Интердевочка

Главная героиня

Автор повести «Интердевочка» (которая изначально называлась «Проститутка», а потом – «Фрекен Танька») Владимир Кунин представлял в главной роли Татьяну Догилеву и писал сценарий именно под нее. Но режиссер с этим мнением был не согласен, на пробах Догилева категорически не понравилась Тодоровскому. Также на роль Тани Зайцевой пробовалась Наталья Андрейченко, но, по словам режиссера, она выглядела «слишком вульгарно». Приглашение на пробы отправили и актрисе из Польши Катажине Фигуре, однако договориться с ней не удалось.

Елена Яковлева, которой и досталась в итоге главная роль, тоже не соответствовала представлениям режиссера о внешности «классической путаны»: она была слишком худой и лишена объемных женских форм. А без этих факторов, по убеждениям Тодоровского, было невозможно привлечь клиентов. Позже недостающие «формы» актрисе во время съемок добавляли с помощью поролона. Уговорить режиссера выбрать Яковлеву смогла его супруга: именно Мира Григорьевна убедила, что молодая актриса идеально подходит на эту роль.

Сюжетная линия

Таня Зайцева, неглупая и целеустремленная девушка, всеми силами стремится выбраться из ужасающей серости бытия в совке и суметь получить возможность наслаждаться прелестями жизни. Характеру ее позавидует и самый стойкий мужчина: безостановочно работая на ногах и «на спине», она постоянно рискует оказаться в тюрьме. Однако мечта ее поддерживает при любых обстоятельствах!

Таня безоговорочно верит, что ее усилия не пропадут даром. Красивая жизнь с баночным пивом и красивыми вещами поддерживают девушку во всех перипетиях ее нынешней жизни. В фильме достаточно подробно представлены рабочие будни Тани, все животное начало и «некрасивость»текущего момента. Но героиня не сдается и в итоге побеждает: вырвавшись из обрыдлого совка, девушка рвет все связи с друзьями и Родиной и уезжает.

Однако героиня получает взамен баночную ветчину, стерильно-пасторальную Швецию с ее супермаркетами, которая уже через несколько месяцев становится ей по-настоящему противной. Тщательно изучив бары и кафе в округе, Таня осознает, что походы по близлежащим магазинам ей уже надоели. Как ни странно на первый взгляд, тут, в стране своей мечты, ей становится просто скучно! Мечта разбивается вдребезги…

Корень зла

Надо отметить, что «капиталистическим» ценностям в фильме активно противостоят советские. Мать героини, школьная учительница, пытается внушать дочери, что счастье – не в деньгах. Примерно тех же взглядов придерживается санитарка в больнице, женщина старшего поколения, выросшая еще при Сталине. Но выигрывают в этом ценностном конфликте по факту «валютчицы». Пока советские трудящиеся только и делают, что морализаторствуют, пьют, дерутся и пересчитывают мелочь до получки, интердевочки ни в чем себе не отказывают. Поэтому соседка проститутки – девушка из неблагополучной семьи – мечтает стать, как Татьяна: ездить на дорогих тачках с крутыми мужиками и сорить деньгами (чего впоследствии и добивается, заняв после отъезда героини ее место на валютной панели).

С другой стороны, вся эта история – не о продаже души и тела за колбасу, а о детской травме, без которой жизнь героини сложилась бы иначе, уверен психотерапевт, гипнотерапевт, кандидат медицинских наук Евгений Фомин.

Того, что о героине фильма заботится мама, недостаточно. «Мама все равно несчастна, и это несчастье она передает своей дочери. Это фильм о боли ребенка, который уже во взрослом возрасте видит пьющего, когда-то бросившего их отца, брошенную мать, и это не делает ее счастливой. Она ищет любви и таким вот образом пытается убежать от детской травмы. В том числе, выходя замуж за человека, в котором пытается обрести заботливого отца», – считает Фомин.

В итоге интердевочка погибает, как и ее мать, не вынесшая ужасной правды о профессии своей дочери. Татьяне Зайцевой так и не удалось убежать от прошлого, выбиться «в люди» и обрести подлинную любовь. Возможно, в конечном счете, вся эта история о том, что в безудержной погоне за мифическим счастьем человеку иногда стоит остановиться и задуматься не о том, куда он бежит, а от чего – но ответить самому себе на этот вопрос максимально честно. И, главное, не забывать о том, что цель не всегда оправдывает средства.

Интердевочка книга и фильм

Романы и фильмы о скандальных темах всегда привлекают внимание. Кто-то с жадностью погружается в запретную область, другие отрицают, обвиняют автора в искажении и очернении жизни

Интердевочка Кунина скандальна вдвойне. Тема проституции остается скользкой даже там, где она разрешена, а в СССР вообще все, связанной с интимном, было табуировано. Однако помимо сканальности автор цепляет читателя массой иных ярких противопоставлений — проститутка способна на бескорыстную помощь ближним, простой труженик готов удавить за лишнюю копейку, гладкие официальные лозунги скрывают бесконечную ложь.

И даже материально благополучная Швеция в конечном счете не столь привлекательна…

Плакат к фильму Интердевочка

О чем Интердевочка книга и кино

Татьяна работает валютной проституткой, которых официально в СССР не существует. Ее с товарками преследует милиция. Обмен полученных от иностранцев купюр — это отдельная уголовная статья. Разумеется, подобный род занятий необходимо скрывать от всех родных и знакомых.

Влюбившийся в Таню клиент-швед делает женщине предложение. Однако оформить выезд из страны — самостоятельная проблема. А в благополучной Европе эйфория от изобилия товаров в магазинах постепенно проходит. В итоге Татьяна скучает по Родине, где осталась мать. У той после отъезда дочери дела также не складываются. Таня хочет приехать, но кроме матери в СССР ее ждет милиция, которая ведет дело о незаконных валютных операциях.

Фильм Тодоровского почти во всем повторяет литературный сюжет. Изначально режиссер хотел сделать менее трагичную концовку, но руководство советского кино настояло на ее сохранении как моральном посыле картины.

Валютная проститутка – новый герой нашего времени

В течение двух серий фильма интердевочка Таня становится очень близка зрителю: вместе с ней мы чувствуем горечь от предательства отца и его двуличия. С ней больно за мать, которая как многие советские женщины согласна на все, лишь бы ребенку было хорошо. С ней стыдно за меркантильного жениха-шведа, пересчитывающего счет в ресторане. Напряженная кульминация фильма, наполненная зрительными предчувствиями, слезами и тревогой передается с экрана так явно, что Таня, валютная «питерская потаскуха» вызывает очень сильное сочувствие. Как же можно не понять отчаяние женщины, в слезах мчащейся домой и закрывающейся руками от надвигающейся катастрофы? Это острое сострадание, вызванное умелым режиссерским замыслом Тодоровского, резко сократило расстояние между советским человеком и презираемой в обществе «древнейшей профессией».

Проституция как показатель неразвитости психических качеств у небольшой численности людей присутствует в любом обществе. Также как и ее всплеск при сильных социальных деформациях, таких как война, распад политического строя и т.п. Но возведение этого в красочный миф для огромного народа – отнюдь не естественный процесс.

«В Гамбург что ль податься? Говорят, там нынче русские девки в моде»

Подмена образа драматической героини банальной проституткой не прошла для советского зрителя даром. «Интердевочка» стала «классикой нового кино», в котором уделом женского счастья становилась исключительно проституция. Эта тема культивировалась с экрана настолько грубо и прямо, что за очень короткий срок нравственность, носительницей которой является женщина, обернулась в свою противоположность.

Это было время, когда многие женщины легко и рано вступали в отношения с целью «пользы-выгоды», соглашались на любую форму эксплуатации с целью выехать за границу («Америкэн бой, уеду с тобой…»). Культурные ценности стали считаться уделом «убогого совка», а мерилом всего стали денежные отношения. Так общество с наибольшим процентом невинных девушек, вступающих в брак за последние двадцать лет, за считанные годы приобрело популярность «дешевой сексуальной силы», поставляющей девочек в публичные дома десятка стран.

При этом женщины шли на это сознательно, не столько из-за социальных ограничений дома, сколько из-за романтизации жизни «за бугром», даже не утруждая себя поисками других путей реализации. Кожно-зрительные женщины, роль которых заключалась в развитии культуры и искусства, вместо этого жили подобно интердевочкам, часто приходя и к финалу, показанному в фильме.

Окончание фильма: почему он так закончился?

Столкнувшись с подобным крушением своей мечты, Таня решает найти выход в привычном ей стиле поведения: она вновь обращается к выпивке и к тому, с чего все начиналось. Так главная героиня скатывается в классический экзистенциальный кризис.

О чем тут можно задуматься? Всё просто: недостаточный интеллектуальный уровень и недостаточная образованность не позволили девушке посмотреть на проблему под иным углом. Ведь она имела возможность проанализировать сложившиеся обстоятельства, попробовать по-другому вести себя и извлечь уроки. Ведь она имела реальную возможность при сложившихся обстоятельствах сделать свою жизнь гораздо более приятной, если б попыталась воспользоваться ситуацией.

Финальная картина четко показывает несостоятельность решения Тани вернуться к тому, с чего всё и началось: она практически включила программу самоуничтожения и не смогла переключиться на что-либо новое. Песня «По диким степям Забайкалья» сопровождает последние кадры фильма, когда Таня Зайцева разбивается в автокатастрофе.

Была ли альтернатива у героини фильма «Интердевочка»? Безусловно! Многие зрители оценили поведение Тани как глупое и недальновидное, и результат не заставил себя ждать. Что интересно, другая концовка, при которой главная героиня всё же добирается до аэропорта и улетает в закат. И даже при таком раскладе концовка может считаться открытой. Такое решение дает возможность зрителю самостоятельно обдумать, вследствие чего существует вероятность трагедии и есть ли возможность более позитивной концовки.

Недостижимая мечта

Героиня фильма – валютная проститутка Татьяна Зайцева (ее играет Елена Яковлева) мечтает уехать из «совка» в капстрану, и внезапно ее мечта сбывается. Один из ее клиентов, швед Эдвард делает ей предложение, обеспечивая Татьяне долгожданный пропуск в цивилизацию. На этом пути героиню не останавливают ни бюрократические формальности, ни слезы матери, которая, разумеется, не в курсе «профессии» дочери, но боится остаться на старости лет одна. И вот, вырвавшись за рубеж, Татьяна понимает, что счастья как не было, так и нет. Она скучает по маме, не чувствует себя в чужой среде комфортно, окружение мужа время от времени напоминает ей о ее сомнительном прошлом.

Сам муж далек от образа сказочного принца, зато к нему максимально близок дальнобойщик Виктор, с которым Татьяна знакомится в Швеции и который, как выясняется, был ее соседом по Питеру. Так стоило ли покидать родину, если счастье было там, под боком? И почему то, что выглядело счастьем, по мере достижения оказалось совсем не тем?

Идя напролом к заветной цели, человек часто не обращает внимания на детали, но дьявол, как известно, кроется в них. Героиня фильма была уверена, что любовь – не главное, на недостатки будущего мужа можно закрыть глаза, а слезы матери – не более чем блажь. Но все эти заблуждения в итоге приводят к трагическому финалу.

К тому же, удовлетворив базовые запросы – получив колбасу, машину и домик в деревне, героиня сталкивается с феноменом, описанным американским психологом Абрахамом Маслоу еще в 1943 году. Именно он впервые проанализировал иерархическую модель потребностей человека (или «пирамиду потребностей»), распределив их от базовых до высокодуховных.

Иными словами, пока интердевочка Таня мечтает об условной «колбасе», ей не до идеалов. Но насытившись и оказавшись в относительной безопасности, она вспоминает про высокие материи, включая любовь и долг.

Получается, что субъективное представление о счастье – вещь ненадежная: по мере достижения желаемого возникают все новые пазлы и задачи, а достигнутое утрачивает былую сверхценность. Именно поэтому шведский Эдик, казавшийся идеальным «транспортом» и инструментом миграции в лучшую жизнь, оказывается неидеальным мужем. Он уже сделал все, что от него требовалось, вывез девку из «совка», но на героя грез не тянет.

И это тоже типичная история: если человек воспринимается как инструмент достижения и реализации какой-то мечты, совсем не факт, что в дальнейшем в этой мечте найдется место ему самому. В качестве «транспорта» шведу прощали и жадность, и неидеальную внешность, но потом душа героини запросила большего. «Инсталлироваться» в эту фантазию, стать ее частью использованный муж не может физически, особенно на фоне внезапно ворвавшегося в их жизнь красавца-соседа из Питера.

В то же время, стадия «принятия окружающими» у героини терпит закономерный крах, который и толкает ее в прошлое, к тем, кто ее любил и поддерживал – в отличие от респектабельных шведов, которые не могут воспринимать «девку с панели» как равную. Собственно, в этом трагедия и многих современных «голддиггерш»: проникая сомнительным путем на чужбине в «высшее общество», они наивно рассчитывают сорвать джекпот и терпят множество разочарований. Как говорится, слесарю слесарево, но мало кто готов учиться на чужих ошибках.

Интересные факты

  • Свою повесть Кунин прислал жене Тодоровского. Это она уговорила мужа снять фильм.
  • Интердевочка стала одним из первых фильмов, снятых не на бюджетные средства.
  • Делалась картина совместно со шведской Filmstallet AB, которая обанкротилась до того, как смогла показать ленту своим зрителям.
  • В СССР “Интердевочка” стала лидером проката 1989 года.
  • На главную роль сначала пригласили Татьяну Догилеву, затем еще нескольких актрис… В итоге Тодоровский выбрал Елену Яковлеву.
  • За этот фильм читатели “Советского экрана” назвали ее актрисой года.
  • По мотивам книг Кунина сняты еще несколько известных или скандальных фильмов. В частности, “Хроники пикирующего бомбардировщика” и “Сволочи”.

«Не хочу и не буду!»

Строптивая Елена Яковлева категорически отказывалась от постельных сцен и не желала сниматься обнаженной, поэтому режиссеру пришлось импровизировать, и идти на различные ухищрения, чтобы показать в кадре интимные процессы. Самой «смелой» сценой стало появление Яковлевой в кадре в кружевном белье, на большее она не соглашалась.

О том, как создавались постельные сцены фильма, можно было снимать отдельное кино. Из «постельного» в кадре была, собственно, только сама постель. Сцену с клиентом-японцем снимали без присутствия последнего: Яковлева с лицом, блестящим от глицерина, лежала в кровати одна. Вся актерская игра происходила лишь в ее глазах. За кадром режиссер ритмично «расталкивал» за ноги актрису, одетую в купальник. Звуки имитировали при помощи бревна под кроватью, а ассистенты раскачивали тумбочку со стоящим на ней светильником в такт музыке. Дополняли картину с помощью манипуляций со светом и движений камеры. Для Тодоровского главными были не подробности и достоверность происходящего, а суть.

Интердевочка: «Заграница нам поможет»

Как и любой скандальный фильм, так или иначе порочащий ценности коммунистического государства, фильм «Интердевочка» был проспонсирован из-за границы. Средства для финансирования фильма, на который «Москино» не планировало ни копейки, Мире Тодоровской удалось найти в Швеции через случайно встреченного знакомого.

«Интердевочка» — первое коммерческое кино, которое снималось на дорогостоящую по тем временам пленку «Кодак». Нужды экономить ее не было, поэтому съемки удалось завершить за три месяца. Спонсором киноленты оказался шведский фермер, вскоре оказавшийся в тюрьме за неуплату налогов по причитающейся за фильм прибыли и продавший права на фильм постороннему агентству. Снятый для шведской стороны вариант фильма был урезан и имел другую концовку, резко меняющую замысел киноленты. В Европе этот вариант фильма не имел успеха, тогда как российский получал награды и премии вне СССР.

«Докатились»

Петр Тодоровский родился в провинциальном городе, а потому имел расплывчатое представление о девушках с «панели». По мнению режиссера, все они должны были обладать «выдающимися формами» и выглядеть вызывающе. Супруга Тодоровского Мира Григорьевна возила его в места, где собирались представительницы древнейшей профессии, чтобы показать, как они выглядят на самом деле. Петра Ефимовича удивило то, что он увидел: там были разные женщины и девушки, которые совсем не соответствовали его представлениям.

На страницах издания «Советский экран» Тодоровский рассказал о работе над фильмом и поделился с читателями, что далек от этой темы. Узнав из прессы о планах режиссера, «ночные жрицы» стали слать письма на «Мосфильм» с рассказами о том, как давно они работают в этой сфере, о своем опыте, а также вкладывали в конверты откровенные снимки в подтверждение своих слов и в надежде сняться в кино. Однако режиссер лишь посмеивался и искал на главную роль профессиональную актрису. Интересный факт о фильме «Интердевочка»: поиски исполнительницы главной роли продолжались больше 6 месяцев.

Девушки, работавшие на панели, приходили на киностудию к режиссеру, даже после завершения подбора актеров, чтобы поведать о тонкостях и особенностях их профессии, о том, как они «докатились» до такой жизни. Они рассказывали о причинах и обстоятельствах, которые подтолкнули их к такому шагу: некоторые пришли в эту сферу банально ради денег, когда не на что было кормить детей, другие – в поисках приключений и в погоне за красивыми и модными вещами. По словам путан, их недельный доход часто превышал зарплаты обыкновенных рабочих в десятки раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector