«белое солнце пустыни» — цитаты

Содержание:

Содержание фильма «Белое солнце пустыни»:

Фильм «Белое солнце пустыни» рассказывает о событиях, происходящих в 20-х годах в Средней Азии, во времена гражданской войны.

Молодое советское государство под руководством Ленина и партии большевиков расширяет свои границы на все стороны, в том числе и на Среднюю Азию.

Так красноармеец Федор Сухов (актер Анатолий Кузнецов) оказывается на берегу Каспийского моря, где, ломая тысячелетний уклад жизни местного населения, наводит порядок: снимает с женщин паранджу и убивает их мужей, которые, сопротивляясь новой власти, взялись за оружие, за что получили имя бандитов-басмачей.

Красноармеец товарищ Сухов возвращается домой через пустыню и посреди барханов встречает человека, закопанного по шею в песок.

Им оказывается некий Саид (актер Спартак Мишулин), который хотел отомстить бандиту Джавдету за смерть отца, но промахнулся.

Сухов откопал Саида, отпустил на все четыре стороны и продолжил пробираться домой.

Однако, повстречав на своем пути отряд красноармейцев Рахимова (актер Муса Дудаев), Сухов снова становится в строй и по поручению Рахимова приступает к охране жен Черного  Абдуллы (актер Кахи Кавсадзе), главы местной банды. Дело в том, что перед тем как убежать из родной страны, Черный Абдула вместо того, чтобы забрать жен с собой, решает их убить.

Пока отряд красногвардейцев бегает по пустыне в поисках Черного Абдуллы, бандит прячется в поселке Педжент, куда и приходит вместе с женщинами товарищ Сухов.

Пользуясь благоприятным моментом, Абдулла предлагает Сухову сдаться и отдать ему его гарем. Но патриотически настроенный Сухов решает дать бой банде и вместе с покорными женщинами, желающими влиться в мир свободных женщин, чтобы без паранджи пойти на работу, прячется в цистерне для нефти.

Правда, перед этим Сухов безуспешно пытается раздобыть оружие, для чего обращается к начальнику еще царской российской таможни Павлу Верещагину (актер Павел Луспекаев), но получает отказ.

Однако мастер на все руки товарищ Сухов не унывает, ремонтирует старый пулемёт «Льюис», находит ящик с динамитом и готовится к обороне.

Параллельно Сухов успевает заминировать стоящий у берега баркас «Тверь», на котором Абдулла хочет сбежать в Турцию.

Готовясь к отплытию, басмачи выводят баркас в море. Таможенник Верещагин отбивает у бандитов баркас и… И взрывается вместе с баркасом.

В момент взрыва Сухов выбирается из нефтехранилища и с помощью Саида и по-красноармейски смело и со смекалкой убивает всех басмачей и Абдуллу.

Спасенный гарем из будущих свободных женщин Средней Азии, которые в скором времени, чтобы прокормиться, пойдут с открытыми лицами работать в поле собирать хлопок, возвращается под опеку красного командира Рахимова.

Затем товарищ Сухов, убив десятки местных людей, продолжает пробираться домой в Россию к своей ненаглядной жене Катерина (актриса Галина Лучай).

Доберется ли товарищ Сухов домой, вы узнаете, посмотрев онлайн фильм «Белое солнце пустыни».

О фильме — краткое содержание

lass=»w3-section w3-button»>
Подробнее: режиссер, в ролях

В ролях: Анатолий Кузнецов (Фёдор Иванович Сухов), Николай Годовиков (Петруха), Спартак Мишулин (Саид), Павел Луспекаев (Павел Артемьевич Верещагин, начальник бывшей царской таможни), Раиса Куркина (Настасья, жена Верещагина), Кахи Кавсадзе (Абдулла, озвучивал Михаил Волков).

Товарищ Сухов завершил свою миссию на братском Востоке, и с чистой душой возвращается домой, в Самару. К Катерине Матвевне и гражданской жизни.

Но иногда вернуться бывает непросто. Как и хитромудрого Одиссея, товарища Сухова подстерегают самые неожиданные препятствия.Циклопы, сирены, нимфы на марше…

Сначала Федор Иванович должен откопать Саида, которого злодейский Джавдет оставил на мучительную смерть посреди пустыни.

Потом доставить отряд освобожденных женщин Востока в безопасное место, где их не сможет обидеть коварный ревнивец Черный Абдулла.

И еще помочь Верещагину оборонить таможенный пункт от бандитов, норовящих провезти незадекларированный товар. У, подлые расхитители социалистической собственности!

Конечно, не все пройдет легко и гладко. Не станет Петрухи, не станет Гюльчатай, не станет Черного Абдуллы. И Павел Артемьевич Верещагин заведет свой баркас на горе всем нам.

Но все же товарищ Сухов спасет тех, кого сможет спасти… Попрощается с Саидом… И снова отправится домой, к бесценной Катерине Матвевне…

Дойдет ли? Конечно, дойдет!

А вот когда именно — тут сомнения…

Зачем стоит пересмотреть фильм «Белое солнце пустыни»?

— Петруха же! И Гюльчатай.- Верещагин не хочет черную икру есть и просит хлеба.- И письма домой, конечно. Добрый день, веселая минутка…

Игра мастера

Павлу Борисовичу удалось создать образ невероятной душевной силы. Он в эпоху застоя, когда, казалось, партийное ханжество вытеснило романтику служения Отечеству, вдруг воплотил редкий по возвышенности образ беспартийного человека – гражданина, стоящего выше любой власти: красной ли, белой ли — это ему все равно.

Луспекаев удивляет на съемках даже режиссера, произнеся измененную по своему усмотрению фразу: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!» — ставшую знаменитой. Внимательные зрители могут сами проследить, как, не ожидая такого толкования реплики, на миг замерли в кадре актеры.

«Белое солнце пустыни» благодаря энергетике Павла Борисовича стало чем-то большим, чем просто развлекательным фильмом. В год выхода киноленты в прокат актера не стало. Но в созданном образе Павла Артемьевича Верещагина заслуженный артист РФ увековечил память о себе.

Таможенники Петербурга, поставив памятник на его могиле, ежегодно приходят туда в свой профессиональный праздник. Памятники Верещагину-Луспекаеву установлены также в Москве, на границе Ростовской и Донецкой областей и на Челябинской таможне.

Урокам его гениальной игры долго еще будут следовать молодые актеры. «Белое солнце пустыни» можно воспринимать и как нерукотворный памятник этому достойному человеку.

Последние статьи

  •   Как афера с бриллиантовым ожерельем стала причиной казни французской королевы Марии-Антуанетты 17.11.2021, 21:36
  •   Как извозчик Савва Морозов стал богатейшим фабрикантом, и другие истории русских крепостных, которые выбились из грязи в князи 17.11.2021, 19:52
  •   В каких случаях на Руси плакать было обязательно, и Когда русские мужики слезами умывались 17.11.2021, 16:44
  •   Почему Рембрандт и через 400 лет считается непревзойдённым мастером света и тени 17.11.2021, 15:10
  •   Как выживали люди каменного века в районах вечной мерзлоты 17.11.2021, 13:25
  •   Почему не сложились отношения звёзд сериала «Сваты»: Татьяна Кравченко и Людмила Артемьева 17.11.2021, 11:58
  •   Как главный чиновник Минфина вернул жену, которая ушла к другому, и Почему у этой истории печальный финал 17.11.2021, 10:23
  •   Софи Марсо – 55: О чем жалеет одна из самых красивых и популярных французских актрис 17.11.2021, 09:35
  •   Кто такая «госпожа Широкий столб», и Почему якуты считают её своей богиней 16.11.2021, 20:58
  •   Кирк Дуглас vs Майкл Дуглас, или Что стояло за многолетним семейным соперничеством 16.11.2021, 18:15

Все статьи

Театр и фильмы

В молодости, еще будучи студентом театрального вуза, молодой грузин получил первую роль. Это был фильм 1957 года «Песнь Этери», где он сыграл Мурмана. В исторической драме «Мамлюк» парень появился в эпизоде — изобразил раба Резо, заступившегося за девушку. Далее последовали небольшие работы, снятые как на грузинских, так и на российских киностудиях.

В 1969 году в творческой биографии артиста произошло важное событие — Кахи пригласили в новый проект режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». В этой ленте грузину досталась роль бандита Черного Абдуллы

События картины развернулись в Средней Азии в начале 20-х годов XX столетия.

Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы (кадр из фильма «Белое солнце пустыни»)

Главари местных банд скрывались от Красной армии. Абдулла также спасался бегством, оставив гарем собственных жен, которых ожидала неминуемая смерть. Спасти восточных женщин поручили красноармейцу Федору Сухову. Бандит, планам которого мешают действия героя, одно за другим совершил жестокие убийства. В финале басмача ожидало возмездие.

Несмотря на то, что образ, сыгранный Кавсадзе, по задумке режиссера отрицательный, суровый и брутальный персонаж полюбился зрителям. По словам самого исполнителя, он сочувствовал «главарю», стремился показать, что герой защищал самое дорогое — отцовский дом, землю предков.

Роль принесла актеру народную любовь и признание. В 1973 году мужчина появился в музыкальном водевиле «Мелодии Верийского квартала». По сюжету главная героиня, прачка Вардо, решила достать денег для дочерей бедного возчика Павле, ведь девочки так хотели заниматься танцами. В этой доброй комедии грузин предстал перед зрителями в образе итальянского балетмейстера Иноченцо.

С 1974 по 1980 год Кахи снимался в серии короткометражек по сценариям Резо Габриадзе. Здесь ему достались разноплановые персонажи. Партнерами Кавсадзе по проекту стали Гиви Берикашвили, Баадур Цуладзе и другие грузинские актеры. Сюжеты теленовелл, незатейливые и добрые, пришлись по душе публике.

В 1988 году на экраны вышел фильм Резо Чхеидзе «Житие Дон Кихота и Санчо». За основу режиссер взял роман испанского классика Мигеля де Сервантеса, а для роли главного героя выбрал «Черного Абдуллу». Картина получилась необычной и оригинальной по структуре. В ленту вошли элементы балета, сценической постановки, кукольного театра.

Артисту удалось воплотить на экране романтического безумца, готового воевать с ветряными мельницами. Старания исполнителя отметили кинокритики: Кавсадзе получил за работу несколько премий. Поначалу он не желал браться за картину: съемки отнимали много времени, ему не хотелось расставаться с женой. Но Белла уговорила супруга остаться в проекте.

Кахи Кавсадзе в роли Дон Кихота (кадр из фильма «Житие дон Кихота и Санчо»)

В 1991 году фильмография пополнилась исторической драмой «Царь Иван Грозный». В картине актер примерил образ русского правителя. Князя Серебряного в проекте сыграл певец Игорь Тальков. А в 2006-м поклонники увидели любимого артиста в одной из серий комедийного фильма «Золотой теленок». Параллельно с кинокарьерой грузин играл в театре. В 2001 году он исполнил роль в спектакле «Птицы», созданном по пьесе Евгения Унгарда.

В 2011 году вышла документальная лента Наны Джанелидзе, посвященная жизни и творчеству артиста. В картине «Кахи Кавсадзе. А есть ли там театр?!» актер рассказал о своей семье, карьере в кино и на сцене, любви к супруге. Проект удостоился премии «Ника» как лучший фильм стран СНГ и Балтии. В последующие годы артист продолжал сниматься, играя роли стариков сообразно своему возрасту.

Персонаж в литературных произведениях и популярной культуре

  • В книге «Белое солнце пустыни», написанной на основе фильма, Фёдор Сухов взорвал некую плотину Аслан-бая.
  • Согласно книге «Дело было в Педженте», Фёдор Сухов — образ русского большевизма, не приемлющего паразитизма «элитарного» меньшинства.
  • Красноармеец Сухов — один из героев рассказа Алексея Сотского «Новые Аргонавты». На него в цитатах своих героев ссылаются писатели-фантасты Александр Абрамов и Сергей Абрамов в рассказе «Стена» и Василий Головачёв в рассказе «Ко времени моих слёз»
  • Красноармеец Сухов появляется также в фильме «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные».
  • Рестораны «Товарищ Сухов» существуют в Донецке, Екатеринбурге и Ульяновске.
  • Вышедший в 2015 г. российский фильм «Норвег» имеет сюжетное сходство и завершается титром «Посвящается товарищу Сухову».

Актер Павел Борисович Луспекаев

На ведущие роли в фильме «Белое солнце пустыни» актеры подобрались замечательные. Однако среди них был один, изначально поставивший высочайшую планку игры, сумевший отдать фильму всю свою энергетику. Честолюбивым партнерам Луспекаева, глядя на него, просто ничего не оставалось, как играть в полную силу.

Павел Борисович, исполнивший роль отставного таможенника Павла Артемьевича Верещагина, был смертельно болен и догадывался о своей скорой кончине. Мужественный актер решился играть свою прощальную роль, свою лебединую песню. Персонаж в фильме «Белое солнце пустыни» для этого подходил идеально.

У бывшего фронтового разведчика неотвратимо отмирали сосуды ног. Ему ампутировали стопы, однако опасный процесс не был остановлен. Для того чтобы ходить без костылей, ему по его собственным чертежам сделали вставки в сапоги.

При съемках фильма в луспекаевской игре один лишь взгляд заменял реплики и монологи, он не играл — жил в кадре, поэтому, отказавшись от предлагаемых Мотылем дублеров, сам упрямо отыгрывал трюковые сцены. Режиссеру он сказал: «Это я потом буду инвалидом, после съемок…». Владимир Яковлевич, впечатлившись от такой самоотдачи, даже поменял в сценарии имя киногероя (первоначально Александром был Павел Верещагин).

«Белое солнце пустыни» актер воспринимал как свой нерукотворный памятник. Так все и получилось.

«Красный шайтан»

Сначала под началом Поспелова находился пост «Гермаб» («Чистые ключи»), а затем и весь Гермабский погранотряд, контролировавший 100-верстный участок границы, имевший в своей структуре 4 конно-сторожевых кордона: «Гермаб», «Сулюкли», «Мерген-Улья» и «Сарам-Сакли».

Поспелов был великолепным воином: в совершенстве владел элементами кавалерийской подготовки, за успехи в соревнованиях по стрельбе был награжден шестью императорскими призами. Награды были прикреплены к ножнам шашки, которую он долго хранил.

Но дело было не только в отличном владении оружием и большой физической силе. Поспелов, что называется, душой болел за порученное ему дело. Он обустраивал быт своих подчиненных, решал их проблемы, наладил тесные связи с местным населением.

Поспелов помогал жителям приграничных селений, а они помогали пограничникам, видя в них свою единственную надежную защиту от бандитов.

Благодаря этому командир Гермабского погранотряда организовал хорошо разветвленную сеть разведки, что позволяло пограничникам знать заранее места и время набегов бандитов и попыток прорыва контрабандистов.

Его уважали и боялись враги, давшие ему прозвище «Красный шайтан». Это было ещё до появления большевиков — причиной стали не политические взгляды Поспелова, а его роскошные огненно-рыжие усы. Он появлялся внезапно для контрабандистов в самых неожиданных местах, из-за чего наиболее суеверные бандиты стали подозревать, что этот русский офицер обладает ещё и навыками боевой магии.

Михаил Поспелов. Фото: Кадр youtube.com

Сюжет

Место действия — восточное побережье Каспийского моря (современный Туркменистан ), где солдат Красной Армии Федор Сухов в течение нескольких лет воевал в ходе Гражданской войны в русской Азии. Фильм открывается панорамным снимком сельской сельской местности в России. Катерина Матвеевна, любимая жена Сухова, стоит в поле. Проснувшись от этой мечты, Сухов идет по среднеазиатской пустыне, что резко контрастирует с его родиной. Он находит Саида похороненным в песке. Саид, суровый среднеазиат, приходит на помощь Сухову в неприятных ситуациях на протяжении всего фильма. Сухов освобождает Саида, и они завязывают дружеские, но сдержанные отношения. Путешествуя вместе, они участвуют в битве в пустыне между кавалерийским отрядом Красной армии и партизанами басмачей . Командир кавалерийского отряда Рахимов оставляет Сухову гарем , оставленный лидером басмачей Абдуллой, для временной защиты. Он также оставляет молодого солдата Красной Армии Петрухи, чтобы тот помог Сухову с заданием, и продолжает преследовать убегающего Абдуллаха.

Сухов и женщины из гарема Абдуллы возвращаются в соседнее прибрежное село. Там Сухов поручает хранителю местного музея охранять женщин и готовится отправиться домой. Сухов надеется «модернизировать» жен гарема и сделать их частью современного общества. Он призывает их снять паранджу и отказаться от полигамии . Однако жены не хотят этого делать, и, когда Сухов берет на себя роль защитника, жены объявляют его своим новым мужем.

Вскоре в поисках морского пути через границу Абдулла и его банда приходят в ту же деревню и находят жен Абдуллы. Сухов обязательно останется. В надежде получить помощь и оружие Сухов и Петруха навещают бывшего царского таможенника Павла Верещагина. Верещагин тепло относится к Петрухе, который напоминает ему о его мертвом сыне, но после обсуждения этого вопроса с придирчивой женой Верещагин отказывается. Сухов находит автомат и ящик динамита, которые он закладывает на корабле Абдуллы. Тем временем Абдулла противостоит своим женам и готовится наказать их за «бесчестие», поскольку они не убили себя, когда Абдулла оставил их. Сухову удается схватить и запереть Абдуллу в качестве заложника, но после того, как он уходит, Абдулла убеждает Гюльчатай, младшую жену гарема, освободить его, а затем убивает Гюльчатая и Петруху.

Хранитель музея показывает Сухову древний подземный ход, ведущий к морю. Сухов и женщины гарема пытаются сбежать через проход, но по прибытии на берег моря вынуждены прятаться в большом пустом резервуаре для нефти. Абдулла обнаруживает это и планирует поджечь цистерну с нефтью.

Разъяренный бессердечным убийством Петрухи, Верещагин решает помочь Сухову и берет корабль Абдуллы. Саид тоже помогает Сухову, и вместе они отбиваются от банды Абдуллы. Верещагин, не подозревая о динамите на корабле и не слыша выкриков Сухова, трагически погибает на взорвавшемся корабле.

Сухов убивает Абдуллу и его банду и возвращает гарем Рахимову. Затем он начинает свой путь домой пешком, отказавшись от лошади, поскольку лошадь — это просто «неприятность». Неясно, вернется ли Сухов домой к своей любимой жене: революция в Средней Азии еще не окончена, и вполне может понадобиться образцовый солдат Красной армии, такой как Сухов.

А теперь — тексты писем

Письмо Катерине Матвевне № 1. Про чистую лебедь…

А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвевна, что являетесь вы мне, будто чистая лебедь, будто плывете себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь… только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул.

Только знайте, любезная Катерина Матвевна, что классовые сраженияна сегодняшний день в общем и целом завершены, и час всемирного освобождения настает.И пришел мне черед домой возвратиться, чтобы с вами вместе строить новую жизньв милой сердцу родной стороне.

Письмо № 2. Народ подобрался покладистый, душевный, с огоньком

Душа моя рвется к вам, ненаглядная Екатерина Матвевна, как журавль в небо. Однако случилась у нас небольшая заминка. Полагаю, суток на трое, не более. А именно, мне как сознательному бойцу, поручили сопроводить группу товарищей с братского Востока.

Отметить надобно — народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком, так что ноги мои бегут теперь по горячим пескам в обратную сторону, потому как долг революционный к тому нас обязывает.

Письмо № 3. Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие

Обратно пишу вам, любезная Катерина Матвевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке.Сидим на песочке возле самого синего моря, ни в чем беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело.

Еще хочу сообщить вам — дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идем себе по пескам и ни о чем не вздыхаем, кроме, как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвевна.

Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие.

Письмо № 4. Солнышко такое, аж в глазах бело

Обратно пишу вам, любезная Катерина Матвевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим на песочке возле самого синего моря, ни в чем беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело.

Письмо Катерине Матвевне № 5. Простите велкодушно, небольшая заминка

А еще хочу приписать для вас, Катерина Матвевна, что иной раз такая тоска к сердцу подступит, клешнями за горло берет. Думаешь, как-то вы там сейчас? Какие нынче заботы? С покосом управились или как? Должно быть, травы в этом году богатые.

Ну да недолго разлуке нашей тянуться. Еще маленько подсоблю группе товарищей, кое-какие делишки улажу и к вам подамся, бесценная Катерина Матвевна.

Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз.

Сухов пишет письмо № 6 и одевается во все чистое

А ежели вовсе не судьба нам свидеться, Катерина Матвеевна, то знайте, что был я и есть, до последнего вздоха, преданный единственно вам одной.

И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно. А может, от того это, что встречались мне люди, в последнее время, душевные, можно сказать, деликатные.

Тому остаюсь свидетелем, боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, красноармеец Сухов Федор Иванович.

Письмо бесценной Катерине Матвевне. № 7. Сухов снова идет домой

Добрый день, веселая минутка. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвевна. За прошедшую отсрочку не обессудьте, видно, судьба моя такая. Однако ничего этого больше не предвидится, а потому спешу сообщить вам, что я жив, здоров, чего и вам желаю.

Последние статьи

  •   Как афера с бриллиантовым ожерельем стала причиной казни французской королевы Марии-Антуанетты 17.11.2021, 21:36
  •   Как извозчик Савва Морозов стал богатейшим фабрикантом, и другие истории русских крепостных, которые выбились из грязи в князи 17.11.2021, 19:52
  •   В каких случаях на Руси плакать было обязательно, и Когда русские мужики слезами умывались 17.11.2021, 16:44
  •   Почему Рембрандт и через 400 лет считается непревзойдённым мастером света и тени 17.11.2021, 15:10
  •   Как выживали люди каменного века в районах вечной мерзлоты 17.11.2021, 13:25
  •   Почему не сложились отношения звёзд сериала «Сваты»: Татьяна Кравченко и Людмила Артемьева 17.11.2021, 11:58
  •   Как главный чиновник Минфина вернул жену, которая ушла к другому, и Почему у этой истории печальный финал 17.11.2021, 10:23
  •   Софи Марсо – 55: О чем жалеет одна из самых красивых и популярных французских актрис 17.11.2021, 09:35
  •   Кто такая «госпожа Широкий столб», и Почему якуты считают её своей богиней 16.11.2021, 20:58
  •   Кирк Дуглас vs Майкл Дуглас, или Что стояло за многолетним семейным соперничеством 16.11.2021, 18:15

Все статьи

Наследие

Памятник Сухову в Донецке

В 1998 году создатели фильма были удостоены Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1997 года , то есть спустя почти 30 лет после того, как фильм покинул киноэкран. По фильму выпущена русская компьютерная игра. Верещагин стал символом таможенника , в его честь установлены памятники в Амвросиевке (2001 г.), Кургане (2007 г.), Москве (2008 г.) и Луганске (2011 г.). Памятники Сухову известны в Донецке (ок. 2009 г.) и Самаре (2012 г.).

Все члены экипажа, совершающие посадку в российские космические полеты, обязаны наблюдать за «Белым солнцем пустыни» перед запуском, а имена жен Абдуллы присвоены нескольким кратерам на Венере .

В 2008 году Рустам Ибрагимбеков объявил о начале производства дополнительного телеканала «Белое солнце пустыни» под названием «Белое солнце пустыни — дом».

Разработка и сценарий

Режиссер Владимир Мотыль сказал, что на него повлияли такие фильмы, как « Дилижанс» и « Ровно полдень», и назвал этот фильм «коктейлем» из авантюрной русской сказки и вестерна . Первоначально фильм предлагали нескольким режиссерам, в том числе Андрею Тарковскому и Андрею Кончаловскому , но они отказались, утверждает Мотыль, по двум основным причинам. Во-первых, Кончаловский считал, что только американские актеры могут сыграть главную роль в вестерне, а во-вторых, сценарий сочли слабым. Мотыль также сначала отклонил предложение, но затем оказался в ситуации, когда у него не было выбора, так как ему не дали бы снимать какой-либо другой фильм.

После того, как «Мосфильм» отклонил первую версию фильма, Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову было поручено доработать сценарий. Ибрагимбеков был выбран по национальности как знаток Востока, хотя на самом деле он вырос в России и никогда не был в этом регионе. Ветеран войны рассказал Ежову историю о гареме, брошенном лидером басмачей на бегу, которая стала стержнем нового сценария. Дальнейшее переписывание произведено Мотылем после того, как он сменил Кончаловского на посту директора. Мотыль полностью переделал и выдвинул персонажа Верещагина — все его диалоги, а также около 60% всего сценария были переписаны и импровизированы во время съемок. Мотыль также придумал раскрыть личность Сухова через его сны, в которых он пишет письма любимой жене. Эти письма написал друг Мотыля Марк Захаров .

Спустя годы Кончаловский назвал финальный сценарий шедевром.

КТО ИГРАЛ ГЮЛЬЧАТАЙ?

У Гюльчатай, самой младшей и непослушной жены Абдуллы, оказалось два «личика». Изначально ее играла выпускница циркового училища Татьяна Денисова (на фотографии с самоваром — в розовом платке). У нее, кстати, на съемках был реальный и очень трогательный роман с Николаем Годовиковым, сыгравшим Петруху. Но потом пришлось выбирать — или кино, или экзамены в училище. И Денисова выбрала цирк.

Вторую Гюльчатай нашли в Вагановском балетном училище. Татьяна Федотова была тогда совсем юной девушкой, ее лицо и запомнили зрители.

Татьяна Федотова в фильме «Белое солнце пустыни» (1970) и в наши дни

Эта роль оказалась единственной у Федотовой. Позже она окончила балетное училище и работала в танцевальном ансамбле, где встретила своего мужа композитора Геннадия Кузьмина. Сейчас у пары двое детей.

Татьяна всегда была конфликтным человеком, такой правдорубкой. Конечно, в коллективе ей было работать сложно, а потому она покинула его за пару лет до пенсии и поселилась с мужем в деревне. В середине 90-х Татьяны обратилась к религии.

ЗИНАИДА РАХМАТОВА — ЗУЛЬФИЯ

Зинаида Рахматова в фильме «Белое солнце пустыни»

С исполнительницей роли Зульфии получилась не совсем понятная история. Якобы сам режиссер Владимир Мотыль в одном из интервью говорил, что нашли эту актрису на панели у гостиницы «Астория». Она все время порывалась уехать обратно, так как за съемочный день ей платили меньше, чем она зарабатывала на привычном месте работы. Более того, несколько человек из съемочной группы решили за ней приударить с вполне очевидными намерениями, из-за чего завязалась драка. Эту версию подтверждает и Федор Раззаков в своей книге «Белое солнце пустыни», называя ее вымышленной фамилией Ахтамова. Кстати, это единственная чисто восточная женщина из всего «гарема».

«Таможня дает добро!»

Вполне вероятно, что у киношного таможенника Верещагина был реальный прототип. По крайней мере немало сходств, в том числе и внешнее, есть между ним и командиром погранотряда Михаилом Дмитриевичем Поспеловым, служившим на русско-персидской границе. Гермабский погранотряд, который возглавлял Поспелов, контролировал участок протяженностью в сто верст. Задачи отряда состояли в борьбе с деятельностью контрабандистов, а также в противодействии разведкам иностранных государств – Великобритании, Германии и Турции. В 1917 году после двух революций почти весь личный состав пограничной стражи покинул службу, отправившись по домам или присоединившись к войскам Вооруженных сил Юга России под командованием А.И. Деникина. А в Гермабском пограничном отряде остался лишь Поспелов с женой и переводчиком. Его дом был единственным вооруженным пунктом с хранившимися там пулеметами, гранатами и винтовками. 

Павел Верещагин из «Белого солнца пустыни» стал персонажем поистине культовым. В честь героя даже называли корабли: в 2000 году в порту Владивостока состоялась церемония поднятия флага на судне «Павел Верещагин», и оно было спущено на воду для несения службы у берегов Курильских островов и Сахалина. Кстати, участие в церемонии принимала и дочь актера Павла Луспекаева.

Михаил Дмитриевич Поспелов

В феврале 2014 года в штаб-квартире Федеральной таможенной службы открыли памятник в честь таможенников России. Собирательным образом отечественного служащего стал не кто иной, как Верещагин, стоящий на баркасе с оружием в руке. У подножия памятника выбита знаменитая фраза из фильма: «Я мзду не беру, мне за Державу обидно!» 

Памятник Верещагину в Москве

«Я могу вернуть людям детство»: любимый советский Карлсон

Вернувшись в столицу, Спартак решил поступать в театральное. Но его попытка поступить в Щукинское училище провалилась. Причиной тому отчасти стало вмешательство родственника: Александр Мишулин попросил председателя Комитета по делам искусств Михаила Храпченко похлопотать за Спартака перед руководством «Щуки». Но тогдашний ректор и председатель приемной комиссии училища Борис Захава терпеть не мог блата. На вступительном экзамене он жестко раскритиковал игру Мишулина, безапелляционно заявив: Спартака и близко нельзя подпускать к сцене.

Но Спартак не был готов так просто расстаться с мечтой детство, да и дядя отступать не собирался. Он помог юноше устроиться во вспомогательный состав Калининского драматического театра, при котором Мишулин окончил театральную студию. Затем он служил в театрах Калинина (ныне Твери) и Омска, на сцене которых исполнил в общей сложности порядка 40 ролей. Мишулин объездил с гастролями едва ли не всю страну. В 1960 году его пригласили сразу в три именитых московских театра – «Ленком», Театр Советской армии и Театр сатиры. Мишулин остановился на последнем и, кажется, ни разу не пожалел о своем выборе. В этом театре он служил до конца своей жизни и именно здесь исполнил, возможно, главную роль своей жизни – знаменитого и всеми любимого Карлсона.

При том что в его арсенале было множество более серьезных, «взрослых» ролей (в Театре сатиры он играл и Остапа Бендера в «Двенадцати стульях», и чиновника Хлопова в «Ревизоре», и Короля в «Обыкновенном чуде», и «белого» генерал-майора Чарноту в «Беге»), Спартак Васильевич всегда с особым трепетом относился именно к роли Карлсона. Более двух тысяч (!) раз перевоплощался он в этого забавного «в меру упитанного мужчину в полном расцвете сил». Дети всей страны обожали его и с каждого спектакля Мишулин уносил целую гору баночек с вареньем.

Последние статьи

  •   Как афера с бриллиантовым ожерельем стала причиной казни французской королевы Марии-Антуанетты 17.11.2021, 21:36
  •   Как извозчик Савва Морозов стал богатейшим фабрикантом, и другие истории русских крепостных, которые выбились из грязи в князи 17.11.2021, 19:52
  •   В каких случаях на Руси плакать было обязательно, и Когда русские мужики слезами умывались 17.11.2021, 16:44
  •   Почему Рембрандт и через 400 лет считается непревзойдённым мастером света и тени 17.11.2021, 15:10
  •   Как выживали люди каменного века в районах вечной мерзлоты 17.11.2021, 13:25
  •   Почему не сложились отношения звёзд сериала «Сваты»: Татьяна Кравченко и Людмила Артемьева 17.11.2021, 11:58
  •   Как главный чиновник Минфина вернул жену, которая ушла к другому, и Почему у этой истории печальный финал 17.11.2021, 10:23
  •   Софи Марсо – 55: О чем жалеет одна из самых красивых и популярных французских актрис 17.11.2021, 09:35
  •   Кто такая «госпожа Широкий столб», и Почему якуты считают её своей богиней 16.11.2021, 20:58
  •   Кирк Дуглас vs Майкл Дуглас, или Что стояло за многолетним семейным соперничеством 16.11.2021, 18:15

Все статьи

Личная жизнь

Личная жизнь актера оказалась пронизанной одновременно счастьем и печалью. Единственной любовью мужчины стала Белла Мирианашвили. Молодые люди познакомились в театральном вузе. На тот момент Кавсадзе исполнилось 22 года, а девушке — 18. Яркие, одаренные, они сразу влюбились друг в друга. В скором времени состоялась свадьба.

Супруги вместе играли на театральной сцене и снимались в фильмах, например, в картине 1958 года «Мамлюк». Оба оказались успешными в кино. Белле даже посчастливилось получить роль в картине Сергея Параджанова «Цвет граната». Женщина подарила мужу двух детей — дочь Нануку и сына Ираклия. Однако рождение второго ребенка стоило ей здоровья.

Кахи Кавсадзе и жена Белла Мирианашвили

На 5-м месяце беременности Белла заболела воспалением легких. Боясь навредить здоровью ребенка, не принимала медикаменты. А после, когда дитя уже появилось на свет, почувствовала себя хуже. Обследование показало инфекционное заболевание нервных окончаний. Постепенно у актрисы отнялись ноги, затем руки. Оставшиеся годы до смерти она провела в инвалидном кресле.

Болезнь жены стала большим ударом для Кахи. Артист делал все, чтобы помочь возлюбленной. Выезжая за границу, искал лекарства, но ничего не помогало. Тем не менее Белла не теряла силу духа, настаивала на том, чтобы супруг продолжал сниматься. Женщина умерла в 1992 году. С этого момента Кавсадзе больше не заводил отношения.

Прием

Белое солнце пустыни стало одним из самых популярных фильмов всех времен в России, где он приобрел статус классики. Это помогло популяризировать восточные фильмы.

В советское время фильм не получил наград. Это был один из самых популярных фильмов 1970 года, собрав 34,5 миллиона зрителей, но проиграл Государственную премию СССР 1970 году фильму « У озера» . Только в 1998 году он был удостоен государственной премии президента Бориса Ельцина как культурно значимый.

Фильм получил ограниченное внимание на Западе. Его показали на фестивале советского кино в маленьком театре Карнеги в 1973 году, приурочив его к визиту Леонида Брежнева в Соединенные Штаты

В остальном он не получил широкого распространения. Роджер Гринспан , кинокритик New York Times , назвал это «развлечением для бегства от реальности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector