«если не я, то кто? если не сейчас, то когда?»: почему эмма уотсон гораздо больше, чем просто «гермиона из „гарри поттера“»

Активистка и феминистка

В старших классах и на первых курсах университета, когда в разговоре со знакомыми я признавалась, что очень люблю Эмму Уотсон, часто слышала в ответ пренебрежительное «Она же феминистка!». Тогда я имела смутные представления о том, что такое феминизм, но искренне не понимала, почему это должно быть аргументом, чтобы её не любить. Сейчас, спустя много лет, когда я поддерживаю принципы равноправия и уже перестала стесняться называть себя феминисткой, понимаю, что познакомилась с «женским движением» именно благодаря Эмме. 

В 2014 году организация Ms. Foun­da­tion For Women (один из самых крупных фондов для женщин в США) вручил Эмме премию «Звёздная феминистка года». Именно в этом году она выступила со своей знаменитой речью о гендерном равноправии, в которой говорила о том, что женщина имеет право распоряжаться своим телом и получать ту же зарплату, что и мужчины. А ещё призвала мужчин задуматься, так как гендерное неравенство сковывает и их тоже — например, запрещает такую демонстрацию чувств, как слёзы. 

А её заключительная фраза в этой речи — «Если не я, то кто? Если не сейчас, то когда?» — стала крылатой. На самом деле она даже спустя семь лет звучит актуально и до сих пор мотивирует — по крайней мере, меня точно. 

Эта речь была приурочена к запуску программы Эммы Hefor­She, которую она сделала совместно с организацией «ООН-Женщины». Цель этой инициативы — привлечь людей разных полов к борьбе за гендерное равноправие. 

В 2014 году Эмму выбрали послом доброй воли ООН по защите прав женщин, и она ездила в Бангладеш и Замбию, чтобы оценить, в каких условиях работают местные женщины. А также побывала в Уругвае, где встретилась с женщинами-политиками в рамках компании «Внеси свой вклад в квоты»: перед выборами в 2014 году в Уругвае был принят закон о квотных местах в правительстве для женщин — не меньше 30%.

Вообще лично мне приятно осознавать, что актриса, которая перенесла на экран одну из моих любимых книжных героинь (Гермиону Грейнджер), не просто актриса, а человек с позицией. И эта позиция откликается и в тебе. Это подкупает. 

Конечно, как и многие активистки, Эмма подвергается критике, а порой её называют «ненастоящей феминисткой». Например, в 2017 году общество раскритиковало её фотосессию для журнала Van­i­ty Fair, где она позирует полуобнажённой. Аргумент такой: как можно быть феминисткой, выступать против сексуализации женщин, а потом фотографироваться в таком виде? 

На что Эмма ответила, что это только показывает, какие неправильные представления о феминизме существуют в обществе. Ведь в первую очередь феминизм — это возможность самой распоряжаться своим телом. 

Из последних новостей о ней, которые я читала, — она вошла в совет директоров модного дома Ker­ing (он владеет Guc­ci и Balen­ci­a­ga). Эмма как лицо экологичного приложения Good On You будет помогать сделать производство брендов более этичным. 

Воровка, бунтарка и диснеевская принцесса

Скажу честно — активистская деятельность Эммы привлекает меня больше, чем актёрская. Во многом потому, что снимается она очень мало, и мне бы хотелось видеть больше фильмов с ней в главной роли. Но мне очень нравится следить за тем, как она пытается избавиться от амплуа Гермионы Грейнджер, выбирая разноплановые роли. 

Я испытываю уважение к актрисам и актёрам, которые не соглашаются на успешные проекты, если предлагаемая роль противоречит их взглядам. Например, Эмма отказалась играть главную роль в диснеевском ремейке «Золушки». Она объяснила это тем, что, по её мнению, Золушка — неподходящий образец для подражания. Но зато согласилась на спорную роль Белль в экранизации «Красавицы и чудовища».

Эмма Уотсон участвовала в разработке сценария и обещала, что её Белль будет принцессой нового поколения. Но в итоге изменения, которые она внесла в историю, незначительные. Её Белль, в отличие от классического мультфильма, больше выделяется на фоне остальных жителей деревни — она не просто любит читать, но и учит этому деревенскую девочку, при этом нам ясно показывают в одной из сцен, что школа — для мальчиков. К тому же Белль ещё и изобретательница. 

Даже с такими изменениями это по-прежнему очень неоднозначная история любви. Но так совпало, что в детстве Белль была моей любимой диснеевской принцессой, а потому было приятно увидеть в её роли любимую Эмму. И я до сих пор каждый Новый год пересматриваю именно эту сказку. 

В карьере Эммы немного ярких ролей. Лично мне импонирует Никки из «Элитного общества» Софии Коппола, потому что этот образ эгоистичной воровки очень отличается от Гермионы. И Лена из «Колонии Дигнидад», но здесь скорее привлекает сама история: девушка притворяется послушницей и отправляется в одну из колоний рейха, чтобы спасти возлюбленного. 

Но больше всего (даже больше, чем Гермиону) я люблю её роль школьницы Сэм в подростковой драме по роману Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней». Там она совершенно другая, и ей очень идёт и короткая стрижка, и стиль начала 90‑х. И, конечно, мне нравится непростая история её героини — за внешним беззаботством и весёлостью на самом деле скрывается болезненная травма. 

Ещё одна ключевая и важная роль Эммы — в ремейке «Маленьких женщин» Греты Гервиг. На мой взгляд, её Мег Марч — идеальное воплощение героини. Грета Гервиг переосмыслила эту историю в контексте современности, и мне кажется, что Мег — такая же феминистическая героиня, как и Джо. Просто если Джо делает выбор в пользу собственного развития и отказывается от навязанного обществом требования обязательно выйти замуж, то Мег точно так же сама и осознанно выбирает другую жизнь — замужество, семья и дети. И здесь она уже противостоит самой Джо, которая мечтает, чтобы каждая из сестёр воплотила свой творческий потенциал, забывая, что они могут мечтать о другом. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector