Легко ли быть богом в эпоху перемен: к 85-летию киры муратовой

Язык

Часто можно услышать: «Муратова не режиссер. Это писатель, который волей случая взялся сам экранизировать собственные задумки». Впрочем, вряд ли могло получиться иначе у человека, который первым получил филологическое образование, а уж затем подался в киноискусство. Кира Георгиевна стала столь значимым режиссером не в последнюю очередь благодаря своему особому выразительному языку.

Она первой заставила своих актеров говорить как в жизни. Это тоже влияние французской новой волны, оставшееся с ней до конца карьеры. Долой эти безупречные дикции и непроглатываемые окончания! Долой гамлетовские монологи, зачитанные на камеру наизусть! Персонажи в кино Муратовой обязательно ведут разговор сбивчиво, перескакивая с темы на тему. Словно диалог идет между зрителем и его товарищем. Лишь с той разницей, что сценарии Киры Георгиевны сквозили абсурдом в духе Эжена Ионеско.

Главный абсурдистский прием и еще одна отличительная черта кино Муратовой – это постоянные повторы. «Короткие встречи» начинаются с повторенной несколько десятков раз фразы: «Дорогие мои товарищи…». В конце сцены оказывается, что эти слова преследуют героиню даже перед сном, и она хочет одного: чтобы собственный голос в голове наконец дал ей заснуть. Подобный гротескный прием будет повторяться в ее произведениях не один раз. Похожим образом повторы в своих книгах использует писательница Татьяна Толстая. Вообще порой кажется, что две великие женщины из современной отечественной культуры тесно связаны. Сбивчивая речь и повторы – это то, что одновременно помогает зрителю (или читателю) терять связь между фильмом и реальностью, но при этом твердо стоять ногами на почве сюжета и понимать, что и почему происходит.

Как любой настоящий художник, Муратова не боялась интертекстуальности. Ее второй большой фильм называется «Долгое прощание» – это полный антоним первой широкой ленты – «Коротких встреч». С пониманием этого сама картина смотрится с совершенно другого угла. В ее фильмах чувствуется отдельная Вселенная, созданная самим режиссером. У переходящих из ленты в ленту актеров – а это еще одна характерная черта Муратовой – обязательно одинаковые характеры. В какой-то степени в Литвиновой с косой в «Настройщике» можно увидеть всю ту же Литвинову-убийц из «Трех историй». Впрочем, это лишь дополнительный штрих. Отсутствие этих знаний не разрушают магию кино для новых зрителей, а лишь дают новую почву для размышлений старым поклонникам. Наверное, так в действительности и должно выглядеть кино.

В этой статье мы попытались свести к минимуму рассказы о судьбе самой Киры Георгиевны. Можно много рассказать и про удивительный союз ее родителей в Румынии, и про собственную жизнь, полную американских горок

Но так ли все это важно? В одном из своих поздних интервью она говорила: 

Проще говоря, для понимания фильма вовсе не нужно знать автора. Многие критики уже десятилетиями твердят: «Кино умерло!». Но нет. Это режиссер, пускай, умер. А хорошее кино должно жить.

биография

Ранняя жизнь и карьера

Кира Короткова родилась в 1934 году в Сороках , Румыния (современная Молдова ), в семье русского отца и румынской матери ( бессарабского еврейского происхождения). Ее родители были активными коммунистами и членами Коммунистической партии . Ее отец, Юрий Коротков , участвовал в антифашистском партизанском движении во время Второй мировой войны , был арестован румынскими войсками и расстрелян после допроса. После войны Кира жила в Бухаресте со своей матерью, гинекологом , которая затем сделала государственную карьеру в Социалистической Румынии .

В 1959 году Кира окончила Герасимовский институт кинематографии в Москве по специальности режиссура. По окончании учебы Короткова получила должность режиссера на Одесской киностудии в Одессе, портовом городе на Черном море недалеко от ее родной Бессарабии . Свой первый профессиональный фильм она сняла в 1961 году и работала со студией, пока профессиональный конфликт не заставил ее переехать в Ленинград в 1978 году. Там она сняла один фильм на киностудии «Ленфильм », но потом вернулась в Одессу. Фильмы Муратовой подвергались постоянной критике со стороны советских властей из-за ее своеобразного киноязыка, не соответствующего нормам социалистического реализма . Киновед Иса Виллинджер сравнила кинематографическую форму Муратовой с советским авангардом, особенно с монтажом аттракционов Эйзенштейна. Муратову несколько раз запрещали работать директором на несколько лет, каждый раз.

Кира вышла замуж за своего коллеги, режиссера одесской студии Александра Муратова в начале 1960-х годов, и в соавторстве с ним сняла несколько фильмов. У пары родилась дочь Марианна, но вскоре они развелись, и Муратов переехал в Киев, где начал работать с киностудией Довженко . Кира Муратова сохранила фамилию бывшего мужа, несмотря на ее более поздний брак с ленинградским художником и художником-постановщиком Евгением Голубенко.

Постсоветский период

В 1990-е годы для Муратовой начался исключительно продуктивный период, когда она каждые два-три года снимала художественный фильм, часто работая с одними и теми же актерами и съемочной группой. Две актрисы, которых Муратова неоднократно снимала, — это Рената Литвинова и Наталья Бузько . Фильмы Муратовой, как правило , производства Украины или копродукции между Украиной и Россией, всегда на русском языке , хотя Муратова мог говорить на украинском языке и не возражает против украинизации из украинского кино ). Муратова поддержала протестующих на Евромайдане и грядущую украинскую революцию 2014 года .

Премьеры фильмов Муратовой прошли на Международных кинофестивалях в Берлине, Каннах, Москве, Риме, Венеции и других. После Александра Сокурова она считалась самым своеобразным русскоязычным кинорежиссером современности. Ее работы можно рассматривать как постмодернистские, с использованием эклектики , пародии, прерывистого редактирования, прерывистого повествования и интенсивных визуальных и звуковых стимулов.

Признание и награды

Только во время Перестройки Муратова получила широкое общественное признание и первые награды. В 1988 году Международный женский кинофестиваль Créteil (Франция) показал первую ретроспективу ее работ. Ее фильм « Среди серых камней» был показан в разделе «Особый взгляд » Каннского кинофестиваля 1988 года . В 1990 году ее фильм Астенический синдром выиграл жюри Гран — при Берлинале . В 1994 году на Международном кинофестивале в Локарно (Швейцария) она была награждена орденом «Почетный леопард» за свою жизнь, а в 2000 году ей была присуждена премия Анджея Вайды свободы. В 1997 году ее фильм « Три истории» был включен в 47-й Берлинский международный кинофестиваль . Ее фильм 2002 года « Чеховские мотивы» вошел в 24-й Московский международный кинофестиваль . Ее фильм «Тюнер» был показан на Венецианском кинофестивале в 2004 году. Ее фильмы получали российскую премию «Ника» в 1991, 1995, 2005, 2007, 2009 и 2013 годах. В 2005 году в Линкольн-центре в Нью-Йорке была показана ретроспектива. Город. В 2013 году на Международном кинофестивале в Роттердаме была показана полная ретроспектива ее фильмов .

  • Орден князя Ярослава Мудрого
  • Орден Дружбы
  • Народный артист Украины.
  • Национальная премия им. Т. Шевченко 1993 г.

Муратова в 2010 году проводит персональный мастер-класс на Одесском международном кинофестивале .

Актёрская биография

  1. В 1952 году выпускница школы приехала в СССР, сдала документы в МГУ и стала студенткой филологического факультета. Но интерес к кинематографу вскоре из желания смотреть киноленты превратился в потребность участвовать в их создании.
  2. Проучившись год, Кира оставила МГУ, поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой и в 1959 году окончила режиссёрский факультет. Её курсовая работа 1958 года – совместный короткометражный фильм «Весенний дождь», сделанный с будущим мужем Александром Муратовым. Она выступила в нём в трёх ролях: сценариста, режиссёра и актрисы в одном из эпизодов.
  3. В 1959 было получено распределение на Одесскую киностудию, куда выпускница ВГИКа отправилась вместе с супругом, выйдя замуж за А.И. Муратова.
  4. В 1961 году на «Мосфильме» была подготовлена ещё одна совместная работа – короткометражка «У крутого яра», в том же соавторстве. Актриса Муратова сыграла секретаря-машинистку в сельсовете.
  5. 1964 год в актёрском списке пополнился эпизодической ролью Агапы в своей режиссёрской работе – фильме «Наш честный хлеб». Жизнь людей в колхозе, их будни и праздники ярко показаны в массовых сценах, коротких срезах судеб простых людей. У каждого из них своя мечта. У Агапы – заиметь свою хату, чтоб не чувствовать себя лишней в семье родственников.
  6. В 1967 году состоялся премьерный показ фильма «Короткие встречи». С этой киноленты Муратова вела отсчёт своей работы в большом кино. Её актёрская работа в картине – роль работницы райсовета Валентины Ивановны Свиридовой. Её отношения с мужем-геологом (сыграл Владимир Высоцкий) вписаны в треугольник. Психологический портрет партработника получился живым. Кира Муратова преодолела тенденцию представлять женщин этой сферы уверенными в себе, деловитыми, решающими с лёту все проблемы. Она показала героиню, которая борется не за показатели в соцсоревновании, а отстаивает своё личное счастье. Фильм имел большой успех, его посмотрело 4 миллиона зрителей. Особенно были отмечены правдивые, естественные интонации голоса актрисы. По её воспоминаниям, самым сложным оказалось заплакать в кадре.
  7. В 1969 году Кира Георгиевна сыграла роль революционерки Нины Александровны в историко-революционном водевиле режиссёра Г. Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли». Это последняя актёрская работа в доперестроечный период на Одесской киностудии. Роль была небольшой, имя актрисы вырезали из титров.
  8. В 1970 году был снят фильм «Долгие проводы». Кира Муратова выступила как режиссёр и актёрской работы в нём для себя не планировала. Но она не предполагала, что в конечном итоге станет библиотекарем. Её ленту комиссия расценила как клевету на советскую действительность, усмотрев в ней противопоставление интеллигенции простому народу. Из министерства культуры пришёл приказ уволить Муратову за профнепригодность. Директор Одесской киностудии нашёл выход: перевёл талантливого режиссёра в библиотекари. Фильм же 16 лет пролежал в архиве.
  9. В это время опальный режиссёр возвратилась к профессии актёра в качестве преподавателя «Школы киноактёра», сочетая эту работу с библиотечной. Занятия в школе стали стартом для будущих артистов кино. Например, их с благодарностью вспоминал Николай Седнев, известный по фильмам «Одесса-мама», «Настройщик» и др.
  10. Конец 60-ых – начало 70-ых – Кира Муратова переезжает в Ленинград и ищет возможность заниматься «своим кино», которое изначально получило определение как «кино не для всех», чистый арт-хаус.
  11. 1979 год – фильм «Познавая белый свет» был запущен и снят после 8-и лет ожидания в очереди на финансирование. Во время этой работы в личной жизни Муратовой появился художник, оформитель и сценарист Евгений Голубенко, который стал её вторым мужем и соавтором сценариев.
  12. В 1987 году Кира Георгиевна сделала актёрскую работу в фильме «Сад желаний» как актриса эпизода. Она сыграла колдунью в лирической кинодраме Али Хамраева «Сад желаний», раскрывающей историю трёх сестёр в предвоенное лето. Для короткого появления на экране были найдены яркие краски, точная интонация, сочетающая юмор и экспрессию.
  13. В 1993 году вышел фильм «Посторонний/Жираф», относящийся к жанру фильмов-ужасов. Кира Муратова сыграла одного из персонажей, оставаясь неузнанной.
  14. Основные работы, принесшие Кире Георгиевне широкую известность в киномире, были осуществлены ею в качестве режиссёра. Наиболее заметные: «Перемена участи» – в 1987 г., «Астенический синдром» – в 1999 г., «Настройщик» – в 2004 г., «Мелодия для шарманки» – в 2009 г., «Вечное возвращение» – в 2012 г.
  15. Последние годы жизни К.Г. Муратова провела в Одессе, она тяжело болела. В своей квартире 6 июня 2018 года она умерла в возрасте 83 лет. Похоронена на Таировском одесском кладбище.

Фильмы

В 1961 году Кира Муратова как режиссер примкнула к коллегам Одесской киностудии. Первое время трудилась в паре с мужем Александром Муратовым, с которым соединила судьбу еще в институтское время. Парочка явила миру картины «У крутого яра» (1962) и «Наш честный хлеб» (1964).

Кадр из фильма Киры Муратовой «Короткие встречи»

Сольно начинающий постановщик дебютировала в 1967 году. Зритель получил блестящую работу, которая никого не оставляет равнодушным, — «Короткие встречи». Трогательная мелодрама о любовном треугольнике примечательна несколькими моментами.

В ленте снялась сама Муратова, главный мужской образ примерил легендарный Владимир Высоцкий, а вторую главную женскую роль сыграла Нина Русланова, впервые показавшись на советских экранах. Картина вышла ограниченным тиражом, полноценный показ случился только 20 лет спустя – тогда оценили сольное творение режиссера более четырех миллионов россиян.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Долгие проводы»

Очередная картина «Долгие проводы» (1971) и вовсе оказалась несчастливой. Руководство студии креатива мастера не оценило, согласовывая работу целых два года, в итоге показ отодвинули вплоть до перестройки. Кира Муратова, снятая с режиссерства, не выдержала гнета и покинула Одессу.

Женщина обосновалась в Ленинграде, где на киностудии «Ленфильм» приступила к созданию ленты «Познавая белый свет», которая порадовала зрителей в 1978 году. Проникновенная, красивая история собрала на съемочной площадке Нину Русланову, Алексея Жаркова, Людмилу Гурченко. После просмотра становится ясно, откуда Рената Литвинова, верная поклонница Киры, черпала вдохновение для первых шагов в режиссуре.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Среди белых камней»

Цензура преследовала Муратову по пятам. Скандальным получился фильм «Среди белых камней» (1983), откуда нещадно вырезали неугодные вещи. Да так, что Кира Георгиевна отказалась указывать свое имя в титрах.

Лишь к закату эпохи Советского союза режиссер вздохнула с облегчением, получив возможность творить так, как подсказывает сердце. С ее легкой руки на экранах появились «Перемена участи» и двухсерийная драма с острым социальным оттенком «Астенический синдром».

Кадр из фильма Киры Муратовой «Астенический синдром»

Последний фильм произвел фурор в кругах критики и зрителей – и содержанием, и композицией, и особыми приемами подачи (одна часть снята на черно-белую пленку, другая на цветную). Кроме того, впервые в российском кино постановщик позволил звучать с экрана нецензурной лексике. Впрочем, нападки на родине прошли фоном, ведь главное, чего достигала Муратова – признания за рубежом: работа получила специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Настройщик»

Следующая заметная работа родилась уже в разгар перестройки. В 1994 году Кира Муратова впервые снимала эпатажную Ренату Литвинову в «Увлеченьях», ставшую музой режиссера. Причем роли для нее изначальном в сценарии не было, Кира позже придумала образ специально. Муратова рассказывала о первом впечатлении об актрисе:

Эту картину – спокойную, светлую, но неоднозначную, отметили премией «Ника». Актрису с белокурыми волосами в будущем Кира снимет еще несколько раз: Рената блистает в триллере «Три истории», который был номинирован на берлинского «Золотого медведя», в драме-комедии «Настройщик», трагикомедии «Два в одном», социальной драме о малолетних беспризорниках «Мелодия для шарманки». Все фильмы срывали те или иные награды и премии.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Вечное возвращение»

В 2012 году Кира Муратова презентовала поклонникам комедию «Вечное возвращение», в которой вместе с Литвиновой снялись Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий. Этой работой Кира Георгиевна поставила жирную точку в режиссерской карьере, заявив об уходе во всеуслышание.

Кира Муратова работала также в качестве актрисы с другими режиссерами. Женщина появилась в роли революционерки в картине «Опасные гастроли» постановщика Георгия Юнгвальд-Хилькевича. В 1986 году ее пригласил в драму «Сад желаний» Али Хамраев, где Кира перевоплотилась в колдунью.

Встреча с Ренатой Литвиновой

В 1994 году Муратова открыла для себя еще одну актрису, ставшую ее любимицей и музой – Ренату Литвинову. Кира Георгиевна в одном из интервью назвала ее «красавицей и чудачкой». Это тот типаж, который всегда привлекал режиссера, ей всегда были интересны только «странные люди». Муратова даже со смехом говорила, что если бы не любовь к кино, то она наверняка стала бы психиатром.

Кира Муратова и Рената Литвинова

Так в ее творчестве начался период, который можно по праву назвать «литвиновским». Рената делилась с режиссером своими задумками, а при работе над фильмом «Три истории» написала сценарий к новелле «Офелия». Сергей Маковецкий, Иван Охлобыстин, Олег Табаков тогда с удовольствием дебютировали именно в «муратовском» кино.

«Настройщик»

Одна из самых успешных картин в фильмографии Киры Муратовой — криминальная история «Настройщик». Фильм снят на основе мемуаров криминалиста царских времен Аркадия Кошко, лучшего сыщика мира по заключению конгресса криминалистов 1913 года.

Главную роль — уже третью в фильмах Муратовой — исполнила Рената Литвинова. Ее возлюбленного, настройщика роялей, сыграл Георгий Делиев. Фильм участвовал во внеконкурсной программе 61-го Венецианского фестиваля, а также получил несколько номинаций кинопремии «Ника».

Олег Табаков. Биография

В 1971 году Муратова сняла картину «Долгие проводы» о взаимоотношениях матери и сына по сценарию Наталии Рязанцевой. Однако и этой картине не суждено было сразу же появиться на свет. Руководство киностудии не оценило картину и запрятало ее в «долгий ящик». Строгие цензоры усмотрели в этой работе противопоставление интеллигенции и народа, что не вписывалось в советскую действительность.На экраны она вышла только в 1987 году и получила премию на Международном кинофестивале в Локарно и Тбилиси.

Всемирное признание

Интерес к проблематике нравов того времени проявлялся в фильмах Киры Муратовой, что нравилось не всем. После очередного скандала с руководством она была вынуждена уехать из Одессы в Ленинград, где родилась кинокартина «Познавая белый свет» (1987). Картина удалась, но критики решили взять режиссера под особый контроль и редактуру.

Фильм «Среди белых камней» вышедший в 1983 году настолько сильно подвергся изменениям, что Муратова отказалась указывать в титрах свою фамилию.

Перестройка принесла режиссеру долгожданный глоток свободы. Она получила возможность творить так, как велит сердце. В этот период появились на свет кинокартины «Перемена участи» (1987) и «Астенический синдром» (1990), снятые в сотрудничестве с ее вторым мужем Евгением Голубенко.

«Астенический синдром» — двухсерийная психологическая драма, за судьбами героев которой встает образ нашего общества того времени. Картина произвела настоящий фурор среди кинокритиков. Фильм был необычен во всем: первая часть снята в черно-белых цветах, вторая — цветная, с экрана впервые прозвучала нецензурная лексика, а в саундтрек включили американский рок. За пределами страны фильм признали, и он получил специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля и кинопремии «Ника» за лучший игровой фильм.

В середине 1990-х Муратова была признана классиком «интеллектуального» кинематографа, но снимала картины все реже.

В 1994 году Муратова пригласила на главную роль в своем фильме «Увлеченья» эпатажную Ренату Литвинову, которая стала музой режиссера. Именно после этой роли Литвинова получила известность и попала в историю кино. Кинокартина «Увлеченья» была о.

Все кинокартины срывали те или иные награди и кинопремии.

В 2012 году Кира Георгиевна представила публике комедию «Вечное возвращение», где главные роли исполнили Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий и Рената Литвинова. Мировая премьера состоялась в рамках Римского кинофестиваля в том же году. После премьеры режиссёр объявила о том, что эта была её последняя картина и она оставляет кинематограф.

…Муратова — режиссёр крайне сложный в общении

Те, кто знает Киру Георгиевну давно, этот слух отрицают. Более того, утверждают, что она исключительно позитивный и контактный человек. Возможно, разговоры о непростом характере Муратовой породил её давний конфликт с руководством Одесской киностудии, где она проработала почти десять лет. Говорят, в Одессе у режиссёра случился скандал с цензурирующими органами. Сразу после этого Кира Георгиевна бросила всё и уехала в Ленинград. Сама Муратова предпочитает не вспоминать об этом.

Впрочем, то столкновение с цензурой оказалось не первым. В начале карьеры у Муратовой случился конфликт с цензурными органами и в Москве. Её фильм «Долгие проводы» завоевал скандальную репутацию. Хотя, по большому счёту, ничего скандального в этой картине не было. Но особо строгие цензоры усмотрели в этой работе «противопоставление интеллигенции и народа». А это для советского зрителя вещи недопустимые. И только благодаря стараниям легендарного режиссёра Сергея Герасимова, эту картину удалось кое-как закончить. Однако на экраны она вышла много лет спустя после создания — только в период перестройки.

Режиссёр Кира Муратова на съёмках фильма «Среди серых камней» по роману В. Г. Короленко «Дети подземелья», 1988 г. Фото: РИА Новости / Ройзман

Сама Кира Георгиевна о своём якобы непростом характере говорит так: «По гороскопу я Скорпион, а он, насколько я помню, ядовит и сам себя кусает. Самоедства во мне нет — но есть ядовитость…» А ещё, честно признаётся Муратова, у неё есть мания величия.

Биография Киры Муратовой

О Кире Муратовой можно сказать так: широко известна в узких кругах. Ее творчество не принадлежит ни СССР, ни Украине, где она прожила большую часть своей жизни. Это — достояние мирового киноискусства, сопоставимое с шедеврами Антониони или Тарковского.

На фото: Кира Георгиевна Муратова

Свой путь, длиной в 83 года и 19 фильмов, Кира прошла, не прогибаясь под власть и моду. При жизни она стала классиком кино, а если вспоминать официальные заслуги, то Муратова являлась членом Академии кинематографических искусств и наук, той самой, что ежегодно награждает деятелей кино премией «Оскар».

Биография и творческий путь

Кира Муратова (в девичестве Короткова) родилась 5 ноября 1934 года на территории Бессарабии в городке Сороки. Ее отцом был секретарь уездного комитета компартии, впоследствии захваченный румынами и расстрелян. Мать — также член компартии, врач по специальности, которая даже занимала должность замминистра охраны здравоохранения Румынии. С 1939 года семья Коротковых жила в Бухаресте, а с 1940 — в Кишиневе.

В 1959 году молодая женщина окончила ВГИК, факультет режиссуры, где была студенткой знаменитых на весь СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Уже через два года после окончания ВУЗа, Муратова работает режиссером Одесской киностудии, а в 1962 году сняла свою первую короткометражную ленту «У крутого яра». Эта была совместная работа с будущим мужем Александром Муратовым. С ним же в 1964 году они сняли полнометражку «Наш честный хлеб». Самостоятельно Муратова сняла свои фильмы «Короткие встречи» и «Долгие проводы» позже, в конце 60-х, начале 70-х годов.  В связи с цензурой зритель смог увидеть их только после Перестройки.

На время Кире Муратовой пришлось уехать из Одессы

Поссорившись с руководством Одесской киностудии, она переехала в Ленинград, где на «Ленфильме» сняла кинофильм «Познавая белый свет».

У Киры Георгиевный и Александра Муратова была одна дочь — Марианна, которая трагически погибла.

В конце 70-х годов режиссер вышла замуж за Евгения Голубенко, который часто выступал соавтором сценариев фильмов Муратовой.

Внимание киноманов, критиков и других профессионалов индустрии кинематографа, одесситка привлекла после выхода двух картин конца 80-х годов: «Перемена участи» и «Астенический синдром». Последняя лента даже награждена специальным призом Берлинале-90 и всесоюзной кинопремии “Ника-91”.

В 2012 году вышла последняя лента Муратовой «Вечное возвращение».

https://youtube.com/watch?v=XJ43NA5ttcE

В фильмах Киры Муратовой снимались звезды кинематографа: Владимир Высоцкий, Олег Табаков, Рената Литвинова, Алла Демидова и другие.

В 2017 году Кира Муратова стала членом Американской киноакадемии, была членом жюри, которые оценивали претендентов на «Оскар».

Общественная позиция Киры Муратовой была неоднозначной

Так, она высказывалась в поддержку Евромайдана в 2014 году, называя Виктора Януковича русским шовинистом. Тем не менее позже призывала властей Украины не препятствовать присоединению Крыма к Российской Федерации.

Кира Муратова (фото: EPA/UPG)

Режиссер осуждала войну на Донбассе, считая, что конфликт нужно решить только мирным путем. По ее мнению, «Никакая территория не стоит того, чтобы за неё убивать, даже если эту территорию называют родиной. Но Человечество очень любит воевать, оно усматривает в этом героизм, тех, кто не хочет воевать, оно осуждает». Она считала, что многим не ведомый путь разрешения конфликтов без военных действий: «Зачем трепыхаться, если ничего не изменишь».

Последние годы жизни режиссера Киры Муратовой

После объявления об уходе из кинематографа и прекращения своей деятельности, Муратова жила вместе со своим мужем в Одессе. Как и многие люди, оставшиеся без любимого дела, она была подвержена тяжелым болезням.

Кира Муратова была великим режиссером времен советского союза – таких, как Андрей Тарковский, Алексей Герман, Сергей Параджанов, Отар Иоселиани. Во времена цензуры ее камерные аполитичные эстетские работы подвергали идеологическому разгрому и на долгие десятки лет откладывались в долгий ящик. Муратова не занималась съемкой простых фильмов, а будто ставила диагнозы всему обществу. Персонажи в ее творениях были особенными — чудные, неустроенные, часто очень нелепые, которые показывали всю натуру человека сквозь свои особенности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector