Биография лидии козловой
Содержание:
- ТЕЛЕГРАММА БРЕЖНЕВУ
- “А, это Лидка…”
- Сердце пополам
- Поздний период
- Любовь на лыжне
- Сердце пополам
- Краткая биография и фильмография Лидии Смирновой
- Театральные работы[ | ]
- Детство и юность
- Первый супруг Авдотьи Смирновой
- Брак с Бари Алибасовым
- Мужчины Лидии Николаевны
- [править] Московская труппа
- Биография
- Фильмы
- Юность
- Детство и семья Светланы Смирновой
ТЕЛЕГРАММА БРЕЖНЕВУ
– Лидия Николаевна, но вы сказали, что страдали онкологией…
– У меня развилось белокровие. Это было в те годы, когда нам жилось очень тяжело – и материально, и в бытовом плане. Я ходила вся белая. Гемоглобин был такой, при котором уже умирают. Но я-то этого не знала. Только говорила: «Миша, что-то я уже ходить не могу».
Он повез меня в писательскую больницу. Там был очень хороший главврач, профессор Гиллер, немец по национальности. Идет этот доктор по коридору и видит меня, всю белую, еле переставляющую ноги. Поворачивается к медсестре: «Возьмите у нее анализ крови». Когда принесли результат, скомандовал: «Срочно в больницу! Она может умереть в любую секунду».
Меня отвезли, сразу перелили много крови, я там пролежала месяца два с половиной. К счастью, поправилась… А квартирную историю, кстати, могу продолжить. Вы же спрашивали, как мы стали москвичами?
– Слушаю с большим интересом!
– Был такой закон, что отсидевший и даже реабилитированный человек не имеет права жить в столице. А мы уже нашли обмен подмосковной дворницкой на квартирку на краю Москвы. Я стала думать: что же делать? И собрала всех самых знаменитых композиторов и исполнителей, тех, кто писал музыку на стихи Танича и кто пел эти песни, – человек 15-20.
Приехали мы в райисполком, встали шеренгой в коридоре. Без Танича – он не мог никого ни о чем просить… И идет такой мужичок с быстрым взглядом. Я понимаю: это и есть главный начальник. Доходит до меня, говорит: «Пойдемте со мной».
Заходим в кабинет. Он: «Ну что там у тебя?» И я начинаю: тра-та-та – о наболевшем, о том, что Таничу несправедливо не разрешают жить в Москве. «Ну давай листок». И подписывает!
– Справедливость восторжествовала?
– Не совсем. Как-то Танич решил съездить в ФРГ. По путевке от Союза писателей. Подал заявку, заплатил деньги – а ему отказали. Позорище!
Михаил Исаевич был давно реабилитирован, государство признало его ни в чем не повинным, а за рубеж не пускают! Я посылаю телеграмму Брежневу и там, кроме всего прочего, пишу: как воевать в Германии, так Танич хорош, а как после войны поехать посмотреть – плох!..
Через два дня звонок из КГБ: «Лидия Николаевна, вас приглашают на Лубянскую площадь». Пошла. Захожу – там молодые мужчины, на лицах ухмылочки. Начали разговор. Они свое доказывают, я – свое. Провожали они меня тоже со смешком… А вечером звонит Сергей Михалков, глава Союза писателей: «Лида, слово даю, Михаил Исаевич поедет в следующий раз».
“А, это Лидка…”
А режиссеру была нужна именно такая, которая поддержит, когда он упадет духом, спокойно решит любой конфликт, вытащит из трудной ситуации. Лидия умела делать так, что Воинов снова начинал верить в себя.
Владимир Войнович рассказывал: “Воинов сидел у меня, когда раздался телефонный звонок. Женщина, чей голос показался мне знакомым, сказала примерно следующее:
“Я близкая подруга Константина Наумовича. Сразу скажу, что я старая, мне сорок шесть лет. Я очень за него беспокоюсь: имейте в виду, что пить для него опасно. “
Положив трубку, я недоумённо посмотрел на Воинова:
“Твоя подруга звонила
“. Он ответил весело: “А, это Лидка “.
Сердце пополам
Лидия Смирнова. / Фото: www.mylove.ru
Во время войны в эвакуации в Алма-Ате за Лидией Смирновой ухаживали сразу двое: режиссёр Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт. Актриса долго не могла выбрать кого-то одного, пока её соседка по комнате, Вера Марецкая не прокомментировала ситуацию. После того, как Эрмлер принёс ей два яйца из своего пайка, а Рапопорт отдал сразу все три десятка, Марецкая отметила: так они будут относиться к ней и в жизни: один выделять кусочек, второй – бросать всё к её ногам.
Владимир Рапопорт. / Фото: www.cleverstory.ru
Лидия Смирнова в результате приняла предложение Владимира Рапопорта. Он действительно безмерно любил свою супругу и закрывал глаза на её увлечения. Даже утешал её после неудачного романа с Львом Рудником, главным режиссёром Театра киноактёра. Актриса была не на шутку влюблена, но вскоре узнала, что у Рудника она далеко не одна и его многочисленные любовницы с удовольствием содержат режиссёра, продавая шубы и драгоценности в угоду возлюбленному. Лидия Смирнова и Владимир Раппорт долгое время ютились в коммуналке, а затем им выделили квартиру в знаменитом доме на Котельнической набережной. К сожалению, счастливой актриса там так и не стала.
Константин Воинов. / Фото: www.weburg.net
Она признавалась позже, что самой большой её любовью был режиссёр Константин Воинов. Она блистала в его фильмах «Женитьба Бальзаминова», «Дядюшкин сон», «Дача», «Рудин», она готова была на всё ради него. Но так и не смогла оставить супруга. ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какими стали актеры, сыгравшие в фильме «Женитьба Бальзаминова», спустя годы после съемок >> Смирнова и Воинов даже сняли комнату в коммуналке, чтоб быть вместе. Режиссёр оставил семью ради актрисы, а она разрывалась пополам, будучи не в силах уйти от мужа, у которого к тому времени диагностировали онкологическое заболевание.
Лидия Смирнова. / Фото: www.meshok.net
Так и жила она на два дома, ухаживала за мужем, после спешила на встречу к любимому человеку. После смерти Владимира Рапопорта Лидия Смирнова так и не стала женой Константина Воинова. Они не могли жить вместе, не могли и представить жизни друг без друга. Актриса даже помогла семье режиссёра поучить квартиру, где он и жил с женой и дочерью. А когда любимый человек заболел, принялась неистово ухаживать за ним, ежедневно прибегая к нему. Она перестилала ему постель и мыла полы в его комнате, не обращая внимания на неприязненное отношение к себе со стороны супруги и дочки Воинова.
Поздний период
Фильмография актрисы свидетельствует о её востребованности отечественным кинематографом и после распада СССР. Российские фильмы с участием Смирновой раскрыли новые грани ее таланта, подчеркнули ее современность и способность чувствовать эпоху. Так, уже будучи возрастной актрисой, Лидия Смирнова сыграла роли в кинофильмах и сериалах:
- «Шапка» (1990).
- «Приют комедиантов» (1995).
- «Тоталитарный роман» (1998).
- «Идеальная пара» (2001).
- «Наследницы» (2001).
- «Наследницы -2» (2005, последняя роль).
Помимо работы в кино Лидия Николаевна жила активной социально-общественной жизнью, была народной избранницей в райсовете. Она не любила сидеть на месте, много путешествовала, посещала разные страны и континенты. Она работала с режиссёрами разных эпох и стилей, её окружали знаменитости, но она сумела остаться самой собой – той жизнерадостной энергичной девочкой, которую зрители увидели в самой первой её картине «Моя любовь» (1939). Многие театры мечтали поработать с ней, но Лидия Николаевна сделала свой выбор в пользу кинематографа.
Л.Н. Смирнова ушла из жизни 25 июля 2007 года в доме престарелых в Зеленограде, похоронена на столичном кладбище.
Любовь на лыжне
Говорят, с этого момента Лидочка стала считать себя сиротой: она никогда не видела особой ласки ни от тети, ни от дяди, родителей своих не помнила, поэтому девочка предпочла отдалиться от родственников.
Она решила во что бы то ни стало добиться известности, чтобы хотя бы чужие люди любили ее и восхищались ею. Смирнова пошла учиться в балетную школу при Большом театре. Но после получения аттестата ей поначалу пришлось выбрать более земную профессию. Девушка поступила в промышленно-экономический техникум. А после техникума, уже работая в управлении авиационной промышленности, она подала документы в авиационный институт.
Лидия Смирнова на лыжной прогулке. 1958 год. Фото: РИА Новости/ С. Мишин
Но через год Смирнова поняла, что слишком далека от авиации, забрала документы и отнесла их в театральный институт, точнее в три театральных института. И во все три поступила. И долго ломала голову, на каком же остановиться. Лидочка решила учиться в студии при Камерном театре. Не потому, что была поклонницей этого театра, а потому, что студия находилась недалеко от ее дома.
Чтобы не терять форму после балетной школы, Лидочка каждый день занималась пробежкой, а зимой каталась на лыжах. Так на одной лыжне она встретила свою первую любовь — журналиста Сергея Добрушина. Вскоре влюбленные обменялись кольцами.
Статья по теме
Народный Дуня. Неудавшийся юрист и большой композитор Исаак Дунаевский Сергей настолько любил свою Лидочку, что закрывал глаза на все ее многочисленные увлечения. Тем более что романы-то она крутила, но уходить к своим кавалерам наотрез отказывалась.
Так, в Смирнову был влюблен композитор Исаак Дунаевский, он воспылал страстью к юной актрисе во время работы над картиной «Моя любовь». Старожилы кино рассказывают, что Дунаевский каждый месяц 13 числа посылал объекту своей страсти огромные букеты цветов и подарки, писал письма, направлял телеграммы. По слухам, он даже предложил ей выйти за него замуж. Но Смирнова отказалась. Тогда композитор отступил. А спустя некоторое время позвонил в дверь ее квартиры. Дунаевский вручил ошарашенной Смирновой букет цветов и сообщил, что его любовь к ней прошла.
Лидия Смирнова печет пироги на своей кухне. 1958 год. Фото: РИА Новости/ С. Мишин
Муж уже было понадеялся, что его Лида наконец-то станет домашней верной женой. Но не тут-то было. Во время очередных съемок Смирнова влюбилась в капитана корабля. Для нее это был курортный роман, а для капитана — настоящая любовь. Поэтому он последовал за актрисой в Москву и потребовал от нее бросить мужа. Смирнова и капитану дала от ворот поворот. Ведь дома ее дожидался любящий Сережа.
А вот сама Смирнова Сережу не дождалась. Во время войны в 1941-м он ушел на фронт и не вернулся — пропал без вести. Лидия до последних дней была уверена, что Сережа жив, ведь он пообещал ей, что если его ранят и он станет инвалидом, он уже к ней не придет.
Статья по теме
Разговоры о жизни. Дружба, любовь и одиночество Лидии Смирновой
Сердце пополам
Лидия Смирнова.Во время войны в эвакуации в Алма-Ате за Лидией Смирновой ухаживали сразу двое: режиссёр Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт. Актриса долго не могла выбрать кого-то одного, пока её соседка по комнате, Вера Марецкая не прокомментировала ситуацию. После того, как Эрмлер принёс ей два яйца из своего пайка, а Рапопорт отдал сразу все три десятка, Марецкая отметила: так они будут относиться к ней и в жизни: один выделять кусочек, второй – бросать всё к её ногам.
Владимир Рапопорт.Лидия Смирнова в результате приняла предложение Владимира Рапопорта. Он действительно безмерно любил свою супругу и закрывал глаза на её увлечения. Даже утешал её после неудачного романа с Львом Рудником, главным режиссёром Театра киноактёра.Актриса была не на шутку влюблена, но вскоре узнала, что у Рудника она далеко не одна и его многочисленные любовницы с удовольствием содержат режиссёра, продавая шубы и драгоценности в угоду возлюбленному.Лидия Смирнова и Владимир Раппорт долгое время ютились в коммуналке, а затем им выделили квартиру в знаменитом доме на Котельнической набережной. К сожалению, счастливой актриса там так и не стала.
Константин Воинов. Она признавалась позже, что самой большой её любовью был режиссёр Константин Воинов. Она блистала в его фильмах «Женитьба Бальзаминова», «Дядюшкин сон», «Дача», «Рудин», она готова была на всё ради него. Но так и не смогла оставить супруга.Смирнова и Воинов даже сняли комнату в коммуналке, чтоб быть вместе. Режиссёр оставил семью ради актрисы, а она разрывалась пополам, будучи не в силах уйти от мужа, у которого к тому времени диагностировали онкологическое заболевание.
Лидия Смирнова. Так и жила она на два дома, ухаживала за мужем, после спешила на встречу к любимому человеку. После смерти Владимира Рапопорта Лидия Смирнова так и не стала женой Константина Воинова. Они не могли жить вместе, не могли и представить жизни друг без друга. Актриса даже помогла семье режиссёра поучить квартиру, где он и жил с женой и дочерью. А когда любимый человек заболел, принялась неистово ухаживать за ним, ежедневно прибегая к нему. Она перестилала ему постель и мыла полы в его комнате, не обращая внимания на неприязненное отношение к себе со стороны супруги и дочки Воинова.
Краткая биография и фильмография Лидии Смирновой
Будущая известная артистка родилась 13 февраля 1915 года в Мензелинске (Татарстан) в интеллигентной семье. Отец Лиды погиб в гражданскую войну, сражаясь за Родину на стороне Колчака, а мать после психического расстройства, связанного с потерей мужа и младшего сына, вскоре тоже умерла. Поэтому воспитанием девочки занимался родной дядя, который забрал ее в Тобольск, а впоследствии и в Москву.
Именно здесь была заложена благоприятная база для артистической карьеры, так как Смирнова стала посещать хореографическое училище при Большом театре. Однако на экраны страны Лидия попала не сразу, окончив после средней школы сначала промышленно-экономический техникум, а потом полтора курса авиационного института. Именно обучаясь на авиаконструктора, судьба сыграла с ней роковую роль, когда совсем случайно на улице Лидия увидела объявления о наборе в театральное училище.
А потом была студия при Камерном театре, который после получения театрального образования стал ее родным. Также Лидия Смирнова участвовала и во многих постановках на других столичных подмостках. Однако страна узнала о восходящей звезде только после ее становлении в качестве киноактрисы. В 1938 году была сыграна эпизодическая роль в комедийном фильме «Новая Москва», где был получен первый бесценный опыт работы с кинокамерой.
В настоящее время фильмография советской и российской кинозвезды наполнена многими титульными кинопроектами, среди которых следует особенно выделить следующие: «Моя любовь» (1940), «Мы ждем вас с победой» (1941), «Парень из нашего города» (1942), «Серебристая пыль» (1953), «Трое вышли из леса» (1958), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Деревенский детектив» (1968), «Верую в любовь» (1986), «Наследницы» (2001-2005).
Последние годы жизни Лидия Николаевна проводила очень активно, снимаясь в кино и занимаясь общественной деятельностью в качестве члена Союза кинематографистов России. Она ушла в мир иной 25 июля 2007 года на девяноста третьем году жизни, отдыхая в Зеленоградском санатории «Никольский парк».
Театральные работы[ | ]
Театр-студия киноактёра
- 1948 — «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву (режиссёр С. А. Герасимов, режиссёры Э. Ю. Волк, Т. Ф. Макарова) — Люба Шевцова
- 1949 — «Остров мира» Е. Петрова (постановка Л. С. Рудника) — Памела
- 1951 — «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёв (режиссёр Н. С. Плотников) — Горелова
- 1952 — «Софья Ковалевская» Братьев Тур (постановка С. Эйнгельштейна) — Анна Васильевна
- 1953 — «Последние» М. Горький (постановка Н. С. Плотникова и К. И. Плотниковой) — Надежда
- 1954 — «Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина (постановка А. Л. Грипича, режиссёр-ассистент А. А. Дудоров) — Анна Петровна Живоедова
- 1955 — «Анджело, тиран Падуанский» В. Гюго (режиссёры Г. О. Шпигель и П. А. Шпрингфельд, режиссёр А. В. Кельберер) — Тизбе
- 1957 — «Гедда Габлер» Г. Ибсен (постановка А. В. Эфроса и Б. И. Малкина) — Фру Теа Эльвсед
- 1963 — «Суровое поле» по А. А. Калинину (режиссёр Д. А. Вурос) — Феня
- 1976 — «День приезда — день отъезда» В. К. Черныха (постановка Ф. С. Шейна) — Олимпиада
- 1983 — «Ссуда на брак» К. Н. Воинова (постановка К. Н. Воинова) — Елена Михайловна
- 1988 — «Жизнь моя — кинематограф» (режиссёр В. С. Спесивцев) — Лидия Смирнова
Детство и юность
Родилась Лидия в Татарстане, в семье офицера и учительницы. Но через два года после ее рождения в стране произошла революция. Отец Лиды пропал без вести на гражданской войне (он сражался на стороне Колчака). В тот же период погиб и младший брат девочки. От пережитых потерь мама потеряла рассудок, попала в психиатрическую больницу, где в скором времени скончалась.
Актриса Лидия Смирнова
Смирнова практически стала беспризорницей, но ее разыскал родной дядя и взял к себе на воспитание в город Тобольск. В 20-е годы семья переехала в Москву, где Лидия стала учиться в хореографическом училище при Большом театре, но после школы поступила в промышленно-экономический техникум.
По окончании учебного заведения девушку направили в Главное управление авиапромышленности, где она, впрочем, проработала недолго, так как по направлению стала студенткой авиационного института.
Лидия Смирнова
Так бы и сложилась судьба Смирновой такой же, как у миллионов ее соотечественниц, если бы однажды, когда она училась на втором курсе вуза, ей на улице не сообщили о наборе в театральное училище. Рассмотрев этот вариант, Лидия подала документы на несколько столичных актерских факультетов и, к своему удивлению, прошла на все. В итоге будущая звезда окончила студию при Камерном театре, стала служить на этой сцене, а затем играла и в других московских театрах.
Первый супруг Авдотьи Смирновой
В Ленинграде Авдотья познакомилась со своим мужем Аркадием Ипполитовым. Мужчина родился 26 марта 1958 года. После окончания школы он поступил в Ленинградский университет на исторический факультет. В 1978 году Аркадий поступил на службу в Эрмитаж. Искусствовед посвятил практически всю жизнь изучению итальянской живописи.
В 1982 году Аркадий женился на итальянской писательнице Карле Мускио, с которой прожил шесть лет. Каждый из них занимался построением своей карьеры. Возможно, по этой причине в их семье, так и не появились дети. После расставания с Карлой, Ипполитов начал встречаться с начинающим продюсером Авдотьей Смирновой. В 1989 году пара сыграла свадьбу.
В 1990 году у Авдотьи и Аркадия родился сын Данила. Парень является чемпионом мира по пляжному футболу, входит в состав Сборной России. Некоторое время сын актрисы и искусствоведа работал продюсером группы «Ленинград». Так же Данила успел хорошо проявить себя на съемочной площадке, работая у матери администратором и локейшн-менеджером. В 1996 году Смирнова и Ипполитов расстались.
После развода, Аркадий и Авдотья с головой погрузились в работу. Сейчас Ипполитов преподает в Европейском университете, где преподает историю искусств. Так же он организует и курирует многочисленные выставки. Первый муж Авдотьи Смирновой Аркадий раскрылся как писатель, а его книга «Только Венеция» стала одной из лучших работ, написанных об Италии иностранцами.
Произведения автора доставляют эстетическое удовлетворение ценителям искусства. Среди лучших работ Ипполитова: «Вчера. Сегодня. Никогда», «Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI века», «Тюрьми и власть. Миф Джованни Батиста Пиранези», «Якопо да Понтормо. Художник извне и изнутри». С 2021 по 2021 год являлся куратором Ватиканского проекта, основанного на раскрытии русской идеи и соборности».
Брак с Бари Алибасовым
Церемония состоялась в ноябре 2018 года. Не все поверили в искренние чувства знаменитостей, думая, что Бари Каримович имеет корыстные цели. В ответ продюсер заявил, что более чем обеспечен, владеет роскошными апартаментами в 250 квадратов и совершенно не нуждается в материальной поддержке супруги.
По словам Лидии Николаевны, принадлежащее ей имущество еще несколько лет назад оформлено в дар детям и многочисленным внукам.
70-летний продюсер и 80-летняя актриса сейчас живут то в квартире Алибасова, то в доме Федосеевой-Шукшиной. Однако это ненадолго. Пара планирует скоро переехать в совместно купленный дом, расположенный в Новой Москве.
Регистрация брака медийных лиц не осталась без внимания публики
Мужчины Лидии Николаевны
Личная жизнь Смирновой в молодости была фееричной. За голубоглазой блондинкой всегда вился шлейф из мужчин, но официально замуж она выходила только однажды – в 1932-м. С Сергеем Александровичем Добрушиным Смирнова повстречалась на лыжной трассе.
Юная Лидочка с друзьями ехала с тренировки, а навстречу им двигалась ещё одна группа любителей покататься на лыжах. Одним из них был Сергей Добрушин, журналист. Любовь вспыхнула моментально, и через несколько недель они сыграли свадьбу. В страшном 1941-м её муж ушёл на фронт, не дожидаясь повестки, и вскоре пропал без вести где-то в смоленских лесах. В это время артистка находилась в Казахстане и скорбная весть стала для неё сильным ударом.
Рекомендуем: Клавдия Шульженко: биография певицы
Ещё во время совместной работы над фильмом «Моя любовь» у актрисы вспыхнул роман с прославленным музыкантом Исааком Дунаевским. Их тайные встречи привели к беременности Лидии. Когда актриса сообщила эту новость возлюбленному, Исаак Дунаевский запаниковал, потому что имел семью, в которой рос маленький сын. Дети всегда были мечтой Смирновой, но знаменитому композитору удалось убедить Лидочку избавиться от ребёнка.
После аборта она потеряла возможность когда-нибудь родить и не смогла простить этого Дунаевскому. Актриса отправилась в Крым для съемок в новом фильме, а Дунаевский всё слал и слал ей цветы и телеграммы. Однако для неё всё уже осталось в прошлом – Лида полюбила капитана парохода «Кубань» Валерия Ушакова. Позже Исаак Осипович собирался жениться на ней, но получил отказ.
В эвакуации Смирнова завела знакомство с оператором Владимиром Рапопортом, без памяти влюбившимся в красавицу актрису. Ради неё он даже развёлся со своей женой. Он выхаживал Смирнову, когда она болела тифом, поддерживал во время депрессии, когда она узнала печальную новость о муже, всячески заботился о ней и оберегал от неприятностей. Поэтому она уступила его ухаживаниям, хотя, как признавалась позже, никогда не любила своего гражданского мужа.
Лидия Николаевна характеризовала себя как влюбчивую особу и, живя с Рапопортом, имела связи и с другими мужчинами. Однако он действительно любил её, поэтому всегда прощал. Одним из таких увлечений были отношения с режиссёром Константином Воиновым. Смирнова даже собиралась уйти от гражданского мужа, но Владимир серьёзно заболел, у него обнаружили онкологическое заболевание.
Актриса использовала все свои возможности, чтобы Рапопорта положили в самую передовую клинику к лучшим врачам. Всё это дало свой результат: жизнь Владимира была продлена на 10 лет. А что же Константин? Ведь он оставил ради Лидии семью, в которой росла дочь. Лидия так и не стала его женой, хотя их связь длилась почти четыре десятилетия. Это, правда, не мешало ей время от времени вступать в отношения и с другими возлюбленными.
[править] Московская труппа
Закончив обучение в 1874 году, юная Лилия Гейтен сразу была принята солисткой в Московскую императорскую труппу. Однако к работе на сцене приступила не сразу: она была командирована за границу за казенный счет для совершенствования.
На сцене московского Большого театра она исполнила множество партий классического репертуара, прослужив там до 1893 года, принимая немалое участие и в гастрольных поездках, в том числе зарубежных (в 1887 году — в лондонском театре «Ковент-Гарден»).
Даже когда в 1883 году московская императорская балетная труппа была значительно сокращена, а Лидии Гейтен как прославленной солистке было предложено переехать в Петербург и перейти Петербургскую императорскую труппу, она отказалась, сославшись на необходимость сохранения московской балетной школы. Обе русские балетные школы (петербургская и московская) к этому времени получили разное развитие: петербургский балет как приближенный к императорскому дому носил официозный характер высокопарного танца, в то время как более демократическая московская труппа изучала народный танец, внедряя его элементы в классический балет, совершая тем самым новое явление балетного искусства.
Репертуар
Лилия Гейтен практически несла на себе почти весь репертуар московской императорской балетной труппы. Среди ее ролей:
- 1882 — Сванильда — «Коппелия» (впервые в России, балетмейстер Йозеф Гансен по хореографии А. Сен-Леона)
- 1887 — Китри-Дульцинея — «Дон Кихот» (постановка А. Н. Богданова, перенос хореографии М. Петипа)
- Гитана — «Гитана, испанская танцовщица»
- Сандрильона — «Волшебный башмачок»
- Медора — «Корсар»
- Низия — «Царь Кандавл»
- Фенелла — «Фенелла»
- Жизель — «Жизель»
- Одетта и Одиллия — «Лебединое озеро»
- Сатанилла — «Сатанилла» в постановке балетмейстера Фредерика Малаверня по хореографии Мазилье и Петипа
- 1892 — Аспиччия — «Дочь фараона» — возобновление в качестве балетмейстера совместно с Н. Ф. Манохиным по хореографии Петипа
Биография
Имя Лидии Федосеевой-Шукшиной не перестает мелькать в сводках скандальных новостей. Не успела она решить квартирный вопрос и развестись с пятым мужем Бари Алибасовым, как осенью 2021-го младшая дочь народной артистки РСФСР обвинила ее давнюю подругу Татьяну Парамонову в краже 473 тыс. руб. и ювелирных украшений. Та в долгу не осталась и по совету соседки Лидии Николаевны привлекла Ольгу Шукшину к ответственности по факту клеветы.
27 и 28 октября 2021-го на ток-шоу «Пусть говорят» было жарко. Два вечера подряд Дмитрий Борисов с помощью экспертов и звездных гостей пытался разобраться, кто прав, а кто виноват в непростой ситуации с кражей — Ольга Шукшина или Татьяна Парамонова. Обсуждение в студии началось со дней рождения Лидии Федосеевой-Шукшиной и ее подруги в этом году, которые шли друг за другом: у вдовы Василия Шукшина — 25 сентября, у ее давней близкой знакомой — 27 сентября.
Татьяна Парамонова и Лидия Федосеева-Шукшина (кадр из программы «Пусть говорят»)
Последняя по доброте душевной предложила объединить праздники, так как никто из родственников народной артистки не позаботился о торжестве. Это и возмутило Ольгу Васильевну, уличившую женщину в том, что та нажилась на матери и закатила шикарное застолье в дорогом ресторане, куда пригласила артистов, певцов и даже средства массовой информации, на полмиллиона рублей.
Обвиняемая, живущая в одном районе с бывшей женой Бари Алибасова, мириться с порочащими ее подозрениями не стала, и сообщила, что деньги у Лидии Николаевны периодически пропадали, как только к ней переехала жить младшая наследница. Она также добавила, что предлагала подруге скинуться, но, как только та отказалась, сама взялась за организацию мероприятия и лично сняла нужную сумму со своей сберкнижки.
Вдобавок ко всему выяснилось, что у исполнительницы главной женской роли в фильме «Калина красная» пропали еще € 2 тыс. в прошлом году, а в этом году — обручальные кольца. На защиту «подсудимой» встали телеведущая и диктор Татьяна Судец и певица Ирина Сурина, удивлявшиеся тому, как Шукшина-младшая манипулирует матерью, зарабатывает себе на жизнь шантажом и скандалами и не боится лгать на глазах у многомиллионной публики.
Фильмы
В 1957 году Федосеева приехала в Москву и поступила во ВГИК. Девушка попала к Тамаре Макаровой и Сергею Герасимову. Результат наставничества мастеров и талант молодой актрисы страна увидела уже через 2 года. Студентка снялась в замечательной картине «Сверстницы», которую с удовольствием посмотрели миллионы советских зрителей. Роль Тани принесла петербургской артистке всесоюзную популярность. Хотя настоящая слава была еще на подходе — творческую биографию актрисы полностью изменили съемки в одном фильме.
Работая на площадке кинокартины «Какое оно, море?», Лидия познакомилась с будущим мужем Василием Шукшиным. Последующий брак и творческое сотрудничество оказались успешными.
Вместе с мужем Федосеева-Шукшина снялась в фильмах «Печки-лавочки» и «Странные люди». Потом были «Даурия» и «Калина красная». В большинстве названных лент актриса сыграла деревенских женщин, сильных духом, но по-женски слабых. Она обладала невысоким ростом (163 см), характерной фигурой и русой косой, поэтому перевоплощалась в героинь органично, без натяжки. Примечательно, что образы крестьянок артистке, родившейся и выросшей в городе, давались легко.
Лидия Федосеева-Шукшина, ее муж Василий Шукшин и их дети
В 1974 году, после скоропостижной кончины мужа, Лидия Николаевна взяла двойную фамилию Федосеева-Шукшина. Актриса продолжила сниматься, но такой славы, как кинохиты «Печки-лавочки», «Калина красная» и «Они сражались за родину», не принесла больше ни одна кинолента в ее фильмографии.
Тем не менее в коллекции артистки (десятки ролей в театре и кино) есть ленты, любимые миллионами советских зрителей. Федосеева-Шукшина блестяще сыграла мадам Грицацуеву в экранизации «12 стульев». Роли в картинах «На златом крыльце сидели», «Виват, гардемарины!», «Хождение по мукам» и «Грехи наши» оказались яркими и колоритными.
Многие поколения советских и российских киноманов до сих пор с удовольствием пересматривают картину «Шофер на один рейс», где знаменитость снялась в главной роли вместе с Олегом Ефремовым. Еще один фильм, который стал открытием года, — «Вам и не снилось», где Федосеева-Шукшина с Альбертом Филозовым сыграли супружескую чету, родителей главного героя Ромки.
В 1984 году Лидия Николаевна стала народной артисткой РСФСР. За время кинокарьеры она не раз перевоплощалась в дам высшего света («Маленькие трагедии», сериал «Петербургские тайны»), императриц («Демидовы», «Графиня Шереметева», «Вечера на хуторе близ Диканьки»), партийных работниц («Красиво жить не запретишь»), а также учительниц («Талисман») и даже заведующую детским садом («Предел желаний»).
Лидия Федосеева-Шукшина в фильме «12 стульев»
Лидия Николаевна способна передать характер мелкой взяточницы из райсовета («Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова») и одинокой разведенной женщины Груши Веселовой («Позови меня в даль светлую»), колхозницы («Из жизни отдыхающих») и эксцентричного кассира цирка («Карантин»).
Начиная с середины 2000-х годов актриса стала редко появляться на экране, посвящая время и силы работе в фонде памяти легендарного Василия Шукшина, руководство которым в последние годы передала внучке Анне. В 2005-м Лидию Николаевну выбрали президентом кинематографического фестиваля «Виват, кино России!». Общественная деятельность не помешала артистке сыграть в крупных проектах — комедийной мелодраме «Женить миллионера!» и криминальной драме «Сердце матери».
Одной из последних работ в кинематографе стала роль актрисы в мелодраме «Линия Марты». В фильме речь пошла о трогательной истории влюбленности подростка Юры, жителя блокадного Ленинграда, оставившего память о нежных чувствах к девочке Марте в виде текста на стене своей квартиры.
Письмо со словами прощения нашли две современницы — мать Ольга (Мария Аниканова) и дочь Наташа (Ольга Красковская), которые решили разыскать ту самую Марту. Лидия Николаевна предстала в фильме в образе одной из женщин по имени Марта, на которых выходят две сыщицы.
Лидия Федосеева-Шукшина в фильме «Калина красная»
Еще одна лента появилась в фильмографии Лидии Николаевны в 2018 году. Это британский сериал, созданный по мотивам книги журналиста Миши Гленни «МакМафия: серьезно организованная преступность» — «Макмафия». Картина рассказывает о боссе русской мафии, эмигрировавшем из России в Великобританию. Он всеми силами старается дистанцироваться от прошлого, но его все равно настигают русские бандиты, а к ним присоединяются наркоторговцы из Мексики и Пакистана.
Федосеевой-Шукшиной достался образ матери могущественного члена русской мафии Вадима Калягина (Мераб Нинидзе). Ее дочь Мария Шукшина сыграла мать главного героя Алекса Годмана (Джеймс Нортон).
Юность
В школе Лидия Смирнова училась не очень прилежно. Её некорректное поведение постоянно обсуждалось преподавателями. Однажды девочка играла с ребятами в классе и случайно выкинула табуретку в окно. Она упала на голову проходящего мимо мужчины. Травма была серьёзной, и прохожий заявил в милицию. Был экстренно созван педагогический совет, на котором решили исключить Лиду из школы. Однако впоследствии это постановление было отменено, и девочка осталась в школе. Окончив семь классов, будущая актриса решила поступить в техникум, а после его окончания стала лаборанткой в Управлении авиационной промышленности. В вечернее же время Лида посещала лекции в авиационном институте. На дневное отделение она не могла поступить из-за нехватки средств.
Детство и семья Светланы Смирновой
Светлана родилась под Казанью в маленьком поселке Юдино. В городе бывала достаточно редко из-за классических русских дорог, особенно в сезон дождей, когда они превращались в болото. Актриса признается, что вспоминать детские годы тяжело: в свободное время мужики пили, женщины рано старели, дети в большинстве случаев повторяли судьбу родителей, в редких случаях предпринимали попытку изменить судьбу, покинув поселок. В третьем классе Светлана начала заниматься танцами, увлечение привело ее в в драматический кружок , который организовали в Доме пионеров. Именно с этого момента ее жизнь наполнилась яркими красками, ей действительно повезло с руководителем, Юрий Леонидович Калинин принял непосредственное участие в ее актерской судьбе. Кружок со временем превратился в театр, в котором ребята показывали представления, зарабатывали первые в своей жизни деньги.Летом на собранные средства коллектив снимал кино. Актриса Светлана Смирнова родилась в провинции, там же прошло ее детство
В 13 лет Светлана получает свое первое звание, которым гордится по сей день: «Заслуженная артистка пионерского театра «Рябинка», поводом стала роль Джульетты.