ей доставались лишь второстепенные герои (Джо Гарнер в «Томе Сойере» и Нинка-Хромушка в «Кольке Ступине»). Но достаточно скоро уникальная способность Сперантовой создавать на сцене невероятно реалистичные персонажи была оценена зрителями и главным режиссером театра. Он мечтал дать актрисе главную роль в новой постановке, но судьба распорядилась иначе, Юрий Бонди скоропостижно скончался, так и не осуществив задуманного.

Пришедший на смену Бонди Григорий Рошаль относился к работе театра чрезмерно формально, поэтому при нем артистка практически не получала новых и интересных ролей.

К счастью для Сперантовой, в 1928 г. Рошаль покинул пост главного режиссера и актриса наконец-то получила главную роль мальчика Егорки в пьесе «Черный Яр». Ее игра была просто фантастической и практически вся Москва ходила на спектакли, в которых блистала Валентина Сперантова. Самые известные из них – это «Бежин луг» (Степок), «Том Кенти» (Том) и «Дом №5» (Ганька).

Однажды на пьесу со Сперантовой пришел известнейший ирландский драматург Бернард Шоу. Он был настолько восхищен игрой актрисы, что не сразу понял, что перед ним не мальчишка, а тридцатилетняя женщина. Однако узнав об этом, великий писатель стал перед ней на колени и поцеловал ей руку.

Первое замужество

В то время как в театре стала настоящей примой актриса Валентина Сперантова, личная жизнь ее пошла под откос. Несколькими годами ранее она вышла замуж за простого рабочего парня по имени Коля Гусельников.

Через некоторое время у молодых супругов родилась дочка Оксана и, казалось бы, чего еще желать. Но семейное счастье разрушила работа Гусельникова.

Дело в том, что он был строителем на ДнепроГЭС, а после того как проект был сдан, молодого специалиста направили в Казахстан. Николай хотел забрать с собою и жену с дочкой. Но находясь на пике популярности, не захотела уезжать из Москвы Валентина Сперантова. Личная жизнь ее из-за этого решения претерпела крах. Так как Гусельников, уехав в Караганду, в отместку жене нашел себе новую возлюбленную, и через несколько лет супруги официально оформили развод.

Личная жизнь

Актриса дважды выходила замуж. Первым возлюбленным стал строитель Николай Гусельников. В союзе родилась дочь Оксана. Спустя 10 лет брака Николая пригласили на заработки в Казахстан. К тому времени Валентина Александровна уже была известной артисткой, она не захотела покидать Москву. На новом месте Николай увлекся другой женщиной, и личная жизнь некогда любящих супругов сошла на нет.

Валентина Сперантова и ее старшая дочь Оксана

Вторым мужем Сперантовой стал Михаил Никонов, бывший руководитель театра Мейерхольда. У них родилась дочь Наташа. Супруги прожили душа в душу около 30 лет, пока Никонов не скончался, не дожив до 55 лет. Потерю любимого человека Валентина Николаевна пережила с трудом.

Валентина Малявина — похороны

Про смерть эту, кстати, стало известно лишь через 10 дней после того, как Малявину похоронили. Похоронили тайно, без прощания и почестей, привычных цветов и речей, словно бы Заслуженная артистка России не заслужила их… «Похороны прошли без огласки» – сообщил в соцсетях кинокритик Вячеслав Шмыров.

Хотя и удивительно, что для всеми забытой актрисы смогли получить место на Троекровском кладбище. Оно было организовано как «филиал» Новодевичьего во второй половине 1970-х годов. Здесь хоронили артистов, художников, спортсменов, видных политических деятелей. Стоимость места здесь зависит от «престижа» участка и начинается, как говорят, от 1 163 610 рублей. Здесь покоятся политик Борис Немцов, певица Валентина Толкунова, журналист Анна Политковская, актеры Александр Лазарев, Марина Голуб и Николай Караченцов…

Похоронили Валентину Малявину недалеко от могилы умершей скоропостижно в марте 2019 года молодой певицы Юлии Началовой. Теперь две знаменитые красавицы страны лежат рядом…

Валентина Малявина — причина смерти, от чего умерла

Валентина Малявина последние годы жизни провела в доме престарелых. Звезда фильмов «Дневные поезда», «Король-олень» и «Осенние соблазны» совсем оглохла и ослепла. Она не принимала себя, сильно страдала, оказалась жертвой мошенников, которые переписали ее квартиру на себя. Тогда женщина сильно пила. А все из-за неудач в личной жизни.

Ее первым мужем оказался Александр Збруев. 17-летняя Валентина влюбилась без памяти, а когда забеременела, пара расписалась. Но мама Малявиной настояла на аборте. «Последнее, что я помню — иглу, входящую мне в вену. После этого отключилась. А когда проснулась, то беременной уже не была. Эта трагедия все перевернула в моей жизни — я поклялась, что больше никогда не буду иметь детей. Мне было так больно, что сердце разрывалось, я не спала ночами», — признавалась артистка.

Первый супруг знаменитости Александр Збруев предоставил информацию о кончине Валентины Малявиной. По его словам, женщина скончалась еще 30 октября 2021 года. Господин Збруев отметил, что очень сожалеет, что это было не объявлено сразу, не сказано, и поэтому люди за это время не могли выразить свои соболезнования.

Александр Збруев поговорил с российскими СМИ и сообщил, что последние несколько лет популярная советская актриса страдала от различных заболеваний. Она полностью ослепла и жила в пансионате для престарелых в Московской области. Причиной смерти женщины стали многочисленные заболевания, которые не давали ей покоя.

Личная жизнь

Первым мужем Малявиной был актер Александр Збруев, за которого она вышла замуж в 1959 г. Во многом влюбленные решили узаконить отношения по причине беременности 17-летней девушки.

Стоит отметить, что родители молодоженов узнали о свадьбе уже после того, как она состоялась. Но более всего они не могли смириться с беременностью Валентины. В результате, беременность была искусственно прервана обманным путем против воли супругов по сговору их родителей.

По словам Малявиной, она до последнего момента не понимала, что происходит. Когда о случившемся узнал Александр Збруев, он долго не мог прийти в себя, поскольку ждал этого ребенка. Это привело к тому, что супруги начали часто сориться и отдаляться друг от друга.

Валентина Малявина и Александр Збруев

Чувствуя неприязнь со стороны мужа, Валентина начала ему изменять. В процессе съемок фильма «Иваново детство» у нее начался роман с Андреем Тарковским, который также состоял в законном браке.

Позже, продолжая оставаться женой Збруева, Малявина начала встречаться с режиссером и актером Павлом Арсеновым. Стоит отметить, что о своем втором романе она призналась мужу, после чего подала на развод. Сразу после расставания она вышла замуж на Арсенова.

Однако и этот союз, не сделал Валентину счастливой. Общий ребенок супругов умер после родов. В скором времени у девушки вновь появился любовник – известный актер Александр Кайдановский, с которым она начала жить гражданским браком.

Когда об этом узнал Павел он надеялся, что жена вскоре остепенится и вернется к нему. Интересен факт, что не смотря на все происходящее, Арсенов поддерживал дружбу с любовником Валентины. Позднее Малявина действительно рассталась с Александром, но это случилось только спустя 6 лет.

Любопытно, что Валентина успела забеременеть от Кайдановского, но решила сделать аборт. Спустя какое-то время гражданский муж познакомил ее с молодым актером Станиславом Жданько.

Как выяснилось потом, Станислав уже долгие годы был влюблен в Малявину, которая была старше его на 12 лет. Парень начал ухаживать за ней и в итоге, смог завоевать ее сердце. Результатом их отношений стала очередная беременность Валентины.

Однако и на этот раз, Малявина прибегла к аборту. Жданько мечтал об актерской славе, но его несколько ролей в фильмах оказались незамеченными зрителем. Это привело к тому, что Станислав впал в глубокую депрессию.

Парень вместе с Валентиной начал злоупотреблять алкоголем, пытаясь заглушить душевную боль. В свою очередь, женщина старалась избавить себя от тоски в доме надеясь, что спиртное сделает ее счастливой. Во время одной из таких посиделок случилась страшная трагедия.

Валентина Малявина и Станислав Жданько

В 1978 г. сотрудники милиции обнаружили Жданько с ножом в сердце. Изначально следователи сделали вывод, что погибший свел счеты с жизнью, но через 5 лет дело было пересмотрено по настоянию родственников.

Первоначально милиция посчитала произошедшее самоубийством. К слову, в невиновность актрисы верили Владимир Высоцкий и Галина Брежнева. Дочь генерального секретаря даже советовала Валентине уехать за границу.

Повторная экспертиза установила, что смерть артиста не могла быть следствием суицида. Валентину Малявину обвинили в предумышленном убийстве, после чего отправили ее на 9 лет в тюрьму. Сама актриса настаивала на своей невиновности.

Малявина вышла на волю в 1988 г. по амнистии. Она устроилась в Московский театр «Артист», а спустя 5 лет удостоилась звания Заслуженной артистки РФ. Со временем Валентина снова вышла замуж за знаменитого кузнеца Максима Краснова.

Следующим и последним супругом женщины был иконописец и резчик по дереву Владимир Красницкий. Любопытно, что Красницкий был вскоре убит ударом ножа в спину. Эта трагедия произошла, когда он ночью шел по улице. Смерть мужа крайне негативно отразилась на душевном состоянии Малявиной.

Валентина Александровна начала беспросветно пить и нередко с совершенно незнакомыми людьми. В 2001 г. в ходе одного из кутежей, собутыльник в порыве гнева сильно толкнул Малявину. В результате она так сильно ударилась головой, что лишилась зрения.

Сперантова – актриса озвучки

Еще незабвенные Ильф и Петров отмечали, что голос женщины – это единственное, что не меняется в ней с годами. Именно эта особенность помогла Валентине Александровне в 1947 г. получить приглашение от «Союзмультфильма» озвучить Иванушку-дурачка в мультфильме «Конек-горбунок».

Эта роль стала началом многолетней карьеры Сперантовой в качестве актрисы озвучки. Несмотря на свой довольно пожилой возраст, не позволяющий играть детей на сцене, она озвучивала многих любимых всеми героев мультфильмов.

Ее голосом говорил и Мальчиш-Кибальчиш, и добрый парнишка из «Золотой антилопы», и Нильс из «Заколдованного мальчика», и пионер из «Пети и Красной Шапочки», и еще многие другие герои.

Последние годы актрисы

Конец 60-х принес в семью Валентины Сперантовой горе – умер ее муж, который на протяжении тридцати лет был ее верным спутником по жизни.

В профессии же у актрисы все было отлично. Одно за другим ей присуждали самые почетные звания страны. Она стала Народной артисткой РСФСР и СССР, была удостоена премии имени Крупской, орденов «Трудового Красного Знамени» и «Знака Почета», а также различных медалей.

Как в кино, так и в театре она была невероятно востребованной, а также немного преподавала в Щепкинском театральном училище.

Однако к средине 70-х у Сперантовой начались проблемы с сердцем. Несмотря на то что она снизила нагрузки и активно оздоравливалась, ее состояние ухудшалось. В конце 1977 г. актриса попала в больницу, где и, встретив Новый год, умерла 7 января.

Похоронена была Валентина Александровна рядом с супругом — на Новодевичьем кладбище (шестой участок).

Провальный Чиполлино и новое амплуа

Это был настоящий удар для Валентины Сперантовой, и она начала подумывать о том, чтобы уйти из профессии, хотя жизни без любимой работы просто не представляла.

Но на помощь отчаявшейся женщине пришла Мария Кнебель, которая помогла ей «повзрослеть» — переквалифицироваться на возрастные роли.

Поначалу Сперантовой это показалось скучным, но постепенно она втянулась и научилась, со свойственной ей глубиной, придавать каждой своей героини особую изюминку. Теперь ее персонажами стали задорные старушки и сказочные волшебницы. Казалось, больше актрисе никогда не придется играть детей, но судьба сделала для нее подарок.

Ни слова о себе

В 1953 году началась ее работа в кино, где она сыграла 25 ролей. После роли тети Глаши в «Большой перемене» Валентине Александровне пришло письмо: «Вы так похожи на мою родную бабушку, которой у меня нет»… Ей, полжизни играющей детей, сросшейся и сроднившейся с ними телом и душой, удивительно точно удалось подобрать ключ к ролям бабушек, тетушек и матерей, с ней было тепло и надежно даже по эту сторону экрана. Такой она и запомнится нашим поколениями зрителей – по сохранившимся кинопленкам старых любимых лент…

А с каждым, с кем она соприкасалась, осталась своя Валентина Сперантова. Актриса большого внутреннего дыхания, беспокойная внутри, озорница до седых волос, всегда настроенная на волну детства. Она никогда не говорила о своих тяготах и бедах. А ведь она пережила войну, и во время бомбежек дежурила на крыше, сбрасывая на землю зажигалки, когда мать и две ее дочки («У меня двое детей, жалею, что не пятеро») прятались в бомбоубежище. Во время эвакуации в Пожве колола дрова, носила воду из проруби, вышивала кофточки на продажу. Другую половину войны прошла вместе с бригадами Фронтового театра.

В студенческие годы поверила в модную «теорию о вреде аппендицита», тогда-то знакомый студент-медик и удалил им с подругой по аппендиксу. Спайки, оставшиеся после «операции», давали знать о себе многие годы. Она часто приходила на спектакль, испытывая жутки боли, и потому у помрежа были всегда наготове горячий термос и грелка. Но вот ее выход на сцену – преображение – блестящая игра – и снова грелка, и ни слова о себе.

Когда ушел из жизни ее второй муж, Михаил Семенович Никонов, всю жизнь проработавший театральным директором, она не позволила себе не сыграть спектакль и в перерывах между сценами, кричала в кулисах в подушку от боли потери, а потом снова выходила служить своему делу. Она служила ему всю жизнь – преданно, честно, талантливо, самозабвенно и думала о нем до конца своих дней.

«Если спросить меня сейчас, о чем я мечтаю, то я скажу, что мечтаю передать кому-нибудь мою творческую тему – из рук в руки. Передать хорошей актрисе и человеку. Чтобы по этой начатой мной дороге пошел еще один человек…»

Говорят, что незаменимых людей нет. Оказалось, к Сперантовой это не применимо. Повторить ее путь в профессии невозможно. Блестящий, яркий, счастливый путь. Но можно учиться, читая ее немногочисленные воспоминания, и воспоминания о ней. Можно пытаться приблизиться к пониманию профессии, слыша ее голос на старых пленках, очаровываясь и черпая ее мастерство и любовь к профессии в бесконечно теплых ролях.

А нам, дорогие читатели, получать уроки мужества, смелости и чести, которые преподносят ее юные герои. Ведь их сохранили для нас чудесные радиозаписи прошлых лет – такие любимые всеми поколениями беспокойных, ищущих, смело смотрящих вперед людей.

Театр под грушей

Вокруг дома был разбит большой сад. И каждый из ребятишек ухаживал здесь за каким-нибудь деревом. Валюше досталась груша. «Виргулек» приносил такой большой урожай, что запасов хватало на зиму. Сушеные груши распаривали в печи и получившееся лакомство – «глеки» – уплетали за обе щеки лютыми морозными вечерами.

А в летние сумерки под этой самой грушей в свете развешенных по саду китайских фонарей устраивали домашний театр. Мама Матрена Федосеевна шила костюмы – из занавесок, скатертей, старой, а иногда и новой одежды. А вот декорации рисовали все вместе. В семье рисовали почти все дети. Еще при жизни отца принимала участие в таком спектакле и шестилетняя Валя – досталась ей роль без слов в пьесе «Дочь извозчика».

А однажды пришла сестра матери, которая играла старух в общедоступном театре: «Дай нам Валюшку в пьесу». «Вот так, Валюша, пойдешь в эту комнату, там тебе дадут пряник, откусишь его и покажешь публике и дальше будешь есть. А остальные пряники возьмешь домой». Помнила из этого Валентина лишь свет рампы, лицо тетки, Александры Семеновны, и ее наставления, да как потом закутанная в платок ехала домой на извозчике – как первая актриса этого театра.

В гимназии инициативная Валя организовала драматический кружок. И, надо подумать, никто из девчонок не захотел изображать в спектакле кавалера-старика! Так волею судьбы эта роль в водевиле «Танцующий кавалер» стала первой мужской ролью Валентины Сперантовой.

А после революции спектакли кружка стали публичными, Валентину пригласили в труппу местного драматического театра, где и произошла встреча с заезжим московским артистом, определившая дальнейшую ее судьбу. Его обещания устроить талантливую начинающую актрису в столичном театре привели Валентину Сперантову в Москву.

Творчество

Госцентюз

  • 1925 — Джо Гарнер («Том Сойер» Н.Векстерн и И.Романовского)
  • 1925 — Серёга (Самолёт Б.Никифорова)
  • 1926 — Нинка-Хромушка («Колька Ступин» С.Ауслендера и А.Солодовникова)
  • 1927 — Ши Тао («Жёлтая собака» С.Маккавеева)
  • 1927 — Ягнёнок, Супруга сапожника («Басни» И.Крылова)
  • 1928 — Дуняшка («Женитьба» Н.Гоголя)
  • 1928 — Германский пионер («Так держать» А.Иркутова)
  • 1928 — Егорка («Чёрный Яр» А.Афиногенова)
  • 1929 — Франька («Так было» А.Бруштейн)
  • 1929 — Ахмет («Винтовка № 492116» А.Крона)
  • 1930 — Мишка («Пороги» А.Афиногенова)
  • 1931 — Франуэль («Чемодан Коауса Хитльснера» В.Курдюмова)
  • 1932 — Бьятта («Джордано Бруно» Т.Голицыной)
  • 1932 — Липочка («Свои люди — сочтёмся» А.Островского)
  • 1932 — Мишка («Ровесники» В.Курдюмова)
  • 1934 — Птаха («Клад» Е.Шварца)
  • 1935 — Геальмар («Сказки Андерсена» В.Смирновой)
  • 1936 — Степок («Бежин Буг» А.Ржешевского)
  • 1937 — Дочь мельника («Русалка» А.Пушкина)
  • 1938 — Том Кенти («Том Кенти» С.Михалкова)
  • 1938 — Ёлочка («Совершеннолетие» В.Любимовой)
  • 1939 — Машутка («Ломоносов» М.Сизовой)
  • 1939 — Лиза («Горе от ума» А.Грибоедова)
  • 1940 — Панюшка («Единая боевая» А.Бруштейн)
  • 1941 — Ганька («Дом № 5» И.Штока)

Муниципальный центральный детский театр

  • 1944 — Елена («Далёкий край» Е.Шварца)
  • 1944 — Герда («Снежная царица Е.Шварца)
  • 1945 — Ваня Солнцев («Сын полка» В.Катаева)
  • 1947 — Шура Бадейкин («Красный галстук» С.Михалкова)
  • 1948 — Кей («Снежная королева» Е.Шварца)
  • 1949 — Митя («Дубровский» Н.Волкова)
  • 1949 — Анна Григорьевна («Её друзья» В.Розова)
  • 1951 — Володя Дубинин («Володя Дубинин» В.Гольдфельда)
  • 1951 — Княгиня Тугоуховская («Горе от ума» А.Грибоедова)
  • 1952 — Коробка («Мёртвые души» Н.Гоголя),
  • 1952 — Кордула, супруга скрипача («Волынщик из Стракониц» И.-К.Тыла)
  • 1953 — Кукушкина («Доходное место» А.Островского)
  • 1955 — Чиполлино («Приключения Чиполлино» С.Богомазова, З.Потаповой)
  • 1956 — Миссис Корешки («Оливер Твист» Д.Альмара)
  • 1957 — Клавдия Васильевна Савина («В поисках радости» В. Розова)
  • 1958 — Миссис Гарпер («Том Сойер» Н.Векстерн и И.Романовского)
  • 1960 — Ольга Петровна Шилова («Неравный бой» В. Розова)
  • 1960 — Мария Александровна Ульянова («Семья» И.Попова)
  • 1960 — Тётя Дуся («Бывшие мальчики» Н.Ивантер)
  • 1962 — Старушка (Волшебница) («Цветик-Семицветик» В.Катаева)
  • 1962 — Мария Леонтьевна («Пристань «Кувшинка» Г.Карпенко)
  • 1962 — Мария Ивановна («Перед ужином» В.Розова)
  • 1963 — Анфиса Петровна, бабушка Вани («Один ужасный день» Ю.Сотника)
  • 1963 — Фёкла Ивановна («Женитьба» Н.Гоголя)
  • 1964 — Тихоновна («Чудеса в полдень» Г.Мамлина)
  • 1965 — Василиса Фёдоровна, завуч («Гусиное перо» С.Лунгина, И.Нусинова)
  • 1965 — Старуха Ставен («Дух Фландрии» А.Ладынина)
  • 1965 — Мария Александровна Ульянова («Начало пути» П.Вернадского)
  • 1965 — Баба («Сказки» С.Маршака)
  • 1966 — Старуха («Сказки» А.Пушкина)
  • 1967 — Мама Павки («Как закалялась сталь» Г.Печникова)
  • 1967 — Марья, крестьянка («Любовь Яровая» К.Тренёва)
  • 1967 — Мама («Карусель» по притче С.Маршака)
  • 1967 — Орлова Мария Андреевна, древняя учительница («Традиционный сбор» В.Розова)
  • 1969 — Бабушка («Девочка и апрель» Т.Ян)
  • 1969 — Мария Александровна Ульянова («Удивительный год» по М.Прилежаевой)
  • 1971 — Бабушка («Обратный адрес» А.Алексина)
  • 1971 — Бабушка («Снежная королева» Е.Шварца)
  • 1973 — Бабушка («Звоните и приезжайте» А.Алексина)
  • 1974 — Бабушка Вера («Молодая гвардия» А.Алексина)
  • 1977 — Директор школы («Последняя четверть» Н.Воронова, А.Горюнова)

Роли в кино

  • 1953 — Алёша Птицын производит нрав — бабушка Сима
  • 1960 — Гулкий денек
  • 1965 — Последний месяц озари
  • 1966 — Два билета на дневной сеанс — мама Лебедянского
  • 1966 — Сероватая болезнь —
  • 1967 — Рядом с вами — Нина Ивановна
  • 1968 — Случай из следственной практики
  • 1969 — Весёлое чудо — Акулина Ивановна
  • 1970 — Полчаса на чудеса — бабушка Лида
  • 1971 — Мировой юноша — супруга Паркера
  • 1972 — За всё в ответе
  • 1972 — Большая перемена — тётя Глаша
  • 1973 —Дед левого последнего — Юлия Петровна
  • 1973 — Письмо из молодости — Назариха
  • 1974 — Какая у вас ухмылка
  • 1974 — Три денька в Москве — Бабушка
  • 1977 — Доброта

Театр и фильмы

Сразу после получения диплома артистка устроилась в Первый государственный театр для детей (сегодня – Московский театр юного зрителя). В молодости Валентина Сперантова переживала из-за внешности: невысокий рост (152 см при весе 44 кг), круглые глаза, непослушные волосы, но на сцене серая мышка превращалась в прекрасного лебедя.

Валентина Сперантова в театре

Правда, девушка исполняла исключительно мужские роли: Джо Гарнер из «Тома Сойера» (1925), Мишка из «Ровесников» (1932), Том Кенти из одноименной пьесы Сергея Михалкова (1939). За травести-образы актрису прозвали «главным мальчишкой Советского Союза».

Однажды спектакль с участием Сперантовой посетил Бернард Шоу, ирландский драматург. Он невероятно удивился, когда узнал, что в образе мальчика – 30-летняя женщина. Иностранец попросил проводить его к Валентине за кулисы, а затем преклонил перед ней колено, поцеловал руку и поблагодарил за выступление.

Валентина Сперантова в спектакле «Снежная королева»

В разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году Валентина Александровна вступила в фронтовую бригаду – театральную труппу, которая выезжала со спектаклями в воинские части рабоче-крестьянской Красной Армии и военно-морского флота СССР. В 1944 году Сперантова присоединилась к коллективу Государственного центрального детского театра (сейчас – Российский академический молодежный театр).

Здесь над мужскими персонажами (Митя из «Дубровского» (1949), Чиполлино из «Приключений Чиполлино» (1955)) преобладали женские. Актриса исполнила роли Коробочки в «Мертвых душах» (1952), миссис Гарпер в «Томе Сойере» (1958), Феклы Ивановны в «Женитьбе» Николая Гоголя (1963). В спектакле «Снежная королева» Валентина Александровна успела примерить на себя образ и Кая, и Герды.

Валентина Сперантова в студии звукозаписи

В детском театре Сперантова работала до самой смерти. В последнее десятилетие преимущественно исполняла роли бабушек и престарелых матерей, чем заслужила прозвище «Народная бабушка».

Театральная карьера не мешала Валентине Александровне заниматься озвучиванием для «Союзмультфильма». Ее голосами говорили Тимур в «Тимуре и его команде», Иртыш в «Бумбараше», Мальчиш-Кибальчиш в одноименной телесказке, персонажи мультфильмов «Дядя Степа», «Конек-Горбунок», «Золотая антилопа».

Валентина Сперантова в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер»

В 1953 году Сперантова дебютировала в кино, снявшись в комедии «Алеша Птицын вырабатывает характер».

Образ Клавдии Васильевны Савиной из ленты «Шумный день» (1960) принес Сперантовой всенародную славу. Изначально министр культуры СССР Екатерина Фурцева отказалась пускать фильм в прокат из-за обилия оскорблений, худшее из которых – «дура», но партия встала на сторону режиссера Георгия Натансона. И не зря: за первые 2 месяца ленту посмотрели 18 млн зрителей, а Валентина Сперантова стала любимицей советских граждан.

Валентина Сперантова в фильме «Шумный день»

Свою последнюю роль актриса сыграла в комедии «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» (1978).

Талант Валентины Сперантовой удостоился высших государственных наград: заслуженная (1946) и народная артистка РСФСР (1950), народная артистка СССР (1970). За исполнение ролей в спектаклях «Звоните и приезжайте» и «Обратный адрес» по пьесам Анатолия Алексина получила Государственную премию РСФСР им. Н.К. Крупской (1974).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector