Иван лапиков
Содержание:
Смерть
Собственное здоровье Ивана Лапикова не интересовало. После инсульта врачи не давали прогнозов, выходила артиста супруга. По словам дочери, подняла на уши полгорода. После болезни актер еще и снялся в главной роли в фильме «Семнадцать левых сапог». Вне больничных стен Лапиков лечил последствия инфаркта. К перечню причин смерти, как предполагала Елена, добавились и переживания по поводу развала Советского Союза.
Могила Ивана Лапикова
На майские праздники 1993-го Иван Герасимович вместе с Сергеем Бондарчуком планировали выступить в подмосковной воинской части. Сердце актера не выдержало прямо на сцене. И дочь в интервью осмелилась сказать:
Народного артиста похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. В 2002 году в родном селе Лапикова открыт музей, а в 2003-м на доме в Волгограде, где он жил, установлена мемориальная доска.
Трудное возвращение
Иван Лапиков в роли Сартакова в фильме Юлия Карасика «Самый жаркий месяц». Иван Лапиков не оставлял надежды вернуть жену. Ездил в Москву, уговаривал Юлию, убеждал, просил. Но супруга была непреклонна: к прошлому возврата нет. Она ни разу не приехала в Волгоград, не навестила дочь и маму. Но Елену к маме привозили.Иван Герасимович, поняв, что жена ни за что не вернётся в город, где с ней случилось несчастье, стал думать о том, как самому перебраться в Москву. Он любил жену, она любила его и лишь болезнь стояла на пути воссоединения семьи. В молодости он смог стать для Юлии Фридман единственным, но и теперь не собирался опускать руки.
Режиссер-постановщик Федор Филиппов и актер Иван Лапиков. И он смог всё же найти возможность переехать в столицу. Помогло ему напутствие Олега Ефремова, с которым Лапиков познакомился во время съемок в фильме «Командировка». А после утверждения актёра на роль Семёна Трубникова в фильме «Председатель», перебрался в Москву. Дочь Елена присоединилась к родителям только после окончания школы.
Детство и юность
Иван родился 7.07.1922 г. в семье Герасима Васильевича и Марины Елисеевны Лапиковых. В то время семья жила на хуторе Заячий, который находится рядом с селом Балыклей (Волгоградская область). Родители были верующими, по воскресеньям ходили в храм, читали религиозную литературу, поэтому сына, родившегося в день Рождества Иоанна Предтечи, нарекли в честь святого. Мальчик появился на свет в поле, когда Лапиковы косили рожь.
У Вани были брат Вася и сестра Стеша. Родители много работали и детей с малых лет приучали к труду. От папы Иван унаследовал любовь к природе. Став известным актером, Иван Герасимович говорил, что отец «тянул его к земле», учил заботиться о саде. Увлечение рыбалкой тоже пошло от него. Мама была прекрасной хозяйкой. Благодаря ей сын научился справляться с любой домашней работой. Он отлично готовил, по праздникам радовал домочадцев «Наполеоном».
Иван с удовольствием ходил в школу и много читал. Особенно ему нравились книги А. М. Горького и Дж. Лондона. Когда Лапикову было 12 лет, на экраны вышел фильм «Чапаев», который ребятня смотрела бесчисленное количество раз. Мальчишек вдохновляла игра Б. Бабочкина. После просмотра фильма всей улицей играли «в Чапаева». Именно тогда у мальчика появился интерес к кинематографу. Родители к занятию лицедейством относились отрицательно, называли актерство греховным делом.
Семью Лапиковых земляки относили к зажиточным. Перед войной их родственников причислили к кулакам. Родители Ивана, испугавшись за будущее детей, переехали сначала в другую деревню, затем в Сталинград. Преследования и гонений семье удалось избежать, но Ваня на всю жизнь сохранил настороженное отношение к людям. Всегда трудно сходился с людьми и не любил вспоминать о детских и юношеских годах. В городе юноша записался в драмкружок, играл на народных инструментах в самодеятельном оркестре при заводском ДК.
Иван Лапиков в молодости
Звездная роль
Конечно же, поклонникам актера любопытно будет узнать, когда именно он стал известен публике. Это случилось благодаря знаменитой картине «Председатель», в которой, помимо Ивана, снялись Мордюкова и Ульянов. Лапикову досталась роль брата центрального персонажа Егора Трубникова, образ которого воплотил Михаил Ульянов. Иван тогда блестяще сыграл простого человека из народа, что неудивительно, учитывая, что актер и сам являлся таковым.
Звездный фильм Лапина рассказывает зрителям о подвигах, которые совершали обыкновенные люди в сложный период восстановления сельского хозяйства, пострадавшего во время войны.
Часто задаваемые вопросы
О разногласиях между супругами Иваном и Юлией среди коллег-актеров ходили легенды. Самым часто задаваемым вопросом стал вопрос, почему пара оставалась вместе, несмотря на ссоры и разные взгляды на жизнь. На вопрос ответила в интервью дочь Ивана Елена.
Она сказала, что перед другими супруги пытались оградиться друг от друга, были словно чужими. На самом деле между супругами было безграничное доверие и любовь. Иван никогда не скрывал, что любит Юлию больше. Он признавал, что у женщины скверный характер, но знал, что после каждой ссоры он вновь первым пойдет мириться.
Юлия часто говорила не подумав. Она быстро вспыхивала, но быстро отходила. Иван, наоборот, долго терпел, но потом и ругался долго. У супругов была странная, но сильная любовь, которую никто не мог понять.
Могила актера
Фильмы
О таких актерах, как Иван Лапиков, говорят – король эпизода. В послужном списке артиста мало главных ролей, но у них у всех особая, присущая Ивану Герасимовичу, народность. Кинематографическая биография Ивана Лапикова началась в 1950-е с картин «Запасной игрок», «Солдаты». Роли оказались настолько малы, что имя актера даже не указывалось в титрах.
Иван Лапиков в фильме «Солдаты»
Всенародная любовь пришла к Лапикову с ролью Семена Трубникова в фильме «Председатель» о послевоенной деревенской жизни. Исполнитель главной роли Михаил Ульянов позже говорил, что Иван в определенном смысле пугал его на съемочной площадке своей необыкновенной «психофизической правдой».
Молодой, в общем-то, артист сыграл старика в драме о временах продразверстки под названием «Непрошенная любовь». В фильме персонаж Лапикова — дед Гаврила — спасает красноармейца, под его влиянием меняет свое мировоззрение, а названный сын в итоге уходит из дома, не оставляя надежды на возвращение.
Иван Лапиков в фильме «Непрошенная любовь»
В «Андрее Рублеве», поставленном Андреем Тарковским, артист сыграл монаха Кирилла. Его герой – человек гордый, не блещущий талантами, завистливый, отдающий себе в этом отчет, но блестяще скрывающий пороки за ширмой набожности и смирения.
Органично вжился Иван Герасимович в персонаж старшины Поприщенко в драме «Они сражались за родину». По отзывам съемочной группы, на площадке перед камерой работал не просто актер, а полноправный участник войны, передававший остроту её ужасов одним только взглядом.
Иван Лапиков в фильме «Андрей Рублев»
За исполнение роли Бориса Краюшкина в фильме «Минута молчания» в 1973 году Лапикову была присуждена Государственная премия имени братьев Васильевых.
Одна из немногих главных ролей Ивана Лапикова – Денис Крупнов в семейной саге «Истоки». Это картина о двух поколениях рабочих-сталеваров, жизни, быте, устоях той эпохи, охватывающей период после революции и до войны.
Иван Лапиков в фильме «Моя судьба»
Перевоплощался Лапиков и в далеко не рядовых людей. Среди них роль архиепископа Афанасия в телесериале о временах Петра I «Россия молодая». Владыка в исполнении Ивана Герасимовича выглядит как человек, обладающий властью не только церковной, но и в какой-то мере общечеловеческой, удивительно проницательный, добрый, а где надо – и жесткий, но не жестокий.
Героя из другой эпохи, с другими ценностями – генерала Михаила Ермакова — показал Лапиков в драме «Моя судьба». И здесь артист простыми, понятными приемами передал жизненную правду без прикрас, без оглядки на то, понравится это кому-то или нет.
Иван Лапиков в фильме «Вечный зов»
Огромному количеству телезрителей Иван Лапиков запомнился как Панкрат Назаров из первого советского сериала «Вечный зов», снятого известным творческим тандемом Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. За эту работу актер получил Государственную премию СССР.
Премию Ленинского комсомола Лапикову вручили за роль Ерофеича в военной трилогии «Фронт без флангов», «Фронт в тылу врага» и «Фронт за линией фронта».
Детство и юность
В июле 1922 года на хуторе Заячий в семье Герасима Васильевича и Марины Елисеевны появился на свет будущий актер кино Иван Лапиков. Мать родила сына в поле, пуповину перерезала серпом. Семья Лапиковых считалась довольно зажиточной по тем меркам. В 30-е годы родители Ивана постоянно переезжали, опасаясь за свою жизнь.
Детство мальчика прошло в Горном Балыклее. Раскулачивание не коснулось семейства благодаря находчивости отца. С детства родители внушали Ване, что никому нельзя доверять. Мальчик впоследствии тяжело сходился с людьми, до последнего хранил тайны, редко кому открывался.
Семейное фото Лапиковых
Школьные годы Ивана прошли в городе Сталинграде. Юноша хорошо учился, с удовольствием ходил на драматический кружок, играл в оркестре на балалайке в Доме культуры. Ваня очень любил музыку, считая ее своей отдушиной. Долгое время мальчик не мог определиться – хочет он стать актером или музыкантом.
Религиозные и глубоко верующие родители Ивана не разделяли увлечений сына. Они говорили, что лицедейство является грехом. Отец запретил Ивану подавать документы на актерский факультет, однако юноша ослушался отца.
Лапиков отправился учиться в Харьков. В театральном ему было суждено проучиться только 2 года. Планы актера изменила война. Студент актерского факультета вернулся в Сталинград, где помогал строить переправы в батальоне противотанковых сооружений.
Иван Лапиков в юности
В 1945 году весной Лапикова пригласили в труппу Сталинградского театра, хотя образование актер так и не получил. Мужчине доставались характерные роли второго плана, но он не отчаивался. В театре Лапиков прослужил 20 лет. Он считал своим любимым жанром «комедию» и был уверен, что гармоничнее всего смотрится именно в этом жанре.
Детство и юность
Иван Герасимович родился на хуторе Заячий неподалеку от села Горный Балыклей, на территории нынешней Волгоградской области, в июле 1922-го. Семья считалась хорошего достатка, из-за чего в 30-е, опасаясь раскулачивания, несколько раз переезжала, пытаясь скрыться от возможных репрессий. По воспоминаниям дочери Елены, актер по этой причине навсегда сохранил настороженность, тяжело сходился с людьми, не любил откровенничать.
Актер Иван Лапиков
Учился Иван в Сталинграде, там же посещал драматический кружок и самодеятельный оркестр при заводском Доме культуры и вплоть до окончания школы не мог выбрать между музыкой и актерством.
Родители Лапикова были очень набожными и потому считали лицедейство греховным занятием. Но вопреки воле отца Иван уехал в Харьков, поступил в театральное училище, но проучился только два года.
Иван Лапиков в молодости
Во время Великой Отечественной войны бывший студент вернулся домой, строил оборонительные заграждения и переправы. Весной 1945-го Лапикова, так и не получившего высшего образования, приняли в труппу Сталинградского драматического театра имени Максима Горького, доверили исполнять характерные роли второго плана.
На сцену театра Иван Герасимович выходил на протяжении 20 лет в образах шекспировского Гремио, булгаковского Крапилина, гоголевского Ляпкина-Тяпкина, но больше всего любил комедии.
Лапиков в быту
Удивительно, но знаменитый актер отличался неприхотливостью в быту. В пользу этого свидетельствуют не только воспоминания супруги и дочери, но и рассказы друзей и коллег. Ему было практически безразлично то, что он ест, во что одевается, где живет. Ивана Лапикова также едва ли можно было назвать честолюбивым человеком, материальные блага мало интересовали звезду советского кинематографа, он никогда не гнался за квартирами, машинами и дачами.
Известно, что одним из главных увлечений Ивана Герасимовича была рыбалка. Этому хобби актер уделял чуть ли не все свободное время, любил проводить время наедине с удочкой. Лапиков был добр по отношению к окружающим, имел множество друзей и приятелей, которым всегда был готов подставить плечо в трудную минуту. Он был оптимистом, любил шутить, коллекционировал анекдоты. Однако во время погружения в очередную роль Иван Герасимович ограничивал общение с окружающими, замыкался в себе.
Побег из прошлого
Иван Лапиков с женой и дочерью. Вскоре родилась Елена, а вместе с Лапиковыми поселилась мама Юлии Мария Фёдоровна, на которую и легли все заботы о малышке. Молодые родители неизменно пропадали на репетициях, спектаклях и гастролях.Юлия Фридман очень быстро стала ведущей актрисой Сталинградского театра, она играла на сцене главные роли, а на улицах её всегда узнавали. Ивана Лапикова ценили, однако его карьера складывалась менее успешно, чем у супруги.А после в их семью пришла беда: Юлия стала стремительно терять слух. Сказывались последствия контузии во время бомбёжки, под которую девушка попала, направляясь в эвакуацию. Ей могла бы помочь операция, однако молодая женщина после беседы с хирургом от неё отказалась: риски подобного вмешательства могли быть непредсказуемыми.
Иван Лапиков и Юлия Фридман. После увольнения из театра Юлия задумалась о дальнейшей своей жизни. Меньше всего актрисе хотелось, чтобы её жалели. А в Волгограде, где она была личностью заметной и известной, этого избежать было просто невозможно. Тогда актриса приняла решение оборвать все связи с прошлым. Она собрала вещи и уехала в Москву, оставив маму, мужа и девятилетнюю дочь. В столице Юлия Александровна стала преподавателем культпросветучилища, научилась читать по губам и пользоваться слуховым аппаратом.
Кинофильмы
Иван Лапиков никогда не претендовал на главные роли, зная, что его типаж предназначен для ролей второго плана. Иван был «королем эпизода», что никак не принижает его актерских качеств. В 1950 году Лапикова впервые пригласили на съемки в картину «Солдаты». Затем последовал фильм «Запасной игрок». Роли были эпизодическими, имя актера не написали в титрах.
Любовь зрителей Иван заслужил после выхода картины «Председатель», где он появился в роли Семена Трубникова. Фильм рассказывал о жизни в деревне в послевоенный период. Лапиков подружился на съемках с исполнителем главной роли Михаилом Ульяновым, который не раз восхищался талантом Ивана. Он утверждал, что Лапиков настолько реалистично играет, что съемочной команде даже становилось страшно, мурашки бегали по коже.
В «Непрошенной любви» Ивану досталась необычная роль деда Гаврилы. Молодого актера пришлось сильно старить, однако зритель не догадался о настоящем возрасте Лапикова. Дед спас солдата Красной армии, полюбив его, как сына. В основе сценария фильма лежал рассказ Михаила Шолохова «Чужая кровь». Фильм произвел фурор, Лапиков получил признание.
В кинофильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» Лапиков перевоплотился в монаха Кирилла. Монах обладал всеми смертными пороками, удачно скрывая их за набожной личиной. Лапикову удалось передать двуличие монаха, он блестяще сыграл свою роль.
В киноленте «Самый жаркий месяц»
В семейной саге «Истоки» Ивану досталась главная роль, с которой он блестяще справился. Лапиков долго изучал сталеварное дело, чтобы показать мастера Дениса Крупнова. Актеру удалось передать дух послереволюционной эпохи, вжиться в образ человека, обладающего менталитетом того времени.
Актеру довелось поучаствовать в легендарной картине «Они сражались за Родину». Лапиков сыграл старшину Поприщенко. Актер настолько правдоподобно играл, что некоторые из съемочной группы плакали. Лапиков вспоминал Сталинградскую битву, чтобы игра казалась настоящей жизнью.
Зачастую артисту доставались роли рядовых людей. В сериале «Россия молодая» Иван получил роль архиепископа Афанасия, обладающего немалой властью. Лапикову удивительным образом удалось передать грань между добротой и жесткостью. Роль Панкрата Назарова в сериале «Вечный зов» полюбилась зрителям. Лапиков стал обладателем госпремии СССР, его начали узнавать на улицах.
В драме «Моя судьба» Иван сыграл генерала Михаила Ермакова. Роль оказалась морально тяжелой, но актер сумел пропустить ее через себя. Драма жизни Ермакова стала личной драмой Лапикова. Тысячи людей рыдали у телевизоров, страдая вместе с героем.
Биография
Иван Лапиков родился 7 июля 1922 года на хуторе Заячий вблизи села Балыклей (топоним Горный Балыклей образован после переноса селения Балыклей в связи с затоплением территории водохранилищем после строительства плотины). Горный Балыклей (ныне — в Дубовском районе, Волгоградская область, Россия). Детство провёл в Горном Балыклее.
Учился в Сталинграде. В заводском Дворце культуры имени Ленина в самодеятельном струнном оркестре играл на балалайке, записался в драматический кружок.
В 1939 году поступил в Харьковский театральный институт (ныне Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского), где проучился всего два курса — началась война. Был мобилизован в батальон, занимавшийся строительством под Сталинградом противотанковых заграждений. Награждён медалью «За оборону Сталинграда» за то, что в Сталинградскую битву переправлял в тыл раненых.
C по 1963 годы (с перерывом с 1.12.1941 по 1.03.1942, когда служил в Красной армии) работал в Сталинградском драматическом театре им. М. Горького, где в 1947 году познакомился со своей будущей женой Юлией Фридман.
В 1963 году переехал в Москву. В —1964 году работал по договору на киностудии «Мосфильм».
В —1993 годах — актёр Театра-студии киноактёра (ныне Государственный театр киноактёра).
В кино с 1954 года. Популярность пришла в 1964 году с выходом на экраны фильма «Председатель». С тех пор актёром был создан целый ряд подлинно народных образов. Среди крупнейших работ мастера — роли в фильмах «Андрей Рублёв», «Минута молчания», «Они сражались за Родину», «Вечный зов», «Россия молодая» и других. Всего за сорок лет работы в кино снялся более чем в семидесяти фильмах.
Скончался Иван Лапиков 2 мая 1993 года во время выступления перед воинами одной из подмосковных частей в посёлке Калининец Наро-Фоминского района Московской области. Похоронен в Москве на Ваганьковском
кладбище.
Личная жизнь
С будущей женой Лапиков познакомился в Сталинградском драматическом театре. Юлия Александровна Фридман была наполовину немкой. Фамилия бабушки была Готгольд, а деда – Романов. После революции дед сменил фамилию на Фридман, чтобы не было проблем. Пост у деда был высокий – начальник железнодорожной станции, поэтому он сильно переживал за свою репутацию.
В 1937 году деда Юлии арестовали, он умер в тюрьме. Из-за смерти родственника семья не была репрессирована. В 1947 году Юля окончила театральный вуз и поступила на работу в Сталинградский театр. Иван работал там уже 2 года.
Иван сразу понравился молодой актрисе. Она не показывала свою симпатию до последнего. Лапиков ухаживал за красавицей 3 года. Девушка знала о своей привлекательности, у нее было много поклонников, поэтому она не спешила принимать решение. Лапиков часто вспоминал, как Юля «вертела хвостом», отказывалась идти на свидания, но потом сдалась.
Иван Лапиков и его жена и Юлия Фридман
Иван постоянно оказывал Юлии знаки внимания. Во время гастролей актеры ездили на поезде. Лапиков бегал на станцию за любимым лакомством Юли – сливками, томленными в печке. Он играл на балалайке, собирал любимой землянику. Однажды он подошел к Юлии на репетиции спектакля, надел на палец кольцо.
Фридман рассмеялась, что он делает ей предложение. Иван отшутился в ответ, сказав, что это просто подарок. Задумка хитрого Лапикова удалась. Юлия рассердилась, что ей не делают предложение. Потом Фридман забеременела, пришлось молодым актерам срочно пожениться. Свадьбу сыграли в 1950 году.
Вскоре родилась дочь Елена. Денег у актеров было немного, они не могли себе позволить купить кроватку. Ребенка укладывали спать в чемодане с оторванной крышкой. Жила семья в бывшем Театре музыкальной комедии, уцелевшем во время бомбардировки. Днем актеры играли на сцене, ночью спали в подвале. После завершения постройки новых домов Ивану и Юлии дали двухкомнатную квартиру.
Теща Ивана Мария Федоровна переехала к молодой семье, чтобы помочь с ребенком. В Новогодние праздники Иван и Юлия играли роли Деда Мороза и Снегурочки, пропадали ночами. Бабушка воспитывала маленькую Лену.
В 35 лет Юлия начала терять слух из-за давней контузии. Женщина играла все главные роли в театре. Она никому не хотела рассказывать о проблеме, однако актеры знали, шушукались за спиной.
Фридман в панике бросила театр и уехала в Москву. Она отказалась от операции, побоявшись рисков. В столице женщина стала преподавать сценическую речь, лекции по гриму. Она научилась читать по губам. После появления слуховых аппаратов жизнь Юлии улучшилась. Она стала ставить спектакли в качестве режиссера.
Иван Лапиков жил с тещей и дочерью. Он постоянно ездил в Москву, уговаривая жену вернуться, но она была непреклонна. Она хотела расстаться с Лапиковым, забрать маму и дочь к себе. Иван искал любые возможности уехать в Москву. Он отослал фотографии для картотеки на кинопробы. Вскоре он начал получать приглашения на эпизодические роли. Он перебрался к жене в Москву. Ребенок остался с бабушкой в Волгограде.
Быт стал налаживаться. Актеры получили квартиру в Химках, затем купили трешку на Мосфильмовской. Лену они забрали к себе. Девочка решила поступить в педагогический институт в родном городе. Мать была категорически против, решив сделать из ребенка актрису.
Семейное фото Ивана Лапикова
Лапиков впервые показал характер, запретив портить ребенку жизнь. Лена поступила на иняз в педагогический. В 1970 году она вышла замуж за переводчика Павла, хотя отношения у него с тестем не сложились. В 1979 г. родился внук Лешка. Дед души не чаял во внуке, играл с ним, учил читать. До 10 лет Алексей прочитал всего Гоголя, потом плакал, что писатель больше ничего не написал.
После смерти зятя Павла дочь Елена осталась вдовой в 41 год. Лапиков очень переживал. Дочь хотели отправить в командировку в Ирак, однако отец похлопотал за нее, чтобы она уехала в Китай. Во время отсутствия дочери у актера случился инсульт. Восстанавливался актер долго. У него перестал видеть один глаз, рука не слушалась. Жена выходила его, и он продолжил сниматься дальше.
Театр и кинематограф
Долгое время служил в драмтеатре им. М. Горького в Сталинграде. Ведущие роли Лапиков получил не сразу. Но постепенно набирался опыта и сыграл Грамио в постановке «Укрощение строптивой», Досужева – «Доходное место», Ляпкина-Тяпкина – «Ревизор», Крапилина – «Бег» и др.
В 1954 году Семён Тимошенко пригласил Лапикова принять участие в съемках комедии «Запасной игрок». Успеха она ему не принесла, там блистали Георгий Вицин и Павел Кадочников. Далее шла череда небольших ролей в картинах «Солдаты» — майор, «Командировка» — пчеловод, «Армия «Трясогузки» — рабочий.
Несмотря на любовь к родному городу, Ивану Герасимовичу пришлось переехать в столицу. На то были веские семейные обстоятельства. Тем не менее такой поворот судьбы благоприятно отразился на его кинокарьере. В 1964 году актера сразу утвердили на две главные роли: деда Гаврила в социальную драму «Непрошенная любовь» и Семена Трубникова в экранизацию «Председатель».
Немного позже замечательно сыграл Кирилла в биографической картине «Андрей Рублев», Лягавого в классике «Братья Карамазовы», отца Иоанна в драме «По Руси», чекиста Иволгина в исторической ленте «О друзьях-товарищах», юродивого Пропотея в драме «Егор Булычев и другие», рядового Краюшкина в военной экранизации «Минута молчания» и др.
Настоящее признание и слава пришли к талантливому актеру достаточно поздно, после выхода на экраны легендарной многосерийной картины «Вечный зов».
Покладистый, справедливый и добросердечный председатель колхоза Панкрат Назаров сразу пришелся по душе зрителям. Также великолепно справился с ролью старшины Поприщенко в военной ленте «Они сражались за Родину».
Всего в кинокопилке Ивана Лапикова более 70 картин («Маленькие трагедии», «В начале славных дел», «Юность Петра», «Россия молодая», «Возвращение Будулая», «Борис Годунов», «Гулящие люди» и др.). Последний раз принял участие в съемках драмы Александра Хрякова «Дом на камне» (1994 год). К сожалению, до премьеры картины Иван Герасимович не дожил.
Болезни, смерть
Иван Лапиков никогда не принадлежал к числу людей, зацикленных на своем здоровье. Актер крайне неохотно лечился во время болезней, не любил жаловаться окружающим на свои «болячки». Также он никогда не старался вести здоровый образ жизни, даже когда этого стало требовать его состояние. Известно, что в последние годы Иван Герасимович перенес инсульт, а затем инфаркт, в результате чего половина его тела оказалась парализованной. Однако и тогда Лапиков категорически отказался отдаться в руки врачей, ухаживать за собой он позволял лишь жене.
Талантливого актера не стало в 1993 году, он едва успел отпраздновать семидесятилетие. Друзья Лапикова предполагают, что его преждевременная смерть во многом связана с тоской, которую он испытывал в последние месяцы жизни. Для Ивана Герасимовича тяжелым ударом стал распад Советского Союза, от этого потрясения он, к сожалению, так и не сумел полностью оправиться. Смерть настигла актера, когда он собирался произнести речь на мероприятии, организованном Сергеем Бондарчуком. Выступить он так и не успел.
Личная жизнь
С красивой, статной и уверенной в себе Юлией Фридман актер познакомился в Сталинградском драмтеатре. По происхождению она была дворянкой и отличалась твердым, и решительным характером. У родителей были громкие фамилии: мама – Готголь, а отец – Романов. Чтобы избежать неприятностей, Александр Романов решил сменить фамилию, и стал Фридман. И все же в 1937 году его арестовали, посадили в тюрьму, из которой он уже не вышел.
Юлия, как и Иван, мечтала посвятить себя искусству. После окончания Ленинградского театрального института поступила на службу в Сталинградский областной драмтеатр им. М. Горького. Иван сразу влюбился в обворожительную, юную красавицу, и решил добиться её расположения.
Актер узнал, что девушка обожает топленные в печи сливки, и каждое утро (во время гастролей) приносил Юлии лакомство. Как только представлялась возможность, собирал для любимой ароматную землянику. Также играл на балалайке «серенады» и читал стихи.
А однажды перед спектаклем подошел к своей избраннице и надел на пальчик скромное, но красивое колечко. Пафосных слов не говорил, просто просил подумать, нужен он ей, или нет. Сердце Юлии давно уже принадлежало симпатичному и надежному Ивану.
Вскоре пара узаконили отношения, а в 1950- м году у них родилась доченька Леночка. Как только малышка подросла, Юлия вернулась на сцену. Её театральная карьера складывалась намного успешней мужа. Где бы актриса не появлялась, поклонники тут же просили автограф. Фридман была настоящей Примой Сталинградского театра.
Спокойное семейное счастье нарушила болезнь Юлии Александровны. Она стремительно теряла слух. Врачи советовали сделать операцию, хотя предупредили – могут быть осложнения. Рисковать актриса не захотела, и начала задумываться, как жить дальше.
Увольнение из театра и недуг подтолкнул женщину принять непростое решение. Юлия не хотела, чтобы её жалели и шептались за спиной. Собрав самые необходимые вещи и попрощавшись с мужем, мамой и девятилетней дочкой, уехала в Москву. В столице начала учиться читать по губам и устроилась преподавателем в культпросветучилище.
Иван Герасимович приезжал к супруге, просил вернуться, но все было напрасно. К прошлой жизни Фридман возвращаться категорически отказывалась и в свою очередь, призывала мужа бросить театр и начать строить карьеру в Москве. Именно большая любовь и желание быть вместе помогли супругам воссоединиться. Немного позже к родителям приехала и Елена.
В начале мая 1993 года Иван Герасимович был на гастролях в Наро-Фоминском районе (Московская обл.), выступал перед военнослужащими. Именно там актер почувствовал себя плохо и скончался от сердечного приступа. Похоронили Народного артиста СССР на Ваганьковском кладбище в Москве. Юлия Александровна пережила супруга на 17 лет, хранила ему верность и делала все, чтобы память об Иване Лапикове жила, как можно дольше.
Если публикация интересна: ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ, ЖМИТЕ и
Чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: , , ,
Также предлагаем прочитать интересные статьи о замечательных советских актерах:
Всем желаем здоровья и благополучия!
Театральные работы
Сталинградский драматический театр им. М. Горького
- 1945 — «Рюи Блаз» В. Гюго, режиссёр Н. Соколов — Дан Гуритан
- 1946 — «Воевода» А. Н. Островского, режиссёр А. Михайлов — Гришка Жилка
- 1946 — «Под каштанами Праги» К. М. Симонова, режиссёр А. Михайлов — Джокич
- 1946 — «Зыковы» М. Горького, режиссёр В. А. Иванов — Шохин
- 1946 — «Финист — Ясный сокол» Н. Я. Шестакова, режиссёр Е. С. Феодориди — Старичок
- 1947 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова, режиссёр А. Михайлов — Вафля
- 1947 — «Бесприданница» А. Н. Островского, режиссёр В. А. Иванов — Илья
- 1949 — «На той стороне» А. А. Барянова, режиссёр В. Миленко — Нецветаев
- 1949 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского, режиссёр Н. Соколов — Глумов
- 1949 — «Голос Америки» Б. А. Лавренева, режиссёр В. А. Иванов — Скундрелл
- 1949 — «Егор Булычов и другие» М. Горького, режиссёр В. Иванов, Н. Соколов — Пропотей
- 1950 — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука, режиссёр А. Михайлов — Кандыба
- 1950 — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского, режиссёр Н. Соколов — Грознов
- 1950 — «Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева, режиссёр А. Михайлов — Дерюгин
- 1951 — «Снежная королева» Е. Л. Шварца, режиссёр Ф. Е. Шишигин — Сказочник
- 1951 — «Грозное оружие» А. Липовского, режиссёр Ф. Е. Шишигин — Алексей Корнев
- 1952 — «На дне» М. Горького, режиссёр Ф. Е. Шишигин — Актёр
- 1952 — «Ревизор» Н. В. Гоголя, режиссёр Д. А. Гранин — Ляпкин-Тяпкин
- 1953 — «Большой шаг» А. М. Шейнина, режиссёр Ф. Е. Шишигин — Академик Цветков
- 1953 — «Великий государь» В. А. Соловьева, режиссёр Ф. Е. Шишигин — Чернец
- 1953 — «Большие хлопоты» Л. С. Ленча, режиссёры Ф. Е. Шишигин, Д. А. Гранин — Клещев
- 1953 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира, режиссёр В. Токарев — Гремио
- 1954 — «Семья» И. Ф. Попова, режиссёр Ф. Е. Шишигин — Прокурор Неклюдов
- 1954 — «Доходное место» А. Н. Островского, режиссёр Д. А. Гранин — Досужев
- 1955 — «Отец и сын» Л. Тыриной, режиссёр Ф. Е. Шишигин — Захарыч
- 1955 — «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева, режиссёр Ф. Е. Шишигин — Гаврила Белугин
- 1956 — «Одна» С. И. Алёшина, режиссёр И. Колтынюк — Василий Фёдорович
- 1956 — «Ночь испытаний» Е. Лютовского, режиссёр Ф. Е. Шишигин — Махцевич
- 1956 — «Олеко Дундич» М. А. Каца и А. Г. Ржешевского, режиссёр Н. А. Покровский — Карпушин
- 1957 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, режиссёр Н. А. Покровский — Чуднов
- 1957 — «Обрыв», инсценировка Н. С. Рашевской по роману И. А. Гончарова, режиссёр В. А. Менчинский — Леонтий Козлов
- 1957 — «Настасья Филипповна», инсценировка Д. Л. Тальникова по роману Ф. М. Достоевского «Идиот», режиссёр В. А. Менчинский — Фердыщенко
- 1957 — «Бег» М. А. Булгакова, режиссёр Н. А. Покровский — Крапилин
- 1958 — «Сыновья» А. Г. Шейнина, режиссёр Н. А. Покровский — Приходько
- 1958 — «Звёзды на крыльях» В. Костина и И. Волокитина, режиссёр В. А. Менчинский — Старшина Фёдоров
- 1958 — «Сердца должны гореть» Л. И. Митрофанова, режиссёр В. А. Менчинский — Куличек
- 1958 — «Разбойники» Ф. Шиллера, режиссёр В. А. Менчинский — Даниэль
- 1959 — «Варвары» М. Горького, режиссёр Н. А. Покровский — Монахов
- 1959 — «Стряпуха» А. В. Софронова, режиссёр В. А. Менчинский — Слива
- 1959 — «Испытание» А. М. Шейнина, режиссёр Н. А. Покровский — Ваховский
- 1959 — «Братья Ершовы», инсценировка Вс. Пименова и М. А. Гершта по роману В. А. Кочетова, режиссёр В. А. Менчинский — Крутилич
- 1960 — «Весенние скрипки» А. П. Штейна, режиссёр И. Колтынюк — Петрищев
- 1960 — «Мать своих детей» А. Н. Афиногенова, режиссёр И. Петровский — Чагин
- 1960 — «Горя бояться — счастья не видать» С. Я. Маршака, режиссёр В. М. Клюквин — Царь Дормидонт
- 1961 — «Жизнь холостяка» по О. де Бальзаку, Э. Фабра, режиссёр И. Колтынюк — Жан-Жак Руже
- 1961 — «Океан» А. П. Штейна, режиссёр И. Петровский — Миничев
- 1961 — «В большом походе» А. Г. Шейнина, режиссёр И. Петровский — Паулюс
- 1961 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, режиссёры Н. Покровский, А. Рубб — Шут Фесте
- 1962 — «Стряпуха замужем» А. В. Софронова, режиссёр А. Григорян — Слива
- 1962 — «Золотой мальчик» К. Одетса, режиссёр И. Петровский — Токио
- 1964 — «Старик» М. Горького, режиссёр В. А. Менчинский — Павел