Петр глебов — биография, новости, личная жизнь
Содержание:
Дворянские корни и казачья кровь Михалковых-Глебовых
Когда вышел на экраны «Тихий Дон», Петр Глебов обрел популярность. До этого развитию его актерской карьеры сначала помешала война, куда он ушел добровольцем, а потом с большими ролями как-то не складывалось. Поклонники непременно хотели найти у него хоть каплю казачьей крови, но Глебов все время отмахивался. Лишь много позже его дочь Елена действительно обнаружила в их роду казака — графа Орлова-Денисова.
Со своей женой Марией Глебов прожил более полувека. В семье родились две дочери — Ольга и Елена, которая также стала актрисой. Девочки, можно сказать, выросли на «Тихом Доне», ведь тогда отец взял всю семью на съемки. Элина Быстрицкая даже шутила, что его дочки похожи на нее (и в этом есть доля правды).
Семья Петра Глебова: старшая дочь Ольга с сыновьями, жена Мария, сам Петр и младшая дочь Елена
Вот что приходилось скрывать и Глебовым, и Михалковым, так это дворянство. Сергей Михалков очень рано снискал благосклонность Сталина, но это не означало, что по факту он является сыном потенциального «врага народа». Каждый звонок из Кремля для Сергея был стрессом.
Конечно, там о его семье знали. Отец Владимир Михалков был юристом, после революции занялся разведением птиц и впоследствии стал одним из основоположников промышленного птицеводства. И все же в документах Сергей Владимирович о родителях всегда писал: «из служащих».
Федор Глебов (родной брат Петра), домработница Глебовых Мария, Владимир Кристи (брат Петра по матери), Петр Глебов, Сергей Михалков
Петр Глебов же писал: «отец — агроном, мать — домохозяйка», хотя Марица всегда призывала сына помнить о своем истинном происхождении. Они могли бы эмигрировать, как часть их родственников, но эта женщина безгранично любила Россию и верила в то, что все будет хорошо. Она всегда шутила:
Отец Глебова владел конным заводом, которого после Революции лишился. В 1922 году он заболел тифом и вскоре скончался, оставив их большую семью без главного кормильца. Много позже Пётр говорил, что оно, может быть, и к лучшему, что не дожил. В конце 30-х Глебову-старшему определенно бы светил расстрел, а жене — ссылка.
Марица же прожила довольно долгую жизнь, даже в старости не растеряла своего очарования и была центром притяжения для их большой семьи. В 1966 году её не стало и эта роль окончательно перешла к жене ее племянника — Наталье Петровне Кончаловской.
Благородное происхождение
Семья Пети имела дворянское происхождение по линии матери, Марии Александровны Михалковой. Женщина была родной тёткой для поэта Сергея Михалкова. Отец будущего актёра, Пётр Владимирович, работал коннозаводчиком. В его роду были такие известные личности, как казачий генерал и граф Василий Орлов-Денисов, князи Голицыны и Трубецкие. Некоторые историки утверждают, что Глебовы находились в родственных связях с самим Львом Толстым. Именно с бабушки Петра, Софьи Николаевны Трубецкой, и были списаны некоторые черты персонажа Наташи Ростовой.
Во время революции будущий актёр переехал в деревню под Звенигородом вместе со своим братом. Детство они провели в имении Назарьево. Этот период жизни артист позже вспоминал с улыбкой. Его окружала природа, а в вольере жили прекрасные птицы, которых разводил отец. В 1917 году во время стрельбы убили любимую собаку Глебовых, пойнтера.
Летом 1922 умер от тифа отец актёра. Октябрьская революция разрушила идиллию, в которой жила семья. Новая власть заставила барыню с детьми переселиться в маленький флигель. В их имении открыли интернат для беспризорников. Глебовы жили бедно, у них практически не было одежды и обуви, а за пропитанием матери приходилось ходить на станцию Жаворонки, находившуюся на расстоянии 5 километров от дома. Родственники предлагали Марии Александровне уехать за границу, но она отказывалась.
Творчество[править | править код]
Театральные работы
Театр «Колесо»:
- Э. Пашнев «Маугли» — Маугли
- Э. Пашнев «Робин Гуд» — Робин Гуд
- Н. Коляда «Мурлин Монро» — Михаил, Алексей
- Ф. Шиллер «Мария Стюарт» — Мортимер
- К. Гольдони «Трактирщица» — Фабрицио, лакей в гостинице
- А. Герне «Сильвия» — Том
- А. Кристи «Мышеловка» — Джайлс Релстон
- Ж. Б. Мольер «Плутни Скапена» — Сильвестр, слуга Октава
- У. Шекспир «Король Лир» — Эдгард
- А. Слаповский «Блин-2» — Титикака
- А. Пономарев «Морозко» — Иван
- А. Володин «Ящерица» — глава Рода Похититель
- Д. Радари «Чипполино» — сеньор Апельсин
- Д. Фо и Ф. Роме «Свободная пара» — Профессор
- А. Галин «Конкурс» — Альберт
- Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик» — Принц
- М. Булгаков «Зойкина Квартира» — тов. Пеструхин
- У. Шекспир «Фальстаф и Виндзорские насмешницы» — Фентон и другие
Театр «Приют Комедианта»:
- М. Гаврилова «Американская миллионерша или 1000 долларов за один день» — Илья Семёнович
- В. Шекспир «Гамлет» — Марцел
- Л. Герш «Эти Свободные бабочки» — Дон
- Т. Уильямс «Трамвай „Желание“» — Стив
- М. МакДоноха «Человек-подушка» — Михал
- Э. Ростан «Сирано де Бержерак» — Ле Бре
- В. Розов «С вечера до полудня» — Ким
Антреприза:
- А. Слаповский «Простая история про любовь» — Он
- А. Володин «Записки нетрезвого человека» — Володин
- Л. Петрушевская «Дочки-Матери» — Андрей
- И. Штемлер «Коммерсанты» — Рафаил
- В. Курочкин «Класс Бенто Бончева» — Бенто Бончев
- А. Аверченко «Империя страсти XX в.» — Коммерческий человек, Нищий, Любовник
- Ж. Ануй «Оркестр» — Леон
- Э. Шеффер «Игра на вылет» — Майло Тиндл
Работа в кино
Год | Фильм | Роль |
---|---|---|
2004 | Ментовские войны-1: Старший оборотень по особо важным делам: эпизод | конвойный в «Крестах» |
2004 | Ментовские войны-1: Недетские игры: Фильм № 2 | Молчунов капитан милиции |
2005 | Ментовские войны-2: За неделю до весны: Фильм № 1 Закон джунглей: Фильм № 2 В условиях неочевидности: Фильм № 3 | Молчунов капитан милиции |
2005 | Улицы разбитых фонарей-7: Большой приз: 7 серия | Кораблев |
2006 | Ментовские войны-3: Казаки-разбойники: Фильм № 1, Образ врага: Фильм № 2 | Молчунов |
2006 | Сонька Золотая Ручка | 1-ый филёр |
2006-2010 | Старшеклассники | Юрий Петрович учитель физкультуры |
2007 | Морские дьяволы — 2: Южный ветер: 13 серия | капитан-лейтенант |
2007 | Литейный, 4 (1-й сезон) Свет ангела: 24 серия | Сомов |
2008 | Бумажный солдат | Давид |
2008 | Гончие — 2: Охота на невидимку: Фильм № 2 | Шапкин |
2009 | Версия, Бешеный: Фильм № 2 | Безуглый |
2009 | Слово женщине | Вениамин |
2010 | Гаишники (Россия, Украина) Дорогая Елена Федоровна! Фильм № 1 | |
2010 | Дом у большой реки | Женька-вор |
2010 | Литейный (4-й сезон), Страсти по Андрею: 5 серия | Леннон |
2010 | ППС: Домушники: 24 серия | Росомахин |
2010 | Семейная история — Жора работник СТО | Жора, работник СТО |
2011 | Дорожный патруль — 9 | Белов |
2011 | Улицы разбитых фонарей-11: На мажорной ноте: 20 серия | Евгений Михайлович Суриков заместитель Берга |
2012 | Береговая охрана | Сергей Нефедов |
2012 | Литейный (7-й сезон): Незваный гость, 27 серия | Гена Дмитриев |
2014 | Морские дьяволы. Смерч −2 Ложная тревога: Фильм № 16 | Заря |
2015 | Такая работа: Доза, 29 серия | Мещерин |
2015 | Береговая охрана — 2 | Сергей Нефедов |
2015 | Невский (серии 10 и 13) | участковый |
2016 | Три лани на алмазной тропе | Егошин |
2017 | Казнить нельзя помиловать | Красавчик |
2017 | Чужое лицо | Борис Фертов |
Фильмы
В кино Глебову долгое время приходилось ограничиваться эпизодическими ролями. Он сыграл второстепенных персонажей в картинах «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Убийство на улице Данте» и новелле из киноальманаха «Родимые пятна» под названием «Я ничего не помню».
Петр Глебов в фильме «Тихий Дон»
Звездным часом Глебова стало приглашение в фильм «Тихий Дон» – этот день актер потом считал своим кинематографическим днем рождения
На пробы он пришел за компанию с другом Александром Швориным, и режиссер обратил внимание на Петра Петровича благодаря его звонкому голосу. В его кандидатуре на роль Григория Мелехова
режиссера смущало многое – возраст (тогда Глебову было уже 40, а надо было играть 20-летнего парня), отсутствие горбинки на носу – важной приметы персонажа. В итоге последнее слово осталось за автором романа Михаилом Шолоховым
Отсмотрев пробные записи, он решительно проголосовал за Глебова, и после этой роли актера узнала вся страна. Возраст частично удалось скрыть с помощью грима, а горбинку сделали из особой смолы. Жюри Всесоюзного кинофестиваля 1958 года присудило ему премию за лучшую мужскую роль
В итоге последнее слово осталось за автором романа Михаилом Шолоховым. Отсмотрев пробные записи, он решительно проголосовал за Глебова, и после этой роли актера узнала вся страна. Возраст частично удалось скрыть с помощью грима, а горбинку сделали из особой смолы. Жюри Всесоюзного кинофестиваля 1958 года присудило ему премию за лучшую мужскую роль.
Петр Глебов в фильме «Мужики!..»
Следующие экранные образы в фильмографии Петра Петровича также были удачными, но такого огромного успеха уже не имели. Он снялся в «Царской невесте», «Емельяне Пугачеве», а также в фильме «Кочующий фронт». В 1983 году Глебов получил государственную премию имени братьев Васильевых, а позже за роль в фильме «Пламя» – серебряную медаль имени Александра Довженко.
В 1959 году Петр Петрович стал заслуженным артистом РСФСР, а в 1974 году – народным.
Биография
Пётр Петрович Глебов родился 14 апреля 1915 года в Москве. Происходит из старинного дворянского рода Глебовых.
В 1931 году окончил Школу-коммуну № 32 им. П. Н. Лепешинского в Москве, в 1935 — Брасовский мелиоративно-дорожный техникум. В 1935—1936 годах работал гидротехником Богучарского районного земельного управления.
В 1937—1940 годах учился в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского в Москве, где занимался у М. Н. Кедрова.
Старший брат Петра Глебова, Григорий, к этому времени оставил профессию инженера и стал трудиться вместе с К. С. Станиславским, помогая ему в работе созданной в 1935 году Оперно-драматической студии. Григорий, зная мечту своего брата об актёрской профессии, настоятельно рекомендовал Петру приехать в Москву в июне, чтобы сдать приёмные экзамены в Студию. Петр Глебов так и сделал. Однако, перед подачей документов в Студию возникла проблема: нужно было заполнить анкету и ответить на вопрос о социальном происхождении. Григорий Глебов настаивал на том, чтобы указать в анкете — из крестьян. Но Мария Александровна, мать братьев Глебовых, резко запротестовала: — Петя, пиши из дворян! Во-первых, это правда, во-вторых, меня лишали права голоса и прочего всего. И это прошло. Но главное, сын мой, ты — дворянин! С анкетой проблем не возникло, и Пётр Глебов сдал экзамены. К слову, в составе приёмной комиссии были и Константин Сергеевич Станиславский, и его жена — Мария Петровна Лилина.
Петр Глебов: Так решилась моя судьба. Я с удовольствием стал учиться актёрскому мастерству комического амплуа в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского. Нам преподавали замечательные «старики» — Леонидов, Орлов, Лилина, Андровская, Кедров и, конечно же, сам Станиславский. Его ежедневные уроки — самое главное, что я получил в Студии. Он привил мне веру в свой метод, в свою систему. И если я чего-то добился в своей артистической жизни, то благодаря тому, что всегда помнил заветы моего любимого учителя, реформатора сцены.
С 1941 года — актёр Оперно-драматической студии К. С. Станиславского (с 1948 — Московский драматический театр им. К. С. Станиславского).
С началом войны добровольцем ушёл на фронт. Служил в зенитно-артиллерийском полку, который охранял от вражеских самолётов западный сектор Подмосковья: Очаково, Переделкино, аэропорт Внуково. Во время службы, благодаря близости Москвы, по разрешению командования вместе с другими актёрами-бойцами играл в театре.
После войны вновь вернулся в театр, где играл до 1969 года. Участвовал в спектаклях «Три сестры» А. П. Чехова, «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, «Салемские ведьмы» А. Миллера и других.
В трудовой книжке актёра, заполненной зав. отделом кадров есть запись: «Общий стаж работы по найму до поступления в Театр им. К. С. Станиславского 2 года. Подтверждено документами. Гос. Оперно-Драматический Театр им. Кс. Станиславского. 1937.IX.1. Зачислен на должность артиста драмы. Пр. 99 от 01.IX.37 г.»
С 1940 года снимается в кино. Первую роль, выходящую за рамки эпизода, сыграл в небольшом антиалкогольном фильме-плакате «Я ничего не помню»(1954).
Лучшей работой актёра в кино стала роль Григория Мелехова в экранизации романа М. Шолохова «Тихий Дон», созданной режиссёром С. Герасимовым в 1957—1958 годах.
С 1969 года — в труппе Театра-студии киноактёра.
Умер 17 апреля 2000 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Настоящий казак
Погожим июльским днем 1956 года Петр Глебов шагал по улице Горького и размышлял: чего бы такое купить в подарок любимой жене, которую всего час назад отвез в роддом. И даже не заметил старого приятеля, актера Александра Шворина. Очнулся, только когда тот тронул его за рукав:
— Чего улыбаешься, Петь? Хорошо живешь?
— Да сам знаешь… Еле свожу концы с концами.
— Есть отличная халтура! Можешь заработать. На «Детфильме» Герасимов пробует меня на Григория Мелехова в «Тихом Доне». Ты там запросто казачьего офицера сыграешь. Приходи завтра к девяти.
До этого Глебов снимался лишь в массовках и коротеньких эпизодах фильмов «Поезд идет на Восток», «Любимая девушка», «Мечта», «Свинарка и пастух»…
«На просмотрах этих фильмов, — вспоминал актер, — мои родные и друзья ждали, когда же они увидят меня. Потом спрашивали: где же я был? А я и сам себя еле успевал разглядеть, где ухом, где плечом промелькну…»
Герасимов пребывал в весьма удрученном состоянии, близком к отчаянию, поскольку все сроки уже вышли, а достойной кандидатуры на главную роль не было. Неожиданно взгляд его остановился на Глебове.
Статья по теме
От чего поёт казачья душа? Как Шолохов описывал донскую кухню
— Кто это? — спросил он у ассистента.
— Артист Театра Станиславского Глебов. Пробуем на роль второго офицера.
— А ну-ка дайте полный свет!
— Да полноте вам, Сергей Аполлинариевич, какой же это Мелехов?.. — попытался было урезонить Герасимова второй режиссер. — Никак это вы от отчаяния?
— Действительно, какой из него Мелехов? — поддержал главный оператор. — Взгляните на его нос! Где горбинка?!
— Я вижу в нем кое-что куда поважнее…
Вскоре в Москву приехал Михаил Шолохов. Герасимов пригласил автора «Тихого Дона» в просмотровый зал киностудии, и, как только на экране появились первые кинопробы Глебова, раздался взволнованный голос писателя:
— Так это же он! Он и есть! Настоящий казак…
Позже Глебов говорил: «Я был влюблен в каждое движение души Григория Мелехова, потому что ясно видел абсолютную правду характера неповторимой человеческой личности, попавшей в водоворот сложнейших социальных потрясений. Он искренен даже в своих заблуждениях. На съемках я жил жизнью Григория Мелехова, мучился его сомнениями, любил его любовью… Очень запомнилась одна сцена. Пьяный казацкий разгул в хате. Третья серия кинофильма. Моя была идея. Спеть очень хотелось. В станице, где съемки велись, казаки частенько вечерами собирались на бережку, распивали вино, пели хоровые песни, и я любил с ними попеть. Ну и Герасимов согласился: «Только чтобы тяжелая, грустная была песня, о судьбе». Я порасспросил старушек на хуторе, и одна мне подсказала песню «Пташка-канарейка». Песня и разгульная, и пронзительно-тоскливая. И в конце третьей серии, когда сцена пьяного разгула и полный раскосец уже: неизвестно, куда и за кем идти, — тут и красные, тут и белые, Григорий поет: «Ляти, пта-ашка, ка-анарейка, ляти в гору высоко… пропой песню про несчастье про мое…»
Детство и юность
Родился будущий актер в Москве 14 апреля 1915 года. Он был выходцем из дворянской семьи: Глебовы состояли в родстве с графом Василием Орловым-Денисовым, князьями Трубецким и Голицыным. Некоторые историки считают, что его семья была связана со Львом Толстым, а бабушка актера Софья Николаевна Трубецкая – прототип Наташи Ростовой.
Актер Петр Глебов
Детство мальчик вместе с родителями провел в деревне Назарьево под Звенигородом. Туда они переехали из столицы, чтобы скрыться от революции. Отец Глебова был коннозаводчиком, в семье было пятеро детей. Петр Петрович любил вспоминать свое раннее детство в окружении близких людей и живописной природы вокруг, но этот мирный этап его биографии закончился быстро.
Когда Петру было 7 лет, отец умер от тифа. В их дом пришли большевики. Из просторного особняка мать с детьми выселили во флигель, а в здании разместили детский интернат. Семье пришлось тяжело: одежды и обуви у них почти не было, им приходилось чуть ли не голодать. Несмотря на это, Глебовы остались на родине, хотя родственники предлагали им переехать за границу.
Петр Глебов в молодости
Окончив семилетку, Петр поступил в мелиоративно-дорожное училище. Место учебы было выбрано наугад – тогда он даже не представлял, что это за заведение и кем предстоит потом работать. Только после окончания учебного заведения юноша заинтересовался театром и попробовал поступить в драматическую студию имени Станиславского. Получилось не с первого раза, но Глебова поддержал старший брат Георгий, уговоривший его на еще одну попытку.
Актеру приходилось скрывать свое дворянское происхождение. В анкетах Петр указывал, что его мать – домохозяйка, а отец – агроном, однако при поступлении в студию по настоянию матери он все же указал подлинные данные.
Петр Глебов
Глебову удалось поучиться у настоящих мастеров сцены, в том числе у самого Константина Станиславского. Он входил в состав приемной комиссии, и выступление Петра с крыловской басней «Два мужика» растрогало его чуть ли не до слез
Впоследствии мэтр уделял пристальное внимание талантливому новичку, научил своей системе и заставил в нее поверить. Глебов потом вспоминал его с теплом и благодарностью
Хронология важных событий
Слава к народному артисту пришла не сразу. Свою знаменитую роль Петр Петрович сыграл, когда ему уже исполнилось 43 года. А сначала были лишения, война, эпизодические съемки. Однако талантливой личности удалось найти дорогу к успеху, и сделать немало для процветания отечественного киноискусства.
Список особых биографических дат включает следующие события:
- 14 апреля 1915 г. – День рождения (Москва)
- 1935 г. – завершение обучения в Брасовском мелиоративно-дорожном техникуме (специальность – гидротехник)
- 1940 – окончание актерских курсов при Оперно-драматической студии.
- 1941-1969 гг. – служба в Драматическом театре имени Станиславского.
- 1958 г. – звездная работа – образ казака Мелехова в экранной постановке «Тихий Дон» (на Всесоюзном кинофестивале получил приз «За лучшую главную мужскую роль»)
- 1959 г. – присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР.
- 1961 г. – центральный герой картины «Поднятая целина».
- 1961 г. – запоминающийся персонаж (майор Лунин) в ленте «Балтийское небо».
- 1962 г. – интересное воплощение австрийского композитора Сальери в музыкальной постановке «Моцарт и Сальери».
- 1964 г. – яркая игра в облике Ивана Грозного в музыкальном фильме «Царская невеста».
- 1969 г. – включение в штат Театра киноактера.
- 1970 г. – убедительное и красивое воплощение легендарной личности – генерал Павел Алексеевич Ротмистров в эпопеи «Освобождение».
- 1970 г. – награждение почетным знаком «Отличник кинематографии».
- 1974 г. – герой первого плана – командир партизанского соединения в военной истории «Пламя» (за мастерство игры награжден серебряной медалью Довженко)
- 1974 г. – возведение в статус Народного артиста России.
- 1975 г. – присвоение престижного титула Почетного кинематографиста России.
- 1978 г. – интересный персонаж – атаман Степан Федулов – в исторической драме «Емельян Пугачев» (в 2015 году выпущена марка с изображением актера в этой роли)
- 1981 г. – запоминающийся персонаж – Анатолий Зубов – в мелодраме с элементами комедии «Мужики» (работа отмечена Государственной премией Российской Федерации имени братьев Васильевых)
- 1981 г. – награждение Орденом Ленина за вклад в развитие советского искусства.
- 1985 г. – воплощение образа советского маршала Семена Михайловича Буденного в военной картине «Битва за Москву».
- 1985 г. – награждение Орденом Дружбы народов.
- 1990 – 2000 гг. – активная гастрольная деятельность с концертной программой, включающей исполнение казачьих песен, лирических баллад и рассказ смешных историй из профессиональной жизни.
- 1993 г. – съемки в комедийном фильме украинских кинематографистов «Бравые парни».
- 2000 г. – начало работы в последней картине «Сага древних булгар» (из-за постоянной работы в сырых помещениях развился бронхит, исполнитель был вынужден отказаться от участия в съемках)
- 17 апреля 2000 г. – дата смерти. У актера возникли проблемы с сердцем, он проходил лечение в клинике, отпросился у врачей на свой День рождения. Дома оторвался блуждающий тромб и закупорил сосуды, вызвав остановку сердца. Любимца публики проводили с почестями. Прах покоится на Ваганьковском кладбище.
В фильме «Бравые парни» (1993)
Смерть
В последние годы жизни у актера пошаливало сердце. Супруга старалась окружить его заботой и лаской. Врачи рекомендовали Петру Петровичу побольше отдыхать на природе. Но ему было некогда. Даже в преклонном возрасте он продолжал сниматься в фильмах.
Однажды у Глебова случился инфаркт. Актер оказался в больнице. Если вы думаете, что там он тихо и спокойно лежал на койке, то сильно ошибаетесь. Наш герой рассказывал анекдоты соседям по палате.
Свое 85-летие известный артист отметил дома, в кругу близких людей. Обильному столу и подаркам он радовался, словно ребенок. А через 3 дня его не стало. 17 апреля 2000 года – это дата смерти актера. Какова же причина гибели Глебова? Сейчас вы обо всем узнаете.
Петр Петрович остался один дома. В дверь позвонил почтальон. Актер резко встал, затем упал на пол. У него оторвался тромб. Смерть Глебова произошла мгновенно. Никакой боли он не почувствовал. Бездыханное тело Петра обнаружила его супруга. Мария Алексеевна буквально почернела от горя. Она сразу же вызвала скорую помощь и сотрудников МВД.
Известного и любимого многими артиста похоронили на Ваганьковском кладбище. Супруга и дочки регулярно приходят к нему на могилу. Они приносят его любимые цветы – огненно-красные гвоздики.
Детство
Глеб появился на свет 11 мая 1899 года, произошло это в городе Вознесенске Елисаветградского уезда. Тогда это была Херсонская губерния Российской империи, сейчас это Николаевская область Украины. Другие источники доносят информацию о том, что актёр родился в городе Воскресенске Московской губернии. При выдаче метрики о рождении могла быть допущена ошибка, возможно, было перепутано название города.
Теперь за давностью лет не получится точно узнать место рождения актёра
Но это не так уж важно, главное, что такой человек появился на свет, из него вырос замечательный актёр, который радовал своей игрой не одно поколение зрителей. Настоящая фамилия Глеба при рождении была Сорокин, став актёром он обзавёлся сценическим псевдонимом
Его папа, Павел Сорокин, был хорошим актёром, выступал вместе с труппой Марка Кропивницкого. Но денег от актёрской профессии семье не хватало, положение было тяжёлое, и отец вынужденно пошёл работать в железнодорожное ведомство. Работа главы семейства служащим на железной дороге привела семью в Молдавский городок Бендеры. Как и все его дореволюционные сверстники, Глеб пошёл учиться в мужскую гимназию.
Начало жизненного пути
Петр Петрович – представитель аристократического семейства, в родословной которого переплелись корни дворянских ветвей Глебовых, Голицыных, Орловых-Денисовых, Трубецких. Отец Петр Владимирович Глебов заработал большой капитал, занимаясь разведением элитных лошадей, возглавлял дворян Каширского уезда. Мама принадлежала к известному роду Михалковых, и приходилась тетушкой поэту Сергею Владимировичу Михалкову.
Детство мальчика прошло в усадьбе Назарьево (рядом со Звенигородом). Ранние годы жизни, проведенные в живописном месте, в кругу родных, актер всегда вспоминал со светлой ностальгией. Правда, радостный период длился недолго. Когда ребенку исполнилось 7 лет, не стало главы семейства (отец заразился тифом и умер). Фамильное имение перешло в руки большевиков. Из особняка вдову с детьми переселили в небольшой флигель, отобрав все ценные вещи. Родственники, живущие за границей, предлагали осиротевшей, подвергшейся гонениям семье переехать, но мама решила остаться на родине.
В 1931 году Петр окончил семилетнюю школу и поступил в дорожный техникум. Выбор профессии был абсолютно случаен. В революционные годы отпрысков знатного рода неохотно брали в учебные заведения. Многие училища и институты отказывали абитуриентам в праве поступления, если в графе о социальном положении фигурировала запись – дворянин. Отучившись 4 года, юноша устроился работать гидротехником в Богучарское земельное управление.
Брат Григорий, наблюдавший в детстве тягу мальчика к творчеству, предложил ему попробовать свои силы на актерском поприще. Григорий тесно общался с гениальным режиссером Константином Сергеевичем Станиславским, помогал в организации новой театральной студии с актерскими обучающими курсами. Он настойчиво советовал Петру приехать в столицу, и пройти отборочный тур. Послушав старшего брата, молодой человек сдал экзамены, и был зачислен в учебную группу Оперно-драматической студии. После обучения перспективного выпускника приняли в штат культурного учреждения, носящего имя великого реформатора сцены – столичный Драматический театр Станиславского.
Завершение учебы совпало с началом Второй Мировой войны. Молодой человек, без раздумий, вступил в ряды добровольцев, и, в составе зенитно-артиллерийского полка, защищал подступы к столице на западном направлении. За отвагу и мужество защитника отечества наградили в 1944 году медалью «За оборону Москвы», а через год – медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
После войны Петр Петрович продолжил сценическую работу в Театре Станиславского, в 1969 году перешел на службу в Театр киноактера. Первые шаги в кино сделал еще в годы учебы в театральной студии. В 1940 году сыграл эпизодическую роль (зрителя на соревнованиях по плаванию) в мелодраме «Любимая девушка».
Петр Глебов в молодости
Славу и народную любовь принес образ казака Григория Пантелеевича Мелехова в экранизации культового романа Шолохова «Тихий Дон». Исполнителя сначала утвердили на роль белого офицера, но во время проб режиссер Сергей Герасимов передумал, разглядев в статном, волевом красавце главного героя. Выбор одобрил и автор произведения. Михаил Александрович Шолохов, рассматривая фотографии претендентов на роль, остановил свой взгляд на снимке Глебова со словами, что другого казака он здесь не видит.
В фильме «Тихий Дон» (1957-1958)
Петр Петрович так глубоко проникся в образ, так правдиво сыграл свою роль, что уже на протяжении 6 десятилетий, зрители, просматривая фильм, не видят перед собой артиста дворянских корней. Не возникает и тени сомнения, что на экране настоящий представитель особой социальной общности – казачества, сильная личность, абсолютно живой и достоверный герой.
Детские годы
Родился Петр Глебов в Москве в апреле 1915 года, там же жил до 1919 года. С началом революции он и его брат были отправлены в Назарьево — деревню в Звенигородской области. По прошествии некоторого времени они вновь переезжают, на этот раз в другую деревню, Дарьино. В своем интервью Петр Петрович рассказывал, как с ребятишками по ночам скакали на лошадях, а до рассвета пели песню под гармонь. Тогда сложно было представить, что такие навыки пригодятся актеру очень скоро.
Из воспоминаний о детстве артист рассказывал следующее: «1917 год мне запомнился отчетливо, ведь тогда застрелили моего любимого пса. В нашем родовом имении была небольшая детская, а в ней стоял вольер с птицами. Отец очень любил их разводить, охотник как-никак».
В 1922 году умер Петр Владимирович — отец Глебова, дворянин. Причиной столько неожиданной кончины стал тиф, настигший его в то время, когда Петр Владимирович поехал отобрать лошадей для Красной Армии.
«Жили бедно, одевались плохо. Я ведь, как только снег сходил и до следующего снега, босым ходил, не было возможности купить сандалии. Мой брат также ходил, но мы молчали и терпели, мать одна все тянула. Помню, как бегала за едой на 5 км на железнодорожную станцию.», — с тоской вспоминал Петр Петрович.
Роли Глебова в театре и кино
По-настоящему счастливчиками были люди, которым довелось увидеть Глеба Глебова на театральной сцене. Говорят, от него исходили необычайная доброта, потрясающее чувство юмора и такое актёрское мастерство, которое было характерно только для старой театральной школы. Пластичный и органичный, актёр с великолепным комедийным дарованием, выдающийся импровизатор, Глебов Глеб Павлович сыграл на театральных подмостках более 150 ролей. Самые известные из них, которые навсегда останутся в копилке белорусских театров, – Кропля из «Константина Заслонова» и Туляга из «Кто смеётся последним»
Даже в роли самого незначительного персонажа актёр привлекал внимание публики и делал сценический образ значительным и запоминающимся
То, что он играл в разнообразных жанрах, подчёркивало его разностороннюю одарённость. К сожалению, тех, кто видел игру великого Глебова на сцене, остаётся не так уж много. Но всегда с нами будут его роли в кино. Самая яркая работа – судья Демьян Демьянович в кинопостановке гоголевского произведения «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Всего у актёра Глебова было около 20 ролей в кино. Его первые съёмки состоялись в 1949 году, последние – в 1967.
Год выхода картины на экраны |
Название картины |
1949 |
«Константин Заслонов» |
1952 |
«Павлинка» |
1953 |
«Поют жаворонки» |
1954 |
«Кто смеётся последним» |
1955 |
«Зелёные огни», «Посеяли девушки лён», «Нестерка» |
1956 |
«Миколка-паровоз» |
1957 |
«Наши соседи», «Полесская легенда» |
1959 |
«Люди на мосту», «Строгая женщина» |
1960 |
«Первые испытания», «Хлеб и розы» |
1962 |
«Улица младшего сына» |
1963 |
«Не плачь, Алёнка» |
1964 |
«Москва-Генуя», «Одиночество» |
1966 |
«Восточный коридор» |
1967 |
«Запомним этот день» |
Все образы, созданные им на экране, были яркими и запоминающимися. В кино у него не было главных ролей, но, как и в театре, свои второстепенные образы он так доносил до зрителя, что оставлял их частичку в душе каждого, кто смотрел картину с его участием.
Кроме театра и кино, Глеб Павлович работал на радио. У него была замечательная дикция, он очень выразительно читал. Передачи, которые вёл Глебов, нравились и взрослым, и детям. Особенной популярностью пользовались детские сказки, стихи и басни в его исполнении.
Творчество[ | ]
Роли в театре
- «Однажды в двадцатом» Н. М. Коржавина, режиссёры: Б. А. Львов-Анохин иМ. Ю. Резникович —Губенко
- 1954 — Дни Турбиных М. А. Булгакова —Студзинский
Роли в кино
Всего актёр снялся более чем в сорока фильмах. Из них — в восьми телевизионных.
- 1940 — Любимая девушка — зритель на соревнованиях по плаванию
- 1947 — Поезд идёт на восток — военный на вокзале в Москве
- 1954 — Я ничего не помню (новелла из киноальманаха «Родимые пятна») — Анатолий Прахов
- 1956 — Убийство на улице Данте — партизан
- 1958 — Тихий Дон — Григорий Пантелеевич Мелехов
- 1961 — Поднятая целина — Александр Анисимович Половцев
- 1961 — Балтийское небо — майор Константин Игнатьевич Лунин
- 1962 — Моцарт и Сальери (фильм-опера) — Сальери
- 1963 — Иоланта (фильм-опера) — врач-мудрец Эбн-Хакиа
- 1964 — Царская невеста (фильм-опера) — Иван Грозный
- 1964 — Одиночество — Сторожев
- 1966 — А теперь суди… — Илларион Гроза
- 1967 — Возмездие — эпизод (нет в титрах)
- 1967 — Они живут рядом — Кораблёв
- 1969 — Неподсуден — Самойлов
- 1969 — Сердце Бонивура — Караев
- 1970 — Освобождение (киноэпопея) — генерал Павел Ротмистров
- 1970 — О друзьях-товарищах — Виталий Александрович Глазьев
- 1970 — Морской характер — полковник Архипов
- 1971 — Смертный враг — Влас Тимофеевич
- 1971 — Кочующий фронт — командарм Пётр Щетинкин
- 1972 — Случайный адрес — Иван Куприянович, бригадир
- 1972 — Неизвестный, которого знали все — Алексей Савчук
Пётр Глебов в роли Степана Федулова. Кинофильм «Емельян Пугачёв», 1978 г. Почтовая карточка, выпущенная к столетию со дня рождения актёра. Россия, 2015 г., (ЦФА № 268-окр)
- 1973 — Зарево над Дравой / Zarevo nad Drava
- 1974 — Пламя — Суровцев, командир партизан
- 1974 — Наследники — отец Виктора Зарубина
- 1974 — Вот такие истории (фильм-спектакль) — Савин
- 1975 — На ясный огонь — председатель губкома
- 1975 — На край света… — отец Симы
- 1975 — Военные сороковые (фильм-концерт) — роль
- 1975 — Смотреть в глаза… — Иван Давиденко
- 1977 — Эхо в пуще — роль
- 1977 — Талант — профессор Николай Егорович Жуковский
- 1978 — Емельян Пугачёв — атаман Степан Федулов
- 1980 — Всадник на золотом коне — Катил-Бадтша
- 1980 — Юность Петра — Цыган
- 1980 — В начале славных дел — Цыган
- 1981 — Мужики!.. — Матвей Зубов
- 1981 — Полынь — трава горькая — генерал Жарков
- 1982 — Формула света — Маховиков
- 1983 — Ураган приходит неожиданно — Хоменко
- 1984 — Наследство — генерал Столетов
- 1984 — Идущий следом — отец Лены
- 1985 — На крутизне — Савва Анисимович Терещенко
- 1985 — Битва за Москву — С. М. Будённый
- 1986 — Скакал казак через долину — Лукич, милиционер
- 1986 — Премьера в Сосновке — Алексей Никифорович, председатель колхоза
- 1986 — Постарайся остаться живым — генерал Архипов
- 1986 — Без срока давности — Роман Кириллович Пайгин
- 1987 — Сурейя — дядя Коля
- 1993 — Бравые парни (Украина) — майор Константин Чередниченко
- 1993 — Дедушка хороший, но… не говорит, куда спрятал деньги — генерал Антонов
Озвучивание фильмов
- 1966 — Восточный коридор — Иван Лобач (роль Р. Адомайтиса)
- 1967 — Колонна — Джерула (роль И. Чобану)
- 1968 — Времена землемеров
- 1970 — Подсолнухи — итальянский рабочий (роль С. Транквилли)
Архивные кадры
- 2003 — Пётр Глебов (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
- 2006 — Пётр Глебов (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
Кинокарьера
Сниматься в фильмах Глебов Петр Петрович начал еще в 1940 году. Первой его киноработой стала эпизодическая роль в картине «Любимая девушка». Перед отправкой на фронт актер успел снятья в фильме «Мечта». Роль была настолько крохотной, что его имя и фамилию даже не указали в титрах.
Вернувшись с фронта, наш герой решил продолжить кинокарьеру. Однако первую большую роль он получил лишь в 1957 году. Режиссер Сергей Герасимов предложил ему сотрудничество. Петр Глебов успешно вжился в образ Григория Мелехова. Зрители высоко оценили игру молодого актера.
На съемках «Тихого Дона» крестьянские навыки, приобретенные Петром в детстве, пришлись кстати. К примеру, его не нужно было обучать верховой езде. Глебов с ранних лет знал, как нужно обращаться с лошадью.
Роль Гриши Мелехова сделала нашего героя известным и востребованным актером. Предложения от режиссеров посыпались на него, словно из рога изобилия. Но Петр Петрович не хватался за каждую роль. Он внимательно изучал сценарии. Большинство предложений ему пришлось отсеять. Глебов снимался лишь в тех фильмах, к которым у него лежала душа.
За всю свою актерскую карьеру он снялся более чем в 40 картинах. Среди его киноработ можно выделить:
- «Одиночество» (1965) – Сторожев;
- «Морской характер» (1970) – полковник Архипов;
- «Пламя» (1974) – командир Суровцев;
- «Мужики!» (1981) – Матвей Зубов;
- «Полынь – трава горькая» (1982) – генерал Жариков;
- «Битва за Москву» (1985) – Буденный;
- «Сурейя» (1987) – дядя Коля;
- «Бравые парни» (1993) — майор;
- «Сага древних булгар» (1999).