Владимир наумов: биография, фильмы, личная жизнь

Фильмы

Во время учебы Наумов часто ассистировал Савченко на съемочной площадке. Там же он сдружился с однокурсником Александром Аловым, с которым ему волею случая пришлось дорабатывать фильм «Тарас Шевченко» после смерти мастера. После этого режиссеры еще неоднократно работали вместе.

По словам Владимира Наумовича, было сложно найти двух более непохожих людей, чем они с Александром Александровичем. Алов был спокойным и вдумчивым, в то время как Наумов отличался неусидчивостью и вспыльчивостью. Во время съемок кинематографисты часто спорили, но конфликт был главным двигателем их творческого процесса.

После окончания вуза молодые режиссеры начали работу на киевской киностудии имени Александра Довженко, где вскоре создали приключенческий фильм «Тревожная молодость» по трилогии «Старая крепость» Владимира Беляева. Следующей работой снова была экранизация книги: драма «Павел Корчагин» снята по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». Обе ленты ожидал большой успех.

Владимир Наумов и Наталья Белохвостикова с дочерью Натальей и сыном Кириллом

В 1957 году Пырьев пригласил Наумова и Алова на московскую киностудию. Позже Владимир Наумович вспоминал, что они с Иваном Александровичем ненавидели творчество друг друга, но это не мешало крепкой дружбе. Если бы не помощь именитого наставника, путь режиссера оказался бы куда тернистее.

Уже первая картина, снятая на «Мосфильме», — военная драма «Мир входящему» — стала призером нескольких международных кинофестивалей. Но поначалу ее не хотели выпускать в прокат, как и многие другие работы кинематографистов. В их творчестве присутствовали провокационные темы, что не нравилось вышестоящему начальству. Так, комедию «Скверный анекдот» по одноименному рассказу Федора Достоевского положили на полку и выпустили спустя почти 20 лет после создания.

Печальная участь могла постигнуть и фильм «Бег», считающийся одной из самых успешных работ творческого союза. Незадолго до премьеры его запретили к показу, но по удачному стечению обстоятельств Алов и Наумов оказались в самолете с влиятельными партийными чиновниками, которые от скуки играли в домино. Хотя режиссеры не сильно разбирались в этой игре, они предложили сыграть на желание и в итоге победили. Картина была спасена.

Другая успешная лента — детектив «Тегеран-43», который бил рекорды просмотров в советском кинопрокате. В нем снялся знаменитый французский актер Ален Делон, согласившийся на участие только после того, как его поначалу небольшую роль расширили до одной из главных. Он запомнился режиссеру профессионализмом и ответственным подходом к работе.

Владимир Наумов и Ален Делон на съемках фильма «Тегеран-43»

В 1983 году не стало Александра Алова. В память о друге и соратнике Владимир Наумович снял документальную ленту «Алов», после чего продолжил творить самостоятельно. Вскоре вышла его драма «Выбор», в которой снялись Борис Щербаков, Наталия Белохвостикова и Вацлав Дворжецкий.

В первые годы после развала Советского Союза режиссер снял драму «Белый праздник» по собственному сценарию. Он был написан для итальянца Марчелло Мастроянни, но тот умер незадолго до начала работы. В итоге главную роль сыграл Иннокентий Смоктуновский, для которого этот фильм стал финальной точкой в карьере.

В 2007-м кинематографист порадовал поклонников выходом трагикомедии «Джоконда на асфальте», после чего взялся за создание картины «Сказка о царе Салтане» по творчеству Александра Пушкина.

Актерская карьера

Молодого актера ввели в репертуар Пензенского театра. Первые восемь лет он играл героев сказок, мечтая попасть в Москву, где, как ему казалось, он бы показал себя не только как сказочный персонаж. По выходным Александр любил отправляться в столицу, бродить по ее улицам, ходить на спектакли в известные театры и наблюдать жизнь обычных москвичей, где-то в душе завидуя им, что живут они здесь, в Москве.

Александру Наумову несказанно повезло, он был приглашен в московский театр «На Юго-Западе» художественным руководителем этого храма искусства. Валерий Белякович ставил спектакль в Пензенском театре, в котором был задействован Наумов. Его игра режиссеру понравилась, и это понял Александр. Поэтому он решил, что пришло время: или сейчас он попадет в Москву, или неизвестно, когда это произойдет. Он сказал Беляковичу, что скоро женится на москвичке, и мог бы перейти в труппу его театра. Александр знал, что главное препятствие для работы в театре Москвы — отсутствие московской прописки. Мужем Александр Наумов не собирался быть, так как и москвички-то не было, это была хитрость, но она удалась, и его взяли в труппу.

Скандал с усыновлением

Во время фестиваля «Я и семья» Наталья Белохвостикова посетила детский дом. Там к актрисе подошел трехлетний мальчик Кирилл. Не просил забрать к себе, не говорил, что самый лучший. Не хулиганил, не привлекал внимания. Попросил у Натальи подарок – крестик, потому что не было своего. Став старше, Кирилл рассказал, зачем понадобился такой подарок. В детстве мальчик часто молился Богу, просил, чтобы послали родителей.

Фото: games-of-thrones

Так и произошло – Наталья утверждает: встреча с мальчиком стала неслучайной. Семья для актрисы на первом месте. Посовещавшись, приняли решение с супругом забрать Кирилла домой. Ребенок подарил шанс испытать радость снова побыть родителями в пожилом возрасте.

Фото: myseldon

Возраст свежеиспеченных родителей вызвал недоумение у тех, кто наблюдал за жизнью знаменитостей. Наталье на момент усыновления было 56 лет, а Владимиру – 80! Некоторые СМИ расценили поступок звездной пары как пиар-ход: об актрисе и режиссере, популярных во времена СССР, сегодня забыли

Поэтому те решили привлечь внимание необычным способом

Фото: madawoman

Главной причиной негативного отношения стал вопрос: что будет с ребенком, если с пожилыми опекунами что-то случится? Стоит ли давать надежду на счастливую семью, если мальчик снова может в момент оказаться в детском доме? На подобные заявления Наталья высказалась резко, что умирать они с Владимиром пока не собираются.

А если все-таки беда произойдет, то о ребенке позаботятся дочь Наталья с мужем.

Биография

Владимир Наумов – советский и российский кинорежиссёр, сценарист и актёр. Он преподавал на высших курсах кинематографии во ВГИКе. Наиболее значимыми режиссерскими работами Наумова считаются «Мир входящему», «Бег» и «Тегеран-43».

Владимир родился в Санкт-Петербурге в семье известного кинооператора Наума Соломоновича Наумова-Стража, который снимал фильмы еще в довоенную пору. В доме у Наумовых часто гостили звезды советского экрана, и Володя рос, окруженный творческими людьми. Конечно, окончив школу, он решил и сам связать свою жизнь с кинематографом.

Кинорежиссер Владимир Наумов

Владимир Наумов уехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Там его наставником и художественным руководителем был Игорь Савченко, режиссер исторических картин «Дума про казака Голоту» и «Богдан Хмельницкий». Между учеником и учителем сложились очень дружеские отношения. Савченко выделял Владимира из круга остальных студентов и неоднократно привлекал к работе над своими кинофильмами.

Наумов достаточно рано ворвался в бомонд лучших отечественных режиссеров, а в 1963 году уже возглавлял Творческое объединение киностудии «Мосфильм». Также он решил делиться своим опытом с молодым поколением и преподавал на Высших режиссёрских курсах, на курсах переподготовки работников кинематографии, а с 1980 года основал собственную учебную мастерскую в родном ВГИКе.

Кирилл сегодня

Несмотря на скепсис окружающих, у Белохвостиковой и Наумова задуманное получилось. Сегодня Кириллу шестнадцать лет, он гордость приемных родителей. У парня замечательный характер: добрый, отзывчивый, коммуникабельный. Правда, юноша склонен к рискованным поступкам.

Фото: starhit

Из-за склонности к авантюризму в прошлом году парень заставил поволноваться родителей. Однажды собирался встретиться с другом, но тот не смог выйти из квартиры – ключ заклинило в замке. Чтобы помочь товарищу, Кирилл решил пробраться к нему… через окно! В результате сорвался вниз. Этаж второй, обошлось без трагических последствий. Однако полученные травмы – перелом челюсти и закрытая черепно-мозговая травма – заставили подростка провести время в больнице.

Фото: aif

Сегодня Кирилл в полном порядке. Учится в десятом классе, встречается с девочкой-ровесницей. Любит проводить время с друзьями, «залипать» в гаджетах, но без фанатизма. Истинное увлечение парня, по словам Натальи Белохвостиковой, – математика. С миром цифр Кирилл планирует связать будущую жизнь. Кроме того, изучает иностранные языки, рисует, занимается спортом – по душе плавание. Бывший детдомовец вырос творчески одаренным, целеустремленным юношей.

Фото: womenslifes

Теперь уже никто не утверждает, что тогда, в 2007 году, Наталья Белохвостикова с Владимиром Наумовым поступили опрометчиво или неразумно. Ведь актриса и режиссер подарили счастливое детство, благополучное будущее одному несчастному ребенку, вырастили достойного человека. Доказали, что родителями стать никогда не поздно. Ведь семья – главное в жизни человека.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Семья

  • Отец — Наум Соломонович Наумов-Страж (1898—1957), кинооператор.
  • Мать — Агния Васильевна Бурмистрова (1906—1971), актриса Камерного театра, преподавала технику речи и художественное слово во ВГИКе.
  • Первая жена (до 1964) — Эльза Ивановна Леждей (19 февраля 1933 — 12 июня 2001), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1974).
    • Сын — Алексей Владимирович Наумов (род. 1960).
  • Вторая жена (с 1974) — Наталия Николаевна Белохвостикова (род. 1951), киноактриса, народная артистка РСФСР (1984).
    • Дочь — Наталья Наумова (род. 1976), кинорежиссёр, киноактриса.
    • Приёмный сын — Кирилл Белохвостиков.

Детство и юность

Единственная дочь Наумова и актрисы Наталии Белохвостиковой появилась на свет в первый весенний день 1974 года в столице СССР. Разница в возрасте между родителями артистки — 23 с половиной года.

У Натальи есть старший единокровный брат Алексей, родившийся в 1960 году в браке Владимира Наумовича с актрисой Эльзой Леждей, в 70-х и 80-х годах XX века ставшей звездой детективного сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи». Когда дочери Наумова и Белохвостиковой было 33 года, у нее появился сводный брат Кирилл, взятый родителями из детского дома.

Наталья Наумова в детстве (кадр из фильма «Законный брак»)

В раннем детстве Наташа предполагала, что жизнь всех людей вращается вокруг кино: вернувшись со съемочного дня, родители обсуждали детали будущей ленты дома. Если семья выезжала на отдых, то мать с отцом присматривали подходящую натуру для предстоящих фильмов. Картина мира наследницы творческой династии изменилась только после поступления девочки в школу.

Когда родители уезжали в творческие командировки, Наташа оставалась с дедом и бабушкой по материнской линии — вышедшим на пенсию дипломатом Николаем Дмитриевичем и переводчицей Антониной Романовной, обладавшей талантами модельера и швеи и радовавшей внучку платьями, саморучно пошитыми из привезенных из-за границы тканей. Впрочем, мать и отец ежедневно звонили Наумовой-младшей. По словам Натальи Владимировны, несмотря на занятость, Наталия Николаевна всегда была заботливой и ласковой матерью, баловавшей дочь и изумительно тонкими блинчиками, и детскими пальтишками, связанными своими руками.

Высшее образование Наумова получила на актерском факультете ВГИКа, где ее наставниками были Альберт Филозов и Армен Джигарханян. Впоследствии Наталья дополнила образование Высшими режиссерскими курсами, где ее преподавательницей стала ученица отца Алла Сурикова.

Биография

Владимир Наумов родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) в семье кинооператора Наума Соломоновича Наумова-Стража (1898—1957) и актрисы Камерного театра Агнии Васильевны Бурмистровой (1906—1971), причём прадедом по матери был священник и член «Чёрной сотни». Дед по матери работал кузнецом, дед по отцу Соломон Наумович Страж делал мебель для польского пана, который направил его в Париж для обучения ваянию у Эмиля Бурделя; с началом революции он был вынужден вернуться в Россию, где подружился с Марком Шагалом.

В 1952 году Владимир Наумов окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Игоря Савченко. Был ассистентом на его фильмах «Третий удар» и «Тарас Шевченко». Последний они с Александром Аловым завершили как режиссёры после скоропостижной смерти Савченко. С этого и началось их многолетнее и плодотворное творческое сотрудничество. Вместе они сняли одиннадцать фильмов.

На Киевской киностудии они поставили фильм «Тревожная молодость» по трилогии Владмира Беляева «Старая крепость» и фильм «Павел Корчагин» по роману Николая Островского «Как закалялась сталь».

В 1957 году Иван Пырьев пригласил двух молодых режиссёров на киностудию «Мосфильм». В 1961 году их картина «Мир входящему» удостоились нескольких наград на международных кинофестивалях.

В 1966 году режиссёрами был снят фильм «Скверный анекдот» по одноимённому рассказу Достоевского. Картина была объявлена «пасквилем, порочащим всю нацию и её историческое прошлое» и стала первым фильмом, положенным на полку в брежневское время; была показана только в 1987 году.

Одной из самых известных работ Алова и Наумова стал фильм «Бег» — первая экранизация произведений Михаила Булгакова в СССР. Лента «Тегеран-43», снятая в 1980 году, стала одним из лидеров советского кинопроката: в год выхода её посмотрели 47,5 млн человек. В числе сыгравших в нём зарубежных актёров были звёзды мирового экрана Курд Юргенс, Клод Жад и Ален Делон.

С 1963 года Наумов являлся руководителем Творческого объединения киностудии «Мосфильм». В 1975 году был членом жюри X Московского международного кинофестиваля.

С 1976 года являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР. Был смещён с этого поста в 1986 году в ходе скандального V съезда кинематографистов СССР, будучи обвинён, среди прочих ведущих деятелей советского кинематографа, в официозном подходе и кумовстве.

Тем не менее, продолжил снимать один, без Алова, поставив такие фильмы, как «Выбор», «Закон», «Десять лет без права переписки». Совместно с Тонино Гуэрра написал сценарий специально для Марчелло Мастроянни, но тот заболел, и вместо него на роль был приглашён Иннокентий Смоктуновский. Фильм «Белый праздник» вышел на экраны уже после смерти актёра.

С 1968 года преподавал режиссуру на ВКСР , в 1971 —1972 годах совместно с А. А. Аловым руководил мастерской режиссёров-постановщиков детского художественного фильма . В 2004 году завершил режиссёрскую мастерскую, которую в 2002 году набрал Э. В. Лотяну , в 2005 годах выпустил режиссёрскую мастерскую совместно с Е. Н. Митько и А. М. Добровольским на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
С 1980 года руководит мастерской ВГИКа (с 1986 года — как профессор), ведёт мастерскую режиссуры игрового кино во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии Госкино России (ВИППК), а также в Академии медиаиндустрии.

С 1987 года является генеральным директором кинокомпании «Союз Навона» и членом правления киноконцерна «Мосфильм». Помимо работы в кино ставил спектакли в «Современнике», сотрудничал с телевидением. Также Наумов — первый президент Национальной академии кинематографических наук и искусств (с 2002), член Европейской киноакадемии, секретарь Союза кинематографистов России.

В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне.

«Тегеран-43»

Проблемы личности в мировой истории и возможности отдельного человека повлиять на ход истории обычно не поднимались советскими режиссёрами, ведь с детства о человеке говорилось как о винтике в огромной государственной машине. Личностные качества не приветствовались, и поэтому фильм «Тегеран-43» можно считать первым в целом ряде картин по этой теме.

Постоянные скачки во времени, параллельные сюжеты, историческая тема и совершенно непривычный подбор актёров сделали эту картину шедевром кинематографического искусства. Юная Белохвостикова и Ален Делон смотрелись как существа с другой планеты, фильм завораживал ещё и тем, что история была невымышленная, существовали прототипы главных героев. Это была абсолютная победа.

Личная жизнь

После переезда в Пензу женился на своей однокурснице из Горьковского театрального училища Натальи Мерц. Супруги работали в одном театре, позже в одном из своих интервью, Александр признался, что тогда он очень ревновал. Дело в том, что долгое время его карьера стояла на одном месте, когда как у жены, напротив, все шло отлично, девушка была примой театра и имела массу поклонников. Их брак продлился недолго и после нескольких лет совместной жизни распался. «Всё было хорошо, но два актера в одной семье – это много. У нас не хватило мудрости и ума, чтобы сохранить брак», — говорил Александр. На момент переезда в столицу артист был уже холост.

Через московских друзей актёр знакомится со своей второй женой Марьей. К тому времени у девушки уже был ребёнок от первого брака, но это нисколько не смутило Александра, и он принял девочку как родную дочку. Для юной Веры он смог не только заменить отца, но и стал настоящим другом. В 2000 году у пары рождается сын. Изначально ребёнка планировали назвать Нил, однако мать актёра была категорически против такого имени и в итоге спустя два месяца после рождения, мальчику дали имя Александр. Сейчас повзрослевшие дети устраивают собственную жизнь. Александр младший обучается реставрации, а Вера успешно вышла замуж.

С семьей

Сам актёр очень любит свою семью и пытается как можно больше времени проводить вместе с ними.

Биография

Владимир Наумов родился 6 декабря года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) в семье кинооператора Наума Соломоновича Наумова-Стража (1898—1957) и актрисы Камерного театра Агнии Васильевны Бурмистровой (1906—1971), причём прадедом по матери был священник и член «Чёрной сотни». Дед по матери работал кузнецом, дед по отцу Соломон Наумович Страж делал мебель для польского пана, который направил его в Париж для обучения ваянию у Эмиля Бурделя; с началом революции он был вынужден вернуться в Россию, где подружился с Марком Шагалом.

В 1952 году Владимир Наумов окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Игоря Савченко. Был ассистентом на его фильмах «Третий удар» и «Тарас Шевченко». Последний они с Александром Аловым завершили как режиссёры после скоропостижной смерти Савченко. С этого и началось их многолетнее и плодотворное творческое сотрудничество. Вместе они сняли одиннадцать фильмов.

На Киевской киностудии они поставили фильм «Тревожная молодость» по трилогии Владимира Беляева «Старая крепость» и фильм «Павел Корчагин» по роману Николая Островского «Как закалялась сталь».

В 1957 году Иван Пырьев пригласил двух молодых режиссёров на киностудию «Мосфильм». В 1961 году их картина «Мир входящему» удостоились нескольких наград на международных кинофестивалях.

В 1966 году режиссёрами был снят фильм «Скверный анекдот» по одноимённому рассказу Достоевского. Картина была объявлена «пасквилем, порочащим всю нацию и её историческое прошлое» и стала первым фильмом, положенным на полку в брежневское время; была показана только в 1987 году.

Одной из самых известных работ Алова и Наумова стал фильм «Бег» — первая экранизация произведений Михаила Булгакова в СССР. Лента «Тегеран-43», снятая в 1980 году, стала одним из лидеров советского кинопроката: в год выхода её посмотрели 47,5 млн человек. В числе сыгравших в нём зарубежных актёров были звёзды мирового экрана Курд Юргенс, Клод Жад и Ален Делон.

С 1963 года Наумов являлся руководителем Творческого объединения киностудии «Мосфильм». В 1975 году был членом жюри X Московского международного кинофестиваля.

С 1976 года являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР. Был смещён с этого поста в 1986 году в ходе скандального V съезда кинематографистов СССР, будучи обвинён, среди прочих ведущих деятелей советского кинематографа, в официозном подходе и кумовстве.

Тем не менее, продолжил снимать один, без Алова, поставив такие фильмы, как «Выбор», «Закон», «Десять лет без права переписки». Совместно с Тонино Гуэрра написал сценарий специально для Марчелло Мастроянни, но тот заболел, и вместо него на роль был приглашён Иннокентий Смоктуновский. Фильм «Белый праздник» вышел на экраны уже после смерти актёра.

С 1968 года преподавал режиссуру на ВКСР , в 1971 —1972 годах совместно с А. А. Аловым руководил мастерской режиссёров-постановщиков детского художественного фильма . В 2004 году завершил режиссёрскую мастерскую, которую в 2002 году набрал Э. В. Лотяну , в 2005 годах выпустил режиссёрскую мастерскую совместно с Е. Н. Митько и А. М. Добровольским на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
С 1980 года руководит мастерской ВГИКа (с 1986 года — как профессор), ведёт мастерскую режиссуры игрового кино во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии Госкино России (ВИППК), а также в Академии медиаиндустрии.

С 1987 года является генеральным директором кинокомпании «Союз Навона» и членом правления киноконцерна «Мосфильм». Помимо работы в кино ставил спектакли в «Современнике», сотрудничал с телевидением. Также Наумов — первый президент Национальной академии кинематографических наук и искусств (с 2002), член Европейской киноакадемии, секретарь Союза кинематографистов России.

В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне.

Творческий дебют

В 1950 году Савченко скоропостижно умирает, Наумов вместе с Александром Аловым завершают картину «Тарас Шевченко», которая выходит на экраны в 1951 году.

Затем вместе с Аловым герой нашей статьи ставит еще один фильм. Это картина «Тревожная молодость» по роману Беляева «Старая крепость». В 1956 году они выпускают экранизацию романа Островского «Как закалялась сталь» под названием «Павел Корчагин».

Действие этой картины перенесено в 30-е годы. Уже смертельно больной Корчагин, который прикован к постели, вспоминает о своей боевой юности, рассказывает о революции, жизненных невзгодах и трудностях, даже теряя зрение, стремится закончить работу над книгой своих воспоминаний.

Эта работа была отмечена серебряной медалью Всемирного фестиваля молодежи и студентов, поощрительным дипломом Всесоюзного кинофестиваля.

В 1957 году молодые режиссеры приходят работать на «Мосфильм» по приглашению знаменитого Ивана Пырьева.

Владимир Наумов сейчас

В ноябре 2021 года фильмы Владимира Наумова «Павел Корчагин» и «Бег» вошли в подборку из 25 избранных кинофильмов, отразивших тему революции и гражданской войны, которые отобрал для показа культурный . Культурный центр подготовил к 100-летию революции новую экспозицию «Рождены революцией», куда и вошли отобранные фильмы. В экспозицию также вошли картины «Броненосец Потемкин» и «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, «Мать» Всеволода Пудовкина, «Новый Вавилон» Григория Козинцева, «Я –Куба» Михаила Колотозова, а так же культовый фильм «Чапаев» выдающегося режиссерского дуэта братьев Васильевых.

Сам Виктор Наумов также продолжает влиять на российский кинематограф. Режиссер вошел в состав жюри 37-го Международного студенческого фестиваля ВГИК. Председателем профессионального жюри стал режиссёр Юсуп Разыков. На конкурс в этом году пришли 116 заявок, из которых жюри отобрало четырех победителей первого этапа. Эти фильмы станут представителями страны на втором международном этапе фестиваля ВГИК, где поборются за победу с представителями из 35 стран мира.

Участие в Венецианском кинофестивале

Настоящим успехом режиссера Владимира Наумова стала драма «Мир входящему», над которой он также работал с Аловым. В главных ролях снялись Александр Демьяненко, Виктор Авдюшко, Николай Гринько.

В центре фильма оказывается младший лейтенант Ивлев, только что окончивший училище. Он отправляется в Берлин за несколько дней до полной капитуляции Германии в Великой Отечественной войне. В разрушенном городе он встречает беременную немку, которой помогает добраться до госпиталя. Далее ему предстоит сопровождать контуженого солдата в тыл. Таким образом, старшие и более опытные офицеры хотят уберечь его от случайной смерти в последние дни войны. Вместе с Ивлевым едет и беременная немка. Их путь, по своей сложности и тернистости, сразу напоминает «Одиссею» Гомера.

К концу пути главный герой прибывает возмужавшим и повзрослевшим. Окончание войны совпадает с празднованием рождения младенца. В финальной сцене новорожденный писает на ставшее теперь ненужным оружие.

Картина была отмечена на международном Венецианском кинофестивале. Фильм получил специальную премию жюри.

Режиссерская деятельность

В 1957 году Наумов стал режиссером киностудии «Мосфильм». Там он работал вместе с Александром Аловым. Владимир Наумов сначала трудился ассистентом режиссера на фильмах Игоря Савченко «Тарас Шевченко» и «Третий удар». После смерти своего учителя Наумов и Алов завершили вместе картину «Тарас Шевченко». Кстати, именно с этой работы и началось многолетнее и плодотворное сотрудничество режиссеров. С 1987 года Владимир Наумов стал руководителем киностудии «Союз» киноконцерна «Мосфильма». Является руководителем мастерской ВГИКа, а с 1986 года – профессором. Мастер преподает студентам режиссуру игрового кино во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии Госкино России (сокращенно ВИППК).

Свои первые картины Александр Аловым и Владимир Наумов снимали на тему революционной романтики. Такими фильмами стали «Тревожная молодость», «Ветер», «Как закалялась сталь». Одной из самых удачных работ сопостановщиков стала картина «Мир входящему». Она была посвящена последним дням Великой Отечественной войны. В этом фильме коллегам удалось достаточно глубоко раскрыть психологию героев. Этого удалось достичь благодаря переплетению героического и бытового. У Алова и Наумова получилось проявить наивысшее мастерство в использовании выразительных средства языка кино. В 1961 году картина «Мир восходящему» завоевал сразу несколько наград на международных кинофестивалях.

Кинорежиссёр Владимир Наумов

В 1966 году режиссеры экранизировали «Скверный анекдот» Федора Достоевского. В главной роли выступил Евгений Евстигнеев. Впрочем, эта картина вызвала резкую критику со стороны официальных властей и фильм положили на полку. Показали ленту только в 1987 году.

Следующий фильм по роману Михаил Булгакова «Бег» Алов и Наумов посвятили теме гражданской войны, а так же крушению жизненных устое в России. В картине существенным моментом становится широкий исторический фон, а события недавней истории переосмысляются, несмотря на соцреалистические рамки. Александру Алову и Владимиру Наумову удается передать реальную трагедию людей, которые пережили лихое время революционных перемен.

Главные роли в этом фильме распределились между Людмилой Савельевой, Владиславом Дворжецким, Михаилом Ульяновым, Евгением Евстигнеевым и Алексеем Баталовым. Одной из интереснейших была работа над фильмом «Легенда о Тиле». Она свидетельствует о широте интересов обоих режиссеров, которые попытались современно интерпретировать известную притчу.

А вот фильм «Тегеран-43» посвящен проблеме ответственности перед временем. Она стала фаворитом кинопроката. Кроме отечественных звезд в нем сыграли зарубежные артисты Курд Юргенс и Ален Делон. В картине действия происходят в двух временных сюжетных линиях: сначала в 1943 году, потом в 1970-е годы. Но в обоих сюжетах описывается история любви и расставания Андрея Бородина и француженки с русскими корнями, переводчицы Мари Луни. Ее, кстати, сыграла вторая супруга Владимира Наумова Наталья Белохвостикова.

В Тегеран накануне переговоров глав трех держав проникает группа агентов, которая планирует устроить террористический акт. Советским разведчикам, в том числе и Андрею, нужно обезопасить переговоры. Это было в 43-м году прошлого века, но в 70-е интерес к этой истории вспыхивает вновь, поскольку неожиданно появляется пленка с кинохроникой тех лет.

Владимир Наумов. «В гостях у Дмитрия Гордона» Владимир Наумов, после смерти Александр Алова, продолжил работать и самостоятельно поставил несколько фильмов. Среди них «Выбор» и «Десять лет без права переписки». А в 2001 году режиссер выпустил картину под названием «Часы без стрелок» о постсоветском времени.

Вместе с Тонино Гуэрра Владимир Наумов написал сценарий для Марчелло Мастроянни. Однако он заболел, и вместо него пригласили Иннокентия Смоктуновского. Впрочем, картина «Белый праздник» попала на экраны уже после того, как великого российского актера не стало.

Фильмы

Творческая биография Владимира Наумова фактически уже началась во время учебы. Еще в студенческие годы Владимир Наумов ассистировал своему учителю в картинах «Третий удар» и «Тарас Шевченко». Во время съемок последнего фильма у режиссёра Игоря Савченко неожиданно остановилось сердце, и картину доделывал Наумов в паре с однокурсником Александром Аловым. Этот тандем еще много лет будет радовать зрителей прекрасными работами.

Александр Алов и Владимир Наумов

После вуза оба начинающих режиссера получили распределение в Киев на киностудию имени А. Довженко, где сразу же по трилогии Владимира Беляева «Старая крепость» поставили приключенческий фильм «Тревожная молодость». Следующей работой снова была экранизация знаменитой книги: историко-революционная драма «Павел Корчагин» снята по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». Оба этих фильма ожидал большой успех.

В 1957 году Наумова и Алова приглашают на московскую киностудию. Первая же картина на «Мосфильме», военная драма «Мир входящему», стала призером нескольких международных кинофестивалей. Но не все их совместные работы одобрялись правительством. Например, комедия «Скверный анекдот» по одноименному рассказу Федора Достоевского в свое время была забракована цензурой из-за слишком сильной сатиры и появилась на экранах только спустя 20 лет.

Наиболее удачными фильмами творческого дуэта режиссеров считаются кинороман «Бег» и детектив «Тегеран-43». В этих картинах мастера задействовали не только отечественных звезд экрана, например, Алексея Баталова, Евгения Евстигнеева, Михаила Ульянова, но и зарубежных артистов — Алена Делона и Курда Юргенса.

Владимир Наумов и Ален Делон на съемках фильма «Тегеран-43»

После того как Александр Алов скончался, Владимир Наумов стал работать один. И в первую очередь он снял документальную ленту «Алов» о своем уважаемом партнере и хорошем друге. Затем до конца 80-х годов выходили такие фильмы, как «Выбор», «Закон», «Десять лет без права переписки».

В первые годы после развала Советского Союза режиссер по собственному сценарию снял драму «Белый праздник». Изначально он планировал в главной роли легендарного итальянца Марчелло Мастроянни, но затем заменил его на не менее прекрасного актера Иннокентия Смоктуновского, для которого этот фильм стал финальной точкой в карьере.

Кстати, с Мастроянни режиссер начинал делать другую картину – «Тайна Марчелло», но из-за смерти актера лента окончена не была.

Владимир Наумов на съемочной площадке фильма «Выбор»

Владимир Наумов также уделяет огромное внимание преподавательской и просветительской деятельности, а также организационной части работы в кинематографе, культурной и социальной сферах. С 1963 года Владимир Наумов занимает пост руководителя Творческого объединения киностудии «Мосфильм»

С 1976 года режиссер работал секретарем правления СК СССР.

Также Владимир Наумович преподавал на Высших режиссёрских курсах. С 1980 года знаменитый режиссер руководит мастерской ВГИКа, а через шесть лет после получения руководства над мастерской Владимир Наумов стал профессором в собственной дисциплине и продолжил преподавание на новом уровне.

Кроме того, Владимир Наумов ведет мастерскую режиссуры игрового кино во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии Госкино России.

Владимир Наумов на съемках фильма «Сказки Пушкина. Сказка о царе Салтане»

В 2002 году Владимир Наумов занял пост первого президента Национальной академии кинематографических наук и искусств.

В 21 веке Владимир Наумов снял детектив «Часы без стрелок», мелодраму «Джоконда на асфальте», а в 2012 году режиссер начал совместно с дочерью работать над детской картиной «Сказки Пушкина. Сказка о царе Салтане».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector