Олег даль
Содержание:
Личная жизнь Олега Даля
Этот известный актер — очень импульсивная личность, привлекающая своей харизмой, стилем и непревзойденным талантом. Личная жизнь Олега Даля пестрит множеством романов, любовных историй и переживаний, некоторые с таких связей заканчивались свадьбой.
Олег делал несколько попыток построить семью и встретить женщину, которая станет ему надежным другом, любящей и верной женой, советчицей и самым преданным зрителем. На его жизненном пути было три брака, два их которых из-за скандального характера актера, а также из-за его пристрастия к спиртному потерпели фиаско.
Личная жизнь Олега Даля фото
Он был человеком со сложным характером, с обостренным чувством справедливости, очень самокритичен к себе и своей игре, но его пристрастие к выпивке брало верх над ним. Он часто попадал в передряги с режиссерами, его штрафовали за появление в нетрезвом состоянии на съёмочных площадках, а после смерти его друга В. Высоцкого он и вовсе заговорил о собственной смерти. Именно такой личность был Олег Даль. Смерть, по какой причине, почему так рано, почему именно Олег? – эти вопросы вертелись в голове родных, близких, знакомых и всей зрительской аудитории.
Ведь никому не укладывалось в голове, что еще совсем молодой, всеми любимый актер, сценарист и режиссер больше не будет радовать зрителя своими новыми творениями. На тот момент Олег Даль находился в глубоком кризисе и бросить свое пристрастие к алкоголю ему уже не представлялось возможным, он якобы сам зазывал смерть своими поступками. Именно алкоголь — это причина смерти Олега Ивановича в 1981 г. Всеми любимый Олег Даль не дожил до своего сорокалетия два с половиной месяца. В последние два месяца его жизни они с женой переехали жить в небольшой домик в деревне.
«Хорошая жена – это профессия»
В 1970 году влюбленные расписались. Елизавета хотела остаться Эйхенбаум, но Олег на нее так строго посмотрел, что она тут же решила взять фамилию мужа.
Быть женой такого сложного человека было очень непросто. Первые годы для Елизаветы стали одновременно и самыми счастливыми, и самыми тяжелыми. Главной бедой артиста было пристрастие к алкоголю. Олег пытался бороться со своей зависимостью, но безуспешно. Лизе приходилось вытаскивать мужа из неприятных ситуаций, ездить за ним в вытрезвитель, переживать и не спать, когда он не приходил ночевать домой. Иногда ей казалось, что она уже не сможет это всё преодолеть. Переносить трудности помогала мама, искренне любившая зятя, с которым у них с самого начала установились прекрасные взаимоотношения.
Олег прекрасно понимал, что алкоголь разрушает не только его здоровье, но и жизнь окружающих и любящих его людей, но не мог побороть пагубной привычки.
Несмотря на сложности, Олег и Елизавета почти никогда не ссорились. Спустя два года после росписи они переехали в Москву, где Далю предложили работать в «Современнике». По словам Елизаветы, они поселились вчетвером – Олег, мама, она и чувство юмора. Даль впервые за свою жизнь обрел дом, уют и семейное спокойствие.
У него было развито врожденное благородство по отношению к женщинам и старомодные понятия от том, что зарабатывать в доме должен именно мужчина. Как-то Олег сказал Елизавете, что когда она служит ему, то приносит искусству пользы больше, чем работая монтажером. И она старалась быть ему верной помощницей не только дома, но и на гастролях и в командировках, налаживая быт и питание в гостиничных условиях.
Олег умел и любил порадовать жену неожиданными сюрпризами и подарками. Однажды на съемках в Таллине артист подарил на день рождения своей любимой графине Апраксиной, как он иногда в шутку называл супругу, целое ведро роз. Иногда с видом фокусника Олег вытаскивал из потайного кармана пиджака пачку купюр и веером раскидывал по квартире, чтобы его любимые домочадцы ни в чем себе не отказывали. Елизавета очень ценила такие мгновения и хотя порою находиться рядом с Олегом было очень сложно, она все десять лет супружеской жизни чувствовала себя по-настоящему счастливой.
«Золотая мина»
К этому времени все чаще Далю начинают предлагать главные роли в картинах. Причем самого разного формата, что его радовало, ему нравилось появляться перед зрителями каждый раз в новом образе.
В 1976 году он играет Иванушку-дурачка в музыкальной комедийной сказке Надежды Кошеверовой «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», а уже в 1977-м появляется в образе преступника-рецидивиста Николая Косова, известного также как Борис Брунов в детективе Евгения Татарского «Золотая мина».
Среди ярких ролей того периода стоит отметить также Сергея Андреевича в драме Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда», директора школы Андрея Андреевича в драматической киноповести Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра», инженера Зилова в психологической драме Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», красноармейца Бориса Корбута в военной драме Наума Бирмана «Мы смерти смотрели в лицо».
В 1980 году выходит драма Леонида Марягина «Незваный друг», в которой Даль играет ученого-химика Виктора Свиридова. Это оказывается его последняя роль в кино.
«Человек без кожи»
«Он поражал какой-то нездешностью. Таким нездешним и остался», — вспоминала о Дале его третья жена Лиза. А вторая, знаменитая актриса Татьяна Лаврова, с которой актёр прожил всего полгода, писала, что «любить его было трудно, не любить невозможно». Его и впрямь очень нежно и с какой-то тревогой и страхом любили те, кто его понимал и ценил его уникальный дар. «Счастливейший партнёр — он талантливо ходил, молчал», — пишет Марина Неёлова.
Марина Неёлова и Олег Даль в фильме «Старая, старая сказка», 1968 год
Жена Лиза Эйхенбаум, внучка знаменитого учёного-литературоведа с родословной, идущей от графов Апраксиных, ленинградская богемная интеллектуалка, вышла за Олега, страшно пьющего и малоизвестного, в 33 года, имея за плечами два брака, роман с Иосифом Бродским и Сергеем Довлатовым (предпочла ему Даля!), — и верно служила мужу 10 лет, оставив работу, обустраивая быт и дела, терпя его безобразные запои, переехала с мамой (обожавшей своего «зятёныша», «дурного и славного») ради него в Москву из писательской квартиры деда в хрущёвскую двушку (и ту ещё надо было купить: у коренного москвича Олега ничего не было).
Статья по теме
Олег Даль. Хроника пикирующего артиста Она посвятила ему жизнь, хранила его архив, устраивала выставки, подготовила к записи пластинку-моноспектакль Даля «Наедине с тобою, брат…» по стихам Лермонтова, подготовила сборники его памяти, написала о нём книгу и сама — «Взрослый молодой человек», мечтала о музее в их последней квартире (и первом настоящем их доме) на Смоленском бульваре. С одной из таких выставок памяти артиста исчезли некоторые его личные вещи, магнитофон «Электроника». Олег так радовался этому подарку родственника — ветерана «Нормандии — Неман», сам бы никогда не купил, а для рабочих записей лермонтовских стихов он был так необходим!
Лиза пережила мужа на 12 лет (две строгие плиты на Ваганьковском рядом) и всю жизнь считала его и их брак подарком судьбы. Но он, «человек без кожи» по её определению, так и остался для неё «таинственным, полнейшей загадкой». Откровением стали для вдовы дневники Даля, которые он вёл с 1971 г.: «Я даже не подозревала, как разрывалось его сердце». Оно и разорвалось в номере гостиницы в Киеве, куда он приехал договориться о съёмках в комедийном фильме Николая Рашеева (снявшего популярнейший телефильм «Бумбараш») «Яблоко на ладони». Странно, но автограф Даля выглядит как линия нитевидного пульса с инициалами «ОД» в начале. Режиссёр тогда, в 1981-м, пережил шок, когда, взломав в номере дверь, Даля обнаружили неживым, — сам попал в больницу, отказывался снимать тот свой фильм без Олега. Но деньги были выделены, и «Яблоко» вышло на экраны…
Олег Даль, Андрей Миронов и Александр Збруев в фильме «Мой младший брат», 1962 год. Фото: Кадр из фильма
Даль оставил полсотни ролей в кино, рано, ещё на 2-м курсе Щепкинского училища, снявшись в культовом фильме «Мой младший брат» по нашумевшему тогда «Звёздному билету» Василия Аксёнова, потом назвавшего его «прирождённым современным молодым интеллектуальным героем», но в то же время и «типичным человеком XIX века, прирождённым чеховским героем». Им поразительно сыграны Лаевский из прекрасной экранизации чеховской «Дуэли» Иосифа Хейфица (этот мастер, мэтр «влюбился в Даля, сравнивал его с пламенем от свечи, которую несут против ветра»), Печорин в телеспектакле по Лермонтову Анатолия Эфроса (для того чтобы непременно сыграть его, Даль и стал актёром, по его признанию, даже сам ухитрился исправить свою картавость для поступления на актёрский), Шута в «Короле Лире» великого Григория Козинцева: «Мальчик из Освенцима, которого заставляют играть на скрипке в оркестре смертников; бьют, чтобы выбирал мотивы повеселее. У него детские вымученные глаза. Олег Даль — именно такой Шут…» Мэтр нежно относился к артисту, прощал и срывы: «Ведь он — не жилец…» Он мог бы сыграть булгаковского Мастера, он не сыграл Гамлета, Макбета, Чацкого, Мышкина, Треплева, отказался от Хлестакова у Гайдая сам, как и от Пети Трофимова у Эфроса.
Много или мало оставил Даль, всегда переживавший, «какая память останется»? Эдвард Радзинский тонко заметил, что Даль был «болен прекрасной болезнью — манией совершенства, органически не выносил фальши, рвачества и халтуры».
Олег Даль в роли Шута в фильме «Король Лир», 1970 год. Фото: РИА Новости/ Резников
Апраксина Елизавета – жена Олега Даля – биография и личная жизнь
Знакомые говорили о Елизавете Даль, как об очень терпеливой женщине с огромным сердцем, всегда открытой для людей и готовой обогреть, и помочь каждому. Близкие помнят её как очень чуткого и доброго человека, отзывчивого.
Детство Елизаветы Апраксиной
Елизавета Даль, в девичестве Эйхенбаум Апраксина, родилась в предвоенном Ленинграде, в августе 1937 года.
Девочка воспитывалась в семье, близкой к людям творчества, в доме очень часто собирались представители литературного бомонда. Заслуга в этом дедушки Лизы – Бориса Михайловича Эйхенбаума, обожавшего внучку.
Будучи известным литературоведом, он был тем, кто собирал вокруг себя писателей и поэтов, да и просто интересных людей, связавших свою жизнь с творчеством и наукой. Так, в гостях у семьи Эйхенбаум часто бывала поэтесса Анна Ахматова.
Повзрослев, Елизавета сама выбирала свой путь, изначально предполагала, что будет обучаться на механико-математическом факультете, но поступить не смогла, как не старалась. Тогда она выбрала карьеру педагога, однако обучение в пединституте со временем ей показалось очень скучным, и учебу Лиза бросила.
Личная жизнь
Первый брак Елизаветы был коротким, она всего полгода прожила с мужем Леонидом Квинихидзе (режиссером кинофильма «Соломенная шляпка»), несмотря на сложные отношения, именно Леонид стал отправной точкой карьеры Лизы, устроив ее работать на киностудию. После развода девушка решила больше никогда не связывать себя узами брака.
Елизавета встретила актера Олега Даля в ресторане, на свой тридцать второй день рождения, тогда как раз снимался фильм «Король Лир», но роман закрутился чуть позже. Так случилось, что в один вечер за ней ухаживали двое – Сергей Довлатов и Олег Даль, а на следующий день Олег уже просил руки Лизы. Через полгода пара поженилась.
Ради Олега Даля она стала прекрасной хозяйкой, научилась справляться с его импульсивным поведением, постоянными перепадами настроения и вспышками гнева. Олег Даль был непростым человеком, педантичным, с трудным характером. Он жил благодаря кино, при этом отметал многие роли, играл только те, которые его по-настоящему заинтересовали.
Сначала супруги жили в северной Пальмире, затем перебрались в Москву, где несколько раз вынуждены были сменить жилье. В конце концов, они стали жить вместе со своими мамами на Смоленском бульваре. Жене актер не позволил продолжить карьеру, считал что она должна находиться дома и обеспечивать ему комфорт, встречать со съемок. Потому Елизавета оставила работу и стала домохозяйкой.
Несмотря на то, что настоящих друзей у актера не было, в его доме были часты застолья. Рассказывают, что Лиза за одно застолье, собирала не менее одной кружки спиртного, а то и более (сама не пила, сливала налитое ей спиртное в специальную кружку).
Здоровье актера пошатнулось, Олег Даль все осознавал и даже неоднократно проходил процедуру кодирования, но ничто не помогало. За три месяца до смерти актера, супруги серьезно поссорились, причиной стало именно неуемное употребление алкоголя Олегом.
В тот же период он оказался «невыездным», ему не давали разрешения на выезд за границу, стал конфликтовать с режиссером. Актер скончался, будучи в командировке в Киеве в марте 1981 года. Елизавета на всю оставшуюся жизнь сохранила теплые воспоминания о муже.
Но женщина справилась, и спустя год ей предложили стать главой звукомонтажного отдела.
Вдова так больше и не вышла замуж, да и в отношения больше не вступала – хранила память о любимом муже.
Умерла Елизавета Даль в 2003 году в результате длительной болезни. Она долгое время мучилась от приступов бронхиальной астмы и ишемической болезни сердца. Незадолго до кончины пережила клиническую смерть. Перед смертью Елизавета говорила, что на самом деле умерла более двадцати лет назад, вместе с мужем.
Семья и дети Олега Даля
Артисту не сразу удалось построить крепкую семью. Он притягивал женщин как магнит, в него влюблялись все – от ассистенток режиссеров до знаменитых актрис. В поисках счастья он женился трижды. Ни в одном из браков детей у Даля не было.
Бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина
С Ниной, которую большинство телезрителей знают как Надюху из мелодрамы «Любовь и голуби», Олег познакомился в 1963 г., когда пришел на работу в театр «Современник». На тот момент у нее был роман с руководителем театра Олегом Ефремовым.
Дорошина была старше Даля на семь лет
Узнав о его очередном увлечении, актриса решила назло любовнику выйти замуж. Дорошина ответила на ухаживания молодого воздыхателя, они подали заявление в ЗАГС. Отпраздновать торжественное событие молодожены пригласили всю труппу театра. На свадьбу пришел и Ефремов. Он фамильярно обращался с невестой, усадил к себе на колени, во всеуслышание объявил, что Нина любит только его. Даль по глазам новоиспеченной супруги понял, что это правда. Он сам стал инициатором развода.
Бывшая жена Татьяна Лаврова
С Татьяной Лавровой Олег прожил шесть месяцев. Актриса любила и жалела мужа. Современники артистов отмечали, что они были абсолютно разными. Но в какой-то момент Даль и Лаврова решили, что должны быть вместе.
После свадьбы Олег продолжил пить, пристрастил к этому занятию свою жену. Татьяна взяла себя в руки, решила завязать.
Чтобы не спиться, покончить с прошлой жизнью, Лаврова подала на развод
Жена Олега Даля – Елизавета Апраксина
После двух неудачных браков актер больше не собирался жениться. Но на съемках драмы по одноименной трагедии В. Шекспира «Король Лир» артист встретил свою третью супругу.
Елизавета Апраксина приходилась внучкой Борису Эйхенбауму, знаменитому литературоведу и педагогу. У каждого из них за плечами был неудачный опыт отношений. Лиза, работавшая монтажером, вывела для себя правило никогда не влюбляться на съемочной площадке. Но Апраксина не смогла устоять перед обаянием Даля. Олег, в свою очередь, тоже забыл о данном себе обещании больше не жениться.
В ноябре 1970 г. Апраксина и Даль поженились. Они старались не расставаться надолго. Если уезжали в экспедиции, уже на следующий день писали друг другу письма, в которых признавались в своих чувствах.
Ради жены Олег вшил ампулу, которая защищала его от запоев
Краткая биография
- После войны в семье Елизаветы мало кто вспоминал о событиях блокады (все же отпечаток она уже смогла оставить достаточно болезненный). Именно в эти годы девушка начала тщательно подбирать себе профессию для будущего. Первым делом она стала усердно учиться, и самой свежей ее идеей тогда было пойти учиться на механико-математический факультет. К ее глубокому разочарованию в то время была ужасно высокая конкуренция на подобные специальности, и девушка просто не имела возможности туда пройти.
- После мысли о техническом образовании девушка начала задумываться о карьере педагога. И она поступает в педагогический университет, однако так и не получает диплом, потому что профессия ей показалась уж слишком скучной.
- После двух неудач с учреждениями высшего образования Лиза уходит на подработку в Зоологическом музее.
- Но и эта подработка не длилась особо долго. Девушка начинает учиться в Лесотехнической академии, которую, к сожалению, бросает через год вследствие того, что понимает нудность и этой профессии.
- И вот, после Лесотехнической академии Елизавету Апраксину приглашают на работу в «Ленфильм» в качестве монтажера. Эта киностудия смогла сыграть одну из важнейших ролей в судьбе женщины.
- Здесь она знакомится со своим первым супругом – Леонидом Квинихидзе. Примечателен тот факт, что именно этот мужчина из жизни Елизаветы смог устроить ее на работу в «Ленфильм».
- После развода с первым мужем Елизавета буквально пообещала себе больше никогда не выходить замуж, но это обещание она не сдержала.
- В 1969 году на съемках советской трагедии Григория Козинцева «Король Лир» юная женщина познакомилась со своей новой любовью – Олегом Далем. Лиза тогда была монтажером, а Олег исполнял роль Шута в произведении.
- Даль был достаточно жестким человеком, поэтому буквально поставил перед Елизаветой ультиматум – идти в ЗАГС. Конечно, влюбленная женщина не смогла отказаться от такого предложения.
- После заключения этого брака Даль сразу дал понять, что женщина не должна работать, поэтому Елизавета Даль стала прилежной домохозяйкой. В то время она искренне считала, что нашла счастье в своей личной жизни.
- 3 марта 1981 года умирает Олег Даль – возлюбленный Елизаветы. В последние годы своей жизни актер начал злоупотреблять спиртным и скончался от сердечного приступа.
- Оставшиеся годы Елизавета провела в глухом одиночестве. Была и трудная ситуация с тем, что не находилось достойной работы для женщины, а финансовая ситуация жестоко стягивала руки.
- После десяти лет, после смерти Олега жизнь буквально заставила Елизавету снова начать искать работу. Она достойно справилась тогда и стала главой звукомонтажного отдела.
- В последние годы бывшая женщина-монтажер заработала серьезные проблемы со здоровьем. У нее отмечалась астма и ишемия, а также наблюдались большие проблемы с сердцем.
- 20 мая 2003 года Елизавета Даль ушла из жизни.
Елизавета Даль в последние годы жизни
Личная жизнь
Впервые Елизавета познала супружескую жизнь с Леонидом Квинихидзе, но брак продлился не больше полугода. Молодожены ежедневно ругались. Однако нахождением на «Ленфильме» Елизавета обязана именно Леониду – он устроил ее туда на работу.
Леонид Квинихидзе
Квинихидзе и Эйхенбаум разошлись, и впечатлительная Лиза пообещала себе не выходить больше замуж. Бывший супруг (в будущем — режиссер и автор картины «Соломенная шляпка») женился во второй раз, его супругой стала балерина Наталья Макарова.
Значимой частью жизни Елизавета считает годы, прожитые с Олегом Далем, гениальным артистом советского времени. Даль известен как человек импульсивный и своенравный. Говорили, что Олег воплощает образ творческого человека. Не удивлялись, если артист покидал съемочную площадку неожиданно, отменял свое участие в съемках или спектакле.
Елизавета Даль и Олег Даль
Часто Даль был раздражителен, ругался не справлялся с эмоциями. Елизавета мудро справлялась со вспышками гнева, зная, что муж любит ее.
Кино было не источником заработка для Олега, а миром, в котором он проживал сотни разных жизней. Далеко не все роли интересовали Даля. Самые известные картины, навсегда сохранившие в себе образ актера, – это «Король Лир», «Женя, Женечка и «Катюша», «Первый троллейбус».
Эйхенбаум познакомилась с актером в 32 года во время празднования дня рождения. Больше Олег и Лиза не расставались. Судьба свела их на съемочной площадке «Короля Лира». Под руководством Козинцева Елизавета трудилась монтажером, а Даль входил в образ Шута. Встреча произошла в Нарве в 1969 году.
Свадьба Елизаветы Даль и Олега Даля
На съемках этика запрещала заводить романы. Оба упорно трудились, но, как вспоминал потом Олег Даль, он с первого взгляда понял, что встретил будущую жену. Елизавета Даль была в недоумении, как быстро актер попросил ее руки. Эту историю скромная женщина пару раз рассказывала журналистам. Олег разбудил Ольгу Борисовну рано утром, чтобы сообщить о намерении жениться. Лиза без колебаний ответила – да.
Первое время Даль с женой проживали в Ленинградской квартире. Затем переехали в Москву, сменив там два жилья. Последнее находилось на Смоленском бульваре, где и жила семья: Олег, Елизавета Даль и мамы с обеих сторон.
Владислав Дворжецкий, Елизавета Даль, Олег Даль
Известно, что актер был в восторге от новых апартаментов. Радовали Даля вид из окна и личный кабинет, который давал возможность побыть наедине с собой. В одном из интервью опубликованы фото укромного уголка.
Женщины в этой семье не работали. Свекровь и теща давно уже были на пенсии. А жене Елизавете Даль муж работать не разрешал. Считалось, что самая главная работа женщины – верно ждать мужа со съемок, обеспечивать уют. И она ждала.
Елизавета Даль
Карьеру в «Ленфильме» пришлось оставить. Десять лет жизни жена Олега Даля посвятила семье, о чем не жалеет. Детей в счастливом браке не родилось.
Самым тяжелым днем Елизавета Даль считает смерть Олега. Осознание, что семейному счастью пришел конец уже через десять лет, пугало. Лиза хранила память о муже всю жизнь. Актер Олег Даль скончался в 39 лет. Жена утверждает, что причиной смерти стала остановка сердца.
Личная жизнь Олега Даля
Личная жизнь Олега Даля не сразу складывалась, как бы ему хотелось. Первая жена – Нина Дорошина на своей свадьбе призналась, что любит другого человека. Поговаривают, что это из-за нее начались запои у актера, которые в дальнейшем привели к тому, что причина смерти актера стала злополучная бутылка водки. Вторая жена – Татьяна Лаврова, не настолько любила Олега, чтобы терпеть его взбалмошный характер и очередные застольные посиделки.
Лишь с третьей попытки Далю удалось найти ту, которая растворилась в нем, несмотря на побои и пьяные выходки. Елизавета умела быть честной, преданной и до конца нести свой крест. Хотя были моменты, когда Лиза не выдерживала и говорила «стоп». Она вспоминала случай, когда Даль после очередного запоя начал душить ее, после чего жена решила расстаться. Олег через две недели вернулся домой, сказал, что зашился ампулой с Владимиром Высоцким от алкоголизма на три года. Естественно, Елизавета простила его и поняла. А через полгода началось все сначала, не помогали ни кадировки, ни ампулы – ничего.
В последние годы жизни актер стал чаще задумываться о смысле жизни, ему свойственно было поразмышлять на высокие темы. Его жена говорила, что все-таки ждал Олег Даль смерть. По какой причине актер впадал в депрессии? Он то плакал, то смеялся, мог сорвать спектакль — наверное все же потому, что психика не выдерживала такой эмоциональной нагрузки и пьяной разрядки. А когда были похороны Высоцкого, Даль начал громко смеяться и говорить, что скоро они встретятся. Будто чувствовал, что его скоро не станет. Его жена замечала за ним некоторые вещи, но не придавала этому значение. Позже вспоминала она, что Олег был готов умереть и он не боялся этого.
А Лаврова вспоминает, что накануне ей приснился вещий сон, что Олег Даль приходил к ней прощаться, и почему-то с бородой, хотя Олег всегда был свежевыбритым. Когда Татьяна узнала ужасную новость, ее потрясло все происходящее. В гробу Олег Даль лежал с бородой, он отпустил ее для новой роли, в которой должен был сниматься.
В тот вечер, когда не стало Олега Даля, распив по стопочке перед сном, он сказал своему коллеге: «Пойду умирать». До своего сорокалетия актер не дожил два месяца.
«Укоряющий талант»
Даль вообще часто отказывался от ролей сам, и не только в т. н. «производственных» пьесах и фильмах в духе «соцреализма», который он люто ненавидел. Отказался от Жени Лукашина у Рязанова, от «Экипажа» Митты: «Не моё!» А уж ненавидеть Даль умел. Он был «нетерпим, убийственно остроумен, а иногда невыносим» — дневники его, весьма откровенные, переполнены порой желчными, ядовитыми характеристиками коллег, «культурных» чиновников, целых театров (даже прославленных, в которых он и служил), режиссёров, признанных кумиров и авторитетов «застойных» 70-х, коих Даль был и сыном, и героем, и жертвой. Тех 70-х, когда искусство всё более порабощала иерархия званий, премий с заседаниями в президиумах, загранпоездками, путёвками, автомобилями, пайками…
Даль буквально физически мог страдать от «непролазной бесталантливости и абсолютного непрофессионализма», «пошлого кошмара безвкусицы» и «воинствующего мещанства», царивших в искусстве и в среде людей искусства, в которую он трагически не вписывался. Даже при первых тех самых творческих встречах с ним люди о поведение: ничего не требует («Номер люкс? Зачем мне? Мне и одноместного хватит»), не панибратствует и не терпит фамильярности, не травит байки и анекдоты, не принимает подарки «в дорогу». Он мог обескураживающее честно ответить чужому человеку на предложение коньячку: «Нет, если я сейчас выпью — сорвусь». Он был честен до жестокости прежде всего с собой («Совесть — вот личность Олега», — заметил Иосиф Хейфиц) — и в профессии, и в страшной борьбе со своим недугом, пьянством: «Я себе противен до омерзения!», «безвольный безумец я», «веду борьбу не на жизнь, а на СМЕРТЬ (и это не фигурально)» — слова из дневников. Даль лечился, «зашивался» всегда добровольно, впервые — вместе с Высоцким, давал запирать себя дома и не выпускать по три дня.
Владимир Высоцкий и Олег Даль в фильме «Плохой хороший человек», 1973 год
Он казался многим обречённым, очень больным, этот «преждевременно уставший», «усталый мудрый мальчик с добрыми голубыми глазами» — по определению Людмилы Гурченко. Мальчишеская стать (его звали в юности «арматура» и «перочинный ножик» — 1 м 84 см при немыслимой худобе — «теловычитании»), а главное, у Даля отмечали ребячью суть. Элегантный, стильный, лёгкий, точно летящий («Он же ничего не весит!» — изумился его партнёр по Малому театру, подняв Даля на репетиции, по роли, на руки)… Даль всегда выглядел моложе своих лет. Его трудно, невозможно вообразить стариком, это с каким-то ужасом отметила про себя однажды, наблюдая за ним, жена: он же никогда стариком не будет! «Точно с жизнью его связывала тоненькая ниточка, которая может оборваться в любую секунду». Из зала ему могли написать в записке: «Олег Иванович, пожалуйста, берегите себя! Вы очень нам нужны». Но могли и такое: «Вы же всё врёте!» Или полюбопытствовать, есть ли у актёра дети («Я этого не знаю», — отвечал) и где купил пиджак…
Человеческое хамство, наглость и тупость приводили его в ярость. А вот перед теми же «пуленепробиваемыми» качествами у бюрократов, цензоров, чиновников он был абсолютно беззащитен. Спасало чувство юмора: объяснительную записку в театре мог написать в стихах! К слову, Даль, интеллектуал и книгочей, писал стихи, рассказы, рисовал прекрасно, инсценировку «Зависти» Олеши сделал, отлично пел и играл на гитаре, потому и так переживал, что не дали самому спеть «Есть только миг» в «Земле Санникова». А сам Дин Рид, услышав однажды в , спросил, впечатлённый, сколько у того золотых дисков…
Олег Даль в фильме «Земля Санникова», 1973 год
Не было у Даля при жизни не только многих ролей, но и дисков. Свой единственный моноспектакль «Наедине с тобою, брат…» по Лермонтову он, впервые «сам себе режиссёр», записывал в полном одиночестве дома, запершись в «кабинетике», накануне своего ухода на магнитофон, с подобранной им самим музыкой, стирал и снова записывал — экономил кассеты. Одна чудом сохранилась и чудом попала мне в руки в 1986-м году — впечатление было огромным и очень горьким. Та уникальная постановка, которой так и не было, как и многого другого в короткой жизни артиста, в 1981-м планировалась для Концертного зала им. Чайковского с «полуподпольным» «Арсеналом» Алексея Козлова — затормозили «сверху». Даль тогда был отлучён от профессии актёрским отделом «Мосфильма» («они добили меня»), а фильм «Отпуск в сентябре» по «Утиной охоте» Вампилова, где он на разрыв сердца сыграл Зилова, на 8 лет лёг на полку, актёр его так и не увидел, свою, быть может, лучшую в жизни роль… Едва не оказался на полке и «Женя, Женечка и „катюша“» Мотыля, узкий прокат ждал «Плохого хорошего человека» по «Дуэли»…
Статья по теме
Та самая Надюха. Как «Любовь и голуби» всенародно прославили Нину Дорошину