Опустела без тебя земля: смерть супруга и рак лишили майю кристалинскую голоса
Содержание:
- Смерть
- Трагическая судьба Майи Кристалинской: смерть мужа и тяжелая болезнь
- Черная полоса
- Болезнь
- Болезнь и репрессии
- О сцене могла только мечтать…
- Можно ли называть девочку именем умершей сестры?
- Детство и юность
- Соболезнования
- Краткая биография
- Спаситель появился неожиданно…
- Личная жизнь Майи Кристалинской
- Майя Кристалинская — биография
- «Сплошные дальние выезды»: последние годы жизни
- Вторая попытка
- Побег из Сибири
Смерть
Однако проблемы со здоровьем были и у самого Эдуарда. Летом 1984 года он скончался от сахарного диабета.
Для артистки его смерть стала тяжелым ударом, так как он оставался ее поддержкой и опорой на протяжении многих последних лет. Практически сразу после кончины супруга, у Майи обострилось онкологическое заболевание. Прожить в одиночестве она смогла совсем недолго.
В июне 1985 году в возрасте 53 лет Кристалинская умерла. Но незадолго до этого она полностью потеряла дар речи. По иронии судьбы, певица, песнями которой восхищалась вся страна, в последние месяцы не могла произнести ни слова. Болезнь окончательно взяла над ней верх. И после потери близкого и любимого человека ее уже было некому поддержать.
Прощание с певицей было организовано в Центральном доме работников искусств. На протяжении всей гражданской панихиды звучали ее песни, а гроб выносили из здания под композицию «Русь». Героиня нашей статьи похоронена на столичном Новом Донском кладбище.
Майя Владимировна Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве. Ее назвали в честь старшей сестры, которая умерла в двухлетнем возрасте.
Отец Майи – Владимир Григорьевич Кристалинский, был математиком. Он зарабатывал на жизнь составлением всевозможных головоломок и шарад, которые печатались в различных периодических изданиях.
Атмосфера творчества царила в семье Кристалинских. Ее дядя работал режиссером в музыкальном театре, а тетя Лилия была актрисой и певицей в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Благодаря таким родственникам, Майя с очень раннего возраста стала проявлять интерес к актерской профессии. Однажды дядя подарил маленькой племяннице гармошку. Майя научилась играть на ней самостоятельно.
Позднее Майя начала петь в детском хоре под руководством Исаака Дунаевского, выступала в школьной самодеятельности. Правда, сама Майя никогда не хотела связывать свою дальнейшую жизнь с профессией певицы. По окончании школы, она поступила в Московский авиационный институт.
Во время обучения в институте, Кристалинская принимает активное участие в самодеятельности. Тем временем в Москве начинается Всемирный фестиваль молодежи и студентов
Выступления Майи на этом международном форуме привлекли внимание профессионалов. О ней заговорили в музыкальных кругах, правда, ансамбль, в составе которого она выступала в то время, подвергся жесткой критике в советской прессе
После окончания института, Кристалинская пытается совмещать работу в конструкторском бюро и выступлениями на эстраде. Вскоре она получает предложение начать профессиональную карьеру певицы. Майя Владимировна начинает работать в легендарных джаз-оркестрах под управлением Эдди Рознера и Олега Лундстрема.
Зрители сразу полюбили эту яркую и талантливую молодую певицу. Песни в ее исполнении пела буквально вся страна. Пластинка с композицией «Два берега», вышедшая в 1960 году сделала Кристалинскую поистине всенародной любимицей — было продано 7 млн экземпляров.
В 1966 году телезрители назвали Кристалинскую лучшей певицей года. В ее репертуаре было много душевных и красивых песен, которые попросту не могли оставить слушателя равнодушным. Она сотрудничала со многими известными композиторами того времени: А. Бабаджаняном, А. Пахмутовой, М. Таривердиевым.
Песня «Нежность» стала для Майи Кристалинской вершиной творчества. В 1974 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.
У нее было все то, о чем только может мечтать артист: всенародная любовь и признание, многочисленные гастроли и великолепный репертуар. Однако, ее песня «В нашем городе дождь», прозвучавшая в новогоднем «Голубом огоньке» в конце 60-х, очень не понравилась кому-то из телевизионного руководства.
В то время председателем Гостелерадио был назначен С. Лапин. Он решил полностью изменить репертуар песен, которые должны были выходить в эфир. Благодаря его стараниям, в то время от съемок на телевидении были отстранены многие известные исполнители. В их числе оказалась и Майя Кристалинская.
Теперь концерты Кристалинской проходили в сельских клубах и домах культуры. Певица старалась не унывать. Во времена своего вынужденного творческого простоя, она начала публиковать свои статьи в газете «Вечерняя Москва» и сделала книги Марлен Дитрих «Размышления».
Несмотря на отсутствие выступлений, в 1974 году Майе Владимировне Кристалинской было присвоено звание Заслуженной артистки СССР
Трагическая судьба Майи Кристалинской: смерть мужа и тяжелая болезнь
На долю знаменитой советской исполнительницы Майи Кристалинской выпало множество испытаний. Артистка, страдавшая от тяжелого недуга, перенесла предательство первого супруга и смерть второго избранника. Артистка не мыслила своей жизни без музыки, поэтому, несмотря на рекомендации врачей, продолжала выступать до последнего, радуя зрителей чарующим голосом.
В детстве родители воспитывали Майю Кристалинскую в строгости, прививая ей мужество. Во время налета авиации мама не увела 9-летнюю дочь в бомбоубежище, объяснив, что от судьбы нельзя скрыться.
Первую любовь к музыке будущей артистке привил дядя, подаривший ей гармошку, на которой она исполняла военные песни. Майя Кристалинская вместе с лучшей подругой Валентиной Котелкиной окончила школу и авиационный институт, после чего девушек отправили по распределению в Новосибирск. Однако они сбежали оттуда в Москву, где устроились на работу в конструкторское бюро. Параллельно с работой будущая певица посещала занятия в хоре и музыкальный кружок.
Майя Кристалинская не сразу поняла свое предназначение, однако после того как это произошло, музыка стала для нее всем. Первым талант исполнительницы разглядел композитор Олег Лундстрем, предложивший ей отправиться на гастроли со своим оркестром. Девушка взяла отпуск на предприятии, а по возвращению уволилась с него, кардинально изменив свою жизнь.
С оркестром Лундстрема она исколесила практически весь Советский Союз, завоевав любовь зрителей, но ее звездный час настал после выхода композиции «Мы с тобой два берега». Затем последовали не менее знаменитые «Топ, топ, топает малыш» и «Нежность». Примечательно, что не имевшая собственных наследников артистка столь проникновенно исполняла песни о детях.
На любовном фронте дела у Майи Кристалинской складывались не так радужно, как на сцене. Первый брак артистки с сатириком Аркадием Аркановым не просуществовал и года, когда муж, собрав чемоданы, оставил ее.
Затем Майя Кристалинская влюбилась в журналиста, которому, судя по всему, льстило внимание знаменитой певицы. Он не разделял ее чувств, а также увлекался алкоголем, поэтому пара рассталась.Фото: Майя Кристалинская и Эдуард Барклай Настоящая счастье артистка обрела во втором браке с архитектором Эдуардом Барклаем
На тот момент она уже знала о своем неутешительном диагнозе – раке лимфатических узлов, о чем откровенно сообщила мужчине. Однако его не испугала болезнь возлюбленной. После свадьбы Эдуард Барклай трогательно заботился о певице. Сама Майя Кристалинская также старалась не опускать руки, пробуя различные методы лечения, в том числе облучение, после которого на ее шее остались следы ожогов. При этом она не обращала внимание на уговоры врачей бросить выступления.
«Говорили, что, напрягая связки, она ухудшает свое состояние. Но Майя, услышав об этом, сказала: «Лучше убейте меня сразу, без сцены я буду умирать медленно, день за днем». Я часто бывала на ее концертах и, глядя на нее, такую красивую и веселую, думала: «Неужели она так тяжело больна? Да не может быть!»», – поделилась подруга артистки.
К сожалению, муж певицы, долгие годы страдавший от диабета, скончался внезапно во время подготовки к отпуску. Эта потеря сильно подкосила Майю Кристалинскую, которая осталась практически одна.
Позже артистка дала согласие на экспериментальное лечение, которое лишь ухудшило ее состояние. Она больше не могла выступать, из-за чего сильно переживала. Последние дни она посвятила переводу биографии Марлен Дитрих, но так и не успела его закончить.
Майя Кристалинская скончалась 19 июня 1985-го, пережив любимого супруга ровно на год. Исполнительницу похоронили на Донском кладбище, выбив на ее надгробии следующие слова: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь».
Черная полоса
В середине 60-х у Кристалинской обнаружилось тяжелое заболевание. Болезнь затронула лимфоузлы на шее, грозила полной потерей голоса. Потребовалось длительное лечение, Майя много времени проводила в стационаре.
На концертах Кристалинская появлялась в неизменных косынках вокруг шеи, скрывавших следы от облучения. Выезжать на гастроли ей приходилось с полным чемоданом сильнодействующих лекарств.
Примерно в то же время на должность главы Гостелерадио назначили Сергея Лапина, который был ярым антисемитом и не скрывал своих взглядов. Стоило ему услышать еврейскую фамилию, он менялся в лице, и особую неприязнь у него вызывала Майя Кристалинская. Вскоре ее песни сняли со всех эфиров и перестали приглашать на съемки.
Болезнь
В начале 60-х годов во время гастролей Майя почувствовала себя не вполне здоровой, у неё поднялась слишком высокая температура. Обратившись в больницу, молодая 29-летняя женщина узнала о страшном диагнозе – опухоль лимфатических желез (на медицинском языке это звучит лимфогранулематоз).
Майе предстоял очень тяжёлый курс лечения. Но она всё стойко выдержала, только после лечения на шее остались следы ожогов от химиотерапии. После этого Кристалинская стала выходить на сцену с косыночкой на шее.
Удивительно, но советские женщины настолько любили певицу, что моментально раскупили все косыночки в универмагах и повязали их себе на шеи, так хотелось быть похожими на очаровательную, милую, душевную Майю.
После этого почти четверть века знаменитые советские гематологи Воробьёв и Кассирский лечили певицу, благодаря им она прожила ещё столько же, как до страшного диагноза. Сильнейшая женщина не бросила сцену и зрителей, она продолжала петь и ездить на гастроли, возя с собой полный чемодан таблеток, лекарств и косыночек. Короткие творческие отпуска Майя проводила в больничной палате, но об этом не знал никто.
Болезнь и репрессии
Незадолго до заслуженного успеха у артистки обнаружили рак лимфатических узлов. Заболевание быстро прогрессировало и грозило полной потерей голоса. Это была настоящая трагедия для концертирующей певицы.
Чтобы решить проблему женщина согласилась на сложное лечение. После тяжелого курса терапии в стационаре она вернулась на сцену. Но была вынуждена скрывать ожоги от радиотерапии, надевая на шею косынку. На тот момент мало кто догадывался о заболевании певицы.
Майя выступала в косынке на шее, чтобы скрыть ожоги от радиотерапии
Благодаря совместным усилиям врачей и самой Кристалинской, патологию удалось перевести в состояние ремиссии. Все стало возвращаться на круги своя. Однако репутация женщины была подмочена одним неприятным событием.
Накануне постановки страшного диагноза Майя Кристалинская выступала на концерте, приуроченном к Новому году.
Однако романс, который она исполняла, был признан не подходящим под веселый праздник. Пользуясь этим предлогом, количество эфирного времени, предоставленного артистке, значительно уменьшили.
В 1970 году главный пост в Гостелерадио занял Сергей Лапин. Первым делом он составил черный список артистов, которые, по его мнению, не должны были появляться в теле- и радиоэфирах.
Сергей Лапин
По интересному совпадению почти все люди, которые попали в немилость к чиновнику, оказались представителями еврейской национальности. В списке были Вадим Мулерман, Аида Ведищева и много кто еще.
Подобный шаг явно говорил об антисемитизме Лапина. Однако он же свидетельствовал в пользу нарастающих ксенофобских настроений самого советского руководства. Поскольку всем было ясно, без санкции чиновников сверху даже такой крупный деятель как глава Гостелерадио не рискнул бы составлять списки по национальному признаку.
В результате под каток репрессий чиновников мира творчества попала и сама Майя Владимировна Кристалинская. Начиная с этого момента, карьера женщины пошла под откос.
Она была вынуждена работать за пределами Москвы. Выступать в областях, сельских клубах, не желая отказываться от творческой деятельности.
Майя Кристалинская. Песни разных лет.
В 1974 году артистке присвоили звание Заслуженной. Что на фоне прессинга и агрессивных нападок выглядело скорее откровенной издевкой, а не признанием заслуг перед миром искусства родной страны.
В последние годы своей жизни Майя Кристалинская начала работать в сфере журналистики. Писала статьи, а также переводила с немецкого.
Книга «Размышления» Марлен Дитрих стала главным детищем певицы на этом поприще. Вышла она уже после смерти музыкальной дивы.
Майа Кристалинская-Опустела без тебя земля.
О сцене могла только мечтать…
К музыке и пению она тянулась всегда, но первым человеком, который решил развивать эти способности у девочки, стал муж сестры Владимира Кристалинского, режиссер музыкального театра. Он и подарил племяннице детскую гармошку, на которой она научилась играть более чем лихо. А вот до первого появления на профессиональной сцене столько еще пришлось пережить! И учебу в МАИ (под влиянием подруги), и распределение на авиационный завод в Новосибирск (таежной романтики захотелось), и «позорное» возвращение в Москву (не оправдали надежд, а еще комсомолки!). Но иного пути не было — к середине 50-х Владимир Кристалинский почти ослеп, так что Майе пришлось заниматься и отцом, и матерью, и младшей сестренкой.
Незабываемым выдался для Майи 1957 год. Во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в конце июля — начале августа 1957 года в Москве, она не уставала петь прямо на улицах, возле нее обычно собирались сотни восторженных москвичей и гостей столицы. Кристалинская даже не пела — она вкладывала в исполнение всю свою восторженную душу. Дело в том, что чуть раньше она познакомилась с молодым медиком Аркадием Аркановым, который в то время еще только мечтал о карьере писателя-сатирика, но был очень влюбчив. Остроумная, веселая, певучая Майя очень быстро запала ему в сердце. Да и она не смогла устоять перед его пылкостью и обаянием. И хотя все родные и близкие наперебой твердили, что ничего путного из их совместной жизни не выйдет, молодые люди были абсолютно уверены в обратном!
Возможно, им и удалось бы сохранить семью. Но они вступили в период резких перемен. Майю пригласили на гастроли в Закавказье, где пылкие поклонники в больших кепи буквально завалили ее букетами цветов и горячими признаниями в любви. Одни гастроли сменяли другие, и Аркадий как-то сказал супруге «Майя, умерь свой пыл». Семья и постоянные разъезды редко бывают совместимы. По сути, Майе пришлось выбирать между мужем и растущей популярностью. Она выбрала второе, сохранив с Аркановым до конца жизни теплые, дружеские отношения…
Она осталась одна. Впрочем, у нее были песни. Какое-то время ей этого вполне хватало. А потом болезнь, ощущение дыхания смерти, а от того еще острее одиночество…
Одно время она встречалась с одним из журналистов «Огонька» — красивым и, можно сказать, «лощеным». Но он воспринимал доброе к себе отношение со стороны певицы чем-то должным. Словом, позволял себя любить. А кроме этого был любителем «хватить лишку», и если ему в таком состоянии удавалось где-то встретить Аркадия Арканова, то бой-френд Майи тут же бросался в драку, стараясь намять бока бывшему мужу.
Можно ли называть девочку именем умершей сестры?
…Владимир Кристалинский появился в Москве со своей супругой Валентиной сразу после того, как в стране Советов начали сворачивать НЭП. Кое-какие накопления у супругов были, а потому они не стали дожидаться, пока в родной Самаре к ним ворвутся комиссары для того, чтобы «экспроприировать нажитое неправедным путем». В столице он не стал открывать никакой коммерческий магазин, а решил жить, как все. Поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), с большим нетерпением ожидал рождения дочери, которую назвали Майей. Это случилось в конце 20-х годов. К сожалению, у девочки был врожденный порок сердца, и она прожила всего два года. А когда Валентина снова забеременела, Владимир не отходил от нее ни на шаг, шепча, как в бреду: «Майя, Майя, Майечка!».
Так что, когда 24 февраля 1932 года вторая девочка появилась на свет, ее тоже назвали Майей. Надо ли говорить, что к дочери в семье относились как к небожителю. Отец потихоньку «потрошил кубышку», но дочь всегда была одета, как с иголочки. Хотя и помимо этого Владимир неплохо зарабатывал составлением различных головоломок в газеты и журналы.
Все их планы на безбрежное светлое будущее разрушила война. Они остались в Москве. Поначалу очень нервно реагировали на сигналы воздушной тревоги
Потом привыкли, перестали обращать на сирену внимание. Мама как-то сказала: «Знаешь, доченька, от судьбы не уйдешь
Если суждено попасть под бомбу — прячься, не прячься — все равно этого не избежать. Так что мы будем как зайцы бегать?».
Так они в дальнейшем и поступали во время налетов вражеской авиации: мама хлопотала у плиты, а Майя вязала носки и рукавицы для бойцов Красной Армии. Возможно именно в эти самые трагические минуты и выковался твердый характер Кристалинской. Она всегда была непоколебимой, и если уж принимала решение, то раз и навсегда.
Детство и юность
Будущая певица Майя Кристалинская появилась на свет 24 февраля 1932 года. Местом ее рождения стал город Москва. Она была коренной жительницей столицы. Девушка происходила из смешанной, русско-еврейской семьи.
Отца звали Владимир. Он работал редактором в одном из местных изданий. Помимо этого, печатался как автор книг и головоломок для детей. Был креативным творческим человеком.
В свободное от этой деятельности время старался взять подработки, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Находился на должности руководителя одного из кружков искусства при Доме пионеров.
Мать, как и отец, была представительницей московской интеллигенции. Ее звали Валентина.
За несколько лет до рождения Майи родители пережили общую трагедию. От тяжелой болезни скончалась их малолетняя дочь. Врачи и специалисты столичных клиник ничего не смогли поделать. Рождение второй девочки, которая также получила имя Майя, стало настоящим подарком судьбы.
И отец, и мать старались делать все, чтобы девочка ни в чем не нуждалась. В доме всегда царила спокойная атмосфера. Большое влияние не девушку оказал ее родной дядя. Он работал в музыкальном театре и приобщил молодую особу к высокому искусству.
Майя Кристалинская в детстве
Когда девочке не исполнилось и 5-и лет, мужчина подарил ей губную гармошку. Благодаря природному таланту, она быстро разобралась, как играть на инструменте. И это несмотря на совсем юные годы.
Очень скоро Майя начала исполнять знакомые ей военные песни, подыгрывая себе на губной гармошке.
Когда девочка подросла, она начала ходить в творческий кружок при Дворце пионеров. Тот самый, которым руководил ее отец. В это же время секцию посещала Валентина Котелкина. 10-и летняя девочка, которая стала близкой подругой певицы в зрелые годы. Обе быстро нашли общий язык.
Майя Кристалинская в молодости
Девочки любили петь. Майя Кристалинская уже в те годы была готова исполнить что угодно и без специальной подготовки. Творческие способности, артистический талант поражали всех.
Девочка часто выступала на певческих мероприятиях, демонстрируя свои умения. Очень скоро ее заметили и пригласили в один из столичных хоров.
Руководителем крупного коллектива стал композитор и дирижер, Семен Осипович Дунаевский. Брат не менее знаменитого Исаака Дунаевского.
Майя Кристалинская в юности
Интересно, что при врожденном даре, девушка не стремилась стать профессиональной певицей. Она хорошо успевала по школьным предметам и думала о своем будущем.
Как только пришло время получать паспорт, Майя Кристалинская сделала ошибку. Отец был этническим евреем. Чтобы порадовать мужчину, девушка и сама записалась под его национальностью.
Когда в стране начались антисемитские настроения, а затем и откровенные гонения на евреев, женщина попала под каток репрессий со стороны чиновников мира искусства. Юношеский порыв стоил артистке карьеры.
В 1950 году девушка получила аттестат и окончила школу. Вместе со своей уже давней подругой Валентиной, Майя Кристалинская поступила в Московский авиационный институт (МАИ).
Майя Кристалинская (слева) и Валентина Котелкина – студентки МАИ
После получения диплома о высшем образовании, девушек распределили в Новосибирск. Они должны были отработать 3 положенных года на авиационном предприятии.
Однако с начальником им категорически не повезло. Неизвестно по какой причине, но мужчина сразу невзлюбил столичных выпускниц. Они не получили места в общежитии.
Более того, он предпринимал все, чтобы сделать жизнь девушек на работе невыносимой. Да и сама атмосфера цеха была неприятна интеллигентным молодым особам: грязь, матерщина и беспросветная грубость.
В результате ни та, ни другая не выдержали такого трудового быта. Очень скоро девушки собрались в обратную дорогу. Подобное решение было чревато скандалом. От имени начальства завода вслед за Кристалинской и ее подругой в столицу уехала жалоба.
Майя Кристалинская после окончания МАИ
По возвращении на место, несостоявшимся производственницам пришлось давать объяснение и держать ответ перед чиновниками.
Человеком, который разбирал дело беглянок, стал руководитель дипломного проекта Кристалинской. Он хорошо знал, насколько ответственной была его студентка. Потому проявил снисхождение и отправил девушек на новое место работы.
Следующие годы выпускницы трудились в конструкторском бюро Яковлева.
Соболезнования
«Ее голос не врывался в дома и квартиры, как врываются нынче песни-налетчики. Ее голос ласково вливался в ваш дом и вашу душу навсегда. Недаром вершиной ее творчества стала пахмутовская «Нежность». Честно прожитая жизнь — это не так уж мало. Жизнь, прожитая всем смертям назло, да еще с песней, кристальной майской песней, — это уже подвиг».Олег Анофриев, певец.
«Она всегда пела, сколько я ее помню: и в школе, и в институте, и в конструкторском бюро. За обеденный перерыв успевала перепеть весь репертуар Лолиты Торрес… Я часто бывала на ее концертах и, глядя на нее, такую красивую и веселую, думала: „Неужели она так тяжело больна?! Да не может быть!“».Валентина Котелкина, лучшая подруга певицы
Краткая биография
Ни в школе, ни потом, когда училась в институте, Майя никогда не выступала как солистка. И, однажды решившись, спела на Московском международном фестивале молодежи и студентов и стала лауреатом этого конкурса.
- 1957 год. Работа в джазовом оркестре молодого тогда композитора Юрия Саульского. Именно в составе этого коллектива Майя Кристалинская стала победителем конкурса. В день вручения наград оркестр был раскритикован в газетах. Статья в одной из газет называлась «Музыкальные стиляги» и в ней джаз назывался «музыкой, совершенно чуждой советской культуре». Критиковались и сами музыканты. После этого оркестр распался.
- 1959-1960. Работа солисткой в очень известном тогда оркестре Олега Лунгстрема, а затем Эдди Рознера. Вместе с музыкантами Майя Кристалинская гастролирует по всей стране.
- 1960. 2 февраля состоялась премьера фильма «Жажда», где впервые прозвучала песня «Мы с тобой два берега». Майя Кристалинская взяла ее в свой репертуар, и песня приобрела невероятную популярность. Она постоянно звучала в эфире радио, на концертных площадках. Но когда вышла пластинка, где песня была исполнена Майей, она была распродана за несколько дней, хотя ее тираж насчитывал почти семь миллионов экземпляров.
- 1961. Майе Кристалинской предложили работать в Москонцерте, на что она с радостью согласилась. Но тут случилась беда. У певицы обнаружено онкологическое заболевание. Она прошла курс химиотерапии, после которой на шее остались глубокие ожоги. С тех пор почти до самого конца жизни в ее гардероб вошла маленькая косынка, которую она носила так, что многие модницы переняли этот стиль и повторили его в своих костюмах.
- 1962. В этом году проходил II Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Майя приняла в нем участие и стала лауреатом, получив третью премию.
- После этого успеха Майя начинает гастролировать не только по стране, но и по многим зарубежным странам. В частности, в 1964 году она побывала на гастролях в Польше вместе с Марком Бернесом, который во многом стал для певицы примером.
- 1966. Песню «Нежность» из популярнейшего кинофильма тех лет «Три тополя на Плющихе» вместе с Майей Кристалинской пела вся огромная страна. Композитор Александра Пахмутова сначала для первого исполнения предложила песню Эдите Пьехе, но та отказалась и впоследствии признавала, что не смогла бы спеть эту песню лучше, чем Майя.
- В этом же году телезрители признали Майю Кристалинскую лучшей эстрадной певицей страны.
- Ее песни – это жизнь не одного поколения. Наши бабушки и дедушки прекрасно помнят самые лучшие из них – «Ненаглядный мой», «Неужели это мне одной», «Мы с тобой два берега», «Для тебя» ,«Старый клен» и многих других. Они и сейчас звучат иногда в эфире радио и телевидения.
- 1970. Председателем Гостелерадио назначен Сергей Георгиевич Лапин. Говорят, он был ярым антисемитом и поэтому все, у кого в паспорте в графе национальность была соответствующая запись, попали в немилость и опалу. Майя Кристалинская была среди них. Формулировка ее увольнения была немного странной – за пропаганду грусти. В стране победившего социализма никто не должен быть грустным – наверное так думали начальники от кино и эстрады. Понятно, что это был только предлог.
- 1970 – 1980. Это десятилетие было очень трудным для певицы – она могла выступать только в глубинке в сельских клубах или райцентрах. Делала она это в перерывах между мучительными курсами лечения своей болезни. Врачи запрещали ей петь, но для нее это было равносильно смерти.
- 1974. Присвоение звания заслуженной артистки РСФСР. Интересно, что одной из тех, кто голосовал против этого, была известная певица Гелена Великанова. Это была месть за то, что на одном из совместных концертов Майе досталось больше аплодисментов, чем ей.
- Последние годы жизни Майя Кристалинская тоже занималась творческой деятельностью, но немного другого плана. Она проявила журналистские способности, печатая в газете «Вечерняя Москва» свои статьи, очень серьезно изучала литературу и хорошо в ней разбиралась, любила живопись, знала несколько иностранных языков и занималась переводами.
- 1984. Майя Кристалинская перевела не русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления», получив на это разрешение автора.
- Эта книга с переводом Майи Кристалинской вышла в свет уже после ее смерти 19 июня 1985 года.
Спаситель появился неожиданно…
Но однажды в ее судьбе появился Он. Сначала Майя не замечала, что ей после каждого концерта кто-то дарит огромный букет красных роз. Потом, когда это стало повторяться с завидной настойчивостью, решила узнать автора «импровизации». Им оказался Эдуард Барклай, один из самых стильных московских архитекторов.
Он вытянул свой счастливый билет, когда ему поручили установить памятник Серго Орджоникидзе. Он долго беседовал с дочерью Серго о том, как лучше выразить портретное сходство пламенного большевика. Он был молод и красив, она одинока (в 1937−8 годах были расстреляны даже врачи, установившие официальную причину смерти Серго, не говоря об его родственниках). Девочка нужна была Сталину для того, чтобы показать заботу о детях своих соратников (что не помешало расстрелять жену Серго). Молодые люди поженились. Этот брак, как и брак Кристалинской, оказался очень коротким.
Но супруга успела ввести Эдуарда в московский бомонд, основу которого оставляли «сильные мира сего». И эта «сопричастность к касте избранных» очень скоро сделала Барклая весьма популярным. В заказах он не знал нужды, пользовался большим успехом у женщин.
Когда они познакомились с Майей, она почти сразу же призналась, что неизлечимо больна и жить ей осталось, может быть, два-три дня. Зачем такому успешному и симпатичному мужчине связываться с больной, измученной многочисленными сеансами химиотерапии женщиной?! «Зачем я Вам? Славы Вам и без меня хватает. Оставьте меня в покое», — часто говорила Майя. «А как же два берега одной реки? Я ждала и верила сплетням вопреки: мы с тобой два берега у одной реки? — парировал Эдуард. — Умоляю, поверьте мне, я Вас на руках носить буду!»
Личная жизнь Майи Кристалинской
Первым мужем Кристалинской стал писатель Аркадий Арканов в 1958 году. Расписались они втайне от родителей, а потом просто поставили их перед фактом. Брак продлился недолго, уже через год Арканов и Кристалинская расстались. Официально они развелись только в 1962 году.
Вторым мужем стал известный архитектор Эдуард Барклай, с которым она познакомилась на званом ужине, дома у знаменитого врача А. Вишневского. За столом они сидели рядом и Эдуард Максимович весь вечер вежливо ухаживал за Майей. Спустя несколько месяцев они стали жить вместе.
Брак Барклая и Кристалинской продлился почти двадцать лет. В июне 1984 года супруги устроили застолье, отмечая отъезд в отпуск, который они планировали на следующий день. Утром Эдуард Максимович почувствовал себя плохо, он страдал сахарным диабетом. Он потерял сознание. Майя вызвала скорую, приехавшие врачи сделали Эдуарду укол, но было уже поздно, он скончался. 19 июня его похоронили.
Потерю мужа Майя переживала тяжело, утратила интерес к жизни и перестала наблюдаться у врача.
Майя Кристалинская — Отчего
Майя Кристалинская — биография
Майя Кристалинская — исполнительница песен советского происхождения. Благодаря природному врожденному таланту и красивому исполнительскому голосу она добилась значительных высот в музыкальном искусстве. Притом, что систематического профессионального образования женщина так и не получила. Более того, в ранние годы и даже с наступлением юности, она не планировала становиться артисткой.
Репертуар женщины представлен множеством композиций разных авторов. В основном она работала в качестве исполнительницы эстрадного направления. Были в ее послужном списке песни, которые сочинялись специально для кинофильмов.
Кристалинская происходила из смешанной семьи, отец женщины был евреем. Желая его порадовать, она взяла фамилию родителя. В будущем такое решение неоднократно аукалось певице. В результате оно стоило ей карьеры.
Хотя, любовь слушателей и людей, которые посещали концерты, она так и не растеряла. Как и поддержку коллег по цеху, представителей профессий мира искусства.
За годы творческого пути исполнительница выступила с двумя сотнями композиций. Многие из них стали известны на весь Советский Союз. А некоторые — хорошо знакомы до сих пор.
Карьера женщины оборвалась в результате онкологического заболевания и тяжелого прессинга властей. А следом, артистка скончалась, так и не успев взойти на карьерные высоты повторно, после опалы по чиновничьему произволу.
«Сплошные дальние выезды»: последние годы жизни
«Ненаглядный мой». Музыка Александры Пахмутовой. Слова Риммы Казаковой. Исполняет Майя Кристалинская. Авторский вечер Александры Пахмутовой. 1975. Колонный зал Дома Союзов, Москва
В апреле 1970 года председателем Государственного комитета по радио и телевещанию стал Сергей Лапин, который решил, что «евреев на праздничном экране быть не должно». Майю Кристалинскую почти перестали приглашать на телевидение, а в 1972 году ее выступление с песней «Кто отзовется?» вырезали из передачи «Песня года».
Кристалинская продолжила выступать с концертами, которые теперь проходили на небольших площадках – фестивалях в парках, кинотеатрах. Иногда певица выезжала на гастроли по России. Она бывала в Туле, Рязани, Смоленске, ездила даже в небольшие города и деревни. Подруга Кристалинской, которая вместе с ней ездила в гастроли, Татьяна Райнова писала: «Сплошные дальние выезды, я считаю, что это унизительно для Кристалинской. <…> Везде одна пьянь, холодно, грязно, возвращаться ночью — лишний раз подвергать себя опасности попасть в аварию»</…>. Несколько раз ее отправляли за границу, Кристалинская выступала перед солдатами в гарнизонах в Венгрии и ГДР.
В 1974 году Майя Кристалинская стала заслуженной артисткой РСФСР. Однако ее так и не приглашали на телевидение и крупные концерты. Последние десять лет певица продолжала ездить с гастролями по регионам РСФСР.
В 1980-х у Кристалинской стали ухудшаться речь и координация. В 1984 году у певицы умер муж – Эдуард Барклай. После этого она попала в больницу. Иосиф Кобзон вспоминал: «Жутко, конечно, было смотреть на нее. Она очень хотела надписать мне свою новую пластинку, которая только вышла, но ей это было трудно. Я сказал: «Майюшка, ну чего ты мучаешься, вот поправишься, встанешь и надпишешь. Я в тебя верю, вся страна тебя ждет». Она заплакала и только сказала: «Нет, Иосиф». Весной 1985 года Кристалинскую выписали из больницы, однако лучшей ей не стало – певица потеряла речь. 19 июня 1985 года Майя Кристалинская умерла. Ее похоронили на Донском кладбище Москвы, а на могиле написали: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».
Вторая попытка
Смотреть галерею
Творческий путь певица Майя Кристалинская продолжала все так же успешно, чего нельзя сказать о личной жизни нашей героини. Любовь народа, известность и много поклонников не принесли Кристалинской семейного счастья с гражданским мужем. В 60-е годы она познакомилась с журналистом. В то время он работал в журнале «Советский союз». Из-за слабости избранника и предрасположенности к спиртным напиткам постоянно случались ссоры, что и привело к их расставанию. Через непродолжительное время Кристалинская соглашается на предложение скульптора Эдуарда Барклая и выходит за него замуж. Познакомилась пара на ужине у известного врача А. Вишневского, где Барклай весь вечер проявлял знаки внимания Майе, после чего проводил домой. И уже через несколько месяцев Кристалинская перебралась к Барклаю в его однокомнатную квартиру. Благодаря второму супругу Майя перестала выступать на сцене в брючных костюмах с косынкой на шее и сменила их на элегантные платья с высоким воротником. Детей у Кристалинской не было ни от первого, ни от второго мужа. Поэтому она всю свою материнскую любовь дарила своей племяннице Марьяне.
Побег из Сибири
Майя вовсе не мечтала о сцене и славе, поэтому по окончании школы поступила в МАИ. Отучившись на факультете экономики самолетостроения, девушка по распределению отправилась в Сибирь — работать на Новосибирском авиационном заводе.
Однако там ее встретили неприязненно. Для юной москвички не нашлось даже места в общежитии — директор завода был завзятым антисемитом, а 22-летняя Майя, еврейка по паспорту, стала для него идеальной мишенью. Промаявшись несколько дней, девушка была вынуждена уехать обратно в Москву, а за такой поступок вполне могли привлечь к ответственности.
Конечно же, директор не преминул отправить жалобу, и лишь вмешательство преподавателей МАИ, защитивших свою честную и добросовестную студентку, спасло Кристалинскую от наказания.