Зигзаги судьбы натальи бондарчук: три брака и роман с тарковским, едва не стоивший актрисе жизни

Юные годы

Наталья никогда не хотела быть актрисой. Мечтой детства была профессия пожарного. Но нехватка отца сыграла свою роль в выборе специальности. Бондарчук поняла, что, став частью мира кино, она будет ближе к папе.

В 1967 году Наталья подает документы во ВГИК сначала на актерское, а затем и на режиссерское отделение. Но Сергей Бондарчук был слишком занят своей новой семьей и работой, поэтому юной актрисе приходилось искать отеческую заботу на стороне. В институте Наталья училась на курсе у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, которые в свое время были наставниками ее родителей.

На одном из экзаменов Бондарчук играла роль Софьи в постановке «Юность Петра». По сценарию необходимо было упасть на колени перед иконой. Задача была не из легких, ведь за время многочисленных репетиций ноги девушки уже были разбиты в кровь.

Несмотря на дикую боль, Наталья отыграла свою роль, не издав ни звука – так силен был страх подвести, разочаровать своего учителя Герасимова, к которому актриса испытывала особые чувства.

Бондарчук училась блестяще, доказывая, что является не просто дочкой знаменитых родителей, а целеустремленным человеком, способным добиться успеха собственным трудом. В юности Наталья отличалась эффектной внешностью и женской притягательностью. Молодая артистка пользовалась популярностью среди сокурсников

https://youtube.com/watch?v=Wv0S8zn3xvo

Детство и юность

Наталья Бондарчук появилась на свет 10 мая 1950 года в Москве. Отец Натальи – Сергей Бондарчук (1920-1994), советский и российский режиссёр, создатель фильмов «Судьба человека» (1959), «Они сражались за Родину» (1975), «Война и мир» (1965, лауреат премии «Оскар»). Мать Натальи – актриса Инна Макарова («Девчата», «Высота», «Женитьба Бальзаминова» и др.).

Наталья Бондарчук в детстве с родителями

Наталья рассказывает, что была воинственным ребенком и совсем не желала становиться актрисой. «Мне казалось, это неправильная какая-то профессия. А самая правильная — пожарники и пограничники», – вспоминала Бондарчук.

Семья Натальи жила в доме на Новопесчаной улице. В гости к ним часто приходили Николай Рыбников, Клара Лучко, Алла Ларионова и другие артисты. В квартире царила атмосфера любви и понимания.

Наталья Бондарчук с мамой Инной Макаровой

Родители Натальи развелись, когда девочке было 8 лет. Отец ушел от Инны к актрисе Ирине Скобцевой. После ухода из семьи Наталья 5 лет не общалась с отцом – этому препятствовала мать, а девочка думала, что это Сергей предал их семью, и сильно обижалась на отца. К счастью, позже отношения Бондарчука и дочери восстановились.

У Натальи трое сводных братьев и сестер от двух других браков отца: Алексей Бондарчук (1944 г.р.), актриса Елена Бондарчук (мать актера Константина Крюкова; 1962—2009, скончалась от рака) и режиссер Фёдор Бондарчук. С младшими Наталья в юности почти не общалась из-за разницы в возрасте, а о существовании старшего брата она узнала лишь в 13 лет.

Наталья Бондарчук в молодости

После окончания школы Наталья поступила на актерский факультет ВГИКа, а 1975-м году окончила режиссерский факультет того же учебного заведения. Как вспоминала Наталья, отец приходил в университет на спектакль «Красное и черное», где она играла мадам Реналь, и плакал.

Наталья Бондарчук о разводе родителей: за отцом нужно было следить

В конце марта ушла из жизни легендарная актриса Инна Макарова, которая запала в души зрителей, блистательно исполнив роли в таких известных фильмах, как «Молодая гвардия», Девчата», «Высота», «Женитьбы Бальзаминова» и многих других.

Она была женой Сергея Бондарчука, и в этом звездном союзе родилась дочь Наталья, которая тоже стала успешной актрисой и режиссером.

В «Судьбе человека» Наталья Бондарчук рассказывает о своей знаменитой маме, которая родилась в городке Тайга, потом переехала в Новосибирск, во время войны оказалась в Алма-Ате, где поступила в театральный вуз, а потом вместе с другими студентами «добралась» и до Москвы.

Так Инна Макарова оказавшись в прославленном ВГИКе, причем, в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Они даже собирались удочерить талантливую студентку, но Инна встретила Сергея Бондарчука и рано вышла замуж.

Роман с ним начался на съемках «Молодой гвардии». Звезды советского кинематографа жили тогда скромно, но были очень счастливы друг с другом.

Однако когда Макарова поняла, что она – не единственная женщина в жизни своего мужа, подала на развод.

Наталья рассказывает, что разводиться Бондарчук с Макаровой не хотел – даже рыдал, но она настояла.

Наталья Сергеевна говорит о том, что в послевоенное время женщины буквально охотились за мужчинами, а за таким мужчиной, как ее отец, тем более надо было все время следить.

Она признается, что долго была обижена на отца, но при этом ей хотелось общаться со сводными братом и сестрой – Федором и Еленой, которые родились в браке Бондарчука с Ириной Скобцевой.

Инна Макарова после расставания со знаменитым актером и режиссером — отцом Натальи – вновь обрела свое женское счастье с человеком из совсем другой сферы.

Ее супругом стал хирург Михаил Перельман – он спас ей жизнь, а впоследствии стал мужем актрисы. Вместе они прожили 40 счастливых лет.

После его ухода из жизни в 2013 году Инна Макарова сильно сдала, тяжело болела – не могла смириться с потерей дорогого человека. Возможно, именно о нем были слова актрисы, которая после смерти приснилась мужу Натальи и сказала: «Мой челове-е-ек!»

Как уходила из жизни звезда кинематографа? Каким фильмом была «предсказана» ее встреча со вторым мужем – хирургом? Что вспоминает Наталья об Ирине Скобцевой, и как складываются ее отношения со сводными братьями и сестрами?

Какое зеркальце Инна Макарова хранила всю жизнь, и как переживала развод с Сергеем Бондарчуком?

Об этом и не только Наталья Бондарчук рассказывает Борису Корчевникову в программе «Судьба человека» на телеканале «Россия 1».

В конце марта, после смерти Инны Макаровой она была гостем программы «Андрей Малахов. Прямой эфир». Тогда Наталья Сергеевна очень переживала, что из-за карантина не сможет присутствовать на похороны мамы.

Режиссура

Режиссерская биография Сергея Бондарчука стартовала в 1959 году, когда он был назначен режиссером киностудии «Мосфильм». В том же году состоялся его режиссерский дебют: на экраны вышла картина «Судьба человека» по рассказу Шолохова, где Бондарчук также появился в качестве главного героя ленты, где сыграл вместе с Эллиной Быстрицкой. Фильм был очень тепло встречен зрителями страны и завоевал Ленинскую премию, Большой Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве и много других наград.

Часто Сергей Федорович снимался в фильмах, которые сам режиссировал. Артист замечательно передал характер героя Пьера Безухова в кино-эпопее «Война и мир» в 1966-м.

Безусловным достижением в мире русского киноискусства стала киноэпопея Сергея Федоровича «Война и мир». Экранизация великого произведения Льва Толстого принесла режиссеру всемирную славу. Этой работе Бондарчук посвятил 6 лет жизни. Первая серия «Андрей Болконский» вышла на экраны в 1966 году. Потом каждый год – еще три серии. «Война и мир» Бондарчука принесла режиссеру премию «Оскар» и диплом кинофестиваля в Венеции. Фильм был показан в 117 странах мира.

Сергей Бондарчук – старший и Инна Макарова

В 1978 году Сергей Федорович смог реализовать свою мечту и экранизировал повесть Антона Чехова «Степь». А в 1982 году появился новый фильм Бондарчука «Красные колокола» по произведениям Джона Рида. За эту работу режиссер был награжден Государственной премией СССР.

В 1989–1990 годах Бондарчук вместе с продюсером из Италии Энцо Рисполи трудился над постановкой эпической картины «Тихий Дон». Это был последний фильм режиссера. К сожалению, при жизни Сергей Федорович так и не увидел выхода «Тихого Дона» на экраны. Лишь в 2006 году картину удалось закончить и озвучить. Поздней осенью 2006 года 8-серийная лента впервые была показана в одном из кинотеатров столицы, а потом вышла на большие экраны страны. 

Забеременеть старались всем домом

В любой истории всегда есть две правды. Так и в нашей. Инна Макарова до конца жизни не могла простить Бондарчуку его уход к Скобцевой и неоднократно называла Ирину Константиновну хищницей. Говорила о том, что Сергей Федорович часто просился обратно в семью и страдал в новом браке:

– Сережа не хотел развода, да Скобцева настояла. Прошел год или два с момента нашего расставания, звонит мне Пашка Шпрингфельд (актер, друг Сергея Бондарчука и Инны Макаровой. – К. Б.), мы с ним должны были в какую-то поездку отправиться. И разговор сам собой зашел о той семье. «Она что, еще не родила? – спросила я. – Уж так хотела зацепиться». – «Да куда там! – засмеялся Пашка. – Всем домом стараемся».

Макарова обвиняла Скобцеву и в том, что та якобы не дает Бондарчуку общаться с дочерью Натальей и сыном от первого брака Алексеем, жившим в Ростове-на-Дону. Тем не менее Наталья Бондарчук никогда грязь на Ирину Константиновну не лила и даже дружила с новой супругой отца и сводными братьями и сестрой.

Ирину Константиновну похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с мужем и дочкой Аленой, скончавшейся в 2009-м от рака груди. Фото:  «ИТАР-ТАСС»

Ирина Константиновна предпочитала не комментировать личную жизнь. Но признавалась: за 35 лет с Бондарчуком ругались лишь дважды.

– У Сережи было такое качество – он совсем не пьянел, – секретничала актриса. – А тут пришел к нам Георгий Данелия с женой Любой Соколовой. Мужчины сели в отдельной комнате и давай пить из бадейки молодое вино. А Данелии пить нельзя было совсем. И через какое-то время Люба стала мне плакаться: «Ой, сейчас опять напьется, опять меня…» Я не выдержала, спокойно подошла к Сергею Федоровичу, взяла бадейку и тихонько вылила ему на голову. Бондарчук даже не пошевелился. Потом мы целый месяц не разговаривали. Попросила прощения – виновата, неправильно себя повела. Он меня извинил.

Второй раз причиной ссоры стали дети супругов – Алена и Федор.

– Мы никогда не видели, чтобы родители повышали друг на друга голос, – поделился режиссер «9 роты» и «Обитаемого острова». – И при этом они были все время вместе. Может, от такой идиллии нам захотелось подшутить. Однажды мы с Аленой подложили в букет, который мама принесла домой, записку будто бы от поклонника – некоего Иван Иваныча. И помогли папе увидеть эту бумажку. Скандал случился страшный! Папа был очень ревнивый, как Отелло. Так взорвался! Мы с Аленой сильно испугались и поспешили признаться, что это шутка.

Вклад в культуру

Наталья Бондарчук – достойная наследница великого отца, разноплановая актриса, многосторонне развитая личность. Она стала одной из тех редких советских артисток, кто смог добиться успехов не только на актерском поприще, но также в режиссуре и написании сценариев. Наталья Сергеевна подарила отечественному кинематографу более 30 художественных и документальных фильмов. Артистка заслужила авторитет в творческой среде, поэтому её регулярно приглашают в жюри всевозможных кинофестивалей.

Актриса также создала уникальный профессиональный театр и студию актерского мастерства, в которой обучает актерской профессии подрастающие поколения.

Режиссура

В другой своей ипостаси – режиссёрской – Наталья Бондарчук проявила себя со своим индивидуальным подходом и видением картины в целом. Дипломную работу по произведению Салтыкова-Щедрина снимали вместе с Николаем Бурляевым. Фильмы, которые ставила режиссёр, были в соавторстве с известными писателями и при поддержке семьи. В картине Юрия Нагибина о жизни Бемби женщина снимает свою семью: сына, мужа, маму. Кроме того, в её фильмах хватает и других знаменитостей. У неё снимались Марис Лиепа, Лев Дуров. Детская аудитория полюбила главного героя.

Персонаж фильма дал название Московскому детскому театру, которым стала руководить Наталья Сергеевна. Теперь уже у театра есть филиалы не только в Москве. Город Одинцово тоже может похвастаться филиалом театра «Бемби». Россия и ближнее зарубежье с удовольствием встречают детский театр, когда он приезжает на гастроли. Актрису, режиссёра и сценариста Бондарчук не раз премировали, награждали. Она является Заслуженной артисткой РСФСР с 1977 года. Не всегда в биографии Натальи была светлая полоса. Девяностые годы оказались сложными, так как советский кинематограф стал разваливаться. У режиссёра Бондарчук появилось новое направление – документальные фильмы. Она посвящает семье Рериха целый блок документальных очерков о его жизни. Наталья сама отправляется по дорогам, по которым проходил сам Рерих: в горный Алтай. Позже актриса и режиссер увлеклась судьбой Пушкина и Марии Волконской. Создаёт фильмы о них, максимально делая их образы ближе к народу.

Эта женщина, москвичка от рождения, всегда предпочитала городской суете тихую спокойную загородную жизнь. Но Наталья Сергеевна вся состоит из противоречий. Машину не водит, но на машине объездила очень много стран, больше сорока. Не любит компьютеры, но огромное количество времени проводит перед экраном, монтируя свои фильмы. Технику не любит, но в фильмах старается использовать все новейшие технологии. Такая уж она необычная натура: творческая, любвеобильная и одновременно строгая, но справедливая.

Режиссура

В другой своей ипостаси – режиссёрской – Наталья Бондарчук проявила себя со своим индивидуальным подходом и видением картины в целом. Дипломную работу по произведению Салтыкова-Щедрина снимали вместе с Николаем Бурляевым. Фильмы, которые ставила режиссёр, были в соавторстве с известными писателями и при поддержке семьи. В картине Юрия Нагибина о жизни Бемби женщина снимает свою семью: сына, мужа, маму. Кроме того, в её фильмах хватает и других знаменитостей. У неё снимались Марис Лиепа, Лев Дуров. Детская аудитория полюбила главного героя.

Персонаж фильма дал название Московскому детскому театру, которым стала руководить Наталья Сергеевна. Теперь уже у театра есть филиалы не только в Москве. Город Одинцово тоже может похвастаться филиалом театра «Бемби». Россия и ближнее зарубежье с удовольствием встречают детский театр, когда он приезжает на гастроли. Актрису, режиссёра и сценариста Бондарчук не раз премировали, награждали. Она является Заслуженной артисткой РСФСР с 1977 года. Не всегда в биографии Натальи была светлая полоса. Девяностые годы оказались сложными, так как советский кинематограф стал разваливаться. У режиссёра Бондарчук появилось новое направление – документальные фильмы. Она посвящает семье Рериха целый блок документальных очерков о его жизни. Наталья сама отправляется по дорогам, по которым проходил сам Рерих: в горный Алтай. Позже актриса и режиссер увлеклась судьбой Пушкина и Марии Волконской. Создаёт фильмы о них, максимально делая их образы ближе к народу.

Эта женщина, москвичка от рождения, всегда предпочитала городской суете тихую спокойную загородную жизнь. Но Наталья Сергеевна вся состоит из противоречий. Машину не водит, но на машине объездила очень много стран, больше сорока. Не любит компьютеры, но огромное количество времени проводит перед экраном, монтируя свои фильмы. Технику не любит, но в фильмах старается использовать все новейшие технологии. Такая уж она необычная натура: творческая, любвеобильная и одновременно строгая, но справедливая.

Часто задаваемые вопросы

Бондарчук охотно дает интервью многим журналистам, в которых рассказывает о своей жизни и творчестве. Многих интересует, какие воспоминания детства актрисы были самыми яркими. Любимой игрушкой Натальи была шкатулка с бижутерией, казалось, что это был клад с драгоценностями. Также девочка обожала душиться мамиными духами.

Несмотря на годы, внешне Бондарчук всегда оставалась привлекательной женщиной. Есть ли какой-то секрет красоты? «Благодаря маме я выгляжу моложе своих лет. Она рассказывала мне, как ухаживать за лицом, как следить за фигурой, как одеваться модно и стильно», – делится актриса.

У Натальи Бондарчук есть официальная страница в Фейсбуке. Больше 20 тысяч подписчиков следят за жизнью любимой актрисы и режиссера. В аккаунте большинство фотографий связанные с профессиональной деятельностью. Есть публикации со съемок, выступлений на конференциях. Семью Бондарчук не скрывает от глаз общественности. На странице регулярно появляются милые фото с детьми и внуками.


В мае 2021 года Бондарчук отметила свое 70-летие

«Солярис»

Звездный час Натальи Бондарчук, биография которой переплетается из счастливых, трепетных и в то же время грустных минут, пробил, когда она снялась у известного режиссера Андрея Тарковского. Представлять Тарковского, имя которого можно смело ставить в ряд режиссеров, достигших мировой вершины, пожалуй, не стоит.

Вначале он не хотел брать на серьезную, драматическую роль девятнадцатилетнюю девушку. Но после нескольких кинопроб, проведенных с другими актрисами, Андрей Тарковский пришел к выводу, что лучше Натальи Бондарчук (видимо, сказалась бондарчуковская порода) никто не справился с ролью.

Успех картины был ошеломительным. Вместе со съемочной группой Наталья Бондарчук объехала полмира. На Западе она познакомилась с голливудскими и европейскими знаменитыми актерами и режиссерами, которые аплодировали ей. Это вскружило голову молодой актрисе. После «Соляриса» предложения сняться так и сыпались ей на голову, но девушка была горячо убеждена, что взяв однажды высокую планку, нужно ее придерживаться. К ролям она относилась скрупулезно, поэтому в послужном списке актрисы нет огромного количества кинокартин, но зато есть роль Марии Волконской в фильме «Звезда пленительного счастья», которую она очень любит. Есть царевна Софья в фильмах «Юность Петра» и в «Начале славных дел».

Многим запомнилась мадам де Реналь в исполнении Натальи Бондарчук в экранизации романа Стендаля «Красное и черное». Создается такое впечатление, что биография Натальи Бондарчук (фото есть в статье), относящаяся к миру кино, связана больше с девятнадцатым, восемнадцатым веками.

Часто задаваемые вопросы

Бондарчук охотно дает интервью многим журналистам, в которых рассказывает о своей жизни и творчестве. Многих интересует, какие воспоминания детства актрисы были самыми яркими. Любимой игрушкой Натальи была шкатулка с бижутерией, казалось, что это был клад с драгоценностями. Также девочка обожала душиться мамиными духами.

Несмотря на годы, внешне Бондарчук всегда оставалась привлекательной женщиной. Есть ли какой-то секрет красоты? «Благодаря маме я выгляжу моложе своих лет. Она рассказывала мне, как ухаживать за лицом, как следить за фигурой, как одеваться модно и стильно», – делится актриса.

У Натальи Бондарчук есть официальная страница в Фейсбуке. Больше 20 тысяч подписчиков следят за жизнью любимой актрисы и режиссера. В аккаунте большинство фотографий связанные с профессиональной деятельностью. Есть публикации со съемок, выступлений на конференциях. Семью Бондарчук не скрывает от глаз общественности. На странице регулярно появляются милые фото с детьми и внуками.

В мае 2021 года Бондарчук отметила свое 70-летие

Фильмы

Актерская биография Натальи Бондарчук началась во ВГИКе. В 1969 году студентка сыграла пассажирку поезда в фильме «У озера». Сергей Герасимов снял в картине своих студентов: Наталью Белохвостикову, Николая Еременко, Наталью Аринбасарову, Наталью Бондарчук.

С романом Станислава Лема Наталья познакомилась еще в юности. И позднее, когда узнала о съемках «Соляриса», попросила ассистентку Андрея Тарковского попробовать ее на главную роль. Режиссер не скрывал, что не станет снимать Наталью, причиной он называл ее юный возраст. Но предложил актрисе сняться в фильме его коллеги режиссера Ларисы Шепитько «Ты и я».

Бондарчук не сдавалась. Она решила показать самую драматичную сцену из новой картины с ее участием Тарковскому, который уже на протяжении полугода не мог подобрать исполнительницу на главную роль. Андрею понравилась игра Натальи. Он утвердил ее на роль Хари в «Солярис» без проб. Актриса сыграла в дуэте с Донатасом Бонионисом.

Наталья Бондарчук в фильме «Солярис»

Работа в «Солярисе» стала определяющей в дальнейшей жизни Натальи Бондарчук. Отец, Сергей Бондарчук, пришедший на премьеру «Соляриса», понимая масштаб фильма и режиссера, задал Наташе вопрос: «Что же ты теперь будешь играть, дочка?». И действительно, после работы с Тарковским предложения других режиссеров, посыпавшиеся на артистку со всех сторон, казались неинтересными.

В 1973 году Наталья Бондарчук сыграла главную роль Маши Бауэр в фильме «Исполнение желаний» режиссера Светланы Дружининой. Вместе с актрисой в картине снялись Евгений Лебедев, Иннокентий Смоктуновский, Николай Еременко, Лариса Лужина и др. В 1975 году актриса снялась в картине о летчиках-испытателях «Небо со мной».

Зрители помнят Наталью Бондарчук по роли в одной из любимых картин советского зрителя — «Звезде пленительного счастья». В пронзительной ленте о декабристах режиссера Владимира Мотыля актрисе досталась роль Марии Волконской. Князя Волконского сыграл блистательный советский артист Олег Стриженов.

Наталья Бондарчук в фильме «Красное и черное»

По словам Натальи, образ Марии Волконской стал самой любимой ролью в ее фильмографии. Позднее она воплотила его в собственных проектах «Мой дух к Юрзуфу прилетел…» и «Одна любовь души моей». Фильмы появились в 2000-е годы.

Не менее ярким оказался образ мадам де Реналь, который Наталья представила в экранизации «Красное и черное». Ярким дуэтом с Николаем Еременко она блистала еще во ВГИКе, а затем на сцене Театра киноактера. Работу решили перенести на экран. За съемки взялся Сергей Герасимов.

В 1980 году Наталья Бондарчук сыграла в двух исторических картинах Сергея Герасимова, снятых по роману Алексея Толстого «Петр Первый», – «В начале славных дел» и «Юность Петра». Любимый учитель доверил Наталье роль царевны Софьи.

Андрей Тарковский, Наталья Бондарчук и Юри Ярвет

Режиссерский дебют Натальи Бондарчук состоялся в 1975 году. Молодой режиссер сняла фильм «Бессчастная Матрена» для киноальманаха «Пошехонская старина». После ряда картин наступил прорыв в творчестве Натальи Бондарчук – в 1985 году она сняла детскую сказку «Детство Бемби». В картине Наталья снялась и как актриса (в роли Агни). Через год на экранах появилась следующая кинолента о сказочном олененке «Юность Бемби».

Бондарчук стала режиссером ряда картин исторического цикла: «Мой дух к Юрзуфу прилетел…», «Любовь и правда Федора Тютчева», «Пушкин: последняя дуэль», «Одна любовь души моей» и др. Последняя режиссерская работа Натальи Бондарчук – фильм-сказка «Тайна снежной королевы». В киноленте Бондарчук выступила и как актриса, сыграла атаманшу.

Наталья Бондарчук и Николай Бурляев

В мае 2015 года актриса участвовала на «Первом канале» в телепроекте «На 10 лет моложе». Над внешностью участников программы колдуют пластические хирурги, косметологи, парикмахеры и визажисты. Программа сделала великолепный подарок к юбилею Натальи Бондарчук – актриса произвела фурор своим перевоплощением.

В 2018 году режиссер представила детский фильм «Красная шапочка. Онлайн». В сказке, помимо самой Натальи Бондарчук, ее мамы и дочери, сыграли знаменитости Михаил Боярский, Дмитрий Харатьян, Елизавета Арзамасова и другие.

Папина дочка

Наталья Бондарчук в детстве с родителями.

В детстве Наталья Бондарчук была счастливым и беззаботным ребёнком. Правда, ровно до того времени, пока папа, Сергей Бондарчук, не ушёл из семьи. Тогда она пережила свою первую в жизни трагедию. Долгое время актриса считала, что отец её предал и не хочет больше ни видеть её, ни общаться. Только спустя много лет Наталья узнала: её мама, Инна Макарова, была против встреч дочери с отцом, считая, что это будет травмировать ребёнка.

Однако куда больше травмировали её жестокие вопросы взрослых людей, которые спрашивали у неё, где папа, а после сообщали, что он теперь у другой тёти. Наташа часто плакала и не понимала, почему отец не приходит её навестить. Ей было всего восемь лет.

Наталья Бондарчук с мамой Инной Макаровой.

Целых пять лет она не имела возможности общаться с отцом, а потом им пришлось заново узнавать друг друга и учиться любить. Но Наталья Бондарчук вынесла из этого самый главный урок: никогда нельзя запрещать отцу видеть детей и участвовать в их жизни. Сама она постаралась сделать всё, чтобы её дети не чувствовали себя брошенными и ненужными.

Детские годы

Ваня был первенцем в семье. Молодые родители неординарно отнеслись к его воспитанию. Малыш научился плавать раньше, чем ходить — сначала в ванне, потом для него был куплен специальный аквариум.

Детское фото Ивана Бурляева

Эксперименты на этом не закончились — в детскую кроватку маленького Ванечки подложили игрушечное пианино, и он с младенчества осваивал клавиши не только своими крошечными пальчиками, но и первыми зубками. К 4-м годам ребенок уже играл на рояле и сочинял свои первые незамысловатые мелодии.

Когда Бурляеву-младшему было 6 лет, его нехитрые «шедевры» услышал композитор Борис Петров. Он настоятельно рекомендовал родителям отдать сына в музыкальную школу, чтобы талант мог расти и развиваться.

Так и поступили. Сын Натальи Бондарчук отчаянно рвался сочинять собственные музыкальные композиции, но педагоги сказали, что для начала надо стать хорошим музыкантом. И он стал учиться играть на фортепиано. Непреодолимая страсть ребенка к композиторской деятельности дала плоды.

В 11 лет у Вани уже был приличный для его юного возраста композиторский багаж — 2 десятка песен к спектаклю «Красная Шапочка» режиссера Евгения Шварца, который шел в Театре-студии Киноактёра и имел успех. В 13 лет мальчик написал музыку еще к одному спектаклю этого режиссера — «Снежной королеве».

Актерская карьера

В кино Наталья дебютировала на старших курсах института, в фильме Сергея Герасимова «У озера», действие которого разворачивается на берегу Байкала, в годы строительства целлюлозно-бумажного комбината. Ей досталась небольшая роль девушки в поезде. В 1972 году Бондарчук сыграла Хари, главную женскую роль, в драме Андрея Тарковского «Солярис» по мотиву фантастического романа Станислава Лема.

Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский на съемках фильма «Солярис»

Впервые эту книгу она прочитала в 11 лет; она показалась девочке пугающей, но захватывающей. Роман ей дала почитать соседка по даче – Ирина Жигалко, педагог режиссерского факультета ВГИКа. Когда девочка отдала ей книгу, женщина ответила: «Передай Андрею, он еще не читал», и указала на сидящего рядом молодого человека. Это был Тарковский, через 10 лет представивший советским зрителям «Солярис», в котором снялись Донатас Банионис и Наталья Бондарчук.

Тарковский задумал снимать «Солярис», когда Наталья училась на третьем курсе ВГИКа. Так вышло, что ассистенткой режиссера была хорошая знакомая девушки Мария Чугункина. Бондарчук уговорила подругу пригласить Тарковского «посмотреть» их курс. Как вспоминала Наталья, перед ним она сыграла 13-летнюю Фиби из «Над пропастью во ржи», Гертруду из «Гамлета», Коробочку из «Мертвых душ» и дерзкого мальчишку из «Вестсайдской истории».

Кадр из фильма «Солярис»

Тарковский был впечатлен ее игрой и пригласил на пробы на роль Хари в «Солярис». После прослушивания пожал девушке руку и… отказал – ей было 19, а ее партнеру Донатасу Банионису – под 50. В качестве компенсации режиссер порекомендовал ее в фильм «Ты и я», где Наталья сыграла роль Нади.

Съемки «Ты и я» проходили в Норильске, а вернувшись в столицу, Бондарчук узнала, что Тарковский перепробовал уже множество актрис на роль Хари, но так никого и не нашел. Наталья попросила Ларису Шепитько, режиссера «Ты и я», показать Тарковскому отснятый с ней материал. Увидев ее игру (в одной сцене Наталья резала себе вены, в следующей – произносила юмористический монолог), Андрей отбросил предрассудки насчет разницы в возрасте.

Наталья Бондарчук в фильме «Ты и я»

После выхода «Соляриса» девушка проснулась популярной, а вскоре получила премию за лучшую женскую роль на IX международном кинофестивале в Панаме. Затем последовали роли в фильмах «Исполнение желаний» (реж. Светлана Дружинина, 1974), «Небо со мной» (реж. Валерий Лонской, 1975) и «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля, в котором актриса предстала в образе княгини Марии Волконской, супруги декабриста Сергея Волконского. Романс «Утро туманное, утро седое» из фильма с Натальей Бондарчук В 1975 году Наталья дебютировала как режиссер и сценарист, создав новеллу «Бессчастная Матрёнка» в альманахе «Пошехонская старина». В фильме снялась ее мать Инна Макарова, а также сама Наталья.

На период с 1976 по 1991 годы приходится пик актерской и режиссёрской карьеры Бондарчук. В 1977 году Наталья стала Заслуженной артисткой РСФСР. Наиболее известными фильмами Натальи в эти годы стали сказки «Детство Бемби» и «Юность Бемби», в одном из которых дебютировал 9-летний сын Бондарчук и ее супруг, Николай Бурляев. Самые популярные роли Бондарчук в эти годы – в фильмах «Красное и чёрное» (1976), «В начале славных дел» (1980) и «Юность Петра» (1980).

Актриса Наталья Бондарчук

В 2000-х Наталья сняла биографический цикл об отношениях Марии Волконской и Александра Пушкина. Роль Волконской в обоих фильмах Бондарчук традиционно исполнила сама, а Пушкина в разном возрасте сыграли Сергей Безруков, Игорь Днестрянский и Юрий Тарасов.

В творческой копилке Бондарчук есть еще три снятых фильма о русских поэтах и писателях: «Любовь и правда Фёдора Тютчева» (2003), «Пушкин: последняя дуэль» (2006) и «Гоголь. Ближайший» (2009).

Наталья Бондарчук на съемках фильма «Гоголь. Ближайший»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector