Иван васильевич меняет профессию

Новогоднее шоу

В 1997 году вышел музыкальный фильм «Старые песни о главном 3», где шесть актёров фильма вернулись к своим ролям:

  • Юрий Яковлев — заместитель главы администрации района Бунша / Иван Грозный
  • Леонид Куравлёв — Жорж Милославский
  • Михаил Пуговкин — режиссёр Якин
  • Александр Демьяненко — инженер Тимофеев (он же Шурик)
  • Наталья Крачковская — Ульяна Андреевна Бунша
  • Наталья Селезнёва — Зина, жена Шурика

Сергей Безруков исполнил роль дьяка у царя Ивана Грозного вместо умершего Савелия Крамарова, а о Шпаке два раза говорится, что он уехал в Израиль. В фильме также снова появляется чёрная кошка. Сюжет фильма является пародийным продолжением предыдущего.

Выпуск на видео

Шаблон:Нет источников в разделе
Первоначально, в 1970-е годы, в СССР фильм продавался на киноплёнках.

С 1980-х годов фильм начал выпускаться на видеокассетах VHS видеопродукцией «Видеопрограмма Госкино СССР», первоначально в системе SECAM. В 1990 году в СССР и России фильм издан кинообъединением «Крупный план», в 1995—1999 годах — совместно с компанией «Видеомир» — на лицензионных видеокассетах VHS со звуком Hi-Fi Stereo и в системе PAL.

В странах социалистического лагеря и в других странах Европы выпускались импортные лицензионные видеокассеты этого фильма с разными дубляжами и с субтитрами.

С 2001 года в России фильм начал выпускаться киновидеообъединением «Крупный план» на VHS и DVD — отреставрированную версию со звуком Dolby Digital 5.1 и Dolby Digital 2.0, с русскими субтитрами и с фильмографией.

В США фильм был выпущен на DVD под названием Ivan Vasilievich: Back to the Future (Шаблон:Tr) в 2002 году.

В рамках лимитированной серии «Золотой автограф» компания «Крупный план» выпустила фильм в двухдисковом издании в коллекционном боксе. Помимо самого фильма на первом диске, на втором DVD был включён фильм о создании «Ивана Васильевича» (53 минуты). Также в боксе были включены факсимиле разных киноплакатов к фильму и входного премьерного билета в к/т «Россия».

В 2011 году фильм вышел в HD-формате Blu-ray от компании «Крупный план».

В ролях

Актёр Роль
Юрий Яковлев управдом Иван Васильевич Бунша / царь Иван Васильевич Грозный
Леонид Куравлёв

частичное озвучивание:

  • телефонный разговор со Шпаком — Наталья Кустинская
  • вокал (песня «Разговор со счастьем») — Валерий Золотухин
Жорж Милославский, квартирный вор-рецидивист
Александр Демьяненко инженер-изобретатель Шурик (Александр Сергеевич Тимофеев)
Савелий Крамаров Феофан, дьяк посольского приказа
Наталья Селезнёва

(вокал — Нина Бродская)

киноактриса Зина (Зинаида Михайловна Тимофеева), жена Шурика
Наталья Белогорцева-Крачковская Ульяна Андреевна, жена Бунши
Наталья Кустинская актриса, пассия режиссёра Якина
Владимир Этуш зубной врач Антон Семёнович Шпак, сосед Шурика
Михаил Пуговкин кинорежиссёр Карп Савельевич Якин
Сергей Филиппов шведский посол

В эпизодах

Актёр Роль
Эдуард Бредун спекулянт, у которого Шурик покупает радиодетали для починки машины времени
Александр Вигдоров стрелец, который оборачивается, когда Бунша на колокольне, запутавшись в верёвках, «наигрывает» мелодию Чижика
Валентин Грачёв стрелец, выкрикивающий приказ «Живьём брать демонов!»
Наталья Гурзо медсестра Шпака
Иван Жеваго психиатр
Анатолий Калабулин стрелец с дёргающимся ухом и высоким голосом
Виталий Киселёв певчий, лицо которого показывают крупным планом во время исполнения песни «Собака крымский царь», в момент, когда громко звучит слово «Собака!»
Нина Маслова царица Марфа Васильевна
Анатолий Подшивалов лейтенант милиции («Тамбовский волк тебе боярин! Квартиру Шпака вы брали?»)
Виктор Уральский старшина милиции («Тоже мне, Тарапунька и Штепсель нашёлся…»)
Виктор Шульгин боярин («Войско взбунтовалось! Говорят, царь ненастоящий!»)

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Владлен Бахнов, Леонид Гайдай
  • Режиссёр-постановщик: Леонид Гайдай
  • Операторы-постановщики: Сергей Полуянов, Виталий Абрамов
  • Художник-постановщик: Евгений Куманьков
  • Композитор: Александр Зацепин
  • Звукооператор: Раиса Маргачёва
  • Дирижёр: Владимир Васильев
  • Трюковая запись музыки и шумов: Виктор Бабушкин
  • Текст песен: Леонид Дербенёв
  • Режиссёр: Александр Хайт
  • Оператор: И. Штанько
  • Художник: Юрий Фомичёв
  • Художник-гримёр: А. Тетюркин
  • Режиссёр-монтажёр: К. Алеева
  • Художник по костюмам: Н. Бузина
  • Балетмейстер: П. Гродницкий
  • Ассистенты:
    • режиссёра Н. Сысоева, А. Романенко
    • оператора: В. Данилов
    • Мастер по свету: Л. Подсухский
  • Комбинированные съёмки:
    • Оператор: Игорь Фелицын
    • Художник: А. Клименко
  • Редактор: В. Зекин
  • Музыкальный редактор: Раиса Лукина
  • Директор картины: Александр Ашкинази

Что-нибудь еще? Да, их есть у меня…

Кавказская пленница (Свадьбы не будет! Я ее украл, я ее и верну!)

Операция Ы (Огласите весь список, пожалуйста…)

Обыкновенное чудо (Тиран-деспот, коварен, капризен, злопамятен…)

Формула любви (Заголосила! Да не простыл наш батюшка, а с глузды двинулся!)

Бриллиантовая рука (Береги руку, Сеня, береги!)

Покровские ворота (Я не знаю, я вся такая внезапная, такая противоречивая вся…)

Семейка Аддамс (А печенья сделаны из настоящих скаутов?)

Крылья, ноги и хвосты (Эй, ты, птичка, летим со мной, там столько вкусного)

М.Успенский — Там, где нас нет (Ты смотри — сироту всякий норовит обидеть!)

Автор книги: Михаил Булгаков

Соавторы:

Михаил БулгаковИван ВасильевичКомедия в трех действиях

Действуют:

З и н а и д а М и х а й л о в н а – киноактриса.

У л ь я н а А н д р е е в н а – жена управдома Бунши.

Ц а р и ц а

Т и м о ф е е в – изобретатель.

М и л о с л а в с к и й Ж о р ж.

Б у н ш а-К о р е ц к и й – управдом.

Ш п а к А н т о н С е м е н о в и ч.

И о а н н Г р о з н ы й.

Я к и н – кинорежиссер.

Д ь я к

Ш в е д с к и й п о с о л.

П а т р и а р х.

О п р и ч н и к и.

С т о л ь н и к и.

Г у с л я р ы.

М и л и ц и я.

Действие первое

Московская квартира. Комната Тимофеева, рядом – комната Шпака, запертая на замок. Кроме того, передняя, в которой радиорупор. В комнате Тимофеева беспорядок. Ширмы. Громадных размеров и необычной конструкции аппарат, по-видимому, радиоприемник, над которым работает Т и м о ф е е в. Множество ламп в аппарате, в которых то появляется, то гаснет свет. Волосы у Тимофеева всклоченные, глаза от бессонницы красные.

Он озабочен. Тимофеев нажимает кнопку аппарата. Слышен приятный певучий звук.

Т и м о ф е е в. Опять звук той же высоты…

Освещение меняется.

Свет пропадает в пятой лампе… Почему нет света? Ничего не понимаю. Проверим. (Вычисляет.) А два, а три… угол между направлениями положительных осей… Я ничего не понимаю. Косинус, косинус… Верно!

Внезапно в радиорупоре в передней возникает радостный голос, который говорит: «Слушайте продолжение „Псковитянки“!» И вслед за тем в радиорупоре грянули колокола и заиграла хриплая музыка.

Мне надоел Иоанн с колоколами! И, кроме того, я отвинтил бы голову тому, кто ставит такой приемник. Ведь я же говорил ему, чтобы он снял, что я поправлю! У меня нету времени! (Выбегает в переднюю и выключает радио, и рупор, крякнув, умолкает. Возвращается к себе в комнату.) На чем я остановился?.. Косинус… Да нет, управдом! (Открывает окно, высовывается, кричит.) Ульяна Андреевна! Где ваш драгоценный супруг? Не слышу! Ульяна Андреевна, ведь я же просил, чтобы он убрал рупор! Не слышу. Чтобы он убрал рупор! Скажите ему, чтобы он потерпел, я ему поставлю приемник! Австралию он будет принимать! Скажите, что он меня замучил со своим Иоанном Грозным! И потом, ведь он же хрипит! Да рупор хрипит! У меня нет времени! У меня колокола в голове играют. Не слышу! Ну, ладно. (Закрывает окно.) На чем я остановился?.. Косинус… У меня висок болит… Где же Зина? Чаю бы выпить сейчас. (Подходит к окну.) Какой странный человек… в черных перчатках… Чего ему надо? (Садится.) Нет, еще раз попробую. (Жмет кнопки в аппарате, отчего получается дальний певучий звук и свет в лампах меняется.) Косинус и колокола… (Пишет на бумажке.) Косинус и колокола… и колокола… то есть косинус… (Зевает.) Звенит, хрипит… вот музыкальный управдом… (Поникает и засыпает тут же у аппарата.)

Не только в столице-Матушке

Да, в Москве его тоже снимали. Но искать там места съемок не стоит – их немного, а роль их в фильме невелика. Дело в том, что в столице отсняты в основном кадры в помещениях – внутреннее убранство царских палат, квартиры Шурика и доктора Шпака. А это все – студийные декорации, которые создают, переделывают и убирают по мере надобности. Их не считают нужным хранить долго, да и принадлежность легендарному фильму не спасет.

Натурные съемки в столичном граде тоже велись. Так, существует «Дом высокой культуры быта», где проживали Шурик и Шпак. Его адрес – Новокузнецкая, 13. Но снимали там общие кадры, в основном двери подъезда и двор. Квартирных жилплощадей, похожих на жилье героев фильма, в нем нет и не было. Да и здание с двором вместе с тех пор (фильм вышел в 1973 г.) сильно изменилось, узнать его будет непросто.

Зато люди заинтересованные легко опознали магазин «Радиодетали», куда забегал Саша за запчастями для машины времени. Действительно, это реальный магазин соответствующего профиля, находился он тоже на Новокузнецкой – видно, Гайдай решил не заставлять его слишком далеко бегать.

Под определение Грозного «лепота» попала значительная часть мегаполиса. Самое узнаваемое из продемонстрированных зданий – «книжка» штаб-квартиры СЭВ. Милицейский автомобиль в конце ленты (за Милославским) стартует от гостиницы «Союз». Она находилась рядом с киностудией – удобно. А психиатры за всеми, кого надо вылечить, ехали от Останкино. И это все – прочие натурные кадры отсняты в других уголках нашей Родины.

Краткое описание сюжета

Гениальный изобретатель Шурик делает невероятное научное открытие: он изобретает машину времени. Успех в карьере совпадает и с кризисом в личной жизни, ведь от Шурика внезапно уходит жена.

Сюжет фильма завязан на том, как царь Иван Грозный оказывается в Москве 70-х годов

Решив не отчаиваться, мужчина открывает портал между прошлым и настоящим. В итоге, царь Иван Грозный оказывается в Москве 70-х годов, а сосед главного героя вместе с незадачливым воришкой попадает в прошлое. Теперь Шурику придется срочно чинить машину времени, пока его действия не привели к невообразимым последствиям. Пока горе-изобретатель ищет детали для чудо-машины, его товарищи вынуждены обманом выживать в жестокую эпоху Грозного.

Как проходил поиск актеров

Чтобы снять кино были приглашены такие актеры:

  1. Юрий Яковлев сыграл Ивана Васильевича и царя. Персонажи получились очень реалистичными.
  2. Роль Шурика, как всегда, сыграл Александр Демьяненко.
  3. Хитрого вора Жоржа Милославского досталась Леониду Куравлеву.
  4. Актрису Зиночку воплотила в жизнь Наталья Селезнева.
  5. Ограбленного дантиста Шпака сыграл Владимир Этуш.
  6. Наталье Кустинской выпала роль пассии Якина.
  7. В роли соблазнителя режиссера Якина выступил Михаил Пуговкин.
  8. Роль жены Ивана Васильевича досталась Натальи Крачковской.

Хороший фильм определяют не только актеры и место, но и музыка. Гайдай пригласил талантливого музыканта Александра Зацепина.

Кто-то посоветовал режиссеру обратить внимание на Юрия Яковлева, который стал популярным после фильма «Гусарская баллада». Эта двойная роль принесла большую славу актеру

Играть мошенника Милославского режиссер пригласил Леонида Куравлева, который в это время снимался в другом фильме

Эта двойная роль принесла большую славу актеру. Играть мошенника Милославского режиссер пригласил Леонида Куравлева, который в это время снимался в другом фильме.

Гайдай отправил ему телеграмму, в которой просил приехать на один день для пробы на роль. На роль Зиночки пробовались многие актрисы, но лучше всех с задачей справилась Наталья Селезнева.

После проб режиссер ее сразу утвердил.

«Чёрные перчатки»

Существует усечённая короткометражная версия фильма под названием «Чёрные перчатки», стилизованная под немое кино. Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм плёнкой, и в советское время её можно было купить для домашнего просмотра. Главным героем этого 12-минутного фильма становится Жорж Милославский, «чёрные перчатки» которого появляются в кадре накануне очередного совершаемого им преступления.

В короткометражную версию вошли фрагменты, вырезанные из театральной версии фильма, в том числе дубли не попавшие в театральную версию. Финальная сцена с Милославским — герой, переодевшись в санитара, помогает довести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи». Милиция начинает преследовать его и на этом сюжетная линия с персонажем в полнометражном фильме заканчивается, поэтому зрителю его дальнейшая судьба неизвестна.

В короткометражной ленте финальная сцена есть. Жорж плывёт на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек. Когда же транспорт выплывает из-под тёмного моста, по бокам от Жоржа сидят уже два милиционера.

Что еще за машина пространства?

Сюжет фильма отвлекал от антуража съемок, что пошло картине на пользу, иначе придирчивый человек мог бы заметить техническую неувязку в сценарии. Похоже, машина Шурика не зря приподнимала стены между квартирами – она была способна мгновенно перемещать людей не только во времени, но и в пространстве.

  1. Чудо техники позволило героям не просто «увидеть древнюю Москву» – оно услужливо перекинуло их из спального района в Кремль. Можно проигнорировать факт съемок в Ростове – все равно интересно.
  2. Квартира героя находится на Новокузнецкой, но ее балкон – на Калининском проспекте. Соответствующую панораму видит с него Грозный. Тоже интересный технический феномен.
  3. Наконец, все события фильма происходят в течение суток – это очевидно по действиям «собаки с милицией». И за это время Зиночка с Якиным снимают клип в Ялте и появляются в столице. В съемочной группе должен был состоять гений по части добычи авиабилетов, что тоже сродни чуду техники – речь идет о жемчужине Крыма летом. Время года отлично определяется по нарядам всех персонажей.

Но все это неважно – фильм не является реалистическим, даже к разряду научной фантастики не принадлежит. А комедии можно многое

Во всяком случае, отзывы наблюдательных советских зрителей (обычно бдительно обнаруживающих такие вещи в любимых лентах после 10-го эдак просмотра) не привлекли внимания общественности к необычным технико-географическим особенностям «Ивана Васильевича».

Когда снят шедевр – только это и имеет значение. Смета, гонорары задействованных лиц (они были довольно высоки для СССР), техническое обеспечение, места съемок – все это не играет особой роли. Важен конечный результат. Хотите убедиться в этом, тогда предлагаем вам еще раз, сотый или тысячный, посмотреть это мировое кино, приятного просмотра!

Примечания

  1. Кудрявцев, С. В. (4 июля 2006). Дата обращения: 2 января 2015.
  2. ↑  (недоступная ссылка). «Архитектура, дизайн, фото» (8 февраля 2008). Дата обращения: 6 октября 2017.
  3. Анна Велигжанина. . «Комсомольская правда» (20 января 2011). — интервью. Дата обращения: 6 октября 2017.
  4. . Дата обращения: 2 января 2017.
  5. Комсомольская правда | Сайт «Комсомольской правды». . KP.RU — сайт «Комсомольской правды» (14 сентября 2005). Дата обращения: 6 января 2020.
  6. .
  7. . Дистрибуция контента (27 июня 2017). Дата обращения: 16 апреля 2020.
  8. .
  9. . Дата обращения: 16 апреля 2020.
  10. . m24.ru. Дата обращения: 16 апреля 2020.
  11. . m24.ru. Дата обращения: 16 апреля 2020.
  12. . m24.ru. Дата обращения: 16 апреля 2020.
  13. . shkolazhizni.ru. Дата обращения: 15 августа 2018.
  14. . reproduktor.net. Дата обращения: 22 сентября 2020.

Интересные факты о съемках комедии

А теперь давайте узнаем немного интересных фактов. Изначально на роль шулера Гайдай хотел взять Миронова, но после проб стало понятно, что роль не подходит актеру, так как у него слишком благородное лицо.

Стоит вспомнить и другие занимательные факты:

  1. После монтажа фильма режиссеру пришлось вырезать 10 минут ленты для того, чтобы его пропустила редакция.
  2. Много разных казусов на съемочной площадке происходило с Натальей Крачковской. Она не только за это время переболела пневмонией, но и чуть не погибла. Актриса согласилась перейти с балкона на балкон и чуть не потеряла равновесие. На помощь быстро пришла съемочная группа.
  3. Короткая стрижка в фильме у жены Бунша – это парик.
  4. Американским зрителям этот фильм был показан под названием «Назад в будущее», а позже кино с аналогичным названием снял режиссер Роберт Земекис.
  5. А вы помните добавочный номер, по которому звонил Милославский Шпаку – 3-62. На самом деле это стоимость бутылки водки в то время.
  6. А когда Куравлев рассказывал зрителям, где хранить сбережения – это был пример скрытой рекламы.
  7. В роли заморской икры – снимали не баклажанную, а кабачковую икру.
  8. В фильме демонстрируется кремль из белого камня, но вариант из красного кирпича был возведен еще дедом Ивана Грозного.

Как проходили съемки

Съемки начались 26 августа с Ростова-Ярославского, где снимали погоню по Кремлю и отправление войск на войну. Чудо-машину сконструировал скульптор Вячеслав Почечуев.

Когда группа работала у музея, расположенного в древнем Кремле, приехала группа иностранных туристов. Гостей так поразили всадники в древнерусских кафтанах, что работников музея попросили оставить им несколько кафтанов для проведения туристических экскурсий. Затем съемочная группа вернулась в Москву.

Сначала снимались натурные съемки – проезды скорой помощи, панорама города и звонки из телефонной будки. Кстати, автомобиль для поездки Якина на тот момент уже участвовал в съемках кинокартины «Бриллиантовая рука». В дальнейшем из готового фильма вырезали отдельные эпизоды – когда царь жарит котлеты на кухне и некоторые забавные моменты из царских палат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector