Актеры, которые могли сыграть в «иронии судьбы» вместо брыльски, мягкова и яковлева

Наша «История Карамзина»

Вот уж и Слово найдено, дорогие друзья: иностранка. С появлением этого, невидимого и никак, естественно, не обозначенного в сценарии пласта невинная бытовая история «из советской жизни» обретает неожиданную глубину. Теперь оказывается, что два олуха ведут меж собой борьбу не за какую-то «училку»; соблазнить иностранку — это, как говорится, «совсем другой коленкор». Это плод, запретный уже не в библейском, а в самом что ни на есть КГБ-шном смысле; это та сторона, в какую «простым советским людям» смотреть-то не рекомендуется.

Да и полно — такие ли уж олухи наши герои? Ведь мы уже разобрались, «кто есть ху». Ипполит — не кто-нибудь, а Представитель Номенклатуры; Женя Лукашин — врач-бюджетник … Мы видим преинтересную — особенно для кастового и стерильного советского кино — коллизию: Представитель Номенклатуры соперничает с гнилым интелем за ба… простите, за иностранку. Причем в итоге интель побеждает.

Продолжим срывать маски, добираясь до сущностей: Номенклатура (то есть, попросту говоря, Власть) хочет себе Заграницу, а Интеллигенция ей мешает и сама прорывается к ней…

И, наконец, мы приходим к трем архетипическим для жителя СССР образам: Власть и Интеллигенция наперегонки стремятся к сладким тайнам Запада

То, что все действие идет в декорациях типовой квартиры и в форме водевиля — неважно; важно, что ухвачен нерв тогдашней, да и сегодняшней российской действительности; да, вечное и неутолимое стремление быть и жить «как на Западе», с Западом, пусть в России — но «по-западному», по-людски…. Рязанов, возможно, сам того не желая, построил модель; самое потрясающее — что в ней Рязанов еще в 1975 году предсказал всё

Там выражены не только «тайные пружины» и желания основных действующих сил общества; там, в форме водевиля, показана и предсказана перестройка, крах СССР и КПСС, история взаимоотношений новорожденной РФ с Западом…

Рязанов, возможно, сам того не желая, построил модель; самое потрясающее — что в ней Рязанов еще в 1975 году предсказал всё. Там выражены не только «тайные пружины» и желания основных действующих сил общества; там, в форме водевиля, показана и предсказана перестройка, крах СССР и КПСС, история взаимоотношений новорожденной РФ с Западом…

Изучим канву фильма, вооружившись новыми знаниями. Итак, советская номенклатура любит Запад; она тянется к иностранному, она его вожделеет, и плевать, что власть, мягко говоря, уже не вполне молода, довольно-таки обрюзгла и вяловата. Запад отвечает на ее поползновения, но как-то тоже вяло, без особого энтузиазма.

Интеллигенция в это же время не вожделеет никого, ведет, в общем-то, растительное существование, никуда не стремится и разве что любит иной раз выпить…

Дальнейшее развитие сюжета, что очень важно, происходит абсолютно против воли интеллигенции — точно так же, как и начало перестройки. Женю Лукашина в бессознательном состоянии засовывают невесть куда, и рядом с манящим Западом он оказывается совершенно случайно

Его там никто не ждет. Поначалу и он тоже хочет поскорее убраться восвояси — тем более что совершенно неожиданно он оказывается на пути у номенклатуры.

А Номенклатуре дурацкое появление интеля ломает замечательный намечающийся роман с Заграницей…

И вот тут — сценарий вдруг ломается. Вместо того чтобы собрать манатки и тихо срыгнуть в туман, в свое уютное болото, откуда он так некстати вынырнул — наш интеллигент решает воспользоваться ситуацией. интеллигенции плевать, что доля ее усилий в достижении возникшего уникального положения ничтожна; она хочет пожать плоды, коль уж они сами валятся в руки.

Ну? Разве не показаны здесь, кратко и четко, все перипетии Первого Съезда народных депутатов СССР, 19-й партконференции и создания Межрегиональной депутатской группы?

А стычки между Ипполитом и Лукашиным, переросшие в конце концов в полноценную драку в партере, закончившуюся полной победой последнего — разве это не краткий пересказ Тбилиси-Вильнюса («Что вы меня всё время толкаете?»), с финалом в виде «победы над ГКЧП»?.

Вот почему, оказывается, «Ирония судьбы» стал фильмом культовым. Это ведь наша история, друзья. В нем — все начала и все концы, пророчества на десятилетия вперед…

Тайна Нади

Итак, Брыльска. Что же — неужели я хочу сказать, что Барбара Брыльска — гениальная актриса? Или что она как-то неимоверно и потрясающе сыграла в «Иронии»?

Отнюдь. Если уж совсем без обиняков сказать, «по Станиславскому» — так сыграла Брыльска плохо. Потому что недостоверно. Ну не бывает таких учительниц в обычных советских/российских школах.

Русская училка — это как раз Галя, подруга Лукашина (кстати, о ее роде занятий нам тоже не сообщают ни звука). Но вот ее элементарно представить в роли какой-нибудь «классной» 6-го «А» окраинной московской школы. Как она, уперев руки в боки, отчитывает второгодника Петрова…

Брыльска «не попадает», увы. Да и было бы странно ей, польке, отродясь не бывавшей в СССР, с налету попасть в роль на чужом языке и в незнакомых реалиях. Однако — вот какой момент. Давайте на минуту «произведем замену» — представим, что роль Нади исполняла бы Галя (кстати, такой вариант вроде бы рассматривался).

Стал бы такой фильм — с Галей в главной роли — культовым? У всех типажей попадание было бы «в яблочко». Но что его смотрели бы каждый год на протяжении 30 с лишним лет — сильно сомневаюсь. Потому что в таком случае вся «Ирония» была бы проста как три рубля: из двух фриков, свалившихся ей на голову, изголодавшаяся «разведенка» выбрала того, что помоложе. Жизненно, да, на ее месте так поступил бы каждый. И всё. Вокруг чего делать культ?

От изъятия Брыльски фильм меркнет и исчезает — словно переливавшаяся в полумраке новогодняя елка, которую вдруг отключили от электропитания. В чем же дело? Почему явная ошибка режиссера Рязанова в кастинге обернулась в итоге его же величайшим триумфом?

Барбара Брыльска для советского зрителя — по сути, актриса одного фильма. Никаких ее ролей ни до, ни после «Иронии» советский (а теперь уже и российский) зритель по большому счету не знает. Она уникальна для нашего восприятия — и это ее первый плюс.

Но главное, конечно, не это. Главное — наши глаза. Сколько бы нас не уверяли с экрана, что мы видим «простую русскую учительницу Надю» — мы-то видим совсем другое: иностранку. Советский, а за ним и российский зритель весь фильм в привычных интерьерах московской/питерской квартиры наблюдал иностранку. Причем — красивую и не по нашему эротичную.

После выхода фильма «продвинутые» киноманы и просто зрители передавали друг другу из уст в уста, как жгучий скабрезный анекдот, байку, что «слышь, эта Брыльска-то — непроста, ой, непроста; тут нам интеллигентшу изображала, а у себя в Польше она, говорят, голой снималась. В тамошней эротике… Да или вообще порнографии». — «Ух, ты. Вот бы посмотреть…» — «Ишь, чего захотел. Где ж ты ее найдешь…».

Эта жгучая «истина», конечно, была известна далеко не всем, но флер запретной, «тамошней» эротики всегда незримо витал над всеми сценами с участием «Нади». Ее видимая сдержанность и даже холодность будоражили не одно поколение наивных и девственных советских мужчин… Да и, что греха таить — женщин тоже.

Тайна культа

Все-таки в советском кино были прекрасные, были даже и гениальные фильмы — но ни у одного не было такого потрясающего успеха даже близко. Что, неужели «Ирония» так невероятно гениально снята?

Да бросьте. Рязанов — режиссер крепкий, хороший, оператор там тоже не из последних, но ведь, положа руку на сердце, кинематографически там — ну ничего такого особенного. Крепко, ладно, легко — да; но мало ли таких было снято за годы советской власти?

Может, сценарий гениальный? Тоже вряд ли. Есть ведь пьеса «С легким паром» Брагинского — Рязанова. Да, она с успехом шла в театрах, да, ее и сейчас периодически ставят где-нибудь в провинции — но никакого ажиотажа, хоть на каплю сравнимого с фильмом, пьеса не вызывает и никогда не вызывала. Смешной пустячок — не более того.

Очевидно, тайна в артистах. Да, Мягков и Яковлев — великолепны, но…

Новогодний анекдот

История, лёгшая в основу сюжета картины, анекдотична и забавна. В преддверии Нового года Евгений Лукашин с компанией верных друзей решает не откладывать празднование в долгий ящик. Приятели устраивают уютное застолье в бане. Опьянев от игристых напитков, все отправляются провожать одного из мужчин в Ленинград к жене, однако по ошибке в самолёт сажают сонного и ничего не соображающего Лукашина.

Домостроительство в СССР основывалось на однотипных проектах, поэтому многоэтажки в разных городах были похожи друг на друга, как две капли воды. Оказавшись в культурной столице, Евгений называет таксисту свой домашний адрес. Доехав, герой поднимется на свой этаж и открывает типовую дверь типовым ключом. Как ни в чём не бывало, он заходит «домой» и с блаженством падает на кровать. Женя вовсе не подозревает, что находится в чужом жилище.

Вскоре домой возвращается настоящая хозяйка квартиры — Надя. Она испугана и шокирована. Впрочем, женщина держится довольно храбро и поливает потенциального грабителя из чайника. Женя просыпается и начинает сам обвинять Надю в незаконном проникновении в его «крепость». Герои спорят, ругаются, пытаются выгнать друг друга. Но именно эта нелепая встреча меняет их судьбу и дарит им внезапную любовь, которая сваливается на головы Жени и Нади, словно новогодний снег.

Реванш Ипполита «с нуля»

И это ведь еще не всё. Становится очень даже понятно, откуда вдруг, именно в 2000-ных, появилась так называемая «Ирония судьбы-2», а на самом деле — Анти-Ирония, фильм, призванный в символическом плане раз и навсегда перечеркнуть свой как бы оригинал… И почему, опять же именно в Нулевых, как-то вдруг из ниоткуда возникло мощное движение «за Ипполита» — вплоть до того, что иные уже практически всерьез объявляли именно Ипполита, незаслуженно обиженного и несчастного, главным героем и моральным победителем фильма. Отсюда же — вдруг проявившееся массовое раздражение на Женю Лукашина, которого враз объявили «маменькиным сынком», бесполезным мямлей, только и умеющим (что вдруг стало вызывать особенную массовую ярость) «бренчать на гитарке».

2000-ные — это реванш Ипполита, друзья. В прямом и переносном смысле. Воспрявший Ипполит взялся не только загнобить Лукашина — он, ничтоже сумняшеся, решил переписать историю. В новом бездарном фильме нам назойливо сообщают, что Надя и Женя вовсе не соединялись, что она — конечно же. — «вышла замуж за Ипполита» и родила кого положено. То есть — не было никаких съездов депутатов, не было никакой демократии, никаких, прости господи, 90-х…ничего не было, все это померещилось. После 70-х годов сразу наступили 2000-ные, точнее сказать, с 70-х по дату выхода на экран «Иронии судьбы-2» длилось одно и то же, вечное время. И сегодня — как нас уверял Первый канал, есть только помятый, побитый (в том числе молью) и потерявший всякий лоск Мягков-интель — и благообразный, благородный Ипполит… То есть, простите, бессмертная номенклатура, во веки веков, аминь.

И на гитарке играть сегодня не надо, немодно это. Признак лузера. Да здравствует Ипполит.

Знакомые лица

Сумела объединить молодую и старую актёрскую гвардию «Ирония судьбы, или С лёгким паром! — 2». Режиссёру стоило больших усилий уговорить на съёмки актёров из первой части, тем не менее, в конце концов, ему это удалось. В новом фильме появились все мэтры, кроме Лии Ахеджаковой. Она изначально не горела желанием сниматься в распиаренном проекте «Ирония судьбы, или С лёгким паром! — 2», но вдвойне актрису оттолкнуло мощное давление со стороны создателей картины. Также из прокатной версии был вырезан эпизод с участием Ольги Науменко.

В современной трактовке фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» актёры и роли были распределены не просто так — главные роли достались ведущим российским актёрам двадцать первого века. Шутливого Костю Лукашина сыграл Константин Хабенский, а «Ипполита Нового времени» — Сергей Безруков. В образе петербургской красавицы, за сердце которой сражаются два рыцаря, предстала Елизавета Боярская. Более того, в эпизодах появляются Роман Мадянов, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Нина Русланова, Анна Семенович и другие.

Who is Ипполит?

Кстати, а кого играет Яковлев? Никогда не задумывались? Да, что Ипполита, я знаю, спасибо. Но Ипполит — он кто? Вот Женя Лукашин, как нам не раз подробно разъясняют, — врач. Не просто врач — хирург. И Надя — она учительница. И не вообще учительница, а литературы.

То есть оба, говоря современным языком, бюджетники. А говоря языком классическим — классические интеллигенты.

А Ипполит — кто? Его род занятий нам не обозначают ни единым словом. Кто же он? Может, тайный физик-ядерщик? Или — дайте подумать — может быть, бармен в каком-нибудь баре для иностранцев?

Шучу, какой из Ипполита бармен? И на ядерщика он, с его занудством, как-то не тянет… Из «особых примет» Ипполита нам сообщают только то, что у него есть своя личная машина «Жигули», и дарит он потенциальной невесте не что-нибудь, а французские духи «Мажи нуар» (супермодные, кстати, в то время)…

И это, доложу вам, многое объясняет. Потому что личное авто в середине 70-х — это, граждане, признак. «Лишь бы кто» себе машину купить не мог — во-первых, дорого, а главное — их еще и не было в свободной продаже. Надо было отстоять многолетнюю очередь или… иметь возможности.

Мне почему-то кажется, что Ипполит в фильме — именно из тех, что с возможностями. Не партийный босс, нет… исполкомовский. Городской чиновник средней руки. Номенклатура.

Неужели гениальное исполнение роли пожилого номенклатурщика Яковлевым сделало фильм культовым?

Или Мягков пел как-то уж очень трогательно?

Да нет, что вы. Мягков в фильме вообще, как известно, не пел. И, очевидно, не в них с Яковлевым дело.

Не в них дело. Кто же остается? Остается Надя…

Новый виток

Через тридцать два года после премьеры комедии Тимур Бекмамбетов, прославившийся благодаря двум «Дозорам», решил взять на себя смелость дать легендарной истории второе дыхание. Осовремененная история получила название «Ирония судьбы. Продолжение». Теперь двигателем сюжета является сын Жени Лукашина — Костя. Как выясняется, Женя всё-таки вернулся к Гале, а Надя связала судьбу с Ипполитом. Ни один, ни второй брак не был удачным, и Косте поручается вновь найти в Петербурге квартиру, в которой в былое время зародилась незабываемая любовь. Герой повторяет путь отца и попадает туда.

Однако теперь там живёт дочь Нади и Ипполита, которую решили назвать в честь матери. Надя-младшая, неосознанно копируя действия мамы, обнаруживает в квартире пьяного незнакомца и не может с ним справиться. Позднее в гости к девушке приходит её возлюбленный Ипполит — вечно занятый бизнесмен, который еле выкраивает хотя бы минутку для своей невесты в своём плотном графике. Конечно же, Надя и Костя в итоге влюбляются друг в друга, а Лукашин-старший, приехав за сыном, вновь погружается в ожившие чувства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector