Йоко оно
Содержание:
- После Леннона
- Личная жизнь
- Йоко Оно сейчас
- Видео, скульптура, паблик-арт
- Йоко Оно и Джон Леннон
- «У этой японки, наверное, крыша съехала»: Джон, Йоко и фильм о ягодицах
- «Мой муж Джон»
- Снова депрессия
- «Популярнее Иисуса»: как Леннона возненавидели все христиане
- Последнее фото с убийцей
- Творчество
- Йоко и искусство
- Плюс и минус
- Не сотвори себе кумира
- Йоко и слава
- «Ромео и Джульетта»: брак вопреки воле родителей
- У Джона есть сестра в Норвегии, которую он ни разу не видел
- Особняк для суровой тети
- Два сердца, стучащие в тишине
- Недавние выставки
- Йоко и хейтеры
- Биография
После Леннона
После смерти мужа Йоко продолжила активно заниматься пацифистской деятельностью и музыкой. Она записала несколько альбомов разной степени успешности, вышла замуж за известного антиквара, писала стихи и картины.
Одна из последний ее картин была продана на аукционе за 11 миллионов долларов, а в 2012 году у нее прошла персональная выставка в престижной лондонской галерее Serpentine Gallery, куратором которой является Ханс Ульрих Обрист.
Помимо роялти от своих многочисленных песен, Оно также получает отчисления за использование наследия The Beatles, как вдова Джона Леннона. Сегодня состояние художницы и авангардной музыкантки, ставшей легендой искусства, оценивается в 600 миллионов долларов.
Личная жизнь
В молодости личная жизнь женщины складывалась непросто, она долго искала счастье.
В сентябре 1957 года Синтия поступила в Ливерпульский колледж искусств на курс графики. Также ходила на уроки каллиграфии, где встретила Джона Леннона. Будущий рок-идол оказался в том классе только потому, что от него отказались другие преподаватели. Джон сел позади, хлопнул будущую жену по спине и спросил, есть ли у нее ручка и карандаш.
Они начали встречаться, хотя на тот момент у художницы был бойфренд. Джон привлек ее своим бунтарским поведением. Сама Синтия в юности пыталась стать раскованной, но ничего не вышло.
Будущий «битл» обращался с подругой не очень хорошо. Высмеивал вместе с приятелем Джеффом Моххамедом, называя «монахиней». Первая крупная ссора случилась, когда Джон поднял на нее руку. Через пару дней он извинился, объяснив, что был пьян.
Молодые люди поженились 23 августа 1962 года. Свадьба в Маунт Плезант была скромной, поскольку The Beatles становились популярны, нужно было скрыть факт женитьбы от фанаток. Шафером выступал менеджер «битлов» Брайан Эпстайн. В апреле 1963 года родился сын Джулиан Леннон. Семья поселилась в графстве Суррей.
Embed from Getty ImagesСинтия Леннон и Роберто Бассанини
Синтия считала, что у них хороший брак, но Джон думал иначе. В 1968 году жена, вернувшись с отдыха в Греции, застала музыканта сидящим на полу рядом с Йоко Оно. Джон даже не посмотрел в ее сторону, не сказал ни слова. Женщина знала про измены мужа, но не подозревала, что это происходит прямо в ее доме.
После развода Джон мало общался с Джулианом, а во время редких встреч обращался с ним холодно. Однажды мальчик увидел Леннона по телевизору в клипе Imagine. Плача, он спросил, почему отец поет о любви во всем мире, но не любит своего сына.
В 1970 году Синтия вышла за итальянца Роберто Бассанини, гостиничного менеджера. Спустя несколько лет брак распался. В 1976 году художница стала женой инженера Джона Твиста, но и этот союз протянул лишь пять лет. Новые мужья были ничем не лучше Леннона. Они пили, изменяли, распускали руки. И, в отличие от «битла», ничего не зарабатывали.
В 1981 году британка вступила в отношения с шофером Джимом Кристи, который стал ее бизнес-менеджером. Пара рассталась в 1998 году.
В 2002 году женщина заключила брак с бывшим владельцем ночного клуба Ноэлем Чарльзом
Наконец-то Синтия встретила любящего и нежного мужчину, который проявлял внимание и заботу. С ним знаменитость прожила 11 лет, в 2013 году Ноэль умер
Йоко Оно сейчас
В 2016 году 83-летняя Йоко Оно снялась для ежегодного календаря Рirelli. Для фотосессии художница надела мини-шорты, короткий пиджак и цилиндр, став похожей на танцовщицу кабаре.
Йоко Оно в образе танцовщицы кабаре
В том же году художницу срочно госпитализировали в Нью-Йоркскую больницу с подозрением на инсульт. Но ее сын Шон опроверг слухи, сообщив, что у матери грипп, а на фоне болезни появилась усталость и обезвоживание.
Женщина постоянно судится за права на свое имя и имя Джона Леннона. В ноябре 2017 года она выиграла суд против владельца гамбургской пивной «Йоко Моно» из-за схожести названия заведения с ее именем. Также добилась запрета на торговлю польским лимонадом под названием «Джон Лемон».
Йоко Оно в 2017 году
На официальном сайте художницы представлены ее последние работы, новости о выставках, фото и видео.
Видео, скульптура, паблик-арт
За свою карьеру Йоко Оно успела снять множество фильмов на стыке искусства, перформанса и экспериментальной практики, от No. 4 (1966), также известного как Bottoms, до Fly (1970) года. После перерыва в художественной практике длиной почти в 20 лет Оно в конце восьмидесятых взялась за работу с бронзой — результатом стала, к примеру, фигуративная скульптура 1992 года Endangered Species 2319–2322, — в 2007-м представила паблик-арт-проект Imagine Peace Tower, в котором луч света каждый год освещает ночное небо Рейкьявика в память о Джоне Ленноне, в 2012-м вывела строчки из их песни Imagine на Таймс-сквер: фрагменты видео Imagine Peace транслировались на 15 рекламных билбордах.
Йоко Оно и Джон Леннон
Джон Леннон с сыном от первого брака Джулианом и Йоко Оно с дочерью Киоко
В Англии семья поселилась у знакомых. На самом деле, через несколько месяцев они попросили их съехать, потому что в их отсутствие они превратили дом в то, во что обычно превращала Йоко все свои жилища.
Тем не менее, усилия не пропали даром и что-то у Йоко и Тони начало получаться. На одной из выставок, которую удалось организовать, Оно и познакомилась с Джоном Ленноном. Она начала буквально преследовать известного музыканта, а Тони поддерживал её — Леннон был их проходным билетом в мир большого искусства. Потом, когда у его жены начались с ним отношения, он стал закрывать на это глаза.
Несколько позже Джон и Йоко расстались со своими супругами. Смешно, но Леннон заплатил за этот развод Коксу больше отступных, чем бывшей жене Синтии и собственому сыну Джулиану. Да, Тони решил извлечь из этого выгоду. Лишь один вопрос остался нерешенным — опека над Киоко.
«У этой японки, наверное, крыша съехала»: Джон, Йоко и фильм о ягодицах
Со своей второй женой Йоко Оно, которая осталась его верной спутницей до конца жизни, Джон Леннон познакомился в 1966 году. Они встретились в лондонской галерее, где проходила выставка художницы. О любви с первого взгляда там не могло быть и речи. Еще до их личного знакомства Джон считал Оно весьма странной личностью. Чего только стоила одна заметка в газете, которую Леннон как-то прочитал своей жене. Там говорилось, что некая художница-японка сняла фильм, посвященный… ягодицам. Короткометражка так и называлась – «Задницы», и представляла собой 80-минутную нарезку из снятых крупным планом ягодиц, как мужских, так и женских. Усмехнувшись, Джон сказал жене: «У этой японки, наверное, крыша съехала». Синтия засмеялась, еще не зная, что эта «сумасшедшая японка» совсем скоро разрушит ее семейную жизнь.
Что же касается самой Йоко, то у нее тоже были свои корыстные интересы. Она знала, что Леннону не чуждо искусство и денег у него куры не клюют, поэтому решила во что бы то ни стало сделать из него спонсора своих проектов. Она забрасывала Джона письмами, приезжала к нему домой – буквально преследовала. Как видите, упорство привело ее к заветной цели.
Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/TASS
«Мой муж Джон»
В 1970-м Син снова вышла замуж. Ее избранником был итальянец Роберто Бассанини. Он владел фешенебельной гостиницей. К сожалению, этот брак просуществовал всего лишь три года.
Через несколько лет Синтия в очередной раз пошла под венец. Ее союз с инженером из Ланкашира Джоном Твистом длился семь лет. После бракоразводного процесса Син решила вернуть себе фамилию Леннон.
На протяжении шестнадцати лет Синтия Леннон, личная жизнь которой никак не могла наладиться, была женой некоего Джима Криста. Ну а ее последним супругом был владелец одного из ночных клубов Чарльз Ноэль. Их отношения были оформлены в 2002 году.
Син удалось выпустить две книги. Оба произведения написала Синтия Леннон о Джоне Ленноне. В 1978-м она опубликовала работу под названием «Твист Леннона», а через двадцать восемь лет — «Мой муж Джон».
Син не стало в апреле 2015 года. Она скоропостижно скончалась в своем особняке на Майорке, в Испании. Женщина была больна онкологией. Эта борьба с раком была очень непродолжительной. Джулиан всегда находился у постели своей матери.
Снова депрессия
Джон снова впал в депрессию, пытаясь забыться в алкоголе и наркотиках. Однажды прямо на глазах у жены он ушел с какой-то девицей. Но этого ему показалось мало — он уехал в Лос-Анджелес и там пустился во все тяжкие. Почувствовав себя свободным от всего, он написал несколько песен, и они тут же взлетели на верхние строчки хит-парадов. Но радости это не принесло: Джон ужасно тосковал по Йоко. Ничто не помогало ее забыть. Позже он сказал об этом времени так: «Я просто обезумел, это был потерянный уикенд длиной в полтора года — это саморазрушение от разлуки».
…Они случайно снова встретились в Нью-Йорке на вечеринке, с которой уехали вместе. И у них опять было все для счастья: музыка, любовь и долгожданный ребенок — сын Шон, который появился на свет в день рождения Джона! Отныне Леннон жил так, как того хотела Йоко: ел только экологически чистые продукты, медитировал, писал музыку. А она много времени проводила в офисе, приумножая его состояние. Доходило до смешного: чтобы просто увидеть жену, Джон звонил ей в офис и договаривался о встрече! Но все это было не напрасно: накануне своего сорокалетия Леннон записал потрясающий альбом, который критики назвали возвращением, вторым дыханием.
Кто знает, сколько бы он еще успел сделать, но вмешался злой рок: через несколько месяцев после триумфа Леннона застрелил сумасшедший фанат «The Beatles» Марк Чепмен. Это случилось в декабре 1980 года, когда супруги вышли из дома. Четыре пули, выпущенные в спину, не оставили Джону ни единого шанса выжить…
Статья по теме
Гитара Леннона уже не в цене?
«Популярнее Иисуса»: как Леннона возненавидели все христиане
Джон никогда не лез за словом в карман, а его откровенность и прямота не раз сыграли с ним злую шутку. Одна его неосторожная фраза в один миг положила конец всей концертной деятельности «Битлов». В марте 1966 года в интервью лондонской газете «Evening Standard» Леннон сказал следующее:
Сперва на эту фразу почти никто не обратил внимания, но пять месяцев спустя она неожиданно появилась на обложке американского журнала «Datebook». Точнее, не вся фраза целиком, а вырванный из контекста самый «смачный» кусок: «Битлз» популярнее Христа». После этого в США – особенно в южных штатах, где люди известны своей религиозностью, – битлам объявили настоящую войну. Их пластинки публично сжигали, песни перестали крутить на радио. И как назло именно тогда у «Битлз» должен был состояться тур по Америке. Леннону, конечно, пришлось извиниться за свои слова, но группа все равно понесла убытки, недосчитавшись огромного числа зрителей. Кроме того, в гостиницы, где останавливалась группа, постоянно звонили с угрозами в адрес Леннона. После этого тура музыканты больше никогда не выступали на сцене.
Последнее фото с убийцей
Возможно, та роковая фраза о Христе стоила Джону не только концертов и группы, но и жизни. Конечно, это всего лишь версия, но ряд фактов говорит о том, что одним из мотивов убийцы Леннона, 25-летнего Марка Чепмена, была месть за это едкое высказывание. Дело в том, что в 1970 году, еще за 10 лет до покушения, Чепмен стал последователем религиозного движения «Возрождение». Узнав о словах Леннона о том, что «Битлз более популярны, чем Иисус», он пришел в бешенство и назвал это богохульством. Давая показания, Чепмен даже признался, что предпочитал петь песню «Imagine» с другим текстом: «Imagine John Lennon dead» («Представьте, что Джон Леннон мертв») или «Imagine there’s no John Lennon» («Представьте, что нет Джона Леннона»)
Впрочем, по другой версии, Чепмен своим поступком просто хотел привлечь к себе внимание
Интересно, что последнее прижизненное фото Леннона – это снимок, на котором он в тот же день дает Чепмену автограф. Экземпляр альбома Double Fantasy, на котором расписался музыкант, в марте 2011 года был продан с аукциона за 530 тысяч фунтов.
По итогам психиатрической экспертизы у Чепмена диагностировали бредовое расстройство, однако он был признан вменяемым в момент совершения убийства. Суд приговорил его к пожизненному заключению с правом досрочного выхода на свободу не ранее чем через 20 лет. Начиная с 2011 года Марк Чепмен подавал 11 прошений о помиловании, последнее – в августе этого года. Каждое из них было отклонено.
Творчество
До встречи с Джоном Ленноном творчество Йоко не было оценено критиками. Девушка организовывала странные перфомансы, например, «Cut a Piece». Художница неподвижно сидела на полу сцены, а зрители должны были по очереди подниматься на сцену и отрезать кусочек от ее одежды. Это представление длилось до тех пор, пока Йоко не оставалась голой. Этот перфоманс женщина исполняла не единожды. В последний раз авангардистка предстала перед публикой в этом образе в 2003 году в Париже, на тот момент ей было 70 лет.
Перфоманс Йоко Оно «Cut a Piece»
Но она не ограничивается исключительно рамками художника. В 1964 году женщина издала сборник поэтических миниатюр «Грейпфрут». По ее словам, именно он определил ее дальнейший творческий путь. Эти миниатюры художница воплотила в инсталляциях, фильмах и перфомансах.
Но знакомство с Джоном Ленном изменило их обоих. Если сначала музыкант лишь изредка помогал устраивать выставки Йоко Оно, то вскоре он понял, что они – две половины одной души. Но многие поклонники «The Beatles» обвиняют именно ее в распаде легендарной группы. В одном из интервью Пол Маккартни заявил, что никакой вины Йоко Оно в этом нет. По его словам, никто не вдохновлял Леннона так, как эта японка. И если бы не она, то мир никогда бы не услышал великий хит «Imagine».
Художница всегда отличалась своей эпатажностью. Пожалуй, самой знаменитой акцией Джона и Йоко стала Bed-In For Peace. Десятки журналистов собрались в отеле Hilton, чтобы увидеть рождение нового направления в искусстве. Это был мирный протест против войны – неделю Леннон и Око лежали в постели, отвечали на вопросы репортеров, фотографировались. Благодаря им на первых полосах газет появились лозунги за мир.
https://youtube.com/watch?v=45i_PbQV-HY
В 1969 году Йоко Оно и Джон Леннон организовали собственную группу «Plastic Ono Band». Совместно пара выпустила девять альбомов.
Но самым странным и провокационным стал их первый альбом «Two Virgins» («Два девственника»). По словам Леннона, он был записан за одну ночь. Но, как оказалось, музыкальных композиций на нем не было. Это были какие-то шумы, крики, стоны. А на обложке было размещено их обнаженное фото.
Но, пожалуй, самой известной их совместной фотографией стала работа Энни Лейбовиц для обложки «Rolling Stone». На снимке голый Джон Леннон обнимает и целует лежащую рядом с ним одетую Йоко Оно. Эта фотография была сделана 8 декабря 1980 года, всего за пять часов до убийства музыканта.
Йоко Оно и Джон Леннон
После смерти Леннона художница продолжила свой творческий путь. В Японии женщина открыла музей, где в центре холла стоит телефон. Иногда он начинает звонить – это Йоко дарит возможность посетителям экспозиции побеседовать с ней.
Она записывает альбомы, которые становятся знаковыми в ее музыкальной карьере: «Starpeace», «It’s Alright». Также она издает незаконченный альбом Джона Леннона «Milk and Honey». В 2007 году художница посетила Москву. В ЦУМе в рамках 2-й Московской биеннале проходила ее выставка «Одиссея таракана».
Йоко и искусство
Йоко Оно родилась в одной из самых богатых и влиятельных семей в Японии. Её родители были консервативными, но не чуждыми западным ценностям: отец-банкир несколько раз переезжал в США и обратно в Японию и семья следовала за ним, однако, несмотря на перемещения, Йоко и её сёстрам удалось получить отличное образование. По просьбе родителей Йоко взяли учиться в престижную мужскую гимназию, где одним из её одноклассников был будущий император Акихито. Она стала первой женщиной, поступившей на философский факультет в Университете Гакусюин. Правда, до конца она не доучилась — Оно отправилась в США, где недолго изучала искусство в Колледже Сары Лоренс, а потом отчислилась и продолжила путь самостоятельно.
Переехав в Нью-Йорк, Оно быстро попала в эпицентр авангардного искусства: одной из самых первых её работ был перформанс с участием легенды минимализма Джона Кейджа — Оно лежала на струнах открытого рояля, пока Кейдж и другие музыканты играли на нём с помощью разных предметов. В начале 60-х Оно примкнула к движению «Флюксус», где главным жанром стал перформанс — тогда ещё явление совсем новое и обескураживающее. Художники из «Флюксуса» (движение называлось в честь журнала, который так и не был издан) отвергали примерно всё, что понимали и ценили на арт-рынке. Они выступали против чрезмерной серьёзности и интеллектуальности, против коммерческой выгоды, против институций — музеев и галерей, против монополии художника на творчество. Хулиганский «Флюксус», который поначалу казался коллективным пранком, оказался очень важным явлением в истории искусства: без него не было бы ни акционизма, ни монументальных перформансов Марины Абрамович, ни вообще современного искусства, каким мы его знаем сейчас.
Плюс и минус
Они были совсем разными: Йоко — из богатой аристократической семьи, старше его на 7 лет, Джон — дитя ливерпульских улиц. Она — рафинированная умница, он — двоечник, выбившийся в люди благодаря таланту. Она всегда точно знала, чего хочет, а он частенько не понимал, куда его заведет новый эксперимент. В случае с Джоном Йоко тоже знала, чего хочет: его. При этом оба были связаны узами брака. Ради своей цели художница посягнула на святая святых — студию группы, куда до нее не мог ступить ни один посторонний. Остальные «битлы» ужасно раздражались, но молчали. И взбунтовались, лишь когда Леннон предложил Йоко петь в составе группы. А Йоко не отходила от Джона буквально ни на шаг, сопровождала его повсюду, ждала за кулисами после концертов.
В тот день, когда Леннон получил развод, у Йоко случился выкидыш. Джон дежурил возле кровати любимой днем и ночью, спал прямо на полу, к ужасу медперсонала. Ведь он уже был «тем самым Джоном Ленноном», мегазвездой.
Они поженились на острове Гибралтар, в британском консульстве. Йоко не взяла фамилию мужа, зато он стал именоваться Джон Оно Леннон! Медовый месяц супруги провели креативно: лежали в пижамах в отеле и давали интервью, выступая против войны во Вьетнаме.
Жизнь для Джона внезапно наполнилась новым смыслом: если раньше в ней присутствовала практически только музыка, то теперь в нее вошла Йоко. Она и стала тем стержнем, на который было нанизано множество всего, чего он не знал раньше или о чем не задумывался: искусство во всех его традиционных и новых проявлениях, философия и та внутренняя свобода, которой он не ощущал прежде.
Пять выстрелов у «Дакоты». История гибели Джона Леннона
Подробнее
Не сотвори себе кумира
В 1980 году бывший «битл» запишет последний альбом Double Fantasy в соавторстве с Йоко Оно, а спустя неделю будет застрелен безумным поклонником Марком Чемпеном. В интервью убийца Леннона скажет, что считал Джона богом, но в какой-то момент тот спустился на землю и стал обычным человеком. «Тогда мне казалось, что я собираюсь расстрелять картинку на обложке альбома, двухмерную знаменитость без настоящих чувств», — признается Чемпен репортерам уже будучи в тюрьме. Бывшие недоброжелатели вдруг начнут сочувствовать Йоко и жалеть женщину, потерявшую самого лучшего мужчину. Но Оно и не подумает горевать.
Йоко Оно — наши дни. Фото: wikimedia.org
Спустя неделю после смерти мужа она выставит на аукцион его письма и альбомы, а еще через полгода в СМИ расскажут, что эксцентричная японка вновь вышла замуж. Правда, брак этот окажется непродолжительным. Сегодня Оно 84, она по-прежнему живет в Нью-Йорке, продает книги об умершем муже и устраивает авангардные выставки.
Йоко и слава
Джон Леннон представлял Йоко Оно как «самую известную из неизвестных художниц». Трудно придумать более изящную, трагическую и ироничную формулировку: Йоко Оно действительно прославилась на весь мир, только не благодаря своему искусству — ведь оно требует от зрителя более тонкой настройки, чем таблоиды, пишущие о жизни знаменитостей. Вообще-то Оно была известной художницей до того, как встретила Леннона: они и познакомились на её персональной выставке в модной лондонской галерее Indica в 1966 году. Выставка называлась «Незаконченные картины»: собственно, это были и не картины, а концептуальные объекты, которые приглашали зрителей с ними провзаимодействовать и самостоятельно решить, что это значит. Произведение, которое зацепило Леннона, называлось «Потолочная картина»: зрителю предлагалось залезть на стремянку, чтобы взять свисающую с потолка лупу и разглядеть крохотную надпись на потолке. Это было слово «да» — максимально простое и оптимистичное. Если кто-то ожидал знака свыше — это был он, если кто-то хотел просто полюбопытствовать — тот тоже получал желаемое. Просто «да» на потолке над лестницей — ни больше, ни меньше. Много лет спустя Оно рассказывала, что придумала «Потолочную картину», когда хотела себя подбодрить: «Я была не особо счастлива в тот период своей жизни, так что я хотела сказать самой себе „да“. Да, Йоко, не переживай. Я ничего на самом деле не ожидала. Но всё сработало, правда?»
«Ромео и Джульетта»: брак вопреки воле родителей
История знакомства родителей Леннона достойна целого романа. Альфред Леннон и Джулия Стэнли познакомились еще будучи подростками. Их первая встреча произошла в 1927 году в кинотеатре «Трокадеро»: Альфред был сражен, увидев «девочку с каштановыми волосами, милой улыбкой и высокими скулами». Второй раз судьба свела их в Сефтон-парке. Джулия, как всегда опрятная и очаровательная, сидела на скамейке, Альфред подошел и сел рядом с ней. Окинув его пристальным взглядом, девочка заметила, что шляпа Альфреда выглядит смехотворно, и потребовала, чтобы он ее снял. Леннон улыбнулся и швырнул шляпу в озеро. Ему было 15, ей – 14.
Они поженились спустя 11 лет после знакомства – 3 декабря 1938 года. Кстати, свадебное торжество проходило в ресторане Риса на Клэйтон-сквер – там же, где много лет спустя отпразднуют свою свадьбу Джон Леннон и его первая жена Синтия Пауэлл. Никто из родных Джулии не был приглашен на торжество, так как семья не одобряла ее выбор. Особенно сильно Альфреда недолюбливала ее старшая сестра – Мэри (или, как ее звали в семье – Мими). Она считала Леннона бесполезным и постоянно говорила, что он не сможет обеспечить Джулии достойную жизнь.
Как ни странно, но первую брачную ночь супруги провели раздельно – каждый у себя дома. А на следующее утро Альфред на три месяца уплыл в Вест-Индию – он устроился стюардом на пассажирское судно.
У Джона есть сестра в Норвегии, которую он ни разу не видел
О том, что Джулия беременна, Альфред узнал в январе 1940 года. Однако присутствовать при рождении сына он не смог: когда началась Вторая мировая война, его отправили в торговый флот. Несмотря на это, он регулярно высылал деньги жене и сыну. Но в 1943 году Альфред перестал связываться с женой, и вскоре Джулия узнала, что ее муж дезертировал.
Мать будущего битла, впрочем, недолго горевала. Начиная с 1942 года она стала часто посещать ночные клубы, в одном из которых познакомилась с солдатом Тэффи Уильямсом. Через некоторое время Джулия узнала, что ждет ребенка.
О том, что она является сестрой Джона Леннона, Виктория узнала только в 1966 году. Ее приемная мать боялась, что девушка соблазнится славой The Beatles и захочет уйти из дома. Но Ингрид любила своих родителей, и чтобы не обижать их, решила никогда не искать встречи с Джоном. А вот сам музыкант знал о том, что у него есть сестра, которую в детстве отдали в приемную семью, и всю жизнь искал ее. К сожалению, ему это так и не удалось: Ингрид Педерсен раскрыла свою тайну лишь в 1998 году.
Особняк для суровой тети
Джон рос смышленым мальчиком, но в школе учился плохо – ежедневная рутина была для него совершенно невыносима, и он вечно доставлял неприятности учителям
Дома дела тоже шли неважно: тетушка Мими, с которой он провел большую часть своего детства и юности, держала мальчика в ежовых рукавицах. Она не одобряла его увлечение музыкой и стремилась изо всех сил сделать из Джона «приличного» человека
А вот мать Джулия, к которой, вопреки их непростым отношениям, Джон был очень привязан, напротив, поддерживала все начинания сына. Именно она после долгих уговоров купила Джону его первую гитару, а еще научила игре на банджо, укулеле и аккордеоне. После школы Джон всегда рвался к матери, ведь только в ее доме он мог играть и слушать любимую музыку.
В середине 1950-х Англию захлестнула волна рок-н-ролла. Билл Хейли, Лонни Донеган, Элвис Пресли – молодежь сходила с ума от их необычного драйвового стиля. Юный Леннон сразу влюбился в новую музыку и решил, что будет делать не хуже. Надо сказать, что его творческие способности проявились еще в детстве: в младших классах Джон пел в хоре, а в средней школе основал свою первую группу – The Quarrymen. В 1957 году Джулия впервые побывала на концерте сына. Она громче всех аплодировала и поддерживала музыкантов всеми силами.
Что же до тети Мими, то она так и не смогла принять любовь Джона к музыке. Когда он учился играть на гитаре, она вечно ворчала: «Гитара – хорошая вещь, но она никогда не поможет тебе заработать на жизнь!». Как мы знаем, эти предсказания не сбылись, и гитара не только помогла Джону заработать, но и сделала одним из самых успешных, известных и богатых людей на планете. Много лет спустя, на пике своей славы, Джон подарил тете роскошный особняк на берегу моря. Холл этого шикарного дома украшает мраморная доска с тем самым едким высказыванием тетушки – даже здесь Леннон не упустил случая подшутить над ней.
Фото: PA Archive/PA Images/TASS
Два сердца, стучащие в тишине
Это кажется невероятным, но она ничего не знала о «Битлз», хотя уже достаточно давно жила в Англии. Однажды в кафе Йоко услышала песню, которая буквально перевернула ее мир. Как вспышка тысячи солнц, голос, музыка, смыслы — все было настолько родное, настолько ее, что мгновенно она поняла — вот он… Я не знаю, кто он, как и с кем живет, не знаю, сколько ему лет, но он — вторая половинка моей души, моего сердца и ума. И этого достаточно — я вижу нас вместе, вижу наше будущее.
Ни слова не было сказано о любви, но это было больше, чем любовь в обычном понимании этого слова. Йоко почувствовала счастье, рвущееся изнутри наружу. Радостный выдох — она наконец нашла то, что долго и безуспешно искала в мужчинах — родную душу. И все было решено. Когда она узнала, кто ее избранник, это ни на секунду не поколебало решимости молодой женщины. С самого первого мгновения Йоко была уверена — их судьбы тесно связаны навсегда.
Мистика? Сумасшествие? Холодный расчет? Что двигало мыслями и действиями никому не известной молодой художницы-авангардистки, когда она решила завоевать сердце кумира миллионов — гениального Джона Леннона? Да, она была образованна, имела свой стиль, возможно, талант. Но этого было мало. Что же тогда побудило Йоко быть настолько решительной в действиях, а Джона — настолько податливым ее воле?
Женщина, имеющая в своем психическом звуковой вектор, необычна. Она разительно отличается от других представительниц прекрасного пола. Желания звуковой женщины сосредоточены на поиске смысла ее существования. Материальные блага для нее далеко не главное. Не главное и дети. Важен смысл того, что она делает в этой жизни, и главное — с кем! Какой мужчина рядом.
Йоко Оно — женщина с кожно-звуковой связкой векторов, целеустремленная, решительная, не понимаемая никем и пытающаяся выразить содержание своего внутреннего мира через художественные образы и инсталляции. Депрессии, суицидальные попытки, психиатрическая лечебница — это итог тотального непонимания. Общество не понимает и не принимает ее, а она не понимает себя, не понимает своих поисков, своих действий, людей, находящихся рядом. Не принимает этот несовершенный и пустой мир.
Никакой мужчина не выдержит рядом с собой такое мятущееся существо. Кроме одного — мужчины, обладающего звуковым вектором, схожего с ней во всем — в поиске смысла жизни, озарении идеями, в раскрытии каких-то важных для себя понятий, в разговорах о духовном или уютном молчании вдвоем.
Джон не раз говорил в интервью, что с самого первого знакомства его поразили ее глаза — черные, глубокие, загадочные. Нежный хрустальный голос, лишенное эмоций лицо, без тени улыбки, и полное отсутствие подобострастия, которое он привык видеть у своих фанатов, добавили таинственности к ее образу. И хотя выставка ему не понравилась, эта маленькая японка тихо проникла внутрь его сердца и осталась там.
Он тоже почувствовал родственную душу. Йоко была очень похожа на него — эпатажная, немного сумасшедшая. В ней чувствовалась свобода, желание изменить мир и внутренняя сила, которая поможет ей достичь желаемого. Письма незнакомки с короткими фразами-смыслами — «Дыши», «Будь», «Смотри на звезды до рассвета», которые она посылала, влекли его с непреодолимой силой. Это были как бы ответы на еще не заданные вопросы, открывавшие его внутренний мир. Он чувствовал себя прочитанной книгой. Впервые он встретил такое понимание, и вскоре для него не было никого желаннее и ближе, чем эта незнакомка, знающая о нем все.
Еще не было ни одной улыбки, ни одного объятия. Не было смеха, слез, эмоций — не было ничего, что обычно называют влюбленностью. Просто в ощущениях было что-то гораздо большее, что шло из глубины, из самой сущности, из какой-то неведомой нехватки, которая заполнила собой всю жизнь Джона, не давая ему наслаждаться успехом группы, деньгами, бешеной популярностью. Эта пустота отнимала силы, делала бессмысленной всю его работу, жизнь. И когда произошла их новая встреча, мгновенно пришло понимание: он наконец нашел ту, которую ждал, как ему показалось, целую жизнь.
Недавние выставки
За последние десять лет крупные выставки Йоко Оно проходили в нью-йоркском MoMA (2015), где сосредоточились на работах с 1960-го по 1971-й, франкфуртском Schirn Kunsthalle, лондонской Serpentine Gallery, а также в других крупных институциях. С апреля по июль этого года работы Йоко Оно показывали в Лейпциге, на выставке Peace Is Power. В Москве искусство Оно можно изучать до 24 ноября.
Куратором проекта «Небо всегда ясное» в ММОМА стал Гуннар Б. Кваран, директор Музея современного искусства Аструп-Фернли в Осло, в прошлом глава Художественного музея Рейкьявика, где осенью 2016-го также прошла выставка Йоко Оно, и Художественного музея Бергена. В Москве к сотрудничеству с Йоко привлекают как зрителей, так и современных российских художников: работа «Водное событие/Water Event» (1971) была воссоздана при участии Ольги Кройтор, Ивана Новикова, Максима Спивакова, Анны Титовой, Стаса Шурипы и Светы Шуваевой. В первый день работы выставки, 15 октября, ее можно посмотреть бесплатно: достаточно зарегистрироваться на определенное время на сайте музея.
Йоко Оно. «Белые шахматы». 1966
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.
Йоко и хейтеры
По словам Оно, она всю жизнь чувствовала себя аутсайдером — сначала в своей семье, которая была не в восторге от богемного образа жизни Оно, потом в мире искусства, где её подход разделяли и понимали лишь немногие. В США и Великобритании, куда потом переехала Оно, людей азиатского происхождения было намного меньше, чем сейчас, а встретить японца было практически невозможно. После Второй мировой войны, в которой Япония была врагом, прошло совсем немного времени: в памяти у людей остались пропагандистские картинки с карикатурными «желтолицыми», мечтающими отнять у западного мира всё самое дорогое, и антияпонские настроения были всё ещё очень распространены. Это не особенно трогало Йоко, пока она не попала на первые страницы жёлтой прессы из-за романа с Ленноном — на художницу полился поток оскорблений и угроз, который не останавливался несмотря на все усилия её знаменитого мужа. Йоко абсолютно серьёзно обвиняли в ведьмовстве: поклонники The Beatles считали, что коварная японка (ещё и разведённая, ещё и на семь лет старше!) приворожила рок-звезду и обманом отняла его у поклонников. Обдумав этот опыт и присвоив оскорбительное слово, в 2007 году Йоко выпустила альбом «Yes, I’m a Witch». Так же она переосмысляла и другие ярлыки, которые на неё клеили — например, «женщина-дракон».
В 1968 году Оно и Леннон вместе придумали арт-проект, который назывался «You Are Here»: Джон запустил в небо 365 белых воздушных шариков, к каждому из которых была привязана пустая открытка с адресом галереи — те, кому посчастливилось найти шарик, могли отправить весточку обратно Леннону. Идея была очень милой, но Джона поразило, сколько открыток вернулись с расистскими и мизогинными комментариями о его жене.
Биография
Джон Леннон родился в портовом английском городе Ливерпуль. Его мать Джулия и отец Альфред Леннон практически не жили вместе. Вскоре после рождения сына Альфреда забрали на фронт, а Джулия встретила другого мужчину и вышла за него замуж. Когда Джону исполнилось 4 года, он переехал жить к сестре своей матери Мими Смит, у которой не было собственных детей. С родной матерью мальчик виделся редко, их отношения были скорее дружескими, чем материнско-сыновьими.
У Джона был достаточно высокий коэффициент IQ, но в школе он учился очень плохо, так как не мог выносить рутину ежедневных занятий. Но творческий потенциал мальчик начал реализовывать еще в детстве. Джон пел в хоре, издавал собственный журнал, талантливо рисовал.
Когда в середине 50-х годов Англию настиг бум рок-н-ролла, подростки на каждом шагу стали создавать собственные группы. Не остался в стороне и юный Леннон. Он организовал коллектив «The Quarrymen», название ему дала школа, в которой учились все его участники.
Джон Леннон в детстве
Через год к группе присоединился первый мальчик из другого района города. Он был младше других, но играл на гитаре намного лучше. Это был Пол Маккартни, который вскоре привел Джорджа Харрисона, учившегося вместе с ним.
Оканчивая общеобразовательную школу, Джон Леннон умудрился провалить все выпускные экзамены и единственным учебным заведением, которое согласилось принять необычного подростка, оказался Ливерпульский художественный колледж.
Джон Леннон в молодости
Но даже художественное образование не привлекало Джона. Всё больше времени он проводил с Полом, Джорджем и Стюартом Сатклиффом, с которым познакомился в колледже и пригласил его в «The Quarrymen» играть на бас-гитаре. Вскоре название коллектива изменили на «Long Johnny and Silver Beetles», а позднее сократили до последнего слова, изменили одну букву, чтобы включить в название игру слов, и стали именоваться «The Beatles».